Научная статья на тему 'Экономические права и свободы человека и гражданина в России, их ограничение и защита в условиях чрезвычайного положения'

Экономические права и свободы человека и гражданина в России, их ограничение и защита в условиях чрезвычайного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
883
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ИХ ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАЩИТА / ОРГАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / RESTRICTION AND PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS / LIMITATION AND PROTECTION / ORGANIZATIONS AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / STATE OF EMERGENCY / EMERGENCY SITUATION / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А., Литвинов Н.П.

Статья посвящена проблемам ограничения и защиты экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Проанализированы нормативные правовые акты, по которым осуществляется защита экономических прав и свобод человека и гражданина. Выявлены проблемы, связанные с отсутствием правовых механизмов, по которым возможна оперативная и справедливая защита организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в условиях чрезвычайного положения, включая чрезвычайную ситуацию. Рассмотрены возможности компенсации организациям и индивидуальным предпринимателям убытков, ущерба или других материальных потерь. На основе проведенного анализа сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Винокуров В.А., Литвинов Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA, THEIR LIMITATION AND PROTECTION IN A STATE OF EMERGENCY

The article is devoted to the problems of restriction and protection of economic rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. The normative legal acts on which the protection of economic rights and freedoms of man and citizen is carried out are analyzed. The problems associated with the lack of legal mechanisms for the prompt and fair protection of organizations and individual entrepreneurs affected by a state of emergency, including an emergency, are identified. Possibilities of compensation to the organizations and individual entrepreneurs of losses, damage or other material losses are considered. Based on the analysis, specific proposals for amendments to the current Russian legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «Экономические права и свободы человека и гражданина в России, их ограничение и защита в условиях чрезвычайного положения»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ, ИХ ОГРАНИЧЕНИЕ И ЗАЩИТА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В.А. Винокуров, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Н.П. Литвинов.

Главное управление МЧС России по Ленинградской области

Статья посвящена проблемам ограничения и защиты экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Проанализированы нормативные правовые акты, по которым осуществляется защита экономических прав и свобод человека и гражданина. Выявлены проблемы, связанные с отсутствием правовых механизмов, по которым возможна оперативная и справедливая защита организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в условиях чрезвычайного положения, включая чрезвычайную ситуацию. Рассмотрены возможности компенсации организациям и индивидуальным предпринимателям убытков, ущерба или других материальных потерь.

На основе проведенного анализа сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; ограничение и защита прав и свобод человека и гражданина; экономические права и свободы, их ограничение и защита; организации и индивидуальные предприниматели; чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация; Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA, THEIR LIMITATION AND PROTECTION IN A STATE OF EMERGENCY

V.A. Vinokurov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. N.P. Litvinov. Main directorate of EMERCOM of Russia for the Leningrad Region

The article is devoted to the problems of restriction and protection of economic rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. The normative legal acts on which the protection of economic rights and freedoms of man and citizen is carried out are analyzed. The problems associated with the lack of legal mechanisms for the prompt and fair protection of organizations and individual entrepreneurs affected by a state of emergency, including an emergency, are identified. Possibilities of compensation to the organizations and individual entrepreneurs of losses, damage or other material losses are considered.

Based on the analysis, specific proposals for amendments to the current Russian legislation are formulated.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; restriction and protection of the rights and freedoms of man and citizen; economic rights and freedoms, limitation and protection; organizations and individual entrepreneurs; state of emergency, emergency situation; Criminal code of the Russian Federation; Russian Federation Code of administrative offences

Основные права и свободы человека и гражданина в России закреплены в главном документе страны - Конституции Российской Федерации, в частности ее главе 2 [1].

В числе выделяемой учеными группы экономических прав [2, с. 751-765], включенных в текст Основного Закона государства, особое место занимает право частной собственности. Содержание указанного права человека и гражданина в общем виде раскрывается в статье 35 Конституции России, где сказано: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» и далее - «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 2 и из части 3). В развитие последней дефиниции в Гражданский кодекс Российской Федерации включена статья 242 «Реквизиция», пункт 1 которой предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника с выплатой ему стоимости имущества [3].

Рассматривая группу экономических, социальных и культурных прав, М.В. Баглай писал, что «Государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет» [4, с. 224]. Баглай М.В. также указывал на то, что «защищенность экономических прав по своей юридической силе не может быть такой же, как прав личных или политических, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства», что эти права «являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике» [4, с. 224-225].

