Н.Д. Фролова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
ECONOMIC PROBLEMS OF MODERNIZATION AND INNOVATIVE
DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
Аннотация: в статье исследуется специфика инновационных процессов в агропромышленном комплексе России, разработана концептуальная модель экономического механизма инновационной деятельности АПК, предлагаются пути повышения инновационной активности в аграрном секторе регионов РФ.
Ключевые слова: инновация, модернизация, агропромышленный комплекс, инновационная система, научно-технический прогресс, экономический механизм.
Abstract: this article explores the specificity of innovation processes in the agricultural sector of Russia, developed a conceptual model of the economic mechanism of agricultural innovation, the ways of increasing innovation in the agricultural sector of the Russian regions.
Keywords: innovation, the agro-industrial complex, modernization, innovation system, the scientific-technical progress, economic mechanism.
За годы реформ в РФ существенно сократились инвестиции в АПК, что отразилось на его материально-технической базе. В результате произошла техническая деградация производства. Состояние машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий крайне неудовлетворительно, темпы его пополнения существенно уступают темпам списания устаревшей сельскохозяйственной техники. Недостаточное обеспечение предприятий АПК техникой служит причиной происходящих деструктивных процессов в аграрной сфере, приводит к деиндустриализации сельскохозяйственного труда. Значительная часть сельскохозяйственной продукции в стране производится в личных подсобных хозяйствах населения, основанных на ручном труде.
Мировой опыт подтверждает, что НТП является единственной реальной основой эффективных социально-экономических преобразований как на макро, так и на микроуровне. Однако в России наблюдается хроническая недооценка научной и внедренческой сферы АПК, что приводит к застою в развитии науки и техники, потере авторитета аграрной науки, замедлению темпов научно-технического прогресса в отраслях АПК, невостребованности производимой научно-технической продукции. Следует отметить, что это характерно и для других отраслей народного хозяйства страны. На сегодняшний день в России внедряется всего лишь 2% изобретений, в то время как в развитых странах - 30%. Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, составляет 9,2%, а, например, в Португалии и Греции он равен почти 30% [1].
Переход к устойчивому экономическому росту в АПК страны невозможен без стимулирования использования достижений науки и техники, внедрения высоких технологий, активизации всех хозяйствующих субъектов научно-технической сферы АПК. Однако для этого уже в ближайшие годы должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, создан каркас и основные несущие элементы национальной инновационной системы, сформулирован эффективный механизм продвижения инноваций. В частности, в области сельского хозяйства это предполагает одновременное решение, по меньшей мере, трех
© Н.Д. Фролова, 2012
взаимосвязанных задач: расширения инновационных предложений со стороны аграрной науки, повышения восприимчивости к инновациям самого сельского хозяйства и формирования эффективной «проводящей» сети от науки к производству.
На пути решения каждой из этих задач существуют значительные барьеры. Аграрная наука за годы кризиса поневоле утратила значительную часть своего интеллектуального и кадрового потенциала: была резко ослаблена, в частности, система зональных институтов, опытных станций, научно-производственных и испытательных хозяйств, тысячами нитей связывающих исследовательские учреждения с производством, позволяющих эффективно внедрять научные достижения и распространять передовой опыт. Только постоянный научно-технический прогресс может обеспечить динамичное развитие современного общества. Главными его условиями являются непрерывное обновление технологий и широкое использование новейших научных разработок. Сегодня российская научная общественность едина во мнении, что наиболее верным путем выхода АПК из кризисного состояния является развитие его инновационной основы. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико-экономический уровень производства, но и существенно улучшит инвестиционный климат.
Однако сложнейшим вопросом решения проблемы модернизации и инноваций остается экономический механизм. Но экономический механизм - это совокупность экономических инструментов, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. И если отдельные из них не работают, то резко снижается эффективность и других его составляющих [2]. Экономический механизм инновационной деятельности агропромышленного комплекса схематично представлен на рис.
Давая в целом оценку результативности экономического механизма, можно сделать вывод о том, что экономический механизм далеко не в полной мере учитывает особенности процессов модернизации и в целом социально-экономического развития сельскохозяйственного производства в нашей стране. Одной из основных причин, сдерживающих модернизацию сельского хозяйства, является низкая доходность, а, соответственно, низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Для вывода АПК страны из кризисного состояния необходимо привлечение значительных инвестиций.
Рис. Экономический механизм инновационной деятельности АПК
Однако выделяемые на эти цели средства пока незначительны. Разработка новых технологий требует постоянных исследований и углубления научных основ понимания физиологических и биохимических процессов, протекающих в растительных и животных организмах применительно к определенным природно-климатическим условиям. Вместе с тем еще недостаточно внимания уделяется научно-исследовательскими институтами Россельхозакадемии учету региональных особенностей инновационного развития отраслей АПК страны. Важное значение для повышения эффективности функционирования АПК РФ имеет инновационное развитие зернового хозяйства и отраслей животноводства.
