Научная статья на тему 'Экономика экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации'

Экономика экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
324
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ СЕРВИС / ЭКОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ECONOMY OF TOURISM / TOURIST SERVICE / ECOLOGY / TOURISM / RECREATION / ECO-ORIENTED ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самохин Юрий Семёнович

Отсутствие экономической логики в комплексных исследованиях природно-экологических и социокультурных явлений развития туристского сервиса заслоняет концептуальную роль экологии как фактора социально-экономической эффективности туризма и рекреации. Исходя из того, что туризм это бизнес, а рекреация это инфраструктура туристского бизнеса, автор обосновывает пути повышения его экономической эффективности через выработку ряда принципов сочетания туризма и рекреации с экологически ориентированными мероприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of environmentally-oriented activities of tourist and recreational complex: concept and implementation principles

The lack of economic logic in integrated studies of natural-environmental and socio-cultural effects of tourism service blackout the conceptual role of ecology as a factor of social and economic benefits of tourism and recreation. Based on the fact that tourism is business and recreation is infrastructure of tourist business, the author substantiates the ways of increasing economic efficiency through the production of a number of principles the combination of tourism and recreation with ecooriented environmental activities.

Текст научной работы на тему «Экономика экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации»

Экологический туризм и рекреационное природопользование

Ю.С. Самохин

Экономика

экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации

Отсутствие экономической логики в комплексных исследованиях природно-эколо-гических и социокультурных явлений развития туристского сервиса заслоняет концептуальную роль экологии как фактора социально-экономической эффективности туризма и рекреации. Исходя из того, что туризм - это бизнес, а рекреация - это инфраструктура туристского бизнеса, автор обосновывает пути повышения его экономической эффективности через выработку ряда принципов сочетания туризма и рекреации с экологически ориентированными мероприятиями.

Ключевые слова: экономика туризма, туристский сервис, экология, туризм, рекреация, экологически-ориентированные мероприятия.

Нет нужды подробно описывать очевидную для каждого наблюдателя тенденцию: постоянно возрастающая роль туризма в развитии регионов Российской Федерации. Одновременно все отчетливее просматриваются препятствующие развитию регионов социально-экономические, социально-экологические и социально-культурные инерционные механизмы современного общества. Во многом увязшие в традиционных, принятых еще в советское время, подходах и к организации, и к экономике туристской отрасли, исследователи и эксперты, специализирующиеся на социально-инфраструктурных проектах, никак не могут выйти на осмысление экономически обусловленного единства

туризма, рекреации и экологии. Распыляются средства и силы, но результатив- ф ^ ность бизнес-процессов на основании этих проектов остается очень низкой. | &

Причины такого положения дел в недостаточной разработанности принци- | ^ пов организации туристско-рекреационной деятельности в современной Рос- о ^ сии. Туризм и рекреация как целостное культурное экономико-географическое § | и социально-инфраструктурное явление только в последнее время становится о § объектом пристального внимания специалистов. Сказывается отсутствие эко- | ^ номической логики в комплексных исследованиях природных и социокультур- §■ ных составляющих развития туризма, что и заслоняет концептуальную роль и экологической составляющей в туризме и рекреации. Даже при переходе к программам, аналогичным «дорожной карте» (Roadmap) [2], в которой экономически обусловленный контекст позволяет вносить изменения в зависимости от ситуации, с использованием вариативности и интерактивности, долгосрочный прогноз экономической эффективности рассматривается без экологической подосновы. Экологическая подоснова экономики туризма представлена в усеченном виде, как «экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны» [6], вкупе с развитием так называемого «экологического туризма».

Но экология, в контексте туризма, выходит за рамки туристско-рекреацион-ного природопользования, природоохранной деятельности и «экологического туризма». Экология - это отрасль права, а значит, и фактор эффективности экономики туризма [4]. Это находит отражение и в стратегических документах, и в нормативных правовых актах, обеспечивающих благоприятные условия для экологической модернизации инфраструктурного обеспечения туризма рекреации. Развитие туристской отрасли в рамках сферы обслуживания, наряду с иными отраслями активного природопользования, предусматривают формирование новых подходов к проектированию, строительству и эксплуатации объектов туризма, экологически безопасных, с использованием ресурсосберегающих и энергоэффективных технологических решений.

