Научная статья на тему 'Экономическая логика геоэкологического нормирования рекреационных ресурсов'

Экономическая логика геоэкологического нормирования рекреационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВА НИЕ / ЭКОНОМИКА / ТУРИЗМ / БИЗНЕС / ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТОВ / RECREATIONAL RESOURCES / GEO-ECOLOGICAL VALUATION / ECONOMICS / TOURISM / BUSINESS / THE NEEDS OF TOURISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохин Юрий Семёнович

Туризм и рекреация как целостное социальное, экономическое и географическое (пространственное) явление основывается на историко-культурных и природно-рекреационных ресурсах. Эти ресурсы являются частью туристского продукта, обеспечивающего прибыль в туристском бизнесе. В статье показано, что для обеспечения баланса экономических интересов туристского бизнеса и запросов туристов необходимо геоэкологическое нормирование рекреационных ресурсов в экономической логике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and recreation as an integral social, economic and geographical (spatial) phenomenon is based on historical, cultural, natural and recreational resources. These resources are a part of the tourism product that provides income in the tourism business. The article shows that in order to balance the economic interests of the tourism business and the needs of tourists it is 102 necessary to give the geo-ecological assessment of recreational resources in the economic logic.

Текст научной работы на тему «Экономическая логика геоэкологического нормирования рекреационных ресурсов»

Ю.С. Самохин

Экономическая логика геоэкологического нормирования рекреационных ресурсов

Туризм и рекреация как целостное социальное, экономическое и географическое (пространственное) явление основывается на историко-культурных и природно-рекреационных ресурсах. Эти ресурсы являются частью туристского продукта, обеспечивающего прибыль в туристском бизнесе. В статье показано, что для обеспечения баланса экономических интересов туристского бизнеса и запросов туристов необходимо геоэкологическое нормирование рекреационных ресурсов в экономической логике.

Ключевые слова: рекреационные ресурсы, геоэкологическое нормирование, экономика, туризм, бизнес, потребности туристов.

Хотя страна живет в рыночных условиях уже два десятилетия, инерция § | советского опыта хозяйствования во многом не преодолена. Практика ры-I % ночных отношений сравнительно быстро взяла на вооружение такие кате-| 5 гории, как рентабельность, прибыль, эффективность, однако в вопросах ? * стратегического планирования, к которому подключаются социальные и | естественные науки, все еще сохраняются лакуны, требующие переосмы-| сления. Одна из насущных тем сегодняшнего дня: экономическая логика и рекреационного районирования.

Если ретроспективно взглянуть на опыт районирования, становится очевидным, что в его основе всегда предполагалась экономическая целесообразность в соответствии с производительными силами общества. Другие факторы районирования актуализировались лишь в случае приближения их к социально-экономической проблематике. Но рекреационное районирование, даже в контексте природопользования, в лучшем случае опиралось на медико-биологический, психолого-эстетический и технологический типы рекреационного оценивания ресурсов [6]. Поэтому описывался пространственно-территориальной аспект природно-экологи-ческих и историко-культурных ресурсов, но не механизмы рыночного их использования с целью получения прибыли. В лучшем случае, сосредоточивались на технологических аспектах рекреации (инфраструктуре), но при этом из рекреационного районирования выпадал туризм (бизнес). А это значит, что инфраструктурная логика туристского бизнеса в вопросах рекреационного районирования фактически не находила отражения в исследованиях специалистов.

Это стало основой для попытки, в логике туристского бизнеса на базе рекреационных ресурсов, представить особенности геоэкологического нормирования на базе рекреационных ресурсов.

В контексте ресурсов ключевым понятием является логика их использования. При отсутствии необходимости использования тех или иных природных компонентов, полезных ископаемых и т.п., считать их ресурсами нельзя и бессмысленно. Один и тот же ресурс, например, морское побережье, в разных географических условиях может и являться, и не являться рекреационным ресурсом (Черноморское побережье и побережье моря Лаптевых). В отличие от полезных ископаемых, которые можно транспортировать, рекреационные ресурсы соотнесены (корреляция) с пространством и временем.

