Научная статья на тему 'Экономика профессионализма'

Экономика профессионализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛ / ДИЛЕТАНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL / DILETTANTE / ECONOMIC ASPECT / NATURAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канабеева Р. А.

В статье рассматривается профессионализм как интегральная характеристика человека, являющегося биологическим индивидом, личностью, субъектом труда и индивидуальностью. Целью статьи является исследование влияния экономической мотивации на формирование профессионализма, под которым автором понимается долгосрочный профессиональный результат за минимальное время с оптимальным использованием потенциала человека. Экономический феномен профессионализма анализируется с позиций естествознания, экономики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economics of professionalism

The article considers the professionalism as integral characteristic of human is the biological individual, the person, the subject of labor and personality. The aim of the article is to investigate influence of economic motivation on the formation of professionalism, by which the author understood a long-term professional results in minimum time with the optimal use of human potential. Economic phenomenon of professionalism is analyzed from the viewpoint of the natural sciences, economics and psychology.

Текст научной работы на тему «Экономика профессионализма»

ны отказ от принуждения в использовании новшества, опора на сторонников нововведения, выстраивание вводимых новшеств в инновационную цепочку, обеспечивающую адаптацию изменений к конкретным условиям и инновационную готовность педагогического коллектива.

Для успешного продвижения инноваций в практику, их лояльного восприятия и освоения (именно освоения, а не «внедрения») необходимо:

■ последовательно реализовать гуманистические ориентиры развития образования с учетом как актуальных, так и перспективных проблем и ситуаций, эффективности и рисков предполагаемых преобразований;

■ не допускать замены подлинных новаций скоропалительными и непроверенными эрзац-новациями и тем более не допускать соревнования по их ускоренному внедрению;

■ сформировать систему научной разработки и квалификационной экспертизы предполагаемых

нововведений, предусмотрев процедуру их проверки в опережающем эксперименте;

■ ослабить административно-внедренческий нажим на практику, поощрять творческую инициативу «снизу», прошедшие экспертизу проекты педагогов-новаторов и инновационных коллективов;

■ продолжить разработку процедур снятия антиинновационных барьеров в системе повышения квалификации педагогических работников и в процессе управления освоением новаций в школах;

■ пересмотреть обязательность внедрения ряда малообразованных и вызвавших опасные риски нововведений, включая ЕГЭ.

Библиографический список

Л. Айзерман. Время новелл // Учительская газета. N° 7 от 18 февраля 2014 г.; Л. Рыбина. На проверку знаний - стройся! // Новая газета. №2 21 от 26 февраля 2014 г.

Zagvyazinsky V., Strokova X,

INNOVATION FATIGUE

«Innovation fatigue», which is stated at the turn of XX—XXI centuries, now took the form of resistance to innovations, manifested and openly, and covertly. The authors consider different types of innovation barriers, ways to overcome them, as well as protection from unproductive and harmful renovaci. Keywords: innovation, ways of protecting innovation.

УДК 331.546; 37.042

Канабеева Р.А.

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В статье рассматривается профессионализм как интегральная характеристика человека, являющегося биологическим индивидом, личностью, субъектом труда и индивидуальностью. Целью статьи является исследование влияния экономической мотивации на формирование профессионализма, под которым автором понимается долгосрочный профессиональный результат за минимальное время с оптимальным использованием потенциала человека. Экономический феномен профессионализма анализируется с позиций естествознания, экономики и психологии.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная культура, профессионал, дилетант, экономический аспект, естествознание.

Комплексное научное изучение профессионализма не сводится ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и ее коллективного субъекта.

В современных условиях неизмеримо возраста-етроль профессионализма, а также объективных и субъективных факторов, способствующих реализации идей подлинной свободы профессионального самоопределения человека. Все это свидетельствует о необходимости всестороннего научного иссле-

дования этого сложного [5], многоаспектного социально-экономического феномена. Отметим, что, несмотря на довольно обширную исследовательскую литературу по данному вопросу, экономический аспект профессионализма практически не изучен [2, 5].

На наш взгляд, наиболее полное определение профессионализма можно встретить в работах С.А. Дружилова [6], который считает, что это особое свойство людей системно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм здесь рас-

© Канабеева Р. А., 2015

Экономика образования ♦ № 2, 2015

59

сматривается как проявляющееся в трудовой деятельности свойство личности в виде набора поведенческих схем и механизмов, в основе которого лежит [5] рациональное или, иными словами, экономическое начало.

