Научная статья на тему 'Экономический механизм технической и технологической модернизации сельского хозяйства'

Экономический механизм технической и технологической модернизации сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушачев И. Г.

Рассмотрен экономический механизм, направленный на модернизацию сельского хозяйства России, дан анализ инновационного развития в условиях рационального размещения сельскохозяйственного производства с учетом сокращения доходности сельскохозяйственных организаций при спаде инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм технической и технологической модернизации сельского хозяйства»

6

$лаЭимгрскш ЗешеШод

УДК 631:17-048.35 (470)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И.Г. Ушачев, академик Россельхозакадемии - Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства

Рассмотрен экономический механизм, направленный на модернизацию сельского хозяйства России, дан анализ инновационного развития в условиях рационального размещения сельскохозяйственного производства с учетом сокращения доходности сельскохозяйственных организаций при спаде инвестиций.

Ключевые слова: сельское хозяйство, модернизация, экономические инвестиции, прогнозирование, инновационное развитие.

Говоря о технической и технологической модернизации в сельском хозяйстве, следует отметить, что агропромышленный комплекс, Министерство сельского хозяйства одними из первых включились в этот процесс. Здесь следует отметить, что и приоритетный национальный проект, и Государственная программа стали в некотором роде «пробой пера» в проведении модернизации российской экономики. Так, в Государственную программу включен ряд мероприятий, направленных на финансовую поддержку приобретения новой техники и технологий, инвестиционной деятельности, развитие племенного животноводства, элитного семеноводства, создание системы государственного информационного обеспечения и другие.

С началом реализации приоритетного национального проекта и Государственной программы на цели развития сельского хозяйства из федерального бюджета направлено более 330 млрд. руб., привлечено более 1 трлн. 150 млрд. руб. инвестиционных кредитов. Однако сложнейшим вопросом решения проблемы модернизации и инноваций остается экономический механизм. В этой связи хотелось, прежде всего, напомнить об одном очевидном положении: экономический механизм - это совокупность экономических инструментов, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, и если отдельные из них не работают, то резко снижается эффективность и других составляющих. Давая оценку результативности экономического механизма, можно сослаться на обобщающие показатели: среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства за 2000-2010 годы (2010 г. - наша оценка) составил лишь 1,7%, а его динамика была крайне неустойчивой; экономические показатели,

выраженные через рентабельность сельскохозяйственных организаций, в последние три года, даже с учетом благоприятного 2008 г., снижаются. Это указывает на то, что экономический механизм далеко не в полной мере учитывает особенности процессов модернизации и в целом социально-экономического развития сельскохозяйственного производства в нашей стране.

Одна из основных причин, сдерживающих модернизацию сельского хозяйства, - низкая доходность, соответственно и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Сокращение доходности сельскохозяйственных организаций и ухудшение макроэкономической ситуации повлекло за собой существенный спад инвестиций. Если сбудется прогноз, опубликованный в Национальном докладе, то это произойдет уже третий год подряд. Можно ожидать, что за 2008-2010 гг. в сельское хозяйство будет недоинвестировано против запланированного Государственной программой объема около 300 млрд. руб.

Мероприятия Госпрограммы, предназначенные для стимулирования модернизации, охватывают далеко не всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2009 г. инвестиционными кредитами воспользовались менее одной трети сельскохозяйственных организаций. Это относится и к другим формам поддержки сельского хозяйства. Так, в 2009 г. был застрахован лишь каждый седьмой гектар посевов. Причина - опять же низкая доходность и залоговая база большинства хозяйств.

Особенность модернизации и инновационного развития в нашей стране с позиций экономического механизма состоит еще в многоу-кладности сельского хозяйства. Причем не только с точки зрения форм

собственности, но преобладающих технико-технологических укладов развития производства. Среди сельскохозяйственных предприятий лишь небольшой удельный вес занимают хозяйства, производство которых основано на инновациях и относится к пятому технико-технологическому укладу, в основном это предприятия свиноводческого и птицеводческого направления. На другом полюсе - личные подсобные и мелкие фермерские хозяйства, работающие на ручном труде и не вышедшие еще из второго уклада. И между ними - многообразные сельскохозяйственные организации, крупные крестьянские (фермерские) хозяйства и требующие модернизации, относящиеся к третьему-четвертому укладам. Поэтому экономический механизм должен учитывать эту ситуацию и, обеспечивая прирост продукции, произведенной по инновационным технологиям, одновременно модернизировать производство и готовить основную массу сельскохозяйственных товаропроизводителей к инновационному развитию.

Экономический механизм должен быть дифференцированным по каждой группе товаропроизводителей. Дифференциацию также следует распространить и на производство с учетом природно-экономических различий регионов и, не менее важно, в отраслевом плане.

