Научная статья на тему 'Экономика «Притяжения»: особенности управления'

Экономика «Притяжения»: особенности управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика «Притяжения»: особенности управления»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЫЕСТВЕ И МЕТОДОЛОГИЯ И% ИССЛЕАОВЛНИЯ

С.Ю. КУЗНЕЦОВ, докторант Финансовой академии при Правительстве РФ

ЭКОНОМИКА «ПРИТЯЖЕНИЯ»: ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

На рубеже веков формируется постиндустриализм как новая информационно-технологическая эпоха развития экономики и знания. Современная организация в мире все более приобретает постиндустриальную природу, связанную с экономикой знаний. В мировой и региональной экономике происходит постоянный поиск эффективных средств и организационных форм управления бизнес-интеллектом и нововведениями в производстве и реализации наукоемкой продукции.

Высококачественный труд в передовых организациях обогащается путем соединения со средствами искусственного интеллекта для того чтобы постиндустриальным способом производить овеществленное знание для создания продукции, предоставления услуг, в том числе профессиональных образовательных. Особое значение в создании новых форм и стандартов имеют исторические и культурные традиции. Они способствуют превращению современной региональной экономики в промышленное искусство. Так, в свое время для феодального ремесла и мануфактуры было характерно искусство и виртуозность их работников. Капиталистическая индустриализация первоначально уничтожила ремесленное искусство, свело региональную и местную экономику к производству стандартизированной массовой продукции и знанию. Постиндустриальная стадия преодолевает в современных условиях фундаментальное противоречие между ограниченными ресурсами производства и растущими потребностями индивидуумов в направ-лении вариативности и гибкости материального и духовного богатства.

Перечислим основные постиндустриальные ме-гатренды, характерные для современной и будущей экономики:

• разработка принципиально новых гибких технологий и создание высококачественных продуктов, в том числе в сфере профессионального образования;

• товарное и духовное многообразие увеличивает и усложняет консьюмеризм общества;

• растет значимость сферы услуг, в том числе образования;

• совершенствуются региональная рыночная политика и управление в условиях глобализации экономики;

• увеличиваются значение и доля интеллектуального капитала в экономике;

• управление знаниями, в том числе интеллектуальной собственностью, основано на снижении стоимости распространения и тиражирования информации почти до нуля;

• расширяются активные границы постиндустриальной организации;

• экономика «выталкивания»» (push economy) все более дополняется и даже вытесняется экономикой «притяжения» (pull economy);

• эффективное управление активами невозможно без управления отношениями ценностей между участниками современных организаций;

• методы управления, в том числе регионального, становятся все более стоимостными. Интеллектуальная собственность существует, во-

первых, как редкий уникальный актив организации, или капитал, и, во-вторых, как товар, который можно тиражировать даже без использования. Объединяясь, они работают на капитализацию нематериальной ценности, присутствуя в головах познающих и непрерывно обучающихся людей. Так в мире товарного многообразия формируется капитал бренда и потребительского знания в форме образования и образа жизни.

Постиндустриализм в сфере производства и профессионального образования осуществляется в новых инновационных технологиях, которые создают новые наукоемкие продукты. Инновации в сфере финансов дают разнообразие инвестиционного выбора и управления активами предприятий. Создаются новые финансовые продукты по всей линии фондового/финансового рынков, начиная от безрисковых малодоходных инс трументов и заканчивая чрезвычайно

рискованными опционными и венчурными продуктами. В сфере реализации новые маркетинговые инструменты и методы позволяют подчинить интересам передовых организаций потребителей, в том числе и образовательных услуг. В сфере электронного образования инновационные программные продукты и интернет позволяют существенно расширить круг потребителей многообразного обучающего процесса и увеличить гибкость и вариативность в познании.

