о
m <
Государственной Думы Федерального собрания России 21 мая 1996 г. // Свободная мысль. 1996. № 11. Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. Подробнее см.: Смолин О. Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. М., 2001.
5. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и в СССР / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2002-2003. Роль государства в экономическом росте и социально-экономических реформах. М., 2003.
7. БузгалинА., КолгановА. Теория социально-экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2003.
8. Бузгалин А., Колганов А. Глобальный капитал. М.: УРФФ, 2004.
< m
>
Экономика Санкт-Петербурга и формирование региональной инновационной инфраструктуры
Economy of Saint-Petersburg and creation of regional innovative infrastructure
УДК 332.1(470.23-25)
М. Э. Осеевский
вице-губернатор Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук 191016, Санкт-Петербург Смольный
M. E. Oseyevskiy
191016, Saint-Petersburg, Smolniy
Мировой финансово-экономический кризис серьезно повлиял на устойчивость мирохозяйственного развития, итогом чего стала дестабилизация финансовых рынков, спад производства, существенное снижение темпов экономического роста. На этом фоне важно выявить положительный опыт тех национальных и региональных хозяйственных систем, которые преодолели кризис с наименьшими потерями, с тем, чтобы использовать его в стратегиях и практических действиях посткризисного развития. Одним из таких положительных примеров в России является Санкт-Петербург В статье анализируются предпосылки обеспечения устойчивости экономики города в период кризиса и направления ее посткризисного инновационно ориентированного развития.
World financial and economic crisis made a serious impact on the stability of the global development, which resulted in destabilization of financial markets, production decrease, significant decrease of economic growth pace. It is important to identify in this light a positive experience of those national and regional economic systems which managed to overcome crisis with least losses in order to use the experience in strategic and practical actions of post-crisis development. One of such positive examples in Russia is Saint-Petersburg. The article analyses prerequisites for stable economic development provision during crisis and its direction to post-crisis innovative development.
Ключевые слова: региональная экономика, инновационное развитие, производственные кластеры, межрегиональные связи, внешнеэкономическое сотрудничество; экономическая устойчивость, государственное регулирование экономики, мировой кризис
Keywords: regional economy, innovation development, production clusters, inter-regional connections, foreign economy cooperation, economic stability, government regulation of the economy, world crisis
Кризис и инновационное развитие — как вызовы современности
В истории любой страны бывают периоды и ситуации, когда не принимать решений уже нельзя. Такие решения выступают как «поворотные пункты» истории, имеют ключевой характер и на долгие годы закрепляют новый вектор развития общества. Россия, по мнению автора, сегодня находится именно в такой ситуации. Наше общество, завершая очередной этап своего развития, нуждается в глубоком анализе исторического опыта, переосмыслении социальных и экономических принципов, выработке адекватных современным вызовам мер. В этой связи становятся жизненно необходимыми максимальное стимулирование творчества и инициативы, повышение ответственности и соблюдение законов, реализация новых эффективных подходов во всех сферах жизни общества.
Как отметил Президент России Д. А. Медведев, суть, смысл и цель современного парадигмального поворота в судьбе России состоит в том, что «вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, мы станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчиненную сугубо прагматичным целям. Вместо прошлой построим настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». Сущность такого поворота к новому вектору социально-экономического развития — в формировании России, конкурентоспособной в мире.
Сегодня, в период преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, когда происходит коренная перестройка всей глобальной архитектуры регулирования экономических отноше-
ний[1], создаются реальные предпосылки для перехода России в новый статус страны-инноватора, страны-лидера в новой экономике. Методы решения этой грандиозной задачи — воспитание высоконравственного и широкообразованного гражданина, всеобъемлющая модернизация страны и подъем экономики, выход на инновационную траекторию развития и осуществление прагматичной внешней политики. Эти «краеугольные камни» Посланием Президента РФ Федеральному Собранию заложены в фундамент концепции модернизации России. «Наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России... Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Знаем, что и наши партнеры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач. Поэтому наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Ее эффективность должна оцениваться по простому критерию — способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?» — отмечает Д. А. Медведев.
