Dedok Victoria Mikhailovna, Belarusian State University, Postgraduate Student, Faculty of International Relations E-mail: viktoria_dedok@yahoo.com
ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION IN THE INTERNATIONAL SECTOR OF MEANS OF PLACEMENT: THE CURRENT STATE
Abstract: The current state of the economy of joint consumption in the international sector of accommodation facilities is reviewed. The leading airborne platforms Airbnb, Homeaway, Couchsurfing are considered; an analysis of their development at the international level; The advantages and disadvantages of developing similar ones for the national hotel sector, their influence on its international competitiveness are defined.
Keywords: economy of joint consumption, accommodation sector, share platforms, Airbnb, Homeaway, international competitiveness, hotel sector.
Дедок Виктория Михайловна, Белорусский государственный университет, аспирант, факультет международных отношений E-mail: viktoria_dedok@yahoo.com
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
В МЕЖДУНАРОДНОМ СЕКТОРЕ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Аннотация: Проведен обзор современного состояния экономики совместного потребления в международном секторе средств размещения. Рассмотрены ведущие шеринговые платформы Airbnb, Homeaway, Couchsurfing; проведен анализ их развития на международном уровне; определены преимущества и недостатки развития подобных для национального гостиничного сектора, их влияние на его международную конкурентоспособность.
Ключевые слова: экономика совместного потребления, сектор средств размещения, шеринговые платформы, Airbnb, Homeaway, международная конкурентоспособность, гостиничный сектор.
В современной практике феномен совмест- все чаще обоснованно называют новой экономи-ного потребления, являясь социально-экономи- ческой моделью, основу которой составляет кол-ческим открытием XXI века и входящий в число лективное использование товаров и услуг, аренда десяти идей, которые изменят мир, по версии и бартер вместо владения.
журнала Times [1], имеет множество синонимов: Впервые концепция совместного потребле-
«долевая экономика», «шеринг-экономика» ния была описана в книге Р. Боцман и Р. Роджерс
«I
(от англ. sharing economy), «экономика доверия» «Что мое, то и ваше: как совместное потребление и т. п. В научных кругах совместное потребление меняет нашу жизнь» («What 's Mine Is Yours: The
Rise of Collaborative Consumption», 2011). Не получив должного внимания со стороны экспертов в области экономики и менеджмента, ситуация ко ординально изменилась после выступления Р. Боцман на TED Talks, видеозапись которого насчитывает более двух миллионов просмотров. В 2015 г. глобальный рейтинг бизнес-мыслителей Thinkers50, который собирает, ранжирует и представляет лучшие идеи в области управления, обозначил совместное потребление инновационной идей года, а Рейчел Боцман стала победителем в номинации «Прорывная идея» [2].
В 2013 г. аналитики PwC оценили объем мирового рынка совместного потребления в 15 млрд. долл. США (в анализ были включены пять основных секторов (финансовые услуги, найм персонала, услуги по временному размещению, транспортные услуги, видео/аудио обмен), а к 2025 г. спрогнозировали рост до 335 млрд. долл. При этом эксперты отмечали, что в данный временной период среднегодовой темп роста сектора средств размещения в экономике совместного потребления составит 31%, в то время как в традиционной бизнес-модели сектора средств размещения данный показатель составит лишь 4% [3]. Эти данные подтверждают огромный потенциал развития экономики совместного потребления, ее давление на существующий рынок. Высокие темпы развития шеринговых платформ несомненно способствует росту конкуренции в международном секторе средств размещения, заставляя управленцев гостиниц и аналогичных средств размещения более тщательно заботиться об обеспечении устойчивой конкурентоспособности своих предприятий как на национальном, так и международном уровне.
Целью данной статьи является проведение краткого обзора современного состояния экономики совместного потребления в международном секторе средств размещения в условиях стремительного развития информационных технологий и глобализации мировой экономики.
Шеринг-экономика в международном секторе средств размещения представлена такими ведущими платформами, как Airbnb, Inc., Couchsurfing International, Inc., HomeAway, Inc. (таблица 1). Они содержат предложения по краткосрочной аренде жилья (частично или полностью) и позволяют сделать бронирование в режиме онлайн.
Компания Airbnb, являясь лидером среди участников рынка, предлагающих услуги по краткосрочной аренде помещений по всему миру, может предложить более 2 млн. вариантов размещения в 34 000 городах мира (более 190 стран). В 2013 г. выручка Airbnb составила 250 млн. дол. США; к 2020 г. доходы компании составят 10 млрд. дол. США, считают аналитики [4].
