Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (на примере МУ «Коченевская ЦБС»)'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (на примере МУ «Коченевская ЦБС») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
520
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ РЕСУРСЫ / МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорохина Галина Николаевна

Рассматриваются проблемы муниципализации сельских библиотек и деятельность современных сельских библиотечных систем в новых экономических реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дорохина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (на примере МУ «Коченевская ЦБС»)»

Библиотековедение

УДК 02 : 338.4

ББК 78.34(2)707+65.497.8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (НА ПРИМЕРЕ МУ «КОЧЕНЕВСКАЯ ЦБС»)

© Г.Н. Дорохина, 2007

Коченевская ЦБС,

632640, Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Горького, 200

Рассматриваются проблемы муниципализации сельских библиотек и деятельность современных сельских библиотечных систем в новых экономических реалиях.

Ключевые слова: библиотечная система, экономический потенциал, библиотечные ресурсы, муниципализация библиотек.

Начавшийся в 1990-х гг. процесс муниципализации библиотечного дела ставит перед библиотеками новые задачи. В частности, библиотека должна стать активным «действующим субъектом» территории, носителем социальной активности с присущими ей потребностями, интересами, целями. Властные структуры, администрация, предпринимательские круги, местное сообщество будут считаться с библиотекой в том случае, если она сможет заявить о своей ответственности и причастности к социально-культурным процессам, происходящим на конкретной территории, осознает собственные позиции и представит себя в коммуникации со всеми действующими субъектами своей территории.

Проводимые в России реформы не только трансформировали хозяйственную деятельность библиотек, но и изменили менталитет библиотечных специалистов, систему их взаимоотношений с государством и обществом, политику предоставления услуг. Принятие библиотеками ответственности за свое развитие в условиях рыночной экономики способствовало активизации исследований экономики библиотечной деятельности, одновременно поставив библиотечное сообщество перед лицом новых исследовательских задач.

Необходимо отметить, что в последние годы активно изучается деятельность центральных универсальных библиотек (областных, краевых), ресурсы, продукты и услуги которых формируются на основе «социокультурного заказа» всего территориального сообщества, муниципальные же библиотеки практически не изучались, хотя они играют значительную роль в системе жизнеобеспечения населения.

В связи с междисциплинарным характером проблемы ее следует рассматривать как в аспектах региональной экономики, используя работы

(А.Г. Гранберга, В.К. Клюева [6, 7], так и с точки зрения деятельности органов местного самоуправления в условиях муниципализации (работы В.Н. Лексина, Е. Высоцкой, Т.Ф. Берестовой [4, 5, 10]), а также с позиций особенностей развития экономической деятельности библиотек и их экономического потенциала, о чем писали Л.И. Якобсон, С.В. Шишкин, Л.А. Кожевникова [8, 9, 11, 12].

В целом анализ публикаций по теме позволяет утверждать, что современный анализ проблем развития экономического потенциала сельских библиотек в условиях муниципализации библиотечного дела и организации взаимодействия библиотек с властными структурами всех уровней остается пока темой мало разработанной.

Перестройка и последовавшие за ней трансформационные процессы 1990-х гг. изменили ситуацию в корне и заставили пересмотреть догмы, господствовавшие в советское время. Актуальными стали совершенно иные проблемы функционирования культуры, связанные с вопросами нахождения ее места в новой системе экономических отношений, с необходимостью учета ее особенностей и специфики в общем контексте взаимодействий рынка и государства.

Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

• финансирование ряда видов культурной деятельности,

• осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры,

• регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

Принципы финансового бытования культуры получили правовое подтверждение в законодательных актах Российской Федерации и, прежде всего, в ее основном законе - Конституции, в со-

ответствии с которой Россия является социальным государством. Проводимая ею политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а каждый человек имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Как и в других социальных отраслях, государство практикует прямое и косвенное финансирование деятельности, осуществляемой в сфере культуры.

