Научная статья на тему 'Экономические отношения и международная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты'

Экономические отношения и международная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВАЛЮТА / ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / ДЕВАЛЬВАЦИЯ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Букалерова Людмила Александровна

В последнее время особенно актуальным является вопрос о соответствии нормам международного права, имеющим наивысшую юридическую силу (jus cogens), действий отдельных государств и военных блоков по отношению к иным государствам субъектам международного права. Анализ внешней политики XX-XXI вв., проводимой США и их военно-политическими союзниками по отношению к ряду стран Западной Европы, Северной Африки, Азии и Ближнего Востока, может свидетельствовать о попирании международных принципов невмешательства во внутренние дела другого государства, мирного разрешения международных споров и др. Отсюда возникает явная потребность в проведении научного исследования, целью которого является установление действительности нарушения норм-принципов международного права, положенных в основу цивилизованных взаимоотношений субъектов международного права, а также истинных причин возникновения современных военных межгосударственных конфликтов, политических кризисов, гуманитарных катастроф и цветных революций. Применение диалектического метода научного познания, а также частных научных методов анализа и синтеза позволило сформулировать ряд выводов относительно заявленной проблематики. Международное сообщество в лице ООН юридически не констатирует факты нарушения норм международного права, то есть совершения преступлений против мира и безопасности человечества. Однако это не означает действительного отсутствия нарушений норм jus cogens. Причиной осуществления агрессивной политики США и ее поощрения руководством стран мирового сообщества является сложившаяся кризисная ситуация в мировой экономике. Доллар США признается в качестве ведущего финансового инструмента, в эквиваленте которого определяются национальные богатства подавляющего большинства современных государств. Преимущественно в долларах США осуществляются платежи по внешнеторговым сделкам, предоставляются международные кредиты, поэтому американская валюта считается одним из наиболее стабильных средств накопления и сбережения. Однако фактически платежеспособность данной валюты ничем не обеспечена, а государством не гарантируется. Долг США значительно превышает государственные доходы и имеет тенденцию к постоянному увеличению. Соответственно для сохранения доминирования американской валюты в мировой экономике США проводят агрессивную внешнюю политику для захвата природных ресурсов иных стран и обеспечения международного инвестирования деятельности национальных компаний. Иные страны вынуждены не препятствовать данной политике, поскольку падение курса доллара США приведет к резкому уменьшению стоимости собственных национальных активов. Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в мире не появится реальная материально обеспеченная альтернатива американскому доллару и не будут скорректированы принципы взаимодействия субъектов международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RELATIONS AND INTERNATIONAL CRIME: CRIMINALLY-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

Lately particularly relevant is the question of compliance with the standards of international law, have the highest legal force (jus cogens), the actions of individual states and military units in relation to other states subjects of international law. An analysis of the foreign policy of XX-XXI centuries, pursued by the US and its military and political allies in relation to a number of countries in Western Europe, North Africa, Asia and the Middle East may indicate defiance of the international principles of non-interference in the internal affairs of other states, peaceful settlement of international disputes and others. Hence there is a clear need to conduct scientific research, the purpose of which is to establish the fact violations of, the principles of international law that formed the basis of civilized relations between subjects of international law, as well as about the true causes of the modern military interstate conflicts, political crises, humanitarian disasters and «color revolutions»... Lately particularly relevant is the question of compliance with the standards of international law, have the highest legal force (jus cogens), the actions of individual states and military units in relation to other states subjects of international law. An analysis of the foreign policy of XX-XXI centuries, pursued by the US and its military and political allies in relation to a number of countries in Western Europe, North Africa, Asia and the Middle East may indicate defiance of the international principles of non-interference in the internal affairs of other states, peaceful settlement of international disputes and others. Hence there is a clear need to conduct scientific research, the purpose of which is to establish the fact violations of, the principles of international law that formed the basis of civilized relations between subjects of international law, as well as about the true causes of the modern military interstate conflicts, political crises, humanitarian disasters and «color revolutions». The use of the dialectical method of scientific knowledge, as well as private scientific methods of analysis and synthesis, allowed to formulate a number of conclusions regarding the stated issues. The international community, through the United Nations is not legally ascertains violations of international law, that is committing crimes against the peace and security of mankind. But this does not mean lack of actual violations of jus cogens. © Bukalerova L. A., 2016 The cause of the aggressive policy of the USA and its promotion of the leadership of the world community is the current crisis in the global economy. The US dollar is recognized as the leading financial instrument, in terms of which shall be the national wealth of the vast majority of modern states. Mainly in US dollars made payments on foreign trade transactions, provided by international loans, and so on. Therefore, the US currency is considered one of the most stable means of accumulation and savings. However, the actual solvency of the currency does not provided, and the state can not be guaranteed. US debt is much higher than government revenues and tends to a constant increase. Consequently, to preserve the dominance of the American currency in the world economy, the US conducted an aggressive foreign policy to seize the natural resources of other countries and secure international investment activities of national companies. Other countries have not to interfere with this policy since the fall of the US dollar will lead to a sharp decrease in the value of their national assets. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Экономические отношения и международная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты»

