Экономический потенциал ускоренного развития муниципальных образований: теоретические и методические аспекты
сч сч
£
Б
а
2 ©
Антонюк Валентина Сергеевна,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Кремер Дарья Викторовна,
аспирант, ассистент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Корниенко Елена Леонидовна,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», [email protected]
Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам анализа экономического потенциала ускоренного развития крупнейших городов-миллионников Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях крупнейшие города сосредотачивают значительное количество ресурсов, продуцируют экономическую активность и обеспечивают существенный экономический подъем, о чем свидетельствует значительное превышение темпов роста объема производства товаров и услуг над темпами роста населения в крупнейших городах России за последние одиннадцать лет. В качестве целей статьи выступают теоретическое обоснование и методическая оценка воздействия экономического потенциала крупнейших городов на их ускоренное экономическое развитие. Необходимость решения поставленной цели потребовала использования таких методов, как: сравнительный анализ основных показателей потенциала и экономического развития городов РФ, метод корреляционного анализа, метод регрессионного анализа, позиционирование городов, которое завершилось построением их типологии. Предложенный инструментарий анализа экономического потенциала муниципального образования поможет органам власти регионального и муниципального уровней выработать совокупность взвешенных управленческих решений для ускоренного развития городов-миллионников. Ключевые слова: экономический потенциал муниципальных образований, позиционирование городов РФ.
Значительный вклад в поступательное экономическое развитие России вносят муниципальные образования с населением более 1 млн. человек, поскольку они продуцируют инновационную и инвестиционную активность и, следовательно, являются точками роста экономики страны. В этих городах концентрируются и притягиваются различные ресурсы, они являются центрами социально-экономического развития не только для своего, но и для окружающих регионов [1, 2]. В Российской Федерации насчитывается 15 подобных городов. Для сравнения, на территории Европейского союза городов-миллионников - 18, в Бразилии - 17, в США - 9. В РФ крупнейшие города создают 10% общего ВВП, в них проживает 19% населения страны [3] и эти показатели демонстрируют устойчивую тенденцию к повышению (табл. 1).
Анализ таблицы 1 позволяет констатировать следующее. Во-первых, темпы прироста показателей «численность населения» и «объемы отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами» в миллионных городах значительно выше среднего показателя по России, что свидетельствует о существенной концентрации населения и производства в крупнейших пространственных образованиях. Во-вторых, темпы прироста показателя «объемы отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами» в данных муниципалитетах намного превышают темпы прироста численности населения, что свидетельствует о значительном эффекте масштаба производства. В-третьих, наибольшие темпы прироста численности населения за 2005-2016 годы демонстрируют такие города, как: Воронеж (23,37), Москва (18,75), Красноярск (17,21), а наи-
Таблица 1.
Основные показатели крупнейших городов Российской Федерации Источники: [3],[4]
№ Город Численность шкншшн, ты г. чел. Темп прироста 2016/2005 Он ружено товароц соостнешюп} произведеттш, выполнено р;|'"нп. услуг собственными сн.тдмн, млн, руб. (в цен«! 20051-) Темп прироста 2016/2005
2005 г. 2016 г. 2005 г. 2016 г.
1 г Москыа 10425 12 380 18,75 1 165 226 6 589 882 465,55
2 г Сашсг-Петербург 4581 5 281 15,28 433 301 2 075 895 379,09
3 г Новосибирск 1397 1 603 14,75 62 432,2 231 028 270,05
4 г Екагсргогбург 1308 1 455 11,24 100 937,4 417 725 313,85
5 г Нижний Новгород 1284 1 261 -1,79 129 154 356 145 175,75
6 г Казань 1113 1 232 10,69 63 101,1 325 229 415,41
7 г Челябинск 1093 1 199 9,70 134 919,6 315181 133,61
8 г Омск 1139 1 178 3,42 224 966,5 433 995 92,92
9 г Самара 1143 1 169 2,27 181 798,1 251 062 38,10
10 г Ростов -на-Дону 1055 1 125 6,64 83 430,5 231 762 177,79
11 г Уфа 1030 1 115 8,25 267 833,4 475 829 77,66
12 г Красноярск 924 1 083 17,21 100 760 273 475 171,41
13 г Пермь 991 1 048 5,75 253 !36,9 369 571 46,00
14 г Воронеж 843 1 040 23,37 56 912,4 139 ! 19 144,44
15 г Волгоград 989 1 015 2,63 151 138,5 300 285 98,68
Среднее шэменне по крушкйшни i при:.|м 9,88 200,02
Срсипне темпы прнроста но России 0,77 13,10
Таблица 2.
