YAK 327(091) ББК 63.3(0)63-6
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИКУ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЙ РАЗРЯДКИ В 1970-е ГГ.
ECONOMIC FACTOR AND ITS INFLUENCE ON SOVIET-AMERICAN DETENTE POLITICS IN 1970-s
В статье рассматривается роль экономического фактора в развитии советско-американских отношений в период разрядки. Особое внимание уделено обсуждению торгово-экономических отношений в ходе советско-американской встречи в верхах в мае 1972 г. Показана заинтересованность обеих сторон в налаживании таких отношений. Уделено внимание политической дискуссии в США по вопросу торгово-экономических отношений СССР и США. Но примат политических и военно-стратегических проблем повлиял на свёртывание экономических связей обеих стран.
The author shows and analyses the role of economic factor in the development of Soviet-American relations during discharge. The special focus is paid to the discussion of trade and economic relations in the Soviet-American summit in May 1972. The interest of both sides in establishing such relationships is demonstrated. The author pays much attention to the political debate in the U.S. on the issue of trade and economic relations between the USSR and the USA; to the primacy of the political and military-strategic issues that influenced on curtailing economic relations between countries.
Ключевые слова: советско-американские отношения, советско-американская разрядка, торгово-экономические отношения, энергетический кризис в США.
Key words: Soviet-American relations, Soviet-American detente, Soviet-American trade and economic relations, the energy crisis in the United States.
В истории советско-американских отношений период 70-х гг. ХХ века занимает уникальное положение. Два полюса международных отношений, два лидера противоборствующих социально-политических систем, два соперника наладили взаимоотношения в самой чувствительной и секретной сфере - ограничение стратегических вооружений.
Период разрядки стал первым этапом масштабного советско-американского сотрудничества со времен Второй Мировой войны в решении целого ряда международных проблем.
Немаловажное значение среди условий, побудивших США и СССР к разрядке, имели экономические факторы. Со стороны Соединённых Штатов это завязывание контактов с СССР и создание предпосылок для возможного сотрудничества, в том числе и экономического, в условиях энергетического кризиса середины 1970-х гг.; уверенность в экономической заинтересованности СССР в замедлении гонки вооружений.
Со стороны Советского Союза разрядке способствовали: невероятное напряжение советской экономики в ходе гонки вооружений; укрепление позиций СССР как мировой державы через налаживание отношений, в том числе экономических, с США и их западноевропейскими союзниками.
Со стороны обеих держав общими были факторы: дороговизна гонки вооружений и строительства системы противоракетной обороны (ПРО); нежелание допустить ядерную войну [8, с. 152; 10, с. 118-120].
Апогеем разрядки стала первая за последние 25 лет советско-американская встреча на высшем уровне, которая состоялась 22-30 мая 1972 г., и заключение целого ряда совместных соглашений. В ходе визита американского президента Р. Никсона в Москву прошли плодотворные переговоры, в том числе по экономическим вопросам.
Т.В. КАШИРИНА
T.V. KASHIRINA
В ходе состоявшейся 23 мая беседы Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного, Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с Р. Никсоном американский президент обсудил перспективы развития торговых отношений двух стран в объёме до несколько миллиардов долларов. Решение проблемы ограничения сокращения стратегических вооружений американской стороной бралось за основу для расширения экономических отношений, т. к. развитие отношений двух стран должно было вести к взаимному обогащению, а не к взаимному уничтожению. Л.И. Брежнев обсудил вопрос о предоставлении торговых кредитов Советскому Союзу на сумму в три-четыре миллиарда долларов на 25 лет под два процента годовых. Советским руководством предлагалось решить крупные для Соединённых Штатов проблемы по газу, нефти, лесу в интересах обеих стран. Предлагалось, например, по вопросу поставки газа договориться на длительный срок - на 20-25 лет. В целом, советское руководство отмечало, что неразвитость торговых отношений между США и СССР - это огромная потеря для обоих государств. Со своей стороны, американская сторона, в лице госсекретаря У. Роджерса, одним из условий развития советско-американских торгово-экономических отношений и их одобрения Конгрессом Соединённых Штатов ставила общее улучшение политического климата [6, с. 376-379].
