УДК 327:33(470 + 571)
Карабанова Мария Александровна
аспирант кафедры сравнительной политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Karabanova Maria Aleksandrovna
PhD student,
Comparative Political Science Department, Lomonosov Moscow State University
ECONOMIC TOOLS OF RUSSIA'S FOREIGN POLICY: FEATURES AND PROSPECTS OF APPLICATION
Аннотация:
В статье анализируются основные составляющие экономического потенциала России, возможность их использования для достижения внешнеполитических интересов страны. Представлен краткий обзор литературы по данной проблематике. Выделены основные особенности использования экономического инструментария во внешней политике Российской Федерации.
Ключевые слова:
экономическая дипломатия, внешняя политика, внешнеэкономическая политика, международные отношения, экономические инструменты, энергетическая политика, военно-промышленный комплекс, международные экономические организации.
Summary:
The article analyses the main components of Russia's economic potential and the possibility of using them to achieve the foreign policy interests of the country. The literature on economic diplomacy is reviewed in brief. The author discusses the main features of economic tools application in the foreign policy of the Russian Federation.
Keywords:
economic diplomacy, foreign policy, foreign economic policy, international relations, economic tools, energy policy, military-industrial complex, international economic organizations.
Политические и экономические процессы в современном мире взаимосвязаны. Так, сегодня экономические инструменты широко используются странами для обеспечения своих внешнеполитических интересов, что связано с ограничениями на применение военной силы и особенностями глобализирующегося мира, в котором политическая мощь во многом определяется экономическими возможностями государства.
С возникновением Российской Федерации как нового субъекта международных отношений в 1991 г. внешнеполитический курс страны существенно изменился и продолжает меняться в соответствии с международными требованиями. В частности, как во внутренней, так и во внешней политике усилился экономический компонент.
В текущей ситуации, связанной с воздействием на экономику России торговых санкций, вызванных в первую очередь политическими причинами, изучение экономической составляющей международных отношений представляется особо актуальным.
Перспективным направлением как в теоретическом аспекте, так и в практическом применении является развитие так называемой экономической дипломатии, которая и подразумевает использование экономических инструментов во внешней политике для достижения национальных интересов.
Как отмечает Г. Каррон де ла Каррьер, «не все входит в ведение экономики, но и ничто не предпринимается без учета экономических факторов, и в этом суть перемен. Дипломатия не исчерпывается экономической дипломатией, но дипломатия не может более игнорировать экономическую сторону того, чем она занимается» [1].
Вопросы экономической дипломатии России заняли особое место в дипломатической теории и практике после распада СССР с возникновением нового субъекта международных отношений. В советский период данная тема практически не была исследована, тем не менее следует отметить монографии Э.Е. Обминского, И.А. Орнатского, Э.П. Плетнева, Л.В. Сабельникова и коллективную работу под редакцией В.К. Ломакина.
Данная тема стала особенно актуальной после перехода России к рыночной экономике и возникновения необходимости скоординировать действия бизнеса и государства на внешних рынках. Так, в 2001 г. выходят монографии В.Д. Щетинина и И.Д. Иванова. В 2003 г. появляется учебное пособие А.В. Ветрова, в 2006 г. издается монография А.Е. Лихачева, а в 2010 г. издаются монография Д.А. Дегтерева и учебное пособие под редакцией Л.М. Капицы.
Вместе с тем серьезным препятствием для изучения экономической дипломатии России является отсутствие систематизации конкретных экономических механизмов, которые могут
быть наиболее эффективно использованы в международном сотрудничестве. Единственной комплексной работой в этой области является масштабное исследование экономического инструментария внешней политики России, проведенное факультетом мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики в 2009-2012 гг. По результатам данной работы были изданы: коллективная монография «Невоенные рычаги внешней политики России: региональные и глобальные механизмы» под редакцией М.В. Братерского и работа «Экономические инструменты внешней политики и политические риски». Результаты этих исследований представляют огромное практическое значение для дальнейшей разработки вопроса о политических аспектах использования экономической дипломатии во внешней политике России.
