УДК 330.15 Е.В. Любимова
ИЭОПП СО РАН, Новосибирск
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОРЕСУРСОВ В БОЛЬШОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Исследуются особенности электроэнергетики СФО, связанные с высокой долей ГЭС в структуре его мощностей. Выявляются природные, технические и экономические ограничения, с которыми сопряжено развитие гидроэнергетики в округе. Анализируются внешние эффекты строительства и функционирования ГЭС. Обсуждается методика оценки эффективности строительства новых гидростанций.
E. V. Lyubimova
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (IEIE SB RAS) 17, Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090, Russia
ECONOMIC PROBLEMS OF USE WATER RESOURCES IN THE BIG POWER ENGINEERING OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
The features of power engineering of the Siberian federal district, connected with a high share of hydraulic power stations in structure of its capacities, are investigated. Natural, technical and economic restrictions to which water-power engineering development in district is interfaced are considered. Outer effects of hydrostation building and functioning are analyzed. The estimation technique of new hydrostation building efficiency is discussed.
Одной из отличительных особенностей электроэнергетики Сибирского федерального округа (СФО) является высокая доля ГЭС в структуре мощностей (49% против 21% в среднем по России) и выработке (соответственно 48% и 16%). В зоне централизованного снабжения СФО действуют ГЭС Енисейского каскада (Саяно-Шушенская, Майнская, Красноярская), Ангарского каскада (Иркутская, Братская, Усть-Илимская), Новосибирская ГЭС.
ГЭС большой энергетики в отличие от тепловых электростанций (ТЭС) более капиталоемки, но имеют меньшие эксплуатационные затраты, в их себестоимости отсутствует топливная составляющая, доля которой в себестоимости энергии тепловых станций может достигать 60%. Себестоимости энергии гигантских ГЭС и гигантских ТЭС (ГРЭС) отличаются в зоне ОЭС Сибири в 8-18 раз. Разница между уровнями удельных капитальных вложений в ГЭС и ТЭС меньше, чем между их эксплуатационными затратами, что и составляет экономическую основу ценовой эффективности ГЭС. Наличие гигантских ГЭС в округе обуславливает его сравнительно низкий средний
тариф на энергию, хотя энергия тепловых станций Сибири ощутимо дороже энергии тепловых станций европейской части страны.
СФО в целом в настоящее время не дефицитен по электроэнергии, дисбалансы существуют только в его отдельных районах. Намечаемый в округе экономический рост должен неизбежно сопровождаться и ростом электропотребления. По нашим оценкам хозяйство СФО за 2015 г. уже начнет испытывать общий дефицит в электроэнергии, а в зимний сезон наибольших нагрузок - еще раньше. При такой перспективе встает вопрос о расширении генерирующей базы. При потенциальных запасах гидроресурсов, которыми так богата Сибирь, казалось бы, строительство именно ГЭС для обеспечения растущих потребностей региона имеет приоритетное значение. Однако это не так, поскольку существуют такие аспекты строительства и эксплуатации ГЭС, которые на практике выливаются в ограничения использования последних:
ГЭС в отличие от тепловой станции привязана к конкретной территории, и поэтому необходимо достраивать линии передач энергии, либо располагать рядом с будущей гидростанцией нового крупного потребителя ее энергии, формируя таким образом новый территориально-промышленный комплекс. Большинство ГЭС Сибири и были выстроены как неотъемлемые части ТПК.
- Колебания водности от года к году обусловливают непредсказуемость годового объема генерации ГЭС. Реальная отдача ГЭС может отличаться от расчетной до полутора раз .
- Гидрогенерация имеет сезонные ограничения - объем водотока и режим водопользования. Рабочая мощность ГЭС в сезоны малой водности сильно отличается от установленной. Например, рабочая мощность ГЭС ОЭС Сибири на январь 2005 г. составляла 13 тыс МВт против 22 тыс МВт установленной. Летом нагрузка ГЭС определяется навигационным режимом расхода, а ТЭС максимально разгружают. Зимой тепловые мощности используются в регионе почти полностью, а загрузка ГЭС определяется условиями ледостава в нижнем бьефе и запасами гидроресурсов, накопленными в летний период. Удельный вес выработки ГЭС в округе достигает летом три четверти суммарной генерации, зимой - только трети.
- Дешевизна гидроэнергии пропорциональна масштабам мощности генерирующей ее станции. Малые ГЭС наиболее капиталоемки, их эксплуатационные затраты в разы больше, чем на больших станциях.
