Научная статья на тему 'Экономические реформы сельского хозяйства, проводимые Н. С. Хрущёвым'

Экономические реформы сельского хозяйства, проводимые Н. С. Хрущёвым Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8334
368
Поделиться
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА / РЕФОРМЫ В СЕЛЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СССР / KHRUSHCHEV'S REFORMS / RURAL REFORMS / ECONOMIC SECURITY / THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиахметов Руслан Расулевич

В статье проанализированы экономические реформы, которые проводились в сельском хозяйстве генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым. Рассмотрены следующие реформы: использование земель, сокращение количества скотины, освоение целины, укрупнение деревень, преобразование колхозов в совхозы.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валиахметов Руслан Расулевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper analyzed the agricultural economic reforms that had been implemented by Khrushev N.S., the Secretary General of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union. The following reforms were submitted for consideration: land use, livestock reduction , clearing, townships consolidation, reorganization of collective farms into the state owned farms.

Текст научной работы на тему «Экономические реформы сельского хозяйства, проводимые Н. С. Хрущёвым»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОВОДИМЫЕ Н.С. ХРУЩЁВЫМ

ВАЛИАХМЕТОВ Руслан Расулевич

Аннотация: в статье проанализированы экономические реформы, которые проводились в сельском хозяйстве генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым. Рассмотрены следующие реформы: использование земель, сокращение количества скотины, освоение целины, укрупнение деревень, преобразование колхозов в совхозы.

Annotation: the paper analyzed the agricultural economic reforms that had been implemented by Khrushev N.S., the Secretary General of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union. The following reforms were submitted for consideration: land use, livestock reduction, clearing, townships consolidation, reorganization of collective farms into the state owned farms.

Ключевые слова: реформы Н.С. Хрущёва, реформы в селе, экономическая безопасность, СССР.

Key words: Khrushchev’s reforms, rural reforms, economic security, the USSR.

Сельское хозяйство за весь период существования человечества было необходимо для полноценного существования и развития общества. Именно тут производились продукты питания для населения страны, сырье для пищевой, молочной, мясной и других видов промышленности. Исходя из этого, можно сделать вывод: уровень развития сельского хозяйства непосредственно связан с количеством и качеством производимых там продуктов. А это в свою очередь оказывает прямое влияние на продовольственную и экономическую безопасность государства.

Поэтому в данной статье мы хотели бы проанализировать состояние сельского хозяйства СССР в 50-х годах ХХ века, а также те реформы, которые проводились в период нахождения у власти Н.С. Хрущёва, так как именно этот интервал времени был насыщен различного рода реформами.

Причинами проведения реформ являлось то, что в начале 1950-х годов положение с хлебом и другими продуктами питания вызывало серьезную тревогу. К примеру, в 1953 году было заготовлено чуть более 31 млн т зерна, а израсходовано более 32 млн т, и в этот период пришлось частично использовать государственные резервы.

Многие авторы отмечают, что реформы, проводимые Н.С. Хрущёвым в сельском хозяйстве, носили противоположный характер (реформы и контрреформы)1. Это во многом

ознаменовалось тем, что после смерти И.В. Сталина развязалась борьба за власть в государстве между Н.С. Хрущёвым и Г.М. Маленковым.

Подтверждая данное мнение, проанализируем некоторые нормативные акты того времени.

Первым нормативным актом, который был принят и направлен на реформирование отношений в селе, стало постановление ЦК КПСС от 7 сентября 1953 года «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР»2.

Данное постановление состояло из 7 частей.

Исходя из направлений работы и содержания постановления, мы можем отметить, что оно было нацелено на повышение эффективности использования колхозных земель, машиннотракторных станций, меры по дальнейшему улучшению руководства сельским хозяйством, на материальную заинтересованность колхозников, подъем личных подсобных хозяйств. Данное направление реформирования хозяйственной деятельности в последующем стало именоваться курсом Маленкова, который далее был существенно изменен. Удивительно, но инициатором этих изменений явился Н.С. Хрущёв, что видно из анализа нормативных актов, принятых в дальнейшем, когда последний находился у власти.

Например, это ряд нормативных актов, направленных на ограничение личного подсобного хозяйства крестьян, хотя ранее, в 1953 году, было принято решение о подъеме личного подсобного хозяйства. В марте 1956 года принима-

1 Романченко В.Я. Государственные сельские хозяйства России: исторический опыт, проблемы, уроки развития. На материалах регионов европейской части России (1965-1985 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Саратов, 2000. С. 132.

2 Постановление пленума ЦК КПСС от 7 сентября 1953 го-

да «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» //

Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам

1953-1961 гг. М. : Политическая литература, 1968. Т. 4. С. 19-60.

ется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели»3, которое было направлено на сокращение приусадебного участка колхозника.

Данное постановление закрепляло за колхозами и совхозами самостоятельность в определении размеров приусадебного участка, но таким образом, чтобы они не превышали ранее установленных. И лица, которые проживали в селе, но по каким-либо причинам не участвовали в деятельности колхозов и совхозов, должны были получать приусадебные участки меньше, чем у рабочих колхозов и совхозов. Таким образом, ограничивались права некоторой части сельских жителей, не состоявших в штате колхозов и совхозов. Также постановление запрещало увеличение приусадебных участков за счет общественных земель колхоза.

Следующим нормативным актом, преследующим ту же цель, было постановление Совета Министров СССР от 27 августа 1956 года «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту». Оно запрещало как в городе, так и в сельской местности скармливать скотине и птице хлеб, муку, картофель и другие продовольственные продукты, которые были приобретены в государственных и кооперативных магазинах.

Одним из актов, которые также ухудшали положение народа, является указ «О денежном

4

налоге с граждан, имеющих скот в городах» от 27 августа 1956 года, что приводило к сокращению количества скотины.

Следующим шагом явилось принятие постановления пленума ЦК КПСС от 25 декабря 1959 года «О дальнейшем развитии сельского хозяйства»5. В постановлении, как и в вышеперечисленных актах говорилось о дальнейшей утрате использования личного подсобного хозяйства, так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхозов. Государственным органам была поставлена задача в течение 2-3-х

3 Постановление ЦК КПСС «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели» от 6 марта 1953 года // Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам 1953-1961 гг. М. : Политическая литература, 1968. Т. 4. С. 290-297.

4 Ведомости ВС СССР. 1968. № 48.

5 Постановление пленума ЦК КПСС «О дальнейшем развитии сельского хозяйства» 24-25 декабря 1959 года // КПСС в резолюциях. М., 1986. Т. 9. 473 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лет скупить скот у рабочих совхозов и колхозов. Это означало лишение последнего, что оставалось у крестьян, - коров, коз, свиней.

Исходя из принятых нормативных актов, можно сделать вывод, что высшее руководство государства стремилось всячески лишить крестьян их приусадебного участка, скотины и направить все ресурсы на развитие колхозов и совхозов, что коренным образом противоречило постановлению, принятому 7 сентября

1953 года. Данная политика в последующие годы сыграла отрицательную роль.

Одним из важных, хотя и спорных моментов, является деятельность государственного руководства в целях обеспечения экономической безопасности (продовольственной), освоение огромного массива целинных и залежных земель в восточных районах страны6. По нашему мнению, надо было бы вместо интенсивного метода использовать экстенсивный, то есть попытаться не увеличивать количество пахотных земель, а улучшить качество уже обрабатываемых. Но все же нельзя преуменьшать положительный результат от этой деятельности. Она была закреплена в постановлении пленума ЦК КПСС, принятом 2 марта

1954 года «О дальнейшем увеличение производства зерна в стране и об освоении целин-

7

ных и залежных земель» , где говорилось: «важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна в течение короткого времени является расширение посевов зерновых культур путем освоения залежных и целинных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и частично в районах Северного Кавказа»8.

В ходе проведения данной реформы были достигнуты следующие результаты: за период 1954-1962 годов среднегодовые государственные заготовки и закупки зерновых культур выросли по СССР на 846 млн пудов по сравнению с пятилетним периодом до начала освоения целины, а в основных районах освоения -на 911 млн пудов. Таким образом, весь рост государственных заготовок и закупок зерновых культур за годы освоения новых земель,

6 Восстановление народного хозяйства СССР. Создание экономики развитого социализма (1946 - начало 1960 года). М. : Наука, 1980. 379 с.

7 Постановление пленума ЦК КПСС от 2 марта 1954 года «О дальнейшем производстве зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» // Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1953-1961. М. : Политическая литература, 1968. Т. 4. С. 89-119.

8 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М. : Госполитиздат, 1954. Ч. III. 661 с.

с 1954 по 1962 год включительно, полностью покрывался за счет поступления зерна с целинных и залежных земель. С большим превышением возмещены затраты государства на

9

освоение новых земель .

В целом данная реформа носила положительный характер, хотя и тут был допущен ряд ошибок со стороны Н.С. Хрущёва. К таким ошибкам относятся: игнорирование предупреждений ученых (А. Бараев, Т. Мальцев и др.) о разрушении плодородного слоя глубокой вспашкой, которое через 2-3 урожая обернулось крупными потерями, усилилась водопроницаемость земель, выдувание почвы породило «черные бури», ветровая эрозия повредила сотни тысяч гектаров легких почв в Зауралье, Павлодарской, Кокчетавской, Целиноградской областях, Красноярском крае. Только в Казахстане около 35 % пахотно пригодных земель попали в зону бедствия10, вследствие чего они были переведены в пастбища.

Также многие мероприятия, вводимые Н.С. Хрущёвым в этот период времени, носили часто необдуманный характер. К ним можно отнести «кукурузную лихорадку», строительство многоэтажных жилых домов в сельском хозяйстве, неоднократное перестраивание управления народного хозяйства.

Следующим путем достижения позитивных результатов в области сельского хозяйства виделось в укрупнении совхозов и колхозов, строительство крупных деревень.

В связи с этим началась ликвидация так называемых неперспективных деревень. Исходной посылкой массового сселения мелких деревень, не говоря уже о хуторах, стало укрупнение колхозов. Начатое еще в 1950 году, оно развивалось форсированно. Укрупнение происходило постоянно, хотя и неравномерно. Качественные изменения, вызванные этим процессом, постепенно нарастали, преобразуя всю производственную и социальную инфраструктуру села11.

И как результат этой политики - «объединение ’’бедных” с "богатыми”» - внутриде-ревенские раздоры, усиление социальной напряженности, что не повысило эффективность колхозного производства. Не в силах проти-

9 Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период. М. : Наука, 1965. 323 с.

10 Федоренко О.И. Тенденция и противоречия аграрной политики советского государства в 1953-1964 годы : дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. С. 94.

11 Русинов И.В. Неперспективная деревня: от домыслов

к истине // Вопросы истории КПСС. 1990. № 8. С. 54.

востоять дурной воле «преобразователей» крестьяне еще гуще «побежали из села». По подсчетам В.П. Попова, «абсолютная цифра убежавших из деревни за 1960-1964 гг. людей почти 7 млн человек». Одновременно с укрупнением хозяйств осуществлялось преобразование колхозов в совхозы. Оно начало осуществляться с осени 1954 года. В первой половине 1960-х годов преобразование приняло массовый характер12.

Это мероприятие оценивается также неоднозначно. В среднем при создании одного совхоза объединялись несколько колхозов в единое целое.

Многие колхозники поддерживали проведение данной реформы, так как в этом случае они получали гарантированную оплату труда и пользовались государственным пенсионным обеспечением, чего в колхозах ранее не было. И действительно, колхозники, перешедшие на работу в совхоз, по достижении пенсионного возраста получали государственные пенсии. Остальные, а их оказалось немало, кто получал колхозную пенсию до 20 рублей в месяц и не смог по каким-то, в том числе объективным, причинам (возраст, болезнь, временный отъезд) войти в совхоз, несмотря на 40-50-летний трудовой стаж и наличие дома и участка в деревне, лишались более высокой пенсии от государ-ства13.

Преобразование колхозов в совхозы и их укрупнение характерно для всего периода, а не только времени нахождения у власти Н.С. Хрущёва.

Итак, подводя итог реформирования сельского хозяйства в период с 1953 по 1964 год, можно сделать следующие выводы.

На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 года было принято постановление «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР», направленное на радикальное реформирование сельского хозяйства, «курс Маленкова». Г.М. Маленков сделал ставку на повышение материальной заинтересованности крестьян, улучшение подсобного хозяйства, в связи с чем его авторитет очень быстро возрос, что соответственно было не выгодно для Н.С. Хрущёва. В последующем развязавшаяся борьба между двумя лидерами партийного руководства исключа-

12 Федоренко О.И. Указ. соч. С. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Там же. С. 102.

ла положительные результаты реформ. В ходе данной борьбы победу одержал Н.С. Хрущёв и принял активные действия по реформированию сельского хозяйства, которые по многим своим положениям были противоположны направлению, установленному постановлением от 7 сентября 1953 года. Одним из следующих действий, направленных на дальнейшее уничтожение «маленковского курса», стало принятие решения по освоению целины. Далее, с марта 1956 года, осуществляются планы Н.С. Хрущёва, направленные на уничтожение личного подсобного хозяйства крестьян и резкое ограничение количества скотины в городах, селах и деревнях.

В ходе проведенных реформ с начала 1960-х годов в стране начинают возникать проблемы, связанные с продуктами питания. В эти годы авторитет Н.С. Хрущёва как руководителя великой сверхдержавы СССР начинает стремительно падать. В конечном счете Н.С. Хрущёв лишается должности генерального секретаря ЦК КПСС.

В целом необдуманное реформирование сельского хозяйства привело к различным проблемам. Самой сложной из них стала нехватка продовольствия, «продовольственный кризис» 1962-1963 годов, вследствие чего в 1963 году стране пришлось прибегнуть к практике закупки хлеба за границей.