Научная статья на тему 'Экономические условия создания металлургической базы на Дальнем Востоке'

Экономические условия создания металлургической базы на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
315
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические условия создания металлургической базы на Дальнем Востоке»

© Э.И. Ефремов, 2008

Э.И. Ефремов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ БАЗЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

ш ж роблсма размещения черной металлургии на Дальнем

.я. Ж. Востоке ставилась еще в 1950-х годах. Особенно активно и интенсивно данный вопрос начал исследоваться в 70-х годах с целью создания на Дальнем Востоке четвертой базы черной металлургии страны. В это время в регионе уже были созданы определенные условия, обуславливающие решения данного вопроса. Так, здесь были разведаны и подготовлены к освоению богатейшие запасы высококачественных коксующихся углей и не менее уникальные железорудные ресурсы Южно-Алданского района, удаленных друг от друга на 100-140 км, что предполагало совместное освоение для нужд черной металлургии [1, 2, 3].

В настоящее время, спустя двадцать с лишним лет, актуальность данной проблемы резко поднялась. Она как самостоятельный раздел вошла в стратегию развития не только региона, но и страны в целом. Обусловливающей основой здесь становится значительное расширение перечня благоприятных факторов, влияющих на эффективное создание базы черной металлургии. К ним можно отнести:

- создание Южно-Якутского угольного комплекса, с развитой производственной и социальной инфраструктурой, поддерживающего тесную интеграционную связь со многими субъектами Российской Федерации и странами Азиатско-Тихо-океанского региона (АТР).

- начало освоения Денисовского и Чульмаканского угольных месторождений, которые по ранним исследованиям Институтов «ВУХИН» и «Сибгипромез» считались исходной топливной базой черной металлургии Дальнего Востока;

- строительство железной дороги БАМ-Тында-Беркакит и введение в строй ветки Беркакит-Нерюнгри-Томмот. Таким образом, на территории Южной Якутии создана развитая транспортная ин-

227

фраструктура. Она позволила в регионе снизить стоимость строительно-монтажных работ на 5-6%, а себестоимость производимой продукции - на 10-12 %;

- создание в Южной Якутии развитой системы энергетики на базе крупного Нерюнгринского ГРЭС и Чульманского ТЭС. В недалеком будущем ожидается строительство Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса;

- улучшение конъюнктуры рынка продукций черной металлургии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности в Китае. По имеющимся данным здесь в перспективе предусматривается увеличение объема импорта железной руды до 20 млн т в год;

- укрепление рудно-сырьевой базы действующих сибирских металлургических заводов, а так же всемерное приближение производства к источникам сырья и районам потребления и т.д.

При обосновании целесообразности базы черной металлургии на Дальнем Востоке также следует учесть, что сегодняшнее географическое размещение металлургических предприятий не в полной мере соответствует размещению горнорудных предприятий -источников железорудного сырья. Это, прежде всего, относится к особенностям развития черной металлургии Урала и Сибири. В итоге традиционные собственные железорудные базы металлургических предприятий этих регионов или практически исчерпаны или оказались неэффективными из-за высоких транспортных затрат.

Следует отметить также более сложную производственную и экономическую ситуацию в действующих предприятиях данной отрасли. Причина возникновения такой ситуации объясняется постоянным повышение текущих затрат, ростом транспортных услуг, в особенности при существующей схеме больших расстояний поставки продукций черной металлургии, материальных и ресурсных затрат и т.д. Поэтому, создание новой базы черной металлургии в регионе восточнее оз. Байкал, на сегодняшний день, становится актуальнейшей стратегической задачей Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, поскольку ее решение будет способствовать повышению экономического потенциала не только Дальневосточного региона, но и Сибири, соответственно страны в целом. С учетом этого, реализация данного проекта должна основываться на использовании современной, высокоэффективной технологии, обеспечивающей получения продукций с высокой потребительной стоимостью, следовательно, и высокой степенью

228

конкурентоспособности. Высокая технология не только повысит экономическую отдачу, но и позволит определить оптимальные проектные мощности предприятий исходя из существующих и перспективных объемов внутреннего потребления и спроса международного рынка на конкретные виды продукций.

С учетом практики потребления металла в Дальневосточном экономическом районе, сложившейся после 2000 г., а также возможности экспорта выпускаемой продукции можно предполагать размещение металлургического производства мощностью не менее 2,5-3,0 млн т чугуна в год. Для поддержания производственной мощности завода потребуется строительство горнообогатительного комбината производительностью порядка 8-10 млн т руды в год.

