СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии
при Правительстве Российской Федерации
Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества. Люди обращаются к прошлому в надежде изучить опыт предшествующих поколений и применить его для решения насущных проблем. В наше время перемен и нового осмысления отечественной истории закономерно усиливается интерес исследователей к тем историческим сюжетам и периодам, которые в силу тех или иных причин либо не пользовались вниманием, либо освещались односторонне. К таким сюжетам относится, в частности, ряд аспектов истории экономики и финансов России.
В настоящее время проблемы финансов волнуют не только специалистов этой области. Проникновение в историю финансов России поможет разобраться в причинах финансовых трудностей сегодняшнего дня, найти пути и формы их разрешения. В этом отношении весьма показателен XIX век. В начале XIX столетия отчетливо выявился процесс осознания необходимости и неизбежности коренных преобразований политического и экономического строя России как представителями власти, так и передовой общественной мысли. Решающим, переломным моментом в динамике российской общественно-право-вой и экономической мысли начала XIX века стало формирование идеи ограничения самодержавия посредством введения представительного правления, соблюдения законности, предоставление населению политических свобод и отмены крепостного права.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
В первой четверти XIX века достаточно явственно обозначилось кризисное состояние крепостного строя в России, углублялось разложение феодально-крепостнической системы хозяйства. Это проявилось в прогрессирующем упадке вотчинно-дво-
рянской мануфактуры, основанной на труде крепостных, и в быстром росте капиталистической мануфактуры, основанной на вольнонаемном труде. К числу наиболее передовых отраслей относилась текстильная промышленность. Напряженность российской экономической жизни рассматриваемого периода ярко проявилась в области финансовой политики.
Тяжелое финансовое наследие осталось после царствования Екатерины II. Расстроенное денежное обращение, огромный государственный долг, хронический дефицит государственного бюджета, плохо организованное бюджетно-сметное дело -таково состояние финансов на начало XIX века. Дополнением к столь мрачной картине может служить безудержное казнокрадство чиновников всех рангов и степеней и полная бесконтрольность в расходовании государственных средств. Значительная доля бюджета (30 - 40%) тратилась на содержание армии и флота, 10% шло на содержание разросшегося царского двора. Положение было настолько критическим, что в первые годы царствования Александру I пришлось резко сократить придворные расходы, получая обвинения в скупости и скаредности.
На фоне такой унылой и безрадостной картины было одно положительное обстоятельство, которое помогло не допустить полного финансового краха, - бурное развитие колонизации плодородного юга. Это вносило изменения в размещение производительных сил страны, способствовало хозяйственной специализации и отражалось на направлении промышленного и сельскохозяйственного развития северных и нечерноземных губерний государства. Не являясь областью производства товарного хлеба и сознавая бессмысленность конкуренции с югом в этой продукции, Нечерноземье сосредоточилось на выращивании и производстве
технических культур и их фабрикатов. Получаемая продукция успешно экспортировалась. Главной потребительницей продукции нашей льняной и пеньковой промышленности выступала Англия, удовлетворяя тем самым запросы своего парусного флота. Отсутствие препятствий в торговых отношениях с Англией (до 1805 года) и восстановление менее стеснительного таможенного тарифа 1797 года положительно сказались на развитии российской внешней торговли. Благоприятная торговая конъюнктура, усиленное потребление российской сельскохозяйственной продукции создавали выгодный торговый баланс, что положительным образом сказалось и на курсе наших бумажных денег, несмотря на непрекращающуюся эмиссию. Такое краткосрочное улучшение финансового положения вселяло оптимизм в правительственные круги и порождало легковесное отношение к финансовым проблемам и организации Финансового управления, что впоследствии дало о себе знать. Тем не менее в начале царствования Александра I доходы от успешной внешней политики дали возможность осуществить первые реформаторские шаги нового правительства: сделать довольно значительные ассигнования в просвещение (появилось пять новых университетов и других учебных заведений), вложить деньги в достройку водных путей сообщения, начатых при Екатерине II и Павле I. Но даже такой выгодный торговый баланс не мог обеспечить покрытие все новых расходов, и бюджеты ежегодно сводились с дефицитом в 20 - 25% [1].
