Научная статья на тему 'Экономический анализ показателей, характеризующих качество жизни (на примере Тамбовской области)'

Экономический анализ показателей, характеризующих качество жизни (на примере Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / ECONOMIC ANALYSIS / QUALITY OF LIFE / WELLBEING / LIFETIME OF POPULATION / DIFFERENTIATION OF INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышева Вера Владимировна

В статье проводится экономический анализ показателей такой многопараметрической категории, как качество жизни. На основе статистических данных осуществляется определение взаимосвязи показателей, характеризующих благосостояние населения Тамбовской области в сравнении с областями Центрально-Черноземного региона, позволяющее выявить первоочередные потребности и установить социально-значимые варианты экономической стратегии. Результатом исследований является реализация предложенных методов анализа, планирования и прогнозирования социально-экономических процессов с учетом факторов обеспечения качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic analysis of the indicators characterizing quality of life (on an example of the Tambov region)

Economical analysis of parameters of such multiparametrical category as quality of life is spent in the article. On the basis of the statistical data the definition of interrelation of parameters describing well-being of the population of the Tambov area in comparison with areas of Central Blackground region is carried out and it allows to reveal the prime needs and to establish socially-important variants of economic strategy. The result of the researches is realization of the offered methods of the analysis, planning and forecasting of social economic processes in view of the factors of maintenance of quality of life.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ показателей, характеризующих качество жизни (на примере Тамбовской области)»

УДК 339

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© В.В. Дробышева

В статье проводится экономический анализ показателей такой многопараметрической категории, как качество жизни. На основе статистических данных осуществляется определение взаимосвязи показателей, характеризующих благосостояние населения Тамбовской области в сравнении с областями Центрально-Черноземного региона, позволяющее выявить первоочередные потребности и установить социально-значимые варианты экономической стратегии. Результатом исследований является реализация предложенных методов анализа, планирования и прогнозирования социально-экономических процессов с учетом факторов обеспечения качества жизни.

Ключевые слова: экономический анализ; качество жизни; благосостояние; продолжительность жизни населения; дифференциация доходов.

Начавшийся в США и странах Западной Европы финансовый кризис затронул все стороны экономики и в РФ. Так, по данным Федеральной службы госстатистики РФ, в 2008 г. рост уровня инфляции составил 13,3 %. Имел место рост безработицы, численность зарегистрированных безработных составила 2,5 млн человек. По Тамбовской области в 2008 г. численность населения с доходами ниже прожиточного уровня составляла 21 % от всего населения, т. е. каждый пятый. Для переживаемого сейчас Россией глобального кризиса характерны негативные процессы, происходящие во всех сферах общественной системы: социальное расслоение, падение экономики и ухудшение экологии.

Выход из создавшегося положения следует искать в создании совершенной системы управления качеством жизни. Управление качеством жизни, основанное на принципах, утвержденных в стандартах 180 9000:2000, включает в себя управление основными составляющими системы качества (рис. 1).

Как видно на рис. 1, субъектом управления качеством жизни являются органы государственного и муниципального управления. Руководитель (орган государственного

управления) своими воздействиями на объект в виде программы качества управляет объектом, которым является качество жизни населения страны, региона. Для этого ему необходимо собирать, обрабатывать, анализировать и использовать информацию, которая выступает в качестве обратной связи, в интересах достижения целей объекта.

В настоящее время становится актуальным использование концепции всеобщего управления качеством (TQM) в управлении социально-экономическими процессами, т. к. она позволяет объединить функции и направления руководства организацией с позиций обеспечения качества продукции, качества трудовых ресурсов, качества жизни. Осуществление выбора стратегий необходимо строить на основных положениях теории менеджмента качества [1].

Органы государственного и муниципального управления

Руководящие воздействия

Качество жизни

Обратная связь

Рис. 1. Схема руководства объектом управления

Менеджмент качества жизни - это система знаний, которая опирается на постулаты экономики, философии, истории управления качеством и другие смежные науки, использует практический опыт и современные достижения ученых исследователей.

На наш взгляд, управление качеством жизни может осуществляться эффективно при условии применения системного подхода, успешно реализованного в управлении не только техническими, биологическими и другими системами, но и сложными экономическими объектами.

