Научная статья на тему 'Экономические представления как составляющая психологической безопасности студентов с разными типами морального сознания'

Экономические представления как составляющая психологической безопасности студентов с разными типами морального сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ECONOMIC REPRESENTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / MORAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Лариса Ивановна

Статья посвящена проблеме экономических представлений у студентов с разными типами морального сознания. Позитивное представление об экономических отношениях является выражением психологической безопасности, сформированной в результате взаимодействия личности с экономическими условиями среды. Установлено, что позитивное представление об экономических отношениях последовательно возрастает в группах с типами морального сознания «гибкий прагматик», «принципиальный гуманист» и самым высоким является в группе «гибкий гуманист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic representation as part of psychological safety of students with different types of moral consciousness

The article is devoted to the problem of economic representation of students with different types of moral consciousness. Positive notion of the economic relationship is an expression of psychological safety formed by the individual’s interaction with economic conditions of the environment. It was found that positive picture of economic relations sequentially increased in the groups with the types of moral consciousness «flexible pragmatist», «principled humanist» and the highest in the group is “flexible humanist.»

Текст научной работы на тему «Экономические представления как составляющая психологической безопасности студентов с разными типами морального сознания»

ISSN 1029-3388

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Голубева Е.В.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИя

Актуальность нашего исследования обусловлена постоянным ростом внимания ученых к проблемам психологической безопасности человека, которые определяются многими социальными обстоятельствами. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести «повышение динамики социальных изменений, движение общества к цивилизации потребления, что при интенсивном развитии информационных и психотехнологий может привести к непредсказуемо печальным последствиям» [6; с. 134].

Н.А. Лызь, Т.В. Эксакусто определяют психологическую безопасность следующим образом. «Психологическая безопасность есть состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе и другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (в том числе угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности» [7; с. 88].

Анализ современных теоретических и эмпирических исследований в области психологической безопасности и собственные исследования позволили Н.В. Козловой, С.А. Богомазу [4] сформулировать интегративную модель личностного развития с учетом переживаемого чувства собственной безопасности. Согласно этой модели, безопасность личности неотделима от безопасности среды, к условиям которой относятся политические, экономические, социально-культурные и целенаправленного развития. Как видим, экономические условия являются важнейшим компонентом окружения, взаимодействуя с которым личность может достичь со средой оптимального уровня совместной безопасности. Одним из потенциальных результатов такого взаимодействия должна являться способность защитить себя от экономических угроз и создавать психологически безопасную среду экономических отношений.

Здоровое чувство безопасности, являющееся одним из базовых ощущений человека, основывается на трех категориях базисных убеждений: «в мире больше добра, чем зла», «мир полон смысла», «ценность собственного Я» (Р. Янов-Бульман). Относительно взаимодействия с экономическими условиями среды эти убеждения выражаются в особенностях экономических представлений. Экономические представления характеризуют усвоенную информацию об экономических реалиях, степень ее систематизации и обобщенности, способствующую успешной жизнедеятельности в соответствующих социально-экономических условиях. К ним, например, относятся представления о роли индивида, государства, бизнеса в экономических отношениях, справедливого отношения к работникам и др. Позитивный характер этих представлений обозначает убеждение в справедливой и честной организации экономической жизни общества, дающее их обладателю возможность чувствовать себя уверенно и безопасно.

Работы, направленные на выявление экономических представлений людей с раз-

70

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

ной психологической безопасностью, немногочисленны. К ним можно отнести исследование Т.В. Эксакусто, в котором, в частности, было показано, что, несмотря на то, что респонденты с высокой и респонденты с низкой психологической безопасностью оказались не удовлетворены своим материальным достатком, субъекты с низкой психологической безопасностью характеризуются большей интенсивностью переживания этой неудовлетворенности [10]. Таким образом, более позитивное или более негативное представление об экономических отношениях является выражением психологической безопасности, сформированной в результате взаимодействия личности с экономическими условиями среды.

