ЭКОНОМИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА
Ф.Ф. Рыбаков,
профессор кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
В статье рассматривается современное состояние экономики Санкт-Петербурга и ее задачи на будущее. Особое внимание обращается на промышленность, как основу всего хозяйственного комплекса города. Автор обосновывает необходимость новой индустриализации, полагая, что только комплексное развитие всей отрасли соответствует вызовам XI века.
Ключевые слова: экономика Санкт-Петербурга, промышленность, новая индустриализация, отраслевая структура.
УДК 330-016 ББК У5-17
Санкт-Петербург по праву считается самым европейским городом России. Архитектура, улицы и площади, набережные и скверы, величавая гладь Невы — все это создает особую, ни с чем не сравнимую ауру. Но Петербург и крупный экономический центр России, где сконцентрирован мощный научно-технический потенциал, уникальные производственные мощности, на которых создается нужная всей России продукция.
Экономика Петербурга зарождалась во времена Северной войны и поэтому с самого начала имела внушительную оборонную составляющую. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — это не продукт советской системы, а детище самого Петра I. Уже в первой трети XVIII века в городе функционировали четыре верфи, литейный двор, арсенал, пороховые мельницы, оружейный завод и другие предприятия, обеспечивающие нужды армии и флота.
На протяжении трех веков истории города оборонная промышленность играла важную роль, развиваясь и совершенствуясь. Более того, оборонная промышленность являлась наиболее технически и технологически оснащенной, положительно влияла на развитие других отраслей промышленности.
Учитывая приморское положение города, наличие порта и водных коммуникаций, связывающих Петербург с центральной Россией, судостроение на протяжении всей истории города являлось отраслью преимущественной специализации. Особенно мощный импульс судостроение получило после Крымской войны, когда начался переход от деревянного парусного флота к паровому, броненосному. Две трети новейших линейных кораблей России были построены на верфях города1. Во второй половине XX века весь атомный ледокольный флот также был создан в Ленинграде.
Диалектика специализации промышленности Петербурга свидетельствует о наступательном движении от простого к сложному. Значительная часть промышленных предприятий, представляющих разнообразные отрасли машиностроения, прошли путь от пильных мельниц к цветной металлургии и затем к производству машин и оборудования. Эволюция технологических укладов — основа данного процесса. Ижорский, Александровский, Ч.Берда и другие старейшие заводы города прошли именно такой путь.
В XX веке промышленность города стала флагманом отечественного энергомашиностроения. Особую роль в этом сыграла реализация плана ГОЭЛРО. В 70-е годы более половины турбин и генераторов на электростанциях СССР были изготовлены на ленинградских предприятиях.
Как известно, экономика города зарождалась во времена мануфактурного производства, а ее расцвет пришелся на индустриальную стадию развития. На вызовы XIX и XX веков промышленность города достойно отвечала.
Экономика Петербурга — это не только промышленность, хотя последняя играет ключевую роль. Социально-культурная среда, транспорт, строительство и другие отрасли и производства представлены в хозяйственном комплексе города. Особо важное значение, учитывая приморское положение, имеет портовая функция города. Морской порт Санкт-Петербурга — один из крупнейших в России. Его оборот превышает 50 млн тонн в год, а с распадом СССР порт в Петербурге стал играть еще более значительную роль. Порт на Балтике — важное конкурентное
преимущество Петербурга, которое должно работать на пополнение городского бюджета и иные цели. Однако возможности роста порта на прежнем месте исчерпаны. В XXI веке портовые терминалы будут построены в Горской и Бронке (у дамбы), Ломоносове и Кронштадте. Параллельно набирает обороты порт в Усть-Луге. Стабильно работает крупнейший нефтеналивной порт в Приморске.
Социально-культурная сфера (СКС) — равноправный экономический блок наряду с промышленностью и другими отраслями материального производства. Учреждения образования, здравоохранения, культуры являются экономическими единицами, участвуют в создании ВНП (ВРП). Однако осознание этого пришло относительно недавно. До 1988 г. отечественная статистика делила области занятости на материальное производство и непроизводственную сферу, полагая, что вторая существует за счет перераспределения прибавочного продукта, созданного в материальном производстве.
Последствия остаточного принципа финансирования СКС дают о себе знать до сих пор. Образование, здравоохранение и культура Петербурга по качеству оказываемых услуг привлекательны для потребителей. Культура (балет, опера, драма и другие элементы) — неоспоримое конкурентное преимущество Петербурга. В вузах города учатся студенты из СНГ и дальнего зарубежья. Однако для эффективного функционирования СКС весьма существенно определение границы между «рыночным» и «нерыночным». Иными словами, где рыночные методы могут использоваться, а где их действие недопустимо. В Петербурге, особенно в 90-е годы, рыночные методы пытались внедрять в деятельность учреждения культуры без нужного обоснования.
