Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ТВОРЧЕСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА: ЭФФЕКТ УНИКАЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ТВОРЧЕСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА: ЭФФЕКТ УНИКАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сахалин / экономические практики / коренные народы / уникальность / рыбья кожа / пища / художественное творчество / Sakhalin / economic practices / indigenous peoples / uniqueness / fish leather / food / artistic creation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Ивановна Новикова

В статье рассматриваются современные экономические практики коренных народов и роль творчества в их складывании. Анализ строится на полевых материалах автора, собранных в различных районах Сахалина. Социально-экономические отношения анализируются через концепции экстрактивизма, характеризующие широкие практики добычи ресурсов, а также продовольственного суверенитета и локальности. Гипотеза исследования строится на исследовании соотношения знаний о свойствах местных флоры и фауны, навыков их применения и творчества коренных народов. Анализируемые виды хозяйственной деятельности определяются знаниями об окружающем мире. В первую очередь коренные народы острова осваивали и осваивают ежедневно все, что связано с морем. В последнее время ресурсы лосося и доступ к этому важнейшему в прошлом ресурсу сокращаются. Людей спасает то, что они включают все новые и новые умения и навыки, но не только. Сегодня растет уровень их «формальной» профессиональной подготовки. Специальное внимание уделяется эффекту уникальности, благодаря которому возникают новые возможности жизнеобеспечения с опорой на местные ресурсы. Анализ строится на полевых материалах автора, собранных в Сахалинской области, Венгрии и во время проведения выставок «Сокровища Севера» в Москве. Рассматриваются две сферы жизнедеятельности: местная кухня и ее презентация и художественное творчество. Я интерпретирую полученную и создаваемую путем рефлексии информацию на пересечении научных и традиционных знаний всех факторов «местной жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PRACTICES AND CREATIVITY OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF SAKHALIN: THE EFFECT OF UNIQUENESS

The article examines contemporary economic practices of indigenous peoples and the role of creativity in their formation. The basis of the analysis is the author's field materials collected in dif-ferent areas of Sakhalin. To analyze socio-economic relations, the author uses the concepts of extractiv-ism, which characterize broad practices of resource extraction, food sovereignty and localism. The basis of the hypothesis of the study is an investigation of the relationship between knowledge of the proper-ties of local flora and fauna, skills in their application, and indigenous creativity. Knowledge of the sur-rounding world determines the types of economic activities analyzed. First, the indigenous peoples of the island developed and continue to develop everything related to the sea on a daily basis. Recently, salmon stocks and access to this most important resource in the past has been declining. Thus, people have to learn new skills. Today, the level of their "formal" professional training is increasing. The effect of uniqueness, which creates new opportunities for livelihoods based on local resources, is becoming particularly important. The basis of the analysis is the author's field materials collected in the Sakhalin Oblast, Hungary and during the "Treasures of the North" exhibitions in Moscow. The article focuses on two spheres of life: local cuisine and its presentation and artistic creation. The author interprets the information received and created through reflection at the intersection of scientific and traditional knowledge of all factors of "local life".

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ТВОРЧЕСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА: ЭФФЕКТ УНИКАЛЬНОСТИ»

Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 3 (15). С. 49-59. Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2023. Issue 3 (15). P. 49-59.

Научная статья УДК 316.72

https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-49-59

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ТВОРЧЕСТВО КОРЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА: ЭФФЕКТ УНИКАЛЬНОСТИ

Наталья Ивановна Новикова

Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Москва, Россия, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5686-1104

Аннотация. В статье рассматриваются современные экономические практики коренных народов и роль творчества в их складывании. Анализ строится на полевых материалах автора, собранных в различных районах Сахалина. Социально-экономические отношения анализируются через концепции экстрактивизма, характеризующие широкие практики добычи ресурсов, а также продовольственного суверенитета и локальности. Гипотеза исследования строится на исследовании соотношения знаний о свойствах местных флоры и фауны, навыков их применения и творчества коренных народов. Анализируемые виды хозяйственной деятельности определяются знаниями об окружающем мире. В первую очередь коренные народы острова осваивали и осваивают ежедневно все, что связано с морем. В последнее время ресурсы лосося и доступ к этому важнейшему в прошлом ресурсу сокращаются. Людей спасает то, что они включают все новые и новые умения и навыки, но не только. Сегодня растет уровень их «формальной» профессиональной подготовки. Специальное внимание уделяется эффекту уникальности, благодаря которому возникают новые возможности жизнеобеспечения с опорой на местные ресурсы. Анализ строится на полевых материалах автора, собранных в Сахалинской области, Венгрии и во время проведения выставок «Сокровища Севера» в Москве. Рассматриваются две сферы жизнедеятельности: местная кухня и ее презентация и художественное творчество. Я интерпретирую полученную и создаваемую путем рефлексии информацию на пересечении научных и традиционных знаний всех факторов «местной жизни».

Ключевые слова: Сахалин, экономические практики, коренные народы, уникальность, рыбья кожа, пища, художественное творчество.

Для цитирования: Новикова Н. И. Экономические практики и творчество коренных народов Сахалина: эффект уникальности // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2023. Вып. 3 (15). С. 49-59. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-49-59.