Так, в монографии «Невоенные рычаги внешней политики России» М.В. Братерский подчеркивает необходимость разграничивать использование экономических инструментов внешней политики и внешнеэкономическую политику государства. Главное отличие между ними состоит в том, что экономический инструментарий во внешней политике используется для достижения политических целей, а внешнеэкономическая политика, напротив, направлена на достижение экономических целей государства благодаря использованию различных механизмов. Тем не менее современные государства в своей внешнеполитической деятельности чаще всего преследуют одновременно и политические, и экономические цели [2].
Применение экономического инструментария во внешней политике можно отнести к концептам как «жесткой», так и «мягкой силы». В первом случае внешнеполитические цели государства достигаются давлением или угрозой давления на другое государство с помощью экономических рычагов. Во втором случае иностранное государство стимулируется к изменению своей политики определенным образом.
По данному критерию М.В. Братерский разделяет экономические инструменты внешней политики на инструменты принудительного и стимулирующего типов. К первому типу относятся применение торговых санкций и установление различных финансовых ограничений. В блок инструментов стимулирующего типа входят прямые инвестиции, кредитование и помощь зарубежным государствам [3].
Наибольшую эффективность представляет поочередное использование как стимулирующих, так и принудительных инструментов. При этом возможности применения подобных механизмов также зависят от отраслевой направленности государства.
В качестве основных наиболее перспективных экономических инструментов, которые используются во внешней политике России, на наш взгляд, необходимо выделить следующие: использование торговых санкций и поощрений, торговля продукцией ВПК и использование энергетического потенциала России. Рассмотрение данных механизмов позволит сделать выводы об особенностях и перспективах использования средств экономической дипломатии для достижения национальных интересов Российской Федерации.
Российская Федерация является влиятельным актором на мировом рынке, в то же время оставаясь ключевым рынком сбыта своей продукции для некоторых стран, к которым прежде всего относятся страны СНГ.
Таким образом, ограничение доступа, закрытие или открытие отечественного внутреннего рынка для тех или иных стран может использоваться в качестве действенного инструмента политического воздействия на них. Именно по этой причине торговые войны являются часто используемым механизмом воздействия на политические решения в странах СНГ.
Торговая война используется Россией как инструмент, способствующий достижению самых разнообразных целей. Вводимые Россией ограничения, как правило, наносят существенный удар по экономике объекта санкций, но в политическом плане действия России нельзя назвать полностью успешными. Как правило, экономическое давление приводит к краткосрочному улучшению отношений, но для установления сотрудничества в долгосрочной перспективе необходимо использование иных инструментов.
Для использования торговых санкций во внешнеполитических целях необходимы четкая формулировка этих целей и создание международных коалиций поддержки. Ограничения на ввоз определенных видов продукции из-за их несоответствия стандартам качества не могут служить универсальным способом обоснования торговой войны, когда политический аспект данной ситуации не вызывает сомнений. Торговые санкции России, как и любой другой страны, должны иметь «моральное, понятное для международной общественности оправдание», без которого международное сообщество интерпретирует санкции со стороны России как доказательство неоправданного давления на суверенные государства.
Кроме того, как пишет М.В. Братерский, «санкции являются лишь инструментом внешней политики, но никогда не становятся ее воплощением. Как таковые они могут возыметь тот или иной эффект, однако оценивать следует не эффективность санкций, а эффективность политики, частью которой они являются» [4].
Таким образом, торговые санкции могут быть лишь частью интеграционной политики России.
Помимо использования всевозможных ограничений и средств принуждения, в арсенале внешнеполитических инструментов России присутствуют и поощрительные меры. Россия участвует в официальных программах международной помощи развитию, а также осуществляет собственные программы экономической помощи, направленные в основном на страны бывшего СССР.
К настоящему времени Россия списала значительные суммы ряду африканских и латиноамериканских государств, а также странам СНГ. Говоря о характере и результативности такой помощи, нельзя не отметить, что, предпринимая такие шаги, Россия решала определенные внешнеполитические задачи. Во-первых, выплата подобных долгов представляется маловероятной. Во-вторых, в некоторых случаях списание старых долгов открывает перед Россией перспективу заключения новых контрактов.