Структура государственного бюджета в начале XIX века почти не изменилась по сравнению с предшествующим столетием. Даже в мирное время большая часть государственных расходов приходилась на содержание армии. Так, по данным министерства финансов, только в 1804 году на содержание армии и флота, также аппарата военного и морского министерств было израсходовано 53 млн руб., что составляло 43% общей суммы государственных расходов. На содержание императорского двора и духовенства в том же году было потрачено 11 млн руб., что в 3,5 раза превышало затраты министерства просвещения [2]. Крупные суммы шли на платежи по займам.
Большие затраты уходили на содержание восьми министерств, созданных в 1802 году. В октябре каждого года все министерства должны были представлять министерству финансов свои сметы на будущий год. Из них составлялась единая роспись, рассматриваемая в комитете министров, и представлялась на утверждение царю. Поскольку сметные правила носили неопределенный характер, то ведомственные сметы составлялись без достаточного обоснования. Типичным явлением было пре-
вышение отдельными ведомствами своих расходов по сравнению с утвержденными сметами. Произвол, расточительность, казнокрадство, всевозможные должностные преступления порождались прежде всего двумя базовыми принципами, на которых строилось бюджетное право дореформенной России, - секретность и бесконтрольность. Сугубая секретность бюджетных росписей специально подчеркивалась в ряде законодательных актов, которые не подлежали рассмотрению высших государственных учреждений. В специальном постановлении комитета, принятом с участием Александра I, отмечалось: "Генеральные сведения обо всех государственных доходах и расходах, об оборотах государственного казначейства и Ассигнационного Банка, а также по монетному переделу и внешним переводам почитать в числе дел тайне о подлежащих и оных в отчет Правительственному Сенату не включать" [3].
Государственный бюджет утверждался царем в секретном порядке и не публиковался вплоть до финансовой реформы 1862 года. Даже М.М. Сперанский в своем "Плане финансов" не решился выступить против принципа секретности бюджета.
Доходная часть бюджета явно не соответствовала расходной, что заставляло правительство при его составлении изыскивать новые источники доходов, чтобы хоть как-то сбалансировать бюджет в целом. Статьи доходов были невелики и не менялись веками. Основной доход казна получала от сбора подушной подати, оброчных и "питейных сборов". Именно эти поступления давали до 63% всех государственных доходов. Далее следовал "соляной доход" - то есть поступления от продажи соли населению по высокой цене. Таможенные пошлины, таможенные и почтовые сборы не играли существенной роли и давали не более 10% доходной части бюджета [4]. Отсюда видно, что главный доход государство получало от налогов, взимаемых с обездоленного крепостного крестьянства. Всякое стремление увеличить доходную часть бюджета сопряжено было с ростом налогового бремени, которое приводило к обнищанию населения и обострению социальных конфликтов в обществе. Немалые подати падали на плечи государственных крестьян. С 1818 года размер подушной подати с них был увеличен почти в два раза. Помимо этого государственные крестьяне платили разнообразные мирские и местные сборы, шедшие на различные хозяйственные и благотворительные потребности сельского общества. Местные сборы строго не фиксировались и не ограничивались, поэтому существовала тенденция к их постоянному увеличению, а также к введению специальных местных сборов. Отсюда постоянный и неуклонный рост недоимок
с государственных крестьян. В 1823 году задолженность государственных крестьян составила 47 млн руб., а в 1827 году - уже 85 млн руб. Государство вынуждено было списывать недоимки, но задолженность все равно оставалась [5]. Для ликвидации разрыва между доходной и расходной частями бюджета правительство крепостнической страны вынуждено было прибегать к систематическим займам и выпуску бумажных денег.
