Научная статья на тему 'Экономический механизм управления основными средствами в транспортном холдинге'

Экономический механизм управления основными средствами в транспортном холдинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
133
36
Поделиться
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / ТРАНСПОРТНЫЙ ХОЛДИНГ / ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Подсорин Виктор Александрович, Харитонова Алена Викторовна

В статье рассмотрены теоретические аспекты управления компаниями холдингового типа, классификация холдингов и позиционирование по ее признакам холдинга «РЖД», проблемы состояния основных средств крупнейших дочерних структур транспортного холдинга «РЖД», выполнен анализ уровня их износа, коэффициентов их движения, проанализированы собственные источники их воспроизводства. На основе выполненного анализа состояния основных средств дочерних структур транспортного холдинга предложен экономический механизм и рассмотрены ключевые задачи управления ими.

MECHANISM FOR ECONOMIC MANAGEMENT OF TRANSPORT HOLDING MAIN ASSETS

The article deals with the theoretical aspects of the holding type companies management, holdings classification, positioning the “Russian Railways” holding on the basis of this classification and the capital assets state of the subsidiaries of the “Russian Railways” transport holding. Their deterioration level, the movement coefficients and their own sources of reproduction are analyzed. On the basis of the analysis of the subsidiaries capital assets the economic mechanism is proposed and the key issues of their management are considered.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм управления основными средствами в транспортном холдинге»

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 656.2.003

Экономический механизм управления основными средствами в транспортном холдинге

В статье рассмотрены теоретические аспекты управления компаниями холдингового типа, классификация холдингов и позиционирование по ее признакам холдинга «РЖД», проблемы состояния основных средств крупнейших дочерних структур транспортного холдинга «РЖД», выполнен анализ уровня их износа, коэффициентов их движения, проанализированы собственные источники их воспроизводства. На основе выполненного анализа состояния основных средств дочерних структур транспортного холдинга предложен экономический механизм и рассмотрены ключевые задачи управления ими.

Ключевые слова: холдинг, транспортный холдинг, холдинговая компания, дочернее общество, основные средства, износ основных средств.

В результате структурных преобразований на железнодорожном транспорте были сформированы хозяйствующие субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере грузовых и пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, промышленного производства, контрактной логистики, научно-технической деятельности, терминально-складских услуг, ремонта грузовых вагонов и др. Созданные компании работают на транспортном рынке, реализуют различные стратегии повышения эффективности и стремятся обеспечить рост собственной капитализации.

Крупнейшим хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте является холдинг «РЖД».

Он представляет собой совокупность юридических лиц, включающую в себя холдинговую компанию, дочерние и зависимые общества, деятельность которых направлена на удовлетворение спроса на транспортные услуги в конкретных сегментах рынка, объединенную общими целями и задачами и имеющую единый экономический механизм функционирования.

В настоящее время его структура формируется и требует экономического обоснования. В теории управления компаниям холдингового типа выделяют следующие их виды (рисунок 1):

© Подсорин В.А., Харитонова А.В., 2012

В.А. Подсорин

А.В. Харитонова

Рисунок 1. Классификация холдингов

В зависимости от содержания деятельности основного общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги. В чистом холдинге основное общество владеет контрольным пакетом акций и выполняет только контрольно-управленчиские функции по руководству дочерними обществами. В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги. Так, например, вертикально интегрированные нефтяные компании являются отраслевыми холдингами. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Отдельно рассматривается банковский холдинг, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим. Закон о банках и банковской деятельности определяет банковский холдинг как объединение юридических лиц, юридическим лицом не являющееся, с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

С точки зрения масштабов или места осуществления деятельности можно рассматривать национальные и транснациональные холдинги. Все участники национальных холдингов располагаются на территории одного государства и подчиняются единому правовому режиму. Транснациональным холдингом является объединение юридических лиц, отвечающих сущностным признакам холдингового объединения, которые ведут согласованную предпринимательскую деятельность на территории нескольких стран.

