ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 5
ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
A. А. Пороховский1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) И. В. Филатов2,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
B. С. Фомина3,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье представлен опыт преподавания вводного курса «Экономика как система» на бакалаврском уровне. Выделены ключевые элементы экономической системы — частная собственность, рынок, конкуренция, капитал, деньги. Предлагается системный подход в методике преподавания курсов на экономическом факультете. Показывается, что различные школы экономической теории и разные экономические науки не конкурируют, а дополняют друг друга. Профессия экономиста становится понятной и привлекательной.
Ключевые слова: экономист, экономика, экономическая система, собственность, рынок, конкуренция, капитал, деньги, системный подход.
ECONOMY AS A SYSTEM:
SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACH
The article presents experience in teaching the introductory course «Economy as a System» at undergraduate level and identifies the key elements of an economic system such as private ownership, market, competition, capital and money. The authors recommend a systemic approach to teaching methods of the courses at the Faculty of Economics and prove that different schools of economic theory do not conflict, but complement each other. Profession of an economist becomes clear and attractive.
Key words: economist, economy, economic system, ownership, capital, money, system approach.
1 Пороховский Анатолий Александрович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой политической экономии экономического факультета; e-mail: [email protected]
2 Филатов Илья Владимирович, к.э.н., доцент, доцент кафедры политической экономии экономического факультета; e-mail: [email protected]
3 Фомина Виктория Сергеевна, ассистент кафедры политической экономии экономического факультета; e-mail: [email protected]
Вводные замечания и предпосылки. Экономический прогресс человеческой цивилизации набирает темпы. Многие исследователи отмечают, что мир в XXI в. переживает четвертую промышленную революцию [Шваб], когда информационно-коммуникационные технологии совместно с нано- и биоинженерией формируют более высокие технологические уклады в структуре национальных и мировой экономики. Вместе с тем социальное сопровождение прогресса вызывает тревогу как у ученых и государственных мужей, так и в предпринимательской среде и у простых людей [Пикетти; Корнаи]. Наряду с ростом многообразия выпускаемых товаров и предлагаемых услуг не сокращается бедность и имущественная дифференциация населения даже в развитых странах, накапливаются противоречия и институциональные ловушки, что вынуждает теоретиков бизнеса предлагать ему новые ориентиры развития [Портер, Креймер], а других исследователей задаваться вопросом о направлениях экономического роста в современных условиях [Крафтс].
В результате экономика становится все сложнее как в национальном, так и мировом масштабах. Растет число отраслей, изменяется структура занятости и характер труда, финансовая сфера формирует свою орбиту движения, модифицируется рыночный механизм при одновременном росте ответственности государства за поддержание «правил игры», за защиту прав собственности и прав человека [Мейер, Кирби]. Все это не могло не сказаться на формах и содержании высшего экономического образования в России и других странах. На экономическом факультете МГУ уже не первый год ведется подготовка бакалавров экономики и менеджмента по новым образовательным стандартам и программам, которые учитывают также университетские традиции развивать учебный процесс на базе активных научных исследований [Международная...]. Особенностью нового учебного плана стало включение нового стартового учебного курса «Экономика как система», который читается на отделении менеджмента как обязательный, а на отделении экономики — как факультативный. Курс обеспечивает кафедра политической экономии.
Можно выделять по меньшей мере три группы обстоятельств, обусловивших появление этого курса. Во-первых, поступающие на экономический факультет молодые люди нуждаются в дополнительной предварительной подготовке по экономике как объекте своей будущей профессии. По разным причинам средняя школа не дает своим выпускникам достаточных знаний для цельного представления экономики. У многих первокурсников отрывочные знания о рынке, деньгах, капитале, собственности представляют собой пазл, который не имеет шансов на какое-либо упорядочивание. Во-вторых, факультет развивается, растет число кафедр и многообразие учебных курсов, расширяется инстру-
ментарий методики преподавания, омолаживается преподавательский состав. И не каждый студент понимает, что все это должно служить ему, чтобы стать настоящим профессионалом в своем деле. В-третьих, ежедневные явления и события, окружающие любого человека, создают иллюзию простоты и доступности понимания экономики, не требующего специальных знаний и подготовки. Поэтому, с одной стороны, та или иная экономическая проблема может пугать своей неразрешимостью, а с другой — изучение тех или иных учебных дисциплин представляется студентам излишним для их будущей работы [Пороховский, 2011]. Драгоценное университетское время нередко безвозвратно теряется, если из-за студенческого недопонимания игнорируются какие-либо обязательные предметы учебного плана.
