Научная статья на тему 'Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения'

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2960
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / ПРИБЫЛЬ / ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ / ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТОРГОВЫЙ БИЗНЕС / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / РЫНОК ТОВАРОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА / ДУШЕВОЙ ТОВАРООБОРОТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДАЖ / TRADE / PURCHASE AND SALE / NETWORK-SALES / TURNOVER / PROFIT / TRADING CAPITAL / ADDED GROSS VALUE / TRADE-BUSINESS / INCOMES / CONSUMER SPENDING / MARKET OF GOODS / MARKET SIMULATION / PER CAPITA TURNOVER / REGIONAL ANALYSIS OF SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляевский Игорь Константинович

В статье анализируются статистические данные, которые показывают, что на современном этапе развития общества торговая деятельность играет видную роль в экономике и социальной жизни. Торговля представляет собой функцию двух взаимосвязанных процессов и явлений: экономических -обмена товаров на деньги с целью получения прибыли, и социальных обеспечение определенного уровня благосостояния в результате удовлетворения спроса покупателей. Менеджмент и маркетинг современной торговли нуждаются в системе эконометрических, статистических и социологических оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF TRADE: THE STATISTICAL CHARACTERISTICS OF THE MARKET OF CONSUMER GOODS

The article analyses the statistics, which show that the trading activity plays a prominent role in the economy and social life at the present stage of the society development. Trade is a function of two interrelated processes and phenomena: economic the exchange of goods for money with the aim of profit, and social to ensure a certain level of well-being as a result of the satisfaction of buyers demand. Management and marketing of modern commerce need a system of econometric, statistical and sociological assessments.

Текст научной работы на тему «Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения»

ЭКОНОМИКА ТОРГОВЛИ, МАРКЕТИНГ, РЕКЛАМА

УДК 311.1 339.1 339.138

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения

В статье анализируются статистические данные, которые показывают, что на современном этапе развития общества торговая деятельность играет видную роль в экономике и социальной жизни. Торговля представляет собой функцию двух взаимосвязанных процессов и явлений: экономических — обмена товаров на деньги с целью получения прибыли, и социальных — обеспечение определенного уровня благосостояния в результате удовлетворения спроса покупателей. Менеджмент и маркетинг современной торговли нуждаются в системе эконометрических, статистических и социологических оценок.

Ключевые слова: торговля, купля-продажа, сетевая торговля, товарооборот, прибыль, торговый капитал, валовая добавленная стоимость, торговый бизнес, доходы населения, потребительские расходы, рынок товаров, моделирование рынка, душевой товарооборот, региональный анализ продаж.

И.К. Беляевский

Торговля — сложный и многоструктурный процесс, включающий экономическую, социальную, организационную и технологическую составляющие. Это один из наиболее важных социально-экономических процессов, исторические корни которого уходят в глубину веков. Без торговли, как показывает исторический опыт, немыслимо развитие и совершенствование человеческой цивилизации. Торговля представляет собой процесс доведения продукта до конечного потребителя в условиях рынка и поэтому является заключительным этапом товарно-денежного обращения. С позиции экономики и права она является формой предпринимательской деятельности [7, С. 16], основная цель которой — извлечение прибыли, а в социальном аспекте торговля рассматривается как процесс удовлетворения потребностей покупателей.

Торговля — в широком смысле — синоним коммерции, механизма, обеспечивающего распределение товарной массы в соответствии с экономическим за-

© Беляевский И.К., 2013

125

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

коном спроса — предложения. Сущность торговли как элемента товарноденежных отношений заключается в обмене товаров, принадлежащих продавцу, на деньги покупателя, собственника этих денег. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99, товаром является любая вещь, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи [26]. Назначение товара — быть проданным и удовлетворить чью-либо потребность. Однако от момента создания (производства) товара до его конечного потребления (использования) он проходит большой путь (и в экономическом, и в территориально-географическом пространстве). Товар неоднократно перепродается, приобретая дополнительные элементы, увеличивая его конечную стоимость. Этот процесс измеряется стоимостными (денежными) показателями и является одним из основных характеристик торговой деятельности (рисунок 1).

/ 7

7 7

Произ- ________ Оптовая Оптовая ^ Розничная Розничная П огреб л е-

ВОДСТВО Сбыт * торговля продажа торговля продажа ние

Оплата купленных товаров

Рисунок 1. Торговый процесс (купля-продажа товаров).

Движение товарной массы в форме купли-продажи

В ходе проведения масштабной экономической реформы выделился и оформился как самостоятельное направление сложно структурированный социально-экономический и управленческий процесс, получивший в мировой практике название маркетинг. В трудах Ф. Котлера — патриарха маркетинга — содержится указание, что маркетинг означает управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения нужд и запросов человека [8, С. 29]. Соответственно торговый маркетинг — это деятельность торговых организаций и предприятий, обеспечивающих управление, организацию и исследование процесса купли-продажи товаров, их продвижение к конечному потребителю. Торговый маркетинг занимается также выявлением, моделированием и прогнозированием социально-экономических, демографических, психографических, политических и других факторов, влияющих на ситуацию, складывающуюся на оптовом и потребительском рынках, и их развитие. Одной из важнейших задач торгового маркетинга является разработка эффективной маркетинговой стратегии, которая должна быть реализована на рынке. Она тесно связана с постановкой коммерческих целей и их реализацией.

Современная российская торговля — это преимущественно крупная торговля, которая охватывает более трети общего розничного товарооборота, причем ее доля в последние годы постепенно увеличивается. Показатель-

126

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

но, что именно крупная торговля развивается наиболее высокими темпами. Однако не менее важную роль на потребительском рынке в формировании и развитии розничного товарооборота играет малый торговый бизнес, которому принадлежит примерно четвертая часть общего оборота. В таблице 1 приводятся статистические данные о роли хозяйственных субъектов торговли.

