Научная статья на тему 'Экономические предпосылки телекоммуникационного права'

Экономические предпосылки телекоммуникационного права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Ю. В.

Положительно решен вопрос о формировании телекоммуникационного права в качестве отдельного научного направления и самостоятельной учебной дисциплины во многих странах (Австралии, США, Европе), но для России до настоящего времени он не потерял актуальности, т.к. движение к построению информационного общества должно кроме идеальных конструкций иметь развитую телекоммуникационную инфраструктуру и качественное регулирование отношений, с ней связанных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PREREQUISITES FOR THE LEGISLATION ON TELECOMMUNICATION

The problem of the telecommunication law formation as a separate scientific course and independent university subject is successfully solved in many countries (Australia, the USA, Europe), but up to now it didn’t loose its actuality for Russia, as the movement to the building of the information oriented society must acquire a developed telecommunication infrastructure and high-grade regulation of connected with it relations beside the ideal constructions

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки телекоммуникационного права»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Шерипов Н.Т.

Правовое просвещение избирателей предполагает создание эффективной информационно-аналитической и образовательной инфраструктуры выборного процесса. Для этого необходимо общее правовое образование в школах и вузах, создание специальных информационно-образовательных и издательских проектов.

Механизмы реализации и защиты избирательных прав граждан предполагают четкое и постоянное взаимодействие изби-

рательных комиссий с государственными органами, в первую очередь с правоохранительными, и органами местного самоуправления.

Указанные проблемы и вопросы совершенствования избирательного законодательства будут способствовать более полному внедрению институтов народовластия и демократии в Кыргызской Республике, реализации и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Найманбаев А. Эркин Too. 2010. 12 августа. №62.

2. Горбань B.C. Понятие, теория и проблемы формирования общей концепции эффективности законодательства. М., 2009. С. 3.

3. Большаков С.В. Место и роль средств массовой информации в современных избирательных процессах. Материалы международной науч. практ. конф. «Выборы и развитие демократии в Кыргызстане». Бишкек, 2006. С. 25.

4. Головин А.Г. Основы построения и тенденции развития системы избирательного законодательства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

5. Агаларова К.А. Развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Астафичев П.А. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.

7. См.: ст. 62 ч. 2 и ст. 70 ч. 2 Конституции КР, введенной в действие Законом КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» от 27 июня 2010 года // Эркин Too. 2010. 6 июля. №61 (1981).

8. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика: Монографическое исследование. М.: Издательство «Весь мир», 1996. С.12.

ПРАВО

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРАВА Волков Ю.В.

Положительно решен вопрос о формировании телекоммуникационного права в качестве отдельного научного направления и самостоятельной учебной дисциплины во многих странах (Австралии, США, Европе), но для России до настоящего времени он не потерял актуальности, т.к. движение к построению информационного общества должно кроме идеальных конструкций иметь развитую телекоммуникационную инфраструктуру и качественное регулирование отношений, с ней связанных.

ECONOMIC PREREQUISITES FOR THE LEGISLATION ON TELECOMMUNICATION

Yu. V. Volkov

The problem of the telecommunication law formation as a separate scientific course and independent university subject is successfully solved in many countries (Australia, the USA, Europe), but up to now it didn’t loose its actuality for Russia, as the movement to the building of the information - oriented society must acquire a developed telecommunication infrastructure and high-grade regulation of connected with it relations beside the ideal constructions.

Значительное число юридических фактов, закрепленных в законодательстве, являются основаниями возникновения и развития правоотношений. К их числу можно отнести: присоединение и регистрация сетей связи, использование радиочастот и нумерации, нарушение целостности сетей связи и многое другое. Данные факты имеют и правовое, и экономическое значение, но в совокупности, комплексно не закрепляются и не изучаются. Исследование связанных с экономикой фактов телекоммуникационной сферы частично восполнит данный пробел.