По формам производственно-хозяйственной интеграции традиционно различают горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги. Горизонтальный холдинг имеет место в случаях, если его участники интегрируются в одной сфере деятельности, в одном секторе рынка. Вертикальные представляет собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продукта. Вертикально интегрированный холдинг, по сути, является производственно-хозяйственным комплексом с разветвленными связями между производителями и потребителями продукции внутри холдингового объединения. Диверсифицированные холдинги образуют участники, принадлежащие к различным отраслям производства и сферам деятельности, технологически между собой не связанным. Диверсификация осуществляется путем распределения производственного портфеля между различными отраслями производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, производимых услуг в целях обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости компании и снижения предпринимательских рисков.

Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, холдинги следует подразделить на:

• имущественные — основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций;

• договорные — когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора;

• организационные — в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.

В настоящее время холдинг «РЖД» претерпевает значительные трансформации и в соответствии с вышеперечисленными признаками является национальным, отраслевым, смешанным и диверсифицированным.

Структура холдинга определяется взаимоотношениями с дочерними компаниями. Дочерние компании представляют собой юридически самостоятельные общества, на решения которых существенное влияние оказывает холдинговая компания в силу ее преобладающего участия в капитале дочернего общества, или заключенного между ними договора. С экономической точки зрения дочерняя структура представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий собственными экономическими интересами и соответствующими потребностями в финансовых ресурсах для обеспечения своего развития с учетом целевых параметров общекорпоративной стратегии. Возрастающая роль дочерних обществ в деятельности холдинга «РЖД» сопровождается развитием конкурентных сегментов, системы корпоративного управления, совершенствованием экономического механизма взаимодействия между ними и с холдинговой компанией.

Основные средства являются материально-технической базой эконом-ко-технологического потенциала транспортной компании, предопределя-

ют ее перевозочную способность и технический уровень, а, следовательно, и эффективность производства. В холдинге «РЖД» сосредоточена большая часть основных средств железнодорожного транспорта (около 85%) (см. ком-мент. 1). В экономической литературе основные средства рассматриваются как часть средств труда, участвующих целиком в производственном либо управленческом процессе, способствующих получению экономической выгоды (дохода), действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода, возмещающих свою стоимость по мере износа в виде амортизационных отчислений, включаемых в стоимость продукции или услуг.

Для успешного функционирования холдинга требуется эффективное управление основными средствами, своевременное их обновление и рациональное использование. В настоящее время основные средства холдинга «РЖД» сосредоточены в различных дочерних структурах. На начало 2012 года холдинг «РЖД» владел акциями 172 обществ, в том числе 99 дочерних обществ (доля ОАО «РЖД» в уставном капитале обществ составляет более 50%), 53 зависимых обществ (доля ОАО «РЖД» от 20% до 50% уставных капиталов обществ) и 20 обществ, вклад ОАО «РЖД» в уставные капиталы которых составляет менее 20%.

В таблице 1 приведена доля основных средств в общей величине активов по крупнейшим дочерним структурам транспортного холдинга «РЖД».

Таблица 1

Доля основных средств в общей величине активов по крупнейшим дочерним структурам транспортного холдинга «РЖД»

Наименование компании Всего активов, млн. руб. в т.ч. основные средства, млн. руб. Доля основных средств, %

2009 2010 2009 2010 2009 2010

ОАО «ПГК» 113 309,99 127 652,95 84 070,28 89 289,53 74,19 69,95

ОАО «Трансконтейнер» 27 566,36 30 811,20 17 791,46 20 620,63 64,54 66,93

ОАО «Железнодорожная торговая компания» 8 790,31 8 688,03 7 253,27 7 122,28 82,51 81,98