Опыт последних лет показал, что действующий экономический механизм модернизации ведет к получению точечных результатов, «анклавной» модернизации, не обеспечивающей устойчивость отрасли в целом. А нам необходимо выйти на длинную волну экономического роста. Между тем мы наблюдаем колоссальную дифференциацию отраслей хозяйств по уровню экономики и производства: на 500 сельскохозяйственных организаций приходится

ВлаЗимгрскт ЗемлеШецг

7

около 50% выручки и 40% прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции.

Для повышения уровня доходности необходимо изменить неэквивалентность межотраслевого обмена; рационализировать ценовые отношения и совершенствовать механизм регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развивать кооперацию и инфраструктуру агропродоволь-ственного рынка; оптимизировать поддержки в области кредитования, страхования, налогообложения.

Это только часть очень сложных вопросов модернизации АПК, но надо осознать, что без комплексного их рассмотрения экономический механизм технической и технологической модернизации не обеспечит устойчивого развития отрасли. При этом о доходности мы говорим потому, что отрасли необходимы не только прибыль для расширенного воспроизводства, но и фонд оплаты труда, который обеспечил бы приток и сохранение квалифицированных кадров. Наряду с этим необходимо осуществление ряда организационных мер, связанных с экономическим механизмом.

Эффективная модернизация и инновационное развитие может осуществляться только в условиях рационального размещения сельскохозяйственного производства. Поэтому мы вновь ставим вопрос о целесообразности разработки такой схемы. И в этом году ученые приступили к разработке этой проблемы.

Учитывая долговременный характер инвестиций в модернизацию и инновации, прогнозирование должно быть выведено на новый уровень, как долгосрочное для развития технико-технологического прогресса и формирования новых подходов к экономическому механизму, так и краткосрочное прогнозирование. Это позволит предупредить возникновение рисков и угроз, одна

из них - вступление в ВТО. На наш взгляд, для сельского хозяйства было принято политическое решение, а социально-экономические угрозы и риски не были учтены.

В связи с намечаемым вступлением России в ВТО Правительство берет на себя обязательства по сокращению субсидий в 2013-2017 гг. Для этого необходим пересмотр как перечня мероприятий Госпрограммы, так и механизмов поддержки на следующую пятилетку с учетом требований ВТО. Нужно разработать новую методику составления Госпрограммы на этот период с таким расчетом, чтобы, сокращая расходы по мероприятиям, относимым к красной корзине, компенсировать потери сельхозпроизводителей и сельских жителей через увеличение мероприятий, относимых ВТО к зеленой корзине.

Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе преимущественно зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей, делая задел для шестого технико-технологического уклада. Это:

1 - биотехнология, основанная на достижениях генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта и глобальных информационных сетей;

2 - совместно с институтами РАН получены устойчивые к гербицидам формы пшеницы, клоновые подвои яблонь и груш, земляника с повышенной устойчивостью к серой гнили;

3 - созданы отечественные приборы для качественного и количественного анализа ДНК и РНК, которые по тест-системам не уступают зарубежным, а по отдельным параметрам превышают их;

4 - научные учреждения Россель-хозакадемии активно ведут биотехнологические исследования в области животноводства и птицеводства. Получены и изучаются 7 типов трансгенных сельскохозяйственных животных. Впервые получены трансгенные куры;

5 - в области клеточной инженерии разработаны методики оплодотворения яйцеклеток КРС in vitro, позволяющие получить эмбрионы для трансплантации. Разработаны методы молекулярного мониторинга генома, существенно повышающие эффективность селекции в животноводстве. Завершен цикл работ по использованию биотической микрофлоры для ликвидации дефицита лизина в организме животных. И другие.

Задача состоит в том, чтобы помочь науке реализовать свой потенциал, коммерциализировать разработки и обеспечить их массовое продвижение. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. В то же время отношение расходов государства на науку к ВВП составляет всего 0,29%, а, учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей,перспективы модернизации остаются, как минимум, сложными.

В заключение следует сказать, что при всех трудностях у ученых есть полная возможность совместно со специалистами Минсельхоза сформировать такой экономический механизм, который был бы адекватен задачам модернизации АПК и постепенному переходу к инновационному типу развития. Надо лишь реально подойти к оценке ситуации и продуманно - к выработке мер по совершенствованию этого механизма. Для этого Минсельхозу России и Россельхозакадемии целесообразно создать совместную рабочую комиссию по проблемам модернизации инновационного развития АПК нашей страны.

И Н Ф О Р М А Ц И Я

Дорогие читатели!

Приглашаем вас стать подписчиками научно-популярного журнала « Владимирский земледелец», который Вы сможете найти во всех почтовых отделениях в зеленом каталоге «Пресса России». Наш индекс: 44221. Журнал выходит 4 раза в год. Можно также оформить подписку в редакции «ВЗ» по адресу: 601261, Владимирская обл., Суздальский р-н, п. Новый, ул. Центральная, д. 3. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.