В своем исследовании В.В. Мельников констатирует, что право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, а именно: создавать под свой риск и ответственность предприятия; вступать в договоры; приобретать и распоряжаться собственностью; осуществлять внешнеэкономическую деятельность; нанимать и увольнять работников, а также утверждает, что «никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством)» [5, с. 111].

Комментируя статью 35 Основного Закона государства, Е.Ю. Бархатова отмечает, что «Важнейшим институтом социально-экономических отношений является закрепленное в Конституции Российской Федерации право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность» [6, с. 57].

С высказанными мнениями следует согласиться. Правда, следует обратить внимание, что, рассуждая о правах и свободах человека и гражданина, включая права экономические, авторы не затрагивают вопросы ограничения этих прав и свобод. В то же время Конституция Российской Федерации прямо устанавливает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (часть 3

статьи 55), а также в условиях чрезвычайного положения, которое может вводится в соответствии с Федеральным конституционным законом, и при котором могут быть установлены отдельные ограничения прав и свобод (часть 1 статьи 56). Одновременно в Основном Законе страны перечислены те права и свободы, которые не могут быть ограничены (часть 3 статьи 56). Из числа экономических прав не подлежит ограничению только право, установленное частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации -право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; а право частной собственности, в том числе на землю, может быть ограничено.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» [7] предусмотрены в отношении экономических прав как общие ограничения, в числе которых установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности и особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (пункты «г» и «д» статьи 11), так и меры частного порядка, вводимые в условиях возникновения чрезвычайной ситуации, в частности: мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции; мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ (пункты «в» и «е» статьи 13).

Одновременно статья 27 названного Федерального конституционного закона устанавливает, что Правительством Российской Федерации должен быть определен порядок выплаты компенсаций как гражданам, так и организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». Высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации до настоящего времени не принят предусмотренный названным Федеральным конституционным законом порядок.

Как видим, средства на возмещение вреда организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, возникшего в результате не только чрезвычайного положения, но и чрезвычайных ситуаций (как составной части чрезвычайного положения), не предусматриваются. Поэтому основной проблемой ограничения прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждан является отсутствие механизма выплаты им компенсации (именно в контексте Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Сегодня в нашей стране существует только судебная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая далеко не совершенна, как пишет, например, В.С. Анохин [8].

По мнению А.А. Мохова, «действующее законодательство допускает возможность ограничения прав предпринимателей при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; законодательство гарантирует судебную защиту прав и законных интересов предпринимателей, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций; арбитражное процессуальное законодательство нуждается в совершенствовании порядка и механизмов защиты прав предпринимателей» [9].

Своеобразным ограничением экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации служат нормы российского уголовного и административного законодательства, призванные в первую очередь защищать законопослушных граждан от нарушений указанных прав и свобод.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», в которую включено 58 составов преступлений в этой области [10]. Например, диспозиция статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая именуется «Незаконное предпринимательство», содержит первое условие: «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, в случае, если такая лицензия обязательна», за нарушение которого (вкупе с иными

условиями) наступает наказание в виде штрафа, обязательных работ или ареста. Таким образом, названный уголовный закон фактически вводит ограничение - он запрещает заниматься предпринимательской деятельностью, если не пройдены определенные процедуры, связанные с регистрацией юридического лица или оформления статуса индивидуального предпринимателя, оформления лицензии и т.п.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [11] существуют глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» и глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг», в которых содержится около ста составов административных правонарушений в рассматриваемой области, предусматривающие ограничения в различных вопросах экономической деятельности, за нарушение которых наступает административная ответственность. Например, в диспозицию статьи 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» включено условие об обязательном соблюдении правил продажи, утверждаемых, как правило, Правительством Российской Федерации [12, 13].

Как было отмечено выше, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе экономические права и свободы, ограничиваются при введении режима чрезвычайного положения, включая объявление чрезвычайной ситуации.

Экономические права и свободы человека и гражданина могут быть также ограничены иными законодательными актами, в том числе и теми, которые призваны защищать эти права и свободы, например, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [14]. Так данным федеральным законом предусмотрена возможность при введении чрезвычайной ситуации принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества, в том числе организаций; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории (подпункты «в» и «г» пункта 10 статьи 41). При этом названный Федеральный закон предусматривает права только граждан на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, естественно, в тех случаях, когда государственные органы использовали это имущество (статья 18).

Следует заметить, что Правительством Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий [15]. Указанные Правила предусматривают различные виды финансовой помощи (компенсаций, пособий, выплат, возмещение вреда) физическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями. Компенсация ущерба или убытков организациям и индивидуальным предпринимателям и в этом случае не предусмотрена. Таким образом, в случае порчи и уничтожения имущества организаций органами государственной власти при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, руководители организаций имеют право только на судебную защиту, что, на взгляд авторов, не является скорым и справедливым способом защиты прав пострадавших организаций и индивидуальных предпринимателей.