Под рациональностью нами понимается умение распознать и оценить альтернативы, сделать выбор в пользу наилучшего варианта, на его основе принять эффективное решение в условиях конкуренции и неопределенности внешней среды. Таким образом, рациональность в поведении при выполнении сложных (интеллектоемких) трудовых функций в выбранной профессиональной сфере [2, 5, 7] определяет экономический аспект профессионализма.

В настоящее время в России и в мире в целом возникло противоречие между сложившейся глобальной экономикой, с одной стороны, и системой профессионального образования и воспитания культуры профессионализма трудовых ресурсов, с другой [8]. Энтропийные тенденции в инновационной экономике, значительно снижающие ее эффективность, объясняются наличием, так называемого, «человеческого фактора» или острой нехваткой в ней профессионалов.

Профессия - это основа связи индивида с другими людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе. В идеале, профессия аккумулирует все силы человека, способности и таланты; в той мере, в какой он начинает овладевать ею, она поглощает его целиком и заставляет служить себе. Таким образом, люди не рождаются профессионалами, а становятся ими путем многолетнего вовлечения в профессию и всестороннего овладения ею. Вот как описывает Конфуций [9] свой жизненный путь: «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры».

Профессионализм, профессиональная культура не даны человеку изначально, они также не могут быть получены на практике, из непосредственного опыта или же путем «чистого», «голого» внеопыт-ного обучения, т.е. посредством изучения какого-либо предмета вне его практического применения. Профессионализм - это не законченный этап человеческой жизни или некий результат, в котором собран «абсолютный» опыт определенного субъекта; это процесс постоянного профессионального и личностного самосовершенствования.

Профессионал лучше всех знает свое дело, досконально и основательно; он может выразить самые сложные профессиональные вещи кратко и точно. Например, Гегель в беседе с Гете [10] определил сущность диалектики так, как никто не смог

это сделать до него: «Собственно диалектика не что иное, как упорядоченный, методически разработанный дух противоречия, присущий любому человеку, и в то же время великий дар, поскольку он дает возможность истинное отличать от ложного». А вот каким образом определяет суть управления один из классиков менеджмента Анри Файоль [11]: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Постигнув сущность своего дела, проникнув в его «святая святых», профессионал устанавливает связи и отношения, как внутри своей профессии, так и с рядом ближайших органично связанных с ней сфер деятельности. При этом профессионал не имеет какого-либо одного, единственного источника знаний: он учится всегда и везде, он постоянно «нацелен» на знания. Практически все, с чем соприкасается профессионал, может служить ему бесценной базой данных. Поэтому никто не может установить сколько-нибудь точного объема знаний профессионала, - они не поддаются количественному исчислению. Однако профессионал - это не только знания, но в первую очередь, - это переход за пределы знаемого, вторжение в область трансцендентального, в ту сферу, что «парит над обыденным и повседневным». Именно здесь, через чутье и интуицию, проявляется иррациональная составляющая профессионализма.

Итак, профессионалами не рождаются, - ими становятся в результате «конкурентной борьбы» за достойное существование, за места под солнцем для себя и своих близких. В Природе - побеждает сильнейший или тот, кто выжил сам и «выжил» конкурентов. Таким образом, профессионализм «от Природы» имеет экономические основания.

По определению, сформулированному А.И. Боч-каревым [1, 4], «экономика - это сфера деятельности, в которой происходят обменные экономические отношения в условиях отсутствия достаточного наличия ресурсов (денег, трудовых, социальных, природных и, главное, времени) для принятия решения».

Такое понимание экономики сближает ее с современным естествознанием, когда решения нужно принимать по «алгоритму реальности», известному из естествознания как «наследственность, изменчивость, отбор», либо современная трактовка [1] - измененная И наследственность НН (двойная) путем отбора О (что и выражает «ИННО... » - зачин дефиниции ИННОвация) [1, 2, 4].

Таким образом, в Природе присутствует сердцевина профессионализма, заключенная в инновационной деятельности без отторжения на фундаментальном уровне систем любой природы (биологической, экономической, производственной и др.) - в измененной наследственности путем отбора.

