Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
279
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ / ГИБРИДНЫЕ ОБЛАКА В ЛОГИСТИКЕ / ЦИФРОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / СУММАРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЛОГИСТИЧЕСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шульженко Татьяна Геннадьевна, Яковлева Дарья Олеговна

В статье представлен подход к экономическому обоснованию стратегических решений по выбору конфигурации информационной составляющей логистической инфраструктуры в условиях цифровой трансформации логистических процессов. Рассмотрены типовые модели цифровой логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммуникативное взаимодействие элементов цепи поставок при реализации логистических процессов, для различных сочетаний целевого уровня информационной интегрированности элементов цепей поставок и характеристик параметров цифровых потоков данных. Предложена методика разработки стратегических решений по выбору конфигурации цифровой логистической инфраструктуры с применением результатов выполненного и сследования структуры затрат для ее типовых моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN SUPPLY CHAINS

The article presents an approach to the economic justification of strategic decisions on the choice of the configuration of the information component of the logistics infrastructure in the conditions of digital transformation of logistics processes. Typical models of digital logistics infrastructure providing communicative interaction of supply chain elements in the implementation of logistics processes are consideredfor various combinations of the target level of information integration of supply chain elements and characteristics ofdigital data flow parameters. A methodology for developing strategic solutions for choosing the configuration of a digital logistics infrastructure using the results ofa study of the cost structure for its typical models is proposed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК»

Шульженко Т.Г., Яковлева Д.О.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация. В статье представлен подход к экономическому обоснованию стратегических решений по выбору конфигурации информационной составляющей логистической инфраструктуры в условиях цифровой трансформации логистических процессов. Рассмотрены типовые модели цифровой логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммуникативное взаимодействие элементов цепи поставок при реализации логистических процессов, для различных сочетаний целевого уровня информационной интегрированности элементов цепей поставок и характеристик параметров цифровых потоков данных. Предложена методика разработки стратегических решений по выбору конфигурации цифровой логистической инфраструктуры с применением результатов выполненного исследования структуры затрат для ее типовых моделей.

Ключевые слова. Цифровая логистическая инфраструктура, облачные технологии в логистике, гибридные облака в логистике, цифровые логистические платформы, суммарные затраты на логистическую инфраструктуру, стратегическое управление логистической инфраструктурой.

Shulzhenko T.G., Yakovleva D.O.

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN SUPPLY CHAINS

Abstract. The article presents an approach to the economic justification of strategic decisions on the choice of the configuration of the information component of the logistics infrastructure in the conditions of digital transformation of logistics processes. Typical models of digital logistics infrastructure providing communicative interaction of supply chain elements in the implementation of logistics processes are consideredfor various combinations of the target level of information integration of supply chain elements and characteristics ofdigital data ^ flow parameters. A methodology for developing strategic solutions for choosing the configuration of a digital logistics infrastructure using the results ofa study of the cost structure for its typical models is proposed.

Keywords. Digital logistics infrastructure, cloud technologies in logistics, hybrid clouds in logistics, digital logistics platforms, total costs of logistics infrastructure, strategic management of logistics infrastructure.

Введение

Актуализация задач реинжиниринга и развития информационной инфраструктуры в условиях нарастания процесса внедрения цифровых технологий в логистическую деятельность выступает закономерным

ГРНТИ 81.88.01

© Шульженко Т.Г., Яковлева Д.О., 2022

Татьяна Геннадьевна Шульженко - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Дарья Олеговна Яковлева - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Шульженко Т.Г.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32, А). Тел.: +7 921 933-11-04. Е-mail: shul-tati-ana@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 17.03.2022.