Задача-минимум учебного курса «Экономика как система» состоит в том, чтобы освоить базовые понятия об экономике и сформировать системное представление о том, как работает современная экономика. Задача-максимум — расширить взаимосвязь основных явлений и категорий экономики в их динамике, показать соответствие структурных частей экономики и ее функций совокупности предметов, изучаемых студентами, сформировать экономический образ мышления, который включает системный подход к изучению и исследованию экономических явлений, а также к освоению всего комплекса учебных дисциплин.
Как известно, системный подход относится к числу основных признаков университетского фундаментального образования, которое реализуется на всех уровнях — бакалаврском, магистерском, аспирантском. Важно, чтобы с первых дней обучения в университете студенты получали не фрагментарные знания и навыки, а усваивали их место и роль как в теории, так и на практике, избегая начетничества и догматизма [Uhlig]. Такое возможно, когда в процессе преподавания курса студенты ознакомятся со всей палитрой экономической теории и экономической науки, где разные школы и направления не противостоят друг другу, а дополняют исследование общего сложного объекта — экономики. Ведь XXI в. — это не только век глобализации. Это также столетие модификации национальных моделей развития, тестирование ранее господствовавших гипотез, прогнозов, теорий [Коуз, Остри, Лунгани, Фургери; Mark, Yeung]. Не случайно поэтому в последние годы как в отечественной, так и в научной литературе по экономике выдвигаются аргументы в пользу не абстрактных рассуждений, а учета и анализа реальных процессов, противоречий и вызовов, на которые необходимо безотлагательно реагировать [Acemoglu, Robinson; Battaglini; Saint-Paul]. Тем более, что еще в начале XX в. ученые Московского университета напоминали российским предпринимателям о том, что не любой ценой достигаются цели в бизнесе [Янжул].
Трудно найти такой исторический период, когда в России рыночная экономика развивалась в идеальных условиях. Вот и в последние годы отечественная экономика пытается выйти на траекторию устойчивого роста в условиях санкций, введенных США, ЕС и рядом других стран. Внутренние резервы российской экономической модели и ресурсный потенциал страны представляют основу для решения этой задачи [Клейнер; Кульков]. Но и здесь именно системный подход дает реальные результаты, которые ожидают люди, бизнес и страна в целом [Вилькин; Пороховский, 2015]. Реализация оптимистического настроя дисциплины «Экономика как система» рассчитана на пробуждающуюся энергию первокурсников, их бескомпромиссное отношение к недостаткам и несправедливости, жажду знаний и поиска своего места в профессии и жизни.
Содержательные аспекты. Поскольку курс «Экономика как система» предваряет изучение микро- и макроэкономики, отраслевых рынков и других предметов учебного плана, постольку он содержательно нацелен на то, чтобы с первых дней обучения на факультете у студентов формировалась своеобразная «азбука экономики», которая опирается, во-первых, на четкость понятийного аппарата, во-вторых, на тесную взаимосвязь теоретических положений с реальной экономикой, отражаемой статистическими данными [Российский.; Россия.], в-третьих, на выработку самостоятельного отношения к объекту изучения и исследования на базе освоения всего ранее достигнутого и изученного в научной и учебной литературе. В этой связи следует обратить внимание на то, что относительная простота получения любых отрывочных данных или сведений из интернета создает «ложную» или «мнимую» образованность у студентов, которые поэтому оказываются в плену у электронной сети, если не обладают накопленными знаниями и умением анализировать.
