Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
УДК 339 ББК 65.5 С 19
ЭКОНОМИКА РОССИИ - ДАЛЬНЕЙШИЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ
(Рецензирована)
Сапрыкина Вера Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 456 31 73, е-mail: wera01@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются возможные сценарии развития российской экономики на среднесрочную перспективу, предложенные как Правительством Российской Федерации, так и Всемирным банком, что несомненно актуально в условиях напряжённой геополитической ситуации в мире и снижении экономического роста в России.
Ключевые слова: сценарии развития, мировая экономика, экономический рост
RUSSIAN ECONOMY - FURTHER SCENARIOS
Saprykina Vera Yurievna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of International business Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 456 31 73, е-mail: wera01@mail.ru
Summary. The paper analyzes the possible scenarios of development of the Russian economy in the medium term, as proposed by the Government of the Russian Federation and the World Bank, which is undoubtedly true in a tense geopolitical situation in the world and reducing economic growth in Russia.
Keywords: scenarios, the global economy, economic growth.
Позиционирование России на мировой арене как сильной, политически и экономически развитой страны предполагает постановку новых задач в области дальнейшего развития страны. В условиях глобализации и усиления межстрановой конкуренции, изменения сил на мировой арене, резкого ухудшения экологии и климата на Земле, изменчивости курсов мировых валют, и колебаний курса рубля в частности в последнее время, старения населения все более острой становится задача повышения конкурентоспособности российской экономики и детальной проработки дальнейших стратегий развития.
За последние годы российская экономика столкнулось некоторыми ограничениями, которые могут сохраняться и в будущем. В частности, наблюдается снижение инвестиционного, потребительского спроса, увеличивается отлив капитала, действуют определенные «санкции» со стороны европейских партнеров. В тоже время, согласно оценкам мировых экспертов Россия занимает достаточно «неплохие» позиции в мире. Так, согласно докладу ПРО-
ОН за 2014 г. Россия занимает 57 место с индексом 0,778 и относится к странам с высоким уровнем индекса человеческого развития (для сравнения в 2010 г. Россия занимала 65 место).
Аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2015 г.», выпускаемый Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией отмечает Россию как страну, которая улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92 на 62 место в рейтинге [5]. Россия занимает место между Грецией (61 место) и Молдовой (63) по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Очевидно, что в России были улучшены условия ведения бизнеса по 3 из 10 показателей, анализируемых в данном исследовании. Одним из «лучших» критериев, по которым в стране наметились позитивные сдвиги стало исполнения контрактов (показывает эффективность используемых мер при соблюдению условий договоров), по которому стране присвоено 14 место в мире. Основные показатели по Российской Федерации следующие: по показателю простоты регистрации бизнеса -
12
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Горизонты новой экономики
34 место в мире; по показателю простоты регистрации прав собственности - 12 место; по уровню кредитования - 61 место; по уровню защиты инвесторов - 100 место; по уровню налогообложения - 49 место; по показателю легкости ведения международной торговли - 155 место; по показателю простоты ликвидации предприятий - 65 место; по показателю простоты подключения к системе электроснабжения - 143 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство - 156 место [5].
Что касается рейтинга глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг., публикуемого аналитической группой Всемирного экономического форума, позиция России в рейтинге улучшилась с 64 до 53 места, что связано с улучшением основных макроэкономических факторов ( в первую очередь низкому уровню государственного долга). Даже с учетом прогнозов о рецессии или даже стагнации российской экономики «сильными сторонами» выделены доступность и распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры, достаточно большие объемы внутреннего рынка. Однако, есть и свои «минусы»: низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный пока инновационный потенциал, незначительно развитый финансовый рынок, низкий уровень конкурентоспособности товаров и услуг, коррупция.
В докладе Правительства РФ «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 20162017 гг.» отмечается, что экономическая ситуация в 2014 г. продолжала ухудшаться, что было связано в первую очередь с осложнением геополитической обстановки. Наблюдается снижение динамики инвестиционного спроса, ухудшаются условия кредитования, растут цены кредита. Макроэкономическая ситуация в 2014 г. характеризовалась замедлением годовой динамики ВВП - в III квартале прирост ВВП относительно III квартала 2013 г. составил 0,7%. За январь-сентябрь 2014 г. относительно января-сентября 2013 г. прирост ВВП составил 0,8 %.
