Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ / УТИЛИЗАЦИЯ / РЕЦИКЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павленков Михаил Николаевич, Воронин Павел Михайлович

Рассматриваются проблемы и направления управления сбором, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF MUNICIPALITIES

The problems and directions of management of collection, transport and disposal of municipal units solid waste are reviewed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

что подтверждается конвенцией об избежании двойного налогообложения, которая принята организацией экономического сотрудничества и развития.

Интернет-экономика в России уже существует и имеет огромный потенциал для развития. Тем самым Россия может оказаться среди тех стран, которые в ближайшие годы понесут огромные налоговые потери, если существующая система налогообложения не будет адаптирована к условиям электронной экономики.

Эффект от использования возможностей всемирной сети возрастает по мере увеличения ее пользователей, при этом Интернет обладает практически неограниченной производственной мощностью — почти одинаковых затрат требует создание системы для обслуживания одного клиента и миллионов клиентов. В связи с этим важную роль начинает играть правовое регулирование электронной коммерции. Однако современное законодательство часто оказывается непригодным для регулирования новых электронных отношений: об этом свидетельствуют многочисленные проблемы, связанные с защитой авторских прав в Интернете, судебной защитой сделок, заключенных через всемирную сеть, а сейчас к ним добавляются и проблемы налогообложения электронной коммерции. При этом законодатель должен решить не только теоретические задачи (например, является ли сервер постоянным представительством организации), но и практические (как осуществлять контроль за уплатой налогов от сделок, в которых и доставка, и оплата производятся через Интернет).

Налоговое партнерство и налоговые технологии способствуют расширению сфер влияния бизнеса, минимизации государственного вмешательства и снижению теневого сектора экономики. Налоговое стимулирование инициатив бизнеса по участию и развитию социальной сферы и человеческого капитала улучшит благосостояние населения и общества в целом.

Список литературы

1. Бюджетное послание на 2014-2016 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // Президент России.

2. Исследование международной компании управленческого консалтинга The Boston Consulting Group: «Россия-Онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику», 2011 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.marketing.spb.ru/mr/it/e_trade.htm.

3. Министерство финансов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.minfin.ru.

4. Министерство экономического развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.economy.gov.ru.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.minfin.ru.

6. Отчет исследовательского агентства Data Insight «Электронная торговля в России - 2010» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rumetrika.rambler.ru/review/26/4622.

7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.nalog.ru.

8. Прайм-агентство экономической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.1prime.ru.

Сведения об авторе

Огородникова Ирина Ивановна, к. с. н., доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89088742040, e-mail: iogorodn@yandex.ru

Ogorodnikova I. I., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair offinance, monetary circulation and credit, Tyumen State University, phone: 89088742040, e-mail: iogorodn@yandex.ru

УДК 338.467

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ECONOMIC PROBLEMS IN THE ACTIVITIES OF MUNICIPALITIES

М. Н. Павленков, П. М. Воронин

M. N. Pavlenkov, P. M. Voronin

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация, нормы накопления твердых бытовых отходов,

рециклирование, управление отходами Key words: municipal solid waste, recycling, rate of accumulation of solid waste, recycling and waste management

Рассматриваются проблемы и направления управления сбором, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов населенных пунктов.

The problems and directions of management of collection, transport and disposal of municipal units solid waste are reviewed.

Рост производственного потенциала в XX веке привел к тому, что увеличилось использование сырья и энергоносителей, потребовалось перевозить сырье за тысячи километров, производить массовую продукцию длительного и кратковременного использования, а отходы выбрасывать на мусорные свалки. Рост производства сопровождался ростом городов, что увеличивало потребление продукции домашними хозяйствами, вместе с этим увеличивалось количество бытовых отходов [1, 2, 3].

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 1, 2014

С 2005 года наблюдается значительное увеличение накопления ТБО в жилом фонде городов РФ, в результате чего в настоящее время годовая норма накопления даже небольших районных городов превышает (вместе с КГО) 2 м3/чел. год, а для отдельных областных центров — 2,15 м3/чел. год (без учета КГО) [4].

Исследования показали, что основная часть твердых бытовых отходов в городах просто выбрасывается на свалки. Такой подход к решению проблемы заставляет муниципальные власти искать новые пути решения, которые снижали бы уровень загрязнения окружающей среды и вовлекали в оборот значительное количество отходов.

Растущие издержки на первичные товары и размещение отходов должно изменить отношение к регенерированию (рециклированию). Вторичное использование материалов создает альтернативу первичным ресурсам и уменьшает территории, занимаемые отходами.

Налоговая система также может использоваться для расширения рециклирования: налогом облагаются первичные материалы, что стимулирует активность рециклирования. В Европе рециклирование отходов нефти стимулируется высокой стоимостью импортируемой сырой нефти, что привело к рециклированию всех отходов нефти. Первичные нефтяные смазки облагаются налогом, а итоговый доход используется, чтобы субсидировать индустрию рециклирования. В результате многие страны собирают до 65 % существующих нефтяных отходов. В США около 15 % отходов нефти рециклируется.

Многие страны в настоящее время создают выгоды для частных предприятий или обеспечивают дотации для местных общин. Для снижения энергетического потребления и обеспечения рециклирования Управление энергетики штата Орегон предоставило налоговые кредиты, которые позволили компаниям в течение пяти лет удерживать из налогов величину, равную 35 % стоимости предприятия, использовавшуюся только для рециклирования.

Бумажные компании получают кредиты, чтобы увеличить возможности для рециклирования использованных газет и картона в бумажной промышленности. В результате рециклирование газет в Орегоне достигло 65 %, что в 2 раза выше среднего по стране.