Дефициты первого десятилетия XIX века в значительной степени были связаны с многочисленными войнами, которые вела Россия в этот период. Непомерные военные расходы поставили российские финансы в бедственное положение, а после войн 1805 - 1807 годов подписания Тиль-зитского мира, присоединения России к континентальной системе и неурожая 1806 года ситуация стала просто невыносимой. Тильзитский договор произвел удручающее впечатление как на морально-психологическое, так и экономическое состояние общества. Присоединение к континентальной блокаде подорвало нашу внешнюю торговлю, привело к банкротству многих торговых домов, помещичьих хозяйств, к повышению цен на продовольствие. Прекращение вывоза льна и пеньки в Англию, составлявшего почти половину российского экспорта, существенно подрывало экономические интересы России. Сужение рынка и сокращение торгового оборота привели к падению курса бумажных денег. Положение усугублялось существовавшим таможенным тарифом, неблагоприятным для развития крупной промышленности, так как низкие таможенные пошлины на иностранные товары делали русские фабрики неконкурентоспособными. Так как бумажные деньги быстро обесценивались, а звонкой монеты не хватало, то номинально возрастающий бюджет фактически неуклонно падал. Например, расходы на содержание двора в 1803 году составляли 8 600 тыс. руб. в ассигнациях или 7 800 тыс. руб. серебром; в 1810 году они уже равнялись 14 500 тыс. руб. в ассигнациях, что составляло 4 200 тыс. руб. серебром. Бюджет министерства народного просвещения за 6 лет уменьшился в 4 раза, цены увеличились во столько же, а на колониальные товары еще больше. Новые школы не открывались, положение учителей становилось совсем бедственным [6]. С 1801 по 1809 годы общий дефицит государственного бюджета составил 442 млн руб., или 50 млн руб. в год, то есть расходы ежегодно на одну треть превышали доходы [7]. В этих грозных условиях Александр I обратился за помощью к М.М. Сперанскому, который предложил пересмотреть таможенный тариф, а условия континентальной системы толковать в ограничительном смысле, так как введенная для
разорения Англии, она прежде всего разоряла Россию. В 1810 году русские гавани открылись для всех судов под нейтральным флагом, был пересмотрен таможенный тариф в сторону запрещения ввоза из-за границы предметов роскоши и повышения пошлин на иностранные товары фабричной промышленности. Оба эти обстоятельства улучшили положение российских финансов, и, если бы план Сперанского претворился в жизнь полностью, то, несомненно, привели бы к росту курса бумажного рубля. Но выпуск в 1810 году дополнительных 43 млн руб. ассигнаций привел к падению их курса до 20 копеек.
Тяжелое финансовое положение России еще больше расстроила Отечественная война 1812 года. Военные разрушения и разорение крестьянских хозяйств западных губерний уменьшило доходную часть бюджета на 138 млн руб. Вследствие отсутствия бюджетного единства и существования множества специальных ведомственных финансов общую стоимость войны 1812 - 1815 годов подсчитать довольно трудно. С определенной долей вероятности можно сказать, что она составила более миллиарда рублей. Довести до конца военную кампанию помог подъем патриотизма и национального чувства населения России. Добровольные прямые пожертвования населения составили только в 1812 году более 100 млн руб. [8]. На фоне самоотверженной народной борьбы еще более чудовищными кажутся злоупотребления чиновников: растраты, присвоение казенных денег, махинации с подрядчиками, расхищение средств, выделенных на продовольствие и обмундирование войск, на медикаменты для раненых. О размахе данного явления говорит возбуждение более 100 судебных дел. Такая ситуация еще более углубляла финансовое расстройство страны, доводя общий дефицит государственного бюджета до 360 млн руб. [9], который покрывался за счет увеличения налогов, внутренних займов, выпуска ассигнаций и денежных субсидий, полученных от Англии. Заинтересованная в победе российского оружия, Англия субсидировала Россию крупными суммами, выплачиваемыми звонкой монетой или полновесными английскими кредитными билетами. Курс российского рубля стоял особенно высоко именно в 1812 году на лондонской бирже во время пребывания Наполеона в Москве. От полного банкротства Россию также спасло превышение вывоза над ввозом, расширение торговли с Китаем и Средней Азией.
Война еще более подорвала финансовое хозяй ство и без того слабую бюджетно-сметную дисциплину. Жалобами на пренебрежение сметными правилами и беспредельное увеличение внесметных расходов пронизаны письма министра финан-
сов Д.А. Гурьева к A.A. Аракчееву. К тому же с 1813 года министерство финансов порывалось изменить таможенный тариф на более либеральный, поскольку новый министр выступал выразителем фритредерских взглядов, выгодных крупным землевладельцам - главным поставщикам хлеба в Европу и потребителям импортных товаров. Ввиду протеста московских фабрикантов, серьезные изменения в таможенный тариф удалось внести в 1819 году. Понижение пошлин на импортные товары заставило многие русские фабрики сократить или прекратить свою деятельность. Это подрывало самую доходную, по подсчетам ученого статистика К. И. Арсеньева, полотняную и парусинную фабричную промышленность России. Активное сопротивление фабрикантов заставило правительство в 1822 году вновь вернуться к протекционистскому тарифу. В конце царствования Александра I единственным ведомством, в котором начал устанавливаться порядок, было министерство финансов, когда по рекомендации A.A. Аракчеева на посту министра финансов никчемного Гурьева сменил честный и знающий Е.Ф. Канкрин.