Показатели, характеризующие наличие и степень реализации ресурсного потенциала муниципального образования (МО)
Элементы Л! МО
1. Плспцадь территории на душу населения, км7чел; 1. Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения, кмг; 2. Посевные площади с/хозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, киг/чел;
Т пудовые ресурсы
1. Численность населен и я, тыс. мел; 1. Доля экономически активного населения в общей численности населения, 2. Доля занятого населения в общей ч ио ленно ети,°о;
Капитальные ресурсы
рсный потенциал (х)
Покянтми 11;|.1И'|ИЯ
потенциала
Иоюгинс.ш степени рся.шшцмн потенциала
Земешые ресурс
1. Сшнмоцгь ОСНОВНЫХ
фондов организаций на одного занятого, тыс. руб:
1. Доля начисленного за отчетный год учетного износа основных ([юндов, по коммерческим и некоммерческим организациям муниципальной формы собственности в стоимости основных фондов, с'о
2. Доли иннсстнций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета в общей сумме инвестиции в основной капитал,
3. Объем инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, тыс. руб._
Предпринимательские ресурсы
1. Число субъектов малого и среднею
предпринимателе! ма в расчете на 10 тысяч человек населения:
1. Доля вновь созданных в течение тда тактов малого и среднего нредпрнннмател^тва, кстшрым Окапана поддержка в рамках муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. %;
2. Доля убыточных организаций, в общей численности организации, " ;>.
3. Доля организаций, выполняющих научные исследования и разработки в общем числе организаций,%._
меньшие - Нижний Новгород (-1,79), Самара (2,27), Волгоград (2,63). В-четвертых, как показал анализ, повышение урбанизации городов приводит к росту объемов произведенных товаров и услуг. Однако соотношение динамики последних показателей неоднородно по разным городам. Так, наибольшее отношение прироста показателя «объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами» к приросту показателя «численность населения» наблюдается в городах: Казань (38,86 раз), Волгоград (37,52 раза), Екатеринбург (27,92 раза), Ростов-на-Дону (26,78 раз) при среднероссийском значении 17,01.
Среди экономистов сегодня общепризнанно, что ускоренное экономическое развитие муниципальных образований во многом определяется их потен-
циалом [5]. Поэтому в данной статье в качестве цели выступает теоретическое обоснование и методическая оценка воздействия экономического потенциала крупнейших городов на их ускоренное экономическое развитие.
В экономической литературе широко обсуждаются термины «потенциал территории», «потенциал региона», «потенциал города», а также «потенциал муниципального образования». Следует выделить три подхода к понятию экономический потенциал территории». С позиции первого экономический потенциал рассматривается как набор ресурсов, расположенных в пределах данной территории. Так, Абалкин Л.И. отмечал, что потенциал - это «обобщенная, собирательная характеристика ресурсов» [6]. Другие экономисты также подчеркивают, что потенциал региона - это источник
возможностей, ресурсов, запасов, которые могут быть активированы для достижения определенной цели [7]. Например, Будажанаева М.Ц. отмечает, что потенциал муниципального образования - это «совокупность экономических ресурсов, расположенных на его территории, которые могут быть вовлечены в производственный процесс в текущий момент времени» [8].
С точки зрения второго подхода под потенциалом понимаются «совокупные возможности субъектов территории формировать доходы населения, определяющие уровень его жизни в процессе производственно-хозяйственной деятельности» [9]. При этом отождествляются понятия «возможности», «средства» и «ресурсные возможности», в силу чего первый и второй подходы к определению понятия потенциала, на наш взгляд, становятся идентичными. Так, например, Шафиков М.Т. считает, что «потенциал - это совокупность средств, возможностей в какой-нибудь области. А возможность - это благоприятное обстоятельство, при котором можно что-то сделать»
[10]. Акцент на ресурсные возможности делает и Романишина Т.С., утверждая, что «потенциал территории - это комплексное состояние системы территории, включая все настоящие ресурсные возможности, а также пути их использования в целях получения дополнительного социально-экономического эффекта»
[11].