Согласно модели безопасной личности, разработанной Н.А. Лызь [5], ее взаимосвязанными подструктурами являются когнитивно-инструментальная, интенциональная, отражающие аспекты готовности к обеспечению безопасности, а также смысловая и ценностная, соотносящиеся с личностно-психологическим и духовно-нравственным уровнем системной устойчивости человека. Смысловую и ценностную подструктуры можно сопоставить с феноменом морального сознания личности. Следовательно, характеристики морального сознания личности могут определять ее способность сохранять свою целостность и защищенность, в том числе, по отношению к экономическим угрозам.

Анализ подходов к проблеме морали, содержанию и структуре морального сознания содержится в работах Л.Н. Антилоговой, Б.С. Братуся, А.А. Гусейнова, О.Г. Дроб-ницкого, С.П. Парамоновой, А.А. Титаренко, А.А. Хвостова и др. Авторы определяют моральное сознание через моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости (О.Г. Дробницкий); систему осознанных общих смысловых образований личности (Б.С. Братусь), рассматривают его как основу морально-нравственной регуляции (Л.Н. Антилогова). Обобщенное определение морального сознания дано Л.Н. Антилоговой: это интегральное психологическое образование, регулирующее поведение человека на основе общепринятых и усвоенных им моральных норм [1].

Согласно нашим исследованиям, основанным на работах А.А. Хвостова [9], категории «гуманизм-жестокость» и «принципиальность-гибкость» являются одними из ключевых для изучения феномена морального сознания и дают основу для определения его типологии [3]. Данное положение иллюстрирует рисунок 1. На полюсе «гуманизм» находятся тип 1 «принципиальный гуманист» (характеризуются высокой принципиальностью и гуманистической направленностью) и тип 2 «гибкий гуманист» (характеризуются гибкостью в приверженности принципам и гуманистической направленностью), на полюсе «жестокость» находятся тип 3 «гибкий прагматик» (характеризуются гибкостью в приверженности принципам и ориентацией на выгоду, сомневаются в том, что достоинство человека определяется в первую очередь его порядочностью) и тип 4 «принципиальный прагматик» (характеризуется принципиальностью и ориентацией на выгоду, способностью на неблаговидные поступки ради достижения цели), на полюсе «принципиальность» находятся названные типы 1 и 4, а на полюсе «гибкость» - названные типы 2 и 3. Тип 5 «конформист» находится по центру, на пересечении шкал, т.к. демонстрирует не выраженную ярко «среднестатистическую» позицию. Уровень морального развития повышается при переходе от типа «гибкий прагматик», к типу «принципиальный прагматик», затем - к типу «принципиальный гуманист» и к типу «гибкий гуманист».

71

ISSN 1029-3388

Рисунок 1 - Типология морального сознания

Важным этапом в моральном развитии личности является студенческий возраст. Анализ исследований, посвященных изучению морального сознания студентов, проведенный Э.Н. Ольшевской [8] показал, что оно отличается прагматизацией ценностей и ценностных ориентаций, их незрелостью и ориентацией на внешнюю оценку, несфор-мированностью внутреннего плана нравственных представлений.

Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение экономических представлений как составляющей психологической безопасности студентов с разными типами морального сознания.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что позитивные экономические представления как составляющая психологической безопасности будут более выраженными у представителей типов морального сознания, соответствующих его более высокому уровню.

В исследовании приняли участие 87 студентов Южного федерального университета: 50 девушек и 37 юношей. В качестве методов исследования использовалась тестирование с применением следующих методик: методика А.А. Хвостова (модифицированный вариант) для определения типа морального сознания, Опросник экономических представлений (в адаптации Е.В. Голубевой) [2].

Результаты выявления типов морального сознания студентов позволили сформировать следующие подвыборки респондентов. Наиболее многочисленной оказалась группа «конформистов», ее составили 42 человека. Однако результаты этой группы из-за невыраженной позиции были исключены из рассмотрения. Поэтому в дальнейшем исследовании приняли участие 45 человек.

Группу «принципиальный гуманист» составили 20 студентов (44 %). Респонденты этой группы характеризуются высокой принципиальностью и гуманистической направленностью. Эти люди однозначно против концепции борьбы со злом его средствами. Меньше всех остальных они полагают, что вести себя порядочно следует из-за ожиданий других людей, что надо вести себя так, как принято, даже если с этим не согласен. На общество вину за свои недостатки они не перекладывают. Больше других они возражают против нарушения правил даже в критических ситуациях.

