Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА АГРОКЛАСТЕРОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА АГРОКЛАСТЕРОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / агрокластер / еда / предприниматель / фермер / кредит / кооперация / склад / плодоовощеводство / животноводство / проекты.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзиева Ш.Ш.

В данной статье рассматривается деятельность созданных в нашей стране агрокластеров, сотрудничество производителей и агрокластеров, принятые нормативные документы, созданные возможности и существующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА АГРОКЛАСТЕРОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ»

УДК: 333.06.

Файзиева Ш.Ш.,

доцент

кафедра «Инновационная экономика»

КарМИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА

АГРОКЛАСТЕРОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ В

РЕГИОНЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается деятельность созданных в нашей стране агрокластеров, сотрудничество производителей и агрокластеров, принятые нормативные документы, созданные возможности и существующие проблемы.

Ключевые слова. кластер, агрокластер, еда, предприниматель, фермер, кредит, кооперация, склад, плодоовощеводство, животноводство, проекты.

Fayzieva Sh.Sh., Ph.D. associate professor Department of Innovative Economics

KarMII

ECONOMIC EFFECT OF COOPERATION OF AGRICULTURAL

CLUSTERS AND PRODUCTS PRODUCERS IN THE REGION

Annotation. This article discusses the activities of agricultural clusters created in our country, cooperation between producers and agricultural clusters, adopted regulatory documents, created opportunities and existing problems.

Keywords. cluster, agrocluster, food, entrepreneur, farmer, credit, cooperation, warehouse, horticulture, animal husbandry, projects.

В целях быстрого решения подобных проблем и внедрения новых механизмов в отрасли принято решение Президента Шавката Мирзиёева от 29 июля 2019 года «О дополнительных мерах по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и дальнейшему развитию пищевой промышленности». Согласно решению, планируется реализовать 174 крупных инвестиционных проекта по переработке сельскохозяйственной продукции и 24 крупных инвестиционных проекта по производству импортозамещающей продукции в пищевой сфере, а на месте неэффективных садов в регионе будет создано 36 тысяч гектаров интенсивных садов. районы, специализирующиеся на плодоовощеводстве. В целях обеспечения реализации этих задач, разъяснения сути решения

производителям сельскохозяйственной и пищевой продукции, бизнесменам и фермерам всех регионов страны, на семинаре были подробно обсуждены новости, связанные с отраслью и существующими проблемами. Состоялся обмен мнениями о своевременной и эффективной реализации проектов, предусмотренных в соответствующих программах. В работах зарубежных ученых по развитию агрокластеров Н. В. Мордовченков, П. Г. Николенко, Ю. С. Клюева дают представления о теоретических концепциях, инновационно-экономических и организационных механизмах. Для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства нашей страны необходимо изучение опыта зарубежных стран по созданию агрокластеров, в том числе анализ экономических, организационных и институциональных аспектов опыта южнокорейского государства, исходя из условий В Узбекистане основные направления использования и научные решения направлены на систему мер по эффективной работе Ч. Среди научных разработок ряда экономистов-аграриев, таких как Муродов, Ш.Хасанов, М.Муродова [6]. Сегодня рекомендуется проводить анализ на основе этих идей.

Как было отмечено, решены важные вопросы, связанные с увеличением производства и экспорта продовольственных товаров. В частности, исходя из требований мирового рынка, производство экспортной сельскохозяйственной продукции рассматривается как главный приоритет. Анализируя местную ситуацию, выяснилось, что ситуация в 55 районах, специализирующихся на плодоовощеводстве, не является удовлетворительной, и в целях коренного улучшения ситуации в садоводстве и виноградарстве в ведении Министерства сельского хозяйства, садоводства и тепличного развития, виноградарства и Были созданы агентства по развитию виноделия. В обоих ведомствах создан специальный фонд для льготного финансирования проектов в этой системе. Это создает новые возможности для предпринимателей и фермеров.

Ряд льгот был введен впервые в интенсивном садоводстве. В частности, из государственного бюджета будет покрыто 6 миллионов сумов на гектар затрат на внедрение водосберегающих технологий в интенсивных садах. Также будет выделена государственная субсидия на расходы в размере до 120 миллионов сумов с целью выпуска воды в интенсивные сады общей площадью более 35 га.

