Секция «История» 31
«меньшей» или «низшей», официально запрещались какие-либо титулы. Однако чаще всего равенство оставалось чисто формальным: например, богатый шляхтич мог подвергнуть порке бедного собрата. При этом мы не всегда даже можем утверждать, кто в рассматриваемый период был реальным шляхтичем, а кто лишь выдавал себя за него, ведь грамотные люди часто находили лазейки в законах, позволявшие им выдавать себя за дворян, а их потомки становились шляхтой уже по праву рождения.
Речь Посполитая становилась для шляхтичей-сарматов идеальным государством, которым правит «народ» (то есть шляхтичи), а король - «брат, а не господин». Польская государственная система считалась богоустанов-леной, а любые попытки ее изменить - грехом. Основой бытия Речи Поспо-литой считались «истинная католическая вера христианская» и «золотая шляхетская вольность», а истинный шляхтич считался любимцем небес, Божьим избранником, которому все добродетели даются с избытком. В ответ на это от него требовалось охранять католическую веру, свое шляхетское достоинство и беречь «Богом данную золотую свободу».
Золотая вольность шляхты, свободной от королевского давления, стала одним из главных факторов развития польской культуры. Однако она в итоге привела к самоизоляции Польши, ее чрезмерному консерватизму, отрыву правящей элиты от простого народа и насущной реальности, несостоятельности политической системы и последующему завоеванию государства. Сарматизм является ярким примером возникновения и гибели идеологического мифа: он четко показывает, что идеология рациональна лишь на поверхностном уровне, в глубине же своей она противоречит логике и базируется на нерациональных основаниях.
Сергеенко Е.С.
Институт славяноведения РАН, Москва
Экономическое развитие и внешнеэкономические связи Сербии в конце XIX - начале ХХ вв.
На рубеже XIX и ХХ веков Сербия, ставшая в 1878 г. независимой, находилась на экономической периферии Европы. Небольшое аграрное государство напрямую зависело от рынка сбыта, который традиционно находился в соседней Австро-Венгрии. Из экономической зависимости вытекала зависимость политическая. Монархия Габсбургов, которая тогда была единственным по-настоящему сильным государством в регионе, стремилась контролировать своих соседей, в том числе Сербию. С помощью этого контроля Двуединая монархия надеялась помешать ей укрепить позиции в регионе, а
32 Секция «История»
также сохранить в лице Сербии традиционного поставщика сырья и рынок сбыта для своей продукции, что, безусловно, было для нее экономически выгодным, но после негативные последствия для самой Сербии. В результате экономическая сфера стала одним из направлений сербо-австрийского противостояния в начале XX в..
Смирнов Я.Н.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва Внешняя политика Югославии в 1992-1996 гг.
Югославскому кризису и истории собственно Югославии за последние 20 лет было посвящено немало работ, освещавших и исследовавших вопросы причин конфликта, его военно-политическую историю, дипломатические документы. Тем не менее неосвещенным остался один очень важный аспект - внешняя политика «третьей» Югославии (Союзной Республики Югославия, СРЮ) в годы первого этапа Югославского кризиса, то есть с момента ее образования в 1992 г. и до подписания Дей-тонского соглашения в 1996 г.
Целью настоящей статьи является дать характеристику внешней политике Югославии в 1992-1996 гг. Для осуществления этой задачи мы выделили несколько основных направлений исследования:
1) рассмотрение основных предпосылок, повлиявших на формирование внешнеполитической конъюнктуры новообразованной СРЮ, и определение основных политических сил в регионе;
2) анализ геополитической ситуации, в рамках которой Югославия осуществляла свою внешнюю политику и выделение задач, вставших перед страной в этот период;
3) прослеживание изменений внешнеполитического курса страны.
В первую очередь, мы рассмотрим ряд внутренних процессов, сыгравших значительную роль в распаде старой Югославии - СФРЮ, и образовании новой - СРЮ. Особое внимание будет уделено процессам отделения Хорватии, а также Боснии и Герцеговины от Югославии, так как во многом именно разногласия югославского руководства с лидерами этих республик заложили фундамент внешнеполитической повестки дня СРЮ в 1992-1996 гг. Одновременно мы внимательно изучим те политические силы, которые имели значительное влияние на развитие ситуации в регионе. В частности, уделим внимание руководству выделившихся из состава СФРЮ республик Хорватии, Боснии и Герцеговины, самопровоз-