Научная статья на тему 'Экономическое освоение арктических месторождений угля: особенности морской транспортировки'

Экономическое освоение арктических месторождений угля: особенности морской транспортировки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / УГОЛЬ / АНТРАЦИТ / ТАЙБАСС / МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА / ЛЕДОКОЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ARCTIC / COAL / ANTHRACITE / TAIBASS / SEA TRANSPORTATION / ICEBREAKING SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Козьменко Сергей Юрьевич, Матвиишин Дмитрий Александрович

Представлена характеристика текущих и перспективных тенденций общемировой добычи и потребления угля. Рассмотрены запасы угля Российской Федерации по основным угольным бассейнам, в том числе расположенным за Полярным кругом. Выполнен анализ основных параметров и тенденций реализации проектов по разработке арктических месторождений угля. Дана оценка конкурентоспособности угля, добываемого в Российской Арктике, на мировых энергетических рынках. Проанализированы вопросы морской транспортировки угля по Северному морскому пути, включая особенности ледокольного обеспечения его вывоза в страны Европы и АТР. Выполнена оценка потребности в флоте балкеров для обеспечения вывоза планируемых объемов угля. По результатам проведенного исследования сформулированы ключевые выводы о сохранении тенденции роста потребления угля в мире, высокой конкурентоспособности добываемого на арктических месторождениях угля, значительных экономических эффектах реализации угледобывающих проектов в Российской Арктике, потребности в расширении флота балкеров при перспективном увеличении отгрузки угля и необходимости ледокольного обеспечения вывоза угля. Даны рекомендации по дальнейшему развитию проекта освоения месторождений лицензионного участка «Река Малая Лемберова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Козьменко Сергей Юрьевич, Матвиишин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF ARCTIC COAL DEPOSITS: FEATURES OF MARITIME TRANSPORTATION

The characteristics of current and future trends of global coal production and consumption are presented. The coal reserves of the Russian Federation are considered for the main coal basins, including those located beyond the Arctic Circle. The analysis of the main parameters and trends in the implementation ofprojects for the development of Arctic coal fields was performed. There is given the estimation of competitiveness of the coal, extracted in the Russian Arctic, on the world energy markets. There are analyzed issues of sea transportation of coal along the Northern Sea Route, including the features of icebreaking of its export to the countries of Europe and Asia-Pacific region. The needs ^ for a ^ fleet of bulk carriers to ensure the export of planned volumes of coal have been assessed. Based on the results of the study, key conclusions are drawn on the persistence of the trend in the growth of coal consumption in the world, the high competitiveness of coal produced in the Arctic fields, the significant economic effects of coal mining projects in the Russian Arctic, the need to expand the fleet of bulk carriers with a prospective increase in coal shipment and the need for icebreaking support of coal export. Recommendations are given for the further development of the project for development of the fields of the license area "Malaya Lemberova River".

Текст научной работы на тему «Экономическое освоение арктических месторождений угля: особенности морской транспортировки»

Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Матвиишин Д.А.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЯ: ОСОБЕННОСТИ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Аннотация. Представлена характеристика текущих и перспективных тенденций общемировой добычи и потребления угля. Рассмотрены запасы угля Российской Федерации по основным угольным бассейнам, в том числе расположенным за Полярным кругом. Выполнен анализ основных параметров и тенденций реализации проектов по разработке арктических месторождений угля. Дана оценка конкурентоспособности угля, добываемого в Российской Арктике, на мировых энергетических рынках. Проанализированы вопросы морской транспортировки угля по Северному морскому пути, включая особенности ледокольного обеспечения его вывоза в страны Европы и АТР. Выполнена оценка потребности в флоте балкеров для обеспечения вывоза планируемых объемов угля. По результатам проведенного исследования сформулированы ключевые выводы о сохранении тенденции роста потребления угля в мире, высокой конкурентоспособности добываемого на арктических месторождениях угля, значительных экономических эффектах реализации угледобывающих проектов в Российской Арктике, потребности в расширении флота балкеров при перспективном увеличении отгрузки угля и необходимости ледокольного обеспечения вывоза угля. Даны рекомендации по дальнейшему развитию проекта освоения месторождений лицензионного участка «Река Малая Лемберова».

Ключевые слова. Арктика, уголь, антрацит, Тайбасс, морская транспортировка, ледокольное обеспечение.

