88
1. ПРЕСТУПНОСТИВЕДЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
УДК 343.9 ББК 67.51
В.Ф. Лапшин* 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
Выжимка: Агрессивная политика США имеет своими целями защиту собственных экономических интересов и поддержание высокой платёжеспособности американской валюты. Данные цели достигаются за счёт установления контроля над природными богатствами и иными материальными ценностями стран, подвергающихся агрессивному военному, политическому и экономическому воздействию со стороны США.
Ключевые слова: «цветные революции»; международная валютная система, доллар США; агрессия.
V.F. Lapshin
ECONOMIC CAUSES OF «COLOR REVOLUTIONS»
Summary: The US aggressive policy is focused on the protection of their own economic interests and maintenance of high solvency of the American currency Such aims are achieved by means of establishing control over natural resources and other material values of the countries affected by aggressive military, political and economic influence from the USA.
Key words: color revolutions; international exchange system; US dollar; aggression.
Как бы в настоящее время не критиковали марксистко-ленинское экономическое учение, всё же новейшая история развития мирового сообщества подтверждает тезис о том, что экономика определяет государственную политику (К. Маркс) или политика представляет собой концентрированное выражение экономики (В.И. Ленин).
Определить закономерности между современными экономическими спадами, кризисами, которые имеют место на территориях многих стран, и недружественной внешней политикой США, которая иногда перерождается в завуалированное способствование развязыванию и поощрению ведения гражданских войн, не составляет особого труда.
Внешняя политика Америки отличается крайней агрессивностью по отношению к тем странам, правительства которых проявляют независимость в принятии важных
* Валерий Фёдорович Лапшин — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права Академии права и управления ФСИН России (Рязань, Россия). E-mail: [email protected].
государственных решений.1 Ещё одним общим признаком для этих стран-жертв США является то, что на их территориях имеются существенные запасы полезных ископаемых и иных природных ресурсов. Агрессивность внешней политики США по отношению к указанным странам может выражаться в следующих формах:
— введение экономических санкций (например, против Ирана, Сирии);
— военное вторжение под предлогом сохранения демократических основ конституционного строя и защиты населения от местной тиранической власти (Афганистан, Югославия, Ирак, Ливия);2
— материальная, техническая, военная поддержка национальных деструктивных политических сил, целью которых является осуществление государственного переворота (Грузия, Украина).
1 Шестаков Д.А. К преступностиведческому учению об управляемых со стороны ГОВ и очищающих от неё революциях // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 2 (33). — С. 15.
2 Подробнее о механизме осуществления агрессии см.: Данилов А.П. Преступностиведение о нападениях на Ливию и Сирию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 1 (32). — С. 88—96.
© В.Ф. Лапшин, 2014
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
В.Ф. Лапшин. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
89
В этих условиях обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Во-первых, курс агрессивной внешней политики США, как показывает история, не зависит от личности лидера страны. На протяжении десятков лет президенты США (Р. Рейган, Дж. Буш (старший и младший), Б. Клинтон, Б. Обама) принимали однотипные решения в отношении богатых и независимых государств, руководство которых отказывалось от северо-американского политического покровительства. Как правильно замечает М.Г. Миненок, «духовность не была у истоков формирования некоторых считающих себя оплотом демократии государств (США, Канада и др.), поскольку основы государственности строились на физическом уничтожении миллионов аборигенов — индейцев, вся вина которых заключалась в том, что они проживали на своей родной земле за многие тысячи километров от своих новоявленных поработителей».3
Во-вторых, большинство цивилизованных стран мирового сообщества достаточно лояльно относятся к действиям США, которые, по своей сути, являются грубейшими нарушениями норм международного права, а различные международные организации (прежде всего ООН), призванные обеспечивать мир во всём мире, одобряют подобные действия. Более того, военное вторжение обеспечивается международной поддержкой и осуществляется под эгидой ООН или НАТО.4 * *
В этой связи возникают закономерные вопросы: «Какую цель преследуют США при осуществлении агрессивной внешней политики в отношении отдельных государств?», «Почему большинство стран мирового сообщества не только не предпринимает действий, направленных на пресечение действий США, противоречащих основам международного права, но и оказывает содействие в совершении данных деяний?».
3 Миненок М.Г. Глобальная олигархическая власть: криминологические и политические аспекты // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 3 (34). — С. 29.
4 См.: Гуськова Е.Ю. Кто виноват в срыве перего-
воров в Рамбуйе URL: http://www.usinfo.ru/c3.files/
jugoslavija33.htm (дата обращения: 24.06.2014).
Как представляется, в основе совершения действий, балансирующих на грани нарушения основополагающих норм международного права — jus cogens, — находятся именно причины экономического (финансового) характера. Общеизвестно, что подавляющее большинство международных расчётов производится в долларах США. Именно эта денежная единица является эквивалентом определения валового продукта любого государства в мировом сообществе, национального золотовалютного резерва и прочих активов государственного значения.