Одна из современных стратегий - формирование новой экономики организации - экономики «притяжения» (pull economy) в целях дополнения, а затем, возможно, и вытеснения старой экономики «выталкивания» (push economy). Производители ушедшего столетия1 были озабочены поисками эффективного управления производством и реализацией на основе «выталкивания» массовой продукции в сферы рынка, где ожидается потребительский спрос. В идеале жесткие и стандартизированные бизнес-процессы направляют ограниченные ресурсы организации в планируемые сферы в определенное время. Эта жесткость вынуждает их направлять усилия на рост эффективности, контролируемый внутри фирмы. Однако по мере усложнения спроса и его анализа потребители все более становятся для организаций пассив -ными покупателями выталкиваемой на рынок продукции. Стандартизированный процесс инноваций, если он имеет место, противоречит непрерывным экспериментам, импровизации и креативности для предложения рыночной ценности разнообразным потребителям. В результате он ограничивает скорость и траектории строительства конкурентных компетенций. Такая экономика «выталкивания» продукции ограничивает число и разнообразие участников, в первую очередь потребителей и персонал. Персонал является инструментом управления, в том чис-ле регионального, а не самообучающимся, самонаправляющимся инициатором нововведений. Так в течение 100 лет традиционная индустриальная экономика «выталкивания» неумолимо приводит многие организаций к кризису.

Решением этой проблемы может стать новая экономика «притяжения», контуры которой стали формироваться с появлением постиндустриализма. Названные выше мегатренды расширяют имущественные границы постиндустриальных организаций до лояльных потребителей - ценнейшего актива своеобразной постиндустриальной монополии в эпоху современного разнообразия материального и интеллектуального богатства. В рамках регионального управления этими организациями не только прогнозируется спрос, осуществляется эффективная сегментация и таргетирование местных и региональных потребителей, но и мобилизуются как материальные и финансовые ресурсы, так и нематериальные, особенно маркетинговые активы.2

Черты экономики «притяжения» следующие:

1 Со времён появления промышленного конвейерного производства, когда в 1911г. американский инженер Ф.Тейлор опубликовал свой труд «The Principles of Scientific Management» .

2Brown J. From push to pul. 2005. №3. www.mckinseyquaitery.com

• организации становятся клиента центр ичным и. Клиенты - это потребители для сферы В2С и партнеры для сферы В2В;

• центр постиндустриальной экономики смещается к потребителям и партнерам организаций;

• лояльность потребителей и партнерские отношения все более становятся нематериальными маркетинговыми активами организаций;

• лояльные потребители - не пассивные, а активные участники организаций в реализации ценности, в том числе образовательной;

• потребители «тянут» к себе продукцию и знания проактивно, а не по реакции на «выталкивание» предприятием своей продукции на рынок;

• интернет создает проактивным потребителям новые индивидуальные условия коммуницирования информации.

В самом общем виде в структуре активов организаций традиционной экономики «выталкивания» (по мере уменьшения размера и значения) материальные активы преобладают. Человеческий капитал привязан к экономическим целям. Капитал брендов определяется «выталкивающими» продажами. Структура активов организаций экономики «притяжения», особенно на основе электронного бизнеса, другая. Преобладает капитал брендов от потребительского «притяжения». Человеческий капитал клиентоориентиро-ван. Внеоборотные и оборотные активы незначительны. Например, электронный бизнес позволяет организации материальной сферы приближаться к такой нематериальной основе на базе аутсорсинга отраслевых производственных и вспомогательных процессов.3

Важной чертой управления экономикой «притяжения» является и то, что при этом:

• формируются региональные, национальные даже глобальные процессные и социальные сети как новая сетевая система мобилизации ресурсов многих организаций-партнеров в операционных процессах управления хозяйством и отношениями с потребителями;

• через процессные и социальные сети участвующие организации оперируют внутри и за пределами своих границ материального имущества, сотрудничают в сфере НИОКР, инноваций, профес-сионального образования, обучаются друг у друга при формировании ключевых способностей. Процессные и социальные сети формируются для

отраслевых партнеров, профессиональных работников знаний (например, инженеров, линейных менеджеров), для отдельного региона страны и т.д. Все участники процессных и социальных сетей имеют доступ к специализированным ресурсам и способностям, которые непрерывно развиваются в разных конфигурациях в зависимости от конкретного спроса. Любые участники-партнеры могут «тянуть» себе эти ресурсы и способности для предложения своих рыночных ценностей. В таблице приведены характерные черты экономики «выталкивания» и «притяжения».

