Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические санкции / санкционный механизм / глобальная экономика / economic sanctions / sanctions mechanism / global economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Александр Александоович

Статья посвящена анализу практики использования экономических инструментов санкционного воздействия в процессе конкретного межстранового конфликта. Анализируется цель использования экономических санкционных инструментов. Показана возрастающая значимость экономических санкций в условиях сложившейся глобализации мировой экономической системы, и двойственный характер последствий от их применения участниками конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SANCTIONS AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE IN A POLITICAL CONFLICT

The article is devoted to the analysis of the practice of using economic instruments of sanctions in the process of a specific inter-country conflict. The purpose of using economic sanctions instruments is analyzed. The increasing importance of economic sanctions in the conditions of the current globalization of the world economic system, and the dual nature of the consequences of their application by the parties to the conflict are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ»

Научная статья УДК 339.986

DOI: 10.24412/cl-37031-2023-2-43-51

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНФЛИКТЕ

Кузьмин А. А.

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, Россия, sano_60@mail. ru, https://orcid. org/0000-0002- 7559-4398

Аннотация. Статья посвящена анализу практики использования экономических инструментов санкционного воздействия в процессе конкретного межстранового конфликта. Анализируется цель использования экономических санкционных инструментов. Показана возрастающая значимость экономических санкций в условиях сложившейся глобализации мировой экономической системы, и двойственный характер последствий от их применения участниками конфликта.

Ключевые слова: экономические санкции, санкционный механизм, глобальная экономика.

ECONOMIC SANCTIONS AS AN INSTRUMENT OF INFLUENCE IN A POLITICAL CONFLICT

Kuzmin A. A.

Siberian Institute of Business and Information Technologies, Omsk, Russia, sano_60@mail. ru, https://orcid. org/0000-0002-7559-4398

Abstract. The article is devoted to the analysis of the practice of using economic instruments of sanctions in the process of a specific inter-country conflict. The purpose of using economic sanctions instruments is analyzed. The increasing importance of economic sanctions in the conditions of the current globalization of the world economic system, and the dual nature of the consequences of their application by the parties to the conflict are shown.

Keywords: economic sanctions, sanctions mechanism, global economy.

Введение

Реалии, в которых находится Россия с 2014 года, когда в состав нашего государства вошел Крымский полуостров, тесно связаны с феноменом санкций. Санкционные инструменты носят самый разнообразный характер и касаются

всех сфер нашей жизнедеятельности. Но все они имеют общую цель - принудить нашу страну признать свою неправоту, и выполнить требования наших оппонентов. Экономика - та сфера, воздействие на которую может оказаться наиболее существенным по своим последствиям, и повлечь критические изменения во всех остальных областях жизнедеятельности государства. Поэтому, неудивительно, что именно санкции экономического характера преобладают в практике воздействия «недружественных стран».

Активная практика применения санкций в современных условиях связана с тем, что они представляют собой компромиссный вариант ответа на нежелательные действия того или иного государства. В сравнении с дипломатическими способами воздействия, санкции, направленные на экономику страны-объекта, сопровождаются гораздо более выраженным эффектом воздействия. При этом они с гораздо большей долей вероятности могут принудить к изменению поведения государства на международной арене. Их преимущество, в отличие от прямого военного принуждения, в том, что это значительно менее затратный вариант ответа на нежелательные действия другой стороны. Одновременно применение санкций несет в себе гораздо меньший риск дальнейшей эскалации конфликта. Это выражается, прежде всего, в возможности постепенного введения ограничительных мер и их отмены, тесной привязке ограничений к выполнению определенных требований, а также к большей вероятности минимизировать риски для гражданского населения страны, в отношении которой вводятся ограничения.

В связи с широким применением экономического санкционного воздействия на современном этапе, возникает возможность не только рассчитать теоретически, но и увидеть практические последствия применяемых конкретных экономических воздействий на национальную экономику страны, подвергающейся санкциям, и изменение экономической ситуации в мировой экономике, в зависимости от места, которое занимает эта конкретная национальная экономика в мировом экономическом пространстве. То есть, политическая ситуация позволяет проверить соответствие теоретических предположений и степень их совпадения с практическими результатами спровоцированного экономического эксперимента. Тем самым происходит фактической базы для

ее дальнейшего анализа исследователями-экономистами. В этой связи, не удивительно, что наблюдается значительное увеличение числа работ, относящихся к различным аспектам затрагиваемой тематики, начиная с 2014 года (начала санкционного воздействия на отечественную экономику) и, особенно, в период с 2022 года (время начала проведения Специальной военной операции) [1-4, 6,7].

