Научная статья на тему 'Экономика удельной Руси'

Экономика удельной Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3047
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика удельной Руси»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА УДЕЛЬНОЙ РУСИ

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ

"И РАЗЪДРАСЯ ВСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ"

Словами, вынесенными в заголовок, определил летописец состояние древнерусских земель после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 г. Однако Киевское государство начало распадаться на множество суверенных земель, самостоятельных областей и княжеств в конце XI в. После смерти Я. Мудрого (1054 г.) Древнерусское государство было разделено между пятью его сыновьями. В своем завещании Я. Мудрый призывал сыновей жить мирно. "Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую добыли они трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата" (1). Не вняли сыновья и внуки завещанию своего отца и деда. В течение почти полстолетия продолжалась череда кровавых и страшных усобиц между Ярославичами и их сыновьями. Между отдельными ветвями рода Ярослава шла ожесточенная борьба за Киевское княжение, т.е. за номинально главный стол и право распределять земли. В этой борьбе защищались индивидуальные интересы князей и отдельных семей. Родовые ценности отступали под нажимом индивидуальных интересов.

Важным этапом в междоусобной борьбе стал княжеский съезд в г. Любече в 1097 г., от которого ждали наступления долгожданного мира. Съезд внес новый принцип в организацию власти на Руси. Теперь Русская земля не являлась единым владением всего дома Рюриковичей. На съезде князей было принято решение: "каждый да держит отчину свою". За этой формулой стояло признание права собственности на землю, унаследованной от отца, то есть закрепление владений по наследству,

а не по праву старшинства. Князья поклялись твердо соблюдать это правило и в том целовали крест. Вскоре после съезда кровопролитная борьба вновь возобновилась.

Прекратить усобицы и восстановить единство Русского государства удалось внуку Я. Мудрого Владимиру Мономаху (1053 - 1125 гг., киевский князь с 1113 г.). Он разгромил половецких ханов, многих из которых принял на службу грузинский царь Давид Строитель (1089 - 1125 гг.) и с их помощью освободил Тбилиси от турок-сельджуков. При Владимире Русь продолжала поддерживать широкие международные связи. Мать Владимира была византийской царевной. Жена Гита была дочерью англосаксонского короля Гарольда, убитого при Гастингсе в 1066 г. Его сестра стала женой императора "Священной Римской империи" Генриха IV. При Владимире Мономахе монахом Киево-Печер-ского монастыря Нестором был составлен наиболее ранний из дошедших до нас сводов русской летописи "Повесть временных лет". Ее основу составили не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, византийские хроники, древние предания, тексты Священного писания, церковные поучения и сказания. К началу XII в. относится также "Сказание о Борисе и Глебе" неизвестного автора. Оба брата оказались жертвами княжеских усобиц, раздиравших Русь. В историю они вошли как страстотерпцы и первые святые, канонизированные Русской Православной Церковью. Постепенно их образ, связанный с призывами к единству и прекращению вражды, превратился в покровителей всех русских князей.

Начать же свое княжение в Киеве Владимиру Мономаху пришлось с подавления народного вы-

ступления и восстания закупов. Восставшие были недовольны размером предпринимательского кредита. Брать большие проценты под кредит на Руси считалось поступать не по-божески. В соответствии с христианскими нормами долги вообще надо прощать, поэтому ростовщичеством в Киеве часто занимались пришлые люди. Нередко это были иудеи, так как их вера не запрещала этой формы предпринимательства. В Киеве существовали многочисленные колонии хазарских иудеев, отличавшихся от ортодоксальных иудаистов и более ассимилированных к славянской среде. Они ссужали деньги в рост под огромные проценты, что нередко приводило к столкновению с должниками. В 1113 г. произошло восстание закупов, которые громили дома бояр, владения тысяцкого и лавки евреев-ростовщиков, взимавших высокие проценты и торговавших по спекулятивным ценам предметами первой необходимости. Киевляне требовали от князя выселения иудеев. Владимир Мономах не согласился с этим требованием, но вынужден был пойти на уступки и приступить к разработке соответствующего законодательства. "Правда Ярослава" приравнивала положение новгородских купцов к киевским и устанавливала взимание штрафа за нарушение этого порядка. "Правда Ярославичей" дополнялась статьей о сборе налогов с торговли. "Устав Владимира Мономаха", ставший частью "Русской Правды", ограничивал взимание процентов ростовщиками, улучшал правовое положение купечества, укреплял юридическую основу кредитных операций. "Устав о закупах" четко определял их права и обязанности, регламентировал обращение полузависимых людей в полное рабство. Принятый "Устав о резах" (процентах) предписывал ограничить сумму процента, выплачиваемого по кредиту, до 20% в год (2). Взявший долг из 50% годовых обязан был платить эти проценты только два года, а на третий делался свободным от всякого долга (3). Этот документ осуждал и запрещал ростовщичество как разновидность паразитического предпринимательства. Однако принятые меры оказались не очень эффективными. "История Российская" В.Н. Татищева упоминает о новом восстании с такими же требованиями в 1124 г. На княжеском съезде было принято решение о выселении хазарских иудеев.