следствием масштабной трансформации реализуемых в цепях поставок логистических процессов. Несмотря на значительный объем исследований, определяющих концептуальные положения формирования и развития информационной составляющей логистической инфраструктуры (например [7; 15]), на современном этапе цифровизации логистической деятельности возрастает значимость решения задач, связанных с развитием научно-прикладного аппарата управления информационной составляющей логистической инфраструктуры, содержание которых определяется следующими положениями:

во-первых, информационная составляющая логистической инфраструктуры в наибольшей степени подвержена влиянию технологического фактора, обусловливающего повышение многообразия возможных способов сбора, обработки, передачи данных и вариативности их конфигурирования по мере развития цифровых технологий. Однако рассмотренные в литературе характеристики возможных форм организации логистической инфраструктуры в цифровой среде дают, как правило, общее представление о преимуществах и недостатках различных моделей организации цифрового коммуникативного взаимодействия элементов цепи поставок и не предлагают практико-ориентированных методических подходов к их выбору с учетом структуры цепи поставок, особенностей коммуникативного процесса при реализации логистической деятельности, документального обеспечения логистических операций и прочих факторов;

во-вторых, в цифровой логистике, рассматриваемой как составная часть цифровой экономики, управление потоками данных является основным фактором обеспечения эффективности логистических систем и цепей поставок, а, следовательно, рыночной устойчивости и конкурентоспособности формирующих их экономических субъектов. Между тем, принимаемые стратегические решения по выбору конфигурации и развитию цифровой логистической инфраструктуры должны определяться не только стремлением к максимизации ее функциональных параметров, но и быть гармонизированы с требованиями экономичности, следовательно, обоснование стратегий развития цифровой логистической инфраструктуры должно апеллировать к комплексному подходу;

в-третьих, реализуемые экономическими субъектами стратегии цифровой трансформации логистики зачастую базируются на положениях ресурсного подхода, предполагающего принятие решений о повышении цифровой зрелости логистических процессов во внутренней среде элементов цепи поставок, что, в свою очередь, определяет направленность стратегических решений по развитию информационной составляющей логистической инфраструктуры на внутренний контур. Между тем, недостаток внимания, уделяемого цифровой трансформации сквозных логистических процессов в цепях поставок, в дальнейшем приводит к необходимости реинжиниринга цифровой логистической инфраструктуры, в связи с чем при разработке стратегий цифровой логистической инфраструктуры целесообразно ориентироваться на целевой уровень логистической интеграции экономических субъектов в цепи поставок.

Материалы и методы

Формирование научно-прикладного инструментария управления развитием цифровой логистической инфраструктуры требует конкретизации теоретических положений, в частности, используемого понятийно-терминологического аппарата. Выполненный анализ источников научной литературы по вопросам развития информационной составляющей логистической инфраструктуры позволяет констатировать определенную дискуссионность термина «цифровая логистическая инфраструктура». Под цифровой логистической инфраструктурой будем понимать набор средств, обеспечивающих сбор, передачу и обработку данных в цифровой форме, сопровождающих организацию и выполнение логистических процессов в цепях поставок, включая «физический» (серверы, рабочие станции, технические средства коммуникации, датчики и пр.) уровень, программный (вычислительный) уровень (используемые программные решения, вычислительные средства и т.п.), информационный (базы данных в цифровой форме) уровень.

Рассматривая цифровую логистическую инфраструктуру как необходимый обеспечивающий компонент реализации логистических процессов, при разработке решений по выбору стратегии ее формирования и развития в качестве методологической основы целесообразно рассматривать положения базовых теоретико-методологических концепций логистики, в частности, концепции логистической интеграции и концепции общих логистических издержек, а также комплекс выполненных научных разработок по исследованию цифровых потоков данных в логистических системах. Положения концепции логистической интеграции формируют общие принципы организации и

развития логистических систем и цепей поставок, что применительно к задачам стратегического управления цифровой логистической инфраструктурой позволяет сделать ряд значимых с позиций дальнейшего исследования выводов:

во-первых, эволюция логистической интеграции под воздействием комплекса экономических, рыночных и технологических факторов подробно рассмотрена в работах российских и зарубежных авторов [8; 11; 14 и др.], обобщение результатов исследований которых указывает на наличие общего тренда к наращиванию уровня взаимосвязанности процессов в логистической деятельности при управлении логистическими потоками, в первую очередь - материальным. Экстраполяция логики развития инструментария интегрированного управления материальными потоками на информационный уровень составила методологический базис информационной логистики (см., например, [5; 7; 13 и др.]), основные положения которого сохраняют свою актуальность и на этапе перехода к цифровым технологиям;

