Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 3
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В.М. Пурлик
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТАРЫ1Х ИДЕЙ
В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ
В статье рассматриваются изменение структуры системы и экономический рост в качестве форм проявления экономического развития. Показано, что решение проблем экономического роста невозможно без структурных изменений. Выявлено, что создание и внедрение инноваций является ключевым условием для формирования устойчивого конкурентного преимущества.
Ключевые слова. Экономическое развитие, экономический рост, структура, неравномерность, инновации, динамические способности, устойчивое конкурентное преимущество.
The article examines the change of a system's structure and the economic growth as forms of economic development. The author argues that the problem of economic growth cannot be solved without analysis of the phenomena of structural changes. The creation and diffusion of innovations is considered as the key factor of sustainable competitive advantage.
Key words. Economic development, economic growth, economic structure, irregularity, innovations, dynamic capabilities, sustainable competitive advantage.
Впервые в экономической науке разграничил понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития», написанной в 1912 г. Само название работы свидетельствует о признании автором эволюции в качестве определяющего признака любого экономического развития. Экономический рост характеризуется исклю-
Пурлик Вячеслав Михайлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова; e-mail: [email protected]
1 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2008.
чительно изменением количественных параметров экономической системы. Экономическое развитие — это процесс, который отражает изменение качественных параметров системы. Развитие может не сопровождаться количественным ростом, зато оно обязательно предполагает качественные изменения системы. В последующих (после Й. Шумпетера) работах для объяснения сути процессов экономического развития (при анализе взаимосвязи между ростом и развитием) часть исследователей (разделяющих взгляды Й. Шумпетера)2 использует понятие «структура»3. В этих трудах, развивающих теорию экономического развития, прослеживается отчетливая связь между понятиями «рост» и «структура». Это объясняется тем, что содержательный анализ понятий роста и развития, их корректное разграничение между собой невозможны без привлечения понятия структуры. В целом весь массив публикаций можно условно разделить на две части по критерию, используется или нет при анализе взаимосвязи между «ростом» и «развитием» понятие «структура». Причем понятие «развитие» находит свое выражение не только в росте и структурных изменениях системы, но и в неравномерности (цикличности) роста как системы в целом, так и ее отдельных частей.
2 См.: Fabricant S. The Output of Manufacturing Industries: 1899—1937. N.Y., NBER, 1940; Rostow W. Stages of Economic Growth. Cambridge: Cambridge University Press, 1960; Chenery H.B. Structural Change and Development Policy. N.Y., Oxford: Oxford University Press for the World Bank, 1979; Pasinetti L.L. Structural Change and Economic Growth. Cambridge: Cambridge University Press, 1981; Kat-dor N. Causes of Growth and Stagnation in the World Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Fagerberg J. Technology and International Differences in Growth Rates // Journal of Economic Literature. 1994. Vol. 32. P. 1147—1175; Fagerberg J. Technology and Competitiveness // Oxford Review of Economic Policy. 1996. Vol. 12. P. 39—51; Fagerberg J. Technological Progress, Structural Change and Productivity Growth: A Comparative Study // Structural Change and Economic Dynamics. 2000. Vol. 11. P. 393—411; Peneder M. Industrial Structure and Aggregate Growth // Structural Change and Economic Dynamics. 2003. Vol. 14. December. N 4. P. 427—448; Metcalfe J.S., Foster J., Ramlogan R. Adaptive Economic Growth // Cambridge Journal of Economics. 2006. Vol. 30, N 1. P. 7—32; Дерманов В. К. Управление развитием как управление трансформацией структур // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 2. С. 61—79; Баркан Д.И. Развитие и рост в зеркале фирмы // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 2. С. 80—94; Баркан Д.И. Маркетинговые каналы в «норме» и в кризисе: столкновение роста и развития // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 1. С. 119—138.
3 Под структурой обычно понимается внутренняя организация элементов в системе (или частей целого), относительно устойчивый способ связи элементов (частей), который не только придает их взаимодействию целостный характер, но и поддерживает способность целого к развитию, а также вариативность при преобразованиях целого. В качестве синонимов понятия структуры используются форма, организация, архитектура, совокупность устойчивых отношений и связей объекта и др.
Использование философских категорий «форма и содержание», «часть и целое», «внутреннее и внешнее» при анализе понятий «рост», «развитие», «изменение структуры» значительно упрощает их понимание. В этом случае развитие, с одной стороны, рост и структурные изменения, с другой стороны, будут соотноситься между собой как содержание и форма. Именно развитие для сложных систем выступает в качестве содержательного процесса. В свою очередь, изменение структуры (момент внутренних изменений) и количественный рост (момент внешних изменений) представляют собой формы проявления процесса развития системы. Необходимо также подчеркнуть, что рост (внешний количественный параметр развития) не является самостоятельным изолированным процессом, а протекает вместе с изменением структуры (внутренними качественными изменениями системы). Развитие представляет собой процесс адаптации и приспособления системы к окружающей среде через изменение ее структуры. Другими словами, способность целого (системы) к развитию зависит от следующих факторов: а) внутренней организации частей целого (элементов в системе); б) характера взаимосвязи целого (системы) со средой. В связи с тем что в самом понятии структуры «заложена» способность системы выполнять определенные функции, это означает, что развитие — не только процесс изменения структуры, но также и способ функционирования системы и отдельных ее частей. Если происходит изменение внешней среды, то оно предопределяет (в целях приспособления) изменение как функций, так и структуры той или иной системы (целого). Обратное утверждение тоже верно. Изменения, протекающие в окружающей среде, являются следствием воздействия на нее функционирующих в ней систем.
