Научная статья на тему 'Экономический анализ индикаторов инновационного развития экономики России'

Экономический анализ индикаторов инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирова Елена Александровна

В статье проведен экономический анализ индикаторов инновационного развития экономики РФ, выявлены причины, сдерживающие рост инновационной экономики. Делается вывод о недостаточно эффективном налоговом регулировании инноваций в российской экономике. Предлагается комплексный подход к применению налоговых льгот, направленных на развитие всех стадий инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ANALYSIS OF INDICATORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA

The article presents economic analysis of indicators of innovative development of economy of the Russian Federation, identified the causes, inhibiting the growth of the innovation economy. The conclusion is not sufficiently effective tax regulation of innovation in the Russian economy. Offers an integrated approach to the use of tax incentives aimed at the development of all stages of the innovation process.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ индикаторов инновационного развития экономики России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье проведен экономический анализ индикаторов инновационного развития экономики РФ, выявлены причины, сдерживающие рост инновационной экономики. Делается вывод о недостаточно эффективном налоговом регулировании инноваций в российской экономике. Предлагается комплексный подход к применению налоговых льгот, направленных на развитие всех стадий инновационного процесса. Ключевые слова: экономический анализ, индикаторы инновационного развития экономики, инновационная активность, государственное регулирование, налоговые преференции, налоги.

ECONOMIC ANALYSIS OF INDICATORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA

Annotation. The article presents economic analysis of indicators of innovative development of economy of the Russian Federation, identified the causes, inhibiting the growth of the innovation economy. The conclusion is not sufficiently effective tax regulation of innovation in the Russian economy. Offers an integrated approach to the use of tax incentives aimed at the development of all stages of the innovation process.

Keywords: economic analysis, indicators of innovative development of economy, innovation activity, government regulation, tax preferences, tax.

Принятая распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ориентирует на создание в России конкурентоспособной экономики и высоких технологий. Перед Россией поставлена задача к 2020 г. занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг. Для этого должны быть сформированы условия для массового появления новых инновационных организаций во всех секторах экономики. Вместе с тем в настоящее время наблюдается отставание страны в сфере наукоемких технологий, слабая конкурентоспособность отечественной продукции.

Основные направления инновационной деятельности определены в принятой Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3]. Перед страной поставлены достаточно сложные цели долгосрочного развития, направленные на обеспечение высокого уровня благосостояния граждан и закрепление роли государства как одного из лидеров на мировой политической арене. Для достижения этих целей необходим переход экономики на инновационную модель развития.

Цель данной статьи заключается в проведении анализа индикаторов инновационного развития экономики России, оценке результатов анализа и выявлении причин, сдерживающих инновационное развитие экономики. Несмотря на применяемые меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, в настоящее время не наблюдается существенного ускорения инновационного развития экономики. Поэтому необходимо выявить причины, сдерживающие инновационный рост, а также разработать меры эффективного государственного регулирования.

В условиях глобализации мировой экономики инновационная составляющая трансформируется в ключевой фактор выживания экономических систем. Поэтому целью Стратегии инновационного развития РФ стал перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, харак-

УДК 336.2 Е.А. Кирова

Elena Kirova

© Кирова Е.А., 2015

теризующийся утвержденными Правительством РФ целевыми индикаторами реализации принятой Стратегии (см. табл. 1).

Таблица 1

Утвержденные целевые индикаторы инновационного развития Российской Федерации

на период до 2020 г.

Показатель ( %) / Год 2010 2013 2016 2020 Изменения за 2010-2013

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций - всего 7,70 9,60 15,00 25,00 124,70

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства 1,90 1,95 2,00 2,50 102,60

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 4,90 7,20 15,40 25,00 147,00

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 0,03 0,04 0,12 0,28 133,30

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации в общем количестве таких организаций) 11,00 24,00 17,00 60,00 218,20

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % от ВВП 1,30 1,50 1,90 3,00 115,40

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования: бюджетные средства внебюджетные средства 69,00 31,00 67,00 33,00 63,00 37,00 43,00 57,00 97,10 106,50

Источник: [2].

Проведем анализ некоторых основных утвержденных целевых индикаторов реализации Стратегии инновационного развития России и сравним их с фактическими показателями, достигнутыми за 2010-2013 гг. Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о намеченных достаточно высоких темпах роста целевых индикаторов. Так, за 2010-2013 гг. доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций должна возрасти на 24,7 %, а совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства с 11 % в 2010 г. возрастет до 24 % в 2013 г., т.е. более чем в два раза. При этом планируется увеличить долю инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства на 47 %.

Теперь проанализируем финансовое обеспечение развития инновационного бизнеса. Намечено уровень расходов в экономике на научные исследования, сферу образования и поддержку инноваций к 2020 г. довести до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития. Заложенные в Стратегии инновационного развития внутренние затраты на исследования и разработки с 2010 г. возрастают на 0,2 % ВВП и составляют в 2013 г. 1,5 % от ВВП. По источникам финансирования бюджетные средства составляют более 60 % и, соответственно, внебюджетные средства - более 30 %.

Исследуем фактические показатели целевых индикаторов, полученные за 2010-2013 гг. (см. табл. 2)

Таблица 2

Фактические показатели реализации Стратегии инновационного развития

РФ за 2010-2013 гг.

