Научная статья на тему 'Экономический федерализм России: конституционно-правовые аспекты'

Экономический федерализм России: конституционно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
772
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО И ТЕРРИТОРИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНО-ХО-ЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / GENERAL ECONOMIC POLICY / STATE AND TERRITORY / CONSTITUTIONAL LAW / REGIONAL ECONOMY / TERRITORIAL ECONOMY / MARKET ECONOMY / PRIVATE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сысоев Никита Александрович

В статье охарактеризовано развитие малого и среднего предпринимательства в России после приобретения ею суверенитета и принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Рассмотрены этапы формирования свободных рыночных отношений и управления региональной экономикой в России в результате проведения конституционно-правовых реформ, берущих свое начало в 1990-х гг. и продолжающихся до сих пор. Поднимаются вопросы, касающиеся преимущества свободного рынка по сравнению с планово-хозяйственными отношениями. Автором освещены вопросы федерального устройства Российского государства. Экономический федерализм России, имеющий конституционно-правовые гарантии, рассматривается как стимулирующий фактор для стабильного экономического роста не только по отдельным регионам, но и в целом по стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сысоев Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the development of small and medium business in Russia after it gained sovereignty and adopted the Constitution of the Russian Federation on 12 December 1993. The author shows stages of developing free market relations and management of regional economy in Russia as a result of constitutional and legal reforms which started in early 1990-s and continue at present. Issues dealing with advantages of free market in comparison with planned economic relations were raised. The author highlighted issues of the federal structure of the Russian state. Economic federalism in Russia which has constitutional and legal guarantees is shown as a motivating factor for stable economic growth not only for certain regions but for the country in general.

Текст научной работы на тему «Экономический федерализм России: конституционно-правовые аспекты»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Сысоев Никита Александрович

начальник отдела управления приложениями управления по информатизации РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Sysoev.NA@rea.ru

В статье охарактеризовано развитие малого и среднего предпринимательства в России после приобретения ею суверенитета и принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Рассмотрены этапы формирования свободных рыночных отношений и управления региональной экономикой в России в результате проведения конституционно-правовых реформ, берущих свое начало в 1990-х гг. и продолжающихся до сих пор. Поднимаются вопросы, касающиеся преимущества свободного рынка по сравнению с планово-хозяйственными отношениями. Автором освещены вопросы федерального устройства Российского государства. Экономический федерализм России, имеющий конституционно-правовые гарантии, рассматривается как стимулирующий фактор для стабильного экономического роста не только по отдельным регионам, но и в целом по стране.

Ключевые слова: общая экономическая политика, государство и территория, конституционное право, региональная экономика, территориальная экономика, рыночно-хо-зяйственная экономика, частное предпринимательство.

ECONOMIC FEDERALISM IN RUSSIA: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

Sysoev, Nikita А.

The Chief of the Department for Management of Managerial Applications for Informatization of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Sysoev.NA@rea.ru

The article characterizes the development of small and medium business in Russia after it gained sovereignty and adopted the Constitution of the Russian Federation on 12 December 1993. The author shows stages of developing free market relations and management of regional economy in Russia as a result of constitutional and legal reforms which started in early 1990-s and continue at present. Issues dealing with advantages of free market in comparison with planned economic relations were raised. The author highlighted issues of the federal structure of the Russian state. Economic federalism in Russia which has constitutional and legal

guarantees is shown as a motivating factor for stable economic growth not only for certain regions but for the country in general.

Keywords: general economic policy, state and territory, constitutional law, regional economy, territorial economy, market economy, private entrepreneurship.

Формирование современных рыночных отношений в России фактически было начато в 90-х гг. прошлого столетия. Как показали практика и исторический опыт, создание конкурентного экономического пространства и свободных рыночных отношений является достаточно сложным и всеобъемлющим процессом [1; 6; 7].

Несмотря на пройденный уже достаточно долгий путь, с уверенностью можно сказать, что данный процесс все еще продолжается до настоящего времени. Он, безусловно, многофакторный. Хотя рыночные отношения в России насчитывают не менее четверти века, тем не менее этот процесс все еще в стадии динамического развития и не достиг своего конечного результата, а имеющийся потребительский рынок в стране далек от своего совершенства [3; 4; 9].