Целостная картина рыночной экономики складывается из ее базовых черт, которые одновременно проявляются в повседневной жизни — товар, общественное благо, частная собственность, наемный труд, рынок, конкуренция, деньги, капитал. Недавние школьники, а теперь студенты-экономисты уже имеют собственное представление об этих понятиях. Поэтому они с большим любопытством пытаются проникнуть в природу каждого явления, уловить также их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Современная экономика дает богатый материал, чтобы помочь им разобраться в непростых отношениях, накопившихся за всю историю рыночной цивилизации. Скажем, особенность частной собственности состоит в том, что она одновременно сосуществует в разных формах — от индивидуальной до акционерной, которая, в свою очередь, может объединять и индивидов, и бизнес, и государство. Отсюда осо-
бую важность приобретает персонификация собственности, ее защита и одновременно ответственность собственников. В стандартных курсах по микро- и макроэкономике собственности внимание не уделяется, так как общепринято, что на ней построена вся система экономики. Между тем именно анализ собственности как раз и позволяет выстроить систему экономики. Особенно если учесть, что все большее место занимает интеллектуальная собственность, основанная на интеллектуальном труде, который не всегда выступает наемным трудом.
Многое можно упростить при преподавании рыночной экономики, если все рассматривать через призму рыночных отношений, через сферу обращения, через взаимоотношения спроса и предложения товаров и услуг. Но «невидимая рука» рынка действует по-разному на разных видах рынков — товаров, труда, капитала, услуг, информации. И совсем по-особому ведет себя государственный рынок, где фактически единственным покупателем-заказчиком выступает государство. В последние годы экономисты стали активно исследовать политический рынок, где происходит избирательный процесс, а не обычная купля-продажа. Значит, рыночное регулирование экономики совсем не простой процесс, а комбинированное воздействие на вектор развития всех видов рынков [Mukand, Dani].
Немало модификаций приобретает такое явление и категория, как капитал. Экономическое развитие оказалось настолько богатым, что оно наполняется все новыми и новыми видами капитала — финансовый, человеческий, социальный, культурный, интеллектуальный, сервисный. Если исходить из неоклассического определения капитала как ресурса, то получается, что такой вид ресурса неограничен. Между тем в действительности именно из-за недостатка капитала нередко тормозится экономический рост [Wang]. Получается, что какой бы вид капитал ни приобретал, по сути, его содержание сводится к деньгам — денежному капиталу. Но каждый вид капитала имеет собственное функциональное значение в экономике как ее движущая сила в разных отраслях и сферах деятельности. Ведь капитал — это родовой признак рыночной экономики, поэтому она и называется капиталистической.
Ключевая роль в рыночном развитии играет конкуренция. В стандартных курсах экономической теории конкуренцию обычно связывают с ее ролью на рынке, противопоставляя монополии. Если капитал является движущей силой, то конкуренция выступает механизмом этого движения. Она пронизывает отношения всех агентов экономики на всех этапах жизни товара или услуги — от зарождения идеи и последующих инвестиций до предложения потребителям завершенных результатов. Не случайно поэтому поддерживать и защищать конкуренцию по силам только государству, представляющему национальные интересы, ибо любой бизнес, удовлетворяя свой частный интерес, стремится удер-
жать свою конкурентоспособность любой ценой, в том числе становясь монополией. При этом функции государства включают и защиту прав собственности, и защиту конкуренции, что составляет базу «правил игры» в рыночной экономике. Однако это не игра, подобная спортивному состязанию, так как государство не только «свистит» при фактах нарушения правил, но и формирует их, изменяя по ходу экономического развитии. Так и рождается алармизм о чрезмерном вмешательстве государства в экономику вместо поиска его оптимального участия в поддержании баланса между частными и национальными интересами. Вполне очевидно, что роль «ночного сторожа» или «судьи на футбольном поле» современному государству не подходит, поскольку в противном случае произойдет расстройство механизма функционирования национальной экономики. Более того, современное мировое хозяйство достигло такого уровня конкуренции, что никакая даже самая мощная компания не может обойтись на мировом рынке без разного рода поддержки со стороны своего государства. Как говорится, «национальный мундир» ближе к телу.