Таким образом, система менеджмента качества жизни - это система, предназначенная для формирования, реализации проектов и программ в области социально-экономического развития, для достижения целей повышения уровня и качества жизни населения страны, региона.

Процесс управления в системе менеджмента качества жизни (рис. 1) следует осуществлять на основе научного подхода, в форме научно-исследовательских программ, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки информации, но и организацию такой работы.

Характерной чертой научно-исследовательских программ является методологическая замкнутость и особая терминология, определяющие тематику и технологию реализуемых в рамках этих программ исследовательских проектов. Научно-исследова-

тельская программа предполагает конкретного автора, стоящего у ее истоков. В науках, исследующих динамику и сущность экономических процессов, статус научно-исследовательских программ в разное время приобретали теории А. Смита и Д. Рикардо, К. Маркса и Н. Маккиавелли, Кейнса и др.

В зависимости от уровня управления программами выделяют федеральные, региональные и муниципальные программы. Основаниями их разделения являются либо источник финансирования, либо закрепленная за тем или иным властным уровнем сфера ответственности. Федеральным и региональным программам присущ государственный статус, муниципальным - статус местного значения.

Сложившаяся к началу XXI в. социально-экономическая ситуация в России способ-

ствовала стремлению регионов активизировать усилия по выработке самостоятельной хозяйственной политики, направленной на расширение возможностей привлечения инвестиционных средств в регион, обретение устойчивости и развития входящих в регион территорий. Каждый из 89 субъектов Федерации, располагая определенными нормативно-правовыми и организационными ресурсами, становится субъектом стратегической перспективы, ориентированной на создание условий для эффективного и пропорционального воспроизводства своего потенциала. Одной из наиболее характерных организационных форм такой ориентации является разработка территориальными образованиями различных уровней комплексных программ (стратегий), служащих способом определения приоритетных направлений в развитии региона на основе его места в системе общественного разделения труда, особенностей геополитического положения, объемов производственной и ресурсной базы.

В странах с развитой рыночной экономикой проведение социально-экономической политики осуществляется на основе создания и совершенствования программ управления качеством. Европейская программа «Качество жизни» нацелена на открытие новых природных ресурсов и улучшение качества жизни. Повышение уровня материального благосостояния населения, создание дополнительных рабочих мест и улучшение экологической обстановки приведут к устойчивому развитию европейского сообщества. Особая значимость при проведении исследований придается социально-экономическому развитию и вкладу в уровень жизни государств.

Европейская политика исследований в области качества жизни содержит следующие направления:

1) продовольствие, питание и здоровье. Основными направлениями данного раздела являются: разработка и усовершенствование безопасных процессов производства и технологий; разработка тестов и методов для обнаружения и исключения токсичных компонентов на всех этапах производства продуктов питания и др.;

2) окружающая среда и здоровье населения. В данном разделе разрабатываются методы предотвращения и лечения аллергических и других заболеваний, вызванных не-

благоприятным состоянием окружающей среды; методы диагностики, оценки риска и возникновения причин вредных влияний окружающей среды на здоровье населения;

3) устойчивое ведение сельского, рыбного и лесного хозяйства и интегрированное развитие сельских районов;

4) здоровье населения и система здравоохранения, исследование проблем связанных с населением пожилого возраста и нетрудоспособным населением;

5) социально-экономические аспекты наук о жизни и технологического развития. Основными направлениями данного раздела являются: разработка показателей и основ знаний, относящихся к проводимой социальной политике; изучение влияния новых технологий на общество; исследование социально-экономических движущих сил и перспектив развития биопромышленности.

Вместе с тем до сих пор нет однозначного мнения о выборе социально-экономических показателей для осуществления инвестиционного, финансового стимулирования, направленного на повышение качества жизни населения региона.

Основным показателем, используемым для оценки социально-экономического развития странами ЕС, является уровень безработицы. Существенное внимание этому фактору уделяется в Великобритании, Ирландии, Франции, Бельгии, Дании. Наряду с уровнем безработицы во многих странах Европы используется размер ВВП на душу населения. Если сравнивать друг с другом страны ЕС, то окажется, что на безработицу делается акцент в более развитых странах, на ВВП на душу населения - в менее развитых. В ряде стран показатель ВВП дополняется другими показателями: в Германии это заработная плата, в Словении - подоходный налог, в Чехии - доход на душу населения [2].