Agarkov S.A., Kozmenko S.Yu., Matviishin D.A.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF ARCTIC COAL DEPOSITS: FEATURES OF MARITIME TRANSPORTATION

Abstract. The characteristics of current and future trends of global coal production and consumption are presented. The coal reserves of the Russian Federation are considered for the main coal basins, including those located beyond the Arctic Circle. The analysis of the main parameters and trends in the implementation ofprojects for the development of Arctic coal fields was performed. There is given the estimation of competitiveness of the coal, extracted in the Russian Arctic, on the world energy markets. There are analyzed issues of sea transportation of coal along the Northern Sea Route, including the features of icebreaking of its export

Работа выполнена в рамках темы № 0226-2018-0004 «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по госзаданию Министерства науки и высшего образования РФ. ГРНТИ 06.61.33

© Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Матвиишин Д.А., 2018

Сергей Анатольевич Агарков - доктор экономических наук, доцент, ректор Мурманского государственного технического университета.

Сергей Юрьевич Козьменко - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Кольского научного центра РАН (г. Апатиты Мурманской обл.).

Дмитрий Александрович Матвиишин - младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра морской деятельности Мурманского государственного технического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Матвиишин Д.А.): 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, д. 13 (Russia, Murmansk, Sportivnaya str., 13). Тел.: +7 (909) 561-22-20. E-mail: bestumik@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 03.08.2018.

to the countries of Europe and Asia-Pacific region. The needs ^ for a ^ fleet of bulk carriers to ensure the export of planned volumes of coal have been assessed. Based on the results of the study, key conclusions are drawn on the persistence of the trend in the growth of coal consumption in the world, the high competitiveness of coal produced in the Arctic fields, the significant economic effects of coal mining projects in the Russian Arctic, the need to expand the fleet of bulk carriers with a prospective increase in coal shipment and the need for icebreaking support of coal export. Recommendations are given for the further development of the project for development of the fields of the license area "Malaya Lemberova River".

Keywords. Arctic, coal, anthracite, Taibass, sea transportation, icebreaking support.

Развитию Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) в настоящее время уделяется огромное внимание как со стороны федеральных и региональных органов власти, так и со стороны бизнеса. Государственный интерес к развитию Российской Арктики на самом высоком уровне подтверждается наличием в подписанном Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задачи Правительству РФ об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры; последний, помимо прочего, должен обеспечить к 2024 году развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн [1, п. 15 «а»].

Экономическое развитие Российской Арктики на текущем этапе в наибольшей степени связано с реализацией российскими компаниями (ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», УК «ВостокУголь» и другие) крупных ресурсодобывающих проектов, являющихся драйверами в том числе и для развития инфраструктуры в АЗ РФ. Одними из таких важнейших проектов являются проекты разработки арктических месторождений угля с его последующим экспортом в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона [2].

Несмотря на основные тенденции развития мировой энергетики, включая увеличение доли применения более экологически чистого углеводорода (природного газа) и возобновляемых источников энергии, мировое потребление угля увеличилось за последние 11 лет (2007-2017 гг.) на 8,1% -с 3 451,8 до 3 731,5 млн т.н.э. Уголь широко применяется в энергетике и промышленности - как энергетическое и бытовое топливо, сырье для химической и металлургической промышленности, для получения из угля рассеянных и редких элементов, графита, а также жидкого топлива путем гидрогенизации [3, с. 97].

Основной объем угля потребляется в странах АТР - почти 3/4 (2 780,0 млн т.н.э. в 2017 году) всего мирового потребления. В Северной Америке потребляется 9,7% (363,8 млн т.н.э.), в Европе 7,9% (296,4 млн т.н.э.), в странах СНГ 4,2% (157,0 млн т.н.э.). На остальные регионы мира суммарно приходится 3,6% (Африка 93,1 млн т.н.э., Южная и Центральная Америка 32,7 млн т.н.э., Ближний Восток 8,5 млн т.н.э.). Мировым лидером по потреблению угля является Китай - в этой стране потребляется более половины (1 892,6 млн т.н.э.) этого ресурса от общего объема потребления в мире. На втором месте - Индия (11,4%; 424,0 млн т.н.э.), на третьем - США (8,9%; 332,1 млн т.н.э.). Россия занимает пятое место (2,5%; 92,3 млн т.н.э.) после Японии (3,2%; 120,5 млн т.н.э.).