Как уже подчеркивалось, если изменение структуры относится к внутренним параметрам развития, то рост выступает в качестве внешнего индикатора развития системы. Очевидно, что внешние параметры развития (темпы роста системы) и внутренние параметры развития (структурные изменения, протекающие в системе) взаимосвязаны между собой, но их взаимосвязь не является линейной. Структурные изменения (изменение внутреннего содержания системы) предопределяются внешними изме-
4 Структура системы определяет ее поведение, а способность системы усложнять свою собственную структуру в процессе функционирования называется самоорганизацией. См.: Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск, 2007; Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. М., 2010; Альтшуллер И., Городнов ,4. Бизнес как система 2. Панорама идей и методов. СПб., 2011.
нениями (изменениями количественных параметров системы). По изменению внешних количественных параметров можно сделать вывод о наличии качественных изменений в системе. В то же время благодаря росту создаются условия и возможности для изменения структуры системы, ее лучшего приспособления к внешней среде и дальнейшего развития. Одним словом, изменение структуры и рост системы взаимообусловлены.
Анализируя понятие структуры, следует различать ее статический и динамический аспекты. Когда речь идет о статической структуре, то в этом случае структура представляет собой способ фиксации содержания. Динамическая структура предполагает процесс трансформации или развития. Поэтому развитие происходит только тогда, когда осуществляется процесс создания новых структур (т.е. когда происходит качественное изменение системы).
Окружающая среда и части целого (системы) развиваются неравномерно. Фирма представляет собой сложную систему. В развитии сложных систем обычно выделяют два фундаментальных процесса, которые взаимодействуют друг с другом и определяют судьбу каждой из систем. Во-первых, это дифференциация, т.е. непрерывное возрастание внутреннего многообразия. Во-вторых, интеграция — точно такой же непрерывный процесс, обеспечивающий сведение этого многообразия в некую целостность. Очевидно, что эти два процесса должны быть сбалансированы. В случае если преобладает интеграция, система будет находиться в устойчивом состоянии (даже если это состояние устойчивого неравновесия). Если же начинают преобладать процессы дифференциации, то это может привести к тому, что с какого-то определенного момента система может утратить свою целостность. И тогда перед ней открываются следующие возможности: 1) система перестает существовать вообще, иными словами, она гибнет; 2) разделяется на несколько самостоятельных систем, которые в дальнейшем продолжают развиваться по тем же законам; 3) она трансформируется в новую целостность, что означает переход на более высокий структурный уровень. Следует подчеркнуть, что вторая и третья возможности совместимы, так как трансформацию можно рассматривать как образование самостоятельной системы (если выясняется, что все варианты, кроме одного, оказываются нежизнеспособными).
Зададимся вопросом: является ли развитие самодостаточной ценностью экономической эволюции или его конечной целью все же является некий рост? Видимо, на уровне отдельной страны в целом, в отдельные периоды ее истории, в зависимости от уровня ее экономической мощи и положения в мире развитие может превалировать над ростом, в то время как на других этапах до-
минирующей целью, несомненно, будет экономический рост . Экономический рост находит выражение в темпах прироста реального дохода на душу населения, а генерируют рост инновации. «Основным источником роста является накопление человеческого капитала — знания, — и основным источником различий в жизненных стандартах между странами также является человеческий капитал»6. Чем большими ресурсами человеческого капитала и более развитой наукой обладает экономика, тем большие перспективы роста она имеет в долгосрочном периоде. Необходимо отметить, что экономический рост может не сопровождаться структурными улучшениями экономики, не вести к повышению эффективности деятельности промышленных предприятий, технологического уровня производства и конкурентоспособности экономики в целом. Утрата индустриальной мощи и примитивизация производства происходили в России и в годы экономического роста.
Что же касается отдельных фирм, то на их уровне любое развитие является лишь средством (пусть даже и отложенным) обеспечения роста , находящего выражение в различных харак-
5 См.: Лукас Р.Э. Лекции по экономическому росту. М., 2013; Спенс М. Следующая конвергенция: будущее экономического роста в мире, живущем на разных скоростях. М., 2013; Загадки экономического роста: Движущие силы и кризисы — сравнительный анализ / Ред. Л. Бальцерович, А. Жоньца. М., 2012; Хелпман Э. Загадка экономического роста. М., 2011.
0Лукас Р.Э. Указ. соч. С. 147.