Таблица 1

Товарооборот розничной торговли по типам хозяйствующих субъектов,

2008—2011 годы

2008 год 2011 год

млрд рублей % к итогу млрд рублей % к итогу темп роста*, %

Оборот розничной торговли — всего, в том числе: 13924,9 100,0 19082,6 100,0 137,0

организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства 4303,1 31,0 6648,2 34,8 154,5

субъектов среднего предпринимательства 600,9 4,3 656,6 3,4 109,3

малых предприятий (включая микропредприятия) 3693,3 26,5 4854,5 25,5 131,4

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка 3497,1 25,1 4717,4 24,7 134,9

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 1830,6 13,1 2205,9 11,6 120,5

[22, С. 526; 23, С. 516 и собственные расчеты автора]. *В ценах соответствующих лет.

Особенностью российской торговли можно считать значительный объем продаж, осуществляемых вне рынка (около четвертой части общего оборота). По некоторым данным, 53% индивидуальных предпринимателей занимается оптовой и розничной торговлей [33]. На наш взгляд, это связано с несколькими причинами. Во-первых, возможность выбора сегмента покупателей с невысокими доходами и возможность осуществить более дешевую покупку (за счет отсутствия излишних накладных расходов). Во-вторых, в такой торговле часто присутствует ориентация на сравнительно небольшие города, где также цены ниже, чем в больших городах. Однако это может еще объясняться ограниченностью торговых площадок, особенно в периоды сезонного спроса. На это также косвенно указывает слабое развитие продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.

Важную роль в торговой деятельности в последние десятилетия стала играть так называемая сетевая торговля, представляющая собой совокупность

127

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

торговых предприятий, находящихся под общим управлением. Она доказала свои преимущества как в экономической эффективности, так и в управляемости. По некоторым данным, в развитых странах торговыми сетями охвачено все рыночное пространство, тогда как прочие маленькие магазинчики, лавки и т.п. занимают не более 4% рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70—75% розничного товарооборота, в то время как в России она находится на уровне 20—30% [26]. Сетевая торговля — одно из современных направлений инновационной экономики в сфере обращения товаров и услуг [6, С. 7].

В последние годы сетевая торговля развивается опережающими темпами, о чем свидетельствуют данные 2011 года, согласно которым ее оборот вырос на 11,3%, в то время как в среднем по всем форматам торговли — только на 7,0%. В общем объеме розничного оборота сетевая торговля в 2011 году занимала 18,5% (на 1 процентный пункт больше, чем в 2010 году), в первом полугодии 2012 года доля сетевой торговли выросла до 20,1% [25, О состоянии розничной торговли в 2011 году и I полугодии 2012 года]. Однако, по нашему мнению, развитие сетевой торговли нуждается в определенном контроле и воздействии со стороны государства, без чего есть риск возникновения диктата крупных торговых предприятий над системой сбыта и поставки. Поэтому наряду с поощрительными мерами должна быть предусмотрена система защиты малого и среднего торгового бизнеса.

Спецификой современной торговой деятельности является широкое использование электронных платежных средств и электронной торговли. Электронная торговля в России в последние годы получила широкое распространение. Электронная торговля — это вид торговли, осуществляемый с помощью информационных технологий, в частности через Интернет (интернет-магазины). Под интернет-магазином обычно понимают специализированный сайт, предлагающий покупателям услуги по приобретению товаров. За 2012 год онлайн-продажи в России выросли на 28%, а в 2015 году рынок розничной электронной торговли, по прогнозам первого в России исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции, Data Insight, составит от 690 до 900 млрд рублей против 310 млрд рублей в 2011 году [28].

Следовательно, во-первых, торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров на рынке, то есть обмена товаров на деньги покупателей. Во-вторых, торговля является сферой экономической деятельности, формой предпринимательства, специализирующейся на выполнении торгово-посреднических функций. В-третьих, торговля — элемент товарного рынка, обеспечивающий необходимые пропорции спроса и предложения. Однако в понятие торговли как процесса входит еще и деятельность по обсуждению условий купли-продажи, и в первую очередь спор о цене — сам процесс торга, цель которого — прийти к равновесной цене, с которой согласны и продавец и покупатель. Кроме того, торговля — элемент обслуживания населения, оказание помощи покупателю при выборе товара и

128

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

оказании другой помощи покупателю [14, С. 221—222]. В то же время нередко под торговлей понимают географическое место торговли, пространство, территорию, где, собственно, происходит купля-продажа товаров.

Торговля — важная составная часть российской экономики, где формируется и функционирует ее капитал, то есть денежные, материальные и иные средства, вложенные в предприятие. Конечная цель торгового капитала — продажа (реализация) товаров для превращения его в денежный капитал и получение в ходе этого процесса дохода и прибыли. Размер капитала как раз и определяет потенциальные возможности торговли. В 2012 году через различные каналы товарного обращения (валовой оборот) было реализовано товаров на сумму 65,9 трлн рублей, из них почти третья часть (21,3 трлн рублей) приходится на продажу товаров населению. Чистая прибыль торговых организаций (без индивидуальных предпринимателей и розничных рынков) в 2011 году составила 2,0 трлн рублей, или 4,9% к товарообороту. Элементом наращивания торгового капитала являются текущие инвестиции инновационного характера. В 2011 году они составили 204,7 млрд рублей, или 0,5% валового оборота, что значительно меньше, чем в других сферах экономики.

В 2011 году торговой деятельностью занимались 1,8 млн организаций и предприятий России различной направленности и хозяйственно-экономической подчиненности, их доля в общем числе составляла 37%, а в стоимостных категориях, в общем обороте организаций — 41%. Кроме того, в розничной торговле были заняты 1,7 млн индивидуальных предпринимателей. Валовая добавленная стоимость продукта, созданного в торговле, как экономический результат ее рыночной деятельности, в 2011 году составила 8822 млрд рублей (в текущих ценах), что равно 19,5% от общей стоимости (столько же, сколько и в 2005 году).