Место публичных библиотек в экономике народного хозяйства определяется тем, что создаваемые ими продукты и услуги относятся к общественным благам, которые способствуют социальному благосостоянию через позитивные внешние эффекты, используемые обществом. Поэтому в современной смешанной экономике публичные библиотеки относятся к общественному сектору экономики.

Тем не менее уменьшение государственного финансирования библиотек сопровождалось изменениями в структуре их деятельности и условиях предоставления населению профильных видов благ. В библиотеках сократился перечень бесплатных услуг. Учреждения культуры подталкивались к ведению активной предпринимательской деятельности и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Они получили право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, за исключением основных видов библиотечного обслуживания, так как Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994 г.) [1] гарантирует их бесплатность в государственных и муниципальных общедоступных библиотеках. Поступления внебюджетных средств от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно увеличивались, но их доля в общих доходах учреждений культуры оставалась невысокой.

По содержанию и назначению в библиотечном процессе экономические ресурсы библиотек разделяют на трудовые, материально-технические, финансовые, информационные и организационные.

Как считает Л.А. Кожевникова [8], экономическое пространство библиотеки имеет два контура. Границы внешнего контура формируются под воздействием экономических и социокультурных трансформаций отдельных территорий. Границы внутреннего контура экономического пространства определяются экономическим потенциалом самой библиотеки - ее ресурсами, объемом и номенклатурой услуг, развитием коммуникационных сетей, рыночным менталитетом библиотечных специалистов.

Новые экономические реалии привели к серьезной смене состояния библиотечных систем. От-

дельные библиотеки по-разному реагируют на происходящие изменения. Одни сумели вписаться в новую социально-экономическую среду функционирования и сохранить свой экономический и интеллектуальный потенциал. Другие существуют на грани выживания и без введения соответствующего договорного механизма скорее всего прекратят свою деятельность.

К сожалению, местное самоуправление по целому ряду причин оказалось не готовым оценить реальную роль библиотечных ресурсов как особого звена экономической инфраструктуры территорий.

Ресурсы, формирующие внутреннее экономическое пространство библиотеки, имеют материальную форму. Материальное выражение имеют такие ресурсы, как финансы, материально-техническая база, библиотечные фонды. В идеальной форме представлены информационные ресурсы и технологии, интеллектуальные ресурсы - знания по библиотечному делу, организации деятельности библиотеки, управлению.

Информация о всех видах ресурсов заложена в нормативно-правовой и технологической документации библиотеки. Совокупность этих документов образует стандарт деятельности библиотеки.

Давая оценку ресурсному потенциалу библиотек, необходимо заметить, что источники средств, направляемых на его прирост, поддержание и реконструкцию, находятся не только в сфере материального производства. Определенную роль играет социальная среда, которая формирует человеческие ресурсы, выступающие ключевым фактором экономического роста внутреннего библиотечного потенциала.

Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень - местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Следует признать, что введенное Конституцией Российской Федерации 1993 г. [2] местное самоуправление - ново для России. За более чем десять лет, прошедших с тех пор, не удалось решить ряд вопросов, без которых в большинстве муниципальных образований не может осуществляться полноценное самоуправление. Главный из них - это передача имущества муниципальным образованиям и формирование их финансовых средств.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. [3] определил, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Ряд существенных вопросов сферы культуры отнесен этим законом к

вопросам местного значения. Среди них - организация библиотечного обслуживания населения.

Задачей Новосибирской областной научной библиотеки было сохранение единой сети библиотек района, и в первую очередь центральных библиотек с их функциями - методического руководства, организации комплектования, автоматизации, информационного и библиотечного обслуживания. Решить ее удалось далеко не везде. В ряде районов области не смогли договориться с руководителями администраций, единого же решения никто не придерживался. Часть ЦБС сохранилась; некоторые районные библиотеки стали поселковыми, сократив свои функции лишь до обслуживания читателей (абонемент, читальный, детский залы и т.д.) В ряде районов сельские филиалы были переданы поселениям и объединены с Домами культуры в досуговые социально-культурные и иные центры. В нашем районе ЦБС сохранилась, с 18.02.2005 г. она зарегистрирована как муниципальное учреждение «Коченевская централизованная библиотечная система».

