меньше, чем, например, в крохотной Швейцарии, где банков - четыре сотни. Но ведь при этом и страна-то у нас огромная, в некоторых регионах в ближайшее отделение банка, если это не Сбербанк, надо ехать за десятки километров.
6 80 % длинных денег в США и Японии - это 20-
30-летние государственные облигационные обязательства. А у нас происходит просто скупка валюты. И куда идут эти средства? В основном либо на поддержку сырьевого сектора, либо на потребление. Но какое у нас потребление? Продовольствие - на 40 % импортное; вся техника и мебель, продукция легкой промышленности - иностранного производства. Отсюда вопрос: мы кого финансируем с нашей эмиссионной моделью? Теперь уже бывший министр финансов Алексей Кудрин говорил правильные вещи о том, что
именно банки являются форпостами в отборе и финансировании инновационных инвестиционных проектов с возможностью дальнейшего рефинансирования в Банке России. Эти заявления находятся в русле мер, принимаемых президентом для модернизации страны. Но только слова расходятся с делами. Система рефинансирования с 1 января 2011 года фактически свернута. Откуда же взять банкам средства на кредитование технического перевооружения нефинансового сектора? При таком высоком оттоке капитала, низкой норме накопления, неразвитости фондового рынка только банковский сектор может предоставить реальные финансовые ресурсы.
7 Парадоксально, но при этом действующие в России нормативы достаточности капитала уже даже выше, чем нормативы Базель-3.
УДК 330
Палаш С. В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы влияния институтов на экономический рост и его факторы в условиях глобализации, и предложена классификация факторов экономического роста, зависящих от качества институтов: 1) либерализация; 2) интеграция; 3) финансовый рынок. Статья обобщает опыт теоретических и эмпирических исследований в рамках данных проблем.
Ключевые слова: экономический рост, глобализация, либерализация, финансовые рынки, институты.
В условиях глобализации механизм воздействия различных факторов на экономический рост имеет свои особенности. Глобализация тесно связана с другими современными тенденциями развития мировой экономики: постиндустриализацией, либерализацией хозяйственной жизни, экономической интеграцией. Многие авторы подчеркивают особую роль институтов и информации в экономической динамике на этапе постиндустриализации: «В условиях перехода к постиндустриальной стадии развития требования к качеству институтов дополнительно ужесточаются. Это связано с тем, что по сравнению с индустриальной стадией динамизм постиндустриальной экономики определяется несколько иными факторами, а эти факторы, в свою очередь, гораздо более требовательны к качеству институциональной среды» [3, с. 82]. К факторам динамики постиндустриальной экономики Л. Фрейнкман и В. Даш-кеев относят: 1) повышенные требования к качеству человеческого капитала (образование, здравоохранение, качество жизни: личная безопасность, охрана окружающей среды, доступ к ин-
© Палаш С. В., 2011
формации, увеличение степени доверия в обществе); 2) инновационный характер экономики, требующей адекватных систем поддержки (финансовые инструменты и бизнес - услуги, защита авторских прав, низкие издержки входа на рынок, справедливость конкуренции); 3) дальнейшее укрепление специализации и разделения труда (что выдвигает требования к механизмам координации деятельности и сокращения трансакционных издержек); 4) усложнение хозяйственной системы и возникновение новых комплексных рисков для устойчивого развития (что предполагает развитие надежных систем распределения рисков, эффективного мониторинга социальноэкономических процессов, укрепления партнерства между государством и негосударственными участниками); 5) усиление роли информации и информационных технологий, что ведет к дальнейшему росту спроса на информацию о деятельности всех ведущих институтов и организаций, повышает требования к их прозрачности, увеличивает спрос на демократизацию различных сторон общественной жизни и облегчает
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
209
условия для создания разнообразных коалиций и специальных групп интересов [3, с. 82-83].
Знания и институты называют ключевыми факторами в теории эндогенного экономического роста [4, с. 170-172]. Предполагается, что прирост капитала знаний оказывает постоянное положительное воздействие на темпы экономического роста. По мере своего возникновения знания приобретают характер общественного товара. Создание знаний вызывает значительный «эффект перелива» к другим пользователям, и поэтому демонстрирует скорей возрастающую, чем убывающую доходность. Другим важным фактором являются правовая, институциональная и регулятивная структуры. Олсон, анализируя факторы, определяющие размер дохода на душу населения и темпы экономического роста, приходит к выводу, что «важнейшей причиной различий в доходе между странами являются различия в их экономической политике и институциональной структуре». Согласно недавним исследованиям [5], [7], в последнее время институты играли главную роль в обеспечении экономического роста [4, с. 170-171]. Политика способна влиять на экономический рост в долгосрочном плане следующими путями: 1) правительство может стимулировать инвестиции в образование и другие формы развития человеческого капитала; 2) правительство может совершенствовать политические и правовые институты, чтобы расширять стимулы к накоплению и инновациям. Если присоединение страны к региональному интеграционному соглашению и принятие мер, направленных на политическую интеграцию, способствуют совершенствованию ее правовой и регулятивной системы, такая страна имеет возможность добиться ускорения экономического роста [4, с. 171-172].