Тот факт, что торговая сфера занимает почти пятую часть валовой добавленной стоимости, говорит о важной роли торговли в экономической деятельности. Следует иметь в виду, что торговля выполняет важную фискальную функцию, обеспечивая более десятой доли всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В торговой сфере в 2011 году было занято 12,2 млн человек — 18,0% общего числа занятых в России, то есть на 9,8% больше, чем в 2005 году. В торговый процесс вовлечены миллионы участников — покупателей. Совокупность таких покупателей включает все фактически проживающее население (как постоянное, так и временно находящееся в стране), то есть 142,96 млн человек (в среднем за год). [22, С. 46; 22, 134, 323, 356, 364, 522, 532, 538; 25, Национальные счета/структура ВРП по видам экономической деятельности в 2011 году/собственные расчеты автора].

Торговая деятельность регулируется сложившимися в этой сфере правовыми и нормативными актами, в частности федеральными законами и Гражданским кодексом Российской Федрации, который нередко называют экономической конституцией. С правовой точки зрения торговля рассмат-

129

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

ривается как разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемая в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного кодекса [20]. Непосредственным управлением торговой деятельностью занимаются хозяйственные структуры торговых организаций и предприятий. Однако в современных условиях ряд контрольно-управленческих функций берет на себя государство, начиная с муниципального уровня и кончая высшими органами государственного управления. Задача государства как раз заключается в том, чтобы обеспечить истинное равенство и баланс интересов, что достигается только через правовое регулирование отношений. Государственное регулирование торговой деятельности — это создание условий для равных, конкурентных, цивилизованных и ответственных отношений между сторонами в производстве и реализации продовольственных товаров [30].

Государственное регулирование торговой деятельности должно исходить из интересов всего общества, а не отдельных корпораций и регионов, и в своей торговой политике ориентироваться на целевые программы, индикативное планирование, инновационные методы. Принятый в 2009 году Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» создает предпосылки совершенствования как государственного, так и корпоративного управления торговой деятельностью. Целью государственного регулирования торговли является во-первых, обеспечение единства экономического пространства путем установления соответствующих требований к организации и осуществлению торговой деятельности; во-вторых, обеспечение доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; в-третьих, соблюдение прав и законных интересов как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также населения в целом. В то же время государственное регулирование торговой деятельности никоим образом не ущемляет права и самостоятельность в действиях торговых муниципальных и корпоративных структур и, как правило, не требует непосредственного административного воздействия.

Действующий в России Федеральный Закон о торговле должен, во-первых, упорядочить ценообразование в оптовой и в розничной торговле, во-вторых, ограничить произвол перекупщиков, укрепить возможности антимонопольного государственного регулирования, в-третьих, создать предпосылки к сдерживанию роста цен. Закон предусматривает более прозрачные схемы взаимодействия поставщиков и розничных сетей, что очень важно для всех участников торгового процесса как производителей, так и потребителей. Его суть заключается в том, что кардинально совершенствуется все цепочка товародвижения [21].

Функционально торговля представляет собой совокупность торговых предприятий и организаций, занимающихся куплей-продажей товаров и характеризующихся общностью форм и методов торговой деятельности, технологий торговли, основных фондов, профессиональной подготовки работаю-

130

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

щих и удовлетворяемых в данной сфере потребностей. Поэтому современный торговый механизм можно рассматривать как инструмент управления и распределения товаров и денежных средств, который осуществляется в форме уступки прав собственности одного участника процесса в обмен на деньги другого участника. Это, безусловно, связано с осуществлением широкомасштабной приватизации в ходе проведения экономической реформы, когда основной формой собственности в торговле стала частная торговля. Ее доля в общем объеме розничного оборота занимала в 2011 году 83,4%, тогда как до начала экономической реформы она не превышала 7,6%. Удельный вес оборота предприятий государственной и муниципальной собственности снизился с 70,3% в 1990 году до 1,1%. После 2000 года постепенно стала расти доля других форм собственности, достигнув в 2011 году 15,5% [22, С. 530].

В результате экономической реформы сложилась самостоятельная сфера предпринимательской деятельности — торговый бизнес. Торговым бизнесом называют деятельность торговых предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которая в принципе должна приносить доход. В процессе стратегического управления торговой деятельно -стью используются схемы бизнес-моделирования, то есть создания системы коммерческих взаимоотношений в торговле, которая позволяет выделить в торговой сфере ряд секторов.

B2B (англ. Business-to-Business) — дословно бизнес для бизнеса, взаимоотношения между коммерческими (торговыми) организациями, компаниями, как правило, юридическими лицами, или сектор рынка, ориентированный на оптовую торговлю; его отличительным признаком является незавершенность процесса конечного потребления и переход товарной массы на последнем этапе товародвижения в сферу потребления. В секторе В2В выделяются две подгруппы: продажа товаров производственного назначения, в том числе товаров, которые являются сырьем для производства товаров потребительского назначения; и сбыт произведенной продукции потребительского назначения для сектора В2С.

Рынок В2В в большей своей части представлен оптовой торговлей. По данным 2010 года, оптовый рынок на 47,3% состоит из товаров первой группы: сельскохозяйственного сырья (1,3%), несельскохозяйственных промежуточных продуктов, отходов и лома (42,3%), машин, оборудования, эксплуатационного оборудования, материалов и принадлежностей (3,7%). К товарам второй группы относятся пищевые продукты, напитки и табачные изделия (20,9%) и непродовольственные товары (14,8%). Прочие товары, не вошедшие в указанные группировки, занимали 16,5%. Общий объем оптового товарооборота составил в 2010 году — 32,2 трлн рублей, в 2011 году —

39,5 трлн рублей, а в 2012 году — 44,6 трлн рублей. При этом определенная часть товаров как производственного, так и потребительского назначения продается через посредство товарных бирж. В 2011 году биржевой оборот составлял 141 млрд рублей, что равно 0,9% от общего объема опто-

131

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

вого рынка. Из этой суммы 95% приходится на товары производственнотехнического назначения.