во-вторых, следует принимать во внимание, что под действием технологического фактора цифро-визации видоизменяются конфигурация инфраструктурных решений и структурные формы организации управления цифровыми потоками данных при выполнении логистических процессов, что требует выполнения отдельных исследований. Кроме того, важно отметить, что в условиях массовой цифрови-зации управления логистической деятельностью наблюдается сращивание этапов инфраструктурной, организационной и информационной интеграции, последовательно реализуемых в ходе эволюции традиционных механизмов управления материальными потоками. Указанное замечание определяет синтетический характер решений по выбору механизмов управления цифровыми потоками данных в логистической деятельности, поскольку уровень информационной интегрированности участников цепи поставок, степень доступности данных определяют параметры цифровой логистической инфраструктуры; с другой стороны - возможности выбранной конфигурации цифровой логистической инфраструктуры выступают в качестве определяющего фактора при обеспечении ожидаемого уровня информационной интеграции в цепи поставок.

Методология принятия оптимальных логистических решений по выбору варианта развития логистических систем и цепей поставок апеллирует к положениям концепции общих логистических издержек [3; 4], что дает основания для применения указанной концепции в задачах выбора конфигурации цифровой логистической инфраструктуры. Под логистическими затратами в задаче обоснования стратегии развития цифровой логистической инфраструктуры будем понимать денежное выражение использованных трудовых, интеллектуальных, технических, программных, вычислительных и информационных ресурсов, финансовые затраты и потери от негативных последствий форс-мажорных обстоятельств, которые обусловлены организацией и управлением цифровыми потоками данных о реализации логистических процессов на предприятии или в цепи поставок. Представленное определение при изменении состава включенных в модель затрат, между тем, наследует общий принцип концепции - оптимальное решение демонстрирует минимизацию показателя суммарных затрат.

Как доказано в работах [12; 15], в качестве ведущего фактора при принятии решения о выборе конфигурации цифровой логистической инфраструктуры цепи поставок целесообразно рассматривать степень влияния на параметры потока цифровых данных, сопровождающего выполнение логистических операций. Взаимное влияние характеристик цифровой логистической инфраструктуры и параметров цифровых потоков данных определяется через показатели интенсивности потоков, коммуникационной сложности, степени «полезности» данных, а также стоимостные характеристики. Тогда оптимизация параметров цифровых потоков данных (ЦПД) о логистических процессах, протекающих в цепи поставок, выступает в качестве определяющего критерия при выборе решений по стратегии развития цифровой логистической инфраструктуры.

Результаты и их обсуждение

Результаты выполненных в рамках концепции информационной логистики исследований [5; 7; 13] указывают на тесную взаимосвязь степени информационной интегрированности участников цепей поставок и эффективности управления информационными потоками. Пролонгируя эту логику на управление ЦПД, можно утверждать, что степень интегрированности элементов цепи поставок посредством выбора соответствующей модели цифровой логистической инфраструктуры обеспечивает целевые параметры коммуникационной сложности, определяемой степенью полезности передаваемых данных (которая, в свою очередь, может быть оценена показателем повторяемости (дублируемости) данных в

информационных сообщениях), а также интенсивности потоков данных в ходе коммуникативного взаимодействия элементов цепи поставок при реализации логистических процессов. При этом затраты на обеспечение необходимого уровня интегрированности выступают составной частью критерия эффективности стратегических решений по выбору конфигурации цифровой логистической инфраструктуры (см. рис.).

- - группы затрат (1, 2) на управление цифровыми потоками данных моделей цифровой

логистической инфраструктуры

------интенсивность цифровых ....................... - степень «полезности» цифровых

потоков данных (ИПД) потоков даннь,х (F1L™

Рис. Совместное поведение параметров ЦПД при различных вариантах организации цифровой логистической инфраструктуры

Рассмотрим альтернативные конфигурации цифровой логистической инфраструктуры, обеспечивающие синтезирование решений на всех ее уровнях («физическом», программном (вычислительном), информационном) с учетом требуемой степени интеграции элементов цепи поставок при управлении логистическими процессами.