Проблема достижения конкурентоспособности обозначена в Послании как первостепенная. При этом отметим, что конкурентоспособность страны в сегодняшнем мире — это итог совместной работы всех звеньев современного общества: его государственных и общественных структур, политических партий и движений, промышленных корпораций и предпринимателей всех уровней [2, с. 23-26]. Но и этого мало — необходима внутренняя осознанность каждого гражданина, тяга к творческому началу, поиску, новациям. И, наконец, нужна стимулирующая среда, генерирующая и поддерживающая конкуренцию во всех ее проявлениях [3, с. 24-33]. Перечисленные факторы должны не только быть названы, а стремление к их развитию — провозглашено. Этого недостаточно. Они должны вызреть и окрепнуть, должны быть приняты большинством членов общества.
Именно в этом аспекте особенно значима проблема управления инновационными процессами. Уже сейчас востребованы руководители нового формата, которые должны быть сами по себе конкурентоспособны, вооружены самыми передовыми профессиональными знаниями по широкому спектру проблем технологического, производственного, экономического, социального характера.
Мировой финансовый кризис преподал нам урок, он встряхнул нас, заставил внимательно оглядеться, более трезво и всесторонне оценить ситуацию. «Умная, рациональная политика, государственный прагматизм должны вытеснить из политической сферы все неразумное... Политика становится все более сложным, я бы сказал, наукоемким делом», — отметил Президент России Д. А. Медведев в Ярославле, выступая 14 сентября 2009 г. на конференции «Современное государство и глобальная безопасность». Современная Россия является неотъемлемой частью мирового политического и экономического пространства, была и остается серьезным «игроком» на мировой арене. Но сегодня, как никогда, особую важность приобретает своевременное осознание новых мировых процессов и тенденций развития.
Глобализация внесла существенные коррективы в окружающий нас мир, он стремительно меняется, идет стремительный геоэкономический передел мира, формируется новый мировой порядок, а с ним — осознание новых вызовов и опасностей. В связи с этим основой поступательного движения для отечественной
экономики становится реальное стимулирование ин- ^ вестиционной активности и концентрация интеллекту- £ ального потенциала в инновационной сфере. ^
I—
Санкт-Петербургская экономика:
отклик на требования времени ^
При основании Санкт-Петербурга триста лет назад ^ были предугаданы выгоды, которые сулит его удачное 5 географическое расположение. Находящийся в центре ° пересечения морских, речных путей и наземных ма- 5 гистралей, Санкт-Петербург является европейскими g воротами России, ее стратегическим центром, наибо- к лее приближенным к странам Европейского Союза, который предлагает своим партнерам по Балтийскому < морю возможности контактов с регионами централь- ^ ной России и странами СНГ. Наш город — прямые во- < рота для Европы в Южную и Юго-Восточную Азию. и
Сегодня, следуя принципам открытости и добросо- н седства, наш город ведет торговлю с почти 180 госу- н дарствами. По данным Северо-Западного таможенно- " го управления, Санкт-Петербург занял первое место х как по импорту, так и по экспорту среди регионов Северо-Запада Российской Федерации (удельный вес во внешнеторговом обороте — 51,2%).
Оценивая итоги 2009 года, прошедшего под знаком мирового экономического кризиса, можно сказать, что достаточно высокая степень интеграции Санкт-Петербурга в экономику Европы определила силу удара, который нанес кризис промышленности города. В первой половине 2009 г. из-за сокращения спроса на продукцию петербургских предприятий отмечалось значительное падение индекса промышленного производства во всех основных видах деятельности обрабатывающих производств Санкт-Петербурга. Впервые его рост был зафиксирован только в августе прошлого года. И этот подъем оказался довольно уверенным, с тех пор этот показатель непрерывно возрастал, по итогам I полугодия 2010 г. составил 108,9%, а в обрабатывающих отраслях — 110,0%.