В этом же ключе рекреационный центр может формироваться лишь при условии использования территории в рекреационных целях. Шире - для дальнейшего получения прибыли. Если рекреация «потребительская» (по аналогии с потребительским сельским хозяйством), т.е. используется

только местными жителями, то говорить о сколько-нибудь серьезной орга- „ ^ низации бизнеса на базе рекреационных ресурсов нельзя. Туризм и рекре- б I! ация интегрируются, как представляется, там, где появляется рекреацион- | | ная инфраструктура и возможность получения прибыли через туристский § " бизнес, обеспечивающий создание рабочих мест, создание сети гостиниц, £ точек питания, анимацию, привлечение посетителей и т.п. Именно туризм £ обеспечивает своего рода «товарную» рекреацию (по аналогии с товар- | ным сельским хозяйством). Т.е. на этапе появления рекреационного спро- и са начинается рекреационное освоение территории, которое тесно связано с понятием формирование рекреационного центра. Рекреационным (инфраструктурным) освоением обычно занимается местное население. На первом этапе (стадии) для такого освоения достаточно местной инфраструктуры (транспорт, магазины, жилые дома). Местное население выделяет наиболее удачные сочетания рекреационных ресурсов, которые приобретают особую популярность. Постепенно такие места (рекреационные центры локального уровня) становятся известны за пределами своей местности и привлекают других рекреантов и туристов [7, с. 30]. Увеличение количества рекреантов выводит локальный рекреационный центр на региональный уровень. Появление туристов включает экономическую составляющую рекреации, делает необходимым развитие туризма как отрасли. Это предполагает создание благоприятных инфраструктурных условий для пребывания туристов, поэтому туристская освоенность невозможна без развитого рекреационного освоения.

Таким образом, наивысшая степень рекреационного освоения - туристский центр. Крупные рекреационные центры становятся одновременно и туристскими центрами. Туристские центры также могут быть разномасштабными по охвату и значимости (Сочи, Суздаль, Урал, Алтай, Байкал), а значит, иметь различные геоэкологические условия для своего формирования.

Отметим, что в процессе формирования рекреационного центра геоэкологические условия вторичны по отношению к инфраструктуре. Формирование рекреационных центров определяется спросом человека на рекреационное использование территории и представлением человека о геоэкологическом состоянии этой территории.

Несомненно, состояние природной среды играет важную роль в развитии рекреационного центра, но оно не является определяющим. Рекреационные центры образуются не только в местах с благоприятным рекреационно-ресурсным потенциалом. Они расположены в пространстве дифференцированно, что обусловлено инфраструктурой отдыха. Таким образом, рекреационное использование не предполагает охват всей территории, т.е. для геоэкологического анализа рекреационных ресурсов

и России необходимо выделять в геоэкологии сравнительно узкую специ-§ | альную пространственную и нормативную область - рекреационную ин-! Ц фраструктуру.

| 5 Рекреационная инфраструктура позволяет оценить, как рекреацион-» * ные процессы влияют на территорию и, одновременно, как природные за-| кономерности обуславливают создание рекреационных центров. Другими | словами, позволяет оценить, насколько рекреационные центры локальны и по воздействию на окружающую природу, являются ли они факторами поддержки или разрушения биогеоценозов.

Подчеркнем, что понятия «рекреационный центр» и «туристский центр», в контексте данной статьи, хотя иногда и выглядят как синонимы, однако реально рекреационный центр становится туристским центром, лишь выходя на региональный уровень и «обрастая» инфраструктурой, позволяющей извлекать прибыль. Отметим при этом, что в работах, посвященных изучению геоэкологических условий рекреации, целесообразно использовать категорию «рекреационный центр», а «туристский центр» уместнее для работ, посвященных экономике туризма, т.е. рекреация превращается в обусловленную инфраструктурой индустрию отдыха, а туризм - в бизнес.

При таком подходе изменяется взгляд и на рекреационные ресурсы. Если раньше с помощью рекреационных ресурсов в основном удовлетворялись рекреационные потребности и спрос населения в отдыхе, то в контексте рыночных отношений рекреационные ресурсы являются еще и базой для создания туристского продукта - комплекса услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его путешествия. Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары [2, с. 319].

Путь от рекреационного ресурса до туристского продукта лежит через развитие инфраструктуры сферы гостеприимства. Все эти вопросы имеют выраженный географический аспект. Успех или неуспех продвижения ресурса на потребительский рынок всегда будет зависеть от его аттрактив-ности, потребительской ценности и конкурентоспособности.

Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристского продукта.