7 Более подробно см.: Кузьмин С. С. Корпоративный рост: модели и методы. М., 2012; Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой. СПб., 2011; Вигери П., Багаи М., Смит С. Рост бизнеса под увеличительным стеклом. М., 2009; Зук Крис, Аллеи Джеймс. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. М., 2007; Гранди Т. Рост бизнеса. Как создать стратегию, обеспечивающую сбалансированный рост и развитие компании. М., 2007. Попытка представить новый взгляд на проблему экономического кризиса и роста, суть которого сводится к рассмотрению периодов кризиса и роста сквозь призму управляющих воздействий на экономическую систему, содержится в работе профессора О.С. Сухарева. Автор, в частности, пишет: «Эволюционный процесс обладает имманентным свойством необратимости. Вместе с тем, если кризисы вызываются в каждый исторический период своими причинами, значит, и в их отношении нет единства, потому что факторная основа каждый раз разная. Следовательно, подлинная теория кризисов, если таковая возможна, должна быть не просто теорией управления, но теорией, которая бы учитывала изменчивость факторов. Факторы и причины подвержены в той же степени эволюционированию, как и любой элемент системы. В связи с этим их изменение может оказаться необратимым. Тогда теория кризисов — это эволюционная теория факторов, вызывающих кризис, а теория роста — это эволюционная теория факторов, обеспечивающих рост. Таким образом, теория развития — это эволюционная теория, которая обобщает закономерности переключения с факторов роста на факторы кризиса и обратно». См.: Сухарев О. С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста. М., 2012. С. 160—161.
теристиках деятельности фирмы (росте продаж, доли рынка, прибыли, капитализации и т.д.). Развитие, как уже подчеркивалось выше, имеет две формы своего проявления: изменение структуры и рост (количественный). Именно рост, формы выражения которого могут быть самыми разнообразными, и является конечной целью развития любой фирмы. Ряд ученых, проведя серьезные исследования в области отраслевой консолидации, отказались от некоторых прежних предпосылок в отношении корпоративной стратегии и пришли к выводу, что8:
• оптимального или максимального размера организации не существует. Чтобы выжить и двигаться вверх по кривой консолидации, фирмы должны постоянно расти;
• чтобы опередить конкурентов, компании должны проводить слияния и поглощения, так как только за счет органического роста это сделать невозможно;
• не существует в условиях глобализации на рынке защищенных ниш, поэтому все компании, стремящиеся спрятаться в своих нишах, будут в дальнейшем поглощены (на этапе специализации или на стадии равновесия и альянсов).
Как уже было отмечено, на уровне фирмы развитие является средством обеспечения роста. Внутренние изменения порождаются инновациями, которые в свою очередь создают конкурентное преимущество. Возникает вопрос: каковы особенности создания устойчивого конкурентного преимущества фирмы в современных условиях? Ведь наличие у фирмы устойчивого конкурентного преимущества помогает ей реализовать наиболее действенные стратегии роста. Понимание этих особенностей позволяет сформировать более целостное представление о формах проявления развития .
Большая часть современных компаний представляет собой сложноструктурированные системы, переживающие фундаментальную трансформацию. Внедрение цифровых технологий, телекоммуникаций и глобализация экономики, непосредственными причинами которой являются пространственная реорганизация производства, международная торговля и интеграция финан-
нДинз Г. , Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М., 2004. С. 20—21.
9 Влияние интеллектуального капитала на развитие фирм показано в статье: Пурлик В.М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития фирм // Экономика инновационного развития/ Ред. М.В. Кудина, М.А. Сажина. М., 2013. С. 116-132.
совых рынков, приводят к радикальным изменениям не только самой природы каждой организации, но и ее подходов к созданию стоимости. Производственный процесс сегментирован на множество отдельных операций и благодаря удешевлению транспортных систем и систем связи выполняется в разных местах. Задача менеджеров как раз и заключается в том, чтобы разделять и перемещать в пространстве стадии производства, постоянно находя наиболее оптимальное месторасположение для все более специализированных фрагментов производственной деятельности, управляя всей цепочкой создания стоимости, даже если не все ее элементы находятся в собственности глобальных компаний. Поэтому в случае если в отдельных сегментах мирового рынка спрос превышает предложение, то товары быстро будут доставлены туда с других участков рынка (предполагается, что они там есть или что могут быть немедленно задействованы мощности по их производству, чтобы увеличить предложение). Если же спрос относительно велик и имеет тенденцию к превышению над предложением местных производителей, то в это место поступают не сами товары, а капитал (прямые инвестиции) и технологии. В том случае, если это необходимо, поступает и подготовленная рабочая сила, которая будет на месте производить нужный продукт. Таким образом, решающее значение на размещение производства за границей оказывают цена рабочей силы и транспортные издержки. Однако при размещении многих японских, американских и западноевропейских электронных фирм в странах Юго-Восточной Азии и Китае выяснилось, что наряду с дешевой рабочей силой здесь находится наиболее быстроразвивающийся сегмент мирового потребительского рынка.
Очевидно, что сокращение времени и цены транспортировки, увеличение скорости передачи информации, возможность получения различных факторов производства с мировых рынков привели во многих отношениях к ослаблению роли местоположения10. У компаний отпала необходимость располагаться рядом с крупными рынками. И компании воспользовались выгодами глобализации, перемещая чувствительные к издержкам виды деятельности в те места, где их можно осуществлять с меньшими
10 На это обратш внимание еще А. Маршалл: «Каждое удешевление средств сообщения, каждая новая возможность для свободного обмена идеями между отдаленными местностями изменяет действие сил, толкающих на локализацию производств». См.; Маршалл ,4. Основы экономической науки. М., 2007. С. 291.