С позиции третьего подхода потенциал рассматривается как «совокупная способность экономики муниципального образования осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления, обусловленную существующими ресурсами и условиями их использования» [12]. К такому определению близко другое: «Потенциал - это совокупная способность производственных систем, находящихся в границах данного региона, производить материальные блага и удовлетворять общественные потребности, обусловленная существующими ресурсами и условиями их использования» [13]. Как можно заметить, данный подход также подчеркивает значимость ресурсной базы для формирования способности экономики осуществлять производственную деятельность.
На наш взгляд, наиболее обоснованным является акцент на ресурсную со-
© £
Я
3
9 2
см см
£
Б
а
2 ©
ставляющую экономического потенциала города, поэтому под последним мы будем понимать возможность эффективного использования и максимального включения имеющихся ресурсов в общественное производство для удовлетворения потребностей его населения. При таком определении подчеркивается факт того, что наличие одних только ресурсов без возможностей их реализации в условиях конкретной территории не позволяет ресурсной базе муниципалитета служить фактором ее социально-экономического развития.
Следует отметить, что вопрос оценки экономического потенциала муниципального образования требует особого внимания, поскольку в научной среде нет единого мнения по этой проблеме. Например, Сыров А.Н. классифицирует потенциал территории на: природный, трудовой, производственный, финансовый, транспортный, инженерный и научно-инновационный потенциалы и оценивает их по двум системам показателей, характеризующим наличие и использование потенциала [14]. Глушак Н.В., Глу-шак О.В., Муравьева М.А. и Назарова О.Г. предлагают оценку интегрального показателя потенциала региона, состоящего из природного, трудового, производственного, финансового, инвестиционного, инновационного и инфраструктурного элементов [15]. Данилов И.П., Никитин В.В., Краснов А.Г. предлагают при помощи корреляционного анализа отобрать из социально-экономических показателей девяти частных потенциалов наиболее индикативные показатели и на их основе сгруппировать изучаемые регионы при помощи методов кластерного анализа [16]. Тараненко И.В. предлагает проводить оценку потенциала региона, опираясь на темпы изменения основных показателей социально - экономического развития, сгруппированных по секторам: реальный сектор, инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность, финансовые результаты деятельности предприятий, социальный сектор, потребительский рынок и, затем, составления на их основе рейтинговой оценки экономического потенциала региона [17].
При оценке воздействия экономического потенциала города на его экономическое развития мы исходим из следующих принципов.
Первый. Экономический потенциал муниципалитета представляет собой единство трех составляющих: ресурсного, инфраструктурного, инновационного элементов. С точки зрения ресурс-
Таблица 3.
Показатели, характеризующие наличие и степень реализации инфраструктурного потенциала муниципального образования (МО)
Элементы ЭП МО
Инфраотрукту
рный потенциал (у)
Показателн наличия потенциала
Показатели етененн реализации потенциала
Торговля и общественное питание
1. Число рынков,
2. Колнчесттю объектов розничной торговли а
общественного питания па 1000 человек, ед.
1. Число мест в объектах общественного литания на 10 то. чел,, ед.;
2. Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) на 10 тыс. чел, руб./чел.;
3. Оборот общественного питания на 10 тыо. чел., тыс [.пр./чел..._
I [роизводотвенная инфрас фук|ура
1. Число источников теплоснабжения мощностью до 3 Гкал/ч, ед.;
2. 1 1ротяженность типлопых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, м.;
3. Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, м ,
4. Одиночное протяжение уличной канализационной сети.
м.;
5. Одиночное протяжение уличной линии электропередачи, м.;
6. Одиночное протяжение уличной газовой сети, м.
1. Удельная величина потребления тепловой анергии в многоквартирные домах на 1 кв. м. общей площади, Ткал;
2. Доля протяжения тепловых и паровых со ¡ей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене в общей протяженности тепловых и паровых сетей,
%;
3. Удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах на одного человека, м ;
3.1 Удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах нш одного человек:!, м .