Начиная со второй половины 1980-х гг. в СССР стали предприниматься попытки по совершенствованию хозяйственных механизмов, форм организации и стимулирования труда в некоторых отраслях, производящих товары и оказывающих услуги населению. При этом упор делался на производство товаров и оказание услуг как государственными предприятиями, так и кооперативами, создание которых активно стало поддерживаться государством. С этой целью для решения стратегических задач в дело активно стали включать те социальные ресурсы общества, которые до того времени или вообще не использовались, или хотя и использовались, но крайне слабо.

Среди прочих ресурсов рассматривалось также более интенсивное использование индивидуальной трудовой деятельности граждан как эффективной формы занятости населения. В результате начатой

законодательной реформы с конца 1980-х гг. в СССР началось создание первых частных фирм и предпринимательской деятельности [1; 4]. В частности, 19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», 26 мая 1988 г. - Закон СССР «О кооперации в СССР», 30 июня 1987 г. - Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».

Изначально основные принципы арендной деятельности и арендных отношений в СССР, а также в России, точнее говоря, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР), являющейся одним из основных и ведущих субъектов в составе Советского Союза, были определены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. № 10277-Х1 «Об аренде и арендных отношениях в СССР». Тем не менее принятые правовые акты не обеспечили в полной мере мягкий и плавный переход от социалистической плановой экономики к рыночно-хозяйственным отношениям в стране.

Проведенные преобразования в РСФСР в 1990-1992 гг. хотя и имели серьезный позитивный эффект на начальном этапе формирования свободных рыночных отношений, но тем не менее не привели к значительному росту производства, к резкому приросту валового внутреннего продукта (ВВП), а также к ожидаемому экономическому росту.

Характеризуя экономическую систему и особенности предпринимательской активности в период советской власти, можно отметить, что «более чем семидесятилетняя история советского государства включает особые этапы возврата к возможностям частного и кооперативного предпри-

нимательства, а также государственного капитализма»1.

Известный советский и российский социолог и философ, директор Института социально-политических исследований РАН, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук Геннадий Васильевич Осипов писал, что «1991 год войдет в историю как год перерастания социально-экономи-ческого кризиса советского общества в национальную катастрофу» [8. - С. 3].

Насколько распад Советского Союза, который окончательно был оформлен 31 декабря 1991 г., стал национальной катастрофой, до сих пор в научных и общественных кругах остается вопросом риторическим. Однако все сходятся в едином мнении, что именно экономические причины были главенствующими в данном процессе. В частности, этому решительно способствовал разрыв столетиями складывавшихся хозяйственных связей и невиданный в истории цивилизованных государств спад производства, что привело к стремительному ухудшению материального и социального положения граждан. Кризис повсеместно стремительно нарастал одновременно в разных сферах: в области политики он характеризовался недееспособностью и некомпетентностью властных структур, выразившись в распаде государственности и межгосударственных связей; в социальной сфере наблюдался рост социальных и межнациональных конфликтов, выражающийся в противоборстве бесчисленных социальных сил, течений, политических партий; в области идеологии были отмечены кризис духовности, крушение общепринятых социальных идеалов на фоне все расширяющегося господства социального мифотворчества и психологии авторитаризма [1; 4; 6; 8; 9].

Г. В. Осипов, анализируя причины распада СССР и тяжелую социально-

1 Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв : учебное пособие / под общей ред. А. В. Орлова. - М. : Издательство XX, 2011. - С. 13-14.

политическую и экономическую ситуацию в стране в начале 1990-х гг., в частности, отмечал что «в обществе растет инфляция; невиданных размеров достигла эмиссия денег; повышаются цены на продукты и предметы массового потребления; систематически возникает дефицит даже некачественных товаров; продолжает снижаться качество основных товаров потребления; на крайне низком уровне находится сфера обслуживания и услуг; стремительно растут экономически неоправданные денежные доходы и денежные накопления части населения в сберегательном банке; усиливаются процессы социальной дифференциации и материального неравенства; обнажилось политическое расслоение общества; произошла поляризация интересов различных социальных групп и слоев населения; набирает силу опасная тенденция реализации корыстно-индивидуальных, групповых или псевдонациональных интересов путем физического принуждения и духовного подавления; деградирует нравственность; групповой и национальный эгоизм становятся нормами социального поведения; расширились сферы криминального и девиантного поведения, которое затрагивает почти все слои населения; приобрела организованный характер преступность; увеличивается доля самоубийств в общей статистике смертности, и самое главное, продолжается процесс снижения количественных и качественных результатов индивидуального труда, а безответственность человека (независимо от того, какое место он занимает в системе социальной и производственной иерархии) перед обществом приобрела статус социального явления» [8. - С. 3].