Анализ современных инфраструктурных решений, применяемых в ходе активной цифровизации логистических систем и цепей поставок, степени ориентированности на цифровые потоки данных о логистических процессах в цепях поставок, доступности цифровых решений и технологий, в частности, облачных сервисов, позволяет выделить следующие альтернативные формы цифровой логистической инфраструктуры: собственное администрирование (box; on-prem), т.е. основанные на применении индивидуализированных по элементам цепи поставок традиционных информационных систем управления (например, ERP-систем) с использованием собственных «физических» мощностей, локальных вычислительных сетей уровня предприятия; основанные на применении облачных технологий.

Логистические компании используют ряд специфичных для бизнеса приложений, к числу которых относятся, например, Yard Management System (YMS), которая отвечает за управление складской территорией и размещение на ней транспортных средств; Transportation Management System (TMS) - система для управления перемещением груза из пункта отгрузки до пункта выгрузки; Warehouse Management System (WMS), регулирующая нахождение и движение товарных и материальных ценностей непосредственно на складе. Такие приложения критичны для бизнеса системы, и от их качественной работы зависит эффективность деятельности транспортной компании. Передача информации в облако и использование единой среды для коммуникации дает возможность всем участникам унифицировать процессы и вывести их на качественно новый уровень.

Одно из главных преимуществ облачных технологий в логистике - независимость от географического положения клиента, поставщика услуг. Они обеспечивают гибкость и своевременность реагирования на изменяющиеся потребности предприятий, позволяют ускорить обработку данных в течение

нескольких минут, предоставив при этом полный пакет данных, причем необходимые данные о логистическом процессе (например, перевозке) достаточно ввести один раз на этапе подготовки документов для последующего экспедирования.

Таким образом, облачные технологии обладают значительным потенциалом для повышения уровня информационной интегрированности элементов цепи поставок, предоставляя широкие возможности для формирования различных конфигураций цифровой логистической инфраструктуры, отличающихся принадлежностью облачных ресурсов, видом используемых облачных сервисов (подробно рассмотрены, например, в [9; 10]), способностью к информационной интеграции участников цепи поставок, а следовательно, потенциалом к улучшению параметров интенсивности и коммуникационной сложности цифровых потоков данных. Учитывая широкую вариативность возможных решений, в исследовании рассмотрены некоторые типовые модели цифровой логистической инфраструктуры, выделенные по признаку информационной интегрированности элементов цепи поставок (см. табл. 1).

Таблица 1

Типовые модели цифровой логистической инфраструктуры цепи поставок

Описательные характеристики

Модель цифровой логистической инфраструктуры цепи поставок

Фрагментированная

Частично интегрированная

Интегрированная

Обобщенная графическая модель

лш ^поставщика ЛИИпотребителя

1 лш 1 ^ 'ЬЦП! ЛИИЭЦП2 - - ЛИИЭЦ П3

Частное\ Чйстноё ~ "" ~ - - - рблакагготре^итепя 'ОбЛЗКОпоетавщшф ! ■ ^

"'Г

Частное облакоэцп

; !

"Ч-Пу блинное "облако

ЭЦП - элемент цепи поставок;

ЛИИ - локальная информационная инфраструктура

Краткое описание структуры

Объединяет локальные информационные инфраструктуры элементов цепи поставок, построенные на принципе собственного администрирования или использовании частных облаков (особенно формат облачных решений по модели обслуживания - 1аа8)_

Цифровые специализированные платформенные решения (прикладные цифровые платформы); в качестве оператора может выступать виртуальный провайдер, один из участников цепи поставок

Гибридное облако участников цепи поставок (в частном облаке - критически важные данные, данные по внутренним процессам; в публичном облаке - данные по совместным процессам)

Потенциал информационной интегрированности элементов цепи поставок

Низкий

Средний

Высокий

Рекомендации по применению

Структурно простые цепи поставок. Относительно постоянный состав элементов цепи поставок. Невысокая интенсивность информационных протоков при выполнении логистических процессов

Высокая динамика структуры цепи поставок. Ориентированность на краткосрочное взаимодействие (часто - при выполнении одной поставки). Высокая интенсивность информационных потоков; высокая степень дублирования данных в информационных сообщениях_

Структурно сложные цепи поставок, сети поставок. Относительно постоянный состав элементов цепи поставок. Высокая интенсивность информационных потоков; высокая степень дублирования данных в информационных сообщениях

Тогда разработка стратегических решений по выбору конфигурации цифровой логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммуникации в международных логистических системах и цепях поставок, может быть реализована следующей последовательностью этапов.