Основная часть

Сущность санкционного механизма раскрывается латинском первоисточнике термина 8апеИо, обозначающего буквально «строжайшее постановление». Любой формальный и неформальный институт обязательно сопровождается механизмом принуждения для соблюдения правил, содержащихся в этом институте. В этой связи санкция может рассматриваться двояко - и как полноценный институт, поскольку она может иметь форму завершенного нормативного документа, и как его элемент, поскольку может выступать в виде конкретного действия (набора действий) в качестве наказания за отказ от соблюдения предписания.

В отношениях между странами практика использования санкционных инструментов наблюдается на протяжении многих веков, начиная с античных времен, когда Афины воспрепятствовали пользованию своими портами и рынками торговцам, которые поставляли зерно из Мегар. Еще одним ярким примером санкционного воздействия может служить континентальная блокада со стороны наполеоновской Франции в ее борьбе с Великобританией в начале XIX века. Конкретным инструментом стал запрет на приобретение английских товаров. В XX веке, особенно к его завершению санкции получили достаточно регулярное применение. Их целями стало стремление достигнуть успешных результатов в области внешней политики и политики безопасности собственной страны.

Специфика применения санкционных инструментов во второй половине XX - начале XXI века была связана с процессами глобализации. В структуре мировой социально-экономической системы наблюдался количественный рост и разнообразие негосударственных агентов, в виде международных, многосто-

ронних по своему составу, институциональных образований. Создание этих организаций и союзов, выполняющих не только информационно-коммуникативные, но и регулятивные функции, преследовало цель предотвращения, или снижения остроты уже существующих международных политических и социально-экономических противоречий. К их числу можно отнести не только международные межправительственные организации, в первую очередь, ООН, неправительственные, примером которых является Международный комитет Красного Креста, а также те структуры, которые имеют статус международных организаций государственно-подобного характера. Наиболее значимыми по своему весу и влиянию выступают неформальные форумы глобального управления («Группа семи», «Группа двадцати»), а также другие квази-организации (межпарламентские институты, межгосударственные объединения типа БРИКС), межправительственные и неправительственные международные конференции, региональные интеграционные объединения (Европейский союз, АСЕАН, субрегиональные интеграционные группировки в различных регионах мира). Также к их числу относятся такие качественно новые интеграционные форматы, как мега-региональные соглашения (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транс-тихоокеанском партнерстве).

На начальном этапе функционирования перечисленных субъектов международных взаимодействий применение санкционного инструментария, в том числе и экономического характера, могло иметь объективные обоснования, и только косвенно зависеть от идеологии и политики их членов. Однако, начало XXI века, и, особенно, его второе десятилетие демонстрирует все более явный уход от объективной целесообразности экономических санкций и превращение их в орудие политико-идеологического противостояния. Статистика, приведенная в рисунке 1, наглядно это подтверждает [8, 9].

На основании расчетов, приведенных в докладе Российского совета по международным делам, в период до начала специальной военной операции (СВО) (за период с 5.01.2020 по 10.01.2021 г.) распределение санкции выглядело следующим образом (рис. 2).

Рис. 1. Динамика применения санкционных инструментов

Рис. 2. Распределение санкций в 2020-2021 году [11, с. 7]

Из 850 санкционных событий за указанный период 514 (60,4%) носят негативный характер, что выражается во введении новых санкций, продлении режима действующих ограничений, использовании принудительных мер за нарушение режима санкций и др. 205 событий (24,1%) - нейтральны и сводятся к декларациям, заявлениям, проектам законов или документов. И только 108 событий из общего числа (12,7%) - отличаются положительным характером. Они связаны с отменой санкций, приостановкой их деятельности, выдачей лицензий, гуманитарными исключениями и т.п. [10, с. 8].

47

В стремлении прекратить проведение Россией с конца февраля 2023 года СВО по отношению к Украине, западные страны и ряд международных организаций ввел против нашей страны свыше 10 тыс. санкций, оформленных в виде пакетов, большинство из которых имеет экономический характер. Секторальные экономические ограничения приведены в рис. 3 [12].

Характеристика Австралия Канада ЕС Япония Швейцария Великобритания США

Ограничения на импорт российском нефти и газа а a <S> ® о s В

Огра ничем ия ма импорт российского угля в ® S в a а а

Ограничения на импорт российских металлов о (9 ta s а а ®

Ограничения на экспорт металлов а Россию a Ö g в g g о

Огра ничем ия на экспорт предметов роскоши в Россию а S a a о а а

Ограничения на ввоз предметов роскоши и некоторых продуктов питамия из России s» <3 в g а ® а

Ограничения на экспорт технологий в Россию s a в В в в а

Ограничения ма доступ России к фондам МВФ и Всемирного банка s a a в g а а

Ограничения е отношении суверенного долга El a в В в а а

Ограничения на корреспондентские банковские счета российских банков G g g а а

Ограничения доступа российских банков к SWIFT s> в в a В а а

Рис. 3. Главные секторальные санкции и ограничения экспорта в РФ

Как видно из приведенной таблицы, экономические ограничения касаются наиболее конкурентоспособных отраслей и финансово-банковской сферы.

