Научная статья на тему 'Экономический факультет открывает двери в будущее'

Экономический факультет открывает двери в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический факультет открывает двери в будущее»

118 Высшее образование в России • М 2, 2006

а) преодолению противоречия между объективной необходимостью непрерывного обновления методов оценки качества образования и педагогическими требованиями их стабильности;

б) повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, свысокой степенью адаптивности и выживания в ситуации изменения профессиональной пригодности.

К числу других методик оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста можно отнести метод проектов и рейтинговую систему контрольно-оценочной деятельности. Так, отслеживание наиболее важных результатов деятельности университета осуществляется путем рейтинговой оценки подразделений вуза (кафедр, факультетов), проведения промежуточных и итоговых аттестаций студентов и анкетирования студентов по вопросам удовлетворенности учебным, воспитательным, на-

учно-исследовательским процессами, взаимодействием с ППС и т.д.

Внутренний бенчмаркинг позволяет увидеть области для улучшения в работе факультетов, кафедр, структурных подразделений. Именно благодаря сопоставлению себя с другими, анализу возможностей повышения своей активности и конкурентоспособности, они выявляют потенциал для дальнейшего развития.

Ставропольский государственный аграрный университет - первый вуз в Ставропольском крае, внедривший систему менеджмента качества (СМК) и получивший международный сертификат на соответствие ее требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Созданию, внедрению и сертификации эффективной СМК, адекватной международным стандартам, в значительной мере способствовал переход от традиционной модели управления к инновационной. Вуз перешел к системному управлению, а это - процесс постоянного совершенствования деятельности организации во всех сферах.

И. ЛЯКИШЕВА, доцент,

зав. кафедрой мировой экономики

Экономический факультет ведет образовательную деятельность с 1961 г. Преподаватели факультета первыми в нашем вузе стали применять комплексный подход к учебно-воспитательному процессу. Они же стали инициаторами установления шефства каждой кафедры над определенным курсом. В 1999 г. ректором университета стал блестящий менеджер В.И. Трухачев, с тех пор экономический факультет претерпел самые серьезные изменения. Сегодня на десяти кафедрах (экономики предприятия, менеджмента и маркетинга, предпринимательства, права, экономической теории и прикладной экономики, антикризисного управления, прикладной информатики,

Экономический факультет открывает двери в будущее

МДК, мировой экономики и информационно-консультационных технологий в АПК) работают 14 докторов экономических наук, 95 кандидатов наук, блестящий аспирантский корпус (42 выпускника). На выпускающих кафедрах многие преподаватели владеют иностранными языками, что позволяет вести дисциплины специализации на английском и немецком языках. За годы существования факультет подготовил более 8 тыс. экономистов высшей квалификации.

Кафедры оснащены современными техническими средствами и компьютерами, имеется один из лучших в стране лингвистический центр, располагающий 24 специализированными аудиториями, 3 лингафон-

Юбилей

119

ными классами, спутниковыми средствами связи. Нужно упомянуть уникальные аудитории кафедры мировой экономики, укомплектованные новейшими ПК РеМшш IV с соответствующей периферией, видеомультисистемой, мини-типографией, мини-фотолабораторией, позволяющей осваивать цифровые технологии.

На факультете ведется подготовка студентов по семи специальностям: «Экономика и управление на предприятии АПК», «Антикризисное управление», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная информатика (в экономике)», «Мировая экономика», «Маркетинг» (с10 специализациями). Помимо этого они могут активно участвовать в научно-исследовательской работе, публиковать свои труды и направлять их на межвузовские, региональные, международные конференции (за 20042005 гг. студентами факультета опубликованы 1794 работы).

Студенты - наша гордость. Мы стремимся дать им достойное образование, используя современные методики обучения и активные формы организации учебного процесса: деловые игры, круглые столы, презентации, открытые занятия, мастер-классы, авторские курсы, учебные дискуссии; обучающие программные продукты, электронные учебники, видеолекции и видеоконференции, видеофильмы, контрольно-обучающие программы тестового контроля знаний, электронные библиотеки по основным дисциплинам. Активно используются различные формы сотрудничества с предприятиями и организациями: проведение открытых лекций, проблемных семинаров, «Дня идей», привлечение студентов к выполнению бюджетных и хоздоговорных работ, подготовка совместных публикаций. Первостепенное значение придается использованию современной вычислительной техники и информационных технологий.

Много внимания уделяется научно-исследовательской работе со студентами. На факультете создано студенческое научное общество «Экономист», возглавляемое сту-

дентом пятого курса С. Измалковым. В 2004-2005 гг. были выиграны все престижные конкурсы, проводимые Союзом экономистов и финансистов, Вольным экономическим обществом. Лучшие студенты приняли участие в Гагаринских, Немчиновских, Ломоносовских чтениях.

Экономический факультет сотрудничает сразличными организациями по основным направлениям деятельности вуза согласно заключенным договорам. К их числу относятся: Ставропольская городская дума, НП Межрегиональная Северо-Кавказская само-регулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Содружество», ЗАО «Агентство по финансовому оздоровлению», ОАО «Юг-молоко» (г. Черкесск), колхоз-племзавод им. Чапаева Кочу-беевского района и др. В 2004 г. на базе кафедры антикризисного управления было организовано Ставропольское региональное отделение Всероссийского центра мониторинга социально-трудовой сферы села ВНИ-ИЭСХ РАСХН. В рамках единых исследований в более чем 20 субъектах России сотрудниками отделения, аспирантами, студен-

120 Высшее образование в России • М 2, 2006

тами под руководством профессора Н.В. Тарасенко были проведены научно-практические исследования по проблемам социального развития села в условиях реформирующейся аграрной экономики.