Сведения об авторе: Н. И. Новикова - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 119334, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 32А._

© Новикова Н. И., 2023

Scientific Article UDC 316.72

https://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-49-59

ECONOMIC PRACTICES AND CREATIVITY OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF SAKHALIN: THE EFFECT OF UNIQUENESS

Institute of Ethnology and Anthropology

named after N. N. Mikloukho-Maklay RAS

Natalya I. Novikova .. r> ■ <-■ i ^ i

J Moscow, Russia, [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-5686-1104

Abstract. The article examines contemporary economic practices of indigenous peoples and the role of creativity in their formation. The basis of the analysis is the author's field materials collected in different areas of Sakhalin. To analyze socio-economic relations, the author uses the concepts of extractiv-ism, which characterize broad practices of resource extraction, food sovereignty and localism. The basis of the hypothesis of the study is an investigation of the relationship between knowledge of the properties of local flora and fauna, skills in their application, and indigenous creativity. Knowledge of the surrounding world determines the types of economic activities analyzed. First, the indigenous peoples of the island developed and continue to develop everything related to the sea on a daily basis. Recently, salmon stocks and access to this most important resource in the past has been declining. Thus, people have to learn new skills. Today, the level of their "formal" professional training is increasing. The effect of uniqueness, which creates new opportunities for livelihoods based on local resources, is becoming particularly important. The basis of the analysis is the author's field materials collected in the Sakhalin Oblast, Hungary and during the "Treasures of the North" exhibitions in Moscow. The article focuses on two spheres of life: local cuisine and its presentation and artistic creation. The author interprets the information received and created through reflection at the intersection of scientific and traditional knowledge of all factors of "local life".

Keywords: Sakhalin, economic practices, indigenous peoples, uniqueness, fish leather, food, artistic creation.

For citation: Novikova, NI 2023, 'Economic Practices and Creativity of the Indigenous Peoples of Sakhalin: The Effect of Uniqueness', Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics, issue 3 (15), pp. 49-59, http://doi.org/10.22405/2712-8407-2023-3-49-59 (in Russ.)

Information about the Author: Natalya I. Novikova - Doctor of Science (History), Leading Researcher, Institute of Ethnology and Anthropology named after N. N. Mikloukho-Maklay RAS, 32A, Leninsky Pr., Moscow, 119334, Russia._

© Novikova N. I., 2023

Введение

Культуры коренных народов тесно связаны с местом их обитания. Выработанная в течение длительного времени освоенность ресурсов создает широкие возможности для жизнеобеспечения. Причем это проявляется и в хозяйственной деятельности, и во вкусовых предпочтениях в пище, и в художественном творчестве. Именно глубокая связь с местом и определяет статус человека в этом сообществе. Это безусловно не значит, что люди не меняют своего места жительства, но они всегда включают новые места в свое мироощущение, устанавливают с ними связь. Прекрасное, на мой взгляд, определение культуры приводится в книге австралийского ученого из аборигенного клана Апалеч Тайсона Янкапорта «Быть таким, как наше место» [18, с. 199]. В данной статье я хочу сфокусироваться на местных основаниях культуры как основе жизнеобеспечения коренных народов. А также показать, как такие далекие, на первый взгляд, друг от друга активности как профессиональное искусство и приготовление пищи, в современных условиях могут стать, но не всегда становятся, экономическими практиками. Более того, как они могут стать основой самобытного свободного развития коренных народов в современном мире. Основным ресурсом жизнеобеспечения на острове, естественно, стали водные биологические ресурсы. Знания о рыбе привели к ее полному использованию как в пищу, так и в виде кожи для производства одежды и обуви. С течением времени, многие практики были утрачены, на их место пришло использование рыбьей кожи в производстве сувениров и в искусстве. Картины из рыбьей кожи имеют не только эстетическую ценность, но и презентуют и сохраняют знания о природе. Использование дерева было важной основой резьбы, в первую очередь, для ритуальных изделий. И сегодня из дерева вырезают корытца для совершения обрядов кормления духа моря, затем их передают в музеи. В сувенирном производстве используются в основном деревянные фигурки животных, которые передают наблюдения мастеров за природой. Основу жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Сахалина составляют возобновляемые природные ресурсы. Именно знания о них и навыки их использования служат справедливым основанием для получения ими специальных прав.

Материалы и методы

Исследование основано на полевых материалах автора, собранных в Охинском, Поронайском и Ногликском районах Сахалинской области и г. Южно-Сахалинске, а также во время выставок и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге и Будапеште, в которых принимали участие сахалинские мастера и художники в 2000-2023 гг. Оно является продолжением моих статей, посвященных экономическим практикам коренных народов Сахалина [8; 9].

В современных условиях активисты, ученые из числа этих народов и их организации выступают за необходимость признания за ними права на самобытное развитие. В международных документах и национальном законодательстве подчеркивается, что представители этих народов имеют коллективные и индивидуальные права. На их основе только и может быть обеспечено свободное развитие человеческой личности [подробнее, 7]. Обращение к проблеме свободного развития на основании анализа политики доступа к ресурсам является основополагающим подходом в анализе природопользования коренных народов. Безусловно, именно на нем строится их возможное благосостояние. Отсутствие такого доступа и его ограничения приводят ко всему спектру социально-экономических и культурных проблем существования и развития коренных народов. Эта тема широко обсуждается в российской науке. В условиях повсеместного ограничения биологических ресурсов я хочу привлечь внимание к тому, как на свободное развитие влияют талант и образование людей, которые становятся важнейшим ресурсом жизнеобеспечения коренных народов.

Другим важным для меня инструментом анализа выступают теории