Рассмотрение либо формальное упоминание, экономического базиса как необходимого основания права длительное время было обязательным элементом любого социального исследования, что являлось своеобразной данью преобладавших марксистско-ленинских взглядов на природу права. Ослабление идеологического давления в

научной сфере привело, не всегда обоснованно, к забвению факторов взаимного влияния экономики и права. Выделение самостоятельной отрасли права практически все современные учебные правовые курсы и учебные пособия связывают исключительно с предметом и методом. Вопросам экономического обоснования выделения отрасли права уделяется незначительное внимание либо не уделяется вовсе. В современной юриспруденции и в правовом образовательном процессе можно наблюдать усиление формально догматических подходов в изучении права. Комплексное, системное и функциональное исследование применяется значительно реже в сложных случаях, при исследованиях и формировании новых, отраслей права. В образовательном процессе экономические предпосылки изучаются отдельной учебной дисциплиной и в комплексном анализе практически не используются. Телекоммуникационное право только

Волков Ю.В.

формируется в рамках информационного права, обладает многими из перечисленных признаков и требует исследования отношений с учетом экономических предпосылок. Они могут быть рассмотрены, как в «прямом направлении», когда на основе статистических показателей выделяется область отношений, которая требует регулирования, так и в «обратном направлении», когда выявляется область отношений, с которым не справляется «традиционное» право и исследуются экономические предпосылки отношений, условия формирования и формируется модель необходимого правового регулирования.

Исследование экономических предпосылок применительно к процессам формирования, развития и изменения телекоммуникационного права не противоречит и теоретическим правовым положениям. Известные теоретики права Н.И. Матузов и А.В. Маль-ко отмечают следующее: «Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования» [1]. Из данной цитаты для рассмотрения экономических оснований права представляется важным подчеркнуть именно удельный вес отношений в обществе. Вопрос об оценке удельного веса того или иного вида отношений, вероятно, решается на основе статистических исследований (экономических показателей). Рассмотрим кратко динамику показателей телекоммуникационной сферы в России за период с момента начала приватизации по настоящее время.

По материалам исследований Г.Н. Шапошникова в 1930 году количество телефонных линий на 100 жителей составляло -1,3 телефона [2]. Деятельность в сфере связи, особенно телефон и телеграф, представляла собой инфраструктуру управления, подразделение исполнительной власти. Об ока-

зании услуг населению вопрос практически не рассматривался. В 1985 году перед началом приватизации в СССР на 250 млн. жителей было около 17 млн. стационарных телефонов [3]. Очереди на установку стационарного телефона в городах-миллионни-ках, например, в Свердловске, в 1990-х годах составляла более 200 тысяч очередников. По данным российских источников, доходы отечественной телекоммуникационной отрасли в 2003 году составили 84,7 миллиардов рублей, прирост объемов до 40% в год. Количество абонентов мобильной связи в России сравнялось с количеством абонентов фиксированной связи 35-36 млн. человек. Число пользователей глобальных сетей в 2003 году составляло 12-14 млн. человек [4]. В 2004 число пользователей компьютерных сетей составило 15% от всего населения страны -16,9 млн. человек, в том числе в округах: Москве - 16% (2,7 млн. человек), Приволжском - 17% (2,9 млн.), Северо-Западном - 15% (2,5 млн.), Сибирском - 11% (1,8 млн.), Южном - 12% (2 млн.), Уральском - 5% (0,9 млн.) и Дальневосточном-4% (0,7 млн.) [5]. В2005 году в России на 143 млн. жителей было 45,2 млн. стационарных телефона [6]. В 2005 году в России общий доход от телекоммуникаций составил 12,03 млрд. американских долларов; на 1000 жителей количество проводных телефонов составило 295, мобильных телефонов - 839, увеличились и иные показатели [7]. Исследователь-экономист А.В. Ефанов отмечает, что за период 1990-2007 гг. доля телекоммуникаций в ВВП России увеличилась с 1,7% до 3,2%, а доля телекоммуникаций в общей величине услуг - с 2,8% до 4,7%. Он же со сылкой на данные Международного союза электросвязи отмечает объем мирового рынка телекоммуникационных услуг в 2007 более 1700 млрд. долл. США (прирост к 2006 году более 12%), а за последние 15 лет рост более чем в 3 раза. Инвестиции в развитие телекоммуникационных услуг в 2007 году в мире составили более 200 млрд. долл. США [8].