Экономический факультет активизирует международные связи. Производственной и языковой стажировками занимается кафедра международной деловой коммуникации. В вузе постоянно работает президент Ирландско-российской ассоциации, директор Дублинской языковой школы Колин Гоггин. Им организуются курсы для преподавателей иностранного языка, по окончании которых все обучающиеся получают международные сертификаты. Кафедрой мировой экономики выиграны два международных проекта Тетрш-Тааз - «Интернационализация экономического образования СтГАУ» и «Академическая сеть информационно-консультационного обеспечения в АПК». Кафедра активно сотрудничает с Чешским университетом сельского хозяйства. За 2004-2005 гг. более 60 преподавателей прошли стажировки в ведущих вузах Германии и Голландии в области экономики, международной торговли, управления, управления рисками, маркетинга, мирового сельского хозяйства. Лучшие студенты специальности «Мировая экономика» проходят стажировки в Германии, Чехии. Готовятся слушатели для обучения в летней школе менеджмента в Праге. В области реализации международных программ кафедра сотрудничает с Финансовой академией при Правительстве РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, МЭСИ, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Европейской бизнес-школой (Калининград), Ульяновским государственным университетом (Российско-американский факультет) и другими. Традиционными стали интенсивные курсы лекций на иностранных языках для студентов и преподавателей экономического факультета по маркетингу, математическому моделированию, статистике и экономике с выдачей международных сертификатов.

Все это не только способствует повышению квалификации преподавателей, но и

дополняет имеющиеся курсы, делает знания системными и повышает качество преподавания.

Особое внимание в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов. Все кафедры факультета осуществляют планирование содержания и форм этого вида работ, что находит отражение в рабочих программах, планах семинарских и практических занятий. Контроль за самостоятельной работой студентов ведется в процессе проведения индивидуальных занятий, консультаций, коллоквиумов, контрольных работ, заслушивания реферативных докладов, написания научных статей. Широко используется компьютерное тестирование.

Кафедры оснащены стендами «Уголок дипломника», «Уголокстудента», «Информация кафедры», «Учебный процесс» и др., где находится информация о заданиях для самостоятельной работы и графики. Для каждой специальности изданы методические указания по самостоятельной работе студентов, определены формы контроля, на кафедрах имеются графики работы. Координирует это направление методическая комиссия факультета.

Генеральной линией факультета является воспитание в студенте понимания, что он учится в лучшем вузе страны. В 2004-2005 гг. наши студенты стали первыми в конкурсах университета «КВН», «Студенческая весна», «Молодые таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс университета» и другие. Факультетбогат традициями: «Венский бал», «Золотая осень», «Круглый стол с ветеранами», «Встреча без галстуков», «Деньидей»,чемпионатпоинтел-лектуальнымиграм «Эрудит».

Экономический факультет Ставропольского государственного аграрного университета определяет для себя перспективы развития по следующим основным направлениям.

1. Введение многоуровневой системы образования и совершенствование образовательной деятельности по специализациям. Увеличение числа специализаций позволяет выпускникам получить прикладную, отражающую аграрную специфику вуза на-

Юбилей

121

правленность своего образования и будет способствовать еще большей востребованности наших выпускников на российских и иностранных предприятиях АПК.

Образовательные программы подготовки бакалавров и магистров позволяют системе высшего образования быть более мобильной. Однако существуют и проблемы. Главная - нет рабочих мест для лиц с данным уровнем образования. Конечной целью Болонского процесса является взаимное признание дипломов. Для этого необходимо выработать общие критерии оценки качества преподавания в вузах стран-участниц и ввести образовательные кредиты.

2. В настоящее время разработан проект Элитной школы. Уже сегодня необходима реализация следующей системы: школа -университет - магистратура - докторантура, основанной на росте академической мобильности преподавателей и студентов. Ведь основные цели Болонского процесса: мобильность - как академическая, так и профессиональная, мобильность студентов и преподавателей, разработка программ на иностранных языках для зарубежных студентов, трудоустройство выпускников, рост их конкурентоспособности на мировом рынке и, конечно же, выработка критериев оценки качества образования.

3. Создание в нашем университете международного центра программ МВА. Этот центр позволит нашим менеджерам получить современное бизнес-образование, учитывающее особенности подготовки профессиональных менеджеров в различных странах.

4. Дальнейшее проведение разнообразных учебнонаучных мероприятий (открытых занятий, олимпиад старшеклассников, круглых столов, диспутов, мастер-классов с ведущими учеными МГИМО, МГУ им. М.В.

Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, РЭА им. Г.В. Пле-

ханова, МЭСИ, ИНЖЭКОН, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева).

5. Активизация сотрудничества с российскими и иностранными коллегами. Организация интенсивных курсов (в т.ч. на иностранных языках) для студентов и преподавателей по маркетингу, математическому моделированию, статистике и экономике с выдачей сертификатов. Это обеспечит не только повышение квалификации преподавателей, но и дополнит имеющиеся знания у студентов.

6. Организация ежегодной эвристической олимпиады для школьников (дистанционная олимпиада по экономике, виртуальная тестовая программа в технике Квест).

7. Создание центра превосходного образования в области дизайна и мультимедиатехнологий, а также учебно-научных лабораторий (шеЬ-студии, научно-учебного центра инфокоммуникационных технологий), внедрение проекта Президента РФ «Российская молодежная информационная сеть», создание Центра информационной подготовки предпринимателей Ставропольского края, проведение семинаров, деловых встреч на базе университета.

Учебно-воспитательная деятельность экономического факультета позволяет реализовать генеральную стратегию нашегоуни-верситета в воспитании профессионалов, способных к неординарной, позитивной, созидательной экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.