В последние годы во многих субъектах РФ, особенно в Белгородской, Московской, Ленинградской, Омской областях, Краснодарском крае, осуществляется строительство новых животноводческих комплексов и модернизация действующих ферм по производству молока и свинины. В них будут применяться ресурсосберегающие доильные установки, беспривязное содержание коров, кормление сбалансированными кормовыми смесями, мобильные раздатчики-смесители, холодный метод содержания телят в индивидуальных домиках, естественная вентиляция помещений через коньковую щель, раздельное размещение зон доращивания и откорма свиней и др. По причине недостаточного финансирования не получили должного развития такие важные виды инновационной деятельности, как новые исследования и разработки. Закупается мало высокопроизводительных машин и более совершенного оборудования для новых технологий, меньше поступило новых заявок на изобретения, сократилась выдача патентов. Анализ работы предприятий пищевой промышленности показал, что инновационная активность их невелика и находится в настоящее время в пределах 8-9% [4,6].
Решение стоящих перед АПК задач возможно только в русле инновационного развития. Это требует формирования организационных, институциональных, правовых условий для ускорения научно-технического прогресса в отдельных его подотраслях. Необходимо создание организационных структур, обеспечивающих интеграцию научной, образовательной и производственной сфер деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Создание научных формирований с включением в них отраслевых НИИ или научных подразделений вузов дает возможность непрерывного поиска в соответствующих областях деятельности, а наличие учебных заведений позволяет решить задачи подготовки специалистов с инновационным мышлением для работы как в науке, так и в производственной сфере.
Большое значение для развития инновационной деятельности на предприятиях имеют информатизация производства, конкретные рекомендации научно-исследовательских институтов по различным аспектам функционирования отрасли. Современные информационные технологии на базе соответствующих массивов данных позволяют использовать с высокой эффективностью известные количественные методы прогнозирования - экономико-математическое моделирование, анализ временных рядов и др. Применение данных методов позволит оптимизировать использование ограниченных ресурсов и повысить общую эффективность функционирования предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Наиболее неблагоприятное воздействие на развитие инновационных процессов в отраслях АПК оказывает недостаточный уровень платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию. Отсутствие у большинства отечественных товаропроизводителей собственных денежных средств, сопровождаемое ограниченностью бюджетных источников финансирования, не позволяет им заниматься освоением новых технологий. Слабым звеном в формировании информационного обеспечения инновационного рынка АПК страны является изучение спроса на инновации. При отборе инновационных проектов часто не проводится их достаточно полная экономическая экспертиза. Ежегодно остается невостребованной
предприятиями АПК значительная часть законченных научно-технических разработок, что является прямым следствием отсутствия эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях рынка [3].
Аграрная наука страны располагает в настоящее время достаточным потенциалом, способным обеспечить реализацию активной инновационной политики. Однако необходимо существенное содействие государства в становлении современной инновационной системы. Технологическая и инновационная политика в отраслях АПК должна стать неотъемлемой частью целостной экономической политики. Особую важность приобретают меры государственной поддержки, способствующие совместным международным исследовательским проектам, распространению технологий и мобильности персонала. Государство также должно обеспечить формирование технологических возможностей в долгосрочной перспективе, осуществляя адекватную поддержку фундаментальных исследований.
Основным источником финансирования фундаментальных исследований в АПК должны стать непосредственно государственные инвестиции, и затраты на этот вид деятельности необходимо постоянно увеличивать. Государству необходимо взять на себя лидирующую роль и в финансировании расходов на экологизацию хозяйственной деятельности частных предприятий за счет соответствующих инноваций. Частный бизнес неохотно идет на замещение используемых эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые. С одной стороны, это связано с дополнительными финансовыми вложениями на переоснащение агропромышленного производства и адаптацию к новой технологии. С другой - новейшие экологически «чистые» технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе. Государство способно решить данную проблему, предоставляя субсидии и льготы разработчикам и пользователям новых безвредных технологий. Кроме того, государственные органы должны устанавливать жесткие экологические нормы для предприятий АПК, законодательно принуждая их к созданию и освоению экологически чистых производств.
Таким образом, только совместными усилиями государства, науки и предприятий агропромышленного производства можно в перспективе повысить инновационную активность в отраслях АПК страны.
Литература
1. Белоусов В.И., Белоусов А.В. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона // Экономист. 2009. № 7, с. 30-32.
2. Дробышевская Л.Н. Инновационная модернизация экономики России // Инновационное развитие российской экономики: материалы научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 48-51.
3. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2, с.17-19
4. Мальченко А.В. Инновация в аграрном хозяйстве // Экономика агропромышленного комплекса. 2011. № 2.
5. Скрынник Е. Устойчивое развитие сельских территорий - важнейшая цель государственной агропродовольственной политики Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2009. № 11.
6. Скрынник Е. Финансово-кредитное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 9.