затратами. Иными словами, вышеизложенное позволяет отдельным авторам акцентировать внимание только на уменьшении значимости местоположения в глобальной экономике.
Однако не все так однозначно. На практике можно обнаружить две разнонаправленные тенденции: ослабление и усиление роли местоположения (локализации) в связи с глобализацией экономики. Причем концентрация в географическом плане (локализация), усиливающая внутреннюю конкуренцию, является общей чертой для всех экономик мира . Выгоды от глобализации, по утверждению М. Портера, в условиях развитой экономики не создают устойчивого конкурентного преимущества, потому что быстро копируются конкурентами. Глобализация, несомненно, привела к тому, что у компаний появилась возможность получать капитал, товары и технологии откуда угодно и вести свою экономическую деятельность в том месте, где это наиболее эффективно с точки зрения затрат. Однако, подчеркивает автор, «Парадокс в том, что устойчивые конкурентные преимущества в условиях мировой экономики часто оказываются в большей степени локальными, возникающими из концентрации высокоспециализированных профессиональных навыков и знаний, институтов, соперников, связанных друг с другом видов экономической деятельности, а также искушенных потребителей в конкретной стране или регионе. Близость в географическом, культурном и организационном плане обеспечивает возможность специального доступа, особые взаимоотношения, лучшую информированность, возникновение мощных стимулов, а также другие преимущества в производительности и росте производительности, которые сложно получить на расстоянии. Стандартные факторы производства, информация и технологии уже легко доступны при глобализации, в то время как более прогрессивные параметры конкуренции остаются связанными в географическом плане. Географическое положение, пусть и в ином смысле, чем в предыдущие десятилетия, сохраняет свое значение и на рубеже XXI века»2.
Отсюда вытекает, что устойчивое конкурентное преимущество фирмы в инновационной экономике обеспечивается не традиционными факторами производства (доступ к которым облегчается в связи с глобализацией, но которые легко копируются), а интеллектуальным капиталом, создание которого связано в гео-
ч Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание. М., 2010. С. 241.
Портер М. Указ. соч. С. 303-304.
графическом плане (локализовано) . В соответствии с новой моделью экономического роста (П. Ромер, Дж. Гроссман, Р. Лип-си и др.) «знания и технологии, воплощенные в новых и усовершенствованных продуктах, услугах, методах производства и управления, рассматриваются уже в качестве эндогенного фактора, выступающего одновременно и результатом экономической деятельности, и одним из фундаментальных источников устойчивого роста»4.
Вместе с тем следует понимать, что источником конкурентного преимущества зачастую являются не формализованные знания, а главным образом имплицитные (неявные, периферические, нерефлексируемые) знания15. То есть такие знания, которые сложно описать, увидеть и передать, даже находясь внутри компании. Видимо, что-то особенное знал Страдивари (хотя и непонятно что), что трудно воспроизвести, и именно это позволяло ему добиваться от своих скрипок столь потрясающего
13 Именно этим объясняется то внимание, которое М. Портер уделяет кластерам. Он исследует кластеры (понятия «кластер» и «промышленная группа» используются им как синонимы) в контексте теории конкуренции и местоположения фирмы в глобальной экономике. М. Портер определяет их следующим образом: 1) «Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений, в определенных областях конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу»; 2) «Ктастер, или промышленная группа, — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». См.: Портер М. Указ. соч. С. 257—259. Очень важно для руководителей фирм, функционирующих в экономике знаний, обратить внимание на следующее высказывание М. Портера: «Преобладание в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей обнаруживает важность понимания природы конкуренции и роли географического расположения для конкурентного преимущества. Несмотря на то что существовавшие ранее причины возникновения кластеров в связи с глобализацией сводятся к минимуму, новая роль кластеров в конкурентной борьбе приобретает большее значение применительно к сложным условиям динамичной экономики, основанной на знаниях». Там же. С. 258.
]4 См.: Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Ред. Б.З. Мильнер. М., 2011. С. 264—265.
15 «Имплицитное знание возникает неосознанно. В действительности наши способности строить умозаключения намного ниже, чем способности понимать проблемы и видеть их решения. Мы хорошо понимаем и решаем проблемы, которые в своих существенных чертах напоминают события, уже имевшие место в нашем опыте. Идеи, чуждые нормам, принятым в нашей культуре, не могут легко восприниматься нами. Идеи принимаются, когда и если они имеют некоторое сцепление с нормами, которыми мы уже обладаем». Более подробно см.: Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М., 2010. С. 47—48.
звучания. Существование имплицитного знания означает, что человек знает больше, чем он способен выразить словами. Такое знание нельзя изложить в учебнике, оно может быть передано только «из рук в руки», в процессе совместной работы или в личных контактах .
По мере того как усложняется и усиливается неоднородность конкурентной среды, возрастает потребность в генетическом разнообразии, представляющем собой более широкий спектр управленческих идей и действий. Сохранение генетического разнообразия возможно в компаниях, руководители которых способны находить и вознаграждать неортодоксальность .