I. Установление устойчивости взаимосвязей в цепи поставок.

Устойчивость взаимосвязей в цепи поставок определяется динамикой ее структуры. Наиболее высокой динамикой структуры обладают цепи поставок, формирующиеся по проектному типу, когда связи выстраиваются однократно и прекращаются по мере завершения проекта. Кроме того, высокая динамика структуры характерна для цепей поставок на высококонкурентных рынках, предоставляющих возможности по выбору элементов цепи из числа однотипных предприятий. Отсутствие долгосрочных взаимосвязей между элементами структурно неустойчивых цепей поставок и преимущественное использование механизмов операционной логистической координации определяет ориентированность на низкий и средний уровень логистической интеграции при формировании информационной (цифровой) логистической инфраструктуры.

II. Обследование логистических процессов в цепи поставок.

Предварительное обследование логистических процессов включает конкретизацию их атрибутов: входов, выходов, последовательности операций, владельцев процессов, механизмов и методов управления процессами, а также получения и обработки данных обратной связи о состоянии процесса, что, в свою очередь, позволяет выявить обобщенные характеристики информационных потоков, обеспечивающих их реализацию. Описание логистических процессов разноуровневыми диаграммами информационных потоков на начальном этапе (диаграмма верхнего уровня) позволяет выявить их направленность и содержание по составу документов и информационных сообщений, на последующих этапах - по мере детализации информационных потоков и их представлении в виде детализированных диаграмм - исследовать параметры потоков, результаты анализа которых выступают в качестве основы для разработки решений по формированию цифровой логистической инфраструктуры.

III. Анализ параметров цифровых потоков данных о логистических процессах в логистической системе или цепи поставок.

Анализ структуры и интенсивности цифровых потоков данных, сопровождающих выполнение логистических операций, может быть выполнен с использованием ВРМ^схемы, которая позволяет решить задачу по выявлению степени дублирования данных, плотности коммуникаций. В частности, по мере выполнения логистических операций в международной цепи поставок, включающей доставку несколькими видами транспорта, выявлены повторяющиеся реквизиты на каждом этапе логистического процесса. Например, в первичной документации - инвойсе и упаковочном листе - содержится информация о товаре и сторонах договора купли-продажи, а именно: название компании, реквизиты сторон, адрес доставки и отгрузки, артикул товара, наименование товара, его цена и код ТН ВЭД, вес товара, количество грузовых мест. В дальнейшем, при оформлении документов, сопровождающих груз (CMR-накладная, коносамент и т.д.), указывается аналогичная информация, дополненная данными о таможенной стоимости и стоимости перевозки (фрахта).

Таким образом, на основании представленного подхода может быть рассчитан показатель дублирования данных ) по следующей формуле:

, (1)

^общ.

где Мдубл. и ^общ. - количество повторяющихся реквизитов и общее количество реквизитов документов соответственно, представленных в информационных потоках.

В системах, демонстрирующих высокий уровень дублирования данных при организации и выполнении логистических процессов, повышение эффективности управления информационными потоками в общем случае может быть достигнуто наращением степени информационной интеграции элементов цепи поставок (см. табл. 1). Последующая корректировка решения выполняется с учетом комплекса факторов, включающих имеющиеся экономические ограничения на реализацию стратегии развития цифровой логистической инфраструктуры.

IV. Обоснование решения по выбору конфигурации цифровой логистической инфраструктуры с использованием экономических критериев.

При выборе стратегии развития цифровой логистической инфраструктуры уровня предприятия целесообразно ориентироваться на структуру затрат, представленную в таблице 2.