Согласно новому исследованию CBRE Hotels' Americas Research, с октября 2014 по сентябрь 2015 г. американские путешественники потратили на Airbnb 2,4 млрд. дол. США. Это всего лишь 1,7% от 141 млрд. дол. США, заработанных отелями, но, тем не менее, значительный скачок по сравнению с показателями за тот же период предыдущего года. Больше половины из этих 2,4 млрд. дол. были потрачены в пяти американских городах - Нью- Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Майами и Бостоне [5].
В 2009 г. сервисом Airbnb воспользовались всего 21 тыс. чел., а в 2014 г. количество пользователей возросло до 10 млн. чел. В 2014 г. на сайте Airbnb было представлено более 800 тыс. предложений по размещению в 34 тыс. городах мира (190 стран) [7], в то время, как одна из ведущих мировых гостиничных сетей «Hilton Worldwide» имела 715 тыс. комнат в 94 странах мира [8]. Эти данные позволяют не сомневаться в роли, значении и степени влияния шеринговых платформ на международный сектор средств размещения, в том числе на гостиничный сектор разных стран мира.
Результаты исследований автоконцерна Ford дают основание полагать, что потребителям нравится sharing ecomony в секторе средств
размещения. Около половины граждан из Фран- тании (44%) готовы предоставить в пользование ции, Германии, Италии, Испании и Великобри- другим людям свой дом [9].
Таблица 1. - Экономика совместного потребления в секторе средств размещения
Плат форма Описание Количество пользователей Годовой оборот Стоимость Охват территории
Airbnb Онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды помещений по всему миру; источник получения дохода - удержание комиссионного вознаграждения посредством уплаты сервисного сбора владельцами жилья и путешественниками. Год основания: 2008 Около 2 млн. зарегистрированных средств размещения; более 60 млн. пользователей по всему миру 250 млн. дол. США в 2013 г.; 900 млн. дол. США в 2015 г.; 10 млрд. дол. США в 2020 г. 25,5 млрд. дол. США в 2013 г.; более 30,0 млрд. дол. США в 2016 г. 34 000 городов, 191 страна
Home Away Платформа по аренде жилья на время отпуска; источник получения дохода - платежи за регистрацию, взимаемые с владельцев жилья. Во владении данной компании находятся платформа БоокаЬасН и УКБО. Год основания: 2005 Более 1,2 млн. зарегистрированных средств размещения 346,5 млн. дол. в 2013 г.; 446,8 млн. дол. в 2014 г. (рост 28,9%) 3 млрд. дол. США (по данным на февраль 2015 г.) 190 стран
Couchsu rfing Платформа, организованная по принципу социальной сети для предоставления услуг по обмену жильем или услуг по проживанию на безвозмездной основе. Источник дохода - некоммерческая организация. Год основания: 2004 Около 10 млн. зарегистрированных пользователей - - более 200 000 городов
Источник: составлено автором по данным [6, C.
В настоящее время только в Европе создано 275 ресурсов, работающих в разных секторах экономики совместного потребления, о чем свидетельствуют данные компании PwC. Также следует отметить, что платформы по предоставлению услуг размещения относятся к числу ключевых секторов sharing economy в Европе наряду с транспортными услугами; услугами по хозяйству и ремонту по требованию; подработке в свободное от основной работы время и услугами по кооперативному финансированию. Доходы европейских предприятий, относящихся
384]
к вышеобозначенным ключевым секторам sharing economy, в 2015 г. составили 3,6 млрд. евро (+97% по сравнению с 2014 г.), а общий объем прошедших через них транзакций - 28,1 млрд. евро (+77%) [10; 11]. На долю шеринговых платформ сектора размещения в объеме выручки приходится 32% (2 место после транспортных услуг); в объеме транзакций - 54% (1 место). Приведенные данные свидетельствуют о крайне высоких темпах развития экономики совместного потребления, в том числе и в международном секторе средств размещения, что, свою очередь, влечет
за собой рост конкуренции в международной гостиничной индустрии [10].