Не меньшее значение в странах Европы уделяется другим показателям: в Чехии - темпам роста населения; в Турции, Словении -доле экономически активного населения и росту трудовых ресурсов. Довольно многочисленны и такие показатели, которые отражают состояние здравоохранения, образования и жилищного фонда. Например, уровень образования в Словении оценивается по доле студентов в населении, а в Турции - по уровню грамотности.

Важным условием эффективного функционирования системы менеджмента качества жизни является наличие достоверной информации или статистических данных по каждому объекту исследования, для чего необходимо осуществлять мониторинг социально-экономического развития регионов по фактору качества.

Определяющим показателем в оценке качества жизни населения является средняя продолжительность жизни. В свою очередь данный показатель определяют такие факторы, как естественное движение населения; состояние здоровья, представляющую базовую ценность, от которой зависят другие показатели. Демографическая проблема в самом общем виде заключается в неблагоприятных для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Суть демографической проблемы составляет переход многих регионов России к простому воспроизводству населения, а в Тамбовском регионе - депопуляции вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью. Демографический кризис, проявившийся в 1990-е гг., затронул как экономически развитые страны, так и страны с переходной экономикой. Этот кризис заключается в резком уменьшении темпов роста численности населения и даже естественной убыли (в России, Украине, Германии, Швеции, Венгрии), а также в демографическом старении, сокращении или стабилизации трудовых ресурсов. Ухудшает ситуацию демографическое старение - процесс, имеющий необратимые последствия. Этот процесс ставит перед обществом серьезные социально-экономические проблемы - прежде всего, увеличение экономической нагрузки на занятое население. В связи с тем, что отмеченные страны находятся на стадии демографического развития, свойственной всем постиндустриальным странам, большой естественный прирост населения на современном этапе невозможен [2].

Основные демографические показатели -рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) - зависят от уровня развития общества, от качества жизни. К показателям, характеризующим движение численности населения относятся: естественный прирост, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности. Как показывает расчет коэффи-

циентов рождаемости и смертности, естественная убыль населения, в нашей области началась с 1977 г. Естественная убыль населения в Тамбовской области, по нашим расчетам, за десять анализируемых лет составила 187,7 тыс. человек, или 14,5 %. По России этот показатель за тот же период составил 4,4 %. По данным Федеральной службы госстатистики Тамбовской области, население области в 2007 г. продолжало сокращаться. Естественная убыль, т. е. превышение числа умерших над родившимися составила 9626 человек. Вместе с тем с 2002 г. в Тамбовской области повысилась рождаемость. Так, в 2007 г. по сравнению с 2001 г. родилось на 523 ребенка больше [3].

К сожалению, сегодня проблема здоровья перемещается из старших возрастных групп в молодые, что явно противоречит естественным процессам, когда человек теряет здоровье постепенно, с возрастом. Оценки физического здоровья молодого поколения Российской Федерации показывают, что его заболеваемость за последнее десятилетие увеличилась. По данным Минздрава России, у 95 % подростков зарегистрированы различные заболевания. В Тамбовской области общая заболеваемость детей и подростков, которые должны пополнить численность трудовых ресурсов в ближайшие годы, с 1998 по 2007 г. возросла на 30 %.

Самую глубокую озабоченность общества вызывает сокращение средней продолжительности жизни населения, которая находится, на наш взгляд, в прямой зависимости от роста уровня смертности. Продолжительность жизни городского населения превышает аналогичный показатель сельского населения, как мужчин, так и женщин. Самая неблагоприятная ситуация складывается в 2002 г., когда средняя продолжительность жизни мужчин в городах составила 59,0 лет, в сельской местности - 57,5 лет. Для сравнения: по Российской Федерации в 2002 г. продолжительность жизни мужчин составляла 58,5 лет, женщин - 72,0 года. Начиная с 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни увеличивается, что является следствием улучшения лечебно-профилактической помощи населению, а также ростом расходов консолидированного бюджета области на здравоохранение. В 2007 г. данный показатель составил

5,8 % от ВРП, что соответствует общероссийским значениям.

