Научная статья на тему 'Экономическое обоснование основных требований к выбору мероприятий по улучшению экологического состояния городской среды'

Экономическое обоснование основных требований к выбору мероприятий по улучшению экологического состояния городской среды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Л. В.

При ограниченных объемах местных бюджетов органов власти и местного самоуправления важно уметь рационально распределять имеющиеся средства. Для этого можно использовать структурно-целевую модель дерева целей, которая помогает заранее прогнозировать распределение денежных потоков с получением максимального экологического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

When budgets of local authorities and local self-government are limited it is very important to distribute the available resources rationally. To do that we can use the structural target model of the goal tree which helps forecast the distribution of cash flows with maximum ecological effect.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование основных требований к выбору мероприятий по улучшению экологического состояния городской среды»

Канд. техн. наук Л. В. Плотникова

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБОРУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

При ограниченных объемах местных бюджетов органов власти и местного самоуправления важно уметь рационально распределять имеющиеся средства. Для этого можно использовать структурно-целевую модель дерева целей, которая помогает заранее прогнозировать распределение денежных потоков с получением максимального экологического эффекта.

В соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» [2] хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, которые условно можно выделить в три категории:

1) экономические:

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей

среде;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц в деятельности по охране окружающей среды;

2) правовые:

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

3) социальные:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- сохранение биологического разнообразия;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

Для выполнения этих требований разрабатываются мероприятия по улучшению качества среды обитания человека, которые при наименьших затратах дают возможность получить максимальный эффект - свести к минимуму ущерб от воздействия на окружающую среду.

Ущерб от загрязнения окружающей среды складывается из дополнительных затрат для общества в связи с изменениями в ней; затрат на возвращение среды в прежнее состояние; дополнительных затрат будущих поколе-

ний в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных, а иногда невозоб-новимых ресурсов. Экологический ущерб может быть оценен детализирован-но по объектам воздействия или укрупненно по средам воздействия (атмосфера, вода, земля). Их можно назвать первичными средами воздействия, а объекты воздействия - вторичными средами воздействия. Обычно ущерб оценивается по объектам, оказывающимся под воздействием загрязнителей: население, промышленные предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы и т. д.

Существует возможность определения величин ликвидируемого ущерба от реализации мероприятий исходя из структурно-целевой модели для дерева целей [1], которое приведено на рисунке.

Рис. Пример дерева целей для расчетов характеристики мероприятий

Структурно-целевая модель включает главную цель - улучшение качества среды обитания на конкретной рассматриваемой территории (например, в микрорайоне округа мегаполиса, в отдельном городе региона и т. д.), и подцели главной цели - улучшение состояния первичных и вторичных сред. Экспертная оценка показывает вклад каждой из сред в реализацию поставленной цели. Причем при формулировке и структуризации целей предполагается полное их достижение. Следовательно, возможен обратный расчет, т. е. исходя из величины ущерба для цели верхнего уровня можно определить ущерб для целей более низкого уровня. Поскольку предполагается полное удовлетворение целей верхнего уровня, то это деление должно проводиться без остатка по формуле

У/ = аг] Уг ,

где У/ - ущерб для цели у (/ е I , где I - множество вершин на уровне I); ау - коэффициент вкладау-й цели в реализацию г-й цели; Уг - ущерб для цели г (г е !г).

С помощью такого расчета можно провести деление величины полного ущерба между всеми целями, представленными в структурно-целевой модели, сверху вниз. Это позволит найти величины ущербов для всех висячих вершин модели, к которым относятся совокупности мероприятий, также имеющие оценки вклада в реализацию собственной цели.

Наряду с такими оценками по каждой совокупности мероприятий известна полнота достижения цели (П/), которая должна быть учтена при расчете ущерба, ликвидируемого при реализации рассматриваемых мероприятий s (s е S¡, где S¡- комплекс рассматриваемых мероприятий). Расчет ликвидируемого ущерба от реализации мероприятий производится по формуле

Улs = ащ У П; / 100.

Из этой формулы следует, что суммарный ликвидируемый ущерб по всем мероприятиям будет меньше или равен полному ущербу. Теперь можно провести обратный расчет, который позволит найти величины ликвидируемого ущерба от реализации данного набора мероприятий для каждой из целей в структурно-целевой модели. Такой расчет производится снизу вверх, т. е. начиная с целей нижнего уровня и постепенно поднимаясь к целям верхнего уровня. Так, для висячих вершин величина ликвидируемого ущерба составит

Ул; = 2 Улs .

SGS,

Для расчета ликвидации ущерба для любой цели верхнего уровня необходимо суммировать ликвидируемые ущербы целей - висячих вершин соответствующего куста. В итоге можно получить величину ликвидируемого ущерба для цели верхнего уровня, т. е. цели всего проекта. Эта величина совпадает с простой суммой ликвидируемых ущербов по всем мероприятиям. В табл. 1 приведены данные по структурно-целевой модели.