Объем продаж на оптовом рынке России за период 2005—2012 годов увеличился (в сопоставимых ценах) на 41%, то есть в среднем за год он рос на 6%. Однако развитие оптовой торговли происходило крайне неравномерно: в 2005—2009 годах темпы прироста ежегодно сокращались с 10 до 2%. В посткризисный период оптовые продажи снова начали расти: с 3% в 2010 году до 6,6% в 2012 году [23, С. 93, 94; 22, С. 538, 542; 24, Пред-принимательство/оптовая торговля/оперативная информация, 2013 год; собственные расчеты автора].

B2C (англ. Business-to-Consumer) — дословно бизнес для потребителей, взаимоотношения с конечным потребителем товаров, или сектор рынка, ориентированный на конечного покупателя, как правило, физическое лицо; характеризуется торгово-сбытовыми взаимоотношениями между торговой организацией и частным, так называемым конечным, потребителем. Конечным он называется, потому что отражает заключительный этап товародвижения. В секторе В2С концентрируются товары потребительского назначения, которые затем вовлекаются в товарное обращение в основном через каналы оптовой торговли, хотя частично они его минуют, образуя прямой канал товародвижения. Сектор В2С также считается эффективным при организации посреднической торговли.

К бизнесу В2С относится и оптовый товарооборот потребительских товаров, ориентированный главным образом на поставку товаров для розничной торговли, и розничный оборот, представляющий собой продажу потребительских товаров конечным потребителям, преимущественно населению. Подгруппой данного сектора можно считать систему C2C (англ. Customer-to-Customer), что истолковывается как торговля одних потребителей с другими, заключение сделок между собой: взаимоотношения между потребителями (в частности, перепродажа предпринимателями и физическими лицами товаров друг другу).

В 2012 году через каналы В2С было продано пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия на сумму 9,9 трлн рублей, в полтора раза больше, чем в 2005 году (в сопоставимых ценах) и непродовольственных товаров — на сумму 11,4 трлн рублей, то есть в 1,3 раза больше [22, С. 523, 527; 24, Предпринимательство/розничная торговля/оперативная информация, 2013 год; собственные расчеты автора].

Более узко под B2C понимают системы электронной коммерции между юридическими лицами и физическими. Иными словами, B2C называют сложные программно-аппаратные комплексы, направленные на возможность ведения торговли в Интернете.

B2G (англ. Business-to-Government) — дословно бизнес для государства, отношения между бизнесом и государством, в частности с системой государственных закупок, например, для проведения электронных торгов го-

132

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

сударственными и муниципальными заказчиками разработана система Б20-Госзакупки.

G2B (англ. Government — to-Business, дословно правительство — бизнесу) — перечень электронных средств для осуществления онлайн-взаимодействия исполнительной власти и торговых структур, имеющие целью поддержку и развитие торговых организаций и предприятий. К ним относятся информационные веб-сайты органов власти, государственных структур управления и регулирования торговли, а также системы электронных закупок. Кроме того, в сфере B2G проводятся интернет-аукционы, которые представляют собой развивающуюся рыночную нишу. Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») проводится, в отличие от обычных аукционов, дистанционно, без личного участия в месте проведения, через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Торговая деятельность, безусловно, носит в первую очередь экономический характер, поскольку торговля специализируется на выполнении торгово-посреднических функций доведения товаров от сферы производства до сферы потребления и распределения товарной массы в экономическом и географическом пространстве в соответствии с законами спроса и предложения. У торговли, как у совокупности предприятий и организаций, осуществляющих торговую деятельность, имеется очень важная для них коммерческая цель: получить прибыль от продажи товаров. Так, сальдированный финансовый результат торговли (прибыль минус убыток) был равен в 2011 году 2,1 трлн рублей, то есть 28,9% общего сальдо. В целом торговая деятельность в 2011 году была рентабельна, хотя доля убыточных организаций достаточно велика. Удельный вес прибыльных организаций торговли составлял 77% от общего числа организаций, а убыточных — 23%. Общий уровень рентабельности в торговле в 2011 году был равен 8,9% (на 0,6 процентных пункта ниже, чем в 2005 году). [22, С. 612, 614—615, 619; 24, Финансы организаций; собственные расчеты автора].

Однако для общества не менее важна социальная функция торговли, проявляющаяся в процессе удовлетворения потребностей населения. Социальное значение торговли заключается и в организации достойного уровня обслуживания покупателей, с учетом клиентоориентированности, а также в обеспечении экологических требований к торгово-технологическому процессу. Это соответствует стратегии развития торговли на 2011—2015 годы и на период до 2020 года. Она формулируется как требование максимально полного удовлетворения потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации [31].

Нужно понимать, что продать можно только то, что обладает определенной социальной полезностью, то есть то, что нужно потенциальным покупателям. Из общего объема расходов и накоплений населения на покупку потребительских товаров тратится более половины денежных

133

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

средств: в 2005 году — 51,0%, в 2011 году — 53,6% [22, С.168, 523 и собственные расчеты автора].

«Развитие торговли, — пишет известный специалист по торговому маркетингу И.М. Синяева, — отражает способности общества решать важнейшие социально-экономические проблемы». По ее мнению (и с ним приходится соглашаться), торговля определяет качество жизни общества, населения и условия, в которых населению приходится существовать [12, С. 263]. Под качеством жизни понимаются социологические оценки, выражающие степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, в том числе тех, которые обеспечиваются за счет торговой деятельности: торгового сервиса, качества и структуры питания, качества и модности одежды, мебели и других предметов потребления и т.п. [32].

В то же время уровень благосостояния общества в большой мере определяется характером и скоростью развития торговли — продажи потребительских товаров населению: объемом и структурой товарооборота, тенденциями их изменения и т.п. Так, в 2012 году, по предварительным данным, населению было продано товаров на сумму 21,3 трлн рублей, то есть в 1,7 раза больше, чем в 2005 году [22, С. 523 и собственные расчеты автора; 25, Предпринимательство/розничная торговля]. Чем быстрее растет продажа товаров населению, чем скорее доходит товар до потребителя, тем выше уровень жизни покупателей.