За последние 11 лет наибольший прирост потребления пришелся на страны АТР (+26,5%; +582,4 млн т.н.э.), в том числе Китай (+19,5%; +308,4 млн т.н.э.) и Индию (+76,7%; +184,0 млн т.н.э.), и страны Южной и Центральной Америки (+26,7%; +6,9 млн т.н.э.). Падение спроса на уголь наблюдается в странах Северной Америки (-37,9%; -222,4 млн т.н.э.) и Европы (-20,5%; -76,5 млн т.н.э.). В остальных регионах объем потребления угля сохранился примерно на прежнем уровне, в том числе в России (-1,7%; -1,6 млн т.н.э.).

Общий объем добычи угля в 2017 году составил 3 768,6 млн т.н.э. Основной объем добычи этого ресурса приходится на страны АТР (71,7%; 2 702,3 млн т.н.э.), Северной Америки (10,8%; 407,9 млн т.н.э.) и СНГ (7,2%; 271,8 млн т.н.э.). На остальные регионы приходится 10,3% (Европа - 164,6 млн т.н.э., Африка - 154,5 млн т.н.э., Южная и Центральная Америка - 66,8 млн т.н.э., Ближний Восток -0,8 млн т.н.э.) мирового объема добычи. Наибольший объем добычи приходится на Китай (46,4%; 1 747,2 млн т.н.э.), США (9,9%; 371,3 млн т.н.э.) и Австралию (7,9%; 297,4 млн т.н.э.). Россия занима-

ет шестое место (5,5%; 206,3 млн т.н.э.) после Индии (7,8%; 294,2 млн т.н.э.) и Индонезии (7,2%; 271,6 млн т.н.э.).

Тенденции изменения добычи угля за 11 лет практически повторяют таковые в сфере потребления: рост в странах АТР, Южной и Центральной Америки, падение в странах Северной Америки и Европы, почти без изменений в странах Ближнего Востока. Однако здесь следует отметить, что при сохранении потребления примерно на прежнем уровне, добыча угля также растет в странах Африки и СНГ, в том числе в России (+43,8%; +62,8 млн т.н.э.).

При этом, по уровню подтвержденных запасов угля, по оценке British Petroleum [4, с. 36-40], Россия занимает второе место в мире - ее доля составляет 15,5% (160,4 млрд т из общего объема 1 035,0 млрд т) - после США (24,2%; 250,9 млрд т). Далее следуют Австралия (14,0%; 144,8 млрд т), Китай (13,4%; 138,8 млрд т) и Индия (9,4%; 97,7 млрд т). Следует отметить, что согласно долгосрочным прогнозам развития мировой энергетики [5, с. 134-138] мировое потребление угля продолжит увеличиваться на горизонте до 2040 года. Темпы роста потребления этого ресурса, однако, значительно сократятся - если за последние 15 лет среднегодовой прирост мирового потребления угля составлял 2,2%, то по прогнозу до 2040 года этот показатель снизится до 0,52%.

Китай, сохраняя лидерство по объемам потребления угля в абсолютном выражении, на рассматриваемом горизонте начнет сокращать его потребление. При этом в целом АТР останется главным драйвером прироста мирового потребления угля - за счет увеличения объемов использования этого ресурса в других странах региона, в первую очередь Индии. Согласно прогнозу, в сфере добычи угля сохранятся текущие ключевые тенденции: продолжится сокращение добычи в странах Северной Америки и Европы на фоне ее значительного роста в странах АТР (с уточнением, что объемы добычи угля Китаем будут изменяться вслед за сокращением потребления, а в качестве основных стран, наращивающих добычу, предполагаются Индия и Австралия).

По оценке Минприроды России [6, с. 57-69], запасы угля Российской Федерации по категории ABC1+C2 составляют 274,6 млрд т, а прогнозные ресурсы - 1 526,7 млрд т. Более половины российских запасов приходится на бурые угли; доля каменных - 43,5%, включая более 18% коксующихся; на высококачественные антрациты приходится чуть более 3% запасов. Крупнейшими в России угольными бассейнами [7] (запасы по категории ABC1+C2, млрд т) являются: Канско-Ачинский (118,2), Кузнецкий (69,3), Иркутский (12,2), Донецкий (9,7), Печорский (7,5), Южно-Якутский (7,3), Ленский (6,8) и Тунгусский (4,5). При этом запасы по категории АВС1 разрабатываемых и подготавливаемых к эксплуатации месторождений оцениваются на уровне 111,0 млрд т.

