что подтверждается конвенцией об избежании двойного налогообложения, которая принята организацией экономического сотрудничества и развития.
Интернет-экономика в России уже существует и имеет огромный потенциал для развития. Тем самым Россия может оказаться среди тех стран, которые в ближайшие годы понесут огромные налоговые потери, если существующая система налогообложения не будет адаптирована к условиям электронной экономики.
Эффект от использования возможностей всемирной сети возрастает по мере увеличения ее пользователей, при этом Интернет обладает практически неограниченной производственной мощностью — почти одинаковых затрат требует создание системы для обслуживания одного клиента и миллионов клиентов. В связи с этим важную роль начинает играть правовое регулирование электронной коммерции. Однако современное законодательство часто оказывается непригодным для регулирования новых электронных отношений: об этом свидетельствуют многочисленные проблемы, связанные с защитой авторских прав в Интернете, судебной защитой сделок, заключенных через всемирную сеть, а сейчас к ним добавляются и проблемы налогообложения электронной коммерции. При этом законодатель должен решить не только теоретические задачи (например, является ли сервер постоянным представительством организации), но и практические (как осуществлять контроль за уплатой налогов от сделок, в которых и доставка, и оплата производятся через Интернет).
Налоговое партнерство и налоговые технологии способствуют расширению сфер влияния бизнеса, минимизации государственного вмешательства и снижению теневого сектора экономики. Налоговое стимулирование инициатив бизнеса по участию и развитию социальной сферы и человеческого капитала улучшит благосостояние населения и общества в целом.
Список литературы
1. Бюджетное послание на 2014-2016 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // Президент России.
2. Исследование международной компании управленческого консалтинга The Boston Consulting Group: «Россия-Онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику», 2011 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.marketing.spb.ru/mr/it/e_trade.htm.
3. Министерство финансов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.minfin.ru.
4. Министерство экономического развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.economy.gov.ru.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.minfin.ru.
6. Отчет исследовательского агентства Data Insight «Электронная торговля в России - 2010» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rumetrika.rambler.ru/review/26/4622.
7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.nalog.ru.
8. Прайм-агентство экономической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.1prime.ru.
Сведения об авторе
Огородникова Ирина Ивановна, к. с. н., доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89088742040, e-mail: iogorodn@yandex.ru
Ogorodnikova I. I., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair offinance, monetary circulation and credit, Tyumen State University, phone: 89088742040, e-mail: iogorodn@yandex.ru
УДК 338.467
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ECONOMIC PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF MUNICIPALITIES
М. Н. Павленков, П. М. Воронин
M. N. Pavlenkov, P. M. Voronin
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация, нормы накопления твердых бытовых отходов,
рециклирование, управление отходами Key words: municipal solid waste, recycling, rate of accumulation of solid waste, recycling and waste management
Рассматриваются проблемы и направления управления сбором, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов населенных пунктов.
The problems and directions of management of collection, transport and disposal of municipal units solid waste are reviewed.
Рост производственного потенциала в XX веке привел к тому, что увеличилось использование сырья и энергоносителей, потребовалось перевозить сырье за тысячи километров, производить массовую продукцию длительного и кратковременного использования, а отходы выбрасывать на мусорные свалки. Рост производства сопровождался ростом городов, что увеличивало потребление продукции домашними хозяйствами, вместе с этим увеличивалось количество бытовых отходов [1, 2, 3].
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014
С 2005 года наблюдается значительное увеличение накопления ТБО в жилом фонде городов РФ, в результате чего в настоящее время годовая норма накопления даже небольших районных городов превышает (вместе с КГО) 2 м3/чел. год, а для отдельных областных центров — 2,15 м3/чел. год (без учета КГО) [4].
Исследования показали, что основная часть твердых бытовых отходов в городах просто выбрасывается на свалки. Такой подход к решению проблемы заставляет муниципальные власти искать новые пути решения, которые снижали бы уровень загрязнения окружающей среды и вовлекали в оборот значительное количество отходов.
Растущие издержки на первичные товары и размещение отходов должно изменить отношение к регенерированию (рециклированию). Вторичное использование материалов создает альтернативу первичным ресурсам и уменьшает территории, занимаемые отходами.
Налоговая система также может использоваться для расширения рециклирования: налогом облагаются первичные материалы, что стимулирует активность рециклирования. В Европе рециклирование отходов нефти стимулируется высокой стоимостью импортируемой сырой нефти, что привело к рециклированию всех отходов нефти. Первичные нефтяные смазки облагаются налогом, а итоговый доход используется, чтобы субсидировать индустрию рециклирования. В результате многие страны собирают до 65 % существующих нефтяных отходов. В США около 15 % отходов нефти рециклируется.
Многие страны в настоящее время создают выгоды для частных предприятий или обеспечивают дотации для местных общин. Для снижения энергетического потребления и обеспечения рециклирования Управление энергетики штата Орегон предоставило налоговые кредиты, которые позволили компаниям в течение пяти лет удерживать из налогов величину, равную 35 % стоимости предприятия, использовавшуюся только для рециклирования.
Бумажные компании получают кредиты, чтобы увеличить возможности для рециклирования использованных газет и картона в бумажной промышленности. В результате рециклирование газет в Орегоне достигло 65 %, что в 2 раза выше среднего по стране.