Развитие торговой деятельности характеризуется динамикой расходов населения на покупку товаров за счет денежных доходов и сбережений потребителей, а процесс удовлетворения потребностей — темпами роста физического объема продажи товаров населению (см. таблицу 2).

Таблица 2

Скорость развития продажи товаров в 2005—2012 годах

Годы Розничный товарооборот, млрд рублей Темпы роста продажи товаров, % к предыдущему году Изменения ценового фактора, % к предыдущему году

в ценах соответствующих лет в сопоставимых ценах

2005 7041,5 - - -

2006 8711,9 123,7 114,1 108,4

2007 10869,0 124,8 116,1 107,5

2008 13944,2 128,3 113,7 112,8

2009 14599,2 104,7 94,9 110,3

2010 16499,0 113,0 106,4 106,2

2011 19082,6 115,7 107,0 108,1

2012 21319,9 111,7 105,9 105,5

[22, С.523 и собственные расчеты автора]

134

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчеты показывают, что в предкризисный период (в 2005—2008 годах) расходы на покупку товаров увеличивались даже с некоторым ускорением, а реальный объем покупок к 2008 году замедлил свой рост. В разгар кризиса резко сократился, хотя и не прекратился рост затрат, а объем продаж уменьшился более чем на 5 пунктов. Ряд специалистов считает это достаточно мягким сценарием, хотя следует признать наличие спада на потребительском рынке. Если в 2010—2011 годах было отмечено некоторое увеличение темпов развития торговли, то уже в 2012 году темпы снова замедлились и в среднем существенно отстают от докризисной ситуации. Среднегодовой прирост реальных располагаемых среднедушевых доходов, который как раз и должен обеспечивать повышение благосостояния, в 2005—2007 годах составлял примерно 12%, а в 2010—2012 годах был неустойчив и колебался соответственно 5,9%, 0,4% и 4,4%.

Математико-статистическая и графическая модели динамики оборота розничной торговли отражаются диаграммой, показанной на рисунке 2.

[22, С. 523,527, 669; 25, Предпринимательство/розничная торговля; собственные расчеты автора].

Рисунок 2. Тенденции развития розничного товарооборота Российской Федерации

в 2005—2012 годах.

135

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

На рисунке 2 показана тенденция развития расходов населения на покупку товаров (товарооборота в ценах соответствующих лет) и объема покупок товаров (товарооборота в сопоставимых ценах). Данные, на которых базируется диаграмма, носят как экономический, так и социальный характер. В целом расходы населения на покупку товаров росли достаточно высокими темпами. За весь изучаемый период они увеличились более чем в 3 раза, то есть росли в среднем за год на 17,1%. При этом, как показывает трендовая динамическая модель, характер развития отличался сложностью и неравномерностью, которую отражает уравнение параболы 5-го порядка: до 2008 года расходы на покупку товаров росли с ускорением. Кризис 2008 года оборвал этот процесс, уровень потребительских затрат резко замедлился. Однако начиная с 2009 года он возобновился и затем продолжился, хотя и сравнительно невысокими темпами, что характерно для посткризисного периода.

Следует учитывать, что развитие торговли и процесс удовлетворения покупательского спроса происходят под прессом инфляционных процессов. Потребительские цены в 2012 году по сравнению с 2005 годом выросли в 1,8 раза (декабрь 2012 года к декабрю 2005 года) [22, С. 669; 24, Цены и тарифы/индекс потребительских цен; собственные расчеты автора]. Динамическое развитие торговой деятельности характеризуется темпами роста расходов населения на покупку товаров за счет денежных доходов и сбережений потребителей, а процесс удовлетворения потребностей — темпами роста физического объема продажи товаров населению. Поэтому реальное развитие торговли характеризуется индексом физического объема розничного товарооборота, то есть изменением расходов на покупку товаров за счет количественного фактора [13, С. 390—425].

Показательно, что в общих потребительских расходах более половины приходится на покупку продуктов питания и других товаров. Общий объем денежных расходов в 2005 году составлял 13,8 трлн рублей, из них на покупку потребительских товаров населением было затрачено 7,3 трлн рублей, то есть 53%. В 2012 году было израсходовано 35,6 трлн рублей, из них на покупку товаров — 20,1 трлн рублей, то есть 56%. Таким образом, доля потребительского рынка в общих расходах увеличилась на 3 процентных пункта [25, Население/уровень жизни/баланс денежных доходов и расходов населения].

Важнейшим социальным показателем торговли, непосредственно связанным с характеристикой уровня жизни, следует считать товарооборот на душу населения, который абстрагирован от фактора числа потребителей. С некоторой степенью условности его можно рассматривать в качестве уровня товарного потребления. В расчете на одного человека-потребителя в 2012 году приходилось 148,9 тысяч рублей. Разумеется, этот показатель зависит от возрастной структуры населения. При прочих равных условиях, чем больше возраст ребенка, тем больше у него потребностей, тем ши-

136

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

ре спектр потребностей. В качестве иллюстрации приводятся статистические данные о расходах на покупку потребительских товаров в домашних хозяйствах, имеющих различное число детей в возрасте до 16 лет (роль демографических факторов в расходах на покупку товаров показана в таблице 3).

Таблица 3

Структура расходов на покупку потребительских товаров в домашних хозяйствах, имеющих детей до 16 лет, в 2011 году.