24 мая в ходе переговоров Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, А.Н. Косыгина и Р. Никсона обсуждался вопрос о предоставлении Соединёнными Штатами Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования. По убеждению американского президента, если обе стороны сумели бы добиться продвижения вперёд по другим делам, то и этот вопрос с санкции Конгресса был бы решён. Советская сторона указывала, что предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования способствовала бы решению вопроса о торговых пошлинах на советские товары на европейском и американском рынках. На тот момент советская продукция машиностроения на европейском рынке облагалась пошлинами до 45% стоимости товаров, при средней ставке 5-6% для других стран. Помимо этого Брежнев подчёркивал, что в Советский Союз дважды приезжали бизнесмены из США для обсуждения вопроса о возможности заключения с СССР соглашения о крупных поставках газа Соединённым Штатам. Речь шла о строительстве на севере СССР завода для производства сжиженного газа и поставках этого газа в США. При этом имелись в виду очень большие поставки на долгосрочной основе, что являлось немаловажным фактором. По словам Косыгина, с представителями американских фирм удалось договориться о постройке газопровода от Тюмени до Мурманска. Предполагалось, что завод будет производить 25 млн т сжиженного газа. Оценочная стоимость проекта 5 млрд долларов, а соглашение предполагалось заключить сроком на 20 лет. Советский Союз, кроме этого, предлагал закупить в США 3 млн т листовой стали, компрессоры, арматуру, что в определённой степени, по мнению советского руководства, облегчило бы проблему безработицы в Соединённых Штатах [7, с. 415-416].
Ещё одной важной и долгое время не решённой проблемой, обсуждавшийся на советско-американской встрече 1972 г., был вопрос о ленд-лизе, который обсуждался 25 мая в ходе переговоров Н.В. Подгорного, А.Н. Косыгина с Р. Никсоном. Суть расхождения состояла в подсчёте долга советской стороны. Американцы называли цифру с процентами в 950 млн долл., а советская сторона - 300 млн долл. В результате обсуждения американская сторона согласилась на тот момент на сумму оценки долга в 500 млн. долл., советская - настаивала на 450 млн долл. с рассрочкой выплаты 50 лет под два процента годовых. В ходе беседы и взаимного торга Никсон указывал, что изменение условий со времен Второй мировой войны, преодоление послевоенной разрухи Советским Союзом создавало предпосылки для уменьшения срока выплаты долга по ленд-лизу [4, с. 469-476; 5, с. 476-487].
Таким образом, основными экономическими вопросами, которые обсуждались в ходе советско-американской встречи в мае 1972 г. со стороны СССР стали: кредиты Экспортно-импортного банка; снижение торговых пошлин на советские товары; расширение торговых отношений; продажа газа, нефти, леса; предоставление режима наибольшего благоприятствования для СССР; проблемы ленд-лиза. Американская сторона проявляла заинтересованность в покупке советского газа; расширении торговых отношений; решении проблемы ленд-лиза. В целом, определились сферы взаимных торгово-экономических интересов обеих стран.
Результатом советско-американской встречи в мае 1972 г. стало подписание важных соглашений в области ограничения стратегических вооружений (ОСВ-1) и противоракетной обороны (ПРО). Были подписаны, в том числе, Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977 г.).
Результатом обсуждения Л.И. Брежнева и Р. Никсона на майской встрече 1972 г. торговых отношений и проблемы ленд-лиза стало подписание 18 октября в Вашингтоне Соглашения между правительством СССР и правительством США о торговле;Соглашения между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий.
В 1972 г. в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве; в результате Пепси-кола стала продаваться в СССР (первая партия - в апреле 1973 г.), и начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый - в 1974 г. в Новороссийске). В рамках компенсационной сделки компания PepsiCo получила эксклюзивные права на импорт и дистрибуцию водки «Столичная» в США: такая схема была вызвана отказом СССР вести валютные расчёты).
По свидетельству американской прессы, американский бизнес проявлял особую заинтересованность к вопросам разработки нефтяных и газовых месторождений в Советском Союзе. «Советский Союз обладает неисчерпаемыми запасами природного газа, - писала «Нью-Йорк Таймс», - а Соединённые Штаты стоят перед лицом энергетического кризиса, преодоление которого может способствовать советский газ». Хотя в этой статье и высказывались опасения насчёт определённой зависимости США от СССР в связи с возможными поставками газа, акцент делался на другом: «первостепенное значение контракта по совместной разработке месторождений газа состоит в том, что будут сотрудничать две противоположные социальные системы, а это значит - экономическая сделка приобретает политический характер» [1, л. 160]. К тому жевице-президент «Америкэн Электрик Пауэр Корп» Г. Кон в 1977 г. заявил, что «США зависят от нефти, оставляемой станами ОПЕК. Такое положение создаёт угрозу для национальной безопасности и экономики, занятости и уровня жизни в США» [3, л. 9].