Проведенный анализ позволяет выделить наиболее значимые факторы, управляя которыми, можно улучшить здоровье населения, повысить ожидаемую продолжительность жизни и, в конечном итоге, оказать влияние на такой показатель, как индекс качества жизни. К таким факторам можно отнести следующие: ожидаемая продолжительность жизни; ВВП на душу населения; уровень образования населения; расходы государственного бюджета на здравоохранение; среднемесячные доходы на душу населения; численность безработных; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; рентабельность образования; объем инвестиций в образование.

Качество жизни населения определяется достигнутым уровнем благосостояния населения. В свою очередь, уровень благосостояния в стране зависит от совокупной величины доходов, степени неравномерности их распределения, покупательной способности доходов и объема бесплатных благ, предоставляемых государством. В российском обществе уровень и качество жизни основной массы населения определяется величиной заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.

Динамика номинальной среднемесячной заработной платы работающих по Тамбовской области положительна, так же как и номинальных денежных доходов на душу населения. В целом, рост заработной платы в

2002 г. составил 206,9 % к уровню 2000 г.; в

2003 - 129,3 % к уровню 2002 г., а в 2004 г. увеличение заработной платы составило 123,5% к уровню 2003 г. В 2007 г. заработная плата работающих в экономике увеличилась на 26 % в сравнении с 2006 г. и составила 7903 руб. В условиях оживления экономической деятельности номинальные доходы населения Тамбовской области растут, но в сравнении с Российской Федерацией наблюдается отставание по данному показателю. Так, среднемесячная заработная плата в целом по РФ в 2000 г. на 71,6 % выше аналогичного показателя по Тамбовской области. В 2004 г. заработная плата работающих в экономике по РФ равнялась 6831,8 руб., что на 67,4 % превышает среднюю заработную плату за месяц работающих Тамбовской об-

ласти. В 2007 г. отставание анализируемого показателя от среднего по РФ (12601 руб.) составило 31,8%. По величине среднедушевого денежного дохода Тамбовская область занимает четвертое место (после Липецкой, Белгородской и Курской областей) среди областей ЦЧР и 7 место из 17 областей Центрального Федерального округа.

Формирование качества жизни и повышение уровня благосостояния зависит от сферы деятельности, от работы граждан в конкретной отрасли экономики. Уровень заработной платы за анализируемый период возрос во всех отраслях экономики, кроме здравоохранения, образования, сельского хозяйства. В 2007 г. эта тенденция сохраняется. Наиболее высокая заработная плата (свыше 17000 руб.) отмечалась у работников финансов, кредита, страхования и превышала среднеобластной уровень в 2,1 раза. Наиболее низкой оставалась заработная плата у работников сельского хозяйства (4920,6 руб.), у работников образования (5934,3 руб.) и здравоохранения (5926,9 руб.), т. е. работников тех отраслей, которые способствуют увеличению качества жизни всего населения, от которых зависит уровень положительных внешних эффектов экономики. Так, уровень заработной платы работников образования в 3 раза ниже, чем заработная плата работников финансов и кредита.

Качество жизни населения определяется покупательной способностью денежных доходов населения, а также денежными расходами и объемом сбережений населения. Доходы населения превышают расходы за последние десять лет. Это свидетельствует о приросте активов в форме денежной наличности. В межкризисный период (с 1998 по 2007 гг.) наблюдается рост расходов на покупку товаров и услуг. Вместе с тем удельный вес данного показателя в общем итоге совокупных расходов неуклонно сокращается. В 1998 г. расходы на покупку товаров и услуг составляли 91,6 % в общем объеме расходов населения, а в 2007 г. этот показатель снизился и составил 81,5 %. Доля обязательных платежей и взносов в общих расходах населения неуклонно растет с 4,4% в 1998 г. до 7,2 % в 2007 г. В 2000 г. удельный вес накоплений и сбережений составлял 5,3 % от расходов населения, в 2003 г. этот показатель составил 6,5 %, превысив также денеж-

ные средства населения в иностранной валюте. В 2004 г. имеет место сокращение доли накоплений населения до 4,4 %. В 2007 г. динамика данных показателей меняется: население изымает свои накопления из банков, вместе с тем денежные средства, направленные на покупку валюты, возросли в два раза по сравнению с 2006 г. Такое поведение населения можно рассматривать как индикатор финансового кризиса, затронувшего в 2008 г. все сферы экономики.

