Научная статья на тему 'Экономика экологии'

Экономика экологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC MEASURES / ECOLOGICAL POLICY / NATURE CONSERVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толиков Владимир Николаевич, Смолина Елена Эдуардовна

В статье рассмотрены основные экономические факторы, влияющие на развитие взаимоотношений между обществом и природой. Определен тип эколого-экономического развития экономики Р.Ф. Произведен обзор методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толиков Владимир Николаевич, Смолина Елена Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economics in ecology

The article considers the basic economic factors which influence development of interaction between society and natur.e. There is defined the type of ecological economical development of economy of R.F. The review of the methods of economic regulation in the field of environment protection is made.

Текст научной работы на тему «Экономика экологии»

5. Меньшиков С. Условие перехода к быстрому и устойчивому росту - демонтаж системы олигархического капитализма // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 5.

6. Абалкин Л.И. Современное состояние экономического мышления в России (из книги «Логика экономического роста») // Российский экономический журнал. 2002. № 11-12. С. 83.

7. Роик В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. 2002. № 8. С. 38-44.

8. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. 2005. № 1. С. 3.

9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 452.

10. Смагин И.И. Повышение благосостояния: выбор модели для России // Научный вестник Академии управления и сервиса: межвуз. сб. науч. тр. / В.М. Юрьев, гл. ред.; Ю.А. Кар-мышев, науч. ред.; И.В. Грошев, науч. ред. Тамбов, 2007. Вып. 1. С. 150.

11. Трунин С. Структурная трансформация национально экономики: к методологии анали-

за детерминант прогресса или регресса // Российский экономический журнал. 2004. № 3. С. 93.

12. Shiller B.R. Economics Today. McGraw-Hill, Inc., 1991. P. 14.

13. Юрьев B.M. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997. С. 85.

14. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 1. С. 86.

Поступила в редакцию 18.12.2007 г.

Kozadaev N.A. Problems of economic security in Russia at the present stage and ways of their solution. The problem of economic security is topical and will always be topical, because varying conditions of functioning of economic subjects constantly form new demands to qualitative parameters of economic security. The article deals with the problems of conditions and prospects of economic security development in Russia as all achievements of the present period cannot provide economic growth in the strategic aspect without sufficient economic security.

Key words: economic security of Russia, economic relations, hierarchical structure of economic security.

ЭКОНОМИКА ЭКОЛОГИИ

B.H. Толиков, Е.Э. Смолина

В статье рассмотрены основные экономические факторы, влияющие на развитие взаимоотношений между обществом и природой. Определен тип эколого-экономического развития экономики РФ. Произведен обзор методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экономические меры, экологическая политика, природоохранная деятельность.

Во многом неэффективность экологической политики в России оправдывает то, что формирование ее началось сравнительно недавно. Сравнительно недавно пришло осознание того, что только государство способно разрешить противоречия, складывающиеся в процессе взаимодействия человека и природы.

В настоящее время экологический облик российской экономики определяется доминированием энерго- и материалопроизводящих отраслей хозяйства, неразвитостью ресурсосберегающих технологий, сырьевой ориентацией экспорта, «остаточным» принципом финансирования экологических программ и научных разработок в этой сфере.

что предполагает высокий антропогенный пресс на природу.

В России прогрессирует экологическая деградация хозяйственной структуры, что находит выражение в заметном увеличении роли природоемких отраслей [1].

Одна из причин существующего положения вещей, по мнению Президента РФ В. Путина, следующая: «У нас сложилась парадоксальная ситуация - фактически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности, у Российского государства явно не хватает правовых механизмов, чтобы наказывать наруши-

телей, которые варварски обращаются с природой, во многом поэтому мы сталкиваемся с хроническим дефицитом средств на экологические программы. Иллюзия некоторых хозяйственных руководителей состоит в том, что можно, эксплуатируя природу, добиться сверхприбылей и конкурентных преимуществ. На самом деле для страны это только проигрыш» [2].