В целом за последние годы РФ списала свыше 100 млрд долл. долгов, не получив за это практически никаких дивидендов. Подобная политика направлена на сохранение политического влияния и поддержки, поддержание финансового имиджа. Россия не собирается отказываться от использования данного механизма, продолжая предоставлять кредиты, вероятность невозврата которых довольно высока.
Энергетический экспорт во внешней политике России на сегодняшний день является регулярно используемой в политической целях мерой из-за высокой обеспеченности страны сырьем. Российский ученый и дипломат С.З. Жизнин отмечает, что еще в советской дипломатии в большинстве случаев энергетический фактор имел политическое, а не экономическое значение. В то же время отсутствовала какая-либо целостная программа международного энергетического сотрудничества [5].
Данная проблема существует и сегодня. Россия до сих пор недостаточно эффективно использует национальное природное богатство в своих международных целях. По мнению многих специалистов, именно высокая обеспеченность сырьем и энергоресурсами является как главным преимуществом, так и основным недостатком экономики России.
В основном с помощью изменения цен на поставки энергоресурсов России удается сохранять свое влияние на страны СНГ. Основной формой такого воздействия являются поставки углеводородов по льготным ценам. Данный механизм представлен целым комплексом ресурсных, энергетических и тарифных льгот и преференций. Цены на поставляемый природный газ превратились в эффективный инструмент влияния на страны СНГ в зависимости от их политики в отношении России.
В последнее время Россия начинает изменять свою линию поведения от экономической поддержки через непрозрачные ценовые механизмы к прямому межгосударственному кредитованию государств.
Несмотря на эффективность использования Россией «энергетического оружия», выстраивать долгосрочную экономическую и внешнеполитическую стратегию, основанную только на экспорте сырья, недопустимо.
Как объясняет этот механизм Е.К. Рудакова в статье «Природно-ресурсный потенциал как основа безопасности России», «во-первых, природные ресурсы принадлежат и должны обеспечить достойный уровень и качество жизни как нынешним, так будущим поколениям россиян. Во-вторых, природные ресурсы необходимы стране для восстановления экономики. В-третьих, несмотря на то что по запасам ресурсов Россия является богатейшей страной мира, некоторые ресурсы становятся остродефицитными уже сегодня. Проблема заключается и в том, что большинство месторождений, при учете издержек на их разработку в условиях вечной мерзлоты, экономически нерентабельны» [6].
Несмотря на то что значительные запасы природных ресурсов являются несомненным благом, они могут стать серьезнейшим тормозом на пути экономического развития страны.
Еще одним эффективным способом решения как экономических, так и политических вопросов является торговля продукцией военно-промышленного комплекса.
По мнению экспертов, сегодня от того, насколько успешными будут реализация политики Российской Федерации в области экспорта продукции военного назначения и реформирование военно-промышленного комплекса, зависит не только возможность использования инновационного потенциала России и получения экономической прибыли, но и место России в современной мировой политике [7].
В настоящий момент наиболее важное направление российского оружейного экспорта представляют собой государства Восточной и Южной Азии. Среди основных партнеров России следует выделить Индию, Китай, а также Вьетнам. Значимыми партнерами являются Индонезия, Венесуэла, Алжир, Малайзия.
Ближний Восток представляет собой особый регион, который выступает ареной для столкновения геополитических интересов мировых держав, во-первых, из-за имеющихся в данном регионе колоссальных запасов энергоресурсов, во-вторых, из-за возможных опасностей, исходящих из
данного региона, что связано с распространением терроризма и других глобальных угроз. Россия и США являются явными конкурентами на данной территории, а поставки вооружения представляют собой эффективный инструмент внешней политики, используемый обеими державами.
Попытки России выйти на рынки наиболее развитых стран Западной Европы пока не имеют особого успеха, на который не приходится рассчитывать и в обозримом будущем. Одной из причин такого положения дел является невозможность универсального использования механизмов внешнеполитического воздействия, применение которых зависит от территориальных, политических, экономических и других особенностей страны-объекта.
Итак, в результате рассмотрения экономических аспектов внешней политики России, выделения экономических механизмов, используемых РФ для достижения внешнеполитических целей, были сделаны следующие выводы.