3.2 Доля протяжения уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене в общей протяженное™ водопроводной сети,"'»;
4. Доля протяжения уличной канал-й сети, нуждающейся в замене в общей протяженности уличной канал-й сети, " и
5. Удельная величина потребления эл -й знергии в многоквартирных домах на одного человека, кВт.час;
5.1 Доля протяжения уличной линии электропередачи, нуждающейся в замене в общей протямсенностн уличной ЛИНИИ, 0 и;
6. Удельная величина потребления природного газа в многокв. домах на одного человека, м
6.1 Доля протяжения уличной газовой сети, пужлакнцсйся в замене и ремонте б общей пропажей нооги уличной га:ювой сети, %.
1. Плотность дорог, км/км
Транспорт и СВЯЗЬ
1. Число маршрутов регулярных перевозок муниципального образования на 10 тыс.челд.;
2. Объем перевозки :"ру Ю6 тони на ед. площади
3. Количество перевезенных пассажиров, за отчетный год па 10 тыс. чел., чел._
ной составляющей потенциал города можно рассматривать как комплекс условий, предпосылок, факторов и ресурсов, обеспечивающих воспроизводственный процесс. Под экономическими ресурсами традиционно понимаются четыре фактора производства: труд как человеческие способности умственного или физического характера, необходимые для производства товаров и услуг; земля как совокупность природных ресурсов, имеющихся на данной территории; капитал как произведенные
человеком средства производства, непосредственно задействованные в процессе производства, и предпринимательские способности как деятельность, основанная на умении грамотно объединять все факторы производства ради получения прибыли.
Инновационная составляющая потенциала характеризует способность городской экономики эффективно развивать и осваивать научно-инновационные технологии с помощью привлечения инвестиционных средств (как внутренних, так и
Таблица 4.
Показатели, характеризующие наличие и степень реализации инновационного потенциала муниципального образования (МО)
Элементы Г)П МО
Инновациоцн
ЫИ 1101СН1|И'1.[
(z)
Показатели наличия пптенцкяля
]. Количество ВУЗов, ед,
2. Количество НИИ, ед.
Показатели степени реализации потенция.! а
1. Численность граждан е высшим образованием, состоящих на учете в службе занятости иа 10 тыс. чел., чел.;
2. Площадь зарегист. на тер.мун.обр. бизнес-инкубаторов, пром. парков, технопарков, науч. парков, инновац. -течн. центр, и иных объект., отн. к инфрас ф. поддержки еуб. мал, и сред преднр. в расчете на 100' мал и сред, компаний, м1;
3. Число патентов на 10 тыс. чел., шт.;
4. Доля численности исследователей с учеными степенями в общей численное [н рл'нч пиши вузов и 1 ¡ИИ.
внешних) для перспективного развития муниципального образования.
Наличие развитой транспортной и производственной инфраструктуры создает дополнительную привлекательность и повышает возможности экономического развития города путем обеспечения связанности между отдельными компонентами потенциала.
Второй принцип. Следует отличать наличный потенциал, означающий максимально возможное включение ресурсов и средств муниципального образования в процесс воспроизводства при условии благоприятного сочетания условий его формирования, от реализованного потенциала, реально складывающегося под влиянием целой совокупности факторов природного, производственного, политического характера в конкретный момент времени.
Для целей нашего анализа выбираются города с населением более 1 млн. человек. При этом из рассмотрения следует исключить города-субъекты РФ (г. Москва и г. Санкт-Петербург), поскольку они будут искажать результат за счет высокой вариации признака. В качестве полигона для анализа целесообразно взять 13 крупнейших муниципальных образований (см. табл. 1).
На первом этапе проводится отбор частных показателей, характеризующих наличие экономического потенциала (ЭП) и степень его реализации (табл. 2, 3, 4).
Реализация экономического потенциала муниципального образования определяет результирующий параметр его экономического развития, к которому будем относить показатель «объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами».
На втором этапе целесообразно провести корреляционный анализ показателей реализованного потенциала с результирующими параметрами экономического развития муниципальных образований для того, чтобы исключить из анализа те показатели, которые оказывают ничтожное влияние на окончательный результат городского экономического развития.
На следующем, третьем этапе, оставшиеся в поле зрения показатели экономического потенциала с целью приведения их к единой размерности подлежат процедуре нормирования, которая осуществляется по формуле:
(x - x) / (x - x) (1)
* min7 ' * max min7 * '
где x - значение показателя анализируемого города в рассматриваемом году;
x , x - минимальное и максималь-
min' max
ное значение показателя по муниципальному образованию за рассматриваемый период времени.