В соответствии с мировым признанием американского доллара в качестве мировой валюты США обязаны безоговорочно гарантировать его платёжеспособность и самую высокую степень защищённости от инфляции и иных экономических потрясений. В то же время дать эти гарантии можно только при наличии значительных запасов востребованных полезных ископаемых и иных природных ресурсов, а также значительных объёмов внутригосударственного производства конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в индустриальной и информационной сфере.
Современная экономика США пребывает в состоянии глубокой стагнации, что, тем не менее, не умаляет общемировой статус американского доллара, поскольку именно он положен в основу современной международной валютной системы. Потребность в установлении унифицированного эквивалента, распространяющего своё действие на валюты всех государств, возникла, приблизительно, в первой половине ХК века, то есть в период очередного витка развития промышленного производства и интеграции экономик ведущих государств в общемировую экономику. Именно на этом этапе развития международной экономики стала ощущаться потребность в неком универсальном средстве платежа, который признавался бы всеми участниками мирового рынка.
Впервые международное соглашение по данному вопросу было достигнуто в 1867 году на Парижской межгосударственной конференции путём принятия единого золотомонетного стандарта. В сущности, данное соглашение сводилось к установле-
3 (34) 2014
90
1. ПРЕСТУПНОСТИВЕДЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
нию курсов валют Великобритании (фунт стерлингов), Франции (франк) и США (доллар) по отношению друг к другу. При этом каждое из государств-участников соглашения гарантировало обеспеченность своей валюты чистым золотом: франк — 0,18 гр., доллар США — 0,9 гр., фунт стерлингов — 4,5 гр.5
Нетрудно заметить, что в середине XIX века Великобритания — незначительное по территории, островное государство Западной Европы — обладала наиболее обеспеченной национальной валютой. Это можно связать не только и не столько с ранним развитием рыночных отношений в стране, а, скорее, с обширными колониальными британскими владениями, которые находились, практически, во всех частях света. Эксплуатация природных ресурсов и дешёвая рабочая сила колониальных стран обеспечивали значительный материальный доход британской казне и, как следствие, наиболее обеспеченную и стабильную денежную единицу.
Однако в последующие десятилетия удержать национальную валюту на уровне объявленного золотого стандарта фактически не удалось ни одному государству. Это было связанно, в том числе, с явным превышением темпов инфляции над темпами добычи золота, произошедшими в ХХ веке экономическими кризисами, крупнейшими гуманитарными катастрофами мирового масштаба и прочими политикоэкономическими катаклизмами. По этим причинам мировая валютная система регулярно корректировалась в соответствии с международными соглашениями в Генуе в 1922 г., Бреттон-Вудсе в 1944 г., однако при этом золото оставалось универсальным средством оценки платёжеспособности и стабильности национальной валюты любого государства.6
Так, по Генуэзскому соглашению 1922
5 Подробнее об обменном курсе валют см.: Стариков Н.В. Национализация рубля. Путь к свободе России. — СПб., 2011.
6 См.: Джабиев Э.С. Исторический и международный опыт правового регулирования валютных отношений // Финансовое право. — 2009. — № 6. — С. 11—15; Хаустова В.Е., Громыко Н.К. Валютная система и мировые кризисы // Проблемы экономики. — 2010. — № 4. — С. 9—12.
Криминология____________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
года уже только американский доллар и британский фунт признавались валютой, имеющей международное значение универсального средства платежа. Франция, очевидно, в силу значительного отвлечения материальных ресурсов на Первую мировую войну и утраты заёмных средств, выделенных царской России на подавление большевизма, не могла гарантировать обеспечение своей национальной валюты золотом по заявленному ранее эквиваленту. По этой причине франк в первой четверти ХХ века утратил значение мировой валюты.
Итогом Бреттон-Вудской конференции 1944 года стало решение о том, что доллар США является единственной в мире валютой, имеющей статус универсального средства платежа. Соединённые Штаты гарантировали эквивалентное соотношение 35 долларов за одну тройскую унцию золота (31,1 гр.). Подобная возможность была вызвана, во-первых, предоставлением значительных товарных кредитов в пользу стран антигитлеровской коалиции в 1941—1945 гг., что стимулировало рост промышленного производства в экономике США, а, во-вторых, относительно незначительной вовлечённостью США в военные действия Второй мировой войны по сравнению с СССР, Великобританией, Францией. Таким образом, примерно с середины ХХ века доллар США стал рассматриваться в качестве единственной валюты в мире, которая гарантированно обеспечивалась золотом.
В результате принятия Бреттон-Вудского соглашения 1944 года национальный доход США стал расти пропорционально развитию экономик стран всего мира. Это позволило именно в США утвердиться общественной идеологии потребления, в основе которой лежит принцип «бери от жизни всё». По мнению В.В. Колесникова, современные модели экономики являются криминогенными, что обусловливает мировые финансовые кризисы.7
7 Колесников В.В. Криминогенность современных моделей экономики — ключевой фактор детерминации мирового финансово-экономического кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 1 (18). — С. 163—191.
В.Ф. Лапшин. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
91
Опасность культа потребления заключается в том, что воспроизводство ресурсов, которые используются для создания материальных благ, не успевает за потреблением последних. В свою очередь жизнь не по средствам рано или поздно приводит к состоянию неплатёжеспособности (кризису), которое вынуждает осуществлять поиск внутренних резервов или захват чужих материальных ресурсов для собственного потребления.