ОАО «БетЭлТранс» 5 946,16 7 044,28 3 091,10 2 921,47 51,98 41,47

ОАО «Элтеза» 3 617,63 4 655,78 2 179,47 2 303,44 60,25 49,47

ОАО «Рейлтранс-авто» 3 887,08 3 921,58 2 130,14 2 161,96 54,80 55,13

ОАО «Красноярский ЭВРЗ» 1 875,09 1 963,29 1 352,81 1 377,90 72,15 70,18

ОАО «Саранский ВРЗ» 779,21 940,90 495,38 478,60 63,57 50,87

ОАО «Экспресс-пригород» 805,66 891,14 275,37 547,59 34,18 61,45

Из вышеуказанной таблицы 1 видно, что наибольшая величина активов среди рассматриваемых компаний сосредоточена в ОАО «ПГК» — 127,65 млрд. рублей в виде основных средств — 89,29 млрд. рублей. Компании по доле основных средств в общей величине активов условно можно разделить на три группы: с долей основных средств более 65%, более 50% и менее 50%.

К первой группе относятся такие компании, как ОАО «Трансконтейнер», ОАО «ПГК», ОАО «Красноярский ЭВРЗ», ОАО «Железнодорожная торговая компания». В этой группе незначительное увеличение доли основных средств в 2010 году произошло только у ОАО «Трансконтейнер» — на 2,39%, у остальных компаний, относящихся к этой группе, произошло уменьшение доли основных средств по сравнению 2009 годом. В ОАО «ПГК» уменьшение произошло на 4,24%, в ОАО «Красноярский ЭВРЗ» на 1,97%, в ОАО «Железнодорожная торговая компания» на 0,53%.

Ко второй группе относятся такие компании, как ОАО «Экспресс-пригород», ОАО «Рейлтрансавто», ОАО «Саранский ВРЗ». Наиболее значимый прирост доли основных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается в ОАО «Экспресс-пригород» (27,3%). Это связано с тем, что на баланс компании дополнительно приняты объекты основных средств. Значительное уменьшение доли основных средств в 2010 году произошло на 12,7% в ОАО «Саранский ВРЗ».

К третьей группе относятся такие компании, как ОАО «Элтеза», ОАО «БетЭлТранс». В компании ОАО «Элтеза», ОАО «БетЭлТранс» в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло уменьшение доли основных средств на 10,8% и на 10,5% соответственно, что обусловлено ростом активов компаний при почти постоянном составе основных средств.

Традиционно для характеристики процесса обновления основных средств используются показатели их движения: коэффициенты ввода, выбытия и прироста. Коэффициент ввода основных средств характеризует долю стоимости введенных основных средств в компании за рассматриваемый период в общей стоимости основных средств компании на конец отчетного периода. Коэффициент выбытия основных средств характеризует долю стоимости выбывших основных средств в рассматриваемом периоде в общей стоимости основных средств компании на начало отчетного периода. Коэффициент прироста основных средств характеризует долю прироста стоимости основных средств в стоимости на начало отчетного периода.

В таблице 2 приведены коэффициенты движения основных средств по крупнейшим дочерним структурам транспортного холдинга «РЖД».

Дочерние структуры по показателям движения основных средств транспортного холдинга «РЖД» также можно условно подразделить на две группы в зависимости от величины прироста с высокими и низкими темпами роста. К первой группе относятся: ОАО «Трансконтейнер», ОАО «ПГК», ОАО «Экспресс-пригород», ОАО «БетЭлТранс». Заметный рост по показателям движе-

ния основных средств дочерних компаний транспортного холдинга «РЖД» в 2010 году произошел у ОАО «Экспресс-пригород». Коэффициент ввода увеличился на 17,95%, коэффициент прироста увеличился на 68,13%, при этом произошло уменьшение коэффициента выбытия более в 5 раз. В ОАО «Бет-ЭлТранс» в 2010 году произошло незначительное увеличение коэффициентов движения основных средств. Коэффициент ввода увеличился на 0,81%, коэффициент прироста на 0,71%, при этом произошло также увеличение коэффициента выбытия на 0,27%. В ОАО «Саранский ВРЗ» коэффициенты ввода и прироста уменьшились в 4 раза, в ОАО «Элтеза» — более чем в 3 раза, а в ОАО «Красноярский ЭВРЗ» — в 2 раза. Предоставленные данные свидетельствуют о том, что компании данной группы снизили свою инвестиционную активность, что отражается на состоянии основных средств.