На экспорт Россией поставляется свыше 40% добываемого угля, 2/3 которого - каменные энергетические угли. Основные страны-импортеры российского угля - Великобритания, Китай, Южная Корея, Япония, Турция, Нидерланды, Польша, Тайвань, Германия, Латвия и др.

В Российской Арктике располагаются следующие угольные бассейны (запасы по категории ABC1+C2 + ресурсы по категории P1, млрд т): полностью Таймырский (0,1 + 0) и Яно-Омолойский (0 + 0,9), практически полностью Печорский (7,5 + 0,4), а также частично Сосьвинско-Салехардский (1,4 + 0,3), Тунгусский (4,5 + 2,8), Ленский (6,8 + 32,5) и Зырянский (0,2 + 1,1). Добыча угля на территории Российской Арктики ведется в Печорском и Таймырском угольных бассейнах. В Яно-Омолойс-ком добыча на текущий момент не начата, в Сосьвинско-Салехардском, Тунгусском, Ленском и Зырянском добыча за Северным полярным кругом не ведется.

В Печорском угольном бассейне добывается около 17 млн т каменного угля в год, а его потребителями являются предприятия европейской части России. Для транспортировки добываемого здесь угля используется железнодорожный транспорт [8, с. 88]. Таким образом, с точки зрения добычи этого ресурса в Российской Арктике для последующих экспортных поставок, в т.ч. морским путем, рассмотрению подлежит только Таймырский угольный бассейн, где добыча и экспорт угля начаты в 2016 году.

Фактическую разработку месторождений Таймырского угольного бассейна ведет созданное в 2014 году ООО «Арктическая горная компания» (АГК) под управлением УК «ВостокУголь». По результатам первичных геологоразведочных работ АГК заявила об обнаружении гигантских запасов угля - более 10 млрд т - расположенных в 50-70 км к югу от пгт Диксон в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края России. По заявлению компании, добыча этих запасов возможна открытым способом. Арктическая горная компания в декабре 2014 года получила лицензию на раз-

ведку и добычу угля на лицензионном участке «Река Малая Лемберова» с прогнозными ресурсами антрацита марок 80 (стандартное качество), НО (высокое качество), ИНО (сверхвысокое качество) и 8-ИНО (т.н. «арктический карбон») до 600 млн т со сроком действия 7 лет (до декабря 2021 года).

Антрацит отличает от остальных видов угля высокое содержание связанного углерода, низкое содержание примесей и высокая удельная теплота сгорания. Антрациты марки 80 используются в энергетике, металлургии и в обрабатывающей промышленности. Антрациты марки ИНО применяются в металлургии как заменитель кокса и коксовой мелочи, а также при производстве электродов, железорудного окатыша и агломератов железной руды. В металлургии и промышленности, в отличие от топливно-энергетического комплекса, предъявляются высокие требования к качеству антрацита, поэтому арктический карбон пользуется особым спросом.

Поставки добываемого угля планируются по Северному морскому пути в западном (страны Европы) и восточном (страны АТР) направлениях. По оценкам оператора проекта, себестоимость 1 т антрацита составляет при поставках в Европу около 55 долл. США (в т.ч. добыча и доставка к терминалу - 20, погрузка на судно - 5, фрахт судна - 20, ледокольная проводка - 10) [9]. С учетом увеличения расстояния транспортировки угля в страны АТР, себестоимость 1 т антрацита увеличивается ориентировочно до 80 долл. США.

Следует отметить, что на мировых энергетических рынках уголь торгуется преимущественно по спотовым ценам, в связи с чем его стоимость значительно колеблется под влиянием многих факторов, включая погодные условия и сбои в поставках угля из конкретной страны. Учитывая среднегодовые цены на основных мировых рынках, отличителен установившийся в последние годы угольный спрэд между ценами в странах Европы и АТР. Так, в 2017 году средняя рыночная цена 1 т угля на рынках Северо-Западной Европы составила $84,51, в то время как в Японии - $96,02, а в Китае - $94,72. При этом высококачественный антрацит торгуется по более высоким ценам. Таким образом, добываемый в Таймырском угольном бассейне уголь является конкурентоспособным и не подвержен краткосрочным колебаниям цен на достаточно широком диапазоне их изменения.