Известно, что обмен является основой экономи-

ческой жизни. Обмен может содержать в себе обман, однако если есть готовность платить за обман, чтобы сохранить жизнь и/или достичь преимущества, то такой обман не просто имеет место быть, но и по умолчанию оплачивается: как говорил классик, «если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Превалирование обмана в «продажной» экономике приводит к подмене ценностей, когда «добро» идентифицируется со злом в противовес справедливости и благочестию: «От зла - зло (золото) ищут и на зле (конкурентной борьбе) зло (прибавочную стоимость, или ПРИ-быль) получают. Искажается даже известная истина - «свято место пусто не бывает»: в «продажной» экономике пустота заполняется тем, кто пришел раньше, т.е., «пришлыми» (и «ушлыми») или людьми, для которых важен «только бизнес и ничего личного».

Логика экономической деятельности, приносящая ПРИ-быль, основана на теореме В.А. Котельни-кова, представлена в [3], когда аналоговые сигналы, описывающие волатильность рынка великолепно «нарезаются в батон» дискретной прибыли, причем дважды, как на подъеме, так и падении рынка.

При формировании профессионала следует обращать внимание на инновационную восприимчивость, чувствительность к инновационной деятельности - фактически формирование в нем чувства «реальности» по «алгоритму реальности» [4] в обменных экономических отношениях. Чтобы определить собственную новизну, или стать «новым», нацеленным на инновации, необходимо пройти путь из прошлого (с отставанием), через настоящее (умеренно) в будущее (с опережением). Такой технологией пользуется истинный профессионал своего дела: он «соединяет прошлое и будущее в настоящем» таким образом[13], что непрофессионалам (или дилетантам) повторить его успех невозможно.

В широком смысле инновация понимается как успешное применение и использование новых знаний в экономической и социальной сферах. Инновация формируется при творческом использовании различных типов знаний при реагировании на сформировавшийся спрос или имеющиеся социальные потребности, в результате чего создается качественно новая добавленная стоимость [5].

В мире новой информационной и технологической реальности, инновационной экономики, многие профессии приобретают операторские черты. Объектом экономики в общем случае может быть деятельность субъекта труда управленцев, экономистов, технологов специалистов по решению оперативных задач в системе «человек-техника-среда» и других профессионалов. Профессионализм - это не совокупность признаков [4] (симптомов), а сложная системная единица - или синдром. Макроструктура экономического синдрома профессионализма сейчас изучена не достаточно, в научной литерату-

ре известны лишь критерии и уровни профессиональной успешности.

Бороться с симптомом бесполезно, потому что симптом указывает на непорядок (кризисные явления) в самом организме. А непорядок в организме заключается именно в рационализации, то есть в попытках рационально описать общество в целом и экономику в частности. Любая рациональная модель, в том числе экономика, приводит к кризису. Возникает кризис, дальше по факту кризиса идет подстройка системы, которая некоторое время опять живет (вернее, существует в новом качестве) - до следующего кризиса.

Экономика изначально довольно рациональна, хотя любой бизнесмен (предприниматель) в своей деятельности руководствуется не фактами и объективной реальностью, а интуицией... И рынок, как основной объект экономики, - не рациональная структура, его невозможно просчитать, как невозможно учесть все взаимосвязи и явления окружающей действительности.

Специалисты утверждают, что профессионализм это не только знания, умения и навыки, но и особый способ организации мышления. Профессионал мыслит и выстраивает свою жизнь таким образом, чтобы максимально использовать свои природные задатки и возможности для решения задач, поставленных профессией, с учетом ситуации, в которой он находится. Это и образ мыслей, и стиль жизни, подкрепляющий и поддерживающий высокий уровень профессионального поведения на каждом следующем этапе. Размышления о том, что такое профессионализм, привели к созданию его формулы [13]:

Способности + создание и использование сложившихся условий + эффективные действия = долгосрочный результат за минимальное время.

Исходя из этой формулы, следует, что человек должен иметь от природы свойства, обеспечивающие ему возможность наименьших физических, эмоциональных, экономических и психологических затрат при выполнении определенной работы. Однако, чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно развивать в себе эти свойства.

Профессионализм - это высшая степень совершенства в определенном виде деятельности, это самый высокий уровень мастерства, позволяющий свершать дела в превосходной степени.