Итак, первая четверть XIX века не привела к изменению государственного строя и не внесла существенно новых черт в финансовую политику самодержавной России. Не удалось создать рациональную бюджетную систему, оздоровить государственные финансы и разработать схему предотвращения их дальнейшего ухудшения. Как справедливо отметил профессор А.П. Погребинский: "Важная причина прогрессировавшего упадка бюджетного хозяйства заключалась в том, что социальные основы финансовой политики самодержавия находились в полном противоречии с требованиями экономического развития страны" [10].
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Слабость и неустойчивость государственных финансов неизменно порождали расстройство денежной системы. Источниками покрытия бюджетных дефицитов были "позаимствования" средств у казенных кредитных учреждений и выпуск ассигнаций. Непрерывные войны и растущие административные расходы, вынуждающие прибегать к бумажно-денежной эмиссии, привели к падению курса ассигнационного рубля уже в конце XVIII века. К концу царствования Екатерины II 157 млн руб. выпущенных ассигнаций имели курс до 70 коп. серебром. При Павле I число выпущенных ассигнаций достигло 212 млн руб. при курсе ниже 50 коп. серебром за рубль. При Александре I с отменой всех запретительных мер предыдущего правления, несмотря на ежегодные новые выпуски ас-
сигнаций, курс их повышался. Например, в 1803 -1804 годах в обращении находилось 300 млн руб. ассигнаций, а их курс стоял выше 80 коп. серебром за рубль. Такое повышение происходило благодаря быстрому развитию внешней торговли и выгодному торговому балансу.
Постепенно обесценение денег все более усиливалось, так как темпы бумажной эмиссии ускорялись. К этому побуждали непрерывный рост военных затрат (в первое десятилетие Россия вела целых четыре войны), увеличение расходов на оплату процентов и погашение займов, расточительность и бесконтрольность финансовой деятельности многих ведомств. Присоединение России к континентальной системе породило превышение ввоза над вывозом. Этим наносился удар по соотношению бумажных и металлических денег. За ввозимые товары Россия платила звонкой монетой, количество которой в государстве не пополнялось, вследствие уменьшения экспорта. Подобные торговые операции вызвали большую утечку звонкой монеты за границу, а в стране оставались ассигнации, не обеспеченные драгоценным металлом и обесцененные. Не исправляла положение система доходов, так как основной их источник -население платило налоги ассигнациями, а заграничные поставки оплачивались металлическими деньгами. Более того, такая ситуация способствовала обострению социальных проблем, так как жалование население получало также ассигнациями, покупательная способность которых резко снижалась, а цены катастрофически росли. В результате курс российских бумажных денег, твердо державшийся с 1802 по 1805 годы, стал резко падать: к 1806 году до 78 коп. серебром, к 1807 году до 66 коп., к 1808 до 50 коп., к 1809 до 40, а к 1810 до 33.
Новую волну бумажной инфляции и еще больше падение курса ассигнационного рубля вызвала война 1812 года, так как одним из главных методов покрытия военных расходов был выпуск бумажных денег. За период с 1812 по 1815 годы число ассигнаций, находившихся в обращении, увеличилось с 646 до 825 млн руб., или на 179 млн руб. [11]. В 1812 году Д.А. Гурьев, делая доклад о порядке поставок в войска, предложил фураж и продовольствие брать с помощью реквизиций, а взамен выдавать населению квитанции с определенным сроком уплаты. Эти квитанции не понижали курс ассигнаций, так как они не были срочные, но облегчали участь правительства. Расчеты казны с населением не закончились до конца царствования Александра I, а многие помещики отказались от получения долга, обратив затраченные средства в новые пожертвования.
Значительному расстройству денежного обращения страны и усилению финансовых проблем способствовало наводнение денежного рынка России фальшивыми ассигнациями, которыми наполеоновские войска расплачивались с русским населением. Их на сумму 7 млн руб. было представлено в государственные кредитные учреждения России только в 1820 году [12].