Расходы на покупку потребительских товаров в домашних хозяйствах, имеющих Всего, рублей в среднем на одного члена домохозяйства, имеющего детей, в месяц в т.ч. В % к общей сумме расходов из них: Удельный вес натурального потребления в конечном потреблении, %

про дукты питания, включая табачные изделия и алкогольные напитки непродовольственные то вары продукты питания, включая табачные изделия и алкогольные напитки непродовольственные то вары

1 ребенка 7667,9 3298,6 4369,3 100,0 43,0 57,0 3,7

2 детей 6343,4 2709,6 3633,8 100,0 42,7 57,3 4,6

3 детей 4396,3 2177,0 2219,3 100,0 49,5 50,5 7,7

4 и более детей 3616,2 1371,8 2244,4 100,0 37,9 62,1 9,9

[22, С. 198 и собственные расчеты автора]

Проявляются три важные закономерности: во-первых, чем больше детей в домохозяйстве, тем меньше расходуется на одного его члена. Конечно, при этом ограничиваются возможности потребления детей и взрослых, но надо учитывать, что большая семья всегда экономнее малой семьи. Это сказывается прежде всего на организации питания в семье. Кроме того, большие семьи часто используют возможности подсобного хозяйства. Так, в семьях, где имеются 3 ребенка, доля натуральных поступлений в средних расходах на конечное потребление домашних хозяйств в 2011 году составляла 7,7%, а в семьях, где 4 и более ребенка, — 9,9% [22, С. 198].

Уровень развития потребительского рынка характеризуется показателями товарооборота на душу населения. Этот качественный социальный показатель развития уровня жизни населения отражает отношения товарооборота к среднегодовой численности населения, то есть может рассматриваться не только как рыночный, но и как демографический показатель. Существует многолетняя спорная проблема: считать ли данный показатель относительной или средней величиной. Не вдаваясь в существо спора, отметим, что он, безусловно, является одной из основных характеристик благосостояния населения.

В таблице 4 приводятся данные о товарообороте на душу населения в 2005—2012 годах.

137

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

Таблица 4

Изменения товарооборота на душу населения в 2005—2012 годах

Годы Товарооборот на душу населения, рублей/человек

рублей/человек темпы роста, в % к 2000 году

в ценах соответствующих лет в сопоставимых ценах

2005 49063 100,0 100,0

2006 60901 124,1 114,6

2007 76111 155,1 133,4

2008 97688 199,1 151,7

2009 102245 208,4 144,2

2010 115500 235,4 152,7

2011 133481 272,1 163,4

2012 148934 303,6 172,8

[22, С. 527; 25, Розничная торговля; собственные расчеты автора]

Оборот на душу населения в 2005—2012 годах в фактических ценах увеличивался в среднем ежегодно на 17,3%, но в сопоставимых ценах — только на 8,1%, то есть более чем в 2 раза медленнее. На рисунке 3 приводятся графическая и экономико-статистическая модели, характеризующие динамические тенденции душевого товарооборота.

Торговля представляет собой социально-экономический процесс, развивающийся не только во времени (в динамике), но и в географическом пространстве. Географический фактор весьма сильно проявляется в торговой деятельности. Региональный анализ коммерческой деятельности призван выявить, охарактеризовать и смоделировать тенденции и закономерности состояния и развития потребительского рынка в территориальном разрезе. Региональные различия в продаже товаров обусловлены комплексом социально-экономических и демографических факторов.

Линии тренда отражают неравномерности в развитии душевого товарооборота, связанные с характером докризисного периода, кризисный спад и посткризисный замедленный рост.

Однако развитие торговли — это не только динамический процесс, но и распределение рыночных характеристик по территории страны. Важно знать не только, что и сколько продается, но и где продается. Региональный анализ потребительского рынка тесно связан с федеративным характером государственного устройства России и с территориальными особенностями развития отечественной экономики и социальной жизнью. Регион — это территориальное социально-экономическое образование, объединенное/раз-деленное по физико-географическим, социально-экономическим, культурноисторическим и административным условиям и особенностям, а также традициям. В данном исследовании широко используется понятие макрорегиона, под которым понимается федеральный округ. В таблице 5 приведены данные о состоянии розничной торговли по федеральным округам в 2011 году.

138

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

[22, С. 527; 25, Розничная торговля; собственные расчеты автора].

Рисунок 3. Тенденции динамики товарооборота на душу населения в 2005—2012 годах.

Таблица 5

Уровень развития торговли в 2011 году в распределении по федеральным округам

Место макрорегиона в общем объеме товарооборота, % Место макрорегиона в общей численности населения, % Товарооборот на душу населения, рублей/человек Денежный доход населения на душу населения, тысяч рублей/человек Валовой региональный продукт на душу населения, тысяч рублей/человек Уровень безработицы, в % к численности экономически активного населения Доля экономически активного населения

ЦФО 34,6 26,9 171,4 325,1 348,1 4,2 52,7

СЗФО 9,1 9,5 127,8 253,9 286,8 5,3 55,5

ЮФО 8,9 9,7 122,8 199,0 165,6 7,0 50,3

СКФО 5,0 6,6 100,2 180,6 94,5 15,0 46,8

ПФО 18,2 20,9 116,2 207,4 189,1 6,6 53,8

УФО 9,5 8,5 149,9 283,7 420,9 6,9 55,3

СФО 10,8 13,5 107,2 196,8 212,4 8,2 52,9

ДФО 3,9 4,4 118,2 274,4 334,3 7,4 56,5

РФ, всего 100,0 100,0 133,5 249,1 261,8 6,6 53,0

[22, С. 76—77, 128—133, 170—171, 333—135, 524—525, 527—528 и собственные расчеты автора].

139

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

Центральный федеральный округ играет роль лидера практически по всем параметрам экономики и, естественно, по уровню развития торговли. Он занимает 1-е место как в общем числе жителей, так и в общем объеме товарооборота. Он лидирует и в величине душевого товарооборота, в основном за счет Москвы. На 2-м месте по уровню душевого товарооборота находится Уральский макрорегион, высокоразвитый в экономическом отношении (по душевому уровню ВРП он обгоняет ЦФО). Товарооборота на душу населения Северо-Западного макрорегиона и Южного макрорегиона находятся примерно на одном и том же уровне, однако душевой доход и душевой ВРП СЗФО значительно выше, чем в ЮФО, вероятно потому, что в ЮФО больше доля безработных.

Наиболее низкий показатель душевого товарооборота отмечен в СКФО, он на 25% меньше среднего уровня. Это связано и с низким уровнем дохода (на 27% меньше среднего по стране), и с невысоким производственно-экономическим потенциалом (душевой показатель ВРП на 37% ниже среднего уровня). Кроме того, в этом макрорегионе самый высокий уровень безработицы.