Для освоения месторождений лицензионного участка «Река Малая Лемберова» АГК планирует строительство в районе морского порта Диксон угольного терминала «Чайка» мощностью более 10 млн т угля в год в 50 км от Диксона. Реализация проекта по строительству терминала запланирована на 2016-2020 гг. Для выполнения отгрузок антрацита уже построен временный причал. Строительство терминала ведется с 2017 года, выполняется завоз строительных грузов для строительства грузового причала терминала. Строительство нового причала выполняется по уникальной запатентованной технологии, которая обеспечит устойчивость конструкции к ледовым нагрузкам. После ввода в эксплуатацию на терминале будет обеспечена возможность выполнения всех видов требуемых работ и операций: прием угля, доставляемого с месторождений автомобильным транспортом; его хранение на складах; швартовочные операции с судами (для чего планируется размещение в акватории порта буксиров); погрузка антрацита на суда и проч.

Выход терминала на проектную мощность (в 2019 году) планируется этапами с достижением промежуточных мощностей 2,5-3,5 млн т в 2017 году и 5-7 млн т в 2018 году. Общая сумма инвестиций в строительство терминала оценивается на уровне свыше $100 млн. По заверениям АГК, реализация проекта имеет стратегическое значение для освоения Таймырского полуострова и его социально-экономического развития, а также окажет непосредственное влияние на развитие всего Красноярского края [10]. В результате реализации проекта будет создана новая инфраструктура (как связанная непосредственно с отгрузкой и морской транспортировкой угля, так и собственно обслуживающая береговая инфраструктура) и новые рабочие места (по оценкам компании численность населения Диксона вырастет до 1,5-2,0 тыс. человек с текущих 600), а также будет обеспечен значительный рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В 2017 году АГК отгрузила 1 млн т антрацита, в плане на 2018 год увеличение отгрузки до 2,5 млн т, в 2019 году - до 5 млн т, а в 2020 году - до 10 млн т. В дальнейшем компания планирует увеличивать добычу угля на 5 млн т ежегодно и достичь к 2024-2025 гг. объема 30 млн т. Для обеспечения отгрузки указанного объема антрацита планируется строительство второго угольного терминала «Бухта Север» мощностью более 10 млн т, расположенного неподалеку от терминала «Чайка». Общая стоимость проекта с учетом строительства двух угольных терминалов оценивается на уровне более $250 млн. Следует отметить, что проект реализуется без привлечения бюджетных средств.

На сегодняшний день на лицензионном участке открыты два месторождения - «Малолемберов-ское» (в декабре 2016 года) и «Лемберовское» (в 2017 году). На первом из них уже ведется добыча антрацита, для чего получена лицензия со сроком действия 20 лет (с мая 2017 по апрель 2037 гг.).

Добыча антрацита на месторождении «Малолемберовское» начата еще в 2016 году в соответствии с лицензией, полученной в декабре 2014 года. Однако в апреле 2017 года Росприроднадзор на основании результатов проверки прокуратуры Таймырского района Красноярского края заявил, что АГК начала добычу без утвержденной проектной документации, и потребовал возмещения причиненного недрам вреда в размере 2,1 млрд руб. Действие выданной в декабре 2014 года лицензии было приостановлено. АГК, не оспаривая факт нарушения законодательства, обратилась в суд, не согласившись с порядком расчета суммы штрафа. Позже Росприроднадзор выполнил перерасчет и снизил штраф до 954 млн руб. Однако АГК продолжает судебное разбирательство и в настоящее время предложила Росприродназору заключить мировое соглашение с условиями еще более серьезного снижения штрафа (до 429,1 млн руб.), а также предоставления десятилетней рассрочки на его выплату.

В течение 2018 года АГК планирует подать на утверждение в ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» заявку на утверждение запасов антрацита в объеме около 100 млн т. Утверждение этого объема запасов позволит компании продолжить реализацию проекта в полном объеме.

Еще одним перспективным проектом является проект разработки Сырадасайского месторождения, расположенного в 105-120 км юго-восточнее пгт Диксон в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края России. Оператор проекта - созданная в 2008 году ПАО «ГМК «Норильский никель» компания ООО «Северная звезда», в апреле того же года получившая лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу угля со сроком действия более 25 лет (до декабря 2033 года). Реализация проекта планировалась совместно с австралийской BHP Billiton.