После войны была создана специальная комиссия по погашению государственного долга, которая занималась выкупом и уничтожением бумажных денег. Источником для этих операций служили внутренние займы и продажа государственных имуществ. Принимаемые меры дали результаты далеко не сразу. Рост количества ассигнаций в обращении достиг своего пика к 1817 году, после чего началось медленное снижение. Курс ассигнационного рубля вырос незначительно: с 25 коп. в 1817 году до 27 коп. в 1823 году. На протяжении 13 лет своей деятельности министр финансов Д.А. Гурьев, не имеющий специального экономического образования и необходимых знаний, отчаянно пытался стабилизировать и упорядочить денежное обращение методом дифляции, то есть уменьшением денежной массы путем изъятия из обращения лишних бумажных денег.
КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Кредитная система первой четверти XIX века оставалась на докапиталистическом уровне развития. Имевшиеся банки находились в руках государства и призваны были в первую очередь оказывать поддержку феодально-крепостническим формам землевладения, облегчать условия предоставления ссуд помещикам. Кроме того, средства кредитных учреждений использовались для покрытия непредвиденных казенных расходов.
В начале XIX века в России существовали следующие казенные кредитные учреждения, созданные еще в XVIII веке: сохранные кассы, приказы общественного призрения и Государственный коммерческий банк. Несмотря на различия в создании и целях этих учреждений, операции, ими выполняемые, имели фактически одинаковый характер. Пассивные операции заключались в приеме вкладов, а активные - в предоставлении ссуд под залог населенных имений.
Основное направление деятельности Государственного коммерческого банка при его создании мыслилось как содействие торгово-промышленно-му обороту страны. На деле же этот банк занимался поддержкой крепостного хозяйства в деревне, ссужая большую часть привлеченных средств помещикам, а не купцам и предпринимателям. Уче-
том векселей банк также практически не занимался. Причем по мере дальнейшего существования банка операции, направленные на развитие товарооборота и промышленности, не росли, а сокращались, уменьшались и ссуды, даваемые под товары. Представители консервативного дворянства, имеющие большинство в Государственном совете, также выступали против переориентации Государственного заемного банка с операций по кредитованию дворянского землевладения на кредитование промышленников.
Таким образом, кредитная система первой четверти XIX века, облегчавшая условия предоставления ссуд помещикам, не соответствовала потребностям экономики и развитию капиталистического уклада в недрах хозяйства страны. До середины XIX века в России не было системы крупных частных коммерческих банков, хотя потребность в них ощущалась настоятельная. Нереализованная потребность купцов и промышленников в кредите заставляла их пытаться создать частные банки. Некоторые из созданных банков оказались весьма устойчивыми и продолжали свою работу и в пореформенный период. Примером может служить общественный заемный банк, организованный в Вологде на средства мещан и купцов. Создаваться и держаться на плаву частным банкам помогал высокий уровень ссудного процента, что обеспечивало сравнительно быстрый рост банковских капиталов. Успешно развивался созданный в 1809 году крупным купцом К.А. Анфилатовым в г. Слободском, Вятской губернии, специальный банк для кредитования ремесленников и торговых людей. За 25 лет банк увеличил свой капитал в 5 раз. Побудительной причиной создания этого банка явился непомерно высокий процент частного кредита (12% годовых), разорительный для купцов и промышленников [13]. В 1819 году купец Савин организовал частный банк в г. Осташкове, Тверской губернии. Попытки же московских именитых купцов организовать частный банк успехом не увенчались.