- Технические особенности гидрогенерации обуславливают приоритетность использование гидроэнергии для покрытия пиковых нагрузок потребителей. В настоящее время почти все ГЭС Сибири работают в вынужденном режиме в базовой части графика нагрузки. Только Братская ГЭС принимает полноценное участие регулировании графика нагрузки, являясь основным балансирующим узлом ОЭС Сибири.
ГЭС присущи большие внешние эффекты. Ряд экологических, социальных, экономических ущербов от существования ГЭС не учитываются в их ценах.
Ущербы природной среды от ГЭС не адекватны соответствующей составляющей затрат. В капитальные затраты в лучшем случае входит стоимость лесосведения, компенсационные платежи за отчуждение земель, затраты на охрану окружающей среды, подсчитанные по существующим нормативам. Последние сильно занижены. Экологический ущерб не сводится только к потере пастбища или поля. Реакция природы на грубое вмешательство типа затопления больших пространств, особенно в рифтовых зонах, проявляется достаточно медленно, что зачастую препятствует напрямую увязать негативные изменения климата и сейсмичности с созданием водохранилища.
Вопрос о социальной приемлемости строительства ГЭС до начала перестройки в нашей стране даже не поднимался. При строительстве Братской ГЭС принудительно переселили 67 тысяч человек, Красноярской - 56 тысяч, Усть-Илимской - 14 тысяч. Сегодня власти признают, что депортация населения в связи со строительством ГЭС неприемлема, но и методик оценки ущербов от утери той исторической и жизнеобеспечивающей компоненты, которой являлось затопленное место жительства, не существует.
Внешние эффекты ГЭС касаются и тепловых станций:
- Высокая доля ГЭС СФО предполагает постоянное поддержание резерва тепловых мощностей в ОЭС на случай маловодного года. Требуется особый учет оплаты мощности подобных станций, которые не востребованы в периоды высокой водности и не функционируют
- Летом ТЭС разгружаются до технических минимумов. Вложение средств в развитие таких станций оказывается экономически неэффективным. Для условий Сибири необходимы дополнительные механизмы мотивации инвестиций в тепловые станции.
Основная сфера решения этих вопросов - ценообразование, причем ценнообразование на гидроэнергию. Действенных методик решения этих вопросов в настоящее время не существует, их разработка - задача столь же назревшая, что и вопрос дифференциальной ренты в гидроэнергетике, который до сих пор не только не решен, но и всерьёз не поставлен. Рента образовывается и за счет того, что не все затраты и ущербы учитываются в цене энергии. Надо увязывать воедино проблемы ренты и внешних эффектов.
Представляется, что если бы природные, социальные, экономические внешние эффекты ГЭС были адекватно оценены и вошли в цену гидроэнергии, вопрос о ее дешевизне был бы не столь однозначным.
Современная цена энергии крупной гидростанции и спектр ущербов, приносимых её строительством, выясняются, например, в процессе обсуждений строительства ГЭС на реке Нижней Тунгуске. Там предлагается плотина высотой 200 м, водохранилище длиной 1200 км и мощность станции 12000 МВт. Идея строительства этой ГЭС с 1988 г. спорадически обсуждалась под новыми названиями (Туруханская, Эвенкийская, Нижнеенисейский гидроэнергетический комплекс) с итоговым заключением о необходимости доработки технических, экономических, экологических, социальных параметров проекта.
По проекту нет полной ясности, - как строить (постоянные поселки строителей или вахтовый метод), где использовать 46 млрд кВт.ч электроэнергии (создать новый ТПК, передавать энергию в центральную Россию и Урал, продавать в Китай или Юго-Восточную Азию), как передавать эти объемы энергии (строительство линий переменного тока на такие большие расстояния критики не выдерживает по экономическим соображениям, строительство линии постоянного тока - по технической возможности реализации). Независимые эксперты утверждают, что заполнение водохранилища даже до уровня 120 м невозможно, так как в этом случае будет происходить перелив воды из долины Н.Тунгуски через седловины ее притока в бассейн реки Сухая Тунгуска и далее в Енисей. По-видимому, потребуется еще одна плотина.