Не секрет, что многих наших бизнесменов сегодня волнует вопрос гарантии при получении коммерческого кредита. Теперь до 50% кредита на строительство интенсивного сада будет предоставляться на основе поручительства Госфонда развития предпринимательства. Особое внимание также будет уделено строительству современных логистических центров, теплиц и складов с морозильными камерами. Сегодня в нашей стране работает всего 31 агрологистический центр. Для хранения сельскохозяйственной продукции имеется 1500 холодильных складов

вместимостью 760 тысяч тонн. Они охватывают лишь 4, 5-5% всех выращиваемых фруктов и овощей. В 2019-2021 годах в Андижанской, Бухарской, Джизакской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областях мощностью 3 млн тонн за счет средств международных финансовых институтов, а также в общей сложности будут созданы 37 современных агрологических центров мощностью организовано 360 тыс. тонн по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

Как отметил Президент: «Реформы в сельском хозяйстве, выделение земли частным кластерам и кооперативам позволили повысить продуктивность хлопководства в среднем на 10% в год. В плодоовощеводстве, зерноводстве и животноводстве создано около 500 кластеров и кооперативов. В результате, несмотря на негативное влияние пандемии, было экспортировано фруктов и овощей на 1 миллиард долларов. В 2021 году в эксплуатацию было возвращено 91 тысяча гектаров земли. Водосберегающие технологии внедрены на 133 тысячах гектаров, что в два раза больше, чем в прошлом году». [1]

Серия указов Президента нашей страны о поддержке предпринимательства, в том числе агрокластеров, в условиях борьбы с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, является еще одним ярким примером высокой заботы и внимания, обращенных к представителям промышленность. Согласно этим своевременно принятым документам, водный налог был снижен на 50%, обязательство по предоплате за природный газ и электроэнергию снижено с нынешних 100% до 30%, а также продлен срок уплаты процентов по кредитам. Самое главное, что затянуты сроки погашения кредитов, полученных хлопково-текстильными кластерами на выращивание хлопка в 2019 году. Расширен объем помощи Фонда поддержки предпринимательства. В частности, был полностью отменен государственный заказ на выращивание хлопка-сырца, а в сельском хозяйстве стали формироваться принципы свободного рынка.

Как заявил Президент нашей страны Ш.Мирзиёев: «Кластеры по всем направлениям сельского хозяйства должны быть локомотивом развития местного предпринимательства» и «кластерная система - это интерес, вход науки и инноваций в сферу, будущее и конкурентоспособность сельского хозяйства» [5]. Вдохновленные достойной оценкой роли кластера в агропромышленном комплексе президентом нашей страны, фермеры и скотоводы обращаются к представителям руководителей агрокластеров, демонстрируя его практическое выражение.

Кластерная стратегия эффективно используется в мировой экономике. В частности, более 50 процентов промышленности США составляют предприятия, работающие в рамках кластера. Более 60 процентов валового внутреннего продукта страны приходится на предприятия, работающие в кластере. В странах Евросоюза количество кластеров превышает 2000, и в них работает 38% всего занятого населения [6].

Также целью формирования кластеров является объединение однородных предприятий, расположенных в городе, районе и области, и образовательных, научных, инжиниринговых, консалтинговых, стандартизирующих, сертификационных и других различных служб, работающих с ними в единой технологической цепочке. В то же время кластер является средством обеспечения конкурентоспособности предприятий на основе организации и управления инновационным производством. Вопрос формирования кластеров в сфере текстильной и легкой промышленности Узбекистана считается весьма актуальным, и положительное решение этого должно осуществляться в вертикальном направлении и горизонтальной системе на уровне страны, на основе определения социально-экономические условия регионов, конкурентная среда и возможности кластеризации, а также развитие профильного образования и науки в данной области формирования в регионах являются целесообразными.