УДК 343 .973 ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА БУКАЛЕРОВА,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права (Российский университет дружбы народов), e-mail: [email protected]

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Реферат: в последнее время особенно актуальным является вопрос о соответствии нормам международного права, имеющим наивысшую юридическую силу (jus cogens), действий отдельных государств и военных блоков по отношению к иным государствам - субъектам международного права. Анализ внешней политики XX-XXI вв., проводимой США и их военно-политическими союзниками по отношению к ряду стран Западной Европы, Северной Африки, Азии и Ближнего Востока, может свидетельствовать о попирании международных принципов невмешательства во внутренние дела другого государства, мирного разрешения международных споров и др. Отсюда возникает явная потребность в проведении научного исследования, целью которого является установление действительности нарушения норм-принципов международного права, положенных в основу цивилизованных взаимоотношений субъектов международного права, а также истинных причин возникновения современных военных межгосударственных конфликтов, политических кризисов, гуманитарных катастроф и цветных революций.

Применение диалектического метода научного познания, а также частных научных методов анализа и синтеза позволило сформулировать ряд выводов относительно заявленной проблематики. Международное сообщество в лице ООН юридически не констатирует факты нарушения норм международного права, то есть совершения преступлений против мира и безопасности человечества. Однако это не означает действительного отсутствия нарушений норм jus cogens.

Причиной осуществления агрессивной политики США и ее поощрения руководством стран мирового сообщества является сложившаяся кризисная ситуация в мировой экономике. Доллар США признается в качестве ведущего финансового инструмента, в эквиваленте которого определяются национальные богатства подавляющего большинства современных государств. Преимущественно в долларах США осуществляются платежи по внешнеторговым сделкам, предоставляются международные кредиты, поэтому американская валюта считается одним из наиболее стабильных средств накопления и сбережения. Однако фактически платежеспособность данной валюты ничем не обеспечена, а государством не гарантируется. Долг США значительно превышает государственные доходы и имеет тенденцию к постоянному увеличению. Соответственно для сохранения доминирования американской валюты в мировой экономике США проводят агрессивную внешнюю политику для захвата природных ресурсов иных стран и обеспечения международного инвестирования деятельности национальных компаний. Иные страны вынуждены не препятствовать данной политике, поскольку падение курса доллара США приведет к резкому уменьшению стоимости собственных национальных активов.

Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в мире не появится реальная материально обеспеченная альтернатива американскому доллару и не будут скорректированы принципы взаимодействия субъектов международных экономических отношений.

Ключевые слова: международные экономические отношения, национальная безопасность, финансы, международные преступления, валюта, золотовалютные резервы, валютный рынок, девальвация, военно-политические объединения, гуманитарная катастрофа, политический кризис, международные соглашения.

Наука уголовного права традиционно определяет в качестве международных преступлений те виды общественно опасных деяний, совершение которых ставит под угрозу отношения мирного сосуществования государств мирового сообщества или причиняет им реальный вред. Данные общечеловеческие ценно-

© Букалерова Л. А., 2016

сти получили регламентацию в нормах Устава ООН, юридическая сила которых признана наивысшей (jus cogens) и распространяет свое действие на всех субъектов международного права вне зависимости от членства в ООН. Учитывая изложенное, можно утверждать, что международные преступления посягают на принципы (отношения)

нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела другого государства, мирного разрешения международных споров, уважения прав и свобод человека и гражданина и др.