Другими словами, на современном этапе экология фактически становится важнейшим условием успешного продвижения туристского продукта к потребителю и требует внимания, наряду со всем комплексом компонентов туристского бизнеса, включая туристские формальности, транспорт, сервис, анимацию и т.п. Экологическое состояние туристского продукта на рынке определяет интерес потребителя, тем самым формирует спрос, а значит и эффективность бизнеса. Это, в свою очередь, прямо влияет на состояние существующей туристской инфраструктуры и строительство новых объектов туристского сервиса. Туристский сервис как компонент инфраструктурного каркаса территории

¡ь § §

О

О

начинает определять уровень ее туристско-рекреационного освоения, что, в конечном итоге, становится залогом создания рабочих мест в инфраструктурной сфере. Круг взаимовлияния замыкается, остается выяснить экономический потенциал экологически ориентированных мероприятий туристско-рекреаци-онного комплекса.

Рыночные условия, сложившиеся в России, даже при регулирующем законодательстве и монополизме крупных игроков в ряде отраслей хозяйства, включая транспорт и связь, оставляют не только элементы конкуренции, но также особый тип географического (пространственного) разделения труда. В плановом хозяйстве советского периода идея преодоления «перекосов» в территориальном освоении, стремление к умозрительной «равномерности» опиралось на экстенсивный тип присвоения ресурсов с преобладанием пространственно-территориальной логики поддержки неосвоенных пространств СССР. Но в настоящее время, когда участники рынка озабочены эффективностью бизнеса, в туризме и рекреации наметилось изменение подхода к природопользованию, что сопровождается рациональным, в смысле рентабельности произведенных затрат, а значит, интенсивным типом присвоения ресурсов с преобладанием инфраструктурной логики, на котором фактически основан экологический подход [3].

То есть углубление интенсивности природопользования позволяют использовать потенциал туризма и рекреации при формировании популярных ныне особых экономических зон туристско-рекреационной направленности с широким применением методологии экологического менеджмента и маркетинга. Это обеспечит согласованное регулирование развития туристско-рекреационной сферы со стороны государства, региональных и местных властей, а также проведение на этой основе специальной «туристско-рекреационной политики», призванной обеспечить баланс интересов туристов, бизнеса и местного населения, представителей разных социальных групп, приверженцев различных видов отдыха, с учетом так называемых «зеленых технологий» в туристской индустрии.

Включение экологического менеджмента при формировании региональных туристско-рекреационных систем на основе оценки природных ресурсов и социально-экономических условий развития тесно примыкает и к методологии развития территории в условиях рынка. При этом экологическое состояние территории представляется важнейшим фактором создания долгосрочных, комплексных, многомерных туристско-рекреационных программ на всех региональных уровнях. Иными словами, в экологической логике туристско-рекреационной деятельности сложным образом соединяются глобальные и локальные тенденции, с одной стороны, инвестиционной активности бизнеса, а с другой - потребительской активности населения.

Далее мы хотим ходим охарактеризовать и сформулировать ряд ведущих ш ^ принципов использования экономического потенциала экологически-ориенти- | & рованных мероприятий туристско-рекреационного комплекса. I ^

Для начала необходимо осознать категорию, именуемую принципом, кото- о ^ рый в контексте настоящей работы понимается как основание некоторой сово- § | купности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства о § к действиям [5]. Принцип как своего рода точка зрения на проблему позволяет | ^ раскрыть один из ее ключевых аспектов. Правильно простроенные принципы §■ позволяют определить линию поведения, действия, последовательность шагов. и В конце концов, комплекс принципов определяет подход к экономической проблематике экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекре-ационного комплекса.