Воздействие либерализации хозяйственной жизни на экономический рост и циклическую динамику также зависит от качества институтов: «ВТО и другие межгосударственные организации, формально провозгласившие своей целью свободу международной торговли, фактически признают, что рациональная степень открытости национальных экономик зависит от их собственной институциональной структуры. Если страна со слабыми институтами открывает свои границы для товаров и капитала, она может выиграть при определенных условиях, но зато это всегда выгодно для ее высокоразвитых торговых парт-
неров» [1, с. 46]. «Эмпирические исследования не подтверждают положительную связь степени либерализации рынков капитала и экономического роста. Более того, либерализация увеличивает вероятность экономических кризисов и рецессии. Финансовые рынки существенно отличаются от рынков обычных товаров и услуг. Их основная функция - сбор информации и оценка проектов и фирм, с тем чтобы обеспечить движение фондов в направлении их наиболее эффективного использования. Если информация искажена, то рынки не обеспечивают даже «второго наилучшего». Спекулятивные рынки усиливают колебания, ибо поведение спекулянтов в принципе проциклично: при ухудшении экономического положения в стране спекулянты выводят капитал, способствуя дальнейшему ухудшению. Для стран со слабыми институтами это особенно опасно, так как они более чувствительны к шокам» [1, с. 48].
Вплоть до середины 1990-х гг. роль финансового сектора в экономическом развитии в значительной степени игнорировалась [6, с. 13]. В условиях глобализации «.. .все более явным оказывается тот факт, что финансовое развитие играет вполне самостоятельную и существенную роль в обеспечении стабильного экономического роста» [2, с. 71] (табл. 1).
Хорошо функционирующие финансовые посредники и рынки поддерживают экономический рост. Финансовое развитие важно для экономического роста. Генезис этих идей пришел из теоретических работ Р. Маккинона, Э. Шоу и Р. Голдсмита [6, с. 38].
Выделим основные положения, касающиеся качества институтов, функционирования финансовых рынков и их воздействия на экономический рост: 1. Хорошо функционирующая финансовая сфера стимулирует экономический рост. 2. Финансовое развитие помогает стране лучше использовать открывающиеся инвестиционные возможности, что должно сказаться на темпах экономического роста. 3. Существует «пороговый эффект», связанный с уровнем развития экономики, после достижения которого развитие фондового рынка начинает оказывать положительную роль для стимулирования экономического роста 4. Эффект для долгосрочного роста со стороны фондового рынка зависит от уровня институционального развития страны.
210
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
Таблица 1
Влияние функционирования фондового рынка на экономический рост
Авторы Результаты исследований
И. Шумпетер Развитость финансового сектора в экономике (банковский сектор) оказывает положительное влияние на уровень и темп роста ВВП на душу населения [2, с. 71].
R. Atje, B. Javanovic Развитие фондового рынка оказывает воздействие: на общий уровень экономической активности (краткосрочный эффект); на темпы экономического роста (долгосрочный эффект) [2, с. 72].
J. Greenwood, B. Smith Участие в деятельности фондового рынка требует от агентов определенных затрат, которые сокращаются при увеличении совокупной рыночной активности. Совокупная рыночная активность зависит от уровня развития экономики. Возникает «пороговый эффект», после достижения которого развитие фондового рынка начинает оказывать положительную роль для стимулирования экономического роста [2, с. 72].
G. Castaneda Влияние фондового рынка на объем и качество инвестиций и на экономический рост зависит от параметра у, характеризующего относительные приоритеты менеджеров. Значения параметра у связаны с институциональной средой страны: для развитых рынков параметр у невысок, и фондовый рынок оказывает положительное влияние на экономический рост; в развивающихся странах высоки значения параметра у, и влияние фондового рынка на экономический рост отрицательное [2, с. 73].
A. Demirgb3-Kunt, R. Levine Финансовое развитие повсюду способствует ускорению экономического роста. Правовая система, эффективно защищающая права инвесторов и следящая за исполнением контрактов, способствует совершенствованию операций на финансовых рынках и посредников, что позитивно сказывается на долгосрочном экономическом росте [6, с. 38-39].
Б. Дурхам Положительный эффект для долгосрочного роста со стороны фондового рынка зависит от первоначального уровня развития страны. Фондовый рынок оказывает позитивное воздействие на частные инвестиции и рост только для стран с высоким уровнем дохода [2, с. 74].
Дж. Веглер В развитых странах финансовый сектор ведет к росту инвестиций в растущих отраслях и к сокращению инвестиций в стагнирующих отраслях. Развивающиеся страны слишком много инвестируют в стагнирующие отрасли и слишком мало - в растущие отрасли [2, с. 73].
Р. Харрис Для группы развивающихся стран наблюдается слабая зависимость между фондовым рынком и ростом, а для группы развитых стран зависимость проявляется [2, с. 74].
B. Becker, D. Greenberg Эффективная финансовая система увеличивает экспорт [6, с. 39].
T. Beck, A. Demirgb3-Kunt, R. Levine Финансовое развитие сокращает бедность и неравенство доходов [6, с. 39].
Библиографический список
1. Полтерович В. Элементы теории реформ / В. М. Полтерович. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 447 с.
2. Розанова Н. М. Фондовый рынок как фактор экономического роста // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. -Т. 4. - № 3. - С. 71 - 83.
3. Фрейнкман Л. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации / Л. Фрейнкман,
B. Дашкеев // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. -
C. 75-92.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
211
Итак, характерными «спутниками» глобализации являются либерализация, интеграция и возросшая роль финансовых рынков в мировой экономике. Они могут стать важными факторами экономического роста, и в механизме их воздействия на экономический рост решающими элементами являются качество институтов или уровень институционального и рыночного развития, а также адекватность макроэкономической политики конкретным условиям. В условиях постиндустриализации требования к качеству институтов ужесточаются.
4. Шифф М. Региональная интеграция и развитие / М. Шифф и Л. Алан Уинтерс: пер. с англ.; Всемирный банк. - М. : Издательство «Весь мир», 2005. - 376 с.
5. Acemoglu D. The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation / D. Acemoglu,
S. Johnson, J. A. Robinson // American Economic Review. -2001. - 91 (5). - Р 1369-1401.
6. Arner Douglas W. Financial Stability, Economic Growth and the Role of Law. - N. Y. : Cambridge University Press, 2007. - 344 p.
7. Engerman S. L. Factor Endowments, Institutions and Differential Paths of Growth among New World Economies. In Stephen Haber ed., How Latin America Fell Behind / S. L. Engerman, K. L. Sokoloff. - Stanford, Calif. : Stanford University Press. - 1997. - P. 260 - 304.
УДК 338.26
Панфилов Ф. А.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
В статье на примере реализации Федеральных целевых программ рассматривается процесс модификации экономической политики государства, использующей программно-целевой метод решения приоритетных социальных проблем. Для оценки эффективности использования программно- целевого метода в статье приведены данные о ходе выполнения некоторых Федеральных целевых Программ за девять месяцев 2010 г.
Ключевые слова: права экономическая политика государства; федеральная целевая программа; эффективность; комплексный анализ; стратегия общественного развития; метод.
Концепция человеческого развития, пришедшая на смену концепции экономического роста, рассматривает человека как собственно цель и критерий общественного прогресса. Реализация концепции означает, что в основу экономической политики государства положено внимание к человеку и развитию его потенциала. Экономический рост рассматривается уже не в качестве самоцели, а как средство достижения целей в области развития человека.
Модификация экономической политики государства на основе концепции человеческого развития осуществляется с помощью метода решения приоритетных социальных проблем. Названный метод, являясь важнейшим инструментом регулирования социально-экономических отношений, реализуется через Федеральные целевые программы.
Принятые Федеральные программы реализуют стратегию общественного развития, направленную на повышения уровня и качества жизни населения и развитие человеческого потенциала, трансформируемую в конкретные цели экономической политики через призму приоритетов.
Приведем некоторые данные о ходе выполнения некоторых Федеральных целевых Программ за девять месяцев 2010 года.
Государственными заказчиками приняты меры к обеспечению реализации в полном объеме запланированных на 2010 год программных мероприятий, направленных в соответствии с приоритетами государственной политики на инновационное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности (включая создание и практическое внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий), космических и телекоммуникационных систем, на развитие транспортной инфраструктуры и радикальное повышение эффективности энергопотребления, на развитие социальной, научно-образовательной и культурной инфраструктуры, на повышение уровня обеспеченности и качества услуг в сфере образования и здравоохранения. Так например в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы введен в эксплуатацию объект ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»: учебно-лабораторный корпус, 1-й пусковой комплекс, общая площадь строительства - 10800 кв.м. По объекту ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк (учебнолабораторный корпус металлургического факультета, общая площадь строительства - 13 100 кв. м)
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
© Панфилов Ф. А., 2011