Даже на примере характеристики конкуренции и государства видно, что односторонний подход может исказить как их суть, так и их роль в экономике. В то же время системное видение этих явлений и категорий позволяет понять студентам сложность и взаимообусловленность всех процессов в экономике. Курс «Экономика как система» в начале бакалаврского пути призван сориентировать первокурсников в определении своей траектории обучения и индивидуальных приоритетов среди многочисленных дисциплин по выбору и альтернативных.
Чтобы раскрыть и показать студентам все основные элементы экономической системы, курс рассчитан на 17 лекций. Учитывая, что в последние годы мировая экономика восстанавливается после мирового экономического кризиса 2007-2009 гг. [Крафтс; Saint-Paul], а также трудности российской экономики после 2014 г., внимание студентов привлекается к значению экономической политики в обеспечении сбалансированности и устойчивого развития национальной экономики. Экономическая политика, с одной стороны, влияет на формирование и функционирование экономических институтов, а с другой — сама зависит от их деятельности. Как известно, взаимозависимость и взаимообусловленность категорий и явлений — нормальное состояние экономической системы.
Устойчивость любой национальной экономики, в том числе и российской, во многом определяется развитостью единого рыночного пространства страны. Формирование и поддержание такого пространства — забота и функция государства, которое стимулирует бизнес и население активно участвовать в этом процессе [Пороховский, 2015]. Разобравшись в этой проблеме, студентам легче понять содержание
и место всех изучаемых на факультете дисциплин, а вместе с тем и прогнозировать свой путь после окончания обучения. Самая большая территория в мире для России может быть и громадным преимуществом, и серьезным барьером для ответа на вызовы XXI в. В данной предметной области становятся наиболее очевидными нерешенные проблемы, которые ждут новых подходов, теоретических концепций, законодательных решений. Фундаментальность подготовки выпускников факультета позволяет им находить свое место на всех уровнях государственного управления, в структуре компаний разного масштаба, а также в образовании и науке.
Особенности методики. Стартовая дисциплина для первокурсников выдвигает ряд дополнительных требований по методике преподавания. Во-первых, построить курс таким образом, чтобы закрепить их уверенность в правильности выбора будущей профессии и работы. Во-вторых, настроить студентов не на заучивание каких-либо теоретических догм, а на усвоение логики развития явлений и понятий, их тесную взаимосвязь. В-третьих, убедить их в том, что профессия экономиста не может состояться без кропотливого труда по обработке массива статистических и других данных, по изучению накопленных знаний и опыта практической работы. В-четвертых, самим содержанием курса показать студентам, что крайне важно сохранить в себе чувство ответственности и честности в повседневной деятельности. В рыночной экономике нередко возникают ситуации, когда оставаться честным становится временно невыгодным [Янжул], но доброе дело на обмане и лжи не построишь. В-пятых, многомерность и динамичность экономики не приемлют заскорузлых теоретических конструкций, построенных без учета интересов работников и собственников, бизнеса и государства, игнорирующих исторические и культурные традиции той или иной страны. Каждый студент должен понимать, что существует предел абстрагирования от реальной экономики, от реальных условий экономического развития. В-шестых, при чтении курса на отделении менеджмента делается упор на особенности управленческой сферы экономики, которые связаны с деятельностью отдельных компаний или структурных единиц государственного управления. Раскрытие тем происходит таким образом, чтобы у будущих менеджеров сформировалось общее представление об основах готовящихся и принимаемых управленческих решений. Это связано с пониманием текущего и будущего состояния экономики, конъюнктуры рынков. В таких случаях студенты живо откликаются и активно участвуют в разборе так называемых кейсов из опыта фирм и конкретных экономических ситуаций. В-седьмых, проводимые в ходе занятий краткие письменные опрос-тесты помогают студентам лаконично и точно формировать свои выводы и подтверждать уровень освоения пройденного материала.