Современная экономика требует инвестиций, но без учета экологического фактора программирование инвестиционной активности субъектов туристско-рекреационной отрасли невозможно. В туризме и рекреации инвестиционная активность определяется региональным (территориальным) спросом, основа которого в модели развития данного региона, данной территории [7]. Проектирование модели регионального развития, опирающейся на туристско-рек-реационный потенциал территории, должно не просто опираться на интересы жителей, но должно быть понятно и им, и руководству региона. Первый принцип, обеспечивающий экономическую перспективу экологических мероприятий туристско-рекреационный комплекса, предполагает ясно очерченные меры, обеспечивающие качество жизни населения, инфраструктуру, рабочие места и т.п. пути (направления) социального и экономического подъема на уровне тактических и стратегических решений.

В этой связи необходимо вспомнить, что первый пик развития туризма и рекреации, скажем, в Европе выпал на период «Великой депрессии» 1930-х гг., когда началось сужение числа потребителей туристского продукта из-за дороговизны услуг коммерческого туризма. В противовес коммерческому туризму получил распространение туризм социальный. Именно социальный туризм (это было, по-видимому, осознано не сразу), оказался истинным локомотивом развития современной туристской отрасли в Европе, которая не только имеет развитую туристско-рекреационную инфраструктуру, но также обеспечена исключительно активным туристским потребителем. Социальный туризм характеризуется приемлемым качеством услуг и сравнительно невысокой их стоимостью. Одной из форм социального туризма стал так называемый «экологический туризм», который, с точки зрения эколога, включает изучение природной и культурной среды и имеет цель улучшения состояния этой среды. Это указывает на необходимость, в контексте нашей темы, руководствоваться принципом нацеленности на интеграцию социального и экологического туризма.

ш ш Но в туристском бизнесе экологический туризм является, как и прочие виды

го о ^ "

^ туризма, услугой, обеспечивающей получение прибыли на рынке туристского |й §8 сервиса. Что же является «продуктом» в экологическом туризме, если в наиболее социально ориентированных его формах инфраструктура и сервис мини-| мальны? Ответим. Продуктом в экотуризме является живая природа, которая § ^ превращается в товар на рынке только в условиях соответствия этого «товара» ^ с= экологическим запросам потребителя. А запросы потребителя в рекреационной деятельности на природно-экологических объектах, в свою очередь, неразрывно увязаны с понятием «качества жизни» населения, которое одновременно является показателем ее уровня. Чем доступнее возможность рекреационной деятельности, тем выше уровень качества жизни. Опираясь на природно-экологический фонд, в тесном взаимодействии с существующей инфраструктурой, региональные и муниципальные власти способны сделать рекреационную деятельность доступной для широких слоев населения. Соответственно, учет баланса взаимного интереса туристского сервиса и экологически безупречного состояния окружающей среды позволяет сформулировать принцип взаимозависимости экономики и экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса.

Наращивание интенсивности туристско-рекреационного освоения предполагает повышенную антропогенную нагрузку на природные и селитебные (сложившиеся городские) ландшафты. Туризм становится не только фактором инфраструктурного развития территории, но также может стать фактором до некоторой степени деструктивным. То есть сравнительная острота экологической ситуации в ряде регионов России требует от инициаторов туристско-рекреационного освоения направить усилия на учет степени устойчивости природных и природно-антропогенных комплексов к рекреационным нагрузкам, в соответствии с характером рекреации и количеством рекреантов. А кроме этого, следует указать, что геоэкологическое состояние природной среды отражается на качестве рекреационных ресурсов, что, в свою очередь, определяет их потребительскую перспективу. Поэтому экологический принцип в обеспечении экономической эффективности экологически ориентированных мероприятий - важнейшее условие сохранения устойчивости туристско-рекреационного комплекса.

Следует учитывать, что, с точки зрения геоэкологии, существует два подхода к использованию рекреационных ресурсов, имеющих пространственную подоснову (прежде всего ландшафтов): биоцентрический (экологический) и антропоцентрический (в данном случае - ресурсный) [3].