В Германии используется принцип «взял — верни»: производители принимают на себя ответственность за свою продукцию (включая пакетирование) от начала создания до момента ее окончательного использования. Производители (розничные торговцы и посредники) берут на себя всю упаковку продукции, включая различные ее виды, например, картонные коробки. Потребителей стимулируют к возвращению упаковки тем, что создают разветвленные центры возвращаемых депозитов на некоторые упаковки, а также высокими издержками размещений упаковочных материалов, которые выбрасываются.
В Германии для производителей, ответственных за открытие нового производства, создали двойную систему, чтобы собирать упаковочный материал и рециклировать собранный. Объединение финансируется полученными налогами от производителей. Налоги базируются на огромном по весу упаковочном материале, который используется производителем. Двойная система действует только на упаковочный материал, который сертифицируется и рециклируется.
Во многих странах создаются специальные центры, куда жители сдают повторно используемые материалы. Естественно, что прежде чем материал может быть повторно использован, его необходимо отделить от других отходов и рассортировать. В разных странах мира реализуются разнообразные системы сбора и сортировки ТБО: многокамерные контейнеры; специальные пункты сбора и утилизации вторичного сырья; автоматы для сбора и прессования металлических консервных банок с выплатой покупателю их залоговой стоимости.
Для увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
Комплекс организационных мер сводится к следующему:
• организации пунктов сбора и первичной обработки отходов;
• разработке нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в пункты сбора и первичной обработки;
• созданию нормативно-законодательной базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
Необходимо стимулировать систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья: разработать расценки на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ.
Федеральные и местные власти во многих странах стимулируют использование и потребление вторичных полимеров: снижение ставок налогов на предприятия, занимающиеся производством изделий из вторичных материалов; обеспечение заказа на изделия из вторичных материалов.
В Швейцарии на законодательном уровне упаковку мусора гостиниц, торговых центров производят только в мешки из вторичных материалов, а мусор не принимается, если он упакован в другие мешки. Продажу
мешков, имеющих зеленую метку, владельцам частных домов, гостиниц и торговых центров осуществляют муниципалитеты, которые имеют от продажи дополнительную прибыль и заинтересованы в их продаже.
Как видно из анализа, проблемы утилизации отходов носят мировой характер. Сегодня можно констатировать, что в мире определилась тенденция внедрения новых технологий как для более эффективного коммерческого использования отходов, так и для снижения негативного влияния их на окружающую среду.
Сложность положения в области утилизации отходов требует, чтобы параллельно с развитием технологий утилизации совершенствовались существующие финансово-экономические механизмы, проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку городов за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Организация работ по развитию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:
• усиление федерального, регионального и муниципального контроля за сбором, вывозом и утилизацией отходов;
• разработка новых и совершенствование существующих нормативных документов;
• информационно-методическое обеспечение системы управления отходами.
Эффективность деятельности в области управления отходами может быть достигнута как за счет средств, получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, более жесткого контроля за субъектами неконтролируемого загрязнения.
Управление отходами должно быть основано на следующих организационно-экономических принципах.
• Плата за нормированный объем отходов и превышение лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от: пригодности отходов для последующей переработки; уровня безопасности (класс опасности отходов); особенности территории; потребности в данном виде вторичных ресурсов; объема размещения.
• Налоговые кредитные и иные льготы субъектам предпринимательской деятельности в случае: использования малоотходных технологий; участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.
• Создание информационной базы отходов, в отношении которых устанавливается специальный режим стимулирования их сбора, переработки и использования.
• Выполнение экспериментальных и исследовательских работ в сфере обращения с отходами, в том числе разработка и оптимизация процессов утилизации и обезвреживания.
В общем случае экономический механизм управления отходами на муниципальном уровне должен включать: создание городской службы, ответственной за контроль и управление системой сбора, транспортировки и утилизации отходов; проведение единой тарифной политики; поиск инвесторов для финансирования предприятий, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.
Важным аспектом деятельности муниципальных органов власти является создание банков данных: по источникам образования отходов; системам их учета; сбора и размещения; по технологиям и оборудованию для переработки; о потребностях территорий во вторичном сырье и продукции, производимой из отходов; об экологическом состоянии территорий и другой информации, которая необходима для принятия управленческих и производственных решений, создания рынка соответствующих услуг.
Список литературы
1. Доронина О. Д., Кузнецов О. Л., Рахманин Ю. А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации / под ред. академика РАМН Н. Ф. Измерова. - М.: РАЕН, 2005.
2. Экономика природопользования: учеб. / Под ред. К. В. Папенова. - М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012. - 928 с.
3. Environmental works: «Solid-waste management». Encyclopedia Britannica, 1994-1998.
4. ФГУП «Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова». Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Краснодара. Технический отчет. - М., 2006.
Сведения об авторах
Павленков Михаил Николаевич, д. э. н., профессор, заведующий кафедрой «Социально-экономические дисциплины», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Дзержинский филиал, г. Дзержинск, тел. 8(8313) 261458
Воронин Павел Михайлович, к. э. н., докторант кафедры «Социально-экономические дисциплины», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Дзержинский филиал, г. Дзержинск, тел. 8(8313)260484, e-mail: pavel-voronin@bk.ru
Pavlenkov M. N. Doctor of Economics, senior lecturer, professor, head of the chair of social and economic disciplines NNGU named after Lobachevsky N.I., Dzerzhinsk Branch, phone: 8(8313)261458
Voronin P. M., PhD in Economics, doctoral student of the chair of social and economic disciplines, NNGU named after Lobachevsky N. I, Dzerzhinsk Branch, phone: 8(8313)260484, e-mail: pavel-voronin@bk.ru