В "Поучении к детям" (1117 г.) великий князь киевский Владимир Мономах поведал сыновьям о своей жизни, прошедшей в трудах и походах. Он учил детей иметь страх божий в сердце, творить добро, не лениться, учиться, не забывать убогих,

советоваться сдружиной, почитать и поддерживать торговых людей, чтить старших, жить братьям вместе, "ибо не хочу я зла, а добра хочу братии и Русской земле" (4). Владимир Мономах после смерти оставил своему сыну Древнерусское государство в относительном порядке, решив половецкую и ростовщическую проблемы. Мстислав Великий (1125 -1132 гг.), будучи талантливым человеком, продолжал править единым государством и даже расширил его территорию. За свои добродетели он был канонизирован Русской Православной Церковью. После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества, превратившись в конфедерацию самостоятельных государств. Число самостоятельных земель постоянно росло. В середине XII в. их было 15, в начале XIII в. - около 50, в XIV в. - примерно 250.

Удельная раздробленность не была национальным русским явлением. Этот объективный процесс не обошел практически ни одно европейское государство, причем в те же сроки, что Русь. Распадается на самостоятельные уделы Польша. Франция дробится на десятки самостоятельных владений, в которых и слышать не хотят о короле, особенно на юге. Феодальная раздробленность была закономерным явлением в истории многих стран и знаменовала собой новую форму государственности. Она обусловливалась рядом причин разнообразного характера. К причинам, вызвавшим удельную раздробленность на Руси, можно отнести следующие:

• кризис старых институтов власти;

• родовой принцип наследования (выделение старшего в роду) вступил в противоречие с установлением принципа майората (передача власти старшему сыну);

• прогресс в области сельского хозяйства - распространение пахотного земледелия, совершенствование орудий труда;

• натуральный характер древнерусской экономики. Наличие замкнутых в экономическом и торговом отношении феодальных вотчин создавало самодостаточные и самообеспечивающиеся хозяйственные единицы, приспособленные к изолированному существованию. При условии отсутствия серьезных политических причин к созданию единого государства, как это произошло в XIV в., мало включенные во внешние факторы развития хозяйственные единицы оказались способными создать благоприятные условия для распада единого государства на отдельные княжества и земства;

• усиление роли бояр. Дальнейшее развитие феодального землевладения привело к возникновению не только княжеского, но и боярского землевладения, боярских вотчин. Боярство превращалось из военной элиты (дружинников) в землевладельцев. Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой сфере он сопровождался превращением дани в ренту, которая взимается собственником земли с тех, кто на ней проживает и ею пользуется. Княжеские "жалованные грамоты" способствовали усилению боярских вотчин, так как освобождали их от налогов и предоставляли им большую независимость от государства, а также возможность менять князя, которому боярин должен был служить. Сильные боярские вотчины вели активное наступление на общинные земли, закабаляли свободных общинников, усиливая боярскую власть на местах. Этот процесс заставлял князя быть менее динамичным, укреплять собственное княжество, а не искать новых столов;

• потеря Киевом статуса крупного международного центра торговли. Упадок Арабского халифата и начало крестовых походов на Ближний Восток переместили главные торгово-транс-портные пути в Средиземное море, превратив в главных торговых посредников между Европой и Азией итальянские города-государства Венецию и Геную. Упадку Киева также способствовали постоянные набеги кочевников. Превращение Киева в прифронтовой город не только парализовало торговлю, но и заставило население сниматься с обжитых мест и селиться на севере и северо-востоке;

• распад этнической системы. Несмотря на то, что государство населяли русские и православные, чувство этнического единства между ними значительно ослабло. Ярким примером утраты этнической комплиментарное™ стал поступок князя Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, он отдал его на трехдневное разграбление своим ратникам. Так поступали только с чужеземными городами;

• рыхлость государства, разнообразие традиций отдельных земель, сложность его состава в этническом и географическом отношениях. Период удельной раздробленности отличается от периода единого государства не только наличием усобиц, а принципиально иными целями и задачами противоборствующих сторон. Единое государство превратилось в своеобразную конфе-

дерацию отдельных княжеств, при номинальной власти великого князя киевского. Каждый отдельный князь думал не о захвате власти во всей стране, а об укреплении своего собственного княжества, обустройстве в нем жизни и расширении его территории за счет соседей. В политическом отношении русские княжества домонгольского периода представляли собой сочетание монархического, аристократического и демократического правления. Монархический элемент представлял собой князь. Аристократический элемент был представлен советом, состоявшим из бояр. Демократический элемент управления представлен городским собранием, известным как вече. Монархический элемент особенно развивался в северо-восточной Руси. Аристократический элемент сильнее всего проявился в юго-западной Руси. Наибольшее влияние вече наблюдалось на северо-западе Руси. В XII в. наиболее усилились Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля на севере Руси.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ

Название края, расположенного в междуречье Оки и Волги, с течением времени менялось не один раз. Спасаясь от степняков-кочевников, жители Поднепровья бежали на северо-восток, отделенный от Киева дремучими лесами. Новое место обитания стали называть Залесским краем. Главными городами земель кривичей и вятичей были Суздаль и Ростов, поэтому постепенно за этими землями закрепляется название Ростово-Суздальского княжества. Оно имело как минимум два преимущества перед другими княжествами. Во-первых, оно располагалось вне досягаемости половецких набегов в силу удаленности степи и наличия непроходимых лесов. Во-вторых, по этим землям протекала важная водная артерия - Волга, по которой шел торговый путь на Восток в Каспийское (Хвалисское) море. Это делало Ростово-Суздальскую землю средоточием торговых путей, в том числе и Новгородских, в богатые восточные страны, где охотно покупали пушнину и славянский воск.

Князем ростовского удела был Владимир Мономах, который основал города - Владимир на Клязьме и Переяславль Залесский. В 30-е гг. XII в. Ростово-Суздальская земля, управляемая сыном Мономаха Юрием по прозвищу Долгорукий, обособилась от Киева. Несмотря на то, что киевское княжество перестало быть самым богатым, яростная борьба за киевский престол продолжалась

вплоть до 70-х гг. XIII в. В упорной борьбе центральный престол достался Юрию Долгорукому, где он княжил до своей смерти в 1157 г.

Сын его Андрей, по прозвищу Боголюбский, без сожаления оставил Киев и отправился на север, но не в Ростов, а во Владимир. В 12 верстах от него он основал свою резиденцию Боголюбово. С этого времени принято говорить о Владимиро-Суз-дальской Руси с новым политическим центром. В лице властного Андрея Боголюбского Владимир получил князя новой формации, стремившегося к самовластию на Суздальской земле. Все новые земли становились собственностью князя. Это стало возможным потому, что князь не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярства, так как в Суздальской земле отсутствовали крупные земельные вотчины и старая боярская аристократия. При новом князе возникла и распространилась поместная форма феодального землевладения, породившая новую социальную группу - дворянство, сыгравшую важную роль в дальнейшей судьбе России. Дворяне, получившие земли из рук князя, считались его подданными. Однако они сохранили высокий статус. За их убийство полагался штраф в 80 гривен. Заметное усиление позиций князя, сосредоточившего в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, привело к деспотической монархии. Властолюбие и высокомерие князя Андрея, забвение интересов местных феодалов привели к обострению межличностных отношений внутри княжества. Бояре составили заговор и убили князя Андрея Боголюбского в 1174 г.

Печальный конец князя-деспота послужил хорошим уроком для преемника, которым стал родной брат Андрея Боголюбского Всеволод III Юрьевич, названный летописцем "Большое Гнездо". Он продолжил начатую линию на укрепление престижа княжеской власти, но иными методами. При нем действовал Совет, состоявший из бояр, епископа, наместников, управлявших городами. По своему характеру он представлял собой совещательный орган. Однако наличие Совета придавало монархии не абсолютный, а конституционный характер. Политические и культурные традиции Владимиро-Суздальского княжества лягут в основу будущего Московского царства - центра объединения русских земель.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

В период ослабления Киева все большую роль в русской жизни начинают играть князья Галича и

Волыни. Мягкий климат, плодородные земли, полноводные реки, леса и степи создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и различных промыслов. Здесь быстро развивалось ремесло, увеличивалось число городов. Наибольшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при князе Ярославе Владимировиче. Благодаря выгодному географическому расположению Галича, ему удавалось держать в своих руках всю дунайскую торговлю. Он успешно защищал интересы своего княжества во взаимоотношениях с соседними европейскими государствами. За свое заботливое и мудрое правление Ярослав получил прозвище Осмо-мысл, т.е. думающий за восьмерых (по некоторым данным, за знание иностранных языков). Не менее знаменитой стала его дочь, одна из героинь "Слова о полку Игореве" Евфросиния Ярославна.

В своем правлении князь Ярослав Осмомысл испытывал сильное противодействие со стороны галицких бояр, которые активно вмешивались в вопросы управления княжеством. В политической жизни юго-западной Руси боярский совет имел преобладающее влияние. Вполне возможно, что ситуация, содействующая аристократическому господству, складывалась под воздействием феодальных порядков, проникающих сюда через Польшу и Венгрию. С другой стороны, своеобразие юго-западных земель состояло в том, что боярское землевладение значительно превосходило княжеский домен. Бояре владели крупными вотчинами, городами-замками и имели военных слуг - вассалов. Князь вынужден был или считаться с боярами, или вести с ними постоянную борьбу.