Таблица 2

Структура затрат для различных конфигураций цифровой логистической инфраструктуры

Элемент модели, С1 Фрагментированная на базе ЕКР Фрагментированная на базе «частного облака», облачный сервис IaaS Частично интегрированная на базе «частного облака», облачный сервис PaaS Интегрированная на базе гибридного облака (гибридная облачная среда)

С1 - затраты на приобретение серверов (NAS-узлов), программного обеспечения + +

С2 - затраты на техническое обслуживание и модернизацию технических средств +

Сз - затраты на системное администрирование (заработная плата системных администраторов) +

С4(0ПД) - затраты на использование коммуникационных каналов + +

С5 - затраты на обеспечение информационной безопасности + +

Сб - затраты на оплату использующихся вычислительных мощностей и объем хранения данных (оплата за VPS/VDS-хостинг) +

С7 - затраты на пропускную способность облака + +

С8 - затраты на разработку и запуск новых сервисов (заработная плата разработчиков, или стоимость проекта) + +

С9 - затраты на передачу корпоративных данных в облако + +

С1о - потери из-за слабой скоординированности в ходе выполнения логистических процессов + +

С11 - потери из-за некачественной связи (1ШегпеЬсоединения) + +

С12 - ущерб от реализации риска потери данных, несанкционированного доступа к данным + + +

С13 - ущерб от реализации риска сокращения пропускной способности инфраструктуры (риска переподписки) +

С14 - ущерб от реализации риска отказа + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическое обоснование решений при этом производится с использованием принципа общих логистических издержек:

С£ = т1п(Сфиз.1 + Спрогр.£ + Синф.£ + Сущербр , (2)

где Сфиз., Спр0гр., Синф. - затраты на формирование и функционирование «физического», программного, информационного уровней цифровой логистической инфраструктуры по видам (1) функционального назначения; Сущерб - потери и ущерб от возможных рисков, присущих варианту модели цифровой логистической инфраструктуры.

На основе анализа структуры затрат, представленной в табл. 2, возможно конкретизировать состав групп затрат 1 и 2 (см. рис. 1), демонстрирующих разнонаправленное поведение по мере нарастания потенциала информационной интегрированности элементов цепи поставок: группа 1 - затраты, связанные с содержанием и обслуживанием «физического» уровня логистической инфраструктуры; на использование коммуникационных каналов; потери, обусловленные слабой логистической координацией участников и т.п.; группа 2 - потенциальный ущерб, обусловленный реализацией рисков информационной безопасности, отказов в работе облачных сервисов; затраты на использование облачных сервисов и т.п.

Расчет основных параметров информационных потоков выполнен на примере простой цепи поставок, включающей продавца, покупателя, 4PL-логистического оператора, организующего процесс доставки продукции с использованием транспортных компаний автомобильного и морского транспорта (табл. 3). В качестве вариантов выбора конфигурации цифровой логистической инфраструктуры выбраны типовые модели, представленные в табл. 1.

Таблица 3

Пример выбора конфигурации цифровой логистической инфраструктуры при обеспечении коммуникативных взаимодействий элементов цепи поставок

Параметр Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Интенсивность цифрового потока данных за один логистический цикл (суммарный out по всем участникам цепи поставок), MB 846 571 516

Степень повторяемости данных в информационных сообщениях - Dd 0,27 0,15 0,12

Затраты группы (1), тыс. руб. 216,24 150,84 148,46

Затраты группы (2), тыс. руб. 15,26 61,52

Результаты выполненных расчетов подтверждают выдвинутую гипотезу о взаимозависимости параметров цифровых потоков данных о логистических процессах в цепи поставок и цифровой логистической инфраструктуры, обеспечивающей целевой уровень интеграции элементов цепи поставок. Укрупненный расчет затрат при реализации различных стратегий развития цифровой логистической инфраструктуры, основанных на выборе типовых моделей, демонстрирует работоспособность представленного методического инструментария экономического обоснования выбора стратегических решений. Вместе с тем, следует отметить, что разработка методов определения отдельных элементов затрат, связанных, в первую очередь, с предотвращением, нейтрализацией или сокращением негативных последствий рисков, является задачей дальнейших исследований. Заключение

Обобщение результатов выполненного исследования позволяет сформулировать ряд выводов:

во-первых, важно отметить, что представленные результаты исследования вариантов развития цифровой логистической инфраструктуры ориентированы на обеспечение коммуникативного взаимодействия элементов цепи поставок в ходе выполнения логистических процессов. Вместе с тем разработка комплексных решений, включающих прочие составляющие цифровой логистической инфраструктуры технического, программного и информационного уровней, вовлеченные, например, в процессы сбора и обработки данных о параметрах процессов, обеспечивающие управление логистическими процессами в цепях поставок, позволит перейти от фрагментарной цифровизации логистических процессов к системной цифровой трансформации цепей поставок, базирующейся на экономически обоснованной стратегии развития цифровой логистической инфраструктуры;

во-вторых, в целом отмечая значительный прогресс в развитии облачных технологий и их высокий потенциал в обеспечении интегрированности элементов цепей поставок, тенденцию интеграции различных логистических провайдеров, достигнутый за последнее десятилетие на мировом и отечественном рынке, тем не менее важно продолжить исследования потенциальных рисков применения облачных сервисов при формировании цифровой логистической инфраструктуры. Например, существенная трансформация транспортных процессов в международных цепях поставок, начавшаяся во время пандемии коронавируса, в 2022 году продолжилась под воздействием экономических и политических факторов. Следует отметить высокую вероятность того, что ранее созданные модели, алгоритмы и сервисы будут демонстрировать слабую работоспособность в изменяющихся условиях, в связи с этим требуются дальнейшие исследования в этой области;

в-третьих, доказательная мощность представленного метода экономического обоснования выбора стратегических решений по развитию цифровой логистической инфраструктуры может быть усилена при исследовании экономических характеристик инфраструктурных решений на всем информационном пространстве цепи поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреевский И.Л., Соколов Р.В. Согласование экономических интересов предприятий информатизации в сфере облачных информационных систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 129-136.

2. Андреевский И.Л., Соколов Р.В., Тумарев В.М. Сравнительный анализ экономической эффективности традиционных и облачных информационных систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3 (127). С. 100-104.

3. БубноваГ.В., СимакР.В., ЛевкинГ.Г. Управление затратами в транспортно-логистических системах на основе применения цифровых технологий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2 (34). С. 89-95.

4. Лукинский В.С., Лукинский В.В., Шульженко Т.Г. Модель общих логистических затрат: эволюция и тенденции развития // GreenLogistics: Будущее логистики: Международный научно-практический семинар, 31 марта, 1 апреля 2011 года, г. Санкт-Петербург. Материалы семинара. СПб.: ПГУПС, 2011.

5. Пустынникова Е.В. Интегрированная логистика. Ульяновск: УлГУ, 2016. 130 с.

6. Разумников С.В. Оценка эффективности и рисков от внедрения облачных ИТ-сервисов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-1. С. 33-38.

7. Родкина Т.А. Информационная логистика. М.: Экзамен, 2001. 288 с.

8. Сергеев В.И., Дорофеева Е.А. Терминологические аспекты понятия «устойчивости» цепей поставок в фокусе логистической интеграции // Логистика и управление цепями поставок. 2010. № 3 (38). С. 8-27.

9. Трегубов В.Н. Информационная поддержка автономной логистики на основе облачных технологий // Логистика - евразийский мост: XIV Международная научно-практическая конференция, 24-29 апреля 2019 г., г. Красноярск. Материалы конференции. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, 2019. С. 480-485.

10. Цифровые технологии в логистике и управлении цепями поставок: аналитический обзор / под ред. В.И. Сергеева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 190 с.

11. Шульженко Т.Г. Логика эволюционного процесса межорганизационной логистической интеграции в цифровой экономике // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 267-271.

12. Шульженко Т.Г., Яковлева Д.О. Понятие и классификация потоков данных в международных логистических системах // Логистические системы в глобальной экономике. 2021. № 11. С. 338-342.

13. Щербаков В.В., Мерзляк А.В. Информационная логистика в теории и бизнес-практики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2013. 190 с.

14. Щербаков В.В., Шульженко Т.Г., Коль О.Д., Шевченко С.Ю. Концептуальные проблемы теории и методологии логистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 169 с.

15. Яковлева Д.О. Прогностические модели и основные принципы оценки параметров цифровых потоков данных в логистике международной торговли // РИСК: Ресурсы. Инвестиции. Снабжение. Конкуренция. 2021. № 4. С. 17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.