В Соединённых Штатах к 1974 г. стали набирать обороты политические силы, выступавшие против углубления отношений с СССР, в том числе и экономических. В этой сложной для развития советско-американских отношений обстановке в США возникла дискуссия об определении самого процесса разрядки между США и СССР, так и её основных аспектов.
Основным вопросом в развернувшейся дискуссии в американской политической среде была проблема ограничения стратегических вооружений, которая накладывала отпечаток на темпы дальнейшего развития советско-американских отношений в целом и, в частности, на развитие торговых и экономических обменов, новых сфер международных отношений (проблемы преодоления продовольственных нехваток в развивающихся странах, энергетический кризис, защита окружающей среды и т. д.), на урегулировании сохранявшихся или могущих возникнуть заново очагов международных конфликтов (арабо-израильский, район Персидского залива) [10, с. 216-217].
Конгрессмен Ф. Крайн, республиканец, 30 апреля 1974 г. выразил следующую точку зрения: «Имея менее половины от ВНП США, Советский Союз тратит столько же на оборону, сколько и мы, возможно больше. Как мы можем, видя такое положение, продолжать торговлю и кредитную политику, которая позволит Советскому Союзу ещё больше развить свою военную машину» [10, с. 232]. Сходное мнение выразил сенатор Г. Хэмфри, демократ, сказав 29 мая 1974 года о том, что процесс «разрядки» должен охватывать все сферы советско-американского взаимодействия. Член палаты представителей Р. Хубер, республиканец, 30 мая 1974 г., с сарказмом сказал, что «они (СССР) готовы торговать со страной, находящейся в стадии умирающего капитализма. Не ирония ли это?» [9, с. 79].
Развитие советско-американских торгово-экономических отношений, как показала дискуссия о разрядке в США, оценивалась американскими правящими кругами, прежде всего, сквозь политическую призму, т. е. рассматривалась как средство воздействия на политику СССР по другим важным направлениям.
Как отмечалось в докладе, «Американо-советские торговые отношения: взаимосвязь экономики, передачи технологии и дипломатии», подготовленном в июне 1973 г. для Комиссии по иностранным делам палаты представителей, на протяжении последних лет США проводили свой курс в торгово-экономических отношениях с СССР и другими странами социалистического содружества, исходя из следующих установок: 1) поощрение разрядки в целях в целях уменьшения программы разработки вооружений в этих странах, сокращения их уровня вооружённых сил, достижения «умеренности» в реагировании на возникающие кризисы; 2) поощрение разряди в целях «умеренности и реформ» во внутренней политике Советского Союза (...); 3) поощрение (...) тенденций к «умеренности» во внешней политике социалистических стран. «Важность этих задач, - говорилось в докладе, - менялась с течением времени, но каждая из них сохраняет своё значение и в настоящее время» [2, л. 84-85].
Главная «проблема» для американской администрации состояла в дилемме - как сочетать развитие торгово-экономических отношений для поощрения «сдержанности» в поведении Советского Союза на мировой арене со стремлением Соединённых Штатов избежать укрепления советской военной и экономической мощи, которая, по мнению некоторых американцев, могла быть использована против США.
Выход из этой дилеммы американской администрацией виделся в сохранении и уточнении ограничений на экспорт многих стратегических товаров; в прямой зависимости увеличения объёма американо-советской торговли от уменьшения уровня военной и политической напряжённости; в передаче Советскому Союзу устаревшей для США техники и технологий, имеющих решающе значение для дальнейшего экономического развития и «национальной безопасности»; в умеренности размеров американских кредитов.
Противники расширения американо-советских торгово-экономических связей со своей стороны доказывали, что расширение торговли с СССР может укрепить не только растущий экономический и военный потенциал Советского Союза, но и его политическую систему [2, л. 86-87].