Размещение рекреационных ресурсов оказывает влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Следует иметь в виду, что очень часто между размещением рекреационных ресурсов и географией туристского бизнеса нет

прямой зависимости. Туризм в районах с дискомфортными природными „ Е условиями исходно всегда будет выездным, т.к. развитие туристско-рекре- б <5 ационной инфраструктуры не перспективно, ее фактически нет. В этих | | районах туристские фирмы будут преимущественно работать на выезд § " людей для отдыха в другие районы, где для этого есть и ресурсы (прежде £ всего природные), и рекреация (т.е. сфера обслуживания, инфраструкту- £ ра) [8]. §

Поэтому влияние рекреационных ресурсов на территориальную орга- и низацию рекреационной деятельности не только прямое. Оно опосредовано социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей. Если этот вопрос рассматривать глубже, то организация туристского бизнеса в условиях рынка, а также возникновение туристско-рекреационного центра могут быть осуществлены при наличии четырех основных составляющих (факторов): капитала, технологий, кадров, территориально обусловленных рекреационных ресурсов [1].

Капитал или инвестиции необходимы для строительства рекреационной инфраструктуры, рекламы и продвижения туристского продукта на потребительском рынке в условиях конкуренции. Технологии позволяют направить инвестиционные потоки в нужном направлении, руководствуясь определенной идеей. Для успешного туристского бизнеса также необходимы подготовленные кадры, которые выполняют различные функции, от сервиса до управления.

Однако все три вышеперечисленные составляющие (капитал, технологии и кадры) накладываются на главную составляющую - территорию, на которой сосредоточены рекреационные ресурсы. Эта четвертая составляющая опирается на уже существующие природные и антропогенные объекты.

Логика развития туризма как бизнеса делает возможным организацию отдыха при наличии капитала, технологий и кадров. При отсутствии или крайней неблагоприятности рекреационных ресурсов, например, в северных широтах, в пустынных территориях, в высокоосвоенных промышленных районах, но при высоком потребительском спросе на данной территории создается рекреационная инфраструктура на базе трех вышеназванных составляющих. При этом себестоимость туристского продукта резко возрастает. Примером таких центров могут служить тематические парки (аква- и развлекательные), искусственные оазисы и курорты, где с помощью современных технологий воссоздаются благоприятные природные условия. Однако при наличии и использовании рекреационных ресурсов

и для целей рекреации и туризма необходимо их соответствие определен-

§ | ным экологическим нормам.

I § Понятие «норма загрязнения» как «предельная концентрация вещества §5 в среде, допускаемая нормативными актами» [4] предполагает определен» * ный уровень требований к экологическому состоянию территории. Однако | стандарты природопользования меняются в зависимости от специализа-| ции территории, от требований общества, от культурных, социальных и и этнических установок населения. Нередко «экологическая норма для одних может стать экологическим кошмаром для других» [3]. Именно поэтому «норма» - категория социально-экономическая. Она всегда выступает как компромисс между желаемым и экономически или технически достижимым и обычно подкреплена законодательными актами.

При обосновании норм рекреационного воздействия (антропогенной нагрузки) на ландшафты [10] приходится учитывать неизбежность определенного нарушения природной среды, объем которого зависит от технологических требований, предъявляемых к территории разными видами рекреационной деятельности, т.е. технологические требования определяют площадной, линейный или смешанный характер рекреационного использования территории.

Необходимо помнить, что потребности туризма в территории определяются и нормами обеспечения туристов оптимальной площадью при разных видах отдыха и туризма, и нормами землеотвода для инженерно-технических сооружений, необходимых для обустройства территории, ее подготовки к туристскому использованию.

К примеру, для заповедных территорий, целью которых является сохранить участок с естественными природными комплексами, предъявляются жесткие экологические требования. Совсем другой подход наблюдается в сельских и промышленных районах, где сложно оставить природные комплексы нетронутыми и уберечь от негативного воздействия человека. Суть экологических норм здесь - компромисс между сохранением устойчивости природных комплексов, сохранением здоровья населения и развитием хозяйства (хозяйственным освоением). В связи с этим было создано понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) - норматив, количество вредного вещества в какой-либо природной среде (воде, воздухе, почвах), безопасное с экологической точки зрения для человека и его потомства, как и для диких животных, растений и пр. [4].

Отметим, что в техногенной среде, где ПДК превышает нормы, жизнь людей существенно не меняется, хотя статистика заболеваний указывает на конфликт физиологии человека и техногенной измененной среды. С другой стороны, в качестве примера, в Московской области известны

сравнительно благополучные по экологическому состоянию районы: „ Е Талдомский и Шаховской [9, с. 18], но эти районы привлекают преиму- б <5 щественно дачников в летний период, т.е. не являются зоной серьезного | -с туристско-рекреационного освоения. Другими словами, благополучное § " экологическое состояние как фактор туристской привлекательности дале- £ ко не самый главный. Это превращает нормирование, а это контроль над г? использованием разнообразных рекреационных ресурсов (лесных масси- | вов, пляжных территорий, живописных ландшафтов и т.д.), в случае низ- и кой аттрактивности территории, в формальность.