Известно, что любые явления становятся более яркими и многогранными, если их рассматривать через призму противоположностей. Антиподом профессионализма является дилетантизм [13]. Дилетант - это человек, который занимается чем-либо без специальной подготовки, обладает поверхностными знаниями, демонстрирует любительское отношение к делу. Дилетант «услаждает» свою жизнь чем-либо, являясь полным профаном, невеждой,

Экономика образования ♦ № 2, 2015

61

человеком, не способным постичь само дело, его сущность и т. д.

Именно дилетанты могут остановить прогресс, вызвать катастрофу, затормозить движение вперед. Они не подчиняются нормам и правилам, законам и принципам, у них своя мораль, своя логика поведения, - чаще всего вопреки интересам большинства, свои пути движения к цели. Они призваны «сеять ложь для процветания лжи», говорил Н. Рерих.

Если профессионал свободен в выборе своего образа жизни, методов и средств деятельности, со-зидающ, легко управляет своим делом и своей судьбой, то дилетант, как заметил Гегель, внутренне «несвободен», ибо над ним нависает чуждый ему мир, неведомая ему область, от которой он всегда и во всем зависим, но которую он, не способен по-настоящему изучить, стать знатоком в определенной области деятельности. Однако дилетант к этому и не стремится, для него главной заботой является произвести впечатление, поразить своей эрудицией, ему важен эффект.

Дилетант демонстрирует свое верхоглядство вполне серьезно, напыщенно и высокомерно. Только он знает простые ответы на мучительные вопросы, всем и всегда готов дать советы, вынести категоричное суждение, он безапелляционен, одним словом, - человек, для которого в мире нет ничего таинственного, трудного, сложного, сокрытого, сокровенного.

Как показывает практика, наша жизнь не зависимо от сферы деятельности изобилует дилетантами, людьми, избегающими трудностей в познании и деятельности, полузнайками и недоучками, основная задача которых состоит в том, чтобы помешать (чаще всего бессознательно) профессионалам выполнять свое дело. Поэтому-то дилетант неуживчив, не может спокойно наблюдать за успехами компетентного человека, он завистлив, испытывает стойкое чувство досады, вызванное благополучием и успехом мастера [13]. В связи с этим дилетант конфликтен, разрушителен. Русский философ И.А. Ильин [14] отождествляет его с погромщиком и поджигателем, который «страшен не столько убытками, сколько неутомимой завистью и дикой ненавистью к чужому достижению и совершенству, презрением к чужому творчеству, слепотой к «инвестированной» духовности».

Дилетант анархичен, способен внести беспорядок в любой вид деятельности, создать хаос и неорганизованность, принести массу неудобств, так как он может и склонен уничтожать и рушить. Он не признает никаких авторитетов, кроме своего мнения, своей точки зрения.

Многие беды и несчастья связаны с разрушительной, погромной деятельностью людей, не освоивших принципов и основ какого-либо дела, не пожелавших проникнуть «в строение духа». Причин

здесь, видимо, много, но большая часть их связана [4] с недостатками и промахами в воспитании и образовании - в семье, школе, коллективе.

Особую опасность представляют дилетанты в сфере государственного управления, где «любительство» показано меньше всего. Здесь дилетантство чревато несчастьями, страданиями многих десятков и сотен тысяч людей. Это дает основание утверждать, что дилетант не может быть назван культурным человеком, он стоит вне культуры, вне творческой деятельности.

Не все люди, становятся мастерами, специалистами высокого класса, не все дорастают до подлинного профессионализма. Подавляющая часть остается на уровне рядовых, ничем не примечательных служащих, ремесленников, которых американский писатель Синклер Льюис в романе «Эроусмит» образно и точно называет «людьми скучного веселья».

Согласно экономической психологии важна проблема правильности выбора своего пути: невозможно стать профессионалом в той сфере деятельности, которая не является «своей», а потому удовлетворяет только базовые потребности человека и не способна зажечь огня вечного стремления к развитию и самосовершенствованию. Главное, для личного благополучия, для экономики и общества в целом не деградировать до уровня дилетанта, руководствуясь советом Синклер Льюиса: «работать вдвое упорнее, чем вы можете, и не давать людям использовать вас».

Библиографический список

1. БочкаревА.И. Бочкарева Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов. М. : КНОРУС, 2011. 320 с.

2. Бердников В.А., БочкаревА.И., БочкареваР.А., Корнев В.М. Фактор времени в экономике: монография. Самара: Изд-во Сам. гос. экон. ун-та, 2011. 444 с.