В 2005 г. население района обслуживали 25 библиотек, объединенных в МУ «Коченевская ЦБС»: детская, центральная библиотеки, 23 сельских филиала (один из них - юношеский).

Финансовые ресурсы

Источники финансирования библиотек - районный и местные муниципальные бюджеты, доходы от основных видов уставной деятельности, помощь пользователей (дарителей). 99,99% всех финансовых поступлений составило бюджетное финансирование, остальные 0,01% - доходы от платных услуг. Таким образом, в среднем на каждую библиотеку приходится по 151 716 р., из них на оплату труда - 80 тыс. р., на содержание -

140,6 тыс. р., на капитальный ремонт - 3,8 тыс. р., на комплектование - 11,8 тыс. р.

Проанализировать, как сложилась ситуация с финансированием других библиотек области (которые переданы в МО), в настоящее время нет возможности, так как не отработан механизм статистической отчетности этих библиотек и финансовый отчет за 2005 г. сделан полностью по ЦБС.

Материально-технические ресурсы

В последнее десятилетие в связи с отсутствием стабильного и полного финансирования библиотек серьезно ухудшились материально-технические ресурсы, библиотечное оборудование в сельских библиотеках почти не обновлялось, имеющиеся технические средства (телевизоры, проигрыватели) пришли в негодность, 10 помещений из

23 сельских библиотек требуют капитального ре-

монта. В настоящее время очень остро стоит вопрос о содержании зданий и помещений библиотек, так как здания находятся на балансе МО (идет работа по оформлению договоров аренды помещений или передачи их в безвозмездное пользование), а полномочия по библиотечному обслуживанию переданы на муниципальный уровень.

Технические средства в основном сосредоточены в центральной библиотеке. Парк компьютеров явно недостаточен. Всего в ЦБС 13 ЭВМ, но лишь 2 сельских филиала имеют по 2 компьютера, остальные находятся в центральной и детской библиотеках. Телефонную связь имеют лишь 5 библиотек, копировально-множительную технику - 4, компьютеры - 4, электронную почту - 3, доступ в Интернет - 3.

Муниципальным органам власти - а это их прерогатива - необходимо серьезно заняться улучшением технического оснащения районной библиотеки и ее филиалов.

Информационные ресурсы

В современных условиях особую значимость приобретает информационное обеспечение, документальной основой которого служат фонды библиотек. Запросы читателей расширяются, углубляется и задача библиотеки - не отстать от возрастающего спроса. Организация работы муниципальных библиотек сегодня требует серьезных изменений. Они становятся востребованы разными категориями населения: это и руководители государственных структур и местного самоуправления, юристы, экономисты, учителя, специалисты сельского хозяйства, социальной службы, студенты.

Насколько наши библиотеки в состоянии помочь пользователям необходимой информацией?

По итогам 2005 г. совокупный фонд библиотек района составил 329 744 экз. (по сравнению с 1996 г. фонд сократился на 56 583 экз.). Причина снижения объемов фонда связана с недостаточным количеством новых поступлений.

На комплектование в 2005 г. выделено

421,6 тыс. р., в том числе:

• по областной целевой программе «Библиотеки Новосибирской области» - 61,4 тыс. р.;

• за счет реализации платных услуг - 5,4 тыс. р.;

• поступлений в дар от населения и организаций - 67,5 тыс. р.;

• из муниципального бюджета - 194,7 тыс. р.

Все деньги, поступившие из муниципального

бюджета, израсходованы на оформление подписки на периодические издания. На приобретение книг средства не выделены.

В 2005 г. поступило 5 591 экз. новой литературы. Среднее количество поступлений новой литературы в сельскую библиотеку составило 150 экз.,

при этом часть библиотек пополнила свои книжные фонды на 250-450 экз. Но есть библиотеки, в которые поступило за год лишь 20-50 экз.

