Научная статья на тему 'Экономический механизм охраны окружающей среды'

Экономический механизм охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4047
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ПРИРОДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКСТЕРНАЛИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПЛАТЕЖИ / NATURE CONSERVATION / NATURE MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NATURAL RESOURCES / EXTERNALITIES / ECONOMIC MECHANISM / PAYMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дружинская О.И.

Рассмотрены общетеоретические и практические вопросы в области современных подходов к экологизации экономики, включая вопросы устойчивого развития. Показаны причины возникновения экологического кризиса и принципиальные пути его преодоления средствами научно-технических и экономико-управленческих методов. Проанализированы экономический и финансовый механизмы, а также современные инструменты повышения экологической эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

General theoretical and practical questions in the field of modern approaches to the ecologization of the economy, including the issues of sustainable development, are considered. The reasons for the emergence of the ecological crisis and the principal ways of its overcoming by means of scientific and technical and economic-management methods are shown. Economic and financial mechanisms, as well as modern instruments for increasing the environmental efficiency of production, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм охраны окружающей среды»

УДК 504.03

Дружинская О. И.

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

Druzhinskaya O. I.

Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad

E-mail: OIDruzhinskaya@mephi.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация: рассмотрены общетеоретические и практические вопросы в области современных подходов к экологизации экономики, включая вопросы устойчивого развития. Показаны причины возникновения экологического кризиса и принципиальные пути его преодоления средствами научно-технических и экономико-управленческих методов. Проанализированы экономический и финансовый механизмы, а также современные инструменты повышения экологической эффективности производства.

Abstract: general theoretical and practical questions in the field of modern approaches to the ecologization of the economy, including the issues of sustainable development, are considered. The reasons for the emergence of the ecological crisis and the principal ways of its overcoming by means of scientific and technical and economic-management methods are shown. Economic and financial mechanisms, as well as modern instruments for increasing the environmental efficiency of production, are analyzed.

Ключевые слова: охрана природы, природопользование, устойчивое развитие, природные ресурсы, экстерналии, экономический механизм, платежи.

Keywords: nature conservation, nature management, sustainable development, natural resources, externalities, economic mechanism, payments.

Устойчивое развитие любой страны мира, национальная безопасность, а также высокий уровень жизни и здоровья населения, могут быть реализованы только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей природной среды (ОПС). Для этого необходимо формировать и последовательно внедрять единую государственную политику в области экологии, сосредоточенную на охране ОПС и рациональном природопользовании.

Современные экологические проблемы большей частью были порождены отставанием экономической мысли [2]. Ни великие классики науки экономика (А. Смит и Д. Рикардо), ни последующие экономические школы и ученые (Карл Маркс, А. Маршалл, Д. Кейнса), не придавали особого значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь семидесятые годы прошлого столетия, при резко обострившихся экологических проблемах, поставили перед экономической наукой вопрос осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Осознание глобальной катастрофы сложившегося экономического развития, исчерпаемость природных ресурсов и взаимозависимости всех эколого-экономических процессов на земле стали главной причиной начала создания концепций мирового развития.

В середине восьмидесятых годов двадцатого столетия в нашей стране сложилось мнение о необходимости формирования экономических методов управления природопользованием. Таким образом, стали разрабатываться нормативно-методические документы по введению платы за загрязнение окружающей среды.

Экономический механизм (ЭМ) является одним из составных частей общего механизма регулирования отношений в системе «человек - природа». Факторы, которые характеризуют состояние общества и окружающей природной среды являются регуляторами данных отношений, тем самым наиболее полно отражают взаимосвязи между интересами человека и экологическими целями в рамках экономического механизма.

Экономическое регулирование в области природопользования осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

ЭМ в области охраны ОПС является достаточно сложным и неоднородным понятием, исходящим из различных форм, таких как налоги, платежи, субсидии, финансово кредитные меры и иные финансово-правовые инструменты и административные формы, например экологический аудит, учет, нормирование, лицензирование, и пр., система целевого резервирования и средства на утилизацию отходов. Одной из проблем можно назвать обеспечение единства и непротиворечивости в процессе, как управления, так и функционирования всего механизма действующего в качестве согласованной системы.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается

- обеспечение планирования и финансирования природоохранных мероприятий;

- правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за размещение отходов и другие вредные воздействия на нее;

- предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Таким образом экономический механизм охраны окружающей природной среды ставит перед собой решение следующих задач [1]:

- планирование и финансирование мероприятий в области охраны ОПС;

- установление лимитов, нормативов платы и размеров платежей за использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, и другие виды негативного воздействия;

- предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Тем самым, установленные задачи как экономического, так и социального развития должны быть решены с учетом его устойчивости, соответствия экологическому императиву во всех странах мира.

В ходе экономической деятельности любого государства происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий (внешние эффекты). Но, к сожалению, по отношению к окружающей природной среде воздействие на нее большей частью связано с отрицательными внешними эффектами, например отходами, загрязнениями биосферы, разрушение ландшафтов и прочее.