3 Ten strategies for survival in the attention economy: Working paper. IBM Institute for Business Value. P. 9.

Таблица

Основные черты экономики «выталкивания» (push economy) и экономики «притяжения» (pull economy)

Сферы Экономика «выталкивания» Экономика «притяжения»

Внешняя среда и спрос Можно прогнозировать, рассматриваются более как угроза Очень неопределенные, рассматриваются как возможные преимущества

Инновации Дизайн и проектировки сверху вниз, жестко ограниченные и стандартизированные программы Непрерывно, по мере возникновения, гибко и быстро; открытые к сотрудничеству платформы модулей

Ведущие кадры Работающие внутри организации Работающие внутри и вне организации

Финансы Традиционный финансовый менеджмент То же плюс управление денежными пото-ками от увеличения рычага ресурсов третьих лиц

Управление Централизация и контроль решений, управление инструкциями Децентрализация и инициативы, управление лидерством

Организация Вертикальная, иерархичная, матричная, ресурсо-центричная; слабо связанные организационные «силосы», очерченные процедуры Горизонтальная, плоская, сетевая, клиен-тоцентричная; расширение модулей, инструментов и партнеров

Число клиентов Очень ограничено Открытые границы для разных участников

Цель Операционная эффективность Инновационное развитие

Таким образом, процессные и социальные сети стремятся расширить набор ресурсов для помощи участникам в разработке адекватных опций. Они относятся к клиентам, как к сетевым креативным потребителям, поощряют своих участников к непрерывному обучению инновациям. Потребители становятся более ангажированными в креативные и коммерческие процессы.

Расширение границ творчества за пределы отдельных организаций в сетевые сферы разнообразных участников делает доступным все процессы, ресурсы процессных и социальных сетей для инновационных рывков. Усиление контроля над процессами вступает в противоречие с ростом неопределенности внешней среды, которая все более рассматривается в новой экономике как возможное преимущество, а не угроза. Конкуренция через специализацию организаций дополняется аутсорсингом по-новому - сотрудничеством большого числа партнеров в других сферах стоимостной цепочки ценностей, в том числе знания.

Преимуществами новой экономики «притяжения» являются:

• интенсификация инноваций посредством увеличения рычага ресурсов третьих лиц;

• снижение затрат взаимоотношений, рост ценности для всех участников;

• расширение масштабов сотрудничества;

• проактивность клиентов в отношениях с организациями;

• гибкость финансирования и распределения ресурсов;

• противодействие снижению факторов конкурентного преимущества в экономике «выталкивания;

• оптимизация и рост денежных потоков в новой экономике.

С точки зрения рабочей силы на предприятиях в образовательных и финансовых услугах, здравоохранении, фармацевтике, сфере высоких технологий, СМИ 25% и более занятых - это талантливые «работники знаний», по определению П. Друкера, которые с помощью науки, образования и инноваций

производят, обмениваются и управляют нематериальными активами, в том числе интеллектуальной собственностью1.

Новая горизонтальная структура с минимальной иерархией должна повысить изобретательский взаимообмен, ценность работников знания при генерировании денежных потоков и создании стоимости нематериальных активов в экономике знаний и талантов. При этом упрощаются взаимосвязи и улучшается качество инновационного сотрудничества. Так, линейные менеджеры должны сосредоточиться на росте операционной прибыли, стратеги - на стоимостных инициативах по долгосрочному росту.

Производители знаний стремятся кодифицировать предметы знания, а внутренние и внешние пользователи его получают конкурентный доступ к обменному механизму на альтернативной основе. Формируются стандарты, протоколы, регулирующие нормативы и прочее.

Кроме того, внутренние рынки знаний, обогащающие процессные и социальные сети, должны строиться на принципах управления инвестиционными проектами и НИОКР венчурным капиталом и инвестиционными фирмами. Стадии управления из -вестны:

• диагностика угроз и возможностей;

• дизайн проекта;

• шкалирование проектного маршрута с контрольными остановками;

• корректировки на маршруте.

Каждый проект имеет своего спонсора - старшего управляющего организации, нескольких талантливых инноваторов, бюджет. На уровне организации эти проекты интегрируются в общую стратегию и бюджет с необходимыми краткосрочными и долгосрочными компромиссами.