Для того чтобы управлять маркетингом, необходимо знать, как влияют изучаемые факторы на развитие рынка. Для этой цели можно использовать корреляционный анализ, когда измеряется степень воздействия каждого фактора на управляемый признак. После исключения коллинеарных и малозначимых факторов были рассмотрены два фактора (душевой доход и доля городского населения). Суммарная степень влияния всех этих факторов на душевой товарооборот оказалась очень высокой и составила RyXix2 = 0,817. Уравнение регрессии характеризуется следующими данными:

Уххг = 6,438 + 0,311xi + 0,514x2, где

ух — средний размер товарооборота на душу населения;

Xi — среднедушевой денежный доход населения;

х2 — удельный вес городского населения в общей численности жителей.

Это означает, что в среднем рост душевого дохода на 1 тысячу рублей влечет за собой рост душевого товарооборота на 311 рублей, а увеличение удельного веса на 1% приводит к росту душевого товарооборота на 514 рублей [22, С. 76—79, 527—528 и собственные расчеты автора].

Для потребительского рынка страны характерна значительная социальная неравномерность расходов на покупку товаров. В 2011 году она оценивалась коэффициентом дифференциации (в разах) 8,62. В значительной степени она обусловлена неоднородностью денежных доходов: разрыв между их минимальным и максимальным уровнями составлял 16,2 раза. При покупке продуктов питания социальные различия тоже значительны (Кдифференциации = 3,80), но они значительно слабее, чем при покупке непродовольственных товар°в ^дифференциации = 17,5).

В таблице 6 выявлены и охарактеризованы некоторые закономерности децильного распределения потребительских расходов.

140

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

Таблица 6

Распределение расходов на покупку потребительских товаров по 10%-ным группам населения в 2011 году

Домашние хозяйства Расходы на конечное потребление (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), рублей Удельный вес расходов на покупку товаров в потребительских расходах, % Расходы на покупку товаров (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), % Соотношение продуктов питания и непродовольственных товаров в общем объеме покупок, %

Все домашние хозяйства, в том числе: по децильным группам населения 11715,1 70,6 8270,9 0,82

Первая (с наименьшими ресурсами) 3914,9 65,4 2560,3 1,91

Вторая 5396,1 67,0 3515,4 1,69

Третья 6470,5 67,6 4374,1 1,56

Четвертая 7595,6 68,2 5180,2 1,45

Пятая 8731,6 69,3 6051,0 1,27

Шестая 10158,7 69,0 7009,5 1,13

Седьмая 12252,5 68,6 8405,2 0,94

Восьмая 14743,5 68,8 10143,5 0,82

Девятая 18988,2 70,1 13310,7 0,68

Десятая (с наибольшими ресурсами) 28899,6 76,4 22079,3 0,41

^дифф. (раз) 7,38 - 8,62 -

[22, С. 198 и собственные расчеты автора]

Расходы на покупку товаров (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в расчете на одно домохозяйство) занимают 70,6% в общем объеме потребительских расходов. При этом проявляется тенденция к снижению доли таких расходов, за исключением трех последних — высокодоходных групп, где, наоборот, их доля растет. Распределение абсолютного размера средних расходов на покупку потребительских товаров характеризуется следующей кривой (рисунок 4).

Достоверность модели определяется высоким коэффициентом аппроксимации (R2 = 0,996). Можно выделить три этапа развития потребительских расходов в торговле. Начиная со 2-й по 6-ю группы темпы прироста расходов на покупку товаров увеличиваются, но со значительным замедлением (цепные темпы от 37 до 19%). Затем с 7-й по 9-ю группы скорость развития снова нарастает (в 7-й группе цепной темп прироста — 20%, в 8-й — 21%, а в 9-й — уже 31%). В последней, 10-й, наиболее обеспеченной, группе темп прироста расходов на покупку товаров достигает 66%.

141

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

10%-ные группы населения

♦ Ряд1 Полиномиальная (Ряд1)

[22, С. 198 и собственные расчеты автора].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Распределение средних расходов на покупку товаров по 10%-ным группам населения

Именно этот процесс гиперболического развития расходов на покупку товаров, отраженный в диаграмме, и приводит к столь неравномерному социальному развитию потребительского рынка. В то же время есть некоторые признаки выравнивания социальных различий расходов населения на покупку товаров. Так, по нашим расчетам, в 2005 году коэффициент дифференциации расходов на покупку товаров был равен 10,08 (раз), то есть на 1,46 процентных пункта больше, чем в 2011 году, для продуктов питания уровень дифференциации был равен 4,68 (раз), то есть на 0,88 процентных пункта больше, и для непродовольственных товаров — 25,42 (раз), то есть на 8 процентных пунктов больше. Этот расчет дает право сделать вывод о позитивных изменениях в социальном распределении расходов населения на потребление.

Литература

1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пос. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. 392 с.

2. Беляевский И.К. Маркетинг в коммерции: традиции и инновации: Монография. М:. Изд. центр ЕАОИ, 2011. 315 с.

3. Беляевский ИК. Коммерческая деятельность: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 344 с.

142

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

4. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. 8-е изд. / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2008. 384 с.

5. Бунеева РИ. Коммерческая деятельность: организация и управление. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 365 с.

6. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 152 с.

7. Иванов Г.Г. Экономика торговли. М.: Академия, 2012. 160 с.

8. Котлер Ф, Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. 2-е европ. изд. СПб.: Вильямс, 1998. 1056 с.

9. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. М.: Экономика, 2004. 210 с.

10. Салливан М, Эдкок Д. Маркетинг в розничной торговле / Пер. с англ. СПб.: Нева, 2004. 384 с.

11. Саталкина Н.И., Герасимов Б.И., Терехова Г.И. Экономика торговли. М.: Форум, 2011. 232 с.

12. Синяева И.М., Земляк С.В, Синяев В.В. Маркетинг торговли: Учебник. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010. 752 с.

13. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. И.К.Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2003. 653 с.

14. Чкалова О.В. Торговое дело: Учеб. пос. М.: ЭКСМО, 2008. 320 с.

Статьи

15. Беляевский И.К. Статистика торгового бизнеса: малого, среднего и крупного // Вопросы статистики. 2008. № 11. С. 20—28.

16. Беляевский И.К. Дифференциация маркетинга // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 132—140.

17. Беляевский И.К. Потребительский рынок как важнейший фактор благосостояния // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО. 2012. № 6. С. 96—105.

18. Беляевский И.К. Социология в маркетинге: взгляд статистика. Вопросы статистики. 2009. № 5. С. 20—31.

19. Беляевский И.К. Статистика торговли: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы статистики. 2012. № 8. С. 42—52.

Официальные документы

20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ; Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ; Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ и Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (с изменениями).

21. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года (№ 381-ФЗ).

Статистические публикации

22. Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. / Росстат. М.: 2012. 786 с.

143

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

23. Российский статистический ежегодник. 2011. Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

24. Торговля в России. 2011. Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 519 с.

Интернет-ресурсы

25. Сайты gks.ru.

26. be5.biz/pravo/kgva/12.htm — понятие товара.

27. www.grandars.ru > Бизнес > Коммерция — Торговые сети и их преимущества.

28. searchengines.ru/press-releases... — Рынок электронной торговли.

29. zakonbase.ru/content/base/175171 — Приказ Минпромторга РФ от 31 марта 2011 г.

30. www.rosconservator.ru/articles/5/ — Газета «Русский консерватор», 22.11.2010.

31. www.minpromtorg.gov.ru/ministry/.../Strategiya_vnutrennej_torgovli.doc — стратегия развития торговли.

32. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4397/KA4ECTBO.

33. ria.ru/economy/20120405/618904908.html — индивидуальное предпринимательство в торговле.

References

1. Belyaevskiy I.K. Marketing research: information, analysis, forecast phychology. the PIC. Ed. 2nd revised. and extras. M.: Course: Infra-M, 2013. 392 p.

2. Belyaevskiy I.K. Marketing in Commerce: tradition and innovation: monograph. М:. Ed. Center EAOI, 2011. 315 p.

3. Belyaevskiy I.K. Commercial activities: educational-methodical complex. M.: Ed. Center EAOI, 2008. 344 p.

4. Berman, Evans J. Retail: a strategic approach. 8-Ed. /Lane. from English. M.: Williams, 2008. 384 p.

5. Buneeva R.I. Commercial activities: Organization and administration. Rostov n/D.: Phoenix, 2009. 365 p.

6. Egorov V.F. Trade Organization: textbook for high schools. Spb.: Piter, 2004. 152 p.

7. Ivanov G.G. Economics of Commerce. M.: Academy, 2012. 160 p.

8. Kotler Ph., Armstrong G., Saunders J., Wong V. Principles of Marketing. 2-e Eur. Ed. Spb.: Williams, 1998. 1056 p.

9. Nikischkin VV Retail Marketing. М: Economics, 2004. 210 p.

10. Sullivan M. Adcock? D. Marketing in retail. /Lane. from English. St. Petersburg: Neva, 2004. 384 p.

11. Satalkina N.I., Gerasimov B.I., Terehova G.I. Economy trade. — М.: Forum 2011. — 232 p.

12. Sinyayeva I.M., Zemliak S.V, Sinyaev S.V. Countryman Marketing trade: Tutorial. M.: «Dashkov and Co», 2010. 752 p.

13. Goods market statistics: textbook. Ed. 2-nd revised. and extras. Ed. I.K. Bel-jaevsky. М: The finance and statistics, 2003. 653 p.

14. Chkalova O.V. Trade Business:. The PIC. Moscow: EKSMO, 2008. 320 p.

144

Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики...

Articles

15. Belyaevskiy I.K. Statistics of Trade: small, medium, and large//Questions of statistics. 2008. №11. Р 20—28.

16. Belyaevskiy I.K. Differentiation of Marketing //Economics, statistics and Informatics. Vestnik UMO. 2010. N 6. Р 132—140.

17. Belyaevskiy I.K. Consumer Market as an essential factor of prosperity //Economics, statistics and Informatics. Vestnik UMO. 2012. № 6. Р. 96—105.

18. Belyaevskiy I.K. Sociology in Marketing: view statistic // Questions of Statistics. 2009. № 5. Р. 20—31.

19. Belyaevskiy I.K. Trade statistics: past, present, future // Statistics. 2012. № 8. Р. 42—52.

Official documents

20. The Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994. Рart 1. N 51-FZ; part two from January 26, 1996 N 14-ФЗ; part three on November 26, 2001 N 146-FZ of December 18, 2006, and part four (N) 230-ФЗ (with changes).

21. Federal law on the bases of State regulation of trade activity in the Russian Federation of December 28, 2009 (No. 381-FZ).

Statistical publications

22. The Russian statistical year-book. 2012. Stat. sat. /Rosstat. M., 2012. 786 p.

23. The Russian statistical year-book. 2011. Stat. sat. /Rosstat. M., 2011. 795 p.

24. Trade in Russia. 2011. Stat. sat. /Rosstat. M., 2011. 519 p.

Internet-resources

25. Gks.ru sites

26. be5.biz/pravo/kgva/12.htm — product concept

27. www.grandars.ru — KommercBiznesis-trading networks and their benefits.

28. searchengines.ru/press-releases... — E-commerce market.

29. zakonbase.ru/content/base/175171 — The order of the Ministry of the Russian Federation from March 31, 2011.

30. www.rosconservator.ru/articles/5/ — newspaper «Russian Conservator», 22.11.2010.

31. www.minpromtorg.gov.ru/ministry/.../Strategiya_vnutrennej_torgovli.doc — trade development strategy.

32. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4397/КАЧЕСТВО. — QUALITY.

33. ria.ru/economy/20120405/618904908.html — individual entrepreneurship in the trade.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.