Исходя из этого единственным возможным вариантом для выхода из создавшегося тяжелого положения оставались смена существующей общественно-политической власти и плавный переход к капиталистической системе экономического хозяйствования. С принятием 12 декабря 1993 г.

Конституции Российской Федерации1 (т. е. Основного Закона страны) Россия окончательно подтвердила свое право в мировом сообществе как независимое и суверенное государство не только в политическом, но и в экономическом плане. К тому же действующая Конституция стала фундаментом не только для федерального законодательства, но и для законодательства отдельных субъектов Федерации, входящих в ее состав.

Что касается понятия суверенитета, в пункте 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Необходимо подчеркнуть, что любая конституционная реформа - весьма важный и очень сложный процесс, направленный на конституционное развитие государства, который сам по себе может быть самостоятельным объектом исследования. Более обстоятельно вопрос уже почти четвертьвекового опыта конституционной реформы, начатой с принятием действующей Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., с разных точек зрения был обстоятельно проанализирован автором данной статьи [9]. Особенность данного периода в истории Российского государства прежде всего обусловлена переходным характером тех экономических, политических, правовых процессов, которые должны были быть осуществлены на фоне конституционной реформы в обществе и в государстве.

При осуществлении конституционной реформы, безусловно, учитывалось и то, что Россия занимает первое место в мире по размерам территории страны и девятое место по численности своего населения. В практически обанкротившейся России начала 1990-х гг. на фоне тяжелейших социально-политических условий, в которых оказался народ страны, создание такого

1 ЦКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обращения: 30.11.2015).

конституционального акта, который был бы приемлем для многоэтнического государства, занимающего 1/6 часть суши земли, было серьезным делом.

Важная особенность Российского государства - федеральное устройство. Федерализм в качестве фундаментального принципа конституционного строя и как способ государственного территориального устройства Российской Федерации провозглашен действующей Конституцией. С одной стороны, федерализм как принцип территориальной организации государства представляется более сбалансированным и демократичным, а с другой - он предоставляет возможности для экономического роста как для целостного государства, так и для отдельных регионов с учетом их культурно-бытовых и экономических особенностей. Этому также способствует то, что ресурсы общественного сектора находятся в распоряжении не только центральных, но и территориальных (т. е. региональных и местных) органов.

В работе Е. И. Муругова на основе анализа прошлых лет было доказано, что экономический федерализм России обусловливает формирование основных принципов государственного регулирования региональной экономики переходного периода [5]. Следует помнить, что федеративный тип устройства России в качестве основы конституционного строя является заранее предопределенным благодаря исторически сложившемуся государственному единству ее многонационального народа. Поэтому совершенно ясно, что федерализм в России является юридической гарантией государственной целостности, целостности ее территорий.

Действующая Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет принцип федерального устройства государства. В частности, в части 3 статьи 5 указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, которое опирается на строгое двухуровневое раз-

деление властей и полномочий. При этом различные уровни власти имеют свои ключевые органы и располагают определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач.

В статье 71 действующей Конституции Российской Федерации закреплены полномочия и важнейшие вопросы государственно-политического регулирования, находящиеся исключительно в ведении федеральных органов государственной власти России.

Безусловно, для России, имеющей необъятные территориальные просторы, именно федерализм как способ государственного устройства является наиболее оптимальным и оправданным, так как характеризуется реальным разграничением прав и обязанностей между субъектами Федерации и федеральными органами государственной власти, что способствует полнейшей реализации самобытности для каждого ее субъекта и самоуправляемых территориальных единиц.

Разграничение прав и обязанностей между разными ветвями государственной власти в свою очередь является важным экономическим стимулом, так как позволяет формировать бюджет разных уровней. Очевидно, что для осуществления своих функций как федеральные органы государственной власти, так и субъекты Федерации, а также их местные органы располагают собственным бюджетом. Хотя в конечном итоге в соответствии общими задачами и нуждами населения всей страны бюджеты всех уровней на общегосударственном уровне все же носят консолидированный характер, для каждого региона их бюджет имеет свою характерную особенность в зависимости от конкретной

местной специфики. Поэтому благодаря существующему в Российской Федерации федеральному устройству субъекты Федерации пользуются широкими бюджетными правами, а способность в установленном законом пределе распоряжаться ресурсами общественного сектора делает власть территориальных органов реальной, чего вряд ли можно наблюдать в унитарных государствах.