Ведущую роль в курсе играют интерактивные лекции. Студент должен поверить в себя, убедиться в том, что, несмотря на обилие материала, непростой теории, множества чисел и других данных, все это легко упорядочивается и усваивается при условии ритмичной, поэтапной работы. В ходе лекции складывается атмосфера, когда студенты не стесняются задавать любые вопросы в рамках темы, не опасаясь за свою репутацию в глазах сокурсников и лектора. Не случайно поэтому многие студенты перед началом лекции ставят вопросы о текущей ситуации в экономике России и мира. Ответы на такие вопросы достигают как минимум двух целей. Первая — они получают позицию лектора или ссылки на публикации в экономических изданиях по сути заданного вопроса. Вторая — студенты формируют собственное отношение к происходящему и начинают осознавать свою роль как экономиста или управленца. Поскольку студенты с детства привыкают к современной информационной среде, постольку наглядность лекций через презентации тематических слайдов и вывешивание на странице дисциплины в факультетской электронной системе оп.есоп основных и дополнительных источников из отечественных и зарубежных ресурсов вовлекают их в широкое образовательное пространство, в котором каждый делает свой выбор в соответствии со своей базовой подготовкой, возможностями и предпочтениями. Как правило, материалы курса «Экономика как система» могут быть использованы в дальнейшем и в других дисциплинах.
На семинарах получает возможность высказаться каждый студент. Даже если кому-либо не удалось подготовиться к семинару, само участие в нем стимулирует к освоению темы, выработке алгоритма подхода к экономическим явлениям и событиям. Студенты начинают понимать, что любое утверждение требует аргументации либо в теоретической, либо в практической области. Они получают разъяснения о структуре экономической теории, где отдельные школы и направления не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Экономика как объект изучения настолько обширна и многообразна, что и экономическая теория, и отраслевые и функциональные экономические науки, и управленческие науки имеют свой отдельный предмет, а все вместе они дают цельную картину. По мере развития экономики происходит дальнейшее разделение между отдельными науками, появляются новые науки в экономике и управлении. Особенно этому способствует информационная революция, которая в то же время ускорила междисциплинарные исследования. Очень важно помочь студентам ориентироваться в этом процессе, осознавать необходимость изучения всех дисциплин на факультете. Преимущества экономического факультета состоят в том, что он обладает всем набором дисциплин, необходимых для подготовки высококлассных выпускников.
Использование математических методов относится к числу сильных сторон в подготовке студентов. Количественный анализ, моделирование экономических процессов, прогнозные расчеты, выявление динамики и определение экономического роста, формирование бюджетов разных уровней — это лишь малая часть обязательного применения математики экономистами. Ни одно управленческое решение также не может обойтись без точного количественного обоснования. Так как математические выражения могут иметь универсальный характер, важно помочь студентам понять их значимость в экономическом анализе. Конечно, математические методы не исключают другие известные методы исследований, которые также подробно рассматриваются на семинарах и иллюстрируются на лекциях.
Идеальным инструментом для исследования и изучения денежного обращения, количества денег в обращении, корпоративных финансов и финансовых рынков, бюджетов разных форматов и уровней, инфляции, кредитно-денежной политики являются как раз математические методы. Между тем для раскрытия студентам экономической природы денег и других указанных явлений и категорий требуется привлечь историю их возникновения и развития на разных этапах рыночной экономики. Сфера применения денег настолько безгранична, что они служат для оценки как экономических, так и неэкономических отношений. Правда, есть мнения в литературе, согласно которым любые денежные отношения в обществе относятся к экономическим, а потому при использовании денег не может быть неэкономических отношений. Такое расширительное толкование денежных отношений обусловлено тем, что предметом купли-продажи в рыночной экономике могут быть товары и услуги, перечень которых ограничивается только законодательным образом, если они, в частности, наносят вред здоровью или представляют угрозу жизни людей, обществу и государству.
Всеобщность распространения денег в обществе не означает, что экономика поглощает общество, что между людьми все отношения сводятся к денежным. Экономика — это отношения между людьми по поводу рационального использования разного рода ресурсов для производства товаров и услуг. Между людьми существует много других отношений, которые прямо не связаны с экономикой, — семейные, товарищеские, национальные, религиозные, корпоративные и другие. Однако экономическая природа денег как всеобщего эквивалента всего, что проходит через куплю-продажу, позволяет им распространиться за пределы экономики и по-своему властвовать над людьми.