Конкурентное преимущество получают прежде всего те фирмы, которым удается идентифицировать новое явление до того, как оно станет общеизвестным. Поэтому системы раннего обнаружения возникающих тенденций (а также и проблем) жизненно необходимы для любой организации.
В связи с ускорением темпов рыночных изменений топ-менеджерам компаний бывает зачастую довольно сложно даже определить суть проблемы, а тем более понять, как ее решить. В связи с тем что существующие рынки все более нестабильны и непредсказуемы, что они могут развиваться в неожиданных направлениях, невозможно не только четко спланировать ход рабочего процесса, но и заранее предсказать его результат . Это значит, что на изменчивых, непредсказуемых рынках аналитический подход к управлению (когда рабочий процесс, например по разработке нового продукта, можно жестко структурировать в аналитическую схему) не работает. Объясняется это тем, что
'"См.: Полина М. Личностное знание. М., 1985.
17 Хам ел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002. С. 54—55.
18 Все большую популярность получает точка зрения, в соответствии с которой движущими силами развития истории человечества, жизни каждого отдельного человека и отдельной компании являются непредсказуемые события (так называемые «черные лебеди» в терминологии Нассима Талеба). Успешность человеческих начинаний (в соответствии с данной точкой зрения) находится, как правило, в обратно пропорциональной зависимости от предсказуемости их результата. Поэтому, чтобы преуспеть, современный человек должен научиться «приручать черных лебедей». В соответствии с концепцией «Черного лебедя» «миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное — с нашей нынешней, непросвещенной точки зрения); а мы при этом проводим время в светских беседах, сосредоточившись на известном и повторяющемся. Таким образом, каждое экстремальное событие должно служить точкой отсчета, а не исключением. ... несмотря на прогресс и прирост информации — или, возможно, из-за прогресса и прироста информации, — будущие события все менее предсказуемы...» // См.: Талеб Нассим. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., 2010. С. 26.
потребитель зачастую сам не может четко сформулировать, чего он хочет (что ему нужно), поэтому маркетинговые исследования в этом случае бесполезны. Маркетинговые исследования используются для выявления резервов увеличения прибыли в основном на статичных, сформировавшихся рынках. В рамках традиционного мышления менеджеров учат выявлять, анализировать и решать существующие проблемы. Но для успеха этого сегодня уже недостаточно. Компании должны быть способны увидеть новые возможности удовлетворения существующих потребностей покупателей, выявлять иные их потребности, создавать свои рынки и своих потребителей. Для этого необходимо руководителям компаний иметь иной образ мышления19. Крупные компании, такие, как, Intel, Apple, Samsung, Sony и др., обладающие мощным технологическим потенциалом, не обращают внимания на потребности рынка. Они выводят на рынок товары, о которых мы еще не успели даже подумать (как гласит рекламный ролик). Инновационные компании отслеживают изменение технологий и следуют за технологиями, а не за рынком. Они сами создают рынок, каким он им видится. На это обратил внимание еще Й. Шумпетер. По его мнению, «...новшества в экономике, как правило, внедряются ... только тогда, когда само производство привьет потребителям новые потребности...»20. Производство он связывал с комбинациями, которые в его теории играют исключительную роль. «Производить — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил. В той мере, в какой новая комбинация может быть получена с течением времени из старой в результате приспособления, осуществляемого посредством небольших шагов, имеет место изменение, а возможно, рост, но не новое явление, ускользнувшее из поля зрения при рассмотрении равновесия, т.е. не развитие, в нашем понимании. Поскольку же этого не происходит и новая комбинация может возникнуть (или возникает) только дискретным путем, то возникают одновременно и характерные для нее явления. Целесообразность подачи и изложения материала вынуждает нас иметь в виду именно данный случай, когда речь заходит о новой комбинации средств производства. Форма
19 Более подробно см.: Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М., 2012; Теслинов А.Г. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса. М., 2011; Креативное мышление в бизнесе. М., 2011; Рен ,4. Фанки-идеи. Создание инноваций вне зоны комфорта. М., 2011; Мартин Роджер. Мышление в стиле И». Как мыслят успешные лидеры. М., 2009.
20 См.: Шумпетер Й.А. Указ. соч. С. 132.
и содержание развития, в нашем понимании, в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций» . Концептуальная суть подхода Й. Шумпетера сводится к тому, что любое экономическое явление может быть понято не иначе, как в процессе развития, связывая источники изменений с предпринимательскими способностями, а развитие — исключительно с изменением качественных параметров, или, иначе, с «изменением траектории кругооборота». Ключевая идея теории Й. Шум-петера состояла в том, что он сводил содержание экономического развития к «осуществлению новых комбинаций».