Все изложенные данные красноречиво показывают, что в первой четверти XIX века развивающиеся капиталистические отношения требовали создания частных кредитных учреждений или казенных, но дающих ссуды под нормальные проценты купцам и промышленникам. Царское правительство проявляло экономическую и финансовую близорукость и закостенелость, не заботясь о частном капиталистическом кредите, не поддерживая купцов и предпринимателей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Формирование основных направлений финансово-экономической мысли России первой четверти XIX века находилось в тесном взаимодействии с экономическим положением страны, состоянием финансов, ростом государственного долга. Ведущим направлением русской экономической мысли была программа достаточно консервативная, сохраняющая на неопределенное время крепостнические отношения. Внутри этого направления можно различить определенные идейные течения. Под влиянием объективных процессов, происходивших в мире и в России, а также реформаторских идей императора возникает течение экономического либерализма. Данная концепция нашла отражение в деятельности и сочинениях выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского (1772 - 1839). Методологической основой его взглядов была теория трудовой стоимости, работы классиков политэкономии Д. Рикардо, А. Смита и произведения английского мыслителя И. Бентама. Обширные экономические знания Сперанского понадобились в 1809 году для выработки путей решения финансовых проблем. За два месяца кропотливого труда был составлен "План финансов", который лег в основу царского манифеста 1810 года. В этой ответственной работе Сперанскому помогал разделявший его политические и экономические взгляды М.А. Багульянский - первый ректор Петербургского университета. Суть документа заключалась в необходимости ликвидации бюджетного дефицита. Первым шагом на пути реализации "Плана финансов" явилось сокращение государственных расходов на 20 млн руб. Необходимый капитал погашения создавался за счет, можно сказать, приватизации, то есть распродажи государственного имущества в частную собственность. Продаже подлежали казенные леса, арендные имения и др. Купцам первой гильдии, государственным крестьянам, иностранным подданным разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. Одним из первых М.М. Сперанский выдвинул идею расширения кредитных операций, справедливо увидев в коммерческом кредите мощную двигательную силу экономики.
Наконец, в "Записке о монетном обращении" М.М. Сперанский обосновал положение разменной монеты. Серебряный рубль предлагалось сделать главной монетной единицей; мелкую медную монету - заменить серебряной, для чего увеличить ее
количество в обращении. Конечная задача - введение кредитных денег вместо ассигнаций. Теоретические идеи и исследования великого реформатора в области монетного обращения были использованы министром финансов Е.Ф. Канкриным при проведении денежной реформы в 1839 - 1843 годах.
Сперанский также занимался разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. Заслуга его состояла еще и в том, что впервые при нем были положены начала отчетности и проверки состояния финансовых дел в стране. Многие идеи М.М. Сперанского значительно опережали время, в которое он жил. Одним из первых он выступил с идеей и обоснованием необходимости создания центрального банка страны. Только в 1860 году, через 21 год после ухода из жизни великого реформатора, в России был создан Государственный банк. Творческие замыслы и наследие М.М. Сперанского явились большим вкладом в формирование российской финансово-экономической мысли и не потеряли своей актуальности и полезности и в наши дни.
По своим общественным и экономическим взглядам в одном ряду с М.М. Сперанским стоит другой деятель либерального течения - адмирал Н.С. Мордвинов (1754 - 1845) - Президент Вольного экономического общества (1823 - 1840). Мордвинов опровергал теорию Мальтуса о народонаселении, предлагал как раз способствовать росту населения в России. Отрицал он и тезис о бедности России, ратуя за развитие промышленности, торговли, совершенствование сельского хозяйства. В этой связи он резко критиковал экономиста Штор-ха, выступавшего за международное разделение труда, где России отводилось место аграрной страны и роль колониального придатка к промышленным странам. Будучи последователем А. Смита и Бентама, Мордвинов считал, что основными условиями интенсификации и продуктивности общественного груда являются право частной собственности и свобода труда. Именно принцип частного интереса, выгоды и пользы, являющийся стимулом экономического развития, положил Мордвинов в основу всей теории финансов и государственных доходов. Он признавал важную роль денег в обществе, определяемую не их количеством, а свободой и скоростью обращения. Капиталы, необходимые для проведения экономических и финансовых преобразований, Мордвинов предлагал получить путем привлечения средств населения, а также широко развивая сеть банков во всех губернских городах, что обеспечит возможность развития каждого региона. Не только государство, но и общество должно направлять средства на развитие экономики. Величайшая заслуга Н.С. Мордвинова
состоит в обосновании необходимости создания разветвленной сети частных (коммерческих) банков по всей стране, а также тщательной разработки принципов их работы. В "Проекте Трудопоощ-рительного банка" нашла отражение идея привлечения к производительному труду представителей всех сословий от дворян до крестьян. Идея трудо-поощрительного банка, своего рода прообраза Министерства труда, который должен был удовлетворять хозяйственным, финансовым, образовательным потребностям страны, была новой не только в России, но и для западных стран. Большое внимание в своих трудах Мордвинов уделял вопросам устройства финансовой системы путем сокращения дефицита и бумажных денег в обращении, солидаризируясь с концепцией М.М. Сперанского и совместно с ним разработав "Положение о нейтральной торговле на 1811 год". Продолжая развивать свои взгляды, он высказывался о необходимости девальвации, содействуя денежной реформе Е.Ф. Канкрина в качестве его советника.