В целом, конкуренция привела в тому, что многие товары и услуги, с одной стороны, стали слабо отличимыми по характеристикам друг от друга. С другой - развитие интернета и онлайн-рекла-мы привело к появлению поколения миллениалов, которое не держится за обладание вещами [12]. Миллениалы путешествуют на 23% чаще, чем люди старших поколений. Они готовы тратить на путешествия больший процент от своего дохода [13]. Еще одной особенностью данного поколения является жажда приключений, получение уникального опыта. Согласно данным компании Curalate, 30% миллениалов хотят, чтобы их путешествия отличались от опыта их сверстников [14]. Это объясняет и популярность сервиса Airbnb, 60% клиентов которого являются миллениалами [15]. По мнению миллениалов, лучший способ получить новый опыт от путешествий и узнать страну - общаться и проводить время с местными жителями, есть в местных ресторанах, находить места, неизвестные широкому кругу людей.
На данный момент не ведется централизованный статистический учет результатов функционирования шеринговых платформ (Airbnb, Inc., Couchsurfing International, Inc., HomeAway, Inc.) в открытом доступе. Но данные исследований, приведенных ниже, свидетельствуют о том, что их динамичный рост изменяет мировой рынок гостиничных услуг и предоставляет путешественникам новые варианты размещения. Также это свидетельствуют о постепенной трансформации привычной бизнес-модели мировой гостиничной индустрии, необходимости постоянного исследования феномена совместного потребления с целью прогнозирования его развития и влияния в будущем.
Так, исследование, посвященное количественной оценке средств размещения, построенных на принципах экономики совместного потребления, во Франции, проводимое Министерством экономики, промышленного и цифрового обе-
спечения в 2015 г. показало, что из общего количества койко-мест в стране (8,8 млн.) 43% приходится на средства размещения, построенные на принципах экономики совместного потребления (3,8 млн.). При этом они же демонстрируют следующие показатели по количеству проданных ночей: сезонное жилье - 183 млн. ночей, обмен домами (Этот способ распространен в Америке и Европе. Суть заключается в том, что посредством специальных платформ хозяин выставляет свою квартиру/дом (с подробным описанием), указывая перечь предпочитаемых для поездки стран и ожидает, когда кто-нибудь захочет приехать в его город. Более эффективный способ заключается в самостоятельном поиске интересующих домов и направлении хозяевам предложений обменяться жильем) - 2,5 млн. ночей, коучсер-финг - 2 млн. ночей [16].
По данным Греческой палаты отелей, в октябре 2014 г. более 6500 объектов недвижимости были зарегистрированы на платформе HomeAway. Их расположение приходится в основном на туристические регионы страны (53% расположены на острове Крит, Кикладских и Додеканесских островах). При этом национальный гостиничный сектор включает 9677 отелей, 401 332 номеров, 773 445 мест, 46% их которых расположены в этих же туристических регионах [17].
Исследование, проведенное представительством туристических компаний Испании Ехсекиг, зафиксировало рост числа международных туристов, проживающих в арендованных частных жилищах, на 59,7% в период с 2010 г. по 2014 г. Сезонное арендное жилье включает 2,7 млн. мест, в то время, как в традиционных средствах размещения (регулируемых) число мест составляет 2,4 млн. Концентрация расположения - Барселона, Малага и иные популярные туристические регионы. 65% этого предложения представлены на трех ключевых платформах - А1гЬпЬ, HomeAway, МитЬа. Было подсчитано, что общий экономический вклад и уровень занятости
населения при такой модели организации средств размещения ниже, чем при организации традиционных гостиничных предприятий (оценочная экономическая выгода на 84,8% ниже; количество занятых составляет 9,8 чел. на 100 койко-мест по сравнению с 53,3 чел. в регулируемом гостиничном секторе) [18].
Исследование Университета Боккони, проводимое в г. Милане в преддверии Всемирной выставки "ЭКСП0-2015", зафиксировало около 8500 предложений по аренде частного жилья, представленных на основных платформах. При этом в городе расположено 455 отелей и 398 официально зарегистрированных иных средств размещения [19].
Следует отметить, что данная концепция предоставления услуг по временному размещению имеет место в разных регионах мира и ориентирована на разные сегменты рынка. Так, в Новой Зеландии платформа БоокаЬасЬ (www.bookabach. со.м) начала свое функционирование в 2000 г., включала предложения по аренде более 50 000 вариантов сезонного жилья (дач) и недавно была приобретена HomeAway.
Развитию экономики совместного потребления способствует повышение спроса на нетрадиционные формы размещения: от глампинга и коучсерфинга до пребывания в уникальных и необычных местах. Сервис Campinmygarden (http://campinmygarden.com), например, позволяет найти людей, на чьем садовом участке вы за определенную плату сможете поставить свою палатку [20].