Не менее известен был волынский князь Роман Мстиславич, сломивший сопротивление бояр и подчинивший своей власти всю Галицко-Волын-скую Русь. "Не передавивши пчел, меду не есть", -говорил князь о боярах. При нем наблюдался расцвет городов, развитие ремесла и торговли. В 1202 г. Роман Галицкий овладел Киевом. Он стал правителем одного из крупнейших государств Европы, по своим размерам сопоставимого со Священной Римской империей Фридриха Барбароссы. Вырос международный престиж княжества. Папа римский Иннокентий III предлагал в обмен на королевский титул принять католичество. При дворе Романа нашел пристанище византийский император Алексей III, бежавший из захваченного рыцарями-крестоносцами Константинополя в 1204 г. После гибели князя Романа в 1205 г. началась длительная смута, преодолеть которую суждено было князю Даниилу Романовичу в 1234 г.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Новгород Великий был единственным древнерусским городом, который избежал упадка и дробления в XII - XIII вв. Две отличительные особенности характерны для этого города: чрезвычайно развитая торговля и нетипичный для Руси политический строй. Новгород был феодальной республикой, подобно итальянским городам-государствам Венеции, Генуе, Флоренции. В Новгороде, начиная с начала XII в., возобладали тенденции к демократии. В XIV в. статус республики получит Псков, но в рассматриваемый период Новгородская и Псковская земли еще не разделились.

Территориально Новгородская земля делилась на пять областей ("пятин"). Сам город был разделен на пять областей ("концов"), которые делились на "улицы". Новгород имел две стороны - Софийскую и Торговую, а также пригороды, под которыми подразумевались ближайшие города. Главное своеобразие Новгорода составлял его общественно-политический строй. Здесь господствовала формула "Новгород волен во князьях", поэтому княжеской династии как таковой не было. С князем заключался ряд (договор), в котором были перечислены его права и обязанности. Князю запрещалось даже селиться в черте города и приобретать землю, а также вмешиваться во внутренние дела республики, смещать лиц с должностей и учинять репрессии. В любой момент город мог расторгнуть договор и прогнать князя, чем новгородцы часто пользовались. По подсчетам В. Б. Кобрина, за 200 лет с небольшим, с 1095 по 1304 г, на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей - суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за указанное время 58 раз (5). Эфемерная власть новгородского князя не была синекурой и включала четкие обязанности. Князь был адресатом дани, выполнял полководческие обязанности по защите республики от врагов, поэтому приходил со своей дружиной и командовал новгородской ратью. Князь также обладал высшей судебной властью, представлял Новгород в отношениях с другими княжествами, являясь своеобразным символом единства республики.

Высшим органом власти, имевшим законодательные функции, в Новгороде являлось вече. В исторической науке существуют две точки зрения на численный состав вече. Одни авторы считают, что в вече участвовали все свободные мужчины города независимо от социального положения. В.Л.

Янин считает, что на вече собирались только владельцы городских усадеб в количестве 500 человек. В любом случае на вече собирались, а стало быть, участвовали в управлении представители всего населения города, его концов и улиц. Символом вече был "вечевой колокол", набат которого оповещал население о созыве вече. В его компетенцию входили вопросы войны и мира, большинство вопросов внутренней политики, финансы и земельный фонд.

Исполнительную власть осуществлял посадник, избранный вече из знатных новгородских бояр. До конца XIII в. он не имел определенного срока службы, затем стал избираться на год. Посадник председательствовал на вече, заключал ряд с князем, с которым возглавлял войско, осуществлял суд, ездил с посольствами в другие государства. Официально жалованья посадник не получал, но имел право пользоваться частью дохода города. Вторым по значимости лицом, избираемым вече, был тысяцкий. Он следил за порядком в городе, возглавлял налоговое ведомство, разбирал тяжбы по торговым делам. Есть основания думать, что до XIV в. тысяцкие избирались из небоярской части городского населения, являясь представителями его интересов в органах управления.

Новгородское вече избирало духовного главу церковной иерархии - епископа (с конца XII в. архиепископ - владыка). Эта должность была пожизненной. Он управлял делами церкви, был хранителем эталонов мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким скреплял своей печатью международные соглашения. Владыка обладал большим религиозно-нравственным влиянием. Его двор находился в кремле, он имел свой полк и распоряжался казной. Богатейшая церковная казна складывалась сначала из десятины от доходов новгородских князей, а позднее - от прибылей с земельных владений архиепископа. Не раз владыки пускали казну на общегосударственные нужды в суровые и трудные годы. Вече избирало главу черного или монашествующего духовенства - архимандрита с постоянным пребыванием его в одном из самых древних и богатых Юрьеве монастыре. Всего в XII - XIII вв. в Новгороде и его окрестностях было основано 17 монастырей.

Суровые условия северного края снижали продуктивность зернового земледелия, и хлеб нередко становился главной статьей импорта, чем пользовались корыстные феодалы и князья тех земель, от которых этот экспорт зависел. Вместе с тем новгородская республика была государством, где

власть принадлежала кастовым боярам и купцам. Широкое распространение в Новгородской земле получило развитие ремесла и различных промыслов. Многие крестьяне занимались добычей соли и железной руды, так как спрос на них всегда был высоким. Ремесленники обладали профессиональным мастерством и широкой специализацией. Работали они преимущественно на заказ. Их изделия высоко котировались на внутреннем рынке и за рубежом.