В 2009 году другой экономист, А.М. Курам-шина, исследуя вопрос о полномочиях органов местного самоуправления в отрасли связи, приводит сведения о том, что 123 тыс. 285 населенных пунктов существуют без телефонной связи, а к электронной почте имеет доступ только 2% населения страны [9].

Современные показатели характеризуются следующими данными. Численность абонентов сотовой связи составила в январе

2010 года 208, 33 миллиона пользователей [10]. Доходы от услуг связи в России по итогам I квартала 2010 года составили 316,9 млрд. рублей, что на 4,2% выше показателей I квартала 2009 года [ 11 ]. По итогам 2010 года объем российского телекоммуникационного рынка достиг отметки в 1 373 миллиардов рублей, а к 2015 году прогнозируется рост до 1 900 миллиардов рублей. При этом темпы роста упали с21%в2007 году до 9% в 2010 году [12]. Прогнозируется их дальнейшее падение в 2015 году до 4-5%.

Сравнивая объем телекоммуникационных услуг с другими секторами российской экономики по данным различных печатных и электронных источников, можно отметить, что объем рынка телекоммуникаций соответствует 5 % ВВП, или объему продаваемого в России автомобильного топлива, или объему доходов от продажи автомобилей.

Приведенные данные подтверждают наличие устойчивого тренда на развитие телекоммуникационной сферы как во всем мире, так и в России. Телекоммуникационная сфера вышла из управленческого сектора и в настоящий момент представляет собой отдельный экономический сектор, способный к самостоятельному развитию, сравнимый с другими ведущими секторами экономики. И как самостоятельное направление в экономической сфере он нуждается в специальном правовом регулировании. Предварительные выводы не противоречат исследованиям многих ученых-экономис-тов. Рассмотрим отдельные работы из множества (более 200) работ, посвященных воп-

росу взаимного влияния экономической и социальной сфер.

Например, В.В. Панов, исследуя во временном контексте вопрос об отношении стран к информационному обществу в целом, утверждает, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг., а информационным обществом США стали в 1974 году; Финляндия вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США - в 1980 году; динамика статистических показателей России свидетельствует о переходе на этап постиндустриального развития примерно в 2000 году [13]. Он же делит отрасль связи на почту и телекоммуникации.

Г.К. Чугунов, рассматривая в диссертационном исследовании рынок телекоммуникационных услуг как условие повышения качества жизни населения, предлагает расширить систему критериев оценки качества жизни населения за счет внедрения в нее критериев обеспеченности населения телекоммуникационными услугами (телефонная связь, фиксированная и мобильная, Интернет); законодательно закрепить возможность работы на рынке мобильной связи операторов виртуальной мобильной сети, возможность смены абонентом мобильной связи его оператора без потери номера; либерализовать рынок фиксированной связи путем предоставления альтернативным операторам доступа к кабельным сетям монополистов с целью обеспечить возможность выбора абонентом оператора фиксированной связи; выделять большее количество радиочастот для компаний-операторов, предоставляющих услуги связи населению [14].

А.В. Ефанов в процессе диссертационного исследования сферы телекоммуникаций за период с 1990 по 2007 годы делает выводы, которые относятся преимущественно к правовой сфере. Он считает целесообразным формирование независимого регулятора отрасли на базе Федеральной службы по надзору в сфере связи с передачей всех функций регулирования, в том числе функций

Волков Ю.В.

регулирования тарифов для конечных пользователей; сокращение видов лицензий и услуг, подлежащих регулированию; реформирование системы регулирования и ряд других предложений [15].

Е.Е. Девяткин, исследуя вопросы стоимости радиочастотного спектра (РЧС), приходит к выводу о том, что назрело решение организационно-правовых задач по высвобождению неэффективно используемых или занятых участков РЧС, выделение полос для новых технологий, определение порядка лицензирования, изменение административных методов [16].

Н.А. Хохлачев, исследуя вопрос эффективности использования радиочастотного спектра, отмечает низкий (до 10%) процент его использования для негосударственных нужд; необходимость жесткой регламентации его планирования и использования в рамках международных норм [17].