Данные опроса, проведенного в Испании, показали, что к числу основных мотивирующих факторов в пользу выбора средств размещения, представленных на платформах по аренде частного жилья, относятся невысокая стоимость и разнообразный выбор вариантов размещения, которые могут удовлетворить разные запросы групп туристов [18]. Во Франции путешественников привлекает возможность получения аутентичного местного опыта [16]. В Японии данный вид
средств размещения представляет альтернативу международным путешественникам, заинтересованным в повседневной жизни Японии, дополняя гостиничный сектор и иные традиционные средства размещения [6, С. 96].
Таким образом, к основным факторам, определяющим популярность платформ по предоставлению услуг с недвижимостью, следует отнести: как правило, более низкая стоимость услуг за проживание по сравнению с отелями (Airbnb, HomeAway), либо отсутствие оплаты, так как акцент сделан на обмен опытом (Couchsurfing); предоставление свободы выбора и перемещения вне зависимости от месторасположения средств размещения; доверие, построенное на основании комментариев, отзывов, оценок, оставленных предыдущими гостями, что обеспечивает высокий уровень уверенности при выборе.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что сервисы по обмену или краткосрочной аренде жилья составляют значительную долю в секторе средств размещения многих стран, составляя при этом конкуренцию национальному гостиничному сектору. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение традиционной бизнес-модель гостиничной индустрии, необходимость пересмотра существующих подходов в управлении, ценообразовании и стратегическом планировании гостиничного хозяйства как на микро-, так и на макроуровне.
К числу преимуществ преимуществ, получаемых от развития sharing economy в секторе средств размещения, относятся:
• обеспечение средствами размещения регионов с невысоким уровнем развития туристской инфраструктуры, что способствует развитию туризма в наименее популярных туристических дестинациях;
• снижение ценового давления в сегменте средств размещения за счет предоставления альтернативы в вариантах проживания по более низкой стоимости (например, в Париже, Дублине,
Цюрихе, Женеве стоимость проживания в гостиницах, как правило, очень высокая);
• наличие более дешевого жилья открывает возможности для охвата новых сегментов рынка. В Швейцарии туризм развивается в горнолыжных центрах, альпийских и сельских регионах. Развитие городского туризма во многом сдерживалось стоимостью проживания в отелях. С появлением более дешевых вариантов для проживания одно-двухдневные туры в Цюрих, Женеву приобретают популярность;
• вклад в экономическое развитие региона за счет эффекта мультипликатора. В 2012 году Airbnb впервые опубликовала отчёт о влиянии её деятельности на Сан-Франциско и его жителей. Исследование показало, что компания не только помогла туристам сэкономить деньги, но и способствовала развитию местного бизнеса: всего за год пользователи сервиса потратили $56 млн., при этом $12,7 млн. получили владельцы квартир, а $43,1 млн. заработали рестораны, магазины, развлекательные заведения и транспортные компании [21];
• внедрение инноваций, пересмотр подходов к оказанию услуг по временному проживанию в контексте развития новых бизнес-моделей, роста конкуренции.
На первоначальном этапе появления сервисов по обмену, краткосрочной аренде жилья или предоставления жилья на безвозмездной основе на рынках других стран вопросов по их функционированию не возникало. По мере развития Airbnb, Inc. и роста числа его пользователей, все больше заговорили о недобросовестной конкуренции, неуплате налогов, недостаточном уровне безопасности и некоторых других моментов. Это послужило причиной пересмотра подходов к развитию экономики совместного потребления, и, в частности, к Airbnb и аналогичных сервисов, во многих странах. В международной практике множество примеров, когда когда государства определяют условия, обязательные к исполнению, при которых международные платформы
по аренде жилья (Airbnb и др.) могут функционировать на их территории. Меры регулирования связаны, как правило, с вопросами национального налогового законодательства, безопасностью потребителей, защитой национальных производителей услуг; имеют силу на территории всего государства либо определенного города.