Одним из наглядных примеров такого рода является своеобразная денежная оценка демократии через избирательный процесс в ходе периодических выборов в органы власти разных уровней. На политический рынок выносятся программы кандидатов и политических партий,
которые расходуют порой громадные средства, чтобы убедить избирателей (по-другому — «продать» избирателям или «купить» их голоса) проголосовать за их программы. В результате складывается цена депутатского мандата или поста президента. Иначе говоря, политический рынок — это рынок особого рода, который внешне имеет все атрибуты рынка — конкуренцию, рекламу, динамику «цен», но, по существу, он относится к сфере политики и косвенно — к экономике, ровно настолько, насколько политика и экономика взаимосвязаны.
Студентам уже на первом курсе становится очевидным, что вектор и динамика экономического развития любой страны существенным образом зависят не только от людских, природных и денежных ресурсов, но и от политических сил, находящихся у власти. Моделирование политического фактора отличается высокой неопределенностью. В последние годы политический рынок рассматривается в рамках новой институциональной теории, а непосредственным предметом изучения он стал для новой политической экономии.
Вообще студенты живо интересуются будущим денег, просят разъяснить методику определения взаимосвязи разных видов денег, особенно возникших в последние годы благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Универсальная посредническая функция денег в сфере обращения дает простор для появления денег в электронном виде. Стали уже рутинным делом мобильные банки, а также расчеты за товары и услуги с помощью карт различных банков и систем. Постепенно набирают популярность сугубо электронные деньги — биткойны, которые не имеют гарантий ни одного центрального банка, напрямую не связаны ни с одной национальной валютой, но их курс или ценность выражаются в американских долларах. Устойчивость таких денег целиком зависит от доверия к ним людей и компаний, использующих их во взаиморасчетах. Таким образом, биткойны выступают как интернациональные условно-расчетные деньги, непосредственно не связанные с реальной экономикой ни одной страны. Поэтому никто ответственности за их использование не несет. Виртуальные деньги виртуального мира, но служат для оплаты реальных товаров и услуг путем взаимозачета на счетах обладателей биткойнов.
Финансовая тематика довольно популярна среди студентов. Поэтому они стремятся понять, насколько изучение этой сферы влияет на будущее трудоустройство и перспективы высокой зарплаты. Понимание всей денежной проблематики помогает студентам выяснить, что быть ближе к деньгам — не значит гарантированно иметь высокий устойчивый доход. Для страны и общества необходимы самые разные отрасли и сферы экономики, где уровень зарплаты не уступает обычным финансистам и банковским работникам.
Учебный процесс по дисциплине «Экономика как система» завершается курсовой научной конференцией. Для первокурсников такой методический прием становится неожиданным, вызывая у некоторых настороженность. Но в конечном счете сомнения у них развеиваются, и они развивают свои проекты по самой широкой тематике — от экономических аспектов выборов президента США и чемпионата Американской баскетбольной лиги до экономической стороны обустройства дорожно-транспортной системы Москвы и перспектив биткойнов. Конференция дает возможность студентам раскрыть свое творческое отношение к учебе, к освоению всей программы на экономическом факультете. На последующих курсах для них подготовка курсовых и выпускных работ не становится барьером, а превращается в этапы творческого роста и профессиональной зрелости.
Некоторые выводы и предложения. Настройка учебного процесса на более высокую эффективность на экономическом факультете продолжается и при реализации текущего учебного плана. Нашла свое место и вводная дисциплина «Экономика как система», опыт чтения которой показывает, что ее пора переводить в разряд обязательных курсов и на отделении экономики, чтобы все студенты с момента начала обучения осваивали цельное представление об экономике, понимали взаимосвязь всех учебных курсов и выработали системный подход к экономическим явлениям. Программа данного курса такова, что она помогает студентам не только стать финансово грамотными, что необходимо каждому гражданину, включая студентов всех факультетов МГУ, но и методически настраивает их, во-первых, на глубокое, нефрагментарное освоение знаний и, во-вторых, на формирование современного, неклипового, экономического мышления.