Предпосылкой достигнутого роста, безусловно, явились энергичные меры по преодолению последствий мирового кризиса, предпринятые региональными органами власти. Ключевую роль среди них сыграл антикризисный план действий, принятый Правительством Санкт-Петербурга совместно с Законодательным собранием города весной 2009 г. Кстати, этот план признали позже лучшим в России. С первых чисел января 2009 г. под руководством Губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко начала работу Рабочая группа по мониторингу социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге — региональный антикризисный штаб, который и по сей день отслеживает состояние наиболее сложных социальных и экономических проблем.
Свою положительную роль в преодолении негативных процессов сыграл и Закон о промышленной политике, принятый впервые в нашем городе в мае 2009 г. Промышленный совет Санкт-Петербурга, созданный осенью того же года, сегодня разрабатывает Концепцию долгосрочного развития промышленного комплекса города. В 2009 г. был заложен фундамент для современных механизмов стимулирования внутреннего спроса на инновации. В три раза, до 640 млн руб., увеличен уставный капитал Фонда венчурных инвестиций.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Санкт-Петербург сегодня занимает лидирующие позиции
в России по ряду ключевых показателей развития £ малого предпринимательства: первое место по объ-^ ему оборота малых предприятий на душу населе-
0 ния; первое место по количеству малых предприятий х на 100 тыс. жителей; третье место по доле занятых ^ на малых предприятиях в общей среднесписочной ^ численности занятых.
Шесть лет назад Правительство Санкт-Петербурга 5 определило для себя поддержку и развитие малого ° бизнеса как одно из приоритетных направлений своей 5 политики, и в кризисный год малый бизнес также не ^ остался без поддержки. В июне 2009 г. был открыт к Дом Предпринимателя, сейчас реализуется 16 го-=Ц родских программ поддержки малого бизнеса, в том
< числе с середины 2009 г. — «Гранты начинающим ^ субъектам малого предпринимательства». К началу
< 2010 г. начинающие бизнесмены получили 684 гранта и на общую сумму 200 млн руб., под поручительства н Фонда содействия кредитованию малого бизнеса н было выдано кредитов на сумму свыше 2 млрд руб.
1 Одновременно добросовестные арендаторы получили х право на автоматическую пролонгацию договоров
аренды. На реализацию городского плана поддержки малого предпринимательства из федерального и городского бюджета в 2009 г. было израсходовано около 1,2 млрд руб.
Итоги прошедшего кризисного периода позволили извлечь ряд уроков и сделать важные выводы, касающиеся предпосылок и выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Они подтвердили правильность выбранного ранее курса [4, с. 5-6]. Эти выводы касаются как реального сектора экономики мегаполиса, так и финансовых отношений.
Во-первых, диверсифицированная экономика, формированием которой правительство города занималось последние несколько лет, продемонстрировала свою устойчивость. В результате удалось пройти через кризис с минимальными потерями. Удалось сформировать гораздо более гибкий рынок труда, в Санкт-Петербурге уровень безработицы в 2,5 раза ниже, чем в среднем по России, безработица составляет менее 1% от экономически активного населения. Это очень хороший показатель даже по мировым меркам.
Во-вторых, политика в области государственных финансов должна быть предельно консервативной. Последние годы Санкт-Петербург жил практически с отсутствием долга, и, как показал кризис, это абсолютно правильный подход. В целом ряде регионов, избравших иную стратегию, в 2009 г. наблюдались серьезные проблемы с рефинансированием, выросли издержки на обслуживание долга, были понижены региональные рейтинги, наблюдались многочисленные проблемы с исполнением обязательств региональных властей.
Мы же оставались и остаемся умеренно консервативными в этом вопросе и, по мере сил и возможностей, будем придерживаться жесткой финансовой политики. Такая позиция дает возможность проходить через кризисные ситуации устойчиво и спокойно. Дефицит бюджета по итогам 2009 г. составил менее 2%. Это очень хороший результат, его достижение позволило в 2010 г. повысить долгосрочный инвестиционный рейтинг Санкт-Петербурга до «стабильного».