Климатические условия и выгодное географическое положение на пересечении важных торговых путей сделали основным фактором не землю, а капитал. Новгород стал главным торговым форпостом на северо-западных рубежах страны. Не чуждались заниматься торговлей представители высшего новгородского сословия - бояре. Они фактически монополизировали самый доходный вид внешней торговли - пушниной. Именно она, а не продукция ремесленников составляла основу новгородского экспорта. Обилие товара позволяло медвежьи, волчьи, заячьи, беличьи меха считать тысячами и десятками тысяч, а собольи, куньи, бобровые, горностаевые - "сороками". Кроме пушнины предметами заморской торговли были мед и воск.

Постепенно вся торговля сосредоточилась в руках купечества, которое представляло собой в Новгороде не только экономическую, но и политическую силу и состояло из профессионалов. Новгородские купцы держали в своих руках транзитную торговлю Руси с Европой. С середины XII в. в Новгороде появился Готский торговый двор - иностранная торговая фактория немецких купцов с острова Готланд. В начале XIII в. другой торговый двор поставили купцы Ганзейского союза северных немецких городов под гегемонией Любека. С Запада на Русь везли сукна, вино, металлы. Великий Новгород в больших количествах экспортировал лес. Только Ганза вывозила лесных товаров до 20 тыс. т в год (6). Новгородские власти строго контролировали торговлю Ганзейских городов, регулируя ее заключением торговых договоров. Именно в Новгороде возникли первые купеческие корпоративные объединения. Наиболее известной и влиятельной была корпорация "Иванское сто", существовавшая в XII - XV вв. при храме святого Ивана Предтечи в Опоках. Община "иванских купцов" первоначально торговала воском, а затем и другим товаром. Около церкви, где проходил торг, стояли большие весы для взвешивания товара и малые для взвешивания слитков серебра. За взвешивание взималась особая пошлина. Постепенно община при-

своила себе монопольное право контроля за мерой и весом.

Иванская община была не только торговым, но и кредитным учреждением. Вступить в нее мог только состоятельный предприниматель, так как требовалось заплатить 50 гривен серебром и 30 гривен безвозмездно пожертвовать в пользу церкви, что составляло стоимость стада в 80 голов (7). Членство в общине было наследственным. Оно также давало привилегии: предоставление кредита и военной помощи при опасных торговых операциях.

Позднее появились и другие купеческие организации: "Заморские купцы", "Низовские купцы", "Югорщина". При всей активности новгородских купцов их инициатива сковывалась отсутствием собственного торгового флота. Сильные позиции Ганзейских городов на море делали невозможной конкуренцию с ними на их рынке. Договорной и регулярный характер торговых отношений не всегда сопровождался равноправным положением сторон.

Формально новгородская демократия строилась на принципе равенства граждан. Вместе с тем постепенно власть в Новгороде сосредоточивалась в руках нескольких наиболее богатых семей, боярской олигархии. В практику широко вошел подкуп бедняков, собирающихся на вече. Это давало возможность управлять народным собранием и проводить в жизнь нужные боярству решения. В руки бояр переходят должности, которые раньше занимали представители небоярских сословий. Политическое и экономическое устройство Новгородской земли было уникальным для Руси, но не имело исторической перспективы. Европейская история пошла по линии развития национальных государств или многонациональных республик, в которые торговые республики не трансформируются.

ВНЕШНИЕ ВРАГИ РУСИ

Государственная раздробленность была отмечена экономическим и культурным подъемом русских земель, расцветом федерации княжеств, строительством храмов и княжеских теремов. Укреплялись старые и росли новые города. Их число в домонгольский период достигло 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В политическом отношении раздробленность тоже была шагом вперед, ибо подготавливала объединение Руси на новом, более высоком и прочном уровне. Яркую картину процветающей Руси рисует замечательный памятник

древнерусской литературы "Слово о погибели Русской земли".

Вместе с тем раздробленность ослабила военную силу Руси и ее оборонную мощь. Это обстоятельство трагически сказалось на судьбе русских княжеств перед лицом внешней агрессии в XIII в.

В первый раз русские княжества столкнулись с ордами монголо-татар в 20-х гг. XIII в. Этническая принадлежность народа-завоевателя до сих пор не совсем ясна. Скорее это был не полностью определенный народ, а объединение десятков кочевых племен. Хорошо обученный, коварный и дисциплинированный враг появился в половецких степях. Русские князья, посоветовавшись, решили придти на помощь соседям-половцам. Старшие князья Мстислав Романович Киевский, Мстислав Святославович Козельский, Мстислав Мстиславо-вич Галицкий совместно с младшими князьями выставили громадное войско. Битва произошла на реке Калке в мае 1223 г. и закончилась поражением союзников. Причина поражения лежала в отсутствии единого главнокомандующего у союзников и в превосходстве военной организации противника над структурой княжеских дружин.