По предварительным оценкам, запасы Сырадасайского месторождения составляют 5 млрд т каменных углей марки Ж (Жирные) [11, с. 92]. Добыча основного объема угля возможна открытым способом. Планировалось в течение 3-5 лет выполнить геологоразведочные работы, после чего разработать детальное ТЭО проекта. Добыча должна была составить 8 млн т угля ежегодно на первом этапе проекта, а после выхода на проектную мощность - 15 млн т. Вывоз угля планировался морским путем по Северному морскому пути. По заявлениям Норникеля, стоимость проекта оценивалась в $1,5 млрд.

По состоянию на текущий момент ООО «Северная звезда» принадлежит инвестиционной группе AEON, занимающейся развитием проблемных проектов и их выводом на рентабельный уровень. К освоению месторождения, уточненная оценка запасов которого находится на уровне 5,7 млрд т, оператор готовится приступить с 2019 года. Проектом предусматривается организация добычи каменного угля в объеме 10 млн т в год со строительством обогатительной фабрики, а также создание морского порта и железной дороги к нему протяженностью около 120 км.

С учетом состояния железнодорожной сети в арктических регионах России и дороговизны использования этого вида транспорта (ввиду удаленности месторождений от основных экспортных потребителей продукции), обоими проектами, как уже было отмечено, предусматривается использование морской доставки угля по Северному морскому пути.

В рамках проекта АГК к причалу терминалов «Чайка» и «Бухта Север» планируется ставить под погрузку суда типа CH-40 (балкеры типоразмера Handymax) и CH-70 (балкеры типоразмера Panamax). Для обеспечения круглогодичной отгрузки антрацита предполагается, что суда будут иметь класс ледового усиления Arc4 (по российской классификации), что позволит им ходить в акватории Северного морского пути самостоятельно в летне-осенний период, и под проводкой ледокола в зимне-весеннюю навигацию. Традиционно дедвейт судов типоразмера Handymax находится в диапазоне от 35 до 60 тыс. т, а типоразмера Panamax - от 60 до 80 тыс. т. При этом следует отметить, что строящийся причал рассчитан на погрузку антрацита на суда дедвейтом до 76 тыс. т. В рамках схемы отгрузки антрацита в зимне-весенний период, учитывая сложные природно-климатические условия Арктики, предполагается швартовать к причалу сразу по два балкера для одновременной погрузки.

Для транспортировки угля АГК в декабре 2015 года заключила долгосрочный договор с ОАО «Мурманское морское пароходство» сроком на 5 лет и общей стоимостью около $600 млн. В мае 2016 года была выполнена первая отгрузка около 20 тыс. т антрацита на сухогруз «Поморье» для его поставки в Северную Европу. Однако в октябре 2016 года АГК заявило о расторжении дого-

вора, поскольку посчитала стоимость оказания услуг ОАО «ММП» завышенной. Стороны обратились в суд: ОАО «ММП» требовало оплатить половину стоимости фрахта по договору в соответствии с положениями КТМ РФ (почти $300 млн), а АГК - возврата ранее оплаченного аванса в размере 359,4 млн руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 28,6 млн руб. Суд признал факт расторжения АГК договора в одностороннем порядке и, по итогам рассмотрения дела, постановил отказать АГК в удовлетворении иска, а иск ОАО «ММП» удовлетворить частично (в сумме $13,4 млн) [12].

После разрыва договора с ОАО «ММП» АГК подписала протокол о долгосрочном сотрудничестве с датской Nordic Bulk Carriers A/S, по которому предполагается фрахт судов типоразмера Panamax (дедвейт около 76 тыс. т) с ледовым усилением A1 (Arc4 по российской классификации). При этом до момента завершения строительства нового причала угольного терминала «Чайка» во фрахт должны передаваться суда типоразмера Handymax (дедвейт 43,7 тыс. т) с ледовым усилением A1 (Arc4 по российской классификации) Nordic Bothnia и Nordic Barents. Отгрузки угля в 2017 - начале 2018 гг. выполнялись на эти два балкера с его последующей поставкой в страны Европы.