Конечно, для достижения таких достойных результатов пришлось еще строже подойти к финансовой дисциплине. Был установлен жесткий контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, что
позволило выявить и ограничить не первоочередные 1
расходы. Доля конкурентных закупок за год увеличилась почти на 6% и достигла 75% от общей суммы размещения госзаказа. По результатам электронных аукционов в 2009 г. было заключено контрактов на сумму в 7 раз большую, чем в 2008 г. В целом повышение прозрачности и конкуренции в системе госзаказа сэкономило бюджету более 11 млрд руб. Что касается бюджета города в 2010 г., то он составил около 330 млрд руб.
Еще один вывод касается выбора приоритетов инвестирования. Кризис подтвердил правильность политики активного приоритетного инвестирования в инженерную инфраструктуру. Этот подход позволил и городской администрации, и частному капиталу не только не остановиться в 2009 г. в реализации всех своих проектов, но планировать и новые проекты, как в сфере инфраструктуры, так и в промышленном секторе. Поэтому мы не сокращали и не будем сокращать наши расходы на адресную инвестиционную программу.
Город по-прежнему планирует строить дороги, модернизировать транспорт, совершенствовать энергоснабжение. Дополнительные средства выделяются в рамках Адресной инвестиционной программы на строительство Западного скоростного диаметра (1 млрд руб.), транспортной развязки КАД (634 млн руб.), реконструкцию транспортного узла у Литейного моста (500 млн руб.) и строительство Ново-Адмиралтейского моста (100 млн руб.).
Отдельного внимания заслуживают институциональные изменения инновационного характера в государственном регулировании экономических процессов. Правительство Санкт-Петербурга продолжает работу по уточнению функций и полномочий органов исполнительной власти и контролирующих организаций, используемых ими возможностей и инструментов. В данном случае обеспечивается снижение административных барьеров, создаются новые формы поддержки инновационного бизнеса, оптимизируется структура профильных подразделений городской администрации.
Санкт-Петербургская экономика: формирование кластеров и стимулирование инновационного развития
Интенсификация социально-экономических процессов ставит сегодня перед Правительством Санкт-Петербурга две стратегические задачи, которые будут определять развитие города на ближайшие десятилетия, — повышение конкурентоспособности и развитие инновационной инфраструктуры. В этом смысле экономическая политика Санкт-Петербурга, направленная на развитие кластеров в рамках городских территорий, представляется ключевым моментом.
При создании кластеров город предоставляет инвесторам инженерно подготовленные территории. Кроме того, принятие ряда новых законов даст инвесторам, приходящим на наш рынок, серьезные налоговые преференции. У нас уже сформированы и активно работают три кластера: «медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», «цифрового телевидения» и «производства автомобилей».
В кластер «цифрового телевидения», осуществляющий «пилотное» вещание в Красном Селе, входит ряд петербургских предприятий во главе с ЗАО «Завод имени Козицкого». Кластер получил премию Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера, в 2008 г. на
сумму 9 млн руб. Это составило около 10% от общего объема инвестиций в проект. Полученная премия позволила ускорить развитие проекта и реализовать его на опытной территории. На сегодня совокупный объем инвестиций в проект достиг 130 млн руб. При этом совокупный доход предприятий кластера составляет почти 4 млрд руб.
За время работы над проектом по реализации федеральной программы перехода на цифровое телерадиовещание предприятия кластера подготовили к выпуску полный комплекс оборудования для организации цифрового вещания. В прошлом году прошли первые поставки передающего оборудования, созданного в кооперации с белорусскими коллегами, в республику Беларусь. Сумма контракта составила около 2 млн долл. В этом году ожидаются сравнимые цифры закупки. Более того, уже активно обсуждаются перспективы вывода конкурентоспособной продукции на рынки третьих стран, в том числе Казахстана и Украины.