По рекомендации Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) книжный фонд должен обновляться за год на 5%. Обновляемость фонда библиотек района в 2005 г. была в три раза меньше (1,7%) стандарта. Недостаточная обнов-ляемость приводит к быстрому физическому износу фондов, книги ветшают, но ветхая и устаревшая по содержанию литература списывается крайне осторожно, иначе библиотеки не были бы способны обеспечивать потребности населения. Проще говоря, в библиотеках района читать было бы уже нечего. Наши библиотеки имеют очень мало новой отраслевой литературы, учебников нового поколения для вузов, средних специальных учебных заведений.

Значительные средства необходимы для обеспечения защиты фондов в библиотеках и их сохранности. Требуется ремонт помещений библиотек, установка пожарно-охранной сигнализации.

Ведущую роль в удовлетворении информационных запросов читателей играют периодические издания. С 2003 г. на подписную кампанию выделяется 250 тыс. р., но это не решает проблемы: стоимость периодических изданий неуклонно растет. Основной массив периодических изданий сосредоточен в центральной и детской библиотеках.

Общее число читателей, воспользовавшихся в 2005 г. услугами библиотек Коченевского района, составило 18 820 человек, что на 7% меньше, чем в 1996 г.

Причинами снижения основных показателей деятельности библиотек района послужили: закрытие двух сельских библиотек и пунктов выдачи, сокращение численности населения, в том числе детей, недостаточное комплектование книжных фондов, слабая материально-техническая база.

Несмотря на трудности, библиотеки района продолжают оставаться центрами культурного и духовного общения, стараются сохранить читателей и привлечь новых.

Библиотеки в районе являются информационными, образовательными и культурными центрами. Они не только сохраняют свою социальную значимость, традиционные функции, но и вырабатывают новые подходы в своей деятельности.

Трудовые ресурсы

Реализация усложнившихся функций и задач, а в итоге успех современной библиотеки во многом зависит от уровня квалификации и профессиональной компетентности библиотечных кадров.

Кто же работает в наших библиотеках? Какова кадровая ситуация?

В библиотеках района работает 46 библиотечных сотрудников, из них 19,6% - с высшим образованием, в том числе 8,7% - с высшим библиотечным, 69,4% - со средним специальным. Доля сотрудников со средним образованием составила 11%.

Кадровая ситуация в библиотеках Коченевско-го района характеризуется таким основным показателем, как старение. Основная часть специалистов, работающих в библиотеках, получила профессиональное образование в 70-80-х гг. XX в. Сегодня это зрелые профессионалы, в основном главные специалисты, заведующие отделами и филиалами. Многие из них уже достигли предпенсионного и пенсионного возраста. Налицо естественное старение библиотечных кадров. Необходимо как можно быстрее, используя их опыт и знания, готовить достойную смену. Однако из-за низкой зарплаты в вузы культуры выпускники школ не идут. В библиотеки приходят те, кто не смог устроиться в организации с более высокой оплатой труда. Из них необходимо сделать специалистов, умеющих работать в условиях сложного технологического процесса библиотеки. Зачастую они рассматривают библиотеку как временное пристанище, не торопятся постигать азы библиотечной профессии. Некоторые из них учатся заочно, стремясь получить престижное по нынешним меркам образование - юридическое или экономическое. Работа в библиотеке привлекает их наличием социальных гарантий и возможностью доступа к библиотечным фондам в учебных целях.

Однако сегодня перед библиотекарями стоят проблемы, справиться с которыми самостоятельно им не под силу. Нужна помощь со стороны управленческих, властных структур по формированию районной библиотечной политики. При непосредственном участии библиотек на сессии районного Совета депутатов была принята целевая программа «Библиотеки Коченевского района 2004-2008 гг.», которая предусматривает гарантированное финансирование комплектования фондов библиотек и автоматизации библиотечных процессов.