В планах АГК совместное с Nordic Bulk Carriers расширение флота балкеров типоразмера Panamax. Предполагается строительство 10-15 судов с классом ледового усиления Arc4 стоимостью около $30 млн каждое, т.е. общая стоимость строительства флота достигает $450 млн. Сумма этих инвестиций проекта требуется сверх рассмотренных ранее $250 млн на строительство инфраструктуры проекта, т.о. общая стоимость проекта в случае принятия решения о строительстве судов превысит $700 млн.

Учитывая актуальные тенденции изменения законодательства (в конце 2017 года принят закон, устанавливающий с 30.12.2018 года исключительное право судов под флагом Российской Федерации на морские перевозки углеводородов в акватории Северного морского пути [13, пп. 2 п. 3]; в 2018 году Минпромторг России подготовил законопроект об установлении с 01.01.2019 года приоритетного права выполнения таких перевозок судами, построенными на отечественных судостроительных верфях), АГК следует рассмотреть варианты строительства флота балкеров на российской верфи (например, на активно развивающемся АО «Дальневосточный завод «Звезда»).

При этом в структуре финансирования планируется вложение 15% собственных средств АГК, а остальная сумма - лизинг у японской финансовой организации. Структура и доли владения флотом будут прорабатываться дополнительно. На текущий момент рассматривается как создание совместного SPV, так и 100% владение судов АГК с их передачей в управление Nordic Bulk Carriers. Окупаемость судов планируется достичь за 10 лет.

Рассчитаем максимальный объем грузопотока, который может быть обеспечен 15 балкерами типоразмера Panamax дедвейтом 76 тыс. т. Проектом предполагается поставка антрацита в страны Европы и АТР в пропорции 60% к 40%. Тогда для поставок в страны Европы будут использоваться 9 судов, а в страны АТР - 6 судов. Средний срок кругового рейса с учетом времени, отведенного на погрузку/разгрузку, и средней скорости балкера 18 уз составляет: в страны Европы - 18 сут., в страны АТР -28 сут. Следовательно, среднее количество круговых рейсов судна, выполняющего поставки в страны Европы, составит 20 ед., а в страны АТР - 13 ед. Таким образом, в страны Европы за год может быть совершено 180 круговых рейсов, в страны АТР - 78 круговых рейсов, итого 258 ед. С учетом дедвейта каждого балкера, общий объем вывоза антрацита за один год оценивается на уровне 19,6 млн т. Для вывоза антрацита в объеме проектной мощности угольного терминала «Чайка» (10 млн т) потребуется чуть более половины планируемого к строительству флота - 8 балкеров. Соответственно, в условиях заявленных планов по перспективному увеличению отгрузки антрацита до 30 млн т впоследствии потребуется принятие решения об увеличении количества фрахтуемых судов, либо дополнительном расширении флота балкеров.

Для обеспечения круглогодичной отгрузки угля, помимо использования балкеров с классом ледового усиления Arc4, в зимне-весенний период требуется ледокольное обеспечение проекта. (Ключевые принципы и особенности эксплуатации в акватории Северного морского пути судов с ледовым усилением детально рассмотрены нами ранее в [14, с. 174-175].) С этой целью УК «ВостокУголь» заключило с ФГУП «Атомфлот» совместное с АО «Атомредметзолото» соглашение «О сотрудничестве в области комплексного освоения Арктической зоны Российской Федерации» в ходе IV Международного арктического форума «Арктика - территория диалога», прошедшего 29-30 марта 2017 года в г. Архангельск.

Поставки антрацита в страны Европы в 2017 - начале 2018 гг. на балкерах Nordic Bothnia и Nordic Barents в зимне-весенний период выполнялись с привлечением мелкосидящих атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» (оператор - ФГУП «Атомфлот»). С учетом класса ледового усиления балкеров Arc4, формирование ледоколами канала для последующего самостоятельного движения судов недостаточно, поэтому ледокольное обеспечение вывоза угля проекта подразумевает выполнение ледокольной проводки каждого судна от терминала «Чайка» до кромки льда в Карском море. Учитывая прогнозы наступления очередного периода похолодания в Арктике [15, с. 46-47], что окажет непосредственное влияние на ледовую обстановку в арктических морях, необходимость ледового обеспечения вывоза угля морским путем в акватории Северного морского пути в дальнейшем сохранится.