В рамках автомобильного кластера уже активно работают три компании — мировых лидера в области автомобилестроения: Toyota, General Motors и Nissan. Уже запущен в тестовом режиме петербургский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, расположенный в промышленной зоне Каменка, который станет первым в России заводом иностранного автопроизводителя полного цикла. Такие «якорные» проекты являются хорошим стимулом для развития промышленности в регионе и России в целом. Они помогают нам в условиях кризиса выполнять важные задачи диверсификации экономики, достижения устойчивости петербургской промышленности.
Проект строительства завода компании Hyundai признан стратегическим для Санкт-Петербурга, ему оказывается всемерная поддержка. Объем инвестиций в проект составил 500 млн евро. Завод обеспечивает до 2000 рабочих мест. Максимальная производственная мощность предприятия — 100 тыс. автомобилей в год.
В 2010 г. должно быть завершено строительство завода по производству автомобильных комплектующих компании Magna. Когда автомобильный кластер заработает на полную мощность, он сможет производить около 1 млн автомобилей в год. К настоящему времени на трех автомобильных заводах в Петербурге производится шесть моделей: Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Antara, Nissan Teana, Nissan X-Trail, Toyota Camry. В 2009 г. в Петербурге было произведено почти 20 тыс. автомобилей. Три модели петербургской сборки: Nissan X-Trail, Chevrolet Cruze, Toyota Camry — пользуются особым успехом и входят в число самых продаваемых автомобилей в России.
В 2010 г. сделана ставка на автомобильный и новый фармацевтический кластер. Почему выбрана именно фармацевтика? Объем фармацевтического рынка в Санкт-Петербурге составляет более 20 млрд руб. в год, три четверти лекарственных препаратов мы сегодня закупаем. Одновременно, в этой сфере Санкт-Петербург имеет серьезный научный потенциал: 11 академических институтов в области химии и медицины, 7 крупных предприятий по производству медикаментов, большая клиническая база и т. д. Но отрасль нуждается в привлечении новых технологий.
В апреле 2010 г. городское правительство одобрило Концепцию создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге. Его технологическая цепочка включает проведение доклинических и клинических иссле-
дований, экспертизу новых лекарственных средств ^ для их последующей регистрации, маркетинговые £ и фармакоэкономические исследования, внедрение ^ в медицинскую практику. о
В июне в рамках XIV Петербургского международно- х го экономического форума были подписаны соглаше- Ее ния с общим объемом инвестиций 6,5 млрд руб., ре- ^ ально обеспечивающие создание фармацевтического ^ кластера. «Это знаковое событие для нашего города. 5 Мы делаем первые конкретные шаги по реализации ° федеральной программы Фарма-2020 и городской 5 Концепции создания фармацевтического кластера», — ^ отметила Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матви- к енко. Она также отметила, что проекты, связанные с фарминдустрией, будут иметь приоритетное значение < для экономики города, и подчеркнула, что «этим пред- ^ приятиям будут созданы все необходимые условия, < мы будем всемерно их поддерживать». и
Первыми предприятиями нового кластера ста- н ли четыре российские компании: ООО «Герофарм» н с объемом инвестиций 1,3 млрд руб., ЗАО «Биокад» " с объемом инвестиций 1,07 млрд руб., ООО «Неон» х с объемом инвестиций 910 млн руб., ООО «Самсон-Мед» с объемом инвестиций 1,5 млрд руб. Новые предприятия разместятся в промышленной зоне «Пушкинская», где резерв территорий производственной зоны составляет 14 га. Планируется комплексная инженерная подготовка данной зоны за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. На эти цели будет истрачено 550 млн руб., запуск производств планируется к 2014 г.
20 июля 2010 г. состоялось открытие отделения «Нойдорф» петербургской Особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ), где начали свою работу первые пять резидентов. Напомню, что еще в 2005 г. Санкт-Петербург стал одним из победителей федерального конкурса на право создания такой зоны, и сейчас она получила развитие на двух площадках: на территории «Нойдорф» в Петродвор-цовом районе (пос. Стрельна, площадь 18,9 га) и в Приморском районе — на территории севернее НовоОрловского лесопарка (площадь 110,8 га).