В Германии используется принцип «взял — верни»: производители принимают на себя ответственность за свою продукцию (включая пакетирование) от начала создания до момента ее окончательного использования. Производители (розничные торговцы и посредники) берут на себя всю упаковку продукции, включая различные ее виды, например, картонные коробки. Потребителей стимулируют к возвращению упаковки тем, что создают разветвленные центры возвращаемых депозитов на некоторые упаковки, а также высокими издержками размещений упаковочных материалов, которые выбрасываются.

В Германии для производителей, ответственных за открытие нового производства, создали двойную систему, чтобы собирать упаковочный материал и рециклировать собранный. Объединение финансируется полученными налогами от производителей. Налоги базируются на огромном по весу упаковочном материале, который используется производителем. Двойная система действует только на упаковочный материал, который сертифицируется и рециклируется.

Во многих странах создаются специальные центры, куда жители сдают повторно используемые материалы. Естественно, что прежде чем материал может быть повторно использован, его необходимо отделить от других отходов и рассортировать. В разных странах мира реализуются разнообразные системы сбора и сортировки ТБО: многокамерные контейнеры; специальные пункты сбора и утилизации вторичного сырья; автоматы для сбора и прессования металлических консервных банок с выплатой покупателю их залоговой стоимости.

Для увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.

Комплекс организационных мер сводится к следующему:

• организации пунктов сбора и первичной обработки отходов;

• разработке нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в пункты сбора и первичной обработки;

• созданию нормативно-законодательной базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.

Необходимо стимулировать систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья: разработать расценки на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ.

Федеральные и местные власти во многих странах стимулируют использование и потребление вторичных полимеров: снижение ставок налогов на предприятия, занимающиеся производством изделий из вторичных материалов; обеспечение заказа на изделия из вторичных материалов.

В Швейцарии на законодательном уровне упаковку мусора гостиниц, торговых центров производят только в мешки из вторичных материалов, а мусор не принимается, если он упакован в другие мешки. Продажу

мешков, имеющих зеленую метку, владельцам частных домов, гостиниц и торговых центров осуществляют муниципалитеты, которые имеют от продажи дополнительную прибыль и заинтересованы в их продаже.

Как видно из анализа, проблемы утилизации отходов носят мировой характер. Сегодня можно констатировать, что в мире определилась тенденция внедрения новых технологий как для более эффективного коммерческого использования отходов, так и для снижения негативного влияния их на окружающую среду.

Сложность положения в области утилизации отходов требует, чтобы параллельно с развитием технологий утилизации совершенствовались существующие финансово-экономические механизмы, проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку городов за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Организация работ по развитию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:

• усиление федерального, регионального и муниципального контроля за сбором, вывозом и утилизацией отходов;

• разработка новых и совершенствование существующих нормативных документов;

• информационно-методическое обеспечение системы управления отходами.

Эффективность деятельности в области управления отходами может быть достигнута как за счет средств, получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, более жесткого контроля за субъектами неконтролируемого загрязнения.

Управление отходами должно быть основано на следующих организационно-экономических принципах.

• Плата за нормированный объем отходов и превышение лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от: пригодности отходов для последующей переработки; уровня безопасности (класс опасности отходов); особенности территории; потребности в данном виде вторичных ресурсов; объема размещения.

• Налоговые кредитные и иные льготы субъектам предпринимательской деятельности в случае: использования малоотходных технологий; участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.

• Создание информационной базы отходов, в отношении которых устанавливается специальный режим стимулирования их сбора, переработки и использования.

• Выполнение экспериментальных и исследовательских работ в сфере обращения с отходами, в том числе разработка и оптимизация процессов утилизации и обезвреживания.

В общем случае экономический механизм управления отходами на муниципальном уровне должен включать: создание городской службы, ответственной за контроль и управление системой сбора, транспортировки и утилизации отходов; проведение единой тарифной политики; поиск инвесторов для финансирования предприятий, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.

Важным аспектом деятельности муниципальных органов власти является создание банков данных: по источникам образования отходов; системам их учета; сбора и размещения; по технологиям и оборудованию для переработки; о потребностях территорий во вторичном сырье и продукции, производимой из отходов; об экологическом состоянии территорий и другой информации, которая необходима для принятия управленческих и производственных решений, создания рынка соответствующих услуг.

Список литературы

1. Доронина О. Д., Кузнецов О. Л., Рахманин Ю. А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации / под ред. академика РАМН Н. Ф. Измерова. - М.: РАЕН, 2005.

2. Экономика природопользования: учеб. / Под ред. К. В. Папенова. - М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012. - 928 с.

3. Environmental works: «Solid-waste management». Encyclopedia Britannica, 1994-1998.

4. ФГУП «Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова». Разработка дифференцированных норм накопления ТБО для объектов санитарной очистки г. Краснодара. Технический отчет. - М., 2006.

Сведения об авторах

Павленков Михаил Николаевич, д. э. н., профессор, заведующий кафедрой «Социально-экономические дисциплины», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Дзержинский филиал, г. Дзержинск, тел. 8(8313) 261458

Воронин Павел Михайлович, к. э. н., докторант кафедры «Социально-экономические дисциплины», ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Дзержинский филиал, г. Дзержинск, тел. 8(8313)260484, e-mail: pavel-voronin@bk.ru

Pavlenkov M. N. Doctor of Economics, senior lecturer, professor, head of the chair of social and economic disciplines NNGU named after Lobachevsky N.I., Dzerzhinsk Branch, phone: 8(8313)261458

Voronin P. M., PhD in Economics, doctoral student of the chair of social and economic disciplines, NNGU named after Lobachevsky N. I, Dzerzhinsk Branch, phone: 8(8313)260484, e-mail: pavel-voronin@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.