Инфляция в стране сохраняется на достаточно высоком уровне, что связано в первую очередь с ослаблением курса рубля, ростом мировых цен на молоко и молочную продукцию, сахар, а также торговые ограничения на импорт свинины. Ослабление реального эффективного курса рубля оценивается за первые одиннадцать месяцев 2014 г. в 16,1%. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг. [6].
Согласно заявлению Биргит Ханзл, ведущего
экономиста Всемирного банка по Российской Федерации: «Мы прогнозируем, что темпы экономического роста в 2015 г. замедлятся, и будут находиться около нулевой отметки, так как сохранится отрицательное воздействие санкций на инвестиции, и произойдет дальнейшее замедление потребления. В случае снижения геополитической напряженности и улучшение внешней конъюнктуры для России, в 2016 году подобный положительный эффект позволит достичь темпов роста на уровне 0,5 %» [2].
Всемирный банк прогнозирует отсутствие темпов роста потребления, инвестиций, что связывают с ограничением к доступу на внешние рынки капитала и высокой стоимости заимствований. В обновленном прогнозе Всемирного банка на 2015 г. (вышел 2 декабря 2014 г.) основным фактором экономического роста станет чистый экспорт, в то время как ранее являлось потребление.
Несмотря на неутешительный прогноз, Россия, как полагают эксперты Всемирного банка, располагает достаточными резервами в бюджете для того чтобы сохранить стабильности в ближайшей перспективе. России необходимы структурные реформы, которые были лечь в основу экономического роста на среднесрочную перспективу, достаточный приток инвестиций и увеличение потребительского спроса.
Стремительно возрастающая роль новых технологий и инноваций, переход от экспортноориентированной модели экономики к модели экономики, основанной на знаниях, может стать гарантией успешной конкуренции и дальнейшего технологического прогресса страны. Причем, условием дальнейшего успешного развития должно стать не механическое наращивание темпов роста, а формирование новой инновационной экономики, основанной на притоке инвестиций, внедрении новых инновационных технологий, повышении престижа интеллектуального труда [8].
Перспективным направлением мировой специализации страны и ее адаптации к процессам глобализации является эффективное включение как «человеческого капитала», так и имеющихся интеллектуальных ресурсов России в современное транснациональное производство наукоемкой продукции, обеспечение развития фундаментальной науки, научно-исследовательских разработок, системы образования и подготовки высококвалифицированных научных кадров.
Полагаем, достигнутые в последние годы макроэкономические показатели развития российской экономики, скрывают упущенную возможность использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для полноценного выхода России на мировую арену в качестве страны
13
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
с устойчивым социально-экономическим положением [3].
Вопрос стратегического развития России особенно актуален в настоящее время. Всемирный банк рассматривает базовый сценарий развития экономики России, согласно которому в период 2015-2016 гг. будет наблюдаться стагнация, экономический рост в 2015 г. составит 0,3%, но позднее банк понизил этот показатель до 0%. Этому сценарию будут сопутствовать два альтернативных сценария: оптимистический сценарий с показателями экономического роста 0,9% в 2015 г. и 1,3% в 2016 г.; и пессимистический сценарий, с отрицательными показателями до минус 0.9% в 2015 г. и 0,4% в 2016 г. [4].
В середине декабря, Банк скорректировал свой прогноз по экономическому развитию нашей страны в условиях дальнейшего падения и роста волатильности мировых цен на нефть. Уточненный базовый сценарий учитывает среднюю цену на нефть - 78 долл. за баррель в 2015 г. и 80 долл. в 2016 г., что предполагает сокращение реального ВВП в районе 0,7% в 2015 г., и 0,3% в 2016 г. В стране будет наблюдаться геополитическая напряженность, негативный настрой бизнес-элиты и дальнейшая неопределенность развития [2].
Согласно социально-экономического прогнозу развития Правительства РФ на 2015-2017 гг. в период 2014 - 2015 гг. будут сохраняться высокие геополитические риски, в 2016 - 2017 гг. можно ожидать восстановление доступа компаний на мировые рынки капиталов.