За период с 2002 г. по 2007 г. наблюдался интенсивный процесс перераспределения общего объема денежных доходов в пользу самой высокодоходной группы на фоне сокращения доли остальных групп. В 2000 г. средние доходы самой обеспеченной группы населения в 10,1 раза превышали доходы малообеспеченных групп населения. В 2007 г. на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 30,7 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения - 1,9 %.

Высокая степень дифференциации доходов населения Тамбовской области привела к значительным различиям в возможностях удовлетворения основных потребностей людей и, следовательно, к ухудшению качества жизни населения в целом. Анализ сложившегося разрыва в уровне доходов и уровне потребления позволяет сделать вывод о формировании в Тамбовской области двух неравных социальных слоев - обеспеченности и бедности.

Расчеты распределения общего объема денежных доходов населения показывают, что в 2007 г. доходы 10 % населения с наивысшими доходами в 13,8 раза превышали доходы 10 % населения с наименьшими доходами, что превышает пороговое значение, которое составляет 8 раз.

В промышленно развитых странах дифференциация доходов до определенных приделов является благоприятным фактором экономического развития, т. к. увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную часть своих накоплений в виде инвестиций в образование, производство, здравоохранение. В России использование накоплений и сбережений в значительной мере непроизводительно и используется на личное потребление. Задачей местных органов власти является созда-

ние необходимых условий для реализации государственной политики в области регулирования и перераспределения доходов, создание благоприятных условий для инвестиций в образование, культуру и, следовательно, способствующих улучшению качества жизни всего населения региона.

Растущая экономика при положительном значении темпов экономического роста характеризуется приростом валового регионального продукта, который дает возможность полнее и более эффективно удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества за счет увеличения реальных заработков. По Тамбовской области, начиная с 1998 г., сложилась положительная динамика производства ВРП. Наиболее характерным показателем, отражающим качество жизни населения, может служить объем ВРП на душу населения, измеренный по паритету покупательной способности (ППС) рубля в долларах США. Наиболее полный анализ динамики ВРП на душу населения Тамбовской области дает сравнение с другими регионами и общероссийскими показателями, обеспеченное единством методологии расчета ВРП во всех субъектах РФ. По среднедушевому уровню ВРП область стабильно держится в числе последних среди других регионов России. За анализируемый период область занимала 15-16 место по уровню ВРП на душу населения из 18 регионов ЦФО. Рост объемов ВРП на душу населения в 2006 г. обусловлен не только увеличением фактического объема ВРП, но и влиянием такого негативного фактора, как снижение численности населения области.

Качество жизни населения представляет собой сложную социально-экономическую категорию, включающую все существенные для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Одним из показателей, косвенно характеризующих качество жизни, является качество потребляемых населением товаров.

Проблема качества предлагаемых населению товаров остается по-прежнему актуальной. При всем разнообразии имеющихся в продаже товаров, качество многих из них не отвечает требованиям стандартов, нормативной документации по качеству, безопасности применяемого сырья, материалов и компо-

нентов, санитарным нормам, медико-биологическим требованиям, что подтверждают данные Территориального управления Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.

Расчет показателей качества жизни - не конечная цель проводимых исследований в данной работе. Главной задачей является использование показателей качества жизни как инструмента управления экономическим развитием страны, региона. При этом работа должна проводиться в следующей последовательности:

- сбор статистических данных;

- расчет показателей качества жизни;

- анализ ситуации и определение факторов, влияющих на искомый результат;

- разработка программы повышения качества жизни населения;

- оценка эффективности реализации

программ качества, социально-экономи-

ческого развития.

1. ГОСТ ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2001.

2. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2005.

3. Социально-экономическое положение Тамбовской области: стат. сб. территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2007.

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Drobyshyeva V.V. The economic analysis of the indicators characterizing quality of life (on an example of the Tambov region). Economical analysis of parameters of such multiparametrical category as quality of life is spent in the article. On the basis of the statistical data the definition of interrelation of parameters describing well-being of the population of the Tambov area in comparison with areas of Central Blackground region is carried out and it allows to reveal the prime needs and to establish socially-important variants of economic strategy. The result of the researches is realization of the offered methods of the analysis, planning and forecasting of social economic processes in view of the factors of maintenance of quality of life.

Key words: economic analysis; quality of life; wellbeing; lifetime of population; differentiation of incomes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.