1,39 млрд руб. соответственно. При этом прогнозируемый размер вы1плачиваемыгс возмещений выгодоприобретателям составит от 125,6 млн руб. в 2005 г. до 323,3 млн руб. в 2014 г. (по данным страховых организаций).
3. С экологической точки зрения применение на практике предлагаемого экономического подхода к окружающей среде приведет к существенному снижению ее загрязнения в Кемеровской области. Загрязнение атмосферы должно снизиться на 30,46 %,
водных объектов - на 27,82 %, земной поверхности размещением на 37,61 %.
Предлагаемый экономический механизм обеспечивает заинтересованность промышленных предприятий в снижении негативного воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что для улучшения ситуации с охраной окружающей среды необходимо изменить к ней отношение природопользователей за счет внедрения экономического механизма.
Литература
1. Доклад о состоянии окружающей среды в Кемеровской области за 2004 год [Текст] // Кемерово: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. 2005.
Поступила в редакцию 14. 10. 2006
УДК 504.03; 504:34
С.Н. Часовников
ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА
Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета
Проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды являются достаточно сложными, их суть сводилась к потребительскому отношению человека к природе. В последние десятилетия такая политика стала давать сбои вследствие того, что были достигнуты определенные естественные пределы воздействия человека на окружающую природную среду. Поэтому необходимо учитывать эти ограничения и разработать механизмы перехода экономического развития от современного его состояния к устойчивому. В противном случае воздействие окружающей среды на общество окажется негативным.
Сложная экологическая обстановка в стране формирует необходимость создания эффективного механизма охраны окружающей среды, который позволил бы снизить на нее антропогенную нагрузку.
Применяемый на практике механизм ориентирован на административные методы воздействия и в меньшей степени на экономические, суть которых сводится к системе экологических платежей, размер которых не покрывает расходов по устранению ущерба от деятельности предприятий. Также он не сопоставим со стоимостью очистных сооружений, поэтому экономическим субъектам выгоднее производить отчисления в бюджеты и не вкладывать средства в строительство очистных сооружений.
Опираясь на международный опыт, можно заключить, что наибольший эффект достигается при использовании экономических и рыночных методов, так как они позволяют воздействовать на экономические интересы природопользователей. При этом не следует
недооценивать значимость методов административного регулирования, которые позволяют определить нормы и требования к участникам экологического рынка, формируя основу для применения экономических и рыночных методов.
В научной литературе при описании методов стимулирования охраны окружающей среды акцент делается на рассмотрение экономического механизма рационального природопользования, а охрана окружающей среды отходит на второй план.
Для эффективного решения экологических проблем предлагается выделить из экономического механизма природопользования охрану окружающей среды в отдельный экономический механизм для повышения эффективности управления природоохранной деятельностью промышленных предприятий. Под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается система методов, способов и приемов воздействия на природопользователей, способных создать их материальную заинтересованность в соблюдении экологических требований.
Экономический механизм на региональном уровне позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия, в которых существуют предприятия с целью снижения загрязнения окружающей среды.
Формирование на практике экономического механизма охраны окружающей среды на региональном уровне подразумевает определение его основных элементов. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды взаимосвязаны с элементами экономического механизма рационального природопользования. В работе предлагаются следующие
структурные элементы экономического механизма Планирование природопользования и природоох-
охраны окружающей среды (рис. 1): ранной деятельности выражается в расчете, разработке
Рис. 1. Соподчиненность элементов экономических механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды
и установлении форм и ограничений использования природных ресурсов, в том числе предельно допустимых антропогенных нагрузок на природную среду, т.е. производится расчет потенциально возможного изъятия или иной эксплуатации природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения существенного ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ. Основное правило планирования природопользования: общая нагрузка на окружаю-
щую среду и ее ресурсы не должна превышать восстановительные возможности экосистемы.
Результаты планирования природопользования и природоохранной деятельности обычно на государственном уровне находят отражение в экологических программах. Под экологическими программами понимается увязка по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекса мероприятий, направленных на решение экологических проблем [1].
Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и качества окружающей
среды основаны на ведении комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР), т.е. банков территориально-организованных данных о природно-ресурсном потенциале и об экологической ситуации конкретной территории, содержащих автоматизированную систему сопоставления этих данных для принятия необходимых управленческих решений в сфере природопользования. Что касается самого понятия «кадастр», то оно означает систематизированный свод сведений, включающий качественную и количественную оценку объектов и явлений [1].
Относительно определения лимитов на природопользование и загрязнение окружающей среды можно сказать, что это территориальные системы экологических ограничений, определяющие природополь-зователям на определенный срок объемы изъятия природных ресурсов, сбросов, выбросов и захоронений отходов. Лимиты устанавливаются специально уполномоченными органами исходя из экологической емкости территории.
Под лицензированием природопользования, как уже отмечалось ранее, понимается система обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализующаяся через выдачу специальных разрешительных документов - лицензий.
Лицензия определяет права и обязанности приро-допользователя, сроки и объемы природопользования, размеры платежей (в том числе сверхлимитных), виды и формы возмещения ущерба. Правом на выдачу лицензий и заключение соответствующих лицензионных договоров обладают федеральные специально уполномоченные органы.
В настоящий момент в России для предприятий, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду одновременно по нескольким видам загрязняющих веществ, необходимо наличие лицензии на комплексное природопользование (срок действия которой не должен превышать 5 лет).
В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровнях государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования -централизованного распределения материально-технических ресурсов.
Необходимо отметить, что использование собранных средств на финансирование природоохранной
деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий.
Последним элементом экономического механизма является экономическое стимулирование, составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул - это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.
Эколого-экономическое стимулирование включает:
- налогообложение (в том числе экологическое);
- финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);
- ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);
- государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;
- система управления экологическими рисками;
- создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;
- формирование рынка экологических работ и услуг;
- проведение политики торговли правами на загрязнения;
- введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения.
В целом можно выделить две группы методов эко-лого-экономического стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации [2]. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.
Учитывая международную практику формирования экономического механизма охраны окружающей среды, а также текущую ситуацию в стране, в работе предлагается сконцентрировать внимание на двух его элементах:
- экономическом стимулировании природоохранной деятельности;
- финансировании природоохранных мероприятий.
Первый элемент сводится к экологическим платежам и требует совершенствования методики их расчета.
Второй элемент экономического механизма предлагается внедрить в практику систему экологических региональных фондов, занимающихся целевым финансированием природоохранных мероприятий. В ча-
стности, рекомендуется разработать такие экономические инструменты, как экологический лизинг и обязательное страхование экологических рисков.
В заключение следует отметить, что для повышения эффективности функционирования экономического механизма рационального природопользования необходимо выделить в отдельную подсистему экономический механизм охраны окружающей среды и сформировать его основные элементы на региональном уровне.
Литература
1. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учеб. пособие. М., 2003. С. 205, 221, 223.
2. Панькова В.Н. Природопользование. Новосибирск, 2000. С. 142.
Поступила в редакцию 14. 10. 2006