B.C. Никифоров, исследуя вопросы экономики универсального обслуживания, обо-

сновал порядок формирования резерва универсального обслуживания на основе дифференциации операторов электросвязи по уровню их рентабельности; пришел к выводу, что тарифы, рассчитанные по предлагаемой им методике, в 1,5-2 раза ниже существующих; сделал вывод о необходимости уточнения понятия универсальной услуги путем замены его понятием универсального доступа [18].

Экономические, более глубинные по сравнению с правовыми, факторы свидетельствуют о том, что отрасль телекоммуникаций созрела для реформирования. Правовые средства анализа, малочисленность правоведов в телекоммуникационной сфере не позволяют сделать столь глубокие и радикальные выводы. Все это свидетельствует о том, что правовое исследование телекоммуникационной сферы невозможно без учета экономических факторов, а формирование телекоммуникационного права тесно связано с экономическими предпосылками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: 2006. С. 396.

2. Шапошников Т.Н. Развитие средств связи Свердловской области в 1930-х г.г. / Мно-гоконцептуальность в науке. Материалы международной научной конференции 15 апреля

2011 года. Екатеринбург. С. 310.

3. СП Правительства СССР. 1985. № 5. Ст. 22.

4. Аналитика. Связь (01.12.2003) // Сайт в сети Интернет информационного агентства АК&М (Эл. № 77-2246 от 17.01.2000) [Электронный ресурс] www.akm.ru/rus/analyt/report/ samples/svreport.stm; Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс] www.fom.ru.

5. Растущий Рунет настойчиво хотят приручить // РИА «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс] http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml72004/10/08/166418.

6. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб. // Росстат. М., 2006. С. 512.

7. Отрасль в 2005 г.: предварительные итоги // Вестник связи. 2006. №1. С. 6; Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике / Статистический сборник. М., 2005. С. 35.

8. Ефанов, А.В. Развитие телекоммуникационного рынка и проблемы совершенствования его регулирования в России: Автореф дисс. ... канд. эконом, наук. М., 2008. С. 7-8.

9. Курамшина А.М. Полномочия органов местного самоуправления в области связи в Российской Федерации: муниципально-правовой аспект: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3-4.

10. Абонентская база операторов сотовой связи РФ по итогам января 2010 года составила 208,33 миллиона пользователей // РИА Новости [Электронный ресурс] // Минкомс-вязь России.2010.27 февр. -URL: http://minsvyaz.ru/ru/monitoring/index.php?id_4=41073 (доступ 23 апреля 2011 года).

11. Интерфакс [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. 2010.21июн. -URL: http:/ /minsvyaz.m/ru/monitoring/index.php?id_4=41492 (доступ23 апреля2011шда).

12. Обзор рынка телекоммуникаций России [Электронный ресурс] // Маркетинговые Исследования, Обзоры Рынков. Обзор рынка телекоммуникаций России 07.04.2011 URL: http://marketpublishers.ru/lists/7929/news.html (доступ 23 апреля 2011шда).

13. Панов, В.В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий в сфере телекоммуникаций: Автореф дисс. ... канд. эконом, наук. М., 2007. С. 12.

14. Чугунов Г.К. Развитие рынка телекоммуникационных услуг в России как условие повышения качества жизни населения: Автореф дисс. ... канд. эконом, наук. М., 2008. С. 11-15.

15. Ефанов А.В. Развитие телекоммуникационного рынка и проблемы совершенствования его регулирования в России: Автореф дисс. ... канд. эконом, наук. М., 2008. С. 18-19.

16. Девяткин Е.Е. Разработка методического инструментария определения стоимости и эффективности перераспределения радиочастотного ресурса. Автореф. Дис. ... канд. эконом. наук М., 2007. С. 12-14.

17. Хохлачев Н.А. Разработка аппарата обоснования платы и эффективности использования радиочастотного спектра операторами геостационарных систем фиксированной спутниковой службы. Автореф. дис. ...канд. эконом, наук М., 2009. С. 10-11, 21.

18. Никифоров В. С. Совершенствование организационно-экономического механизма универсального обслуживания потребителей телекоммуникационными услугами в Российской Федерации. Автореф. Дис. ... канд. эконом, наук М., 2007. С. 7, 10, 19, 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.