Наличие технических недоработок свидетельствует о том, что стоимость строительства недооценена, причем по ряду статей. Ценой сокращения сроков строительства на 6 лет и существенного снижения затрат за счет лесосведения и лесоочистки ложа водохранилища разработчики в своей версии 2003 года обещали обеспечить отпускной тариф 3,4 цента за каждый кВт.ч. Но даже при недооцененной стоимость капитальных затрат и её сознательном уменьшении за счет отказа от ряда санитарно-строительных мероприятий эвенкийская энергия с учетом затрат на передачу оказывается неконкурентоспособной ни на одном из предполагаемых рынков сбыта. Кроме того, это не полная цена. В ней не учтены многочисленные внешние эффекты строительства гидростанции.
Из зоны затопления площадью 9400 км2 будет необходимо переселить 8 тыс. человек, в том числе 5,5 тыс. человек - из административного центра Эвенкии поселка Тура. Под водой окажется часть месторождений полезных ископаемых - угля, медно-никелевых руд, драгоценных камней и др., участки транспортной сети. Предполагаемая к полному затоплению пойма Нижней Тунгуски, характеризующаяся уникальным для своей широты сочетанием природно-климатических факторов, является единственным ареалом массового обитания эвенков. Только здесь, в отличие от вечной мерзлоты непойменных мест, растут леса, находятся пастбища, зверофермы, сельхозугодья жителей Эвенкии, именно здесь расположены их исторические и культурные реликвии, осуществляются их традиционные промыслы. Показательно, что на организованных в 2009 г. в Туре общественных слушаниях по проекту строительства Эвенкийской ГЭС большинство участников покинуло зал заседаний в знак протеста против этого начинания.
На сайте РусГидро размещены материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта Эвенкийской ГЭС, где указывается, что ее строительство приведет к изменению качества и образа жизни переселяемого населения, разрушению сложившихся сообществ, утрате и деградации наиболее используемой части территорий традиционного природопользования, видов хозяйствования, утрате части объектов культурного наследия. На затопляемой территории останутся бесценные археологические объекты. По непроверенным данным здесь же проводились ядерные взрывы и захоронения ядерных отходов. При создании водохранилища и поднятии грунтовых вод могут возникнуть
протечки и радиационное заражение Нижней Тунгуски, в настоящее время представляющей собой резервуар дефицитной питьевой воды. Огромное беспокойство мирового сообщества связано с тем, что зона возможного радиационного заражения может распространиться до Ледовитого океана. По оценочным данным предполагается затопить около 1 млн. га уникальных лиственничных лесов, практически не затронутых хозяйственной деятельностью человека и чрезвычайно важных для сохранения биологического разнообразия и поддержания экологического баланса не только России, но и всей планеты. И это далеко не полный перечень ущербов.
Даже если никак не оценивать необратимые и некомпенсируемые экологические и социальные последствия строительства эвенкийской ГЭС, а включить в проектируемую цену энергии все санитарные затраты и затраты на возможную компенсацию ущербов, то, по нашим оценкам, цена превысит заявленный уровень в разы.
Производство энергии никогда не было экологически чистым и вообще безопасным. В той или иной степени любая генерация наносит ущербы окружающей среде и здоровью проживающего рядом населения. Несмотря на новые разработки, большая энергетика в обозримой перспективе не изменится, - она будет жечь топливо, крутить лопасти гигантских водных турбин и при этом ухудшать экологические показатели. С учетом многих параметров из всех зол надо выбирать меньшее, поскольку новое строительство в энергетике неизбежно. В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики собраны все возможные проекты отрасли, которые когда-либо где-либо упоминались. Всех их реализовать невозможно. Необходим рациональный выбор и его народнохозяйственное обоснование. Эффективной координации процессов развития энергетических систем в нашей стране еще не достигнуто. В ее отсутствии вопросы развития единой системы вынуждены решать на региональном уровне по внутрирегиональным критериям эффективности. Выдвижение проекта Эвенкийской ГЭС тому подтверждение.
Эвенкийская ГЭС планируется как часть единой энергосистемы страны, поэтому сравнение плюсов с минусами от ее строительства, получаемыми на региональном уровне, не отражает реальной роли станции. Представляется, что при оценке эффективности данного проекта и любого проекта такого масштаба корректно сначала ставить цель (покрытие дефицита в таком-то месте в таком-то объеме), затем формировать альтернативные сценарии ее достижения (строительство таких-то мощностей в таких-то местах, соответствующее расширение и/или новое строительство сетей передач) и уже их сравнивать.
© Е.В. Любимова, 2011