Таблица 2

Коэффициенты движения основных средств дочерних компаний транспортного холдинга «РЖД»

Наименование компании 2009 2010 Изменение коэффициента прироста

Коэффициент ввода Коэффициент выбытия Коэффициент прироста Коэффициент ввода Коэффициент выбытия Коэффициент прироста

ОАО «Трансконтейнер» 14,99 4,11 12,22 18,09 1,70 19,60 7,38

ОАО «Элтеза» 7,43 0,42 7,54 2,40 0,31 2,14 -5,4

ОАО «ПГК» 12,06 3,48 9,39 16,76 6,45 11,50 2,11

ОАО «Рейлтрансавто» 35,49 19,68 18,78 8,78 2,33 6,90 -11,88

ОАО «Красноярский ЭВРЗ» 6,09 0,11 6,36 3,41 0,06 3,47 -2,89

ОАО «БетЭлТранс» 5,12 0,35 5,01 5,93 0,52 5,72 0,71

ОАО «Экспресс-пригород» 31,49 16,11 18,17 49,44 3,11 86,30 68,13

ОАО «Саранский ВРЗ» 8,17 3,17 5,26 2,90 1,22 1,71 -3,55

ОАО «Железнодорожная торговая компания» 1,97 0,26 1,74 0,24 0,44 0,41 -1,33

Важнейшей характеристикой состояния основных средств является уровень износа. Износ характеризует процесс утраты первоначальных технико-эксплуатационных качеств объекта под действием различных факторов. По данным бухгалтерской отчетности уровень износа основных средств определяется как отношение величины начисленной амортизации за период их функционирования к их первоначальной (восстановительной) стоимости (таблица 3).

Таблица 3

Уровень износа основных средств дочерних компаний транспортного холдинга «РЖД»

Наименование компании Год создания компании Уровень износа, % Темп роста уровня износа за период функционирования, раз

через год после создания компании 2009 2010

ОАО «Железнодорожная торговая компания» 2007 0,71 4,89 6,99 9,84

ОАО «Красноярский ЭВРЗ» 2003 2,46 10,82 14,76 6,00

ОАО «Саранский ВРЗ» 2006 4,8 17,05 21,2 4,42

ОАО «БетЭлТранс» 2006 8,43 20,41 28,85 3,42

ОАО «Рейлтрансавто» 2006 4,4 10,08 14,63 3,32

ОАО «Трансконтейнер» 2006 15,72 27,25 29,5 1,88

ОАО «ПГК» 2007 13,39 21,36 25,09 1,87

ОАО «Элтеза» 2005 18,77 22,9 24,88 1,33

ОАО «Экспресс-пригород» 1998 15,63 17,98 12,45 0,8

Почти во всех дочерних структурах холдинга «РЖД» уровень износа основных средств за период от их создания и до конца 2010 года увеличился. Наибольшие изменения произошли в ОАО «Красноярский ЭВРЗ» и ОАО «Железнодорожная торговая компания». На момент создания ОАО «Красноярский ЭВРЗ» уровень износа составлял 2,46%, а на конец 2010 года — 14,63%, то есть увеличился в 6 раз. На момент создания ОАО «Железнодорожная торговая компания» уровень износа составлял 0,71%, а на конец 2010 года — 6,99%, то есть увеличился почти в 10 раз. Это свидетельствует о недостаточной эффективности воспроизводства основных средств. Также значительное увеличение коэффициента износа произошло в ОАО «Рейлтрансавто» (в 3,32 раза), ОАО «БетЭлТранс» (в 3,42 раза), ОАО «Саранский ВРЗ» (в 4,42 раза). Снижение коэффициента износа основных средств произошло у ОАО «Экспресс-пригород». Через год после создания компании уровень износа составлял 15,63%, а в 2010 году 12,45%, то есть уменьшился на 3,18%. Представленная информация не в полной мере отражает состояние основных средств, однако позволяет сделать выводы о тенденции изменения уровня износа. Тенденция повышения уровня износа основных средств свидетельствует о том, что дочерние структуры в большинстве случаев используют основные средства, доставшиеся им при создании, и пока не стремятся к их обновлению.