Следует заметить, что нововведения (инновации) выступают у Й. Шумпетера источником создания конкурентных преимуществ. В то же время Й. Шумпетер показывает, что любая инновация это всего лишь одна из альтернатив, противостоящая другим альтернативам, в том числе и таким, которые могут рассматриваться как рутинные по отношению к новым. В структурном подходе изменения в конкуренции трактуются как следствие воздействия экзогенных (внешних) факторов. У Й. Шумпетера изменения в конкуренции рассматриваются как результат действия эндогенных (внутренних) факторов. Понять преимущество какой-либо из альтернатив можно только в процессе конкурентной борьбы. Осуществление этой функции (выявление преимуществ и недостатков каждой из альтернатив) и составляет содержание конкуренции. На взгляд Й. Шумпетера, суть конкуренции можно свести к формуле «борьба между новым и старым». Необходимо иметь в виду, что функцией конкуренции не является осуществление нормативного отбора, и победа в ней не означает выбора наилучшей из имеющихся альтернатив (что характерно для структурной концепции). Достижение победы в шумпете-рианской конкуренции означает только лишь то, что в данных конкретных условиях одна из альтернатив (победившая) обладала преимуществами над остальными. Вполне возможно, что уже на следующем этапе конкурентной борьбы в качестве победившей альтернативы может оказаться другая, в том числе это может быть и одна из тех, которые были отвергнуты на предыдущем этапе. В отдельных случаях возможен даже реванш «старого над новым».
Если конкуренция рассматривается как борьба альтернатив, то что в этом случае является базой, поддерживающей данное соперничество? По мнению Й. Шумпетера, это предпринимательство — особый вид деятельности, функцией которого является
21 Там же.
22 Подробнее см.: Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М.,
2012.
создание нового. Причем капиталисты и менеджеры (рутинеры, которые выполняют повседневные обязанности) к предпринимателям не относятся. Й. Шумпетер относит к предпринимателям только тех «...хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»3. По Й. Шумпетеру, именно «новые комбинации» являются объектом конкуренции, к которым он относит пять следующих типов новшеств (осуществления новых комбинаций) .
Й. Шумпетера принято сегодня считать автором идеи «созидательного разрушения». Процесс «созидательного разрушения» имеет, по его мнению, двойственную природу. В связи с этим он рассматривал инновацию, с одной стороны, как движущую силу прогресса, а с другой — как причину повторяющихся рецессий и циклического поведения темпов роста и отдельных экономических показателей . Иными словами, экономический рост имеет неравномерный характер и фактором этой неравномерности являются инновации. В соответствии с теорией Й. Шумпетера, сначала нововведение нарушает экономическое равновесие, а затем под воздействием процессов экономической конкуренции происходит его восстановление, но уже на новом уровне. Поэтому предприниматель, который первым внедрит нововведение (при переходе экономической системы в новое состояние), будет получать избыточную прибыль, величина которой постепенно будет уменьшаться по мере того, как другие фирмы будут внедрять у себя данное нововведение. Отсюда и стремление все большего
23 Шумпетер Й. Указ. соч. С. 142.
24 1) производство принципиально нового (неизвестного потребителям) продукта или создание нового качества продукта; 2) внедрение в отрасли новой производственной технологии (в снове которой не обязательно должно лежать новое открытие), которая может иметь новый способ коммерциализации продукта; 3) освоение новых рынков, т.е. таких рынков, на которых ранее компании данной отрасли не были представлены, вне зависимости от того, существовали прежде эти рынки или нет; 4) получение доступа к новым источникам сырья и производственных ресурсов (причем не имеет значение, существовал ли прежде этот источник, или он просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или только предполагается его создать); 5) изменение особенностей отраслевой организации (в частности, обеспечение монопольного положения конкретной организации или подрыв монопольного положения другой фирмы). См.: Шумпетер Й.А. Указ. соч. С. 132—133.
25 Дополнительно о взаимосвязи процесса инноваций и динамики появления и исчезновения компаний на рынке можно прочитать в следующих публикациях: Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании. М., 2012; Корнан Я. Размышления о капитализме. М., 2012; Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение: Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты, и что надо делать, чтобы поднять их эффективность. М., 2005.
числа фирм основывать свою деятельность на инновациях . Причем инновационная активность фирм и степень инновационно-сти экономики в целом в значительной мере зависят от состояния внутреннего рынка (главным образом от структуры и характера спроса на производимые товары или услуги). Данному обстоятельству, выявленному в ходе проведенного международного исследования, особое значение придавал М. Портер, отмечая, что «Страны добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях и сегментах, где спрос на внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получают конкурентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентного преимущества более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе на внутреннем рынке»7. И уже в более поздней своей работе автор с еще большей убедительностью настаивает на значимости внутреннего спроса, подчеркивая, что «Может показаться, что глобализация процессов конкуренции должна снижать уровень значимости внутреннего спроса. На практике, однако, этого не происходит. В действительности структура и характер внутреннего рынка имеют непропорциональное влияние на то, как компании понимают и трактуют потребности покупателей, как на них реагируют. Страна получает конкурентное преимущество в тех отраслях, в которых внутренний спрос обеспечивает компаниям более ясное или более раннее представление о появлении потребностей
2t> Степень охвата инновациями различных отраслей и секторов экономики различается. В наибольшей мере инновациям подвержены наиболее высокотехнологичные отрасли, к которым принято относить авиационную, ракетно-космическую и атомную промышленность, а также отрасли, производящие телекоммуникационное оборудование, средства радиолокации и радионавигации, точные приборы, средства комплексной автоматизации производства, промышленные роботы, офисное оборудование, фармацевтические и прочие виды товаров. Инновации применяются и в добывающих отраслях, для повышения способов добычи, хранения, транспортировки и переработки ресурсов, извлекаемых из недр. Наиболее крупный отечественный капитал, способный осуществлять значительные инвестиции в производство и коммерциализацию новых знаний, находится в отраслях, связанных с добычей и первичной переработкой сырья, в банковской сфере и торговле. Фирмы, занятые производством готовой продукции, как правило, имеют низкую рентабельность, отсюда и крайне ограниченные возможности финансирования исследований и разработок. Более подробно о проблемах инновационного развития экономики можно прочитать в работе: Инновационное развитие экономики: Международный опыт и проблемы России / Ред. В.П. Федоров. М., 2012.