Однако представительство практически всех цивилизованных государств - членов мирового сообщества в ООН и официальное признание указанных принципов международного общения и сотрудничества, к сожалению, не гарантирует мирное сосуществование государств на планете. Начиная с конца прошлого столетия можно наблюдать постоянно возрастающую напряженность в международной политике, которая все чаще перерастает в локальные военные конфликты, прямыми или косвенными участниками которых становятся все те же страны - члены ООН. Обращает на себя внимание и увеличение продолжительности во времени вооруженных столкновений, равно как и постоянно растущее количество их участников. Так, первые десятилетия ХХ1 века ознаменовались серией гуманитарных катастроф в Западной Европе (Югославия, Албания, Украина), Северной Африке (Египет, Ливия) и на Ближнем Востоке (Афганистан, Ирак, Сирия).

Предлогом военного воздействия на власти и население перечисленных территорий были проблемы с соблюдением гуманитарных и демократических ценностей, террористические угрозы, осуществление разработок оружия массового поражения и т. п., хотя истинной причиной (как и во всех межгосударственных войнах) являются экономические интересы государств, прямо или косвенно осуществляющих военную экспансию [2, с. 88-89]. Неизменным инициатором (а в ряде случаев и непосредственным участником) всех вооруженных конфликтов международного характера выступают США и Великобритания, формально проводя свою политику через коллегиальные решения Северно-Атлантического альянса и иные международные организации.

Нетрудно заметить, что все государства, подвергающиеся военно-политическому воздействию, имеют значительные природные запасы углеводородов либо расположены в непосредственной близости от суверенных территорий тех стран, которые традиционно являются геополитическими противниками США. Соответственно дешевые природные ресурсы и увеличение степени влияния на политических противников путем расположения вооруженных сил в непосредственной близости от суверенной территории последних являются истинными причинами агрессивной внешней политики США.

Теперь остается установить, почему руководство США так активно использует методы агрес-

сивной внешней политики, применение которых часто противоречит общепризнанным ценностям, закрепленным в международном праве? Ответ на данный вопрос следует искать путем анализа экономических процессов, происходивших на протяжении ХХ века и сформировавших современную мировую экономику на планете.

Так, международные расчеты в подавляющем большинстве случаев производятся в долларах США. Американский доллар является мерой определения количественных показателей валового продукта и национального дохода в каждой стране мира. Учитывая такую финансовую гегемонию, США должны стремиться к обеспечению самой высокой степени надежности своей валюты от обесценения и к недопущению возникновения сомнений в ее нестабильности. Подобные гарантии можно предоставить только при наличии высоких национальных доходов, богатейшей минерально-ресурсной базы и бесспорной конкурентоспособности производимых в стране товаров на международном рынке. В то же время ни для кого не является секретом, что современная экономика США переживает не лучшие времена. Несмотря на это, американская валюта по-прежнему лежит в основе мировой валютной системы, хотя определенную конкуренцию в данной области уже создают валюты Евросоюза и Китая. Но почему при наличии таких минусов американский доллар не утрачивает своего международного финансового значения?

Со второй половины XIX века ведущие капиталистические державы приняли решение о золотом стандарте, суть которого сводилась к гарантии государства-эмитента национальной валюты обеспеченности последней определенной мерой золота. Экономические кризисы и гуманитарные катастрофы конца XIX - первой половины ХХ века вызвали к бурному росту повсеместной инфляции, что привело к неспособности правительств многих государств гарантировать обеспеченность золотом выпускаемых в обращение национальных денежных единиц. Так, к концу Второй мировой войны только США сохранили возможность обеспечения заявленного золотого стандарта для американского доллара, что было официально подтверждено резолюцией Бреттон-Вудской конференции 1944 г. [3, с. 351]. Именно с этого времени можно наблюдать стремительный экономический рост Соединенных Штатов Америки, поскольку их национальная валюта получила исключительный статус, сравнимый с золотом - традиционным универсальным средством платежа и обеспечения исполнения обязательств. За достаточно короткое время национальные богатства каждой страны мирового сообщества стали исчисляться в эквиваленте аме-

риканскому доллару, равно как и осуществление международных расчетов, выдача займов и пр.