Так, в Португалии с 2014 г. владельцы жилья в обязательном порядке обязаны информировать свой муниципалитет о своей деятельности, что возможно посредством заполнения онлайн-де-кларации на веб-сайте Turismo de Portugal или местного муниципалитета. В противном случае это приведет к штрафам до 35 000 евро и двухлетнему запрету на предоставление услуг по размещению жилья. Аналогичным образом, краткосрочная сезонная аренда жилья регулируется и облагается налогом на муниципальном уровне в Венгрии. Кроме этого, объекты недвижимости должны соответствовать минимальным стандартам, а владельцы должны ежегодно предоставлять данные о гостях в местные органы власти. В Испании подобные модели сдачи в аренду жилья подлежат регулированию на уровне автономных регионов. На территории Германии существуют различные подходы в решении данного вопроса. В то время как Гамбург, при определенных условиях, предоставил юридическое разрешение на аренду основного места жительства на краткосрочной основе без необходимости запрашивать разрешение, Берлин запретил краткосрочную аренду без прямого разрешения местных органов власти в попытке регулирования предложения краткосрочного арендного жилья. К числу стран, регулирующих деятельность шеринговых сервисов по услугам с недвижимостью, также относятся Греция, Нидерланды, США, Франция, Южная Корея, Эстония и многие другие. Вместе с тем, некоторые государства, например, Япония, не препятствуют развитию подобных платформ на территории своих стран, ориентируясь на их преимущества, перечисленные выше.
Принимая во внимание проведенный автором обзор современного состояния экономики совместного потребления в международном секторе средств размещения, а также результаты международных исследований [22], согласно которым 7% опрошенных во время путешествий пользовались сайтами по аренде частных средств размещения и еще 8% готовы рассматривать такую возможность в будущем, можно сделать вывод, что тенденция стремительного развития шеринговых сервисов по обмену и краткосрочной аренде жилья лишь сохранится, чему будет способствовать появление новых технологий, а также рост доли миллениалов в общем количестве потребителей услуг по временному размещению [23]. Вместе с тем важно понимать, что экономика совместно-
го потребления - это относительно новое явление, и большая часть информации о его развитии принадлежит самим шеринговым платформам, что затрудняет выявление значимых тенденций из независимых источников данных и составление точных прогнозов на перспективу. В странах, где сервисы, подобные А1гЬпЬ, Homeaway и т. д., пока не достигли высокого уровня развития и их влияние на национальный гостиничный сектор не носит негативный характер, крайне важно исследовать международный опыт в данной сфере с целью определения возможных преимуществ и недостатков для национального сектора средств размещения; с целью разработки мер по повышению его международной конкурентоспособности.
References:
1. 10 Ideas That Will Change The World [Electronic resource] // Time. - Mode of access: URL: http://con-tent.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2059521_2059717_2059710,00.html (Date of access 10.09.2017)
2. Distinguished Achievement Awards - 2015. Breakthrough Idea Award [Electronic resource] // Thinkers 50. Official website. - Mode of access: URL: http://thinkers50.com/t50-awards/awards-2015/(Date of access 10.09.2017).
3. The Rise of The Sharing Economy [Electronic resource] // Thinkers 50. Official website. - Mode of access: URL: http://thinkers50.com/wp-content/uploads/The-Rise-of-the-Sharing-Economy.pdf (Date of access 11.09.2017).
4. Фролов А. Airbnb привлекла $1,5 млрд. при оценке $25,5 млрд. - WSJ / А. Фролов [Электронный ресурс] // vc.ru - URL: <https://vc.ru/n/airbnb-15>. - (29.06.2015) (дата обращения: 07.12.2016)
5. Отельеры встревожены активностью Airbnb [Электронный ресурс] // ^ATA-news - URL: <http://www.ratanews.travel/news/news_24022016_5.stm>. (24.02.2016) (дата обращения: 07.12.2016)
6. OECD Tourism Trends and Policies - 2016. - Paris: OECD Publishing. - 2015.
7. Идею Airbnb считали настолько сумасшедшей, что инвесторов просто не было [Электронный ресурс] // Ежедневная деловая газета Рбк № 182-2014 01/10/14. - Режим доступа: URL: https://books.google.by/books?id=JILhBwAAQBAJ&pg=PA11&lpg=PA11&dq=количество+пред ложений%2Bairbnb%2B2014&source=bl&ots=a3-iRV95bG&sig=hXr66gQbfwdDd2GLpAcW89L 8fz4&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi06_7kg5PXAhXCBZoKHUS5Cl8Q6AEINDAB#v=onepage&q =количество%20 предложений%2Bairbnb%2B2014&f=false (дата доступа: 12.09.2017)
8. Hotels 325 Rank. July / August - 2015 [Electronic resource] // HOTELS Magazine. - Mode of access: https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwj8-7yh5PX AhUjCpoKHdAACvgQFgg2MAI&url=http%3A%2F%2Fwww.marketingandtechnology.com%2Frepo
sitory%2FwebFeatures%2FHOTELS%2Fh1507_Special_Report.pdf&usg=AOvVaw3RYh0FV183oZ jMNr6vU1gm (Date of access: 09.09.2017)
9. Совместное потребление как новая экономическая модель [Электронный ресурс] // Ведомости. -Режим доступа: URL: http://kp.vedomosti.ru/article/2017/02/15/677751-shema-novogo-vremeni (дата доступа 05.09.2017)
10. Shared benefits. How the sharing economy is reshaping business across Europe [Electronic resource] // PwC. - Mode of access: URL: http://www.pwc.co.uk/issues/megatrends/collisions/sharingecon-omy/future-of-the-sharing-economy-in-europe-2016.html (дата доступа 10.09.2017).