27 Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 107—108.
покупателей. Требовательные покупатели оказывают давление на компании, вынуждая их быстрее внедрять инновации. В результате эти компании получают более важные конкурентные преимущества по сравнению с иностранными конкурентами. Объем внутреннего спроса оказывается при этом менее значим, чем его характер»8.
Понятно, что и классические постулаты стратегического маркетинга в ситуации нестабильности и непредсказуемости изменений среды бизнеса тоже не работают. Нет надежных рецептов, которые можно найти в учебниках, потому что правильных учений уже больше нет. Уровень живучести компании в условиях нестабильности внешней среды зависит от ее ранга рефлексивности. Чем он выше, тем лучше компания способна оценивать реальность, отслеживать изменения и разрабатывать упреждающие внутренние изменения. Отсюда и возрастание значимости стратегических решений как основного источника роста стоимости фирмы .
Усиливается в быстроменяющейся среде так называемый эффект «стратегического дрейфа» (под ним понимается свойство целей терять свою привлекательность во времени в процессе движения компании к ним в соответствии со стратегическим выбором). Поэтому достижение компанией установленной цели в наименьшие сроки может не привести к успеху (если окажется, что для достижения успеха компании за это время необходимо было несколько раз поменять цель и соответственно сменить стратегию). Таким образом, усложняющаяся действительность требует иного подхода к управлению.
В условиях усложняющейся и трудно прогнозируемой внешней среды высокая чувствительность компании к изменениям и способность мгновенно на них реагировать разработкой соответствующих стратегий становятся важнейшим критерием ее выживаемости. Следует заметить, что среди исследователей имеется широкий консенсус по вопросу признания динамических способностей в качестве важного теоретического инструмента для осмысления возможностей повышения конкурентоспособности фирм (а значит, и темпов их роста) в усложняющейся внешней среде. Отличительной чертой этих способностей по сравнению с обычными «операционными» является их ориентация на управ-
28 Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание. Указ. соч. С. 233.
29 О влиянии стратегических решений на стоимость бизнеса и проблемах стратегического выбора в работе: Пурлик В.М. Управление компанией с позиции роста стоимости бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. С. 59-82.
ление изменениями. Особых расхождений среди ученых в определении сути понятия концепции динамических способностей не существует. Данное понятие в исходном, ставшем уже классическим определении интерпретируется как «потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия меняющейся среде»0. Основная идея концепции динамических способностей представлена в коллективной монографии, подготовленной наиболее авторитетными специалистами в данной области, в которой авторы пишут: «Для того чтобы выжить и преуспевать в условиях современного меняющегося мира, компании должны развивать свои специфические так называемые "динамические способности" по созданию, распространению и видоизменению своих специфически конкретных способов жизнедеятельности»1. В последующих работах Д. Тис развил и уточнил данное исходное определение, выделив три так называемых класса динамических способностей. «Для целей анализа динамические способности можно дезагрегировать на: 1) умение распознавать и формировать перечень возможностей и угроз; 2) умение использовать (в том числе перехватывать) возможности; 3) умение поддерживать конкурентоспособность посредством усиления, комбинирования, защиты и (когда необходимо) реконфигурирования нематериальных и материальных активов компании в предпринимательском контексте конкретного бизнеса» . Одним словом, в современной экономике (экономике знаний) для того чтобы добиться успехов в конкурентной борьбе, компании должны обладать динамическими способностями и быть эффективными прежде всего в: а) распознавании новых возможностей; б) реконфигурации существующих компетенций под новые возможности бизнеса; в) создании новых компетенций, необходимых для реализации выявленных возможностей. Компании также должны хорошо понимать, какие из тех возможностей, которыми они располагают в настоящее время, будут иметь значение для развития бизнеса в будущем. Факторы, определяющие возможности компании, относятся к одной из следующих трех категорий : 1) ресурсы
30 Тис Д., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестн. СПбГУ. Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 4. С. 148.
31 Не If at С., Finkelstein S., Nitchet IV., Peteraf M., Singh H., Teece D., Winter S. Dynamic Capabilities and Strategic Management: Understanding Strategic Change in Organizations. Blackwell: Oxford, UK, 2007.
32 Тис Д.Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании // Российский журнал менеджмента. № 4. 2009.
33 Кристенсен К., Оллворт Дж., Дим он К. Стратегия жизни. М., 2013. С. 141-144.