В целом политическая верхушка США рассматривала нормализацию американо-советских отношений как процесс, которому нет альтернативы. Не хотела она возврата к временам холодной войны по следующим причинам: понимание опасности для самих США политики конфронтации в условия нового соотношения сил между СССР и США, обострение внутренних социально-экономических трудностей США, проблемы энергетических и других стратегических ресурсов, продовольственная проблема стран третьего мира, объективная невозможность для США в тех условиях поддерживать высокий уровень активной вовлечённости (в т. ч. военной) в дела других стран, который был характерен для США в 50-60-е годы [2, л. 94-95].
Но свёртывание разрядки влияло на развитие торгово-экономических отношений. 19 сентября 1977 г. импорт из США в СССР первой половины 1977 г. сократился на 2,5% по сравнению с тем же периодом 1976 г. в виду сокращения на 31% советских закупок американских сельскохозяйственных товаров. Импорт товаров из СССР в США вырос за тот же период на 26%, сократив торговый дефицит на 400 млн долл. в советско-американской торговле [3, л. 166]. 20 октября 1977 г. объём торговли между СССР и США за первые семь месяцев 1977 г. составил 1 млрд 290 млн долл. или на 25% меньше, чем за тот же период 1976 г. Объём экспорта из СССР в США составил 150 млн долл. [3, л. 183].
4 января 1980 г. в связи с вводом советских войск в Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
В целом в середине - второй половине 1970-х гг. началось свёртывание советско-американской разрядки, что выразилось в отказе американской стороны от ратификации Договора ОСВ-2 1979 г., что негативно отразилось и на развитии торгово-экономических отношений, имевших в целом хорошие и долгосрочные перспективы, хотя и ограниченное поправкой Джексона-Вэника. На это повлияло то, что процесс ограничения стратегических вооружений и развитие торгово-экономических отношений в период разрядки являлись взаимопереплетающимся процессом. Хотя заинтересованность в развитии торговых отношений с обеих сторон была высока.
Активизация в США и СССР сторонников свёртывания разрядки привели и к сокращению экономических отношений двух стран.
Таким образом, экономический фактор играл немаловажную роль в развитии советско-американских отношений в период разрядки, но играл зависимую роль и становился «разменной монетой» при решении политических и военно-стратегических вопросов.
Литература
1. Архив внешней политики РФ. Ф. 129. Оп. 58. Д. 59. П. 249.
2. Архив внешней политики РФ. Ф. 129. Оп. 60. Д. 61. П. 275.
3. Архив внешней политики РФ. Ф. 129. Оп. 63. Д. 68. П. 315.
4. Запись переговоров Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного, Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с Президентом США Р. Никсоном. 25 мая 1972 г. [Текст] / Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976 : сб. документов. Т. 1. Кн. 2 : январь-май 1972 / МИД РФ; государственный департамент США. - М. : Междунар. отношения, 2007. - С. 469-476.
5. Запись переговоров Президента США Р. Никсона с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорным, Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. 25 мая 1972 г. [Текст] / Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976 : сб. документов. Т. 1. Кн. 2 : январь-май 1972 / МИД РФ; государственный департамент США. - М. : Междунар. отношения, 2007. - С. 476-487.
6. Запись переговоров Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного и Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с Президентом США Р. Никсоном. 23 мая 1972 г. [Текст] / Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976 : сб. документов. Т. 1. Кн. 2 : январь-май 1972 / МИД РФ; государственный департамент США. - М. : Междунар. отношения, 2007. - С. 373-381.
7. Запись переговоров Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного и Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с Президентом США Р. Никсоном. 24 мая 1972 г. [Текст] / Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976 : сб. документов. Т. 1. Кн. 2 : январь-май 1972 / МИД РФ; государственный департамент США. - М. : Междунар. отношения, 2007. - С. 415-423.
8. Каширина, Т.В. Дискуссии в Конгрессе США о развёртывании системы американской противоракетной обороны в 1969 году [Текст] / Т.В. Каширина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011.-№ 6. - С. 152-158.
9. Каширина, Т.В. Конгресс США и демонтаж советско-американской разрядки в середине - второй половине 1970-х годов [Текст] / Т.В. Кашири-на // Вестник Орловского государственного университета. - № 1 (15). -2011. - С. 78-81.
10. Каширина, Т.В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 годах : монография [Текст] / Т.В. Каширина. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013 - 590 с.