11. Analytical paper on the economic scale and growth of the collaborative economy [Electronic resource] // European Commission. - Mode of access: URL: https://ec.europa.eu/docsroom/docu-ments/16952/attachments/1/translations/en/renditions/pdf (дата доступа 13.09.2017).
12. У миллениалов меньше средств, чем у поколения X. Вот почему появляются шеринговые сервисы [Электронный ресурс] // Rusbase. - Режим доступа: URL: https://rb.ru/opinion/sharing-dlya-millenialov/(дата доступа 20.09.2017).
13. Ways Millennials Are Changing The Face Of Travel [Electronic resource] // Huff Post. - Mode of access: URL: https://www.huffingtonpost.com/sarah-clark/4-ways-millennials-are-ch_b_10503146.html%20 (date of access: 01.09.2017).
14. Infographic: How Millennials Are Reshaping the Travel Industry [Electronic resource] // Curalate. -Mode of access: URL: https://www.curalate.com/blog/millennials-travel-industry/(date of access: 05.09.2017).
15. Airbnb and The Rise of Millennial Travel. Report. November - 2016. [Electronic resource] // Airbn-bcitizen. - Mode of access: URL: https://www.airbnbcitizen.com/wp-content/uploads/2016/08/Mil-lennialReport.pdf (date of access: 09.09.2017).
16. French Ministry for Economy, Industry and Digital Affairs - 2015. Prospective: Enjeux et perspectives de la consommation collaborative, French Ministry for Economy, Industry and Digital Affairs, URL: http://www.entreprises. gouv.fr/files/files/directions_services/etudes-et-statistiques/prospec-tive/Numerique/2015-07-Consommation- collaborative-Rapport-final.pdf.
17. Hellenic Chamber of Hotels Sharing Economy and the Tourism and Hospitality Sector in Greece, Hellenic Chamber of Hotels: Athens - 2015.
18. Exceltur (2015), "Impacts of the Exponential Growth of Tourist Accommodation in Rental Houses in Spain, Driven by P2P Models and Marketing Platforms", URL: http://www.exceltur.org/wp-content/up-loads/2015/06/Alojamiento-tur%C3%ADstico-en-viviendas-de-alquiler-Impactos-y-retos-asociados.-Informe-completo.- Exceltur.pdf.
19. Corigliano M. A., Bricchi S. and di Salle M. L'ospitalita Alternativa a Milano [Alternative Hospitality in Milan], Bocconi University, - 2015. URL: http://www.collaboriamo.org/media/2015/09/Bocconi_ MET_0spitalit%C3%A0-alternativa_Versione-sintetica.pdf.
20. Шеринг-экономика до Интернета: как это было раньше? [Электронный ресурс] // Rusbase. - Режим доступа: URL: https://rb.ru/opinion/shering-do-interneta/(дата доступа: 02.09.2017).
21. Завтрак на $25 млрд.: История успеха Брайана Чески и Airbnb [Электронный ресурс] // Журнал "Секрет фирмы" - Режим доступа: URL: https://secretmag.ru/trends/players/cheski.htm (дата доступа: 03. 07.2017)
22. Hotel Investment Outlook - 2016. Hotels & Hospitality Group [Electronic resource] // Jones Lang LaSalle, IP, Inc. - Mode of access: URL: http://www.jll.com/Documents/hio-2016/JLL%20-%20 Hotel%201nvestment%200utlook%202016.pdf. - Date of access: 20.11.2016
23. Millennials coming of age [Electronic resource] // Goldman Sachs. - Mode of access: URL: http://www. goldmansachs.com/our-thinking/pages/millennials/(date of access% 10.08.2017)