Суть экологического подхода заключается в приоритете сохранения максимально естественного, первоначального состояния ландшафта. Территории с такими функциями строго охраняются, выделяются в заповедные зоны

с организацией наблюдений за их состоянием, разрабатываются экологические ш ^ нормы и правила их использования. В туристской отрасли значение таких тер- § & риторий невелико. | ^

Более перспективен для туристской отрасли ресурсный подход. Этот подход о ^ для активного развития туристско-рекреационной деятельности предполагает § | выделение территории, при освоении которой ставится задача ее сохранения о § и развития как ресурса туризма, что обеспечивает

сохранение рекреационной ^ привлекательности данной местности и ее потребительской ценности. Дру- Ц гими словами, ресурсный подход определяет еще один принцип - сохранение и объектов живой и неживой природы как ресурса рекреации и туризма. В этом заключаются различия и определенная общность экологического и ресурсного подхода к экономической перспективе экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса.

Хотя экологическую проблематику принято понимать в естественнонаучном плане, однако перспективы полноценной рекреации без объектов историко-культурного наследия выглядят неполно. По аналогии с природными турист-ско-рекреационными ресурсами, безусловного внимания и собственного подхода требуют культурно-исторические ресурсы, комплекс которых, кроме того, что преимущественно расположен в местах расселения, также как и природоохранная деятельность, требует инвестиций, ибо объекты истории и культуры без специальной поддержки могут быть утрачены или потеряны для рекреации в силу ветхости. Таким образом, экономика экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса, с учетом сказанного, предполагает использование принципа сохранения объектов истории, духовной и материальной культуры как ресурса рекреации и туризма.

Использование вышеизложенных принципов определяет общность объектов имеющегося и перспективного инфраструктурного развития территории. Это позволяет продуктивно учитывать, с одной стороны, географию транспорта, а с другой - географический рисунок сложившейся рекреации (объекты природы, истории и культуры, размещение, питания и т.п.). Географическая подоснова транспорта и рекреации, как и всякое географическое явление, обычно из множества как будто хаотичных экономических и социальных связей легко складывается в закономерно обусловленную социальную структуру. Локальные центры и перекрестки путей формируют пространственные ядра, которые, в свою очередь, образуют зоны и районы (пространственную иерархию). Именно это указывает на необходимость учитывать в экономике экологически ориентированных мероприятий принцип соответствия туристско-рекреационного комплекса инфраструктурной логике территории. Иными словами, экологически ориентированные мероприятия туристско-рекреационного комплекса должны быть когерентны развитию инфраструктуры территории их проведения.

ш ш В заключение отметим, что в контексте экологической проблематики туризм

rn О S

s |е:е широко использует природную и культурную среды и, поскольку высокое >s =1° качество состояния среды обеспечивает прибыль, то туризм как бизнес имеет i S§ цель улучшения состояния этих сред. Это еще раз подтверждает важнейший тезис настоящей работы: туризм - это бизнес, а рекреация - это инфраструктура s ра туристского бизнеса. Таким образом, сочетание туризма и рекреации в эко-^ с= логически ориентированных мероприятиях наиболее оптимально и экономически эффективно.

Библиографический список

1. Бондаренко И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов - переосмысление бизнеса // Das Management. 2011. № 1. URL: http://progressive-management.com.ua/statyi-avtora/reengmermg-busmess-process?tmpl=component&prmt=1(дата обращения: 29.03.2016).

2. Котова Н.Н., Валещук М.В. Дорожная карта - инструмент принятия стратегических решений // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Экономика и менеджмент». 2015. Вып. 1. Т. 9. С. 112-117.

3. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное пособие. М.; Смоленск, 2003.

4. Львов Л.А. Экология и экономика: краткая концепция экологического развития // Organizmica. 2007. № 10 [58]. URL: http://www.organizmica.org/archive/410/eie. shtml (дата обращения: 29.03.2016).

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 1997.

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р.

7. Чернявский Ю.В. Туристско-рекреационный ресурсный потенциал как фактор социально-экономического развития региона (на примере Волгоградской области): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.