Формирование ОЭЗ в Санкт-Петербурге обеспечивает наиболее привлекательные условия для инвестирования и осуществления деятельности на данных территориях, соответствующая структура создается на 20 лет и позволяет в упрощенном порядке производить экспортно-импортные операции за счет особого таможенного режима.
Наряду с наличием в нашем городе инновационных разработок и высококвалифицированной рабочей силы, ключевыми аспектами инвестиционной привлекательности ОЭЗ, кроме особого таможенного режима, являются налоговые льготы и полная инженерная подготовка территории.
Для резидентов ОЭЗ предусмотрено снижение ставки единого социального налога до 14%, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов (сроком на 5 лет). Также для резидентов ОЭЗ понижена ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, до 13,5%.
Законодательным собранием Санкт-Петербурга 30 июня текущего года приняты поправки в Закон «О налоговых льготах», предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество организаций, привлеченных органами управления ОЭЗ для выполнения функций по созданию объектов недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ. Внесение таких
дополнений в закон обусловлено необходимостью ^ снижения налоговой нагрузки на балансодержателей > объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в свою очередь ^ приведет к снижению стоимости арендной платы за х предоставляемые для резидентов ОЭЗ помещения. 3 Безусловно, сегодня инновации становятся ключе--а вым пунктом развития экономики Санкт-Петербурга ш [5, с. 5-6]. На увеличение инновационной составляю-
< щей экономики города направлены Программа иннова-™ ционно-технологического развития промышленности ™ Санкт-Петербурга на 2009-2011 г. и Комплексная про-о- грамма мероприятий по реализации инновационной о политики в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы. к В бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год на реали-=Ц зацию Программы инновационно-технологического ^ развития предусмотрено 118,5 млн руб. Среди мер ^ поддержки инновационных разработок — увеличение
< числа бизнес-инкубаторов и реализация городских =Ц программ, направленных на поддержку инновацион-^ ных производств.
^ Сохраняется внимание и к предприятиям нашего ° города — традиционным лидерам в отечественном х технологическом развитии. Это в первую очередь относится к энергомашиностроению и судостроению. В первый день прошедшего в июне XIV Петербургского международного экономического форума было подписано Соглашение между Санкт-Петербургом, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Адмиралтейские верфи», чем подведен итог длительной подготовительной работы специалистов судостроительной отрасли и подразделений городской администрации по разработке перспектив развития городских территорий и формированию нового облика петербургского судостроения. В течение ближайших шести лет на о. Котлин будет создано новое современное судостроительное производство, не имеющее аналогов в Северо-Западном регионе России. Успешно работающее и имеющее полную загрузку предприятие ОАО «Адмиралтейские верфи» будет поэтапно перебазировано на новую площадку, а город получит уникальные возможности для развития набережных Невы, будет сформирована зона деловой и жилищной застройки, построен новый мост.
Здесь хотелось бы отметить, что в 2009 г. консультационной компанией РпсеМа1егНоиве было выпущено исследование, которое касается роли мегаполисов — гиперобразований в мировой экономике. Это Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Шанхай и многие другие крупные города. Эксперты из PriceWaterHouse сделали вывод, что роль таких мегаполисов в будущей мировой экономике будет усиливаться. В них будет концентрироваться наиболее активная творческая часть населения, и будущее мира — за такими гипергородами. И в конце 2009 г. в Милане был создан, пока неформальный, клуб таких городов — экономических лидеров, который в будущем, возможно, станет определенным аналогом 020. Среди участников был и Санкт-Петербург, что подтверждает наш потенциал, но и, конечно, накладывает серьезные требования к повышению качества всех сфер социально-экономической жизни города.
Санкт-Петербург в системе международных и межрегиональных экономических связей
Санкт-Петербург участвует в различных программах и проектах сотрудничества ЕС и России. Особенно больших успехов мы достигли в осуществлении программ приграничного сотрудничества. С 2005 г. реализуются три Программы соседства: «Юго-Восточная Финляндия — Россия», «Эстония, Латвия — Россия» и «Регион Балтийского моря». В рамках этих программ было осуществлено более 40 проектов с участием партнеров из Санкт-Петербурга.