Через относительно непродолжительное время общая долларовая наличная масса увеличилась в разы, а США, как и иные государства, утратили возможность обеспечения национальной валюты золотом. По этой причине в 1978 г. на Ямайской международной конференции официальные представители США объявили об отказе от золотого валютного стандарта и о снятии с себя всех обязательств по государственным гарантиям платежеспособности национальной валюты [4, с. 744-745]. С этого времени курс национальной валюты стал определяться исходя или из биржевой стоимости, или фиксированной суммы, установленной государственными органами власти. Однако лидирующих позиций в мировой экономике доллар США нисколько не утратил, потому что курсы свободно конвертируемых валют в процессе биржевой торговли определялись преимущественно по отношению к американской национальной валюте [1, с. 268-269].

Необеспеченность доллара и постоянное наращивание его массы по всему миру стимулирует власти США к постоянному поиску материальных ресурсов за пределами своей страны. Уникальность положения США в мировой экономике заключается в том, что выпуск национальной валюты может осуществляться безгранично, а ежегодно возрастающий государственный долг не оказывает никакого принципиального негативного действия на спрос американской валюты по всему миру: как и прежде, она рассматривается как надежный финансовый инструмент, средство накопления и сбережения своих денег. Вполне оправданная девальвация американской валюты с экономической точки зрения приведет к уменьшению своих материальных ценностей, в связи с чем страны мирового сообщества поддерживают курс американской валюты на необоснованно высоком уровне, чтобы не уменьшить стоимость собственных национальных богатств. Отсюда гарантирует платежеспособность американской валюты не государство-эмитент, а все страны мирового сообщества [2, с. 90].

Разумеется, что подобное положение в мировой экономике мало кого устраивает, а потому периодически осуществляются попытки устранения гегемонии американской валюты. В новейшей истории это выражается во введении единой европейской валюты странами материковой части Европейского континента (1999 г.), заявление России и Китая о вводе национальных валют на международный валютный рынок, провозглашение Россией использования в международных расчетах собственной валюты (2006 г.), создание таможенных

союзов независимых государств и др. Казалось бы, что все перечисленные действия относятся лишь к стремлению отдельных государств перейти на качественно новый уровень экономии-ческого развития и занять достойное место в ряду крупнейших мировых экономик.

Однако США вполне оправданно рассматривают подобные экономические инициативы межгосударственного значения в качестве прямой угрозы собственной национальной безопасности, поэтому предпринимают самые различные меры противодействия, включая военное вмешательство во внутренние дела государств. Так, евро был введен с 1 января 1999 г., при этом изначально его заявленный курс был выше американского доллара. Уже 24 марта 1999 г. силы НАТО без получения соответствующих международных разрешений ООН предприняли осуществление военной операции на территории бывшей Югославии, что сопровождалось активными бомбардировками не только военных, но и гражданских объектов инфраструктуры, уничтожением мирного населения Косово. В данный военный конфликт были втянуты вооруженные силы большинства европейских государств - членов НАТО. Валютный рынок мгновенно отреагировал на данное международное событие: курс евро значительно снизился и долгое время европейская валюта стоила дешевле американского доллара.

Несколько иные, но не менее преступные сценарии причинения вреда интересам России проводятся представителями США с конца ХХ века и по настоящее время. Здесь мы не наблюдаем вторжения на суверенную территорию РФ представителями иностранного военного контингента. Однако вооруженные силы США обеспечивают свое присутствие в странах - партнерах России, что крайне негативно сказывается на сохранении экономических связей и взаимовыгодного сотрудничества России с данными государствами. Такой сценарий имел место в Ираке и Ливии [5, с. 4-9]. Кроме того, предпринимались попытки создания военных баз США в непосредственной близости от государственной границы РФ на территории Киргизии и Узбекистана.

Менее явным вмешательством во внутренние дела другого государства является сценарий осуществления цветных революций, вследствие которых власть в стране - стратегическом партнере РФ -передается в руки проамериканских политиков. Яркими примерами подобных деяний являются революции в Грузии и Украине. Скорее всего, один из сценариев должен был бы быть реализован в отношении официальных властей Ирана и Сирии, что пока не происходит по причине активной внешней

политики России по данным геополитическим вопросам. Следствием всех перечисленных гуманитарных катастроф является отказ участников международных валютных рынков инвестировать свои средства в экономики тех стран, которые подверглись военно-политическому воздействию и переживают внутриполитические кризисы власти. Отсюда вложения продолжают осуществляться в экономику США, то есть по-прежнему обеспечивается стабильность и высокий курс американской валюты, которая воспринимается как единственно возможное средство для сохранения своих сбережений.