21 января 2008 г. на заседании Правительства РФ Президент РФ В. Путин подчеркнул, что в настоящее время происходит «распыление» надзорных функций государства в области природоохранной деятельности среди нескольких государственных структур и главная задача, стоящая перед законодательными и исполнительными органами власти, заключается в интеграции всех надзорных функций в едином, специально созданном, координационном ведомстве, ответственном за экологический контроль.

Концептуальной основой экономики природопользования как самостоятельного направления экономических исследований стала проблема интернализации внешних эффектов, которая всесторонне разрабатывается в трудах О. Балацкого, У. Баумоля, С. Бобылева,

A. Гусева, Р. Коуза, В. Овчинникова, У. Оутса, Г. Моткина, Н. Пахомовой, А. Пигу, К. Тернера, Т. Тайтенберга, А. Фримена и др.

Признавая эффективность рыночных регуляторов в процессе использования природных ресурсов, сторонники данного направления подчеркивают необходимость жесткого управления и контроля за процессом природопользования со стороны государства.

Проблемам эколого-экономического развития, эффективности мероприятий в области охраны окружающей среды, развития экологически чистых производств, экологической конкурентоспособности предприятий посвящены работы Э. Гирусова, А. Голуба,

B. Данилова-Данильяна, В. Катасонова, Е. Струкова, С. Сухоруковой и др.

К основным понятиям, характеризующим экологическую систему при исследовании ее с точки зрения эколого-экономического взаимодействия, следует отнести категории «окружающая природная среда», «природные богатства», «природные условия» и «природные ресурсы».

Экономическая сторона эколого-эконо-мического взаимодействия характеризуется

понятиями «научно-технический прогресс», «развитие производительных сил», «рост народонаселения», «экономический рост».

Фактически это и есть основные экономические факторы, активно влияющие на современные тенденции в развитии взаимоотношений между обществом и природой.

В 80-х гг. XIX в. экономисты Т. Мальтус [3] и Д. Рикардо [4] изучали проблему связи природных ресурсов и уровня благосостояния. Еще до них группа французских эконо-мистов-физиократов под руководством Ф. Кенэ [5] выступила с концепцией, представляющей сельское хозяйство в качестве источника любой произведенной экономической ценности и, в конечном счете, благосостояния. Эти теории, относящиеся к классике экономической науки, по своей сути являются теориями роста, они пытаются выяснить, как природные ресурсы определяют и ограничивают уровень экономического благосостояния.

Современный тип эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощительное использование невозобновимых видов природных ресурсов и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления.

Для техногенного типа экономического развития характерны значительные внешние эффекты. Их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности. На экономическом положении самих загрязнителей эти внешние эффекты непосредственно не сказываются, обычно издержки по борьбе с ними вынуждены нести другие. Например, сброс загрязненных вод предприятием, находящимся выше по течению реки, порождает дополнительные издержки у предприятия, находящегося ниже по течению и нуждающегося в чистой воде для своего производства.

Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба. Наиболее известным докладом стала работа Д. Медоуза и его коллег «Пределы роста» [6]. Данный доклад получил мировой резонанс и стал своего рода классической работой в области концепций мирового развития. Автор построил мировую модель с петлями обратных связей.

Рынок как экономический механизм совершенно не учитывает масштаб и скорость расходования ресурсов, говорит о том, что рынок оперирует по законам, которые абстрагированы от законов биосферы. Рынок ратует за рост производства и использует ВНП как мерило прогресса. На самом же деле рынок не может расти безгранично, так как экономическая система является частью биосферы планеты Земля.

Природопользование не существует вне деятельности человека, поэтому бессмысленно строить механизм природопользования изолированно от экономического механизма хозяйствования. И хотя сейчас Россия находится в достаточно тяжелом состоянии, когда не всегда успешно действует система налогообложения, не всегда определена основа взаимоотношений хозяйственных субъектов, роль и место государственных структур в системе рыночной экономики, все же должна разрабатываться государственная экологическая политика.