Исходя из вышесказанного, необходимо признать, что исследование экономического потенциала библиотек крайне важно в новых экономических условиях. Однако мы встречаемся с большим количеством проблем, препятствующих информационному обмену и культурному общению. На сегодня приходится констатировать: сельские библиотеки остаются наиболее востребованными из всех учреждений культуры, но они во многом утратили роль информационного учреждения. По данным государственной статистики, за последние десять лет книжный фонд библиотек нашего района уменьшился на 56 583 экз. Финансирование библиотек осуществляется крайне неравномерно, и

если центральные районные библиотеки получают больше средств, то сельские - гораздо меньше или не получают совсем. Мы убеждены, что движение российского общества к знаниям невозможно без разветвленной и эффективно работающей сети библиотек. Книга - это основа культуры, и такой она будет оставаться еще очень долго, наряду с новыми технологиями.

Очевидно, что в информационном обществе функции библиотеки существенно изменяются. Она должна превратиться в удобный для читателей многофункциональный интеллектуальный центр.

Мы полагаем, что для этого необходимо следующее:

1. Нужны государственные гарантии деятельности библиотечной системы. Развитие информационного потенциала науки, образования и культуры должно основываться на федеральных стандартах, включающих в себя условия материального обеспечения библиотек книжными фондами, периодикой, компьютерной техникой.

2. Необходима телефонизация и информационное сетевое обеспечение местных библиотек. Перспективу развития библиотечной сети мы видим именно в создании системы информационнокультурных центров, удобных в пользовании для людей всех возрастов. К традиционной функции приобщения к культурным богатствам необходимо добавить свободный доступ к самой актуальной информации и помощь в освоении новых информационных технологий.

3. Считаем правильной и своевременной идею разработки национального проекта «Культура России».

4. Важно иметь главный внутренний ресурс, необходимый для стратегического развития библиотеки - персонал - коллектив единомышленников, состоящий из творческих людей и высококлассных специалистов.

Подводя итог, подчеркнем, что библиотека -не только собрание текстов. Это огромный мир социальных коммуникаций, место, где встречаются друг с другом, ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний. Это место, где формируется глубокие духовные привязанности. Настоящее будущее есть у тех библиотек, которые объединяют традиционную культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями. Бесспорно, что положительное решение проблем

книжных храмов обязательно скажется на настроении людей, их общей культуре, образованности, понимании политической и социальной ситуации в стране.

Список литературы

1. О библиотечном деле : Федер. закон Рос. Федерации : принят Гос. Думой 23 дек. 1994 г., № 78-ФЗ // Библиотека и закон : справ. - М. : Либерея, 1996. -Вып. 1. - С. 42-52.

2. Конституция Российской Федерации. - М. : Экзамен,

2004. - 64 с.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации : принят Гос. Думой 28 авг. 1995 г., № 154. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. - 288 с.

5. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления // Библиотека. - 2005. - № 11. - С. 12-13.

6. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учеб. пособие для вузов / А. Г. Гранберг. - М. : ГУВШЭ, 2000. - 495 с.

7. Клюев, В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки : учеб. пособие для вузов культуры и искусства / В. К. Клюев ; Мин-во культуры РФ ; Моск. гос. ун-т культуры. - М. : МГУК ; Либерея, 1998. - 136 с.

8. Кожевникова, Л. А. Библиотека в структуре базовых социально-экономических процессов территории / Л. А. Кожевникова ; науч. ред. П. В. Шеметов ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. - 178 с.

9. Кожевникова, Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах : учеб.-метод. пособие / Л. А. Кожевникова ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН,

2005. - 48 с.

10. Лексин, В. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика / В. Н. Лек-син, А. Н. Швецов. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. -Т. 4, кн. 10: Социально-экономическая ситуация в городах и районах Западной Сибири. - 870 с. ; Т. 5, кн. 11: Социально-экономическая ситуация в городах и районах Восточной Сибири. - 870 с.

11. Шишкин, С. В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие / С. В. Шишкин. - М. : ГУВШЭ, 2003. -367 с. - (Учебники высшей школы экономики).

12. Якобсон, Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика : учеб. для вузов / Л. И. Якобсон. - М. : ГУВШЭ, 2000. - 367 с.

Материал поступил в редакцию 28.02.2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе: Дорохина Галина Николаевна - директор библиотеки, тел.: (38351) 2-31-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.