На четвертом этапе осуществляется расчет интегрального показателя экономического потенциала по каждой составляющих (ресурсный, инфраструктурный, инновационный), где данный показатель представлен как среднее значение суммы нормированных показателей (формула 2):
1,=2Г=1Х,/п (2)
где: I, - интегральный показатель;
х - показатель частного потенциала;
n - число показателей.
На основании полученных результатов на пятом этапе целесообразно подсчитать корреляционную связь результирующего параметра экономического развития муниципального образования - «Объем отгруженных товаров собствен-
ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами» - с интегральными показателями экономического потенциала, что позволит построить уравнение линейной регрессии в виде:
у = а+Ь!1+с!2+а!3 (3)
где: у - результирующий параметр экономического развития муниципального образования;
!1 - интегральный показатель ресурсного потенциала;
12 - интегральный показатель инфраструктурного потенциала;
!3 - интегральный показатель инновационного потенциала;
а, Ь, с и d - оценки параметров регрессионной модели, определяющиеся методом наименьших квадратов.
В заключении анализа следует осуществить позиционирование крупнейших городов в системе координат: «Результирующий параметр экономического развития муниципального образования» -«интегральный показатель ресурсного потенциала» - «интегральный показатель инновационного потенциала» - «интегральный показатель инфраструктурного потенциала». Оно позволит произвести типологию городов-миллионников на две большие группы. Первая - города-лидеры, отличающиеся значением итогового параметра экономического развития выше среднего. Среди них следует сделать акцент на тех городах, которые оказались в парадоксальной ситуации: этим городам присущ низкий уровень того, или иного типа экономического потенциала. Вторая группа - города-аутсайдеры, отличающиеся значением итогового параметра экономического развития ниже среднего. Такие города требуют особенно тщательного исследования и выделения подгрупп городов с ограниченным развитием того или иного типа потенциалов. Представленная типология городов будет являться их научно-обоснованной классификацией, которая позволит региональным и муниципальным органам власти выработать комплекс взвешенных управленческих решений по улучшению использования имеющегося потенциала и расширению вовлечения новых потенциальных ресурсов и средств для ускорения экономического развития городов-миллионников.
Литература
1. Антонюк В.С. Устойчивое развитие городской экономики (аспекты стратегии) // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 3. - С. 79.
О
3
в
S
ff 2
сч cJ
£
Б
ей
2. Анимица Е.Г. Апикальная меристема городов-миллионников в экономическом ландшафте страны // В книге: Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры Коллективная монография. Под редакцией Я.П. Силина. Екатеринбург, 2017. С. 66-77
3. Сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] - URL: http:/ /gks.ru/ (01.10.18)
4. Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. [Электронный ресурс] - URL: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu (01.10.18)
5. Андрианова Е.В., Коновалова Л.В. Оценка потенциала региона как основа формирования программ социально-экономического развития в условиях глобализации (на примере Архангельской области) // Российское предпринимательство. - 2015. - № 3 (273). - с. 381-388
6. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия / Под общ. ред. Абалкина Л.И. М.: Экономика. - 1999.
7. Cheymetova V. A., Nazmutdinova E. V. Socio-Economic Potential of the Region and Its Evaluation //Asian Social Science. -2015. - Т. 11. - №. 7. - С. 74.
8. Будажанаева М. Ц. Методика оценки экономического потенциала муниципального образования //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. -№. 34.
9. Устюжина О. Н. Оценка экономического потенциала муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1196-1200
10. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 1. - С. 242.
11. Романишина Т. С. Критерии и методы оценки потенциала развития социально-экономической системы муниципального образования //Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Вестник ВСГУТУ). - 2017. - №. 2. - С. 65.
12. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2010. - С. 706
13. Охлопков Г. Н. Прогнозирование производственного потенциала региона
на основе системы эконометрических уравнений //Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №. 12.
14. Сыров А.Н. Оценка экономического потенциала территории //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2008. - №. 2.
15. Глушак Н. В. и др. Методика оценки экономического потенциала региона / /Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - №. 3.
16. Данилов И. П., Никитин В. В., Краснов А. Г. Методика оценки и анализа социально-экономического потенциала региона //Вестник Чувашского университета. - 2011. - №. 4.