В 80-е годы общепризнанными считались пять основных вариантов размещения металлургического завода: гг. Свободный, Тайшет, Комсомольск-на-Амуре, п. Чульман и район Большой Хаты-ми. Каждый вариант имел свои определенные достоинства и недостатки, обусловленные территориальными, отраслевыми и другими экономическими аспектами размещения. Для каждого варианта был определен состав сырьевой базы. Оптимальный железорудный баланс Чульманского варианта состоял из ресурсов Таежного, Пионерского и Десовского; Свободинского варианта - Гаринского и Кимкано-Сутарского; варианта Большой Хатыми - Таежного, Сиваглинского, Пионерского и Десовского месторождений. При таком раскладе сырьевой базы и учете топливных ресурсов более эффективным оказывался последний вариант (район Большой Хатыми).

Основными определяющими факторами данного варианта считались:

- близость железорудного сырья и топливно-энергетичес-ких ресурсов. По мнению ученых-экономистов, на долю сырьевого фактора приходится более 90 % всех затрат на производство чугуна и 60 % готовой продукции;

- извлечение ценных компонентов сульфидных руд, позволяющее увеличить выпуск товарной продукции по сравнению с проектным показателем на 22,9 %, годовую прибыль - на 36,5 %;

- наличие практически неограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

229

- мощная производственная и развитая транспортная инфраструктура района размещения;

- удачное географическое размещение завода между регионами Дальнего Востока и Сибири, способствующее развитие межрегиональных интеграционных процессов и т.д.

Необходимо отметить, что важнейшей проблемой, требующей обосновывающего решения при размещении черной металлургии, остается и учет возможных направлений развития капитального строительства, машиностроения, химии и лесохимии, переработки древесины, поскольку эти отрасли являются определяющими критериями формирования производств конструкционных материалов, особенно стали, по территории региона. Оптимальное размещение металлургических предприятий должно предусматривать развитию межпроизводственной интеграции между технологически и экономически связанными предприятиями. Такой подход будет способствовать высокопроизводительную работу различных технологических звеньев комплексного металлургического производства. А для этого потребуется разделение технологического цикла на основе организации двух или несколько специализированных и кооперированных производств.

Организация прогрессивной схемы металлургического производства может осуществляться, при внедрении технологии непрерывной разливки стали в целях получения заготовок для проката. Достоинством технологии непрерывного литья является использование заготовки на любом другом заводе, выпускающем требуемые металлопродукции [4]. Кроме того, данная технология позволит не только повысить эффективность и гибкость производства, но и возможность создания несколько производственных подразделений. Например, на основе такой организации производства можно образовать завод по производству проката, в состав которого могут войти стан горячей прокатки, стан холодной прокатки, цеха по формированию различных профилей, а также завод по производству листовой заготовки с включением доменного, сталеплавитель-ного и коксохимического производств.

Для размещения последнего производства наиболее перспективным и бесспорным считается территория Южной Якутии с учетом наличия подготовленной к освоению сырьевой базы.

Запасы углей здесь представлены высококачественными коксующимися углями марки «Ж», «КЖ», «К», «ОС», тогда как в дру-

230

гих бассейнах страны (Печерском, Кузнецком) доля таких углей в общих запасах ограничены и составляют порядка 20-23 %.

Например, в Кузбассе преобладает доля добычи слабо- и высоко метаморфизованных газовых углей. Их повышенное использование в формировании шихты значительно снижают не только качество получаемого кокса, но и его механическую прочность.

В Печорском бассейне крайне ограничены запасы высококачественных углей марки «К» и «ОС». Самостоятельное же коксование жирных «Ж» печорских углей связано с большими технологическими трудностями, связанными с необходимостью их ото-щения за счет завозимых из далекого Кузбасса окисленных углей.

Ранее используемые карагандинские угли в настоящее время отошли к другому суверенному государству Казахстан. В результате этого, их вовлечение в народнохозяйственный оборот становится весьма затратной, к тому же недостаточно гарантированной при отсутствии в стране четко действующих законодательно-правовых механизмов, обеспечивающих развитие международных интеграционных процессов в экономике. В этих весьма неординарных условиях Южно-Якутский угольный бассейн становится единственной технологической базой черной металлургии на территории восточнее оз. Байкал. В перспективе его угли могут быть успешно использованы в процессе сбалансирования высококачественных марок углей в общем объеме потребления на предприятиях черной металлургии Западной Сибири и Урала

По технологическим свойствам южно-якутские угли не уступают углям лучших коксующихся марок Донецкого, Кузнецкого, Печорского и Карагандинского бассейнов. Здесь следует отметить, что основная ценность заключается в их способности образовать кокс со значительным количеством (60%) газовых (Г6) и других слабоспекающихся углей, которые широко распространены не только в Кузнецком, но и Буреинском в Хабаровском крае и Иркутском бассейнах.

Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку позволяет использовать в производстве кокса широкую гамму не дорогих, в то же время массово распространенных по многим бассейнам страны углей (таблица).

В целом можно сказать, что из балансовых запасов ЮжноЯкутского угольного бассейна 88 % могут быть использованы для коксования [6].

231

Возможные варианты комплексных шихт с участием южно-якутских углей [5]

Ва- Угольный состав Мар Участие Зольность Остаток кок-

ри- шихты ки углей в шихты, са в колосни-

ан- уг- шихте, % ковом бара-

ты лей % бане сунгре-на, кг

Нерюнгринские СС 30

1 Чульмаканские Ж 30 9-10,5 335

Денисовские К 40

2 Ургальские (Хабаровский край) Г6 70 14 330

Денисовские К 30

3 Денисовские К 60 10,2 322

Томусинские (Кузбасс) СС 40

4 Чульмаканские Ж 50 9,2 325

Томусинские (Кузбасс) ОС 50

Чульмаканские Ж 50

5 Денисовские К 15 10 350

Нерюнгринские СС 20

Муостахские К 15

6 Чульмаканские Ж 70 10 340

Нерюнгринские К 30

7 Чульмаканские Ж 50 9,2 323

Анжерские (Кузбасс) ОС 50

8 Денисовские К 60 9,2 325

Комсомольские (Кузбасс) Г6 40

Дальнейшее развитие производства технологического топлива в отдаленной перспективе будет обусловлено благоприятной конъюнктурой международного рынка сбыта металлургического кокса. Для подтверждения такого мнения можно отметить, что в настоящее время экспортная цена 1 т металлургического кокса в 34 раза выше, по сравнению со стоимостью концентрат коксующихся углей. Как показывают прогнозные показатели, реализация продукций коксохимического производства на международном рынке имеет тенденцию дальнейшего роста за счет увеличения потребности развивающихся стран. Следовательно, уровень эффективности экспорта кокса не только будет сохраняться, но и заметно увеличиваться.

Оценочная стоимость балансовых запасов южно-якутских углей составляет 294,6 млрд дол. США. Для сравнения отметим, что

232

оценочная стоимость золота данного региона равняется 4,0 млрд, железных руд - 69,0 млрд дол. [4].

Естественно, развитие черной металлургии не может быть делом одного региона. Нужна кооперация по всем направлениям реализации проекта, в том числе финансовых средств, ресурсов и т.д.

Необходимо отметить, что в нынешних условиях, одним из перспективных и апробированных форм организации нового производства, накопления инвестиций, ускорения сроков строительства объектов является возможность создания в Южной Якутии про-мышленно-производственной группы «Уголь-Металл» экспортной ориентации, тем более в настоящее время ОАО «Мечел» - металлургическая компания стала обладателем акций холдинговой угольной компании «Якутуголь».

В целом можно сказать, что реализация данного крупного проекта требует проведения дальнейших технико-экономичес-ких исследований с учетом региональных особенностей рыночных отношений.

--СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возможная стратегия развития черной металлургии на Дальнем Востоке. Горный журнал, 2006, ф 3.

2. Григорьев В.П., Ноговицын Р.Р. и Орлов О.И. Эффективность освоения железорудных месторождений Якутии.-Якутск: Якутский научный центр СО АН СССР, 1991. - с. 13-22.

3. Иванов Г.Н. Состояние и пути развития минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия)/Пути решения актуальных проблем добычи и переработки полезных ископаемых Южной Якутии. Материалы 2 республиканской научно-практической конференции. - Нерюнгри, 2004. - С. 27.

4. Игошин Н.В. Перспективы создания металлургической базы на Дальнем Востоке и экология района/Союз научных и инженерных обществ СССР. Якутское областное направление. - Якутск, 1990. - С. 37-45.

5.Фаткулин И.Я. Использование углей Южно-Якутского бассейна в шихтах для коксования. - Кокс и химия, 1979, №1. - с. 4-6.

6. Бычев М.И., Новопашин М.Д., Петров Г.И. и др. Проблемы и перспективы строительства углеперерабатывающих производств в Южной Якутии./Пути решения актуальных проблем добычи и переработки полезных ископаемых Южной Якутии. Материалы 2 республиканской научно-практи-ческой конференции. - Не-рюнгри, 2004. ГТТШ

— Коротко об авторе -

Ефремов Э.И. - доктор экономических наук, Институт региональной экономики АН РС (Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.