К сторонникам рассматриваемого направления можно отнести экономиста Вольного экономического общества А.Я. Поленова (1738 - 1816), атак-же писателя и историка Н.М. Карамзина (1766 -1826).Следует отметить, что внутри этого направления велась острая борьба между сторонниками свободы торговли (фритредерства), к которым относился Карамзин, и протекционизма, защитником которого был Мордвинов.
Другое направление экономической мысли первой четверти XIX века - это сторонники ликвидации крепостного права и самодержавия как формы правления в России. К ним принадлежали прежде всего декабристы: П.И. Пестель, Н.И. Тургенев. Н.М. Муравьев, М.Ф. Орлов, М.А. Фонвизин, Н.А. Бестужев, П.Г. Каховский и другие. Часто одни и те же экономические процессы декабристы оценивали по-разному, но общим для их экономических взглядов было - отрицание крепостничества, необходимость новой организации сельскохозяйственного производства, приоритет капиталистических форм развития, критическое отношение к теоретическим положениям западных мыслителей, учет специфики России.
Наиболее радикальный план преобразования экономики дан П.И. Пестелем (1793 - 1826) в его трудах "Русская Правда", "Краткое умозрительное обозрение", "Дележ земель". Аграрная программа П.И. Пестеля представляла собой сочетание частной и общественной форм собственности, позволяющей всем гражданам стать хозяевами, уничтожение крепостничества, создающее условия для наемного труда и развития новых форм хозяйствования - капиталистического фермерства. Для ус-
пешного развития российской промышленности предлагалось защитить ее от иностранной конкуренции с помощью протекционистского тарифа. В организации финансовой деятельности П.И. Пестель проводил идею равенства налогообложения всех социальных групп общества, развития страхового дела, кредитования, попечительства над слабыми.
Другие декабристы выступали с менее революционными программами. Один из учредителей "Союза благоденствия" и Северного общества, заочно приговоренный к вечной каторге, с 1824 года обреченный жить за границей Н.И. Тургенев (1789 - 1871) постепенно утратил жесткий радикализм, приблизился к либералам и создал учение о государственных доходах и налогах. Его можно назвать основоположником финансовой науки в России. В научных трудах по финансам и экономике "Рассуждения о банках"(1810), "Опыт теории и налогов" Н.И. Тургенев дал анализ современной ему финансовой системы, социальных противоречий и прогноз дальнейшего развития экономической и финансовой мысли. Одной из сильных сторон трудов мыслителя является стремление поставить экономическую науку на службу всему обществу, дав необходимый материал образованным и прогрессивным людям. Тургенев выступает за отмену крепостного права, осуждает подушную подать и предлагает заменить ее налогом на "рабочие силы и землю". Это предложение получило реализацию только в середине 80-х годов XX века. Основополагающими принципами налоговой системы государства, по мнению Тургенева, должны стать равенство, справедливость и умеренность, от чего непосредственно зависит благосостояние народа и общества в целом. Он предлагал отменить налог с заработанной платы, так как рассматривал ее не как прибыль, а средства, необходимые для воспроизводства рабочего и его семьи. Впервые в экономической литературе Тургенев дал деление налогов на прямые и косвенные. Ученый выступал за регламентацию выпуска бумажных денег для покрытия бюджетного дефицита и посвятил этой проблеме свою диссертацию. В его трудах немало интересных суждений о развитии и истории европейской экономической мысли. Резкой критике подвергаются взгляды французского экономиста Н. Канара, английских экономистов Д. Юма, Дж. Стюарта Милля. Н.И. Тургенев выступал ведущим идеологом фритредерства в России. Боясь конкуренции со стороны российского купечества, многие дворяне ратовали за фритредерство, против протекционизма, приветствуя новый таможенный тариф 1819 года, защищая свое право свободной внешней торговли сельскохозяйственной продук-
цией и приобретение иностранных товаров, главным образом предметов роскоши. Наряду с Н.И. Тургеневым эти взгляды разделяли Н. Бестужев (1791 - 1855), П. Каховский (1797 - 1826).
Актуально и интересно в наши дни воспринимается теория государственного кредита, созданная декабристом М.Ф. Орловым (1788 - 1842). Изданная в 1833 году книга Орлова "О государственном кредите" вписала важные страницы в историю русской экономической мысли. В ней обосновываются преимущества государственного кредита для экономики государства, несмотря на отрицательное к нему отношение со стороны тогдашних министров финансов - сначала Гурьева, а затем Канкрина. С точки зрения Орлова, государственный кредит не бремя и несчастье, а сокровище и залог процветания и богатства страны, к нему прибегающей. Любопытна орловская концепция госзаймов: государственные долги должны быть безграничными и безвозвратными, не должны погашаться, а выплачиваться могут только вечные проценты. Иностранные капиталы в экономике нужно использовать наравне с отечественными. Налоги должны быть умеренными и даже заменяться системой государственного кредита. Книга Орлова ценна тем, что его самобытные взгляды теоретически обоснованы и впервые изложены в виде стройной системы.
В особое направление можно выделить экономические требования купечества. Здесь нужно отметить тесное переплетение сословных интересов представителей торгового капитала с быстрыми темпами развития товарно-денежных отношений в стране. Отсюда противоречивость взглядов и требований: за развитие капитализма и промышленного предпринимательства, с одной стороны, за сохранение монархии, феодализма и получение дворянских привилегий, с другой. Главное же внимание уделялось правовым аспектам собственности купцов на движимое и недвижимое имущество.
Таким образом, формирование, развитие и эволюция финансово-экономической мысли первой четверти XIX века отражали состояние социально-политических и экономических изменений, происходивших в обществе под влиянием внешних и внутренних преобразований. Одна из особенностей исследований состояла в поиске путей утверждения социальной справедливости при производстве и распределении материальных и культурных благ. Радикальная часть русских мыслителей выступала за отмену крепостного права и переход к промышленному развитию. Другая особенность - конкретные предложения о развитии всех отраслей экономики, преодоление отсталости России в области финансов, денежного обращения и кредита.
* * *
Итак, характерной чертой государственных финансов России первой четверти XIX века была крайняя неустойчивость. Состояние финансов было отмечено ростом государственного долга, бюджетным дефицитом, обострением проблем бумажноденежного обращения, вследствие неуклонного падения курса ассигнаций. Главным источником финансовых средств было обложение населения прямыми сборами и разного рода налогами, взимание высокой подушной подати. Существующая финансовая система вступала во все большее несоответствие с требованиями развивающегося капиталистического уклада. Обострилась борьба между сторонниками свободного рынка и протекционизма. Все государственные структуры, включая налоговую систему, государственный бюджет, систему дореформенного кредита, были направлены на содержание феодально-полицейского аппарата и на поддержку отживших форм крепостнического хозяйства. Постоянный рост военно-бюрократических и дворцовых расходов приводил к хронической дефицитности бюджета, к усилению отрыва ведомственных финансов от общегосударственных. Все начинания по преодолению неупорядоченности сметного дела, бесконтрольности в расходовании выделенных сумм, стремлении достичь сбалансированного государственного бюджета и преодолеть расстроенное состояние денежной системы давали кратковременный эффект и не привели к оздоровлению финансов в общегосударственном масштабе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См.: Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М„ 1993. С. 74.
2. См.: Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX - XX вв.). - Волгоград, 2000. С. 24.
3. Печерин Я.И. Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 годы -СПб., 1896. С. 2.
4. См.: Погребинский А.П. Указ. соч. С. 24 - 25.
5. См.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. Т. 1. - 1946. С. 99.
6. См.: Корнилов А.А. Указ. соч. С. 88.
7. См.: Печерин Я.И. Указ. соч. С. 11.
8. См.: Корнилов А. А. Указ.. соч. С. 102.
9. См.: Печерин Я.И. Указ. соч. С. 53.
10. Погребинский АП. Указ. соч. С. 21.
11. См.: Никольский Г.А. Бумажные деньги в России. -Казань.-1892. С. 234.
12. См.: Министерство финансов 1802 - 1902.4.1. - СПб., 1902. С. 56.
13. См.: Замятин Г.А. К.А. Анфилатов, очерк его жизни и деятельности. - СПб., 1910. С. 106.