72

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

Группу «гибкий прагматик» составили 15 студентов (33 %). Они характеризуется гибкостью в приверженности принципам и ориентацией на выгоду. Сомневаются в том, что достоинство человека определяется в первую очередь его порядочностью. Их взгляды также отличаются большими сомнениями в человеческой благодарности - они не уверены, стоит ли делать добро, поскольку это не ценят и взаимностью не отвечают. Они более других способны на многие неблаговидные поступки. Удовольствия от добрых дел не получают, безнравственность для них не так отвратительна, как для остальных.

В группу «гибкий гуманист» вошли 10 студентов (22 %), характеризующихся гибкостью в приверженности принципам и гуманистической направленностью. У них явно выражено мнение о том, что, не делая добра, нельзя быть счастливым, при этом людей считают благодарными, верят, что они добро ценят и отвечают взаимностью. Хотя это не единственные мотивы нравственного поведения - в некоторой степени ими руководит и ответственность перед другими людьми. Они получают удовольствие от того, что доставили радость другим, также ориентируются на ожидания других, но уже в гораздо меньшей степени. Это ответственные, гуманные люди, они против сомнительных действий, в том числе и для достижения цели. Они получают удовольствие от того, что делают добро другим, считают это залогом счастья и в целом очень неплохого мнения о людях.

Группа «принципиальный прагматик» в нашем исследовании выявлена не была. Поэтому расширение выборки является перспективой нашего исследования.

Результаты выявления экономических представлений у подвыборок респондентов показали, что общее позитивное представление об экономических отношениях последовательно возрастает в группах «гибкий прагматик», «принципиальный гуманист» и самым высоким является в группе «гибкий гуманист» (рисунок 2). Данная закономерность подтверждена статистически (Нэмп.=8 при р<0,05).

Рисунок 2 - Общее представление об экономических отношениях у студентов с разными типами морального сознания

Такие данные свидетельствуют о том, что ориентация на духовные ценности, добро и порядочность у типов «принципиальный гуманист» и «гибкий гуманист», в отличие от типа «гибкий прагматик», обусловливает более позитивный взгляд на экономические отношения. Этот взгляд выражается в согласии респондентов с такими, например, утверждениями, как: «Среднестатистический работник сегодня получает справедливое

73

ISSN 1029-3388

вознаграждение за свой труд», «Нашей стране необходим способ, который позволит выровнять доходы населения», «Большинство предпринимателей не продают товары, которые они считают небезопасными» и др.

Для более детального анализа того, какие категории лежат в основе более позитивного или более негативного отношения к экономической сфере у студентов с разными типами морального сознания, сопоставим результаты, полученные группами респондентов по отдельным шкалам методики. Результаты сопоставления представим на рисунках 3 и 4.

Представление о роли индивида в экономических отношениях в большей степени выражено у представителей группы «гибкий гуманист» (Нэмп.=12 при р<0,01). Оно выражается в согласии с такими, например, утверждениями, как «Обязанность людей - выполнять свою работу как можно лучше», «Если работник хочет получать большую зарплату, он должен усерднее трудиться и больше производить», и несогласии с такими утверждениями, как «На работе глупо делать больше того, что положено», «Не имеет смысла беспокоиться из-за экономики - я все равно ничего не могу сделать» и др. То есть, для данной группы характерно усиление значимости роли личности в экономических отношениях, ориентация не на «внешние» нормы, а на «внутреннюю ответственность», индивидуальные ценности. Можно предположить, что эта ориентированность на собственную активность и является ключевой характеристикой, обеспечивающей более позитивное представление об экономике лиц этой группы. Стоит отметить, что представление о роли профсоюзов в экономике также выражено сильнее у представителей этой группы (Нэмп.=8 при р<0,05).

Представление о роли бизнеса в экономике в большей степени выражено у представителей группы «гибкий прагматик» (Нэмп.=23,4 при р<0,01). Его составляют положительные оценки таких утверждений, как «Правительство должно прислушиваться к мнению делового сообщества», «Наше общество многим обязано пожертвованиям предпринимателей», и негативные оценки таких утверждений, как «Заниматься бизнесом - значит обманывать других», «Предприниматели могли бы обеспечить больше рабочих мест, товаров и услуг, если бы не платили такие высокие налоги» и др. Выраженность таких экономических представлений может быть связана с ориентацией представителей данной группы на материальные ценности и выгоду, потребность в которых потенциально ненасыщаема и не обеспечивает в должной степени удовлетворенности жизнью. Возможно, это обусловливает более негативное представление респондентов данной группы об экономических отношениях.