Да и в целом, рекреационные ресурсы, в силу сложности строения (многокомпонентности) и сложности взаимосвязей компонентов, в реальности нормировать весьма затруднительно. Для решения этой проблемы рекреационные ресурсы, как комплекс, разбиваются на компоненты, с помощью нормирования которых по отдельности и пытаются подвести под нормирование весь комплекс. Однако нормы следует определять не отдельно по различным критериям, а путем их соотношения и нахождения оптимальной величины с точки зрения технологических особенностей отдельных видов рекреации, психофизиологической комфортности отдыха и устойчивости ландшафтов к антропогенным нагрузкам. Вопрос в приоритетах. Необходимо уточнить, какой компонент является определяющим для нормирования в целях рекреации.

До настоящего времени не создана единая методика нормирования рекреационных нагрузок, которая бы учитывала весь комплекс определяющих их факторов и тем самым отвечала реальным условиям практики. По мнению автора, ведущим фактором для геоэкологического нормирования рекреационных ресурсов является экономический смысл их использования. Поясним свою мысль. Рекреационные ресурсы при активном использовании (спросе) теряют свою аттрактивность за счет вытаптывания, порубок, замусоривания и прочее, а значит, снижается спрос и прибыль. Именно спрос определяет основные направления при разработке перспективных планов увеличения рекреационной емкости региона, разработке региональных нормативно-правовых актов, а также научно-обоснованных решений по управлению развитием рекреационной отрасли. Задачей нормирования, таким образом, становится недопущение снижения спроса из-за потери аттрактивности и других свойств рекреационных ресурсов, влияющих на понижающее изменение спроса.

Значит, определяющим, в контексте нормирования, можно считать поддержание аттрактивности, которая выражается в отсутствии внешних признаков разрушения и замусоривания биоценоза.

В приведенных суждениях просматривается противоречие между со-

и хранением ресурса и сохранением спроса. С точки зрения биоцентриче-§ | ского (экологического) подхода для поддержания рекреационных ресур-i g сов в естественном (неизмененном или малоизмененном) состоянии чаще | ¡5 всего используется создание особо охраняемых природных территорий ? s (ООПТ). Таким образом, сохраняется ресурс, но в зависимости от типа и | режима охраны ООПТ снижается рекреационный спрос. | Антропоцентрический (ресурсный) подход [5] предполагает сохранение

и спроса при регулировании антропогенного влияния. Возможности управления природными процессами у человека весьма ограниченные, однако существует возможность регулировать поведение людей: создание буферных зон, сети дорожек, мест отдыха, спортивных площадок и т.п. Этим сосредотачиваются потоки посетителей по определенным маршрутам, оборудованным инфраструктурно. А природные комплексы, которые составляют ядро (основу) рекреационных ресурсов, остаются нетронутыми или нагрузка с них существенно снижена.

Регулирование потоков посетителей оптимизирует уход за растениями, вывоз мусора, поддержку рекреационной инфраструктуры (оборудование дорожек, перил, мостов, мест стоянок, детских и спортивных площадок и т.п.). Эти работы компенсируются за счет сохранения привлекательности всего рекреационного комплекса. В этом контексте геоэкологическое нормирование выражается в регулировании туристских потоков, а рекреация остается прибыльной. Затраты на работы по созданию инфраструктуры в пределах природных комплексов, в конечном итоге, компенсируются за счет сбора налогов со всех предприятий туристского сервиса и рекреации (гостиницы, точки питания, экскурсии, деятельность турбюро).

Библиографический список

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., 2003.

2. Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб., 2008.

3. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. ст. М., 2001.

4. Кац Я.Г., Комарова Н.Г., Ушакова И.С. Экологические основы природопользования (словарь-справочник москвича) / Под ред. В.А. Садовничего, С.А. Ушакова. М., 2000.

5. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное пособие. М.-Смоленск, 2003.

6. Николаев В.А., Авессаломова И.А., Чижова В.П. Природно-антропогенные ландшафты: городские, рекреационные, садово-парковые: Учебное пособие. М., 2011.

7. Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

8. Рященко В.С. Рекреационная география России: Курс лекций. Иркутск, 2005.

9. Левицкая Н.Н. Критерии и индикаторы для оценки состояния лесов Москов- v " ской области: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2012. | Е

10. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране | § окружающей среды» // Российская газета. 12.01.2002. о £

<5 ь *

m

0

1

п с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.