С позиции сложившихся в досанкционный период институциональных взаимодействий, основанных на системе нормативных актов, регулирующих институциональное поле таких взаимодействий, мы наблюдаем одностороннее прекращение действия этих документов. Тем самым так называемые «недружественные страны» стремятся понизить уровень экономической безопасности нашей страны, и принудить ее согласиться с условиями оппонентов. Однако, как показывает практика, такой подход, основанный на разрушении устоявшегося институционального поля, регулирующего экономическое взаимодействие нашей страны с «недружественными странами», не имеет явно выраженного положительного экономического эффекта, но, напротив, разрушительно сказы-

вается на экономиках самих инициаторов санкционного воздействия. И, напротив, сложившиеся условия заставляют развивать отношения со странами, имеющими нейтральную, или дружественную позицию по отношению к России, а также адаптировать систему внутренних институтов, регулирующих экономическую сферу, под эти условия. Одним из примеров развития внутренних институтов, формируемых как противодействие санкциям, является активное развитие института импортозамещения. Подтверждением устойчивости отечественной экономики к санкционной агрессии может служить прогноз ее развития на ближайшую перспективу (рис. 4).

Как изменялись прогнозы по развитию российской экономики

В % ВВП

2022-й 1 год 11 2023-й год

■ 2,1 0,3

25.01.2022 -8,5 -2,3 26.07 -3,5 -3, -2,3 .2023

.2022 2022 30.01.

.2022 11.10.:

" оценка снижения ВВП России по итогам года

Источник: Международный валютный фонд 5РиТП1К

Рис. 4. Динамика прогнозов на развитие экономики [5] Заключение

Таким образом, можно констатировать, что санкционный механизм получает активное применение, как альтернатива открытому военному конфликту. При этом, санкции, имеющие цель дестабилизации и деградации экономики страны, на которую они направлены, являются преобладающими, поскольку рассматриваются как наиболее эффективные. Однако, практика показывает, что современное экономическое пространство наполнено бесчисленным количеством взаимосвязей и между национальными экономиками, и между конкретными фирмами, как экономическими агентами. В этой связи невозможно одно-

значно спрогнозировать последствия от введения экономических ограничений для каждой из сторон конфликта. Поэтому проблематичным будет выявить однозначного победителя. Материалы, накопленные в процессе наблюдения за протеканием таких конфликтов, имеют практическую ценность, поскольку позволят более полно проанализировать течение экономических процессов в экстремальных условиях (экономический шок), и сформировать более полную объективную оценку сущности и потенциала экономических санкций.

Библиографический список

1. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. (2019). Эффективность монетарного регулирования в условиях санкций // Journal of Institutional Studies, 11(2), 094-109. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.094-109.

2. Бельдягина А. М. Трансформация экономических санкций как инструмента внешнеторговой политики URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44376323 (дата обращения 15.02.2023).

3. Волкова К. С., Комолов О. О., Мудрова С. В. Планомерность в экономике России как ответ на санкционное давление // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 12. № 10А. С. 13-21. DOI: 10.34670/AR.2022.54.88.001.

4. Гармашова Е. П., Дребот А. М., Баранов А. Г. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 3. С. 649-662. DOI: 10.18334/eo. 10.3.110824.

5. Грустный «юбилейный» пакет: ожидания Запада от санкций стали его проблемами. URL: https://lt.sputniknews.ru/20230223/grustnyy-yubileynyy-paket-ozhidaniya-zapada-ot-sanktsiy-stali-ego-problem (дата обращения: 25.02.2023).

6. Кнобель А. Ю., Прока К. А., Багдасарян К.М. Международные экономические санкции: теория и практика их применения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 3(43). С. 152-162. DOI: 10.31737/2221-2264-201943-3-7.

7. Лукашин Ю. П., Рахлина Л. И. Перспективы развития российской экономики в условиях санкций // Вестник МИРБИС. 2020. № 1 (21). С. 6-22. DOI: 10.25634/ MIRBIS.2020.1.1.

8. Россия возглавила рейтинг стран по числу санкций Запада. URL: https://novochvedomosti.ru/wp-content/uploads/2023/02/ (дата обращения: 25.02.2023).

9. Санкции против РФ, 2022 - счётчик санкций. URL: www.tehpodderzka.ru/2022/06/sanctions-ounter.html?ysclid=ldlf74bifn270247110 (дата обращения: 02.02.2023).

10. Сироткина К. А. Эффективность применения экономических санкций в целях политического давления // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2020 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. С. 293-297.

11. Тимофеев И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г.: доклад 65/2021; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2021. 24 с.

12. Под какие санкции попала Россия. URL: https://invlab.ru/wp-content/uploads/2022/04/pod-kakie-sankcii-popala-rossiya.png (дата обращения: 02.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.