I
Программы соседства позволили приобрести опыт, необходимый для развития приграничного сотрудничества в период с 2007 по 2013 г. в рамках нового Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). В разработке новых программ Санкт-Петербург также принял активное участие.
По-прежнему, пространство Содружества Независимых Государств (СНГ) для Петербурга является одним из приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве. В 2011 г. СНГ отметит 20-летие, и к этой дате мы подходим со значительными успехами в экономической сфере. Правительство Российской Федерации в последние годы сделало многое для сближения наших рынков, для более глубокой интеграции научно-промышленного комплекса. Традиционно между Санкт-Петербургом и странами СНГ поддерживается активный внешнеторговый баланс. Основные партнеры Санкт-Петербурга по экспорту среди стран СНГ — Казахстан (удельный вес в экспорте — 5,1%) и Украина (4,1%).
Актуальными вопросами международной торговли всегда были транспортные узлы и логистические схемы по перевозке и временному хранению грузов. В положительном сальдо международных услуг транспортные перевозки петербургских компаний занимают «львиную долю» — 72,6%. Правительство города продолжает работу над развитием и совершенствованием инфраструктуры транспортной отрасли. В 2009 г. за счет городского бюджета завершена реконструкция второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково». В результате он уже сегодня способен принимать в любую погоду все типы воздушных судов. Но его полная модернизация, превращение в международный транспортный узел — еще впереди. В октябре 2009 г. заключено соглашение о государственно-частном партнерстве с консорциумом «Воздушные Ворота Северной Столицы». И уже в этом году начнется строительство нового терминала. В мае 2009 г. заработала на полную мощность первая очередь Морского пассажирского порта.
В то время как в Европе из-за кризиса туристическая активность снизилась на 10%, а в России — еще больше, Санкт-Петербург сохранил количество туристов на уровне 2008 г. — 4,8 млн чел. Благодаря введению безвизового въезда в Россию на 72 часа, установлен рекорд по числу пассажиров круизных и паромных судов — 428,5 тыс. гостей.
В Большом морском порту «Санкт-Петербург» открылась крупнейшая в мире контейнерная линия «Эку-бенс» компании «Маерск Лайн» — крупнейшего перевозчика в мире, который присутствует на российском рынке более 100 лет. Этот новый маршрут соединит Россию и Южную Америку. В торжественной церемонии открытия линии приняли участие Председатель Правительства России В. В. Путин, премьер-министр Королевства Дания Л. Лёкке Расмуссен, который отметил, что новая контейнерная линия — хороший пример интеграции России в мировую экономику. На новой контейнерной линии будет задействовано 6 специальных судов ледового класса.
Важное место во внешних связях Санкт-Петербурга занимает сотрудничество с зарубежными городами и регионами, начало которому было положено в 1953 г., когда были установлены связи с финским городом Турку. Круг общения и сферы взаимных интересов весьма широки. В настоящее время 88 зарубежных города и 25 зарубежных регионов имеют двусторонние документы о сотрудничестве с Санкт-Петербургом. Строятся они не только на основе экономического прагматизма, но и на прочном фундаменте исторических и культурных связей.
Один из важнейших инструментов по активизации внешнеэкономической деятельности в условиях формирования «новой», называемой также «инновационной» и «информационной», глобальной экономики — распро-
странение оперативной и достоверной информации о Санкт-Петербурге за рубежом. В целях перманентного и адаптированного к региональной специфике информационного присутствия создана сеть Информационно-деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом. На сегодняшний день их 16. Практически все, за исключением Нью-Йорка, центры представлены в городах-партнерах нашего города. Центры создаются прежде всего там, где очевиден интерес к Санкт-Петербургу: в зарубежных регионах, с которыми подписаны документы о сотрудничестве, в рамках которых разработаны конкретные планы совместных действий. При этом только в 2009 г. учреждены 3 центра: в Хяменлинне (Финляндия), Хайфе (Израиль) и Вене (Австрия).