Аналогично начинают строиться внутренние рынки талантов из работников знаний. Формируется своеобразный пул талантов из внутренних рынков,

1 Bryan L The 21st century organization. 2005. №3 www.mdknseyquarterlycom

объединяющих отраслевые и региональные организации-партнеры внутри страны и за рубежом, со своим ценообразованием, назначениями и переназначениями.

Новая экономика «притяжения» имеет также слабые стороны: не везде применяется необходимое стимулирование; собственность, инфраструктура, финансирование и ршки должны быть более или менее справедливо распределены; закончена формализация процесс ных и социальных сетей в структуре организации.

Поэтому, несмотря на интерес к процессным и социальным сетям, многие организации пока не отказываются от традиционных программ экономики «выталкивания». До сих пор существует большое количество персонала, занятого в индустриально спроектированных процессах и требующего иерархического контроля. Однако по мере распространения постиндустриализма процессы дополнения могут смениться реконфигурацией и дальнейшим вытеснением традиционной экономики.

К.Г. АБАЗИЕВА,

канд. экон. наук, доцент Московского государственного заочного института пищевой промышленности (МГЗИПП)

ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Полтора десятилетия рыночной трансформации российской экономики изменили многие её координаты, в том числе и положение женщин на рынке труда, которое на протяжении десятилетий тесно связано с изменениями в функцио-нировании советской экономической системы. Законодательно равенство между мужчинами и женщинами в сфере трудовой деятельности закреплено в 1917 году, когда постановление Советского правительства ввело равную оплату за равный труд мужчин и женщин. Массовое вовлечение женщин в оплачиваемый труд вне дома стало центральным положением марксистско-ленинской идеологии по женскому вопросу: «...прежде всего для освобождения женщины необходимо возвращение всего женского пола к общественному труду, что требует в первую очередь, чтобы индивидуальная семья перестала быть основной хозяйственной ячейкой общества» [9].

В 1936г. Конституция СССР закрепила равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности. В более поздний период в СССР ратифицирован ряд международных договоров, действие которых направлено на борьбу с дискриминацией женщин в сфере занятости и на рынке труда, в частности, Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенции МОТ №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» и №111 «О дис-криминации в области труда и занятости».

С первых лет функционирования Советского государства началась массовая мобилизация женщин в сферу общественного производства, которая была связана с планами индустриализации страны в конце 20-х гг., а затем с большими потерями трудовых ресурсов во Второй мировой войне. Экстенсивный путь развития общественного производства диктовал преимущественную потребность в дешевой рабочей силе. Когда в 60-х гг. преобладание малоквалифицированного труда стало тормозом для развития совет-

ской экономики, пошел процесс массовых инвестиций в образование. В 70-е гг. снижается рождаемость, для её стимуляции государство предприняло ряд мер: например, полностью оплачиваемый декретный отпуск, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком 3-х лет.

Политика тотальной интеграции женщин в эко-номику привела в конце 80-х гг. к тому, что уровень занятости женщин, образование, профессионально-квалификационный и отраслевой состав работающих женщин стали чрезвычайно высокими в сравнении с промышленно развитыми странами. Женщины составляли 51% рабочей силы, 92% женщин трудоспособного возраста работали и учились. Женщины представляли 61% всего занятого населения с вые -шим или средним специальным образованием. На долю женщин приходилось 60% всех инженеров и врачей, 87% экономистов и бухгалтеров, около 70% учителей и более чем 90% библиотекарей и библиографов, 40% научных работников среднего звена.

Эпоха предвоенной индустриализации, послевоенное восстановление разрушенного народного хозяйства, милитаризация страны отражены в теоретических концепциях, отдававших приоритет производственным секторам экономики - промышленность, добывающие отрасли и др. К непроизводственным секторам относились здравоохранение, образование, услуги, культура, туризм, где основную часть работающих составляли женщины. Соответственно, труд в этих отраслях считался непроизводительным, не создающим национального дохода. Труд же вне сферы производства политической экономией социализма не рассматривался как труд вообще, поскольку не создавал прибавочную стоимость [2]. Таким образом, инфраструктурные отрасли экономики развивались медленнее, оплата труда в них была ниже, а советские женщины несли двойную нагрузку на производстве и дома, занимая второстепенные соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.