Т а б л и ц а 1

Основные характеристики структурно-целевой модели

Код цели Вклад Полнота реализации (для висячих вершин), % Код цели Вклад Полнота реализации (для висячих вершин), %

1 0,3 - 2.1.1 0,2 35

2 0,5 - 2.1.2 0,1 40

3 0,2 - 2.1.3 0,7 90

1.1 0,4 - 2.2 0,7 -

1.2 0,2 - 2.2.1 0,5 75

1.3 0,4 - 2.2.2 0,5 65

1.1.1 0,6 40 3.1 0,4 -

1.1.2 0,4 50 3.1.1 0,2 80

1.2.1 0,3 60 3.1.2 0,4 -

1.2.2 0,3 75 3.1.2.1 0,4 80

1.2.3 0,4 80 3.1.2.2 0,6 90

1.3.1 0,2 90 3.1.3 0,4 60

1.3.2 0,8 60 3.2 0,4 -

2.1 0,3 - 3.2.1 0,1 50

3.2.2 0,9 70

3.3 0,2 55

Примем, что суммарный полный ущерб равен 678 млрд. рублей. Необходимо оценить ликвидируемый ущерб от реализации каждого из мероприятий проекта, характеристики которых даны в первых двух колонках табл. 1. Коэффициенты, характеризующие вклад целей или мероприятий по каждому кусту, в сумме равны единице (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Характеристики мероприятий

Код меро- Оценка Ликвидируемый Код меро- Оценка Ликвидируемый

приятий вклада в ущерб, приятий вклада в ущерб,

реализацию млрд. руб. реализацию млрд. руб.

цели цели

1.1.1.1 0,4 7,72 2.1.3.1 0,4 25,33

1.1.1.2 0,1 1,93 2.1.3.2 0,2 12,66

1.1.1.3 0,5 9,65 2.1.3.3 0,4 25,33

1.1.2.1 0,7 11,26 2.2.1.1 0,1 8,79

1.1.2.2 0,3 4,82 2.2.1.2 0,9 79,15

1.2.1.1 0,2 1,45 2.2.2.1 0,3 22,86

1.2.1.2 0,8 5,79 2.2.2.2 0,2 15,24

1.2.2.1 0,5 4,53 2.2.2.3 0,5 28,10

1.2.2.2 0,5 4,53 3.1.1.1 0,1 0,86

1.2.3.1 0,4 5,14 3.1.1.2 0,9 7,72

1.2.3.2 0,3 7,72 3.1.3.1 0,6 7,72

1.3.1.1 0,2 2,89 3.1.3.2 0,4 5,14

1.3.1.2 0,3 4,34 3.2.1.1 1,0 2,68

1.3.1.3 0,5 7,24 3.2.2.1 0,4 13,51

2.1.1.1 0,3 2,11 3.2.2.2 0,6 20,26

2.1.1.2 0,1 0,70 3.1.2.1.1 0,3 2,06

2.1.1.3 0,6 4,23 3.1.2.1.2 0,5 3,43

2.1.2.1 0,5 2,01 3.1.2.1.3 0,2 1,37

2.1.2.2 0,5 2,01 3.1.2.2.1 0,4 3,09

3.1.2.2.2 0,6 4,63

3.3.1 0,3 4,42

3.3.2 0,7 10,32

Расчет полного и ликвидируемого ущербов для целей структурно-целевой модели приведен в табл. 3.

Суммарный ликвидируемый ущерб равен 443,43 млрд. рублей, т. е. цель проекта достигается на 65,4%. По значениям ликвидируемого ущерба следует ориентироваться на мероприятия, дающие максимальные его величины, чтобы при их выполнении можно было значительно снизить загрязнение окружающей среды.

Таким образом, основным принципом, заложенным при выборе того или иного мероприятия, является его эффективность.

Т а б л и ц а 3

Расчет полного и ликвидируемого ущербов по целям структурно-целевой модели

Код цели Полный ущерб, млрд. руб. Полнота реализации, % Ликвидируемый ущерб, млрд. руб. Код цели Полный ущерб, млрд. руб. Полнота реализации, % Ликвидируемый ущерб, млрд. руб.

1 201,00 - 117,59 2.2 234,50 - 164,15

2 335,00 - 238,63 2.2.1 117,25 75 87,94

3 134,00 - 87,21 2.2.2 117,25 65 76,21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1 80,40 - 35,38 3.1 53,60 - 36,02

1.1.1 48,24 40 19,30 3.1.1 10,72 80 8,58

1.1.2 32,16 50 7,24 3.1.2 21,44 - 14,58

1.2 40,20 - 29,15 3.1.2.1 8,58 80 6,86

1.2.1 12,06 60 7,24 3.1.2.2 12,86 90 7,72

1.2.2 12,06 75 9,05 3.1.3 21,44 60 12,86

1.2.3 16,08 80 12,86 3.2 53,60 - 36,45

1.3 80,40 - 53,06 3.2.1 5,36 50 2,68

1.3.1 16,08 90 14,47 3.2.2 48,24 70 33,77

1.3.2 64,32 60 38,59 3.3 26,80 55 14,74

2.1 100,50 - 74,48

2.1.1 20,10 35 7,04

2.1.2 10,05 40 4,02

2.1.3 70,35 90 63,32

При исследовании комплекса мероприятий проекта анализ вариантов показал, что эти мероприятия могут быть трех видов:

- единичные;

- множественные несвязанные;

- множественные связанные.

В зависимости от этого при оценке множественных связанных мероприятий нужно принимать не только их совместную стоимость, но и общий ликвидируемый ущерб.

Приведенная процедура оценки ликвидируемого ущерба может быть принята как укрупненная. Это следует из условностей расчета ущерба и из того, что предложенный подход базируется на системном охвате всех мероприятий, включенных в проект.

Список литературы

1. Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования. - М. : Закон и право; ЮНИТИ, 1998.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.