Через 14 лет хан Батый начал завоевательный поход против Руси. Он длился 4 года и закончился в 1240 г. падением Киева. Монголо-татарское нашествие нанесло невосполнимое разорение русским княжествам. По подсчетам археологов, из 74 городов 49 были разорены и разрушены. В 14 жизнь больше не возобновилась, а 15 постепенно превратились в села (8). Ослаблением Руси поспешили воспользоваться враги на северо-западе. Однако для разгрома немецких, шведских и датских захватчиков хватило мощи вооруженных сил одного Новгородского княжества под командованием талантливого полководца Александра Ярославича Невского. Монголо-татары представляли собой качественно другого противника.

Утвердившееся на Руси ордынское иго продержалось 240 лет, что соответствовало смене 8-9 поколений людей. Дискуссионным среди исследователей остается вопрос о влиянии золотоордынского ига на формирование и развитие российской государственности. В любом случае иго повлияло и на тип русского феодализма, и темпы его развития. Истребление старой знати повлекло за собой замену отношений вассалитета на подданническое подчинение. Не получило развития частное землевладение, а восторжествовал азиатский способ производства и получение земли в пользование за службу. Государство основную задачу видело в осу-

ществлении фискальных функций - своевременного сбора денег и угнетении подданных. Именно с XIII в. после установления ордынского ига можно проследить резкое расхождение в путях исторического развития западной и восточной частей Европы, что предопределило создание самобытного централизованного Российского государства.

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ

Главным документом Древнерусского государства, регулирующим имущественные и социальные отношения, оставалась "Русская Правда", созданная Ярославом Мудрым. Наряду с этим светским документом существовал церковный Устав. В ведение церкви передавалась вся сфера внутрисемейных и междусемейных отношений, которые ранее регулировались общиной в системе обычного права. Церковь также регулировала бытовые и интимные стороны жизни. Штрафы, налагаемые церковью, были значительно выше, чем светские. Здесь часто фигурирует "гривна золота", практически отсутствующая в светском законодательстве. Например, за умыкание боярской дочери взимался штраф в размере 5 гривен золота в пользу пострадавшего и такой же штраф в пользу епископа. Гривна золота приравнивалась к 60 гривнам серебра, поэтому 10 золотых гривен составляло 600 серебряных гривен. Таких высоких штрафов "Русская Правда" не знала. Предельное денежное наказание в светском законодательстве составляло 80 гривен (9).

Новые изменения и дополнения вошли в "Русскую Правду" при детях Ярослава. Важным изменением стала замена кровной мести штрафом (платежом вир). Появились дополнительные статьи, касающиеся различных обид и преступлений, за которые полагались особые платежи вир. При Владимире Мономахе на совете, в который вошли дружинники и тысяцкие, было принято несколько важных статей, ограждавших благосостояние жителей. В новой редакции "Русской Правды", так называемой Пространной Правде, созданной в 20-е гг. XII в. при Владимире Мономахе, отмечается уменьшение в два раза значения куны. Теперь она приравнивается к одному резану. Появляется новое соотношение: 1 гривна кун = 20 ногатам = 50 кунам (резанам) = 200 векшам. К такому уменьшению значения куны привело снижение веса византийской литры. Весовое содержание древних русских денежных единиц также изменилось и приняло следующий вид: 1 гривна кун = 68,22 г; 1 ногата = 3,41 г; 1 куна = 1 резане = 2,73 г; 1 векша =

0,68 г. (Ю) Гривна кун отличалась от гривны золота и гривны серебра. Гривна серебра была в 7,5 раз дороже гривны кун и в 6 2/3 раз дешевле гривны золота.

Период со второй половины XII, XIII и почти весь XIV в. вошел в историю древнерусского денежного обращения под наименованием безмонетного. Отличительной особенностью этого периода стало отсутствие на рынке денег не только монет собственной чеканки, но и иностранных. Это явление представляется достаточно загадочным для XII в. Ремесло и торговля вплоть до монголо-та-тарского нашествия развивались активно. Общего запаса серебра для продолжения собственного чекана было достаточно даже в условиях прекращения поступления иностранного серебра и отсутствия собственных разработок. Основной причиной наступления безмонетного периода можно считать удельную раздробленность государства, уничтожившую единую экономическую и политическую основу организации монетного производства.

Однако и в безмонетный период продолжалось дальнейшее развитие гривенно-кунной денежно-весовой системы. Появился даже новый денежный термин "мортка" ("мордка"). Понятие "деньги" в этот период выражалось в собирательном слове "серебро". Теперь основу металлического обращения составляла система весовых неразменных металлических слитков. Эти весовые слитки играли роль расчетно-платежных денежных единиц и получили название "гривна серебра". Гривна кун превратилась в гривну серебра. Новая гривна серебра в виде слитка значительно подорожала. Старая гривна кун укладывалась в ней четыре раза. Гривна серебра была двоякого вида: большая, весом 409,52 г, и малая, равная половине большой гривны. Размер и внешний вид гривны серебра зависели от места и времени чеканки. Так, киевская гривна серебра была шестиугольной формы, новгородская - продолговатой, черниговская - ромбовидной с удлиненными концами, татарская - ладьеобразной. Основными типами были киевские слитки весом 135 - 169 г и новгородские с устойчивым весом в 197 г, сохранившиеся в обращении до XV в.