Основными источниками инвестиций является прибыль и амортизация. Данные таблицы 4 дают представление о возможности формирования собственных ресурсов для обновления основных средств за счет прибыли, а таблицы 5 — за счет амортизации.

Таблица 4

Рентабельность продаж дочерних структур холдинга «РЖД»

Наименование компании Прибыль от продаж, млн. руб. Чистая прибыль, млн. руб. Рентабельность продаж, %

2009 2010 2009 2010 2009 2010

ОАО «ПГК» 389,47 18 399,91 2 139,25 11 885,05 0,54 18,94

ОАО «Экспресс-пригород» 225,70 224,35 199,27 247,05 17,17 17,95

ОАО «Трансконтейнер» 774,54 2 081,00 22,10 404,16 4,74 9,14

ОАО «БетЭл-Транс» 579,14 1 235,06 325,15 833,91 4,82 8,97

ОАО «Рейлтрансавто» 695,08 137,73 791,86 317,47 73,18 5,26

ОАО «Саранский ВРЗ» 17,73 33,46 0,453 13,65 2,34 3,35

ОАО «Железнодорожная торговая компания» 280,01 214,09 5,97 107,12 4,1 3,28

ОАО «Красноярский ЭВРЗ» 10,19 57,15 36,53 19,15 0,5 2,43

ОАО «Элтеза» 84,59 162,91 184,00 49,20 2,57 2

Значительное увеличение рентабельности продаж в 2010 году произошло у ОАО «ПГК» (на 18,4%). Также увеличение рентабельности продаж произошло в таких компаниях, как ОАО «Трансконтейнер», ОАО «БетЭл-Транс», ОАО «Саранский ВРЗ», ОАО «Экспресс-пригород» на 4,4%, 4,15%, 1,01% и 0,78% соответственно. Резкое снижение уровня рентабельности произошло в ОАО «Рейлтрансавто». В 2010 году рентабельность продаж снизилась почти в 14 раз и составила 5,26%, рентабельность текущей деятельности снизилась почти в 9 раз и составила 5,19%.

Компании по доле амортизации в общей величине затрат можно условно подразделить на три группы: с долей амортизации более 10%, от 5 до 10% и менее 5%. К первой группе относятся такие компании, как ОАО «Трансконтейнер» и ОАО «ПГК». В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло снижение доли амортизации в ОАО «Трансконтейнер» на 3,88%, в ОАО «ПГК» на 4,09%. Это свидетельствует о более высоких темпах роста цен на материальные ресурсы и затрат на оплату труда по сравнению с темпами роста стоимости основных средств.

Таблица 5

Доля амортизации в общей величине затрат дочерних структур

холдинга «РЖД»

Наименование компании Всего затрат, млн. руб. в т.ч. амортизация, млн. руб Доля амортизации, %