Механизм компенсации понесенного организацией ущерба должен быть урегулирован в федеральном законе, в котором содержаться конкретные способы защиты прав организаций при наступлении данных последствий, а именно: какие права имеют организации, индивидуальные предприниматели, каков порядок и условия, а также виды и размеры возмещения ущерба, компенсаций.

В результате проведенного исследования предлагается внести следующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [14]:

1. В наименовании главы IV после слов «граждан Российской Федерации» дополнить словами «и права организаций».

2. Дополнить новой статьей 191 следующего содержания:

«Статья 191. Права организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, имеют

право:

на защиту имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на льготы при страховании имущества на случай наступления чрезвычайной ситуации.

2. Порядок и условия, виды и размеры возмещения ущерба, компенсаций, предоставляемых организациям в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Выплата организациям установленных Правительством Российской Федерации сумм ущерба и компенсаций осуществляется в зависимости от уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию:

местными администрациями соответствующего муниципального образования - при введении местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию;

исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при введении регионального (межмуниципального) уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию;

федеральными органами исполнительной власти, определенными Правительством Российской Федерации, - при введении федерального уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию.

4. При страховании организациями имущества от его повреждения, уничтожения и порчи на случай наступления чрезвычайной ситуации, размер налога на указанное имущество уменьшается на сумму, равную 50 процентам размера суммы, выплаченной на указанное страхование за соответствующий период.

5. Установленные настоящей статьей права организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации».

Предлагаемые меры позволят организациям в полной мере компенсировать свои потери при порче их имущества или его использовании органами государственной власти во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предлагаемая защита экономических прав и свобод организаций в этом случае будет реально гарантировать защиту иных прав и законных интересов и лиц, работающих в этих организациях.

Для качественной защиты экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, по мнению авторов, следует совершенствовать российское уголовное и административное законодательство. Для этого необходимо исключать из Уголовного кодекса Российской Федерации [10] и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [11] неработающие составы и наказания, которые не приводят к желаемому результату, и одновременно вводить такие составы уголовных преступлений и административных правонарушений, которые будут способствовать

выполнению государством главной обязанности - защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, предлагается внести следующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации [10]:

1) дополнить Кодекс новой статьей 1781 следующего содержания:

«Статья 1781. Уклонение от исполнения обязанностей по выплате компенсации лицам, понесшим ущерб в связи с введением чрезвычайного положения

1. Уклонение должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления от исполнения обязательств по расчету и выплате денежной компенсации физическому лицу, понесшему ущерб в связи с применением мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в полуторакратном размере компенсации, рассчитанной в установленном порядке, предусмотренной для выплаты физическому лицу.

2. Уклонение должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления от исполнения обязательств по расчету и выплате денежной компенсации индивидуальному предпринимателю, понесшему ущерб в связи с применением мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в двукратном размере компенсации, рассчитанной в установленном порядке, предусмотренной для выплаты индивидуальному предпринимателю.

3. Уклонение должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления от исполнения обязательств по расчету и выплате денежной компенсации организации, понесшей ущерб в связи с применением мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в трехкратном размере компенсации, рассчитанной в установленном порядке, предусмотренной для выплаты конкретной организации».

Нуждается в корректировке и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [11], который предлагается дополнить новой статьей 14.65 следующего содержания:

«Статья 14.65. Злоупотребление при введении ограничений в сфере экономики, установленных в связи с введением чрезвычайного положения

1. Совершение должностным лицом федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления действий по введению ограничений в отношении физического лица, приведших к неоправданному материальному ущербу в условиях чрезвычайного положения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей и дисквалификацией на срок до одного года.

2. Совершение должностным лицом федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления действий по введению ограничений в отношении индивидуального предпринимателя, приведших к нарушению его экономической деятельности в условиях чрезвычайного положения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей и дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.

3 . Совершение должностным лицом федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления действий по введению ограничений в отношении организации, приведших к нарушению ее экономической деятельности в условиях чрезвычайного положения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей и дисквалификацией на срок от двух лет до трех лет».