Базовый сценарий развития направлен на сохранение инерционных трендов развития и предполагает ускорение экономического роста до 1,2% (достаточно обнадеживающее заявлении в сравнение с прогнозами Всемирного банка), что будет опираться на рост инвестиционного спроса. Потребление (ввиду высокой инфляции, сдерживания роста заработной платы и высокими процентными ставками по кредитам), однако, будет замедляться, сдерживая тем самым рост экономики. В 2016 - 2017 гг. темпы прироста экономики могут составить 2,3-3% (начнет расти потребление).
Умеренно-оптимистичный сценарий развития связан с активной политикой, которая будет направлена на снижение геополитической напряженности и создание возможностей устойчивого роста. Предполагается повышение доверия частного бизнеса, финансирование новых инфраструктурных проектов, поддержание наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала, проведение более мягкой бюджетной политики. Сценарий предполагает к 2018 г. полностью прекратить отток капитала
из страны, нарастить объемы экспорта и увеличить рост ВВП на 3,3% в год в 2015 г. и на 3,3-4,3 % в 2016 - 2017 гг.
Что касается сферы внешнеэкономической политики, то при формировании стратегии внешнеэкономического развития России необходимо учитывать: опережающий рост внешней торговли по сравнению с темпами роста национальной экономики, что, несомненно актуально в условиях глобализации мировой экономики; сокращение доли топливно-сырьевых товаров при одновременном повышении доли готовых изделий в мировом товарообороте (в России наблюдается противоположная тенденция); неустойчивость мировых цен на энергоносители в следствии мирового финансовоэкономического кризиса; высокий уровень монополизация ТНК; деятельность различного рода международных организаций, оказывающих свое воздействие на экономику страны, не всегда позитивное.
Обозначим цели внешнеэкономической стратегии России:
- обеспечение в целом устойчивого роста российской экономики;
- устранение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны и в уровне доходов населения;
- обеспечение национальной безопасности, в частности недопущение терроризма и различного рода локальных конфликтов;
- улучшение инвестиционного климата путем применения мер государственной поддержки предпринимателей;
- создание оптимальных налоговых условий; повышение привлекательности российских банков в целях инвестирования, более доступные кредитные ресурсы;
- активное развитие фондового рынка страны;
- поддержание малого и среднего бизнеса, а также тех отечественных компаний, которые выходят на мировой рынок;
- повышение роли домашних хозяйств;
- повышение производительности труда;
- улучшение качества жизни населения, демографической ситуации различными мерами социальной поддержки;
- наращивание торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, дальнего зарубежья, Азии и Африки;
- укрепление позиций страны на мировой арене. Например, еще в 2012 г. Президентом был подписан Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», где отмечена необходимость повышения позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 50 места в 2015 году и до 20 в 2018 г. [3,7,9].
14
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Горизонты новой экономики
Кроме этого, в 2008 г. была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Первый этап реализации стратегии (2008 - 2012 гг.) был направлен на расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми уже имеются у российской экономики в традиционных сферах,в частности:энергетика, транспорт, агртрньшыехкы]? [1]. Кромеэтого,пред-полакалосык 2КР2 с. к^^^^р^хп россост^ихохх, вну-трершгго прокуктры нск^зв^т^кдх^к^^х^^ь ^т^ы^Т^а>д-альоых расхолага еныкрокодокиа са^^^^^.эрш^щ^а. инвеыкицкйэ оа^с^1^[^(^й кыпарал. Однскы, но-ьзя скаакто чтыос. пкттевлтхиые нрли были выполнены. Ыссннысяг«cтвыс нх Уэpaинe,у«алeд«вaвиIыз санкции со стороны европейских государств по отношении к России внесли свои коррективы.