Таким образом, экономика Петербурга — многоотраслевой комплекс. Вклад Петербурга в экономику России существенен и бесспорен. Особенно значительной была лепта города в развитие передовых для своего времени отраслей экономики и оснащение народного хозяйства страны высокотехнологичной продукцией, а также в подготовке высококвалифицированных кадров.
XXI век внес свои коррективы и новые требования к технологии, организации и управлении. Индустриальная стадия, выполнив свою историческую миссию, сменилась на постиндустриальную. Новая экономика, информационное общество, экономика, основанная на знаниях — таковы характеристики современного этапа общественного развития. Он ставит новые задачи. Готова ли экономика Петербурга ответить на вызовы XXI века? Как повлияли институциональные и структурные преобразования последних лет на вектор экономического развития? Эти и другие вопросы волнуют не только горожан. Ответы на них помогут выработать соответствующую стратегию и тактику.
Давая характеристику экономики Санкт-Петербурга, следует помнить о мировых трендах, общих тенденциях социально-экономического развития и пропорциях между отраслями и видами деятельности.
В современном мире заметно выросла роль услуг и их доля в составе ВНП (до 70-80%). В Санкт-Петербурге доля услуг в ВРП составляет 59%, что значительно выше, чем в среднем по России (45-48%). Программные документы администрации города свидетельствуют о том, что к 2020 г. доля услуг увеличится до 62%2.
Сервисная революция, а также информатизация и интеллектуализация общества усилили эту тенденцию. Однако здесь не следует упрощенно трактовать происходящие процессы. Реальный сектор экономики остается определяющим и решающим, что подтвердил кризис 2009-2010 гг. Но пропорции между отраслями, производящими товары и услуги, меняются в пользу последних. В этом контексте есть попытки пересмотреть роль промышленности, понизить ее решающую роль в экономическом развитии, аргументируя ведущую роль услуг. Эпоха фабричных труб действительно ушла в историю, но промышленность еще не выполнила свою историческую миссию. Поэтому все чаще звучат призывы к новой индустриализации, переходу от рентной экономики к иной модели хозяйствования3.
В Петербурге доля промышленности в ВРП 26-27%, что значительно ниже среднего по России (37%). Однако структура промышленности совершенно иная, так как добывающие отрасли практически отсутствуют (за исключением добычи строительного песка, где работали менее тысячи человек (0,4% от общего объема отгруженных промышленных товаров). Более 90% промышленности Петербурга — это обрабатывающие производства (по России в целом около 67%). Таким образом, Петербург, с промышленной точки зрения — это, прежде всего, центр обрабатывающих производств, которые в свою очередь требуют более квалифицированной рабочей силы, нежели добывающие отрасли. А точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение и ряд других отраслей относятся к высокотехнологичным и наукоемким. Это еще раз подтверждает тот факт, что личный фактор производства в Петербурге обладает высокой квалификацией и мастерством. К сожалению, примитивизация промышленности отрицательно сказывается на данных конкурентных преимуществах Петербурга. К этому следует добавить упадок системы начального профессионального образования (бывшие ПТУ), утечку умов за рубеж и неадекватную потерям интеллектуального труда компенсацию за счет гастарбайтеров.
Сохранить лидерство в передовых секторах обрабатывающих производств город, безусловно, может, но это потребует радикальных изменений в экономической политике, а начать необходимо со сферы подготовки кадров.
Трехсекторная модель экономики (добывающая и обрабатывающая отрасли, сфера услуг) в России претерпела большие изменения. Вторичный сектор — обрабатывающие производства — стал вторичным в буквальном смысле слова. Доходы взял на себя первичный сектор (добывающие отрасли). Третичный — стал наиболее престижным (финансово-посреднические услуги). Нефтегазовая зависимость привела к гипертрофированной структуре экономики с огромным сырьевым перекосом.
Все перечисленное свидетельствует о масштабной деиндустриализации. Не обошло это и Петербург, хотя сырьевой фактор сколь-либо заметной роли не играл. Однако региональный менеджмент сумел использовать финансовые возможности первичного сектора, поставил на налоговый учет в Петербурге несколько больших компаний, занятых добычей и транспортировкой углеводородов. Так, например, крупнейшим налогоплательщиком в 2010 г. ОАО «Газпромнефть» перечислено в бюджет Петербурга 12 млрд руб., став самым крупным налогоплательщиком4.