Экономическая оценка природных ресурсов выполняет две функции: учетную (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства) и стимулирующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования) [7].

При затратной концепции учитываются расходы на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительные факторы меры ценности.

При рентной концепции исчисляется дифференциальная рента, т. е. разная величина дохода, получаемая при эксплуатации природных ресурсов различного качества и местоположения (например, земель высоко-и низкоплодородных, расположенных далеко или близко от транспортных путей и т. д.).

Необходимо отметить, что именно общество - важнейший регулятор экологической политики государства. Именно перед обществом государство должно нести ответственность за свои действия; качество и уровень жизни. Одним из самых негативных показателей усугубляющегося системного кризиса в Российском государстве является постоянно прогрессирующее снижение качества и уровня жизни россиян, на фоне которого происходит падение озабоченности граждан состоянием природной среды [8].

Экологическая политика не должна формироваться и реализовываться исключительно на государственном уровне. Такая система будет отчасти неэффективной, государство замкнется исключительно на решении собственных задач. В развитом обществе, где сформирован высокий уровень экологического сознания, государственная политика в сфере экологии стимулируется извне, формируется на уровне общественных неправительственных экологических организаций, региональных экологических ведомств и граждан. Если между государственными структурами и общественными организациями налажены конструктивные связи и они преследуют схожие цели, во многом облегчаются задачи правительства по реализации экологической политики.

Социальные отношения и институты, политические и законодательные особенности имеют собственный потенциал в контексте экономической эффективности хозяйства и сохранения живой природы [9]. Эти «системные эффекты» изучаются в количественном и качественном аспектах. В книге «Новый взгляд на богатства народов», изданной всемирным банком в 1997 г., приводится подробное изложение концепции социального капитала.

В соответствии с концепцией Дейли и Костанзы, природный доход должен быть устойчивым. Поэтому если некоторый вид природопользования приводит к снижению природного капитала, то номинальный доход от него не может целиком рассматриваться как «природный доход» (по крайней мере, для возобновляемого природного капитала). Вышеуказанные авторы считают требование сохранения постоянной или неубывающей величины природного капитала TNC ключевой идеей устойчивости развития. Поскольку

TNC = RNC + NNC,

где RNC - возобновляемый природный капитал, NNC - невозобновляемый природный капитал, а NNC с необходимостью уменьшается при использовании, то требования постоянной величины ТЖ: означает реинвестиции от доходов от невозобновляемого природного капитала в возобновляемый.

Экономическая деятельность человека привела и к снижению способности экосистем выполнять свои экологические функции, и к уменьшению запасов невозобновляемого природного капитала. Наступило время, когда человек уже не может относиться к окружающей среде лишь как к совокупности внешних факторов, для экономического развития. В мировоззрении человечества экономика должна рассматриваться как подсистема более общей социально-экономической системы.

Рис. 1. Соотношение экологического и экономического оптимумов вложения средств в природоохранную деятельность: 1 - кривая расходов на ликвидацию ущерба от загрязнений; 2 - кривая затрат на природоохранную деятельность, т. е. на предотвращение ущерба от загрязнения; 3 - суммарные затраты; 4 - точка наименьших суммарных затрат

На рис. 1 изложена эффективность природоохранных мероприятий. Она максимальна в точке 4 - так называемый экономический оптимум. В этой точке сумма ущербов равна расходам на природоохранную деятельность. Для поддержания экономического оптимума уровень природоохранных затрат должен составлять около 8-10 % от ВНП. В нашей стране суммы ущерба составляют приблизительно 8-9 %, расходы на охрану природы - только 1 %. Если положение

вещей не изменится, то результатом будет экологическая катастрофа [7].

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [10].

Особой охране подлежат объекты, включенные в список всемирного культурного наследия: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности, курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их места обитания.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся [11]:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие па окружающую среду.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размеще-

ние отходов производства и потребления регулируются Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344:

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия регулируются Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0 вышеназванное Постановление принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду [12].