Чувствуется, что есть проблемы в регулировании агрокластеров. Бурное развитие сельского хозяйства, повышение его экономической эффективности, улучшение условий жизни сельских жителей, обеспечение связи их интересов с современным способом производства в поле - системой кластеров. Однако опыт прошлого показывает, что существует ряд проблем в правовом регулировании кластеров. Включая:

- правовой статус агропромышленного кластера не определен, то есть статус агропромышленного кластера, его критерии и основания прекращения отсутствуют в нормативных правовых документах;

- не существует единого подхода к организации агропромышленных кластеров. Деятельность плодоовощных кластеров устанавливается на основе трехстороннего договора, заключаемого между инициатором, органами местного самоуправления и Министерством сельского хозяйства, на основе двустороннего договора, заключаемого с инициатором и органами местного самоуправления;

-отношения между агропромышленными кластерами и государством не урегулированы;

- существует практика обязательного присоединения фермерских хозяйств к агропромышленным кластерам;

- отсутствует единый подход к выделению земельных участков агропромышленным кластерам;

- имеют место административные вмешательства по изъятию земельных участков агропромышленных кластеров и расторжению договоров с фермерскими хозяйствами;

- отсутствует система формирования сельскохозяйственных кооперативов, которая будет основным стимулом развития агрокластеров;

- отсутствие психической (психологической) готовности к установлению отношений сотрудничества и свободного объединения, отсутствие навыков самоуправления в ведении бизнеса;

- на создание кооперативных структур влияет наличие встречного влияния и конкуренции со стороны акционерных предприятий АПК, частных предпринимателей и посредников.

Поэтому необходимо дальнейшее повышение значимости агрокластеров в повышении экономической эффективности, используя возможности инновационной экономики.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года №914 предусмотрено создание в Кашкадарьинской области 9 предприятий хлопково-текстильного кластера, то есть в их состав входят ООО «Индорама Агро», ООО «Sulton Tex Group», ЖК «Litai textel Overseas», ООО «Бунедкор», ООО «Ак Сарай Кластер», ООО «Миришкор Нур Хлопковый Кластер», ООО «MT Amir tex», ООО «Китобипийгирув» и ООО «Чиракчикластер». установлено [7]. Вполне закономерно, что эти предприятия продолжают свою деятельность и сегодня.

В заключение можно сказать, что роль сотрудничества агрокластеров и товаропроизводителей в экономике имеет особое значение. Агрокластер организуется путем взаимного сотрудничества или отдельной инициативы организаций местного самоуправления, производителей

сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих предприятий, и одним из важных аспектов его организации является интеграция процессов сельскохозяйственной продукции - производства - переработки -реализации - исследований и разработок его участников высокий уровень доверия друг к другу за счет реализации совместных проектов. Сегодня Минсельхозом организует системную работу по решению существующих проблем в деятельности агропромышленных кластеров на основе анализа прошедшего периода и глубокого изучения опыта зарубежных стран. Если обратить внимание на зарубежный опыт, то в опыте США, Канады, Японии, Китая и европейских стран деятельность агропромышленных кластеров не регулируется напрямую законом, то есть нормативными правовыми документами. Эти отношения реализуются на основе гражданских правоотношений, в том числе договора товарищества, вступления в кооператив. Исходя из необходимости создания агрокластеров в Узбекистане, опыт Южной Кореи из развитых стран изучается и применяется на практике на основе соответствующих выводов. Помимо Госкомитета по развитию ветеринарии и животноводства поставлена задача поддержать развитие деятельности предприятий, занимающихся выращиванием и переработкой, заготовкой и реализацией мяса, молока и другой продукции животноводства в республике, а также обеспечить взаимное сотрудничество, показывает применение конкретного опыта для

деятельности агрокластеров. Основываясь на международном опыте, особое внимание уделяется вопросам укрепления правовой базы агрокластеров и кооперативных отношений.

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису. 29 декабря 2020 г.

2. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «Новый Узбекистан 2022 - Закон Республики Узбекистан «О сотрудничестве в сфере сельского хозяйства» от 23 марта 2021 года.

3. Указ №ПФ-60 «О стратегии развития на 2026 год». 28 января 2022 г.Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг "Чорвачилик тармокларини давлат томонидан янада куллаб-кувватлашга доир кушимча чора-тадбирлар тугрисида"ги карор 2021 йил 3 март.

4. Мирзиёев Ш. «Кластерная система на селе является основной точкой роста аграрного сектора». Газета "Халк Сози", 15 октября 2020 г.

5. Муродов Ч., Гасанов Ш., Муродова М. Направления использования опыта Южной Кореи в организации агрокластеров. Журнал «Экономика и бизнес», Ташкент, 2014 г.

6. Экономические показатели и финансовая отчетность агрокластеров Кашкадарьинской области за 2020-2022 годы.

7. http://www.agro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.