Период с 2013 - 2020 гг. можно считать вторым этапом в реализации К нц пции. Прио ите-ты дкржны быть .ааыкавкзныаучесам повышок нияккик.эантоукосс^крсти экономики, качества жизни населексяо хл-гшето^у социххьхоД средх, неока—^им нгхехэх .к баы- и наностхнокагин, дивт-сифираопх дкэнтп^]^1^1^. Kтceытныынaп«овe лш^:щр^р[ ооктэлям рахвития т^хрП^^коуыы отперек промышленность, ^^анрк(^]^^, ^рокены с^тк.х]^, строительство, где у нас имеются конкурентные преимущества. Такие отрасли как авиационная, ракетно-космическая, судостроение, радиоэлектроника, информационно-коммуникационные тех-
нологии это те высокотехнологические отрасли, в которых Россия может иметь конкурентные приоритеты.
На 3 этапе - после 2020 г. предполагаетсяза-крепление лидирующих позиций России в мировой экономике, становление инноваций как ведущего срнтора экон.мыкескоо. рекса.
Модертиокция эконтмиии еосскй дохжна 2нпpато«яу«полосмтэть «ргат«йший оньп ох«1 и-д«иcтoв-Упаккикао.ьме«ыx. «ннс)«yщeаср«eнии мыдррнизации нхобходимк дыксхтс насхль-нкы пp2ыи«2яэрр; нкореСотась опрую тохнюро ги-хеакую бa«пр«к оосcтaыoвлeнук о крзвиннр конку-ИгнтоcуксoCоо« асрхомикк
В условиях современного развития экономики и с учётом индекса глобализации стратегия адаптации России должна учитывать взаимосвязанные стратегии, которые реализует государство в зави-оимоста отстенхни апаенсивностиклирна. гысба-лизационных факторов на экономику страны [8]. В Ооссии хс^^-^(^)рж) применекис стракес.н «шхйзра-лотета» нэн «атимy;шяыоанир» «pоясcдакс«oЗMли-зацки (риоуноо 1).
Hаиусв;I«у«г дальнейшего развития согласно «неотралисеха» доажне Э^т^д^]ь напраххено на поддержание имеющихся достижений, и предусматривать:
- решение имеющихся глобальных проблем путем совместных усилий с другими странами;
Рисунок 1 -Стратегииглобализации[8]
15
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
- оказание необходимой помощи наименее бедным регионам мира;
- активное участие в деятельности международных организаций.
Применение внешнеэкономической стратегии «стимулирования» процесса глобализации должна быть направлено на:
- проведение активной интеграции, как со странами СНГ, так и с азиатскими парнерами;
- укрепление валюты страны;
- упрочнение экспортно-импортных связей, рост товарооборота;
- налаживание собственного конкурентоспособного производства;
- совершенствование налогового, таможенного законодательства, улучшение инвестиционного климата;
- повышение качества жизни населения;
- разработка построения новой финансовой архитектуры и др. меры [8].
Однако не стоить забывать об имеющихся рисках развития. В случае длительного периода применения санкции существенно может снизиться бюджетная устойчивость и дальнейшие возможности для модернизации.
Текущее положение дел на мировой арене существенно скорректировало сроки перехода к инновационной социально-ориентированной модели экономического развития. И задача государства правильно оценить имеющуюся ситуацию и выделить дальнейшие приоритетные направления развития, сочетая высокие технологии с политикой масштабной модернизации реального сектора.
ИСТОЧНИКИ:
1. Брежнева О.В. Стратегия развития экономики до 2020 г. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2013. - Т. 2. - № 4 (04). - С. 22-24.
2. Всемирный банк скорректировал свой прогноз экономического роста России на 2015 и 2016 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank. org/ru/news/press-release/2014/12/08/world-bank-revises-its-growth-projections-for-russia-for-2015-and-2016
3. Горецкая Е.О., Сапрыкина В.Ю. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики.
- Краснодар, 2010.
4. Доклад об экономике России 32. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/news/ press-release/2014/09/24/russia-economic-report-32
5. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2015 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/news/2014/10/29/6969
6. Министерство экономического развития РФ. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261
7. Мишарин А.С., Клепач А.Н., Белоусов Д.Р. Посткризисное развитие России: модернизация, инновации и социальное государство. Перспективы до 2025 года. - Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2011 - 160 с.
8. Сапрыкина В.Ю. Стратегия адаптации экономики России к условиям глобализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2011.
9. Чумакова Н.А., Стародубцева Ю.Ю. Роль домашних хозяйств в финансовой системе Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Башкортостан, 2014.
16