Мировые финансовые институты, такие как Всемирный Банк, своими действиями могут оказать существенные влияния как на экономическое развитие, так и на состояние окружающей среды, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

В некоторых источниках приводятся критерии, рекомендованные Всемирному Банку для реализации своих «проектов развития»:

- Объемы изъятия возобновляемых природных ресурсов не должны превышать объемов их воспроизводства.

- Использование невозобновляемых природных ресурсов должно соответствовать включению в экономическую практику их возобновляемых заменителей.

- Производство отходов не должно превышать ассимиляционной способности окружающей среды к их поглощению (экологической емкости территории).

Таким образом, экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды, существующий в России, должен быть направлен на создание экономической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду, их заинтересованность в осуществлении природоохранной деятельности.

1. Фадеева А.В. Теоретико-методологические основы исследования эколого-экономических отношений. Альметьевск, 2007.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. // Парламентская газета. 2007. 27 апр. № 60.

3. Мальтус Т. Исследование о природе и возрастании земельной ренты // Антология экономической классики. М., 2000.

4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. М., 1993.

5. Кенэ Ф. Экономическая таблица. М., 1998.

6. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку: десять лет спустя. М., 2001.

7. Маринченко А.В. Экология. М., 2008.

8. Гайкович Е.Н. Экологическая политика Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2003.

9. Глазырина И.П. Природный капитал в экономике переходного периода. М., 2001.

10. Толкачев П. С. Экономика природной среды //

Экология промышленного производства.

2003. № 1.

11. Золотникова Т. Экологическая безопасность (соотношение экологии, экономики, права) // Экономика. 1996. № 10.

12. Теневая экономика / под ред. Н.Д. Эриашви-ли, Н.В. Артемьева. М., 2007.

Поступила в редакцию 3G.12.2GG7 г.

Tolikov V.N., Smolina E.E. Economics in ecology. The article considers the basic economic factors which influence development of interaction between society and nature. There is defined the type of ecological economical development of economy of RF. The review of the methods of economic regulation in the field of environment protection is made.

Key words: economic measures, ecological policy, nature conservation activity.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

И.Н. Махонина

В статье рассмотрены проблемы формирования рыночной инфраструктуры в условиях информационной экономики. Особое внимание уделено проблемам развития рыночной инфраструктуры в условиях информационной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, информационная экономика, развитие рыночной инфраструктуры.

Переход экономики России к новому типу требует создания и организации сбалансированного взаимодействия разнообразных, в большинстве своем новых организационноэкономических структур, формирующих инфраструктурную основу экономики. Неразработанность проблемы рыночной инфраструктуры в экономической науке создает немалые трудности для развития экономики России, поскольку она до сих пор лишена системы обоснованных рекомендаций по созданию инфраструктуры, учитывающей как мировой опыт, так и российские особенности. Учитывая данные обстоятельства, рассмотрение вопросов становления инфраструктуры рынка, адекватной современному типу экономики, приобретает существенное значение как для теоретического понимания, так и для практического осмысления путей развития информационной экономики.

Характер организации экономики оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие инфраструктуры. Поэтому в ходе реформирования экономических основ в России возникла необходимость пересмот-

ра существующих подходов к определению инфраструктуры.

Вместе с тем, в условиях становления экономики нового типа инфраструктура уже является одной из важнейших подсистем, уровень ее развития определяет эффективность функционирования всех структурных элементов хозяйственной системы и их общее взаимодействие.

Таким образом, основная структура и инфраструктура рыночного хозяйства взаимозависимы и взаимообусловлены. С одной стороны, структура порождает инфраструктуру. С другой стороны, генезис инфраструктуры отражает все признаки, присущие системе, и постоянно инфраструктура воспроизводит адекватность системе. Одновременно возникают противоречия между структурой и инфраструктурой, они обостряются, и в результате конфликта инфраструктура переходит в качественно новое состояние соответствия основной структуре, приобретая новые атрибутивные признаки. Эти процессы имманентно присущи процессу генерации новых элементов как в основной структуре,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.