Представление о роли государства в регулировании экономических отношений в большей степени выражено у представителей группы «принципиальный гуманист» (Нэмп.=26 при р<0,01). Эти респонденты чаще соглашаются с такими утверждениями, как «Заботиться о людях, которые не могут позаботиться о себе сами, - это ответственность государства», «Забота о том, чтобы каждый человек имел гарантированное рабочее место и достойный уровень жизни, должна быть обязанностью государства», и не соглашаются с такими утверждениями, как «Государство не должно регулировать цены» и др. Можно сказать, что представители данной группы ориентированы на гуманистические ценности: «забота», «справедливость» и др., но, в соответствии со своей приверженностью правилам, считают, что их реализация должна быть гарантирована государством на законном уровне, и склонны видеть роль каждой личности в этом процессе.

74

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

Рисунок 3 - Результаты методики «Опросник экономических представлений» (шкалы 1-4)

Рисунок 4 - Результаты методики «Опросник экономических представлений» (шкалы 5-8)

Другие экономические представления: «высокая удовлетворенность состоянием экономики», «поддержка предпринимательства», ответственность безработных за свое положение», справедливое отношение к работникам», - не имеют, согласно нашим данным, статистических различий в выраженности у студентов с разными типами морального сознания. Отсутствие статистически значимых различий по этим представлениям может быть связано с особенностями выборки, которую составили студенты, имеющие, как правило, небольшой опыт экономических отношений.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что позитивные экономические представления как составляющая психологической безопасности будут более выраженными у представителей типов морального сознания, соответствующих его более высокому уровню, подтвердилась. Студенты с типом морального сознания «гибкий прагматик» имеют наименее позитивное представление об экономических отношениях, ключевым из которых является признание роли бизнеса в экономике. Ориентация на материальные ценности у таких студентов снижает их психологическую безопасность по отношению к сфере экономики. Более позитивными являются экономические пред-

75

ISSN 1029-3388

ставления у студентов с типом морального сознания «принципиальный гуманист». Однако ориентация на правила и закон у таких студентов приводит к преобладанию представления о роли государства в обеспечении гуманистических ценностей, а собственная активность человека принижается, поэтому их психологическая безопасность не столь выражена, как у представителей группы «гибкий гуманист». Эти студенты обладают наиболее позитивными представлениями об экономике, ключевым из которых является представление о роли индивида в экономических отношениях. Ориентация на активность и ответственность каждого субъекта экономических отношений обеспечивает их психологическую безопасность в данной сфере, убежденность в честной и справедливой организации экономической жизни общества.

Литература

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы нравственного сознания личности: автореф. дисс. д.п.н. Новосибирск, 1999.

2. Голубева Е.В. Адаптация зарубежной методики «Опросник экономических представлений» // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2011. С. 243247.

3. Голубева Е.В. Моральное сознание учащейся молодежи: структура, динамика, типология // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сучасш напрямки теоретичних и прикладних дослщжень 2011». Одесса: Черноморье, 2011. С. 54-60.

4. Козлова Н.В., Богомаз С.А. Модель личностного развития с учетом переживаемого чувства собственной безопасности // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. С. 31-35.

5. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. д.п.н. Ставрополь, 2006.

6. Лызь Н.А., Лабынцева И.С., Прима А.К. Субъектный подход к обеспечению безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т 129. № 4. С. 134-140.

7. Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии // Сибирский психологический журнал. 2010. №37. С. 86-91.

8. Ольшевская Э.Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3. С. 148-151.

9. Хвостов А.А., Иванова А. Моральное сознание молодежи России (на материале исследования молодежи Москвы и Кубани) // Развитие личности. 2001. №2. С. 78-111.

10. Эксакусто Т.В. Отношение к неблагоприятным условиям жизни субъектов с разной психологической безопасностью // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. С. 153-157.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.