Подтверждением этому является факт того, что если страны Западной Европы отказывались от ранее принятых на себя обязательств по обеспечению национальной валюты золотом в период значительных экономических потрясений и гуманитарных катастроф (Первая и Вторая мировые войны), то США осуществили демонетизацию золота в относительно спокойное время при отсутствии социальнополитических кризисов.
Данное решение было объявлено на Ямайской международной конференции 1978 года, проводимой странами-участницами Международного валютного фонда (далее — МВФ). Правительство США снимало с себя все обязательства по золотому обеспечению доллара. По условиям Ямайского соглашения МВФ был призван обеспечить международное валютное регулирование, усилить контроль за соблюдением истинного соотношения курсов национальных валют, формируемого на основании платёжеспособности. В свою очередь странам предоставлялось неограниченное право выбора режима курса национальной валюты: от свободно конвертируемой до строго фиксированной государственными финансовыми учреждениями. Соотношение мировых валют стало устанавливаться, преимущественно, исходя из баланса спроса и предложения в рамках международных валютных торгов. Но вопреки ожиданиям американский доллар не только не утратил положения общепризнанной валюты международных расчётов, но и, наоборот, в какой-то степени усилился, поскольку курс всех национальных валют в процессе международных торгов на валютных биржах определялся, прежде всего, по отношению к доллару США.
С того периода времени идеология (культ) потребления в США в общественном сознании только укрепилась, а потому необходимость в привлечении дополнительных материальных ресурсов стимулировала поиск новых источников материальных доходов, рынков сбыта и дешёвой рабочей силы. Соединённым Штатам удалось создать уникальную экономическую ситуацию, при которой возможности эмиссии необеспеченных денежных знаков, по сути, являются безграничными. Американские доллары охотно скупаются на международных валютных рынках и рассматриваются в качестве надёжного финансового инструмента для среднесрочных и долгосрочных вложений, а иностранные государства определяют уровень национального дохода в долларовом эквиваленте.
Последнее означает, что падение курса американской валюты (что экономически являлось бы вполне закономерным явлением) приведёт к уменьшению собственных доходов. По этой причине страны мирового сообщества поддерживают курс американской валюты на необоснованно высоком уровне с целью обеспечения защиты своего национального богатства. Таким образом, не США, а всё мировое сообщество, как представляется, выступает гарантом платёжеспособности американского доллара.
Правительство США активно вкладывает национальную валюту в различные международные проекты, осуществляет межгосударственное кредитованиеиактив-но финансирует деятельность проамериканских политических сил того или иного государства, обладающего значительными запасами природных ресурсов и (или) активно развивающейся экономикой. Приход к власти указанных политических сил обеспечивает приток необеспеченных долларов США в качестве инвестиций в экономику, благодаря которым американские корпорации приобретают крупные доли в предприятиях данной страны, а также права на добычу и переработку полезных ископаемых. Реализация данного сценария позволяет преумножить национальный доход США за счёт дружественного им государства-должника.
3 (34) 2014
92
1. ПРЕСТУПНОСТИВЕДЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Преодолеть валютную диверсию США можно только путём ввода на международный валютный рынок новых видов валют, которые по обеспеченности и платёжеспособности не уступали бы американскому доллару. Сегодня на роль таковой может претендовать валюта Евросоюза — евро. Однако и эта мера, как представляется, полностью не снимет проблему валютной интервенции, поскольку евро, как и доллар, не обеспечивается государственными гарантиями устойчивости, защищённости от инфляции и платёжеспособности. Об отказе от доллара США, как средстве противодействия мировой олигархической преступности, а значит и агрессивной политики США, криминологи говорят всё громче.8
Несколько иной сценарий можно наблюдать в случаях, когда у правительства США имеется заинтересованность в материальных ресурсах какой-либо страны, руководство которой не является проамериканским. В данном случае, как уже говорилось, могут использоваться различные схемы ликвидации государственных
8 Чураков А.В. Отказ от доллара США как средство противодействия мировой олигархической преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 1 (32). — С. 97—100.
Криминология__________________________
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
и политических лидеров. Это может быть вариантом поощрения местного диктатора с последующим его «разоблачением» или физическим устранением ради «победы демократии» и назначение подконтрольных США политических лидеров (Ирак), либо финансирование революций и гражданских войн, в результате которых к власти приходят оппозиционные силы, подконтрольные США, например, как это было в Ливии.9
Второй вариант получил в новейшей истории название «цветная революция». В сущности, это является искусственно созданным на территории отдельного государства социальным конфликтом, который перерастает в открытое силовое сопротивление официальным властям и завершается государственным переворотом. Именно этот вариант мы, к сожалению, могли наблюдать в Грузии (Саакашвилли) и на Украине (Ющенко, Порошенко). В основе феномена «цветной революции» лежит стремление высшего руководства США обеспечить себе доступ к национальным богатствам другой страны.
9 См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 4 (23). — С. 10—15.