Показатель ( %) /Год 2010 2011 2012 2013 Изменения за 2010-2013

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций -всего 7,90 8,90 9,10 8,90 112,70

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства 1,50 1,50 1,80 2,20 146,70

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 4,90 6,10 7,80 8,90 181,60

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 0,03 0,06 0,06 0,02 66,70

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации в общем количестве таких организаций) 10,80 11,10 11,10 10,90 100,90

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % от ВВП 1,13 1,09 1,13 1,13 100,00

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования: бюджетные средства внебюджетные средства 100,00 68,80 31,20 100,00 65,60 34,40 100,00 66,00 34,20 100,00 65,80 34,20 95,60 109,60

Источник: [3].

Из таблицы 2 видно, что сложилась различная динамика исследуемых показателей. Так, за 2010-2013 гг. доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций возросла на 12,7 %, что на 12 % меньше принятого целевого индикатора. Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства к 2013 г. снизился до 10,9 %, т.е. практически приблизился к уровню 2010 г.

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства превысила установленный уровень и достигла в 2013 г. значения 2,2 %. При этом темпы роста этого показателя за 2010-2013 гг. составили 146,7 %, что на 44,1 % выше намеченных значений. Сложившаяся динамика интенсивности затрат на технологические инновации благотворно сказалась на повышение показателя доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства. Данный показатель увеличился с 4,9 % в 2010 г. до 8,9 % в 2013 г., а его темпы роста за этот период составили 181,6 % и превысили плановый уровень.

На фоне высоких показателей доли инновационных товаров печально выглядит показатель доли новых для мирового рынка инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства. В 2010 г. этот показатель составил 0,03 %, в 2011-2012 гг. вырос в два раза и находился на уровне 0,06 %, а в 2013 г. сократился до 0,02 %, что в два раза ниже установленного значения.

Фактические показатели финансового обеспечения оказались значительно ниже намеченных. Так, внутренние затраты на исследования и разработки остались на уровне 1,13 % от ВВП вместо установленного значения этого показателя в 2010 г. на уровне 1,3 % ВВП, а в 2013 г. - на уровне 1,5 % ВВП. Финансовое обеспечение инновационного бизнеса в 2013 г. оказалось почти на 25 % ниже утвержденного индикатора.

Таким образом, несмотря на достигнутый высокий показатель доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства наблюдается существенное недофинансирование инновационного бизнеса, что сдерживает развитие инновационной экономики. Сегодня в целом инновационная активность организаций характеризуется достаточно низкими показателями. Не наблюдается резкого перелома негативных тенденций и существенного ускорения инновационного развития. Современный бизнес не проявляет глубокой заинтересованности во внедрении инноваций, а также еще не сформирован высокий спрос на инновационную продукцию российского производства. По-прежнему за границей закупаются новые товары и оборудование в ущерб внедрению отечественных разработок.

Можно выделить различные причины, сдерживающие инновационное развитие:

- низкая эффективность системы поддержки науки и инноваций;

- высокая стоимость внедрения инновационных разработок и ограниченный спрос на них;

- недофинансирование инновационного процесса;

- высокие предпринимательские риски;

- неэффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности.

Устранить выявленные причины исключительно на базе рыночных механизмов не представляется возможным. Сегодня необходима активная поддержка государства, нацеленная на устойчивое развитие национальной инновационной экономики. Субъектами инновационной деятельности должны быть не только создатели, но и потребители инновационного продукта. Поэтому меры стимулирующего характера должны распространяться как на производителя, так и на потребителя инноваций.

Прежде всего, необходимо использовать прямые методы поддержки инновационной активности в виде обеспечения всех стадий инновационного процесса необходимым финансированием за счет бюджетных и внебюджетных средств в запланированных объемах. Выявленное недофинансирование инновационного бизнеса на 25 % от установленного индикатора вряд ли удастся компенсировать в полной мере косвенными методами государственного регулирования инновационной деятельности. К косвенным методам относится налоговое регулирование, которое представляет систему мер воздействия государства на экономические и социальные процессы путем использования налоговых отношений с физическими и юридическими лицами. Вместе с тем в проекте «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» не предусмотрены меры налогового воздействия на инновационную активность хозяйствующих субъектов [1].

Сегодня в России применяются различные налоговые преференции, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Их можно разделить на две группы: применяющиеся по всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность (общедоступные) и специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (технопарков). Большинство налогоплательщиков считает современные

налоговые стимулы низкоэффективными, поскольку действующие льготы касаются очень узких сегментов инновационной деятельности и не могут оказать значительного влияния на усиление инновационной составляющей. Налоговые стимулы действенны тогда, когда вся система косвенного регулирования хорошо выстроена и эффективно функционирует. В этом случае возможна целенаправленная настройка в виде введения отдельных налоговых льгот. Поэтому сегодня главной проблемой видится отсутствие комплексности в системе мер налогового стимулирования инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, в настоящее время применяющиеся налоговые преференции разрозненны и не увязаны в единый механизм налогового стимулирования, охватывающий все стадии инновационного процесса (инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения -реализация инновационных разработок), что сдерживает инновационное развитие экономики.

Библиографический список

1. Проект «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения : 03.06.2015).

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 03.06.2015).

3. Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/ (дата обращения : 03.06. 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.