Впоследствии, учитывая выработку назначенного ресурса действующих мелкосидящих атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», а также строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» с изменяемой осадкой [16, с. 43-44], оказание ледокольных услуг, по мере вывода из эксплуатации действующих атомных ледоколов, будет продолжено новыми судами, введение в эксплуатацию которых ожидается в 2019, 2020 и 2021 гг. соответственно.

Таким образом, по результатам проведенного исследования следует отметить следующие основные выводы:

1. Несмотря на основные тенденции развития мировой энергетики, включая увеличение доли применения более экологически чистого углеводорода (природного газа) и возобновляемых источников энергии, мировое потребление угля в последние десятилетия стабильно увеличивалось и, согласно прогнозам, продолжит расти;

2. Несмотря на удаленность арктических месторождений угля от ключевых рынков сбыта, себестоимость добываемого АГК угля позволяет ему быть высококонкурентоспособным в странах Европы и АТР, особенно в Северной Европе;

3. Развитие проектов по добыче и последующему экспорту угля Таймырского угольного бассейна будет способствовать комплексному развитию судоходства в акватории Северного морского пути и развитию атомного ледокольного флота, а также социально-экономическому развитию Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края;

4. В условиях заявленных планов по перспективному увеличению отгрузки антрацита до 30 млн т впоследствии потребуется принятие решения об увеличении количества фрахтуемых судов, либо дополнительном расширении флота балкеров;

5. Учитывая прогнозы ледовой обстановки в арктических морях, необходимость ледового обеспечения вывоза угля морским путем в акватории Северного морского пути в дальнейшем сохранится;

6. АГК под управлением УК «ВостокУголь» необходимо продолжить реализацию проекта с сохранением изначально заданных сроков его реализации. Росприроднадзору России и АГК следует в максимально сжатые сроки урегулировать возникшие разногласия для снятия ограничений по реализации проекта. Учитывая актуальные тенденции изменения законодательства, АГК следует рассмотреть варианты строительства флота балкеров на российской верфи (например, на активно развивающемся АО «Дальневосточный завод «Звезда»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Регион в новой парадигме пространственной организации России / Агарков Г.А., Акъюлов Р.И., Андреева Е.Л., Анимица Е.Г. и др. М.: Экономика, 2007. 751 с.

3. Митина Э.А., Петрова Е. Современное состояние и проблемы развития угольной отрасли в мире // Инновационная наука. 2016. № 8-1. С. 96-99.

4. BP Statistical Review of World Energy 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bp.com/ con-tent/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения 12.07.2018).

5. Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митро-вой. М.: Институт энергетических исследований РАН, 2016. 196 с.

6. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2015 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoya-nii_i_ispolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_i spolzovanii_mineralno_syrevykh_resursov_rossiyskoy_federatsii (дата обращения 12.07.2018).

7. Мыльникова Т.В., Сергеева Ю.А., Шестакова О.Е. Угольные бассейны России // Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2017.

8. Чернова К. В. Экономические проблемы развития Печорского угольного бассейна в Российской Федерации // Сборник материалов XVI международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс 2016». Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2016.

9. ВостокУголь: Хотим, чтобы Диксон стал мировой столицей Арктики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1prime.ru/Interview/20170329/827303215.html (дата обращения 12.07.2018).

10. Арктическая горная компания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vostokcoal.ru/assets/ arkticheskaya-gornaya-kompaniya (дата обращения 12.07.2018).

11. Патраков Ю.Ф., Федорова Н.И. Сравнительная характеристика жирных углей различных месторождений Сибири // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 92-94.

12. Решение от 21 сентября 2017 г. по делу № А42-3/2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/QsCpAlDcqfL5/?arbitral-txt=42-3%2F2017&arbitral-case_doc=&arbitral-lawchunk-info=&arbitral-doc_type=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1531444095905 (дата обращения 12.07.2018).

13. О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2017 № 460-ФЗ // Российская газета (специальный выпуск). № 74631. 31.12.2017.

14. Современные проблемы и перспективы развития арктического газопромышленного комплекса / под. ред. С.Ю. Козьменко, В.С. Селина. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2017. 228 с.

15. Шац М.М., Скачков Ю.Б. Последствия динамики современного климата севера для многолетнемерзлых пород // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. 2017. № 3 (46). С. 38-53.

16. Матвиишин Д.А. Транспортировка СПГ в Арктике: анализ основных тенденций и перспектив развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. Т. 50. № 3. С. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.