(денежные средства, оборудование, технологии, дизайн товаров, информация, бренды, человеческие ресурсы, отношения с заинтересованными сторонами и пр.); 2) процессы (способы, позволяющие разрабатывать и производить продукты, а также методы, на основе которых осуществляется распределение ресурсов, составление бюджета, проведение маркетинговых исследований, повышение квалификации персонала и пр.); 3) приоритеты организации (набор факторов, определяющих принятие важнейших решений — куда вкладывать инвестиции, а куда нет; топ-менеджмент компании должен формулировать четкие и логически обоснованные приоритеты, понятные всем сотрудникам фирмы, поддерживать ее стратегию и коррелировать с моделью развития бизнеса). Ресурсы являются наиболее осязаемым из трех факторов. Процессы позволяют преобразовывать ресурсы в товары и услуги с более высокой ценностью, чем сами ресурсы. Процессы описывают, как сотрудники взаимодействуют между собой в процессе принятия и реализации решений. Возможности организации носят динамический характер и должны постоянно находиться в поле зрения руководства компаний, для того чтобы поддерживать устойчивый рост фирм. В последние десятилетия в исследованиях по стратегическому менеджменту произошел парадигмальный сдвиг от «ресурсов» к «динамическим способностям». Именно динамические способности в сочетании с правильно сформулированной стратегией позволяют компании поддерживать устойчивые конкурентные преимущества и успешно развиваться и расти.
Список литературы
Алътшуллер И., Городнов А. Бизнес как система 2. Панорама идей и методов. СПб., 2011.
Баркан Д.И. Развитие и рост в зеркале фирмы // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 2.
Баркан Д.И. Маркетинговые каналы в «норме» и в кризисе: столкновение роста и развития // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 1.
Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М., 2012.
Вигери П., Багаи М, Смит С. Рост бизнеса под увеличительным стеклом. М., 2009.
Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск, 2007.
Гранди Т. Рост бизнеса. Как создать стратегию, обеспечивающую сбалансированный рост и развитие компании. М., 2007.
Дерманов В.К. Управление развитием как управление трансформацией структур // Вестн. СПб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып. 2.
Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М., 2004.
Загадки экономического роста: Движущие силы и кризисы — сравнительный анализ / Ред. Л. Бальцерович, А. Жоньца. М., 2012.
Зук Крис, Аллен Джеймс. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности. М., 2007.
Инновационное развитие экономики: Международный опыт и проблемы России / Ред. В.П. Федоров. М., 2012.
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Ред. Б.З. Мильнер. М., 2011.
Корнаи Я. Размышления о капитализме. М., 2012.
Креативное мышление в бизнесе. М., 2011.
Кристенсен К., Оллворт Дж., Диллон К.Стратегия жизни. М., 2013.
Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании. М., 2012.
Кузьмин С.С.
Лукас Р.Э. Лекции по экономическому росту. М., 2013.
Маршалл А. Основы экономической науки. М., 2007.
Мартин Роджер. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. М., 2009.
Медоуз Д.Х.Азбука системного мышления. М., 2010.
НортД. Понимание процесса экономических изменений. М., 2010.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание. М., 2010.
Портер М
Пурлик В.М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития фирм // Экономика инновационного развития / Ред. М.В. Ку-дина, М.А. Сажина. М., 2013.
Пурлик В.М. Управление компанией с позиции роста стоимости бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010.
Рен А. 2011.
Спенс М. Следующая конвергенция: будущее экономического роста в мире, живущем на разных скоростях. М., 2013.
Сухарев О.С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста. М., 2012.
Талеб Нассим. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.,
2010.
Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М., 2012.
Теслинов А.Г. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса. М., 2011
Тис Д., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник СПб. ун-та Сер. Менеджмент. 2003. Вып. 4.
ТисД.Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании // Российский журнал менеджмента. N° 4. 2009.
Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение: Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты, и что надо делать, чтобы поднять их эффективность. М., 2005.
Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002.
Хелпман Э. Загадка экономического роста. М., 2011.
Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой. СПб., 2011.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М., 2008.
Chenery H.B. Structural Change and Development Policy. N.Y., Oxford: Oxford University Press for the World Bank, 1979.
Fabricant S. The Output of Manufacturing Industries: 1899—1937. N.Y.: NBER, 1940.
Fagerberg J. Technology and International Differences in Growth Rates // Journal of Economic Literature. 1994. Vol. 32.
Fagerberg J. Technology and Competitiveness // Oxford Review of Economic Policy. 1996. Vol. 12.
Fagerberg J. Technological Progress, Structural Change and Productivity Growth: A Comparative Study // Structural Change and Economic Dynamics. 2000. Vol. 11.
Kaldor N. Causes of Growth and Stagnation in the World Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
Metcalfe J.S., Foster J., Ramlogan R. Adaptive Economic Growth // Cambridge Journal of Economics. 2006. Vol. 30, N 1.
Pasinetti L.L. Structural Change and Economic Growth. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
Peneder M.
Change and Economic Dynamics. 2003. December. Vol. 14, N 4.
Rostow W. Stages of Economic Growth. Cambridge: Cambridge University Press, 1960.