На отделении менеджмента предстоит и далее адаптировать курс к управленческим дисциплинам и задачам. И здесь важно научить студентов подходить к проблемам комплексно. Утилитаристское представление об управлении как техническом процессе, где действует принцип «я — начальник, ты — дурак», уходит в прошлое. Сегодня управленец входит в интеллектуальный капитал, составляющий ядро неосязаемых активов компании, которые нередко определяют уровень ее конкурентоспособности. Мыслить глубоко и широко, работать в команде и быть лидером — эти черты современного менеджера нельзя приобрести наскоком, без кропотливого студенческого труда. Факультет располагает всем необходимым, чтобы обеспечить все потребности управленческой подготовки.
Рыночная экономика — это конкурентная экономика. Конкуренция пронизывает всю систему экономики. Более того, конкуренция считается основным свойством рыночной экономики. Отсюда следует, что никому не обеспечены лавры успеха навечно. Изменения происхо-
дят каждый день. Конкуренция в студенческой среде позитивна тогда, когда она не угнетает, а мотивирует на поиск, нацеливает на результат. В конкурентной среде нет места иллюзиям, нет идиллии самоуспокоения. Не все выдерживают такой ритм. Но все, кто остается, становятся способными решать проблемы и преодолевать трудности своей профессии. Дать каждому студенту с первых дней не факультете шанс мобилизоваться и не отступать — в этом видит свою задачу преподавательская команда курса «Экономика как система».
Список литературы
1. Вилькин Е. Институциональные изменения как фактор трансформации экономических систем / Мир перемен. — 2017. — № 1. — С. 76-87.
2. Клейнер Г. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории. (Часть 1) // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 107— 123; (Часть 2) // Вопросы экономики. — 2016. — № 1. — С. 117—138.
3. Корнаи Я. Размышления о капитализме. Пер. с венг. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012. — 352 с.
4. Коуз Р. Спасти экономику от экономистов // Harvard Business Review — Россия. — Апрель. 2013.
5. Крафтс Н. Куда направлен экономический рост? // Финансы и развитие. — 2017. — Март. — С. 2—6.
6. Кульков В. М. Российская экономическая модель: учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2009. — 196 с.
7. Международная научная конференция «Ломоносовские чтения-2016». «Экономическая наука и развитие университетских научных школ» (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова): сборник статей / под ред. А. А. Аузана, В. В. Герасименко. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. — 1494 с.
8. Мейер К., Кирби Д. Сбой в эволюции капитализма // Harvard Business Review — Россия. — Апрель 2012. — C. 42—54.
9. ОстриДж. Д., ЛунганиП., ФургериД. Не переоценен ли неолиберализм? // Финансы и развитие. — 2016. — Июнь. — С. 38—41.
10. Пикетти Т. Капитал в XXI веке / пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 592 с.
11. ПороховскийА.А. Современная система экономики // Экономика и управление. В 3 ч. Ч. 1. Экономическая среда бизнеса и предпринимательство: учебно-методическое пособие для слушателей программ дополнительного образования экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова / науч. ред. В. В. Герасименко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. — С. 3—24.
12. Пороховский А. А. Фундаментальность теоретической подготовки — конкурентное преимущество выпускников экономического факультета // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2011. — № 3. — С. 21—34.
13. Портер М., Креймер М. Капитализм для всех // Harvard Business Review — Россия. — Апрель 2012. — C. 34—52.
14. Российский статистический ежегодник, 2016. — М.: Росстат, 2016. — 728 с.
15. Россия и страны мира. 2016. — М.: Росстат, 2016. — 379 с.
16. Шваб К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2017.
17. Янжул И. И. Экономическое значение честности. Забытый фактор производства // И. И. Янжул. Избранные труды. — М.: Наука, 2005. — С. 402420.