3. Бочкарев А.И. Бочкарева Т.С., Бочкарева Р.А. Формирование инновационной культуры в профессиональном образовании: монография. Тольятти: ПВГУС, 2009. 324 с.

4. Бочкарев, А.И., Бочкарева Т. С. Социокультурное проектирование инновационной творческой среды: монография. Тольятти: ПВГУС, 2012. 524 с.

5. Канабеева Р.А. Экономический аспект профессионализма человека: сб. статей IX Междун. научн. конф. // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. Тольятти: ПВГУС, 2011. С. 139-146.

6. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход: науч.-публиц. альманах // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк: СО РАО, 2005.

Зависимость эффективной деятельности от материальных стимулов

- выпуск 8. - С. 26-44.

7. Бочкарева Р.А. Вариативность формирования конкурентных преимуществ профессиональным образованием на рынке труда // Экономика образования. - 2010. - №> 1. - С. 157-162.

8. БочкаревА.И., Чекмарев В.В. Почему «не везет» профессиональное образование инновационную экономику страны? // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. №> 3. 2013. - С. 54-57.

9. Конфуций. ЛуньЮй. 2, 4. В кн.: Я верю в древность. М., 1995.

10. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван, 1988. 547 с.

11. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. М., 1992. 12 с.

12. Экономика знаний. Интернационализация и систематика инноваций. Вильнюс. Литовский инновационный центр. 2013, 704 с.

13. Отчет о НИР в рамках аналитической ведомственной программы Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» по проекту № 3.1.1/12413 «Становление профессионализма выпускника средствами мультидисциплинарного инновационно-ориентированного содержания образования» на 2011 год.

14. ИльинИА. Путь к очевидности. М., 1993. 279 с.

Kanabeeva R.

ECONOMICS OF PROFESSIONALISM

The article considers the professionalism as integral characteristic of human is the biological individual, the person, the subject of labor and personality. The aim of the article is to investigate influence of economic motivation on the formation of professionalism, by which the author understood a long-term professional results in minimum time with the optimal use of human potential. Economic phenomenon ofprofessionalism is analyzed from the viewpoint of the natural sciences, economics and psychology.

Keywords: professionalism, professional culture, professional, dilettante, economic aspect, natural sciences

УДК 331; 37.014

Клячко Т.Л., Авраамова Е.М., Логинов Д.М.

ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ МАТЕРИАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ

В 2013 г. Центром экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы была разработана концепция проведения мониторинга, отслеживающего связь роста эффективности деятельности школ в зависимости от повышения средней заработной платы учителей, и проведена первая волна мониторинга в трёх регионах, репрезентирующих Российскую Федерацию: Свердловской области — регионе-доноре, Воронежской области — регионе, среднем по уровню социально-экономического развития, и в Ивановской области — дотационном регионе. Всего в трёх регионах было опрошено 3200 учителей.

Авторы знакомят с основными результатами мониторинга, которые касаются реакции учительского сообщества на происходящие процессы.

Ключевые слова: эффективность преподавательского труда, заработная плата учителей, непрерывное образование, материальные стимулы.

Изменения в школьном образовании под влиянием роста оплаты труда учителей

В рамках мониторинга стояла задача с помощью специально разработанной методологии оценить влияние, которое на эффективность общего образования оказывает повышение средней заработной платы учителей до размера средней заработной платы в экономике региона. Таким образом, стояла задача оценить действенность этой меры в глазах педагогов. Один из ключевых вопросов не только данного исследования, но и российского образования - создаются ли материальные стимулы, привлекающие в школу талантливую молодёжь, удер-

живающие в школе квалифицированные кадры, создающие мотивацию для повышения эффективности и качества труда педагогических работников.

Начнём с общей характеристики материального положения учителей, а затем проанализируем происходящие в последнее время изменения в школах. Большинство (на уровне 60 /о) опрошенных нами учителей оценивает свой нынешний уровень материального положения как «средний». Другая значимая по численности доля учителей (от четверти до более, чем трети опрошенных в зависимости от региона) квалифицирует его как «ниже среднего». При этом чуть более 40% опрошенных учителей

© Клячко Т.Л., Авраамова Е.М., Логинов Д.М., 2015

Экономика образования ♦ № 2, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.