Немалые сложности представляет собой вопрос о выявлении конкретных форм денежного обращения. Серебряные слитки обслуживали крупные торговые операции и внешние сделки, поэтому имели ограниченный характер хождения. Они применялись при покупке больших земельных участков, взимании контрибуции, завещании денежного вклада монастырям, при взаиморасчетах с иностранцами. В мелкой розничной торговле се-

ребряные слитки встречались очень редко, так как были неудобны при расчетах. Для мелкого внутреннего обращения в отсутствии куны, резаны, векши применялись особые платежные единицы. Все ярче стали выявляться местные особенности денежного счета. В роли денег выступали наиболее единообразные по своей природе предметы и товары, являвшиеся единым эквивалентом для той или иной местности.

В местах, богатых пушным зверем и хорошо развитым охотничьим промыслом, роль денег выполняли меховые шкурки. Интересны данные о наличии кожаных денег, называемых "жеребья" или "драницы". Некоторые исследователи склонны видеть в них универсальное средство платежа и институциональную основу русских денег в безмонетный период (11). Кожаные деньги не имели собственной стоимости и были, по сути дела, кредитными деньгами. По этой причине их существование длительное время подвергалось сомнению со стороны нумизматов. Некоторый свет на эту проблему пролила рукопись, найденная в Испании в XX в. и содержащая рассказ Абу Хамида ал-Гарна-ти о его путешествии в Центральную и Восточную Европу в середине XII в. Его описание торговых расчетов на русской территории представляет для нас особый интерес. По свидетельству путешественника, древние русы старые истертые (лишенные шерсти) беличьи шкурки скрепляли куском черного свинца с изображением царя (царства, государства). За одну шкурку давали краюху отличного хлеба. В одну пачку входило 18 скрепленных шкурок. Она приравнивалась к одному серебряному дирхему. На эти пачки покупали рабов, золото, серебро и другие товары (12).

Интересную гипотезу о выполнении роли денег некоторыми изделиями ремесла выдвинул академик В.Л. Янин. Подобные изделия должны удовлетворять как минимум двум требованиям: иметь определенную стоимость и быть стандартными. Этим требованиям как нельзя лучше отвечали ов-ручские шиферные пряслица (грузики для веретен), хрустальные и сердоликовые бусы, разноцветные стеклянные браслеты. Их часто находят в составе монетных кладов. Пряслица нередко встречаются вместе со слитками. В Пскове они были найдены в кошельке наряду с западноевропейскими монетами.

Средством платежа в северо-западной Руси выступали раковины каури. Ихдобывали на Мальдивских и Лаккадивских островах Индийского океана. Раковины привозили в Индию, а оттуда они

расходились по всему миру. В качестве денег они были широко известны в Африке, Азии и Европе. Во время проведения археологических раскопок раковины часто находили в Новгороде и Пскове, Прибалтике, а также в верхнем и среднем Поволжье. На Руси раковины каури были известны под названием "змеиные головки", а также "ужовки", "жерновки", "жуковины". В русской торговле на территории Сибири они выступали в качестве суррогата денежных знаков вплоть до XIX в.

Все перечисленные предметы (пряслица, бусы, браслеты, каури) были обнаружены при раскопках Москвы в слоях XII - XIII вв. Они могли относиться к возможным платежным знакам низкого достоинства безмонетного периода. В одном из кладов Зарядья был обнаружен безмен и свинцовая гирька, принадлежащая к весовой системе Древней Руси. Эти предметы могут иметь тесную связь с денежными расчетами повесу (13).

Исторические источники подтверждают, что на Руси имелись и прообразы банкирских домов. К ним можно отнести монастыри и церкви. В них аккуратно велись хозяйственные книги: приходные и расходные, долговые и кабальные, вкладные и оброчные. Кредитные функции выполняли купеческие общины. Кредитным делом занимались и частные лица, давая в займы часть денег, вырученных от своих предприятий. Об этом свидетельствует дошедшая до наших дней духовная грамота новгородца Климента. Он ссужал и членов купеческих сотен (14). В рассматриваемый период все большее значение начинает приобретать поземельный кредит.

После монголо-татарского нашествия денежная система продолжала развиваться с сохранением старых принципов денежного обращения в Новгородской республике, которая платила дань, но не была захвачена завоевателями. В XIII в. на смену гривны серебра пришел рубль, который также выступал платежной и весовой единицей. Существует несколько объяснений происхождения названия "рубль". Более точной нам кажется версия происхождения от пересчета гривен. При отсчитывании 10 гривен делали зарубку на дереве. Отсюда и пошли рубли. Полруба означало полтину. Рубль был крупной древнерусской денежной единицей и в основном применялся как счетная категория. Реальным платежным средством в Новгороде выступала полтина. К счетным понятиям также относилась четверть. При переходе от гривны к рублю содержание серебра в нем уменьшилось. В конце XIII в. рубль содержал 170,1 г. серебра (15).