Исходя из изложенного, следует, что государством предусмотрены нормы уголовного и административного законодательства, которые используются соответствующими органами для защиты экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации. Однако установленных карательных норм недостаточно в условиях бурного развития экономики, поскольку весьма часто осуществляются действия, которые не подпадают под влияние существующих норм или которые довольно сложно реализовать для защиты прав организаций или индивидуальных предпринимателей. Подобное положение дел позволило авторам сформулировать конкретные предложения по изменению отдельных норм федерального законодательства, касающихся в первую очередь механизма компенсации причиненного ущерба, а также установления ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц за невыполнение требований федеральных законов в указанной части.

Принятие предложенных мер позволит защитить организации, индивидуальных предпринимателей и граждан, понесших материальный урон в условиях чрезвычайного положения (включая чрезвычайную ситуацию), от произвола властей, создадут условия, при которых юридические и физические лица будут способствовать государственным органам и органам местного самоуправления оперативно разрешить возникшие проблемы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек.

1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. Т. 1. 864 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г., подписан Президентом Рос. Федерации 30 нояб.

1994 г. № 51-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. 800 с.

5. Мельников В.В. Экономическое содержание Конституции России: монография. М.: Юрид. изд-во «ЮРКОМПАНИ», 2001. 200 с.

6. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 272 с.

7. О чрезвычайном положении: Федер. конституционный закон (принят Государственной Думой 26 апр. 2001 г., одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г., подписан Президентом Рос. Федерации 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

8. Анохин В.С. Судебная система Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 3. С. 6-11.

9. Мохов А.А. Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Адвокатская практика. 2012. № 6. С. 26-29.

10. Уголовный кодекс Рос. Федерации (принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20 дек. 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г., подписан Президентом Рос. Федерации 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

12. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Рос. Федерации от 19 янв. 1998 г. № 55 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 4. Ст. 482.

13. Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Рос. Федерации от 27 сент. 2007 г. № 612 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41. Ст. 4894.

14. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон (принят Государственной Думой 11 нояб. 1994 г., подписан Президентом Рос. Федерации 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

15. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 февр. 2014 г. № 110 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 8. Ст. 809.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2014. № 31. St. 4398.

2. Avak'yan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii. Uchebnyj kurs: ucheb. posobie. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Norma: Infra-M, 2010. T. 1. 864 s.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' pervaya (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 okt. 1994 g., podpisan Prezidentom Ros. Federacii 30 noyab. 1994 g. № 51-FZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1994. № 32. St. 3301.

4. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. dlya vuzov. 3-e izd., izm. i dop. M.: Izd-vo NORMA (Izd. gruppa NORMA-INFRA-M), 2001. 800 s.

5. Mel'nikov V.V. Ekonomicheskoe soderzhanie Konstitucii Rossii: monografiya. M.: YUrid. izd-vo «YURKOMPANI», 2001. 200 s.

6. Barhatova E.Yu. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejnyj). 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2015. 272 s.

7. O chrezvychajnom polozhenii: Feder. konstitucionnyj zakon (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 26 apr. 2001 g., odobren Sovetom Federacii 16 maya 2001 g., podpisan Prezidentom Ros. Federacii 30 maya 2001 g. № 3-FKZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2001. № 23. St. 2277.

8. Anohin V.S. Sudebnaya sistema Rossijskoj Federacii: problemy i puti sovershenstvovaniya // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2013. № 3. S. 6-11.

9. Mohov A.A. Sudebnaya zashchita prav i zakonnyh interesov predprinimatelej pri vozniknovenii i likvidacii chrezvychajnyh situacij // Advokatskaya praktika. 2012. № 6. S. 26-29.

10. Ugolovnyj kodeks Ros. Federacii (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 24 maya 1996 g., odobren Sovetom Federacii 5 iyunya 1996 g., podpisan Prezidentom Ros. Federacii 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996. № 25. St. 2954.

11. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 20 dek. 2001 g., odobren Sovetom Federacii 26 dek. 2001 g., podpisan Prezidentom Ros. Federacii 30 dek. 2001 g. № 195-FZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2002. № 1 (ch. I). St. 1.

12. Pravila prodazhi otdel'nyh vidov tovarov, utverzhdennye postanovleniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 19 yanv. 1998 g. № 55 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1998. № 4. St. 482.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pravila prodazhi tovarov distancionnym sposobom, utverzhdennye postanovleniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 27 sent. 2007 g. № 612 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2007. № 41. St. 4894.

14. O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: Feder. zakon (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 11 noyab. 1994 g., podpisan Prezidentom

Ros. Federacii 21 dek. 1994 g. № 68-FZ) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1994. № 35. St. 3648.

15. O vydelenii byudzhetnyh assignovanij iz rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij i posledstvij stihijnyh bedstvij: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 fevr. 2014 g. № 110 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2014. № 8. St. 809.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.