Сегодня экологи-экономисты пытаются оценить природные ресурсы и экологические функции для повышения противопоставления природы в борьбе с техногенными решениями. Однако с точки зрения экономики невозможно точно оценить все блага и услуги, которые нам предоставляет природа.

Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды, которые должны являться дополняющими финансирование и кредитование программ экологической направленности, государственные затраты на экологические нужды, содействовать развитию экологического образования и воспитания.

Целью работы системы экологических фондов является решение неотложных природоохранных задач, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен) и восстановление потерь в окружающей среде.

К источникам организации фондов можно отнести платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.

Платежи за внесение загрязняющих веществ в окружающую среду (см. рис.) представляются одним из ведущих экономических толчков, заставляющих природопользователей самим принимать меры по снижению негативного воздействия. Плата исполняет два принципа - принцип платности природопользования и принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Базовые нормативы (БН) платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих вредных веществ рассчитываются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов (сбросов) и показателей относительной опасности конкретного загрязняющего вещества.

Вопрос о необходимости установить предусмотренную Законом «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие ставится давно. Например, в приказе Министерства охраны окружающей среды и природных

ресурсов РФ, утвержденном еще в период действия предыдущего закона «Об охране окружающей природной среды»: в п. 2 приказа МПР РФ от 30.11.1994 г. №361 «О расширении системы платежей за негативное воздействия на окружающую среду» содержится руководство рабочей группе «...рассмотреть необходимость и целесообразность введения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.», такими как загрязнение радиоактивными изотопами и ионизирующей радиацией; неионизирующим и электромагнитным излучениями; тепловым загрязнением; передвижными и стационарными источниками шума; пестицидами; животноводческими стоками; сбросом загрязняющих веществ в моря; закачкой загрязненных вод в подземные горизонты; выбросами в атмосферу от передвижных источников; и др.

Плата за загрязнение окружающей природной среды

Рисунок. Действующая система формирования платы за загрязнение окружающей среды в России

Однако, с течением времени плата за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполняет основные функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы.

Одним из основных недостатков механизма охраны ОПС считается низкий уровень платежей. Плата за загрязнение сегодня настолько мала, что предприятиям гораздо выгоднее загрязнять природу, вносить за это плату и не осуществлять природоохранные мероприятия. Также немаловажной проблемой является и то, что для предприятий расходы на природоохранные мероприятия являются инвестиционно непривлекательны. Практика свидетельствует о том, что предприятия не имеют не только возможности, но и желания инвестировать средства в природоохранную сферу.

Оценка ущерба для здоровья от загрязнения окружающей среды является ярким примером необходимости эколого-экономического учета на макроуровне. Для России эта оценка была сделана на базе, применяемой в мировом сообществе методологии оценки ущерба для здоровья на основе риска.

В России ученые активно исследуют зарубежный опыт применения так называемых «зеленых налогов» и предлагают дифференцированное их внедрение.

Экологический контроль и надзор активно проводятся государственными органами власти. Анализ данных Роспотребнадзора [3] подтвердил, что, несмотря на увеличение отчислений на охрану ОПС, предприятия и население нашей страны склонны к экологическим правонарушениям и преступлениям. И данный показатель в несколько раз превышает сумму поступающих ассигнований на охрану природы.

Таким образом, важными экономическими недостатками ЭМ охраны ОПС является то, что смутно прослеживается главный тезис ЭМ «Загрязнитель платит», отсюда вытекает, что:

- упразднено устройство целевого использования средств, направленных на финансирования экологических мероприятий;

- нормативы платы существенно занижены и своевременно не индексируются на величину коэффициента инфляции, то есть экологические платежи не соответствуют наносимому окружающей среде ущербу;

- выплата экологических платежей производится уже после загрязнения окружающей среды, тем самым ликвидация последствий от выбросов загрязняющих веществ не может быть осуществлена за счет средств самого загрязнителя, необходимо накопление значительного экологического фонда;

- размер платы за загрязнение окружающей среды не учитывает синер-гетического эффекта (повышения результативности деятельности за счет интеграции), так как выбросы различных предприятий и компоненты выбросов одного предприятия рассматриваются отдельно при расчете экологических платежей;

- не устранено отклонение между природоохранным и хозяйственным законодательством, налогообложением, конкретно не определен статус экологических платежей, которые, не являясь налогом, имеют его признаки;

- отсутствует льготное налогообложение и кредитование при финансировании природоохранных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов : Учебное пособие для студентов экономических вузов / Под общ. ред. В. Г. Глушковой, А. Т. Шевченко. - М. : Московский лицей, 202 - 288 с.

2. Экология и экономика природопользования : Учебник для вузов / Под ред.

3. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 519 с.

3. Копытова, А. И. Анализ применения экономических механизмов природопользования в РФ / А. И. Копытова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. -№ 12 (127). - С. 155-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.