18. Acemoglu D., Robinson J. A. Economics versus Politics: Pitfalls of Policy Advice // NBER Working Paper No. 18921. — March 2013. — 29 p. URL: http://www. nber.org/papers/w18921
19. Battaglini M., Barseghyan L. Political Economy of Debt and Growth // NBER Working Paper No. 21660. — October 2015. — 53 p. URL: http://www.nber. org/papers/w21660
20. Saint-Paul G. Toward a Political Economy of Macroeconomic Thinking // NBER Working Paper No. 17431. — September 2011. — 45 p. URL: http:// www.nber.org/papers/w17431
21. Morck R., Yeung B. Agency Problems and the Fate of Capitalism // NBER Working Paper No. 16490. — October 2010. — 40 p. URL: http://www.nber. org/papers/w16490
22. Mukand Sh., Dani R. The Political Economy of Liberal Democracy // NBER Working Paper No. 21540. — September 2015. — 40 p. URL: http://www.nber. org/papers/w21540
23. Uhlig H. Economics and Reality // NBER Working Paper No. 16416. -September 2010. — 29 p. URL: http://www.nber.org/papers/w16416
24. Wang N. A Life in Pursuit of «Good Economics». Interview with Ronald Coase // Man and the Economy. — 2014. — No. 1. — P. 99-120.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
1. Vil'kin E. Institucional'nye izmenenija kak faktor transformacii jekonomicheskih sistem // Mir peremen. — 2017. — № 1. — S. 76-87.
2. Klejner G. Ustojchivost' rossijskojjekonomiki v zerkale sistemnojjekonomicheskoj teorii. (Chast' 1) // Voprosy jekonomiki. — 2015. — № 12. — S. 107-123; (Chast' 2) // Voprosy jekonomiki. — 2016. — № 1. — S. 117-138.
3. Kornai Ja. Razmyshlenija o kapitalizme. Per. s veng. — M.: Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2012. — 352 s.
4. Kouz R. Spasti jekonomiku ot jekonomistov. — Harvard Business Rewiew — Rossija. — Aprel'. 2013.
5. Krafts N. Kuda napravlen jekonomicheskij rost? // Finansy i razvitie. — 2017. — Mart. — S. 2-6.
6. Kul'kov V. M. Rossijskaja jekonomicheskaja model': uchebnoe posobie. — M.: TEIS, 2009. — 196.
7. Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija «Lomonosovskie chtenija-2016». «Jekonomicheskaja nauka i razvitie universitetskih nauchnh shkol» (k 75-letiju jekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova): sbornik
statej / pod red. A. A. Auzana, V. V. Gerasimenko. — M.: Jekonomicheskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2016. — 1494 s.
8. Mejer K, Kirbi D. Sboj v jevoljucii kapitalizma // Harvard Business Review — Rossija. — Aprel' 2012. — S. 42-54.
9. Ostri Dzh.D., LunganiP., FurgeriD. Ne pereocenen li neoliberalizm? // Finansy i razvitie. — 2016. — Ijun'. — S. 38-41.
10. Piketti T. Kapital v XXI veke. Per. s angl. — M.: Ad Marginem Press, 2015. — 592 s.
11. PorohovskijA. A. Sovremennaja sistema jekonomiki // Jekonomika i upravlenie. V 3 ch. Ch. 1 Jekonomicheskaja sreda biznesa i predprinimatel'stvo: uchebno-metodicheskoe posobie dlja slushatelej programm dopolnitel'nogo obrazovanija jekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova / nauch. red. V. V. Gerasimenko. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2015. — S. 3-24.
12. Porohovskij A. A. Fundamental'nost' teoreticheskoj podgotovki — konkurentnoe preimushhestvo vypusknikov jekonomicheskogo fakul'teta // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 6. Jekonomika. — 2011. — № 3. — S. 21-24.
13. Porter M., Krejmer M. Kapitalizm dlja vseh // Harvard Business Review — Rossija. — Aprel' 2012.
14. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik, 2016. — M.: Rosstat, 2016. — 728 s.
15. Rossija i strany mira. 2016. — M.: Rosstat, 2016. — 379 s.
16. Shvab K. Chetvertaja promyshlennaja revoljucija. — M.: Jeksmo, 2017.
17. JanzhulI.I. Jekonomicheskoe znachenie chestnosti. Zabytyj faktor proizvodstva / I. I. Janzhul. Izbrannye trudy. — M.: Nauka, 2005. — S. 402-420.