2009 2010 2009 2010 2009 2010

ОАО «ПГК» 67 567,29 78 748,11 11 150,96 9 772,55 16,5 12,41

ОАО«Трансконтей-нер» 15 573,47 20 678,84 2 318,10 2 275,24 14,88 11,00

ОАО «Экспресс-пригород» 1 540,53 3 242,41 21,43 202,31 1,39 6,24

ОАО «Рейлтрансавто» 1 644,93 2 755,80 120,78 138,79 7,34 5,04

ОАО «БетЭлТранс» 11 245,12 12 743,34 484,24 394,19 4,31 3,09

ОАО «Железнодорожная торговая компания» 3 679,89 1 096,58 166,02 33,74 4,51 3,08

ОАО «Красноярский ЭВРЗ» 2 020,30 2 273,51 65,3 68,42 3,23 3,01

ОАО «Саранский ВРЗ» 750,13 1 474,11 34,86 29,59 4,65 2,01

ОАО «Элтеза» 3 272,49 8 000,39 132,23 122,6 4,04 1,53

Ко второй группе относятся такие компании, как ОАО «Рейлтрансав-то», ОАО «Экспресс-пригород». В ОАО «Рейлтрансавто» в 2010 году произошло снижение доли амортизации с 7,34% до 5,04%. В ОАО «Экспресс-пригород» произошло увеличение доли амортизации на 4,85 %, это связано с резким увеличением затрат более чем в 2 раза и еще более резким ростом амортизации почти в 10 раз в 2010 году.

К третьей группе относятся такие компании, как ОАО «Красноярский ЭВРЗ», ОАО «БетЭлТранс», ОАО «Саранский ВРЗ» и ОАО «Железнодорожная торговая компания». У всех компаний, относящихся к этой группе, в 2010 произошло снижение доли амортизации. Наибольшее снижение доли амортизации в 2010 году в данной группе произошло у ОАО «Саранский ВРЗ» на 2,7%. У остальных компаний данной группы снижение произошло от 0,22% до 1,5%.

Анализ вышеприведенных данных позволяет выделить следующие тенденции:

— снижение доли амортизации в общей величине расходов по всем рассматриваемым дочерним структурам;

— повышение рентабельности продаж в компаниях операторах подвижного состава и снижение рентабельности продаж в других дочерних структурах;

— высокие темпы роста уровня износа основных средств за рассматриваемый период.

В целом эти тенденции отрицательно сказываются на возможностях формирования источников воспроизводства основного капитала, а одно-

родность их происхождения позволяет предложить экономическим механизм управления процессом обновления основных средств дочерних структур холдинга «РЖД». В общем виде он представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Экономический механизм управления основными средствами дочерних структур холдинга «РЖД»

Основными элементами механизма взаимодействия холдинговой компании и дочерних структур являются: система трансфертного ценообразования, ценовая комиссия, профильный департамент по управлению дочерними структурами, участие в органах управления дочерних структур, система КПЭ дочерних структур, система консолидации отчетности в рамках холдинга, амортизационная и налоговая политика и прочее. При этом в рамках экономического механизма должно быть определено влияние использования основных средств дочерних структур на финансовый результат холдинга.

Управление основными средствами холдинга — это воздействие холдинговой компании, преимущественно экономическими методами, на дочерние структуры, направленное на повышение отдачи вложенного в них капитала, минимизацию рисков их нецелевого использования и оптимизацию расходов дочерних структур по их эксплуатации и содержанию при выполнении текущих задач и достижении стратегических целей холдинга. Цель управления основными средствами холдинга состоит в формировании условий повышения эффективности их использования и максимизации отдачи вложенного в них капитала.

Эффективное управление основными средствами холдинга повышает его результативность в целом. При этом ключевыми задачами управления основными средствами холдинга «РЖД», в том числе воплощенными в дочерних структурах, являются:

• эффективная производственная деятельность ОАО «РЖД», дочерних структур и холдинга в целом;

• обеспечение стабильного финансового развития и прибыльного функционирования ОАО «РЖД», дочерних структур и холдинга в целом;

• достижение дочерними структурами целей и задач, установленных холдингом;

• соблюдение интересов ОАО «РЖД», дочерних структур и их акционеров;

• повышение инвестиционной привлекательности холдинга «РЖД» на основе принципов корпоративного управления и сбалансированного развития его структурных подразделений;

• разработка и реализация скоординированной и эффективной экономической политики холдинга «РЖД», включая инвестиционную, инновационную, амортизационную и налоговую;

• развитие взаимодействия холдинга «РЖД» с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам имущественного и результирующего налогооблажения, а также эффективного использования основных средств дочерних структур.