Все это позволяет сделать вывод о том, что международные преступления будут продолжаться и в будущем, поскольку в их основе лежит фактическая неплатежеспособность американской национальной

валюты. В свою очередь, США будут увеличивать объемы валютной эмиссии и финансировать кризисы, революции и войны в других государствах, являющихся противниками США в международном экономическом противостоянии. Восстановление платежеспособности американского доллара вряд ли возможно по причине колоссального внешнего долга США, поэтому представителям международного сообщества необходимо предпринять поиск альтернативы американскому доллару на международном валютном рынке, а также не забывать о том, что нарушение норм международного права, равно как и ненадлежащее реагирование на факты их нарушения, может привести к глобальной гуманитарной катастрофе с ужасающими последствиями для всего человечества.

Список литературы

1. Деньги. Кредит. Банки : учебник / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М., 2010. 848 с.

2. Лапшин В. Ф. Экономические причины «цветных революций» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3. С. 88-92.

3. Международные экономические отношения : учебник. М., 2001. 512 с.

4. Финансы : учебник / отв. ред. В. В. Ковалев. М., 2010. 928 с.

5. Шестаков Д. А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 4. С. 4-9.

LYUDMILA ALEXANDROVNA BUKALEROVA,

dsc in law, professor, head of the department, criminal law department (Russian university of peoples' friendship), e-mail: [email protected]

ECONOMIC RELATIONS AND INTERNATIONAL CRIME: CRIMINALLY-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

Annotation: lately particularly relevant is the question of compliance with the standards of international law, have the highest legal force (jus cogens), the actions of individual states and military units in relation to other states - subjects of international law. An analysis of the foreign policy of XX-XXI centuries, pursued by the US and its military and political allies in relation to a number of countries in Western Europe, North Africa, Asia and the Middle East -may indicate defiance of the international principles of non-interference in the internal affairs of other states, peaceful settlement of international disputes and others. Hence there is a clear need to conduct scientific research, the purpose of which is to establish the fact violations of, the principles of international law that formed the basis of civilized relations between subjects of international law, as well as about the true causes of the modern military interstate conflicts, political crises, humanitarian disasters and «color revolutions».

The use of the dialectical method of scientific knowledge, as well as private scientific methods of analysis and synthesis, allowed to formulate a number of conclusions regarding the stated issues. The international community, through the United Nations is not legally ascertains violations of international law, that is committing crimes against the peace and security of mankind. But this does not mean lack of actual violations of jus cogens.

The cause of the aggressive policy of the USA and its promotion of the leadership of the world community is the current crisis in the global economy. The US dollar is recognized as the leading financial instrument, in terms of which shall be the national wealth of the vast majority of modern states. Mainly in US dollars made payments on foreign trade transactions, provided by international loans, and so on. Therefore, the US currency is considered one of the most stable means of accumulation and savings. However, the actual solvency of the

© Bukalerova L. A., 2016

currency does not provided, and the state can not be guaranteed. US debt is much higher than government revenues and tends to a constant increase. Consequently, to preserve the dominance of the American currency in the world economy, the US conducted an aggressive foreign policy to seize the natural resources of other countries and secure international investment activities of national companies. Other countries have not to interfere with this policy since the fall of the US dollar will lead to a sharp decrease in the value of their national assets.

Key words: international economic relations, national security, finance, international crime, currency, foreign exchange reserves, foreign exchange market, devaluation, military-political associations, humanitarian crisis, political crisis, an international agreement.

References

1. Den'gi. Kredit. Banki [Money. Credit. Banks]. Under the editorship of V. V. Ivanov, B. I. Sokolov. Moscow, 2010. 848 p.

2. Lapshin V. F. Jekonomicheskie prichiny «cvetnyh revoljucij» [Economic causes of the «color revolutions»]. Kriminologija: vchera, segodnja, zavtra - Criminology: yesterday, today and tomorrow, 2014, no. 3, pp. 88-92.

3. Mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija [International economic relations]. Moscow, 2001. 512 p.

4. Finansy [Finance].Under the editorship of V. V. Kovalev. Moscow, 2010. 928 p.

5. Shestakov D. A. Agressija protiv suverennoj Livii, nabrosok formul obvinenija [Aggression against a sovereign Libya, outline formulas for the prosecution]. Kriminologija: vchera, segodnja, zavtra - Criminology: yesterday, today and tomorrow, 2011, no. 4, pp. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.