Экономика Петербурга — многоотраслевой диверсифицированный комплекс, вектор развития которого определен общероссийской динамикой и соответствующими нормативными установками. XXI век предъявляет повышенные требования к СКС, которая непосредственно влияет на развитие и совершенствование самого человека. Новой экономике нужен здоровый и образованный работник, владеющий основами информационных технологий, способный обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг. Все это ставит новые задачи перед учреждениями образования, здравоохранения и культуры. Увеличиваются сроки учебы, и отодвигается начало трудовой
деятельности. Если в 40-е — 50-е гг., например, большинство начинали трудиться в 16 лет, то в наши дни в 20-23 года. Образование требует больших финансовых вложений. В бюджете Петербурга, например, в 2011 г. на развитие образования было предусмотрено 68 млрд руб. (18,4% всех расходов бюджета), здравоохранение, физическую культуру и спорт — 18,4%; социальную политику — 11,2%5. Время требует внедрения новых образовательных технологий и форм организации страховой медицины, двухуровневой подготовки студентов, коммерциализации СКС и других нововведений, которые широко внедряются в практику.
СКС — составная часть экономики Санкт-Петербурга, его конкурентные преимущества. По концентрации учреждений и объему оказываемых услуг СКС лидирует среди других субъектов Российской Федерации. В городе учатся студенты из других регионов и дальнего зарубежья, а учреждения культуры широко известны во всем мире. СКС — затратный блок экономики. Здесь, как и в инфраструктуре, реализуются крупные инвестиционные проекты (вторая сцена Мариинского театра, новый стадион и другие). Поэтому без средств из федерального бюджета эти проекты городу не осилить. Учитывая роль города в развитии отечественного образования, здравоохранения и культуры, а также историческую миссию города, как культурной столицы России, финансовая поддержка ведущих учреждений СКС объективна и правомерна. Здесь не может быть самофинансирования и абсолютной коммерциализации.
Один из главных итогов последнего времени — ликвидация монополии государственной собственности, а также ее последовательное разрушение. Если в середине 80-х годов, до принятия законов о кооперации, аренде и индивидуально трудовой деятельности в экономике города господствовала государственная собственность, то в наши дни ее доля в промышленности сведена до 1,5%6. Институциональные преобразования коренным образом изменили структуру форм собственности. Появились частные учебные заведения и медицинские центры. В целом процесс разгосударствления затронул многие сферы жизни. Однако темпы и масштабы приватизации в реальном секторе у части общества вызывают тревогу. Монополизм одной формы собственности сменил монополизм другой. Так же было в отечественной истории, когда государственная собственность была по сути, всеобъемлющей. А Петербург лидировал по масштабам преобразования и в 20-е годы, и в 90-е. В начале века, когда в стране господствовал НЭП, доля государственной собственности была доведена в промышленности до 95%, тогда как по стране в целом доля частной собственности в промышленности доходила до 40%7. В наши дни не устояли от приватизации даже те старейшие предприятия, которые три века были казенными (государственными).
Отвечая на вызовы XXI века, экономика Петербурга должна, прежде всего, осуществить новую индустриализацию, поскольку только на ее основе можно восстановить научно-технический и производственный потенциал города. Ориентация на отверточное производство — удел развивающихся стран, но не Петербурга. Современная наукоемкая и высокотехнологичная промышленность — надежный базис поступательного развития. Экономика Петербурга останется многоотраслевой. Промышленность, транспорт, СКС и другие отрасли и виды деятельности должны развиваться и совершенствоваться. Крен в ту или иную сторону, забвение одних и чрезмерное внимание к другим ни к чему хорошему не приведет. Город останется многофункциональным и многоотраслевым хозяйственным комплексом России. Но локомотивы роста время от времени меняются. Искусство высшего менеджмента в том, чтобы уловить эти моменты, но не дать угаснуть другим отраслям экономики.
Но, подчеркнем еще раз, наукоемкая и высокотехнологическая промышленность должна сохранить лидирующую роль в хозяйственном комплексе города.
1 Корабли Российского Императорского флота. Энциклопедия. — Минск, 2000. — С. 83.
2 Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. — СПб., 2011. — С. 9.
3 Губанов С.С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция. «Экономика». — 2008. № 9. — С. 6.
4 Экономист. — 2012. — № 2. — С.29.
5 Бюджет Санкт-Петербург на 2011 г. — СПб., 2010. — С.2.
6 Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году. — СПб., 2010. — С. 14.
7 Лавриков Ю.Л., Мазалов Е.В., Кузнецов А.И. Очерки экономического развития Ленинградской индустрии за 1917-1967 гг. — Л., 1967. — С. 55.