Автор убежден, что потенциал петербургских товаров и услуг, как инновационных, так и традиционных, еще не полностью реализован не только в международном, но и в региональном контексте. Мы надеемся, что деловая миссия Санкт-Петербурга позволит создать новые партнерские связи, открыть новые рынки, а также привлечь в наш город надежных поставщиков из регионов Российской Федерации. В марте 2010 г. состоялся очередной Партнериат «Санкт-Петербург — регионы России», который объединил представителей малого и среднего бизнеса в инновационной сфере и к которому уже проявили интерес и зарубежные участники.
Санкт-Петербург обладает уникальным научно-производственным кадровым потенциалом [6, с. 24-30] и поликультурным укладом общества. К нам приезжают учиться и работать из разных концов мира. Санкт-Петербург со дня своего основания объединял разные народы в единое сообщество «петербуржцы». Вклад города в мировое культурное развитие подтвержден, в частности, тем, что в 2009 г. Санкт-Петербургу присужден почетный диплом премии ЮНЕСКО — Мадан-джита Сингха «за конструктивный вклад в пропаганду взаимоуважения и толерантности, профилактику и
искоренение всех форм дискриминации».
* * *
Последнее время было непростым для нашей страны и для всего мира. Мировой финансово-экономический кризис стал настоящей проверкой на прочность для многих государств и регионов мира. В этих условиях
экономика Санкт-Петербурга показала свою устойчи- ^
вость к мирохозяйственным потрясениям, в том числе ^
благодаря большому запасу доверия на междуна- >
родных рынках. Санкт-Петербург всегда выполнял и ^
продолжает выполнять все обязательства в отношении х
как зарубежных, так и внутренних партнеров. 3
Как сформулировал Президент России Д. А. Медведев суть, смысл и цель дальнейшего направле- 5 ния развития России, сегодня мы создаем «Россию < — современную, устремленную в будущее молодую ™ нацию, которая займет достойные позиции в ми- ™ ровом разделении труда». Сердцевина такого по- ^ ворота — высокая конкурентоспособность, путь ее о достижения — всеобъемлющая модернизация стра- к ны, подъем экономики, выход на инновационную ^ траекторию развития. Мы заинтересованы в прито- < ке капиталов, новых технологий и передовых идей. ^ Санкт-Петербург сегодня не только готов к решению < этих задач, но и является российским регионом-ли- Е? дером на этом пути. н
х
Литература ^
1. Добрынин А. И., Белозеров С. А. Глобальные проблемы экономики (итоги работы XIV Петербургского международного экономического форума) // Экономика и управление. 2010. № 6.
2. Плотников В. А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10.
3. Марьяненко В. П. О необходимости адекватного методологического обеспечения «Программы 4И» // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 3.
4. Осеевский М. Э. Инновационное развитие Санкт-Петербурга и подготовка профессионалов нового поколения // Экономика и управление. 2008. № 6.
5. Попов А. И. Инновационная экономика России: плановые и рыночные методы формирования // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 1.
6. Осеевский М. Э., Расковалов В. Л., Беляев В. М. Мониторинг потребностей экономики региона в трудовых ресурсах (по материалам Санкт-Петербурга) // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 4.
Издания СПбАУЭ
Коваленко Б. Б., Пономарев А. С., Смешко О. Г. Построение корпоративной структуры управления предпринимательской организации холдингового типа / Под ред. Е. С. Ивлевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 136 с.: ил.
Представляемая читателям научная монография продолжает серию изданий «Институты предпринимательства» Санкт-Петербургской академии управления и экономики.
В монографии рассматривается институциональная роль интеграционных процессов в развитии корпоративного сектора российской экономики, анализируются модели вертикальной и горизонтальной интеграции в предпринимательстве, особенности формирования и функционирования корпоративных организаций холдингового типа, выбора показателей оценки их эффективности.
Издание предназначено для специалистов, интересующихся проблемами развития корпоративной формы организации предпринимательства в России, научных работников, преподавателей вузов, студентов и аспирантов.