Решающее значение для достижения стабильного экономического роста в стране и в ее отельных регионах имела замена плановой системы хозяйствования прогнозированием социально-экономического развития местности, региона и страны. Правовым актом, регулирующим осуществление прогноза социально-экономического развития, стал Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и разработке программ социально-экономического развития Российской Федерации».

Таким образом, экономический федерализм для Российского государства является аспектом наиболее важным, если не определяющим, так как экономические взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления неизбежно испытывают влияние многообразных исторических, географических, политических и этнокультурных факторов.

Нынешняя российская модель федерализма оставляет решение проблем социально-экономического развития субъекта Федерации в ведении региональных органов государственной власти, что является позитивным шагом для эффективного решения насущных задач.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. - М., 2002.

2. Гаджиев Г. А., Баренбойм П. Д., Лафитский В. И., Мау В. А. и др. Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. - М. : Юстицинформ, 2010.

3. Иванов Г., Орлов С. Социальные аспекты предпринимательства в торговле // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 1. - С. 56-61.

4. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах : справочное издание. - М. : РУСАКИ, 2007.

5. Муругов Е. И. Регулирование развития экономики региона в переходный период : дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д., 1998.

6. Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты : коллективная монография / под научн. ред. Н. Ф. Газизуллина. - СПб. : РОСТ, 2014.

7. Орлов С. Л. Социальный статус рынка (размышления экономиста) / / Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 1 (25). - С. 97-100.

8. Осипов Г. В. Мифы уходящего времени // Социологические исследования. - 1992. -№ 6. - С. 3-14.

9. Сысоев Н. А. Четверть века в условиях рыночной экономики России: исторический, правовой и институциональный аспект. - М., 2015. - Деп. в ФГБУ РГБ 16.10.2015, № 1168241. - URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/03001168241#?page=1 (дата обращения: 21.12.2015).

10. Сысоев Н. А., Орлов С. Л. Некоторые социально-экономические показатели потребительского рынка России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4. - С. 354-358.

References

1. Abalkin L. I. Logika ekonomicheskogo rosta [Logics of Economic Growth]. Moscow, 2002. (In Russ.).

2. Gadzhiev G. A., Barenboym P. D., Lafitskiy V. I., Mau V. A. et al. Konstitutsionnaya ekonomika [Constitutional Economy], edited by G. A. Gadzhiev. Moscow, Yustitsinform, 2010. (In Russ.).

3. Ivanov G., Orlov S. Sotsial'nye aspekty predprinimatel'stva v torgovle [Social Aspects of Entrepreneurship in Trade]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology], 2013, No. 1, pp. 56-61. (In Russ.).

4. Kalabekov I. G. Rossiyskie reformy v tsifrakh i faktakh, spravochnoe izdanie [Russian Reforms in Figures and Facts, reference book]. Moscow, RUSAKI, 2007. (In Russ.).

5. Murugov E. I. Regulirovanie razvitiya ekonomiki regiona v perekhodnyy period. Dis. kand. ekon. nauk [Regulating the Development of Regional Economy in Transition Period, PhD diss.]. Rostov n/D., 1998. (In Russ.).

6. Novaya industrializatsiya Rossii. Teoreticheskie i upravlencheskie aspekty, kollektivnaya monografiya [New Industrialization of Russia. Theoretical and Managerial Aspects, joint monograph], edited by N. F. Gazizullin. Saint Petersburg, ROST, 2014. (In Russ.).

7. Orlov S. L. Sotsial'nyy status rynka (razmyshleniya ekonomista) [Social Status of Market (Economist's Reflections)]. AktuaVnye problemy ekonomiki i prava [Acute Issues of Economics and Law], 2013, No. 1 (25), pp. 97-100. (In Russ.).

8. Osipov G. V. Mify ukhodyashchego vremeni [Myths of the Past]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 1992, No. 6, pp. 3-14. (In Russ.).

9. Sysoev N. A. Chetvert' veka v usloviyakh rynochnoy ekonomiki Rossii: istoricheskiy, pravovoy i institutsional'nyy aspect [A Quarter of Century of Market Economy in Russia: Historic, Legal and Institutional Aspect]. Moscow, 2015. Dep. v FGBU RGB 16.10.2015, № 1168241. (In Russ.). Available at: http://dlib.rsl.ru/viewer/03001168241#?page=1 (accessed 21.12.2015).

10. Sysoev N. A., Orlov S. L. Nekotorye sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli potrebitel'skogo rynka Rossii [Certain Social and Economic Figures of Consumer Market in Russia]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Issues of Modern Economics], 2012, No. 4, pp. 354358. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.