Следует отметить, что короткий период исследования (2009—2010 годы) не позволяет сделать значимых выводов, но дает возможность определить выбор тенденций использования основных средств в холдинге и наметить основные направления управления ими.

В качестве полученных из проведенного анализа выводов можно отметить следующее:

1. Основные средства железнодорожного транспорта — это совокупность основных средств транспортных компаний, действующих в сфере железнодорожного транспорта. Около 85% основных средств железнодорожного транспорта сосредоточено в холдинге «РЖД». Холдинг «РЖД» представляет собой совокупность юридических лиц, объединенных общими целями и задачами, включающую в себя холдинговую компанию, дочерние и зависимые общества, деятельность которых направлена на удовлетворение спроса на перевозки (транспортные услуги) в конкретных сегментах рынка и получения полезного результата, Улучшение состояния и повышение эффективности использования основных средств дочерних структур возможно только на основе обоснованного экономического механизма управления воспроизводством основного капитала холдинга.

2. В большинстве компаний уровень износа за период от момента их создания до настоящего времени увеличился. Средний уровень износа в

2009 году у рассмотренных в данной статье компаний составил 21,2%, а в

2010 году — 23,6%, то есть произошло его увеличение на 2,4%. Увеличение уровня износа свидетельствует о недостаточной эффективности воспроизводства основных средств и необходимости совершенствования системы управления основным капиталом холдинга.

3. Важнейшими источниками обновления основных средств являются прибыль и амортизация. Повышение рентабельности продаж и амортизацием-кости продукции (работы) свидетельствует об увеличении источников инвестирования. Анализируемые данные показывают, что рентабельность повышается только в дочерних компаниях-операторах подвижного состава, при этом доля амортизации снижается по всем дочерним структурам, а следовательно происходит сужение источников воспроизводства основного капитала холдинга.

4. Для повышения эффективности системы воспроизводства основного капитала холдинга необходима действенная система управления этим процессом. Ключевыми элементами экономического механизма управления основными средствами дочерних структур являются: единая экономическая политика, система управления и контроля, система трансфертного ценообразования, ценовая комиссия, профильный технологический департамент, департамент по управлению дочерними и зависимыми обществами, участие в органах управления дочерних структур, система КПЭ дочерних структур. Реализация экономического механизма управления основными средствами холдинга «РЖД» позволяет повысить его конкурентоспособность, капитализацию и инвестиционную привлекательность.

5. Подобный подход к управлению основными средствами в компаниях холдингового типа при незначительной адаптации к особенностям их функционирования может быть использован в других отраслях экономики, так как базируется на универсальных и стандартных процедурах формирования экономического механизма взаимодействия холдинговой компании и дочерних структур.

Комментарии

1. Основные средства железнодорожного транспорта — совокупность основных средств транспортных компаний, действующих в сфере железнодорожного транспорта.

Литература

1. Бюджетирование на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, Л.В. Шкурина и др., под ред. Н.П. Терё-шиной, Л.В. Шкурина. — М.: УМЦ ЖДТ, 2010.

2. Киселев В.С., Подсорин В.А. Основные направления совершенствования экономического механизма взаимодействия материнской компании с дочерними структурами // Мир транспорта. — № 3, 2010.

3. Подсорин В.А. Экономическая оценка капитализации транспортной компании. — М.: МИИТ, 2007. — 239 с.

4. Подсорин В.А. Экономические проблемы воспроизводства капитала, воплощенного в основных средствах ОАО «РЖД» // Мир транспорта. — № 4, 2007.

5. Терешина Н.П., Подсорин В.А. Воспроизводство основного капитала транспортной компании // Железнодорожный транспорт. — № 6, 2007.

6. Экономические проблемы развития железнодорожного транспорта на этапах его инновационных и структурных преобразований: Сб. научных трудов ОАО «ВНИИЖТ» / Под. ред. О.Ф. Мирошниченко. — М.: Интекст, 2009. — 280 с.

7. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 648 с.