Экономическая зависимость стран позволяет оказывать давление на осуществление внутриполитического курса в более слабых государствах. Во внешней политике России данный механизм отражают отношения со странами СНГ. До недавнего времени их зависимость от экономики России была столь велика, что в результате поочередного применения стимулирующих и принудительных инструментов экономического влияния России удавалось сохранять контроль над постсоветским пространством. Сегодня страны бывшего Советского Союза предпочитают европейский путь интеграции, и для дальнейшего сотрудничества с ними необходимо развивать новые механизмы воздействия, создающие возможность взаимовыгодного партнерства.
В то же время, для того чтобы с помощью экономических инструментов воздействовать на политику западных государств, необходимы серьезное реформирование и развитие экономики России, так как эффективность международного политического сотрудничества на сегодняшний день зависит от экономического положения страны в мире.
К основным особенностям использования экономических инструментов во внешней политике России можно отнести следующие:
1. Невозможность эффективного применения экономических инструментов на многих направлениях международного сотрудничества. В основном наибольшей результативностью характеризуются торговые ограничения по отношению к странам СНГ. Тем не менее строительство совместных предприятий со странами Евросоюза, размещение иностранного капитала, привлечение новых инвестиций и постоянное развитие экономического сотрудничества увеличивают возможности для применения, в случае необходимости, финансовых ограничений.
2. Преимущественное использование принуждения, давления, то есть инструментов «жесткой силы» во внешней политике. Нельзя говорить о неэффективности подобных механизмов, однако современные международные отношения требуют модернизации принципов и способов ведения внешнеполитической деятельности государств.
3. Ориентация экономики на экспорт сырья и использование природного богатства страны в качестве универсального рычага воздействия на мировое сообщество. Применение данного механизма в последнее время приводит к обратному эффекту: зарубежные партнеры опасаются зависимости от российских ресурсов и начинают проводить политику диверсификации источников энергоснабжения.
Проблема использования экономических инструментов для достижения политических целей не только актуальна в настоящее время, но и требует определенной работы по ее разрешению. Применение подобных механизмов будет более эффективным в случае успешной модернизации экономики России.
Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную, основанную на четком определении своих интересов, и поэтапную политику. «Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народно-хозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны» [8].
Ссылки:
1. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок. М., 2003.
2. Невоенные рычаги внешней политики России: региональные и глобальные механизмы : коллектив. моногр. / под ред. М.В. Братерского. М., 2012. С. 272.
3. Там же.
4. Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Безопасность Евразии. 2009. № 2 (36). С. 335-348.
5. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.
6. Рудакова Е.К. Природно-ресурсный потенциал как основа безопасности России // Власть. 2011. № 4. С. 71-74.
7. Зубович А.С. Россия на мировом рынке вооружений и военной техники в начале XX века : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Электронный ресурс] : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 264 с. URL: http://finlit.online/page/avdokushinup/ist/ist-4--idz-ax230--nf-5.html (дата обращения: 26.04.2016).
References:
1. Carron de la Carriere, G 2003, Economic Diplomacy. Diplomat and the market, Moscow.
2. Braterskiy, MV (ed.) 2012, The non-military levers of Russian foreign policy: regional and global mechanisms: the collective monograph, Moscow, p. 272.
3. Braterskiy, MV (ed.) 2012, The non-military levers of Russian foreign policy: regional and global mechanisms: the collective monograph, Moscow, p. 272.
4. Braterskiy, MV 2009, 'Trade and economic policy: efficiency, cost, problems of use', Security of Eurasia, no. 2 (36), p. 335-348.
5. Zhiznin, Sz 2005, Energy Diplomacy of Russia: economics, politics, and practice, Moscow.
6. Rudakova, EK 2011, 'Natural resource potential as the basis for the security of Russia', Power, no. 4, p. 71-74.
7. Zubovich, AS 2010, Russia in the world market of arms and military equipment at the beginning of the XX century, PhD thesis abstract, Moscow.
8. Avdokushin, EF 1999, International economic relations, 4th ed., Moscow, 264 p., retrieved 26 April 2016, <http://fin-lit.online/page/avdokushinup/ist/ist-4--idz-ax230--nf-5.html>.