Отсутствие собственной монетной чеканки и прекращение притока иностранных монет осложняло взаимные расчеты продавцов и покупателей на рынке. Преобладание натурального хозяйства, высокие возможности княжеств к хозяйственному обеспечению также сокращали объемы торговли. Тем не менее развитие ремесла, отсутствие на местах предметов первой необходимости, рост потребностей местной знати стимулировали торговые обмены между городами и удельными княжествами. На Руси продолжалось становление мелкотоварного производства. Постепенно повышалась производительность труда, углублялась специализация ремесла. Во второй половине XII в. в крупных городах трудились ремесленники до 100 различных специальностей.

Однако ремесленники занимались не только производством продукции, но сбытом ее на рынке, наряду с купцами-профессионалами. Оптовая торговля соседствовала с розничной. Практиковался натуральный обмен (товар на товар), товарно-денежные операции (товар - деньги - товар), заключение кредитных сделок и предоплата. Для защиты собственных экономических интересов и преодоления трудностей торговли купцам приходилось объединяться. Формы коммерческой деятельности продолжали развиваться. Дальнейшую эволюцию претерпело складничество, известное с древнейших времен. Купцы-складники, торговавшие одинаковым товаром, объединялись в небольшие группы по 4 - 5 человек. Информация о них содержится в новгородских берестяных грамотах XII - XIV вв. Грамоты отражают переписку компаньонов по торговле металлом, воском, солью, мехами. Речь идет о ценах, взаимных расчетах, торговой конъюнктуре, претензиях друг к другу. Центром купеческих объединений часто выступал пат-рональныйхрам.

В домонгольской Руси уже начался процесс превращения мелких обителей в крупные монастырские общины. Часть изделий монастырских ремесленников шла на рынок. Среди монашества появились представители купечества. В рассматриваемый период закладывались прочные основы превращения монастырей в ремесленно-торговые и просветительские центры. В процессе развития внутренней торговли формировались местные, областные и межобластные рынки, что стимулировало развитие сельского хозяйства и ремесла. Однако самые крупные барыши сулила внешняя торговля. Обширна была география коммерческих поездок русских купцов - от Византии и Египта до

Англии и Скандинавии. Правда, русские гости имели мощного конкурента в лице иноземных посредников, получавших значительный процент прибыли.

Отношение к купечеству было противоречивым. На социальной лестнице они стояли довольно высоко вслед за боярством, дружинниками и чиновниками. Князья нередко поддерживали купцов и использовали их деятельность в собственных экономических интересах. Но нередко и ущемляли, вводя многочисленные сборы и пошлины. Купцы должны были платить мыт (с воза или лодки с товаром), мостовщину (проезд по мосту), тамгу (пошлина с ценности товара), гостиное (за склад товара в торговом помещении) и др. С другой стороны, установление пошлин свидетельствовало о развитии торговли между отдельными княжествами.

Удельная раздробленность - процесс объективный и закономерный. Его даже можно признать прогрессивным для определенной эпохи. В этот период происходит дальнейшее созревание и развитие феодальных отношений, углубляется общественное разделение труда, развиваются города, ремесла и земледелие, происходит рост национального самосознания народа. Отрицательной стороной этого процесса стало ослабление военного потенциала государства. Мужественное сопротивление русских княжеств, героическая оборона городов заметно ослабили тумены Орды. Русь приняла главный удар и спасла Европу от варварского нашествия. Установившееся на два с половиной века ордынское иго деформировало русскую государственность и изменило направление исторического развития страны.

Литература

1. Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М., 1978. С. 172.

2. 1 ООО лет русского предпринимательства. М., 1995. С. 6.

3. История экономической мысли в России. М., 1996. С. 9- 10.

4. Пламенное слово. С. 172 - 179.

5. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991. С. 132.

6. Манько A.B. Россия на мировых рынках Взгляд в прошлое // Внешняя торговля. 1998. № 10 - 12. С. 55.

7. 1000 лет русского предпринимательства. С.8.

8. Юрганов A.JI. У истоков деспотизма //История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. С. 42.

9. Кузьмин А.Г. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. М., 1996. С. 34.

10. Андрюшин С.А. Практика реформирования денежного обращения России в истории российской экономической мысли // Очерки истории российской экономической мысли. М., 2003. С. 228.

11. Назаренко A.B. Происхождение древнерусского денежно-весового счета // Древнейшие государства Восточной Европы. 1994. Новое в нумизматике. М., 1996. С. 78.

12. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994. С. 105 - 106.

13. Векслер А., Мельникова А. Российская история в московских кладах. М., 1999. С. 44 - 45.

14. Тихомиров М.Н., Щепкина М.В. Два памятника Новгородской письменности. М., 1952. С. 13 -14.

15. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. История русской экономической мысли. М., 1996. С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.