17. Тараненко И.В. Оценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования стратегии конкурентоспособности национальной экономики [Электронный ресурс] - URL: https://www.hse.ru/data/2010/03/28/ 1227840480/-taranenko%20E-09.pdf (01.10.18)
The economic potential of accelerated development of municipalities: theoretical and methodological aspects Antonyuk V.S., Kremer D.V.,
Kornienko E.L. State and Municipal Management of the SUSU (NRU)
The article is devoted to the theoretical and methodological aspects of the economic potential analysis of the accelerated development of the millionaire cities in Russia. The relevance of the study is due to the fact that in modern conditions the largest cities concentrate a significant amount of resources, produce economic activity and provide a significant economic recovery, as evidenced by a significant excess of the growth rate of production of goods and services over population growth rates in the largest cities of Russia for the last eleven years. The objectives of the article are the theoretical justification and methodical assessment of the impact of the economic potential of the largest cities on their accelerated economic development. The need to solve this goal required the use of such methods as: a comparative analysis of the main indicators of potential and economic development of cities in Russia, a method of correlation analysis, a method of regression analysis, the positioning of cities, which ended with the construction of their typology. Proposed analysis tools economic potential of a municipality will help regional and municipal authorities to develop a set of weighty management decisions for the accelerated development of millionaire cities. Keywords: economic potential of municipalities, cities positioning of the Russian Federation.
References
1. Antonyuk V.S. Sustainable development of the
urban economy (aspects of strategy) // Bulletin of Financial University. - 2015. - № 3. - p. 79.
2. Animitsa E.G. Apical meristem of million-plus
cities in the economic landscape of the country // In the book: Regional Economics: Challenges, Priorities, Strategic Guidelines. Collective monograph. Edited by Ya.P. Silina. Yekaterinburg, 2017. p. 66-77
3. Website of the Federal Statistical Service
[Electronic resource] - URL: http://gks.ru/ (01.10.18)
4. Website about countries, cities, population
statistics, etc. [Electronic resource] - URL: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu (01.10.18)
5. Andrianova E.V., Konovalova L.V. Assessment of
the potential of the region as the basis for the formation of programs of socio-economic development in the context of globalization (on the example of the Arkhangelsk region) / / Russian Entrepreneurship. - 2015. - № 3 (273). - with. 381-388
6. Abalkin L.I. Economic Encyclopedia / Pod obshch.
ed. Abalkina L.I. M .: Economy. - 1999.
7. Cheymetova V.A., Nazmutdinova E.V. Socio-
Economic Potential and Its Evaluation // Asian Social Science. - 2015. - V. 11. - №. 7. - p. 74.
8. Budazhanaeva M. Ts. Methodology for assessing
the economic potential of a municipality // Regional Economics: Theory and Practice. -2012. - №. 34
9. Ustyuzhina O. N. Estimation of the economic
potential of municipal formations // Scientific-methodical electronic journal "Concept". -2014. - T. 20. - p. 1196-1200
10. Shafikov M.T. Potential: essence and structure // Social and humanitarian knowledge. - 2012.
- № 1. - p. 242.
11. Romanishina T.S. Criteria and methods for assessing the potential for the development of the socio-economic system of the municipality // East-Siberian State University of Technology and Management (Vestnik VSTU).
- 2017. - no. 2. - p. 65.
12. Big Economic Dictionary / Ed. A.N. Azriliyana. -Moscow: Institute of New Economics, 2010. -p. 706
13. Okhlopkov G. N. Prediction of the production potential of a region based on a system of econometric equations // Regional Economy: Theory and Practice. - 2008. - №. 12.
14. Syrov A.N. Evaluation of the economic potential of the territory // Bulletin of the Volgograd State University. Series 3: Economy. Ecology.
- 2008. - №. 2
15. Glushak N.V. and others. Methodology for assessing the economic potential of a region // Bulletin of Bryansk State University. - 2015. - №. 3
16. Danilov I.P., Nikitin V. V., Krasnov A. G. Methods of assessment and analysis of the socioeconomic potential of the region // Bulletin of Chuvash University. - 2011. - no. four.
17. Taranenko I.V. Assessment of the socioeconomic potential of the regions as the basis for the formation of the strategy of competitiveness of the national economy [Electronic resource] - URL: https:// www.hse.ru/data/2010/03/28/1227840480/-taranenko%20E-09.pdf (01.10.18)
2 о