26 (164) - 2013
Государственные финансы
УДК 336.276
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Одним из факторов сохранения вероятности развития кризисных явлений в мировой экономике является нестабильность экономик европейских стран, многие из которых столкнулись с трудностями в обслуживании и выплате своих долгов. В работе на основе официальных данных проведен анализ возможностей европейских государств решить долговые проблемы. Сделан вывод о том, что существующее в мировой экономике положение, а также имеющиеся возможности стран Европы для выполнения этой задачи недостаточны.
Ключевые слова: государственный долг, европейские государства, резервы.
Проблема государственных долгов отдельных стран Европы, резко обострившаяся в начале 2010 г., продолжает оставаться фактором нестабильности европейской и мировой экономики. Предпринимающиеся в настоящее время меры экономического характера по ее решению, очевидно, недостаточны. Однако резервов для их относительно безболезненного наращивания у европейских стран нет.
Мировой финансово-экономический кризис вызвал необходимость принятия правительствами стран зоны евро мер по поддержке финансовых институтов и компаний, а также снизил их возможности по социальной поддержке населения. Одним из решений стала активная заемная политика правительств отдельных стран, что привело к зна-
Р. Г. ВОЛКОВ,
советник департамента Европы Е-mail: italyroma@mail. ru Министерство экономического развития Российской Федерации
чительному росту в 2007-2010 гг. государственных долгов (см. рисунок).
В результате объемы долгов отдельных европейских стран достигли величины, при которой осуществление их своевременного обслуживания в полном объеме ставило под угрозу устойчивость экономического развития. Перед этими странами, к которым относятся в первую очередь страны Южной Европы (Греция, Италия, Португалия, Испания), а также Ирландия, возникла угроза дефолта. При этом положение остальных стран еврозоны, за исключением Германии, представляется ненамного лучшим.
Следует отметить, что ситуация с государственными долгами европейских стран уже к началу финансово-экономического кризиса не выглядела благополучной. Хотя определенная позитивная динамика в этой сфере в 1990-2000-х гг. наблюдалась.
Общие размеры государственного долга и бюджетного дефицита стран Европейского Союза регулируются договором, подписанным 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 ноября 1993 г.) в городе Маастрихт (Нидерланды). Среди прочих в нем предусмотрены критерии денежно-кредитной политики для стран - членов организации:
- ограничение объема государственного долга на уровне 60 % ВВП;
- ограничение бюджетного дефицита на уровне 3 % ВВП.
Государственные финансы
26 (164) - 2013
Греция Италия Бельгия Ирландия Португалия Германия Франция Венгрия Великобритания Австрия Мальта Нидерланды Кипр Испания Польша Финляндия Норвегия Латвия Дания Словакия Швеция Чехия Литва Словения Румыния Люксембург Болгария Эстония ЕС (27 стран)
20
40
60
80
100
120
140
160
I I 2010 г.
2007 г.
Динамика объема государственного долга стран Европы в 2007-2010 гг.,
к ВВП, % [4]
показателю приводятся без учета степени их участия в экономике.
В последующие годы правительства европейских стран снижали данный показатель и к 2007 г. из 27 стран Евросоюза он превышал 60 % по-прежнему у 9 стран [4]. Единственным относительно негативным моментом было попадание в список нарушителей маастрихтских критериев крупнейших экономик Евросоюза - Германии (64,9 % в 2007 г.) и Франции (63,9 %).
Вероятно, такая динамика могла бы продолжаться, однако, как было отмечено, мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., привел к необходимости осуществления государствами значительных заимствований для снижения его негативного влияния на национальные экономики.
В результате за 2007-2010 гг. объем госдолга превысил маастрихтские ограничения у 14 стран, а общий уровень государственного долга ЕС-27 увеличился с 59 до 80 %.
При этом объем государственного долга по отношению к объему ВВП в период с 2008 по 2010 г. увеличился у всех стран зоны евро1, а из стран ЕС-27 уменьшился только у двух - Болгарии и Швеции. Из европейских же стран в целом наибольшее уменьшение уровня дол-
Однако еще в к 1995 г. у 9 стран - членов ЕС из 15 входивших на тот момент в союз государств уровень госдолга превышал 60 %, а у Португалии его уровень составлял 59,2 % ВВП [4]. Сравнение уровней государственных долгов различных стран не вполне корректно, так как в сумму долга включаются долги государственных предприятий. Поэтому на величину долгов государства влияет степень его участия в экономике, различная у разных стран. Однако для целей данного исследования примем тот факт, что ограничения маастрихтских соглашений по уровню государственного долга не указывают на это. В этой связи сравнения стран по данному
га по отношению к ВВП в этот период наблюдалось у Норвегии (с 51,5 до 44,7 %), однако эта страна не является членом ни ЕС, ни зоны евро.
Кроме европейских в мире есть также ряд стран с высоким по отношению к их ВВП уровнем госдолга. К таковым относятся Япония (174 %), Сингапур (113 %), США (67 %), Бразилия (61 %) [1]. Однако
1 В зону евро в настоящее время входит 17 из 27 стран ЕС: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия,
Словакия, Финляндия, Франция, Эстония. Не входят в еврозону Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия и Швеция.
7х"
35
0
26 (164) - 2013
Государственные финансы
положение стран Европы осложняется рядом факторов, делающих исполнение ими своих долговых обязательств с использованием традиционных экономических инструментов маловероятным.
Источниками погашения государственных долгов могут быть:
1) средства государства, полученные им в виде доходов бюджета;
2) резервы (золотовалютные, специальные фонды и т. д.);
3) новые заимствования в целях погашения существующих долгов (рефинансирование). Однако в настоящий момент ситуация сложилась таким образом, что использование государствами ЕС первого источника невозможно, а второго и третьего - трудноосуществимо и несет риски ухудшения ситуации.
Состояние экономики ЕС после активной фазы финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. остается неопределенным, динамика основных макроэкономических показателей большинства стран Евросоюза - неустойчивой. Так, прирост суммарного ВВП ЕС в 2010 г., по данным Всемирного банка, составил 2 % [1], прогноз Евростата на 2011 г. -1,6 %2, МВФ на 2012 г. - снижение на 0,5 % [8]. Уровень безработицы в целом по ЕС в 2010 г. составил 9,6 %, при этом в 10 странах союза он превысил 10 % (максимальный уровень в Испании - 20,1 % [4]). Только пять стран Евросоюза по итогам 2010 г. удовлетворяли установленному Маастрихтским соглашением ограничению бюджетного дефицита на уровне 3 % ВВП, у остальных данный показатель значительно выше [4]. Отрицательное сальдо торгового баланса по итогам 2010 г. наблюдалось у 18 стран ЕС, а его общий объем составил более 110 млрд долл. (расчеты автора по данным [9]).
В результате уровень доходов правительств стран ЕС в 2008-2010 гг. снизился на 0,6 % ВВП, при этом снижение данного показателя наблюдалось у 17 стран союза [4].
Дополнительным фактором, сужающим возможности решения отдельными странами Европы своих долговых проблем, является их членство в валютном союзе - зоне евро.
Девальвация национальной валюты в целях достижения и увеличения в краткосрочной перспективе положительного сальдо торгового и платежного ба-
2 Для сравнения: мировая экономика в 2010 г. выросла на 4,2 %, ВВП других стран с высоким уровнем долга (Японии и Сингапура) увеличился на 4 и 14,5 % соответственно.
лансов является одним из наиболее распространенных методов решения проблемы государственного долга в мировой практике. Однако в условиях валютного союза для стран зоны евро этот инструмент стал недоступен их национальным центральным банкам.
В этой связи некоторыми экспертами в качестве одной из мер по разрешению долговой ситуации самой проблемной в настоящее время страны ев-розоны - Греции - рассматривается вариант ее выхода из валютного союза и возврат к национальной валюте - драхме.
Однако при этом указывается, что в среднесрочной перспективе этот шаг приведет к ухудшению ситуации в греческой экономике: в обмен на возможность девальвации национальной валюты Греция будет иметь ее постоянно снижающийся курс и высокую волатильность драхмы, лишится доступа к ресурсам ЕЦБ и Европейского фонда финансовой стабильности [3], а низкие (скорее всего дефолтные) инвестиционные рейтинги сделают фактически недоступными для страны рынки государственных облигаций. Очевидно, такое положение быстро приведет к дефолту Греции.
Очевидно поэтому, что в условиях значительного роста уровня долговой нагрузки в сочетании со снижением уровня государственных доходов и близкой к стагнации экономикой погашение и даже обслуживание государствами ЕС долгов за счет доходов бюджетов представляется крайне труднореализуемой задачей.
Однако труднореализуемым выглядит использование и других инструментов - резервов и новых заимствований.
По данным Всемирного банка, совокупные ре-зервы3 стран ЕС на конец 2010 г. составляли 1 182,4 млрд долл. При этом в период с 2008 по 2010 г. их объем даже увеличился на 46 % (с 807 млрд долл.).
При этом почти половина этих резервов представлена монетарным золотом (500 млрд долл. из 1 182 млрд долл. в 2010 г.) [1]. В целом страны только зоны евро, а также Европейский центральный банк имеют в качестве резервов 10 788 т золота, что составляет более трети от общемирового показателя (30 789 т.) [2]. При этом золотой запас Германии составляет 3 396 т (2-е место среди стран мира после США), Италии - 2 452 т (3-е место), Франции
3 Совокупные резервы (Total Reserves) - монетарное золото (оцененное в текущих ценах), специальные права заимствования, резервная позиция в МВФ, а также иностранная валюта под управлением национальных финансовых органов).
Государственные финансы
26 (164) - 2013
- 2 435 т (4-е место). Наиболее проблемная страна Евросоюза - Греция - владеет почти 112 т золота, превосходя по данному показателю, например, такие страны, как Польша (103 т), Индонезия (73 т), Аргентина (55 т) [2].
Однако с учетом общего объема долга, составляющего порядка 13 трлн долл 4, даже одномоментное использование странами ЕС всех своих резервов на погашение долгов снизило бы их размер примерно на 10 %, до 11,8 трлн долл. Не касаясь вероятности и технических вопросов использования такой возможности, можно отметить, что данный шаг, вероятно, привел бы скорее к негативным последствиям для европейской и мировой экономик. Один из экономических центров мира - Европейский Союз - оказался бы лишенным важнейшего инструмента и фактора поддержания макроэкономической стабильности при сохранении высокого уровня государственного долга. Кроме того, даже столь незначительное улучшение ситуации с долгами в течение короткого времени было бы ликвидировано: отсутствие резервов немедленно привело бы к ухудшению для ЕС условий заимствования на финансовых рынках ввиду, прежде всего, снижения суверенных рейтингов стран-членов и повышения уровня доходности по их ценным бумагам. В результате уровень долга Евросоюза достаточно быстро достиг бы и даже превзошел существующий в условиях полного отсутствия каких-либо резервов.
Можно понять и правительства стран ЕС. В условиях нестабильности мировых финансовых рынков и неопределенности перспектив развития глобальной экономики, а также растущих цен на золото (рост цен на золото в 2011 г. составил почти 10 %, одиннадцатилетний период роста стоимости металла является самым продолжительным, по крайней мере с 1920 г.) [5], оно в качестве резерва является важным фактором обеспечения относительной макроэкономической стабильности и доверия инвесторов. А при резком ухудшении экономических условий, например при распаде зоны евро5, может быть использовано для поддержания хотя бы минимального уровня устойчивости уже национальных экономик этих стран.
4 Рассчитан исходя из уровня долга по отношению к ВВП 80 % в 2010 г. и объемом ВВП по данным Всемирного банка в том же году 16,223 трлн долл. (в текущих ценах).
5 Такой сценарий рассматривается рядом экспертов и организаций. Например, американская финансовая компания JPMorgan Chase 7
декабря 2011 г опубликовала отчет, в котором советовала инвесторам и компаниям хеджироваться от распада еврозоны. Вероятность распада валютного союза была оценена в 20 %о [11].
Кроме того, появление на мировом рынке объема золота, равного трети общемировых запасов, приведет, скорее всего, к резкому и значительному снижению цен на него. Поэтому очевидно, что реализация значительных объемов золотых резервов принесет европейским странам гораздо меньше средств, чем считается при существующей оценке их золотых резервов, производимой на основе текущих мировых цен на золото.
Кроме того, имеются ограничения юридического характера. Существует так называемое золотое соглашение центральных банков, которое ограничивает продажу золота. Всего таких соглашений с 1999 г. было подписано три. Согласно последнему соглашению, подписанному в 2009 г., европейские центральные банки договорились ограничить продажу золота 400 т в год6.
Также европейскими странами созданы специальный фонд для противодействия долговому кризису - уже упомянутый Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС), созданный государствами еврозоны 9 мая 2010 г. для противодействия долговому кризису (фонд наделен правом выдачи гарантий от имени стран - членов еврозоны на сумму 780 млрд евро, а также кредитными ресурсами объемом 440 млрд евро) [3].
Однако, как было отмечено выше, суммарный объем резервов европейских стран едва достигает 9 % их долга. Например, долги только Италии, составляющие почти 2 трлн евро, почти вдвое превосходят общие возможности ЕФФС.
Таким образом, несмотря на значительные объемы резервов, государственные долги стран Европы превосходят их в такой степени, что даже полное использование резервов для их обслуживания и уплаты не способно значительно и надолго улучшить ситуацию. В то же время отсутствие резервов в условиях неопределенности в европейской и мировой экономике представляется слишком значительным риском, чтобы правительства этих стран на него решились.
Крайне ограничены и при этом постоянно ухудшаются возможности осуществления правительствами государств ЕС новых заимствований для погашения имеющихся долгов (рефинансирование долга).
Многие страны Евросоюза, для того чтобы привлечь инвесторов, вынуждены размещать новые
6 Включает центральные банки стран зоны евро, а также Швеции и Швейцарии. Действует с 27 сентября 2009 г. по 26 сентября 2014 г и ограничивает общие продажи золота в течение этого периода 2 000 т [2].
26 (164) - 2013
Государственные финансы
займы по более высоким ставкам доходности. Например, только в течение 2011 г. средняя доходность долгосрочных государственных облигаций увеличилась у Италии с 4,73 до 6,81 %, у Португалии - с 6,95 до 13,08 %, у Греции - с 11,73 до 21,14 % [4].
В то же время считается, что ставка дохода по государственным облигациям больше 7 % указывает на то, что государство в перспективе не сможет самостоятельно обслуживать долгов, и вынуждено будет прибегнуть либо к новым займам, либо объявить дефолт [2].
Вместе с тем в начале 2012 г. Италия и Испания разместили государственные облигации на несколько лучших условиях. Так, Испания смогла реализовать на долговом рынке три выпуска трех- и четырехлетних облигаций на общую сумму 10 млрд евро. Это почти вдвое превысило прогнозы. Италия разместила две серии краткосрочных облигаций на 12 млрд евро. При этом доходность 12-месячных векселей на 8,5 млрд евро упала более чем вдвое по сравнению с предыдущим аукционом - до 2,74 % по сравнению с 5,95 % в декабре 2011 г. [6]. Однако эксперты видят основную причину этого в выдаче ЕЦБ дешевых кредитов банкам в декабре 2011 г. объемом 500 млрд евро [6], из которых 50 млрд евро привлекли итальянские банки, а 25 млрд евро - испанские. Поэтому рассматривать этот случай как свидетельство общего улучшения ситуации вряд ли возможно.
Росту ставок, т. е. фактически ухудшению условий заимствований, косвенно способствуют и рейтинговые агентства, самые знаменитые из которых, так называемая большая тройка - Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings - постоянно пересматривают суверенные рейтинги европейских государств и организаций в сторону понижения либо делают негативные прогнозы по ним. Например, Standard & Poor's в 2011 г. снизило рейтинги у 12 стран (Франция, Ирландия, Португалия, Испания, Италия, Мальта, Греция, Кипр, Словения, Австрия, Словакия, Белоруссия), половина из которых относится к региону Южной Европы.
Таким образом, экономическое положение стран Евросоюза в целом и еврозоны в частности, уровень накопленных ими долгов, а также ситуация в мировой экономике не позволяют в кратко- и среднесрочной перспективе решить их долговые проблемы с использованием традиционных экономических инструментов.
Однако сохранение текущего положения несет риски дефолта Греции, а вслед за ней - других проблемных стран еврозоны и ЕС - Италии, Испа-
нии, Португалии и Ирландии и, в конечном итоге, распада валютного союза.
Очевидно, что в такой ситуации, скорее всего, будут использованы внеэкономические методы решения долговых проблем. Прежде всего речь идет о частичном или полном списании долгов Греции.
Подтверждением этому служат уже предпринимаемые шаги в данном направлении. Так, на саммите стран еврозоны 21 июля 2011 г. наряду с мерами по выделению Греции помощи объемом 159 млрд евро было принято решение о списании частными инвесторами порядка 21 % долга страны, на тот момент достигшего 360 млрд евро. В настоящее время обсуждается вопрос о списании уже 50 % греческого долга.
Независимо от его решения долговая проблема Греции в ближайшее время сохранится. Также сохранятся и, возможно, даже увеличатся аналогичные проблемы в Италии, Испании и Португалии.
Очевидно, выход из этой ситуации носит долгосрочный характер и потребует изменения структуры экономик отдельных стран Европы, их государственных расходов, рамок социальной политики. При этом основная задача, которую необходимо решить в настоящее время, - предотвращение распространения и углубления долгового кризиса в Европе.
Список литературы
1. Всемирный банк (The World Bank) - http://www. worldbank. org.
2. Всемирный золотой совет (World Gold Council) -http://www. gold. org.
3. Европейский фонд финансовой стабильности (European Financial Stability Facility) - http://www. efsf. europa. eu.
4. Евростат - http://epp.eurostat.ec.europa.eu.
5. Золото дорожает на решении МВФ увеличить свои ресурсы. URL: http://www. vedomosti. ru/finance/ analytics/24212/zoloto_dorozhaet_na_reshenii_mvf_uvelichit_ svoi_resursy.
6. Королева А. Признак оптимизма. URL: http://expert. ru/2012/01/13/priznak-optimizma.
7. Маастрихтский договор. URL: http://www.ahmerov. com/book_1018_chapter_30_ Maastrikhtskijj_dogovor. html.
8. Международный валютный фонд (International Monetary Fund) - http://www. imf. org.
9. Международный торговый центр (International Trade Centre) - http://www. trademap. org.
10. МысляеваИ.М. Государственные и муниципальные финансы. М.: Инфра-М, 2007.
11. ОверченкоМ. Центробанки готовятся к распаду еврозоны. URL: http://wfin. kz/content/tsentrobanki-gotovyatsya-k-raspadu-evrozony.
12. РИА Новости - http://www. ria. ru.