Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ГОРНОГО КОМПЛЕКСА В ЗОНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

ЭКОНОМИКА ГОРНОГО КОМПЛЕКСА В ЗОНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / РУДНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ДОБЫЧА / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крюков В.Г., Краденых И.А.

Хабаровский край осуществляет планомерное формирование инфраструктуры. Крупными для края проектами в этой сфере являются дороги Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре. Строительство дорог инициировало разведку и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых. Для развития соответствующих территорий недропользование оказалось основой их экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Крюков В.Г., Краденых И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHABAROVSK TERRITORY MINING COMPLEX ECONOMICS IN THE ZONES OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IMPLEMENTATION

The Khabarovsk Territory is systematically forming its infrastructure. Major projects in this area for the region are the roads Lidoga - Vanino, Selikhino - Nikolaevsk-on-Amur. The construction of roads initiated the exploration and exploitation of mineral deposits. For the development of the respective territories, subsoil use turned out to be the basis of their economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ГОРНОГО КОМПЛЕКСА В ЗОНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 124-126. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-3-124-126

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Научная статья УДК 338.45:622(571.620)

ЭКОНОМИКА ГОРНОГО КОМПЛЕКСА В ЗОНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

В.Г. Крюков, И.А. Краденых Институт горного дела ДВО РАН, ул. Тургенева 51, г. Хабаровск, 680000, e-mail: kryukov-vg@mail.ru, kradenyh_igd@mail.ru

Хабаровский край осуществляет планомерное формирование инфраструктуры. Крупными для края проектами в этой сфере являются дороги Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре. Строительство дорог инициировало разведку и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых. Для развития соответствующих территорий недропользование оказалось основой их экономики.

Ключевые слова: инфраструктура, Хабаровский край, рудные месторождения, добыча, экономика, развитие территорий.

Образец цитирования: Крюков В.Г., Краденых И.А. Экономика горного комплекса в зонах реализации инфраструктурных проектов в Хабаровском крае // Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 124-126. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-124-126

Хабаровский край в последние два десятилетия осуществляет планомерное формирование инфраструктуры и, прежде всего, строительство автомобильных дорог. При планировании последних учитывалось наличие дорог местного назначения, количество населенных пунктов, связываемых в единую систему, численность населения, наличие объектов природопользования и другие факторы. Крупными для края проектами в этой сфере являются дороги Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре. Строительство их началось соответственно в 1997 и 1998 гг. При этом первая сдана в эксплуатацию, а на второй продолжаются работы.

Цель исследования - выявить особенности пространственной организации промышленности в зонах инфраструктурных проектов Хабаровского края и определить стратегию экономического развития территории.

Необходимость строительства дорог вызвана изолированностью населения 5 районов Ха-

© Крюков В.Г., Краденых И.А., 2022

баровского края, умеренным доступом к портам Маго, Николаевск-на-Амуре, Лазарево, Де-Ка-стри, Ванино и Советская Гавань, невозможностью круглогодичного «северного» завоза оборудования, техники, продовольствия. До настоящего времени нет определенности в приоритетах природопользования отмеченных районов. До 20122014 гг. преобладающим видом деятельности являлись лесозаготовки, обеспечивающие наиболее высокую степень занятости местного населения. Рыболовство по размаху официальной и неофициальной занятости приближается к лесному комплексу.

Структура экономики районов для первых лет строительства дорог достаточно специфична. Баланс отраслей в экономике: строительство 4060%, лесной комплекс 15-25%, торговля 5-10%, бюджетная сфера 10-20%. В 2007-2010 гг., период активного строительства дороги, ЛЭП и продук-топровода, горный комплекс характеризовался устойчивым снижением объемов добываемого

золота с 4,8 т в 2004 г. до 1,2 т в 2009 г. Работал Многовершинный ГОК и 2 артели. Территория не рассматривалась как ведущий золотопромышленный район.

Предложения о развитии горного и нефтепромыслового направлений являются новыми для этой территории. Они сформулированы одним из авторов в 2007 г. Оптимистичная оценка базировалась на переоценке роли крупнообъемного оруденения, выявлении 36 центров концентрации максимально благоприятных факторов рудолока-лизации, в том числе 28 золоторудных и золотосодержащих объектов. В период 2009-2019 гг. эта проблема обсуждалась на международных конференциях Майнекс, проходивших в г. Хабаровске, различных геологических и экономических конференциях и совещаниях, в правительстве Хабаровского края. В результате в настоящее время на этой территории изучением и добычей золота занимаются почти 40 предприятий.

Помимо золоторудных месторождений, определенные перспективы связываются с изучением 13 медно-порфировых, 4 вольфрамовых и 2 полиметаллических объектов [1]. Нижнее Приамурье выделяется также как район концентрации месторождений вторичных кварцитов - источника алюминиевого сырья. Выявлены проявления редких металлов. Мариинская и Лазаревская площади с прилегающим шельфом Татарского пролива традиционно рассматриваются специалистами как структуры локализации углеводородного сырья. Осваиваются месторождения термальных вод.

Основной позитивный момент в развитии инфраструктуры этой части Хабаровского края заключается в возможности интенсивного развития горного комплекса и формировании сферы по обслуживанию действующих и новых предприятий этого комплекса с центрами в Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре. В настоящее время продолжает функционировать Многовершинный ГОК. Перерыв между началом добычи руд на Многовершинном месторождении и эксплуатацией на других объектах насчитывает практически четверть века. В 2011 г. введён в строй Албазин-ский ГОК, в 2013 г. начато освоение месторождения Белая Гора, в 2019 - Полянка. Подготовлены к эксплуатации Делькен, Дяппе, Кутынское, Чуль-батканское, уникальные по запасам медно-порфи-ровые с золотом месторождения Малмыжского узла. В процессе разведки находятся 4 золоторудных и 6 медно-порфировых объектов. Ожидаемые сроки завершения геологоразведочных работ 2025-2028 гг., строительства ГОКов - 2030-2035 г.

Существующие и проектируемые горнообогатительные комбинаты (ГОКи) обеспечены запасами на 50-70 лет. Так, запасы золота Нижнего Приамурья составляют около 9% общероссийских запасов. Практически таков же потенциал ресурсов золота этой территории. Запасы меди равны 9,5 млн т, что обеспечивает деятельность ГОКа в течение более 30 лет.

Проведение геологоразведочных, строительных и эксплуатационных работ на 10-15 объектах потребует привлечения местного населения и создания производств по обслуживанию горного комплекса. При таких масштабах освоения недр с учетом импортозамещения уместно предложение о строительстве в Комсомольске-на-Амуре предприятия по выпуску горно-шахтного оборудования с расчетом на спрос ГОКов Хабаровского края, а также остальных субъектов ДФО. Целесообразна проработка вопроса о строительстве автомобильной дороги на левобережье р. Амур, связывающей г. Комсомольск-на-Амуре с поселениями Боктор, Киселевка, Октябрьский, в связи с тем, что только в Ульчском районе на левобережье возможен ввод в действие 5-7 ГОКов. Строительство этой дороги предусматривается за счёт федеральных средств.

В результате реализации инфраструктурных проектов и ввода в действие дорог Лидога - Вани-но и Селихино - Николаевск-на-Амуре получили должное развитие геологоразведочные работы. Они привели к наращиванию минерально-сырьевой базы по золоту в Николаевском, Ульчском, им. П. Осипенко, Ванинском районах, по меди - в Нанайском районе. К 2025 г. в пределах рассматриваемой территории планируется добывать около 24 т золота и 125 тыс. т меди, а к 2030 г. - около 40 т золота и 325 тыс. т меди. При сохранении существующих цен на металлы в бюджет края поступит соответственно более 10 и 20 млрд руб. В целом изменится структура экономики Нижнего Приамурья.

Рассчитана и предложена новая, более устойчивая структура экономики территории, базирующаяся на горном комплексе (35%), нефтепромыслах (20%) и строительстве (27%). Предполагается существенное изменение социально-экономической ситуации в районах, прилегающих к трассам Лидога - Ванино и Селихино - Николаевск-на-Амуре. Возможен рост бюджета районов на 30-50%; создание новых рабочих мест - 12 00015 000 единиц по основным проектам и 40005000 единиц в связанных производствах; увеличение объема инвестиций на 40-70%; рост объёма производства - от 25-30% до 200%.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Kryukov V., Kradenykh I. On the geological and economic assessment of the lower Amur region (Russia) // E3S Web of Conferences. 8th International Scientific Conference «Problems of Complex Development of Georesources», PCDG 2020. Khabarovsk, 2020. P. 03013.

REFERENCES: 1. Kryukov V., Kradenykh I. On the geological and economic assessment of the lower Amur region (Russia). E3S Web of Conferences. 8th International Scientific Conference «Problems of Complex Development of Georesources», PCDG 2020. Khabarovsk, 2020, pp. 03013.

KHABAROVSK TERRITORY MINING COMPLEX ECONOMICS IN THE ZONES OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IMPLEMENTATION

V.G. Kryukov, I.A. Kradenykh

The Khabarovsk Territory is systematically forming its infrastructure. Major projects in this area for the region are the roads Lidoga - Vanino, Selikhino - Nikolaevsk-on-Amur. The construction of roads initiated the exploration and exploitation of mineral deposits. For the development of the respective territories, subsoil use turned out to be the basis of their economy.

Keywords: infrastructure, Khabarovsk Territory, ore deposits, mining, economy, territorial development.

Reference: Kryukov VG., Kradenykh I.A. Khabarovsk Territory mining complex economics in the zones of infrastructure projects implementation. Regional'nye problemy, 2022, vol. 25, no. 3, pp. 124-126. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-124-126

Поступила в редакцию 15.04.2022 Принята к публикации 15.09.2022

Таким образом, выбор приоритета в развитии территории однозначен - это недропользование. Развитие добывающих производств даст дополнительную загрузку для предприятий лесного комплекса и для формирования многопрофильного портового комплекса, всей транспортной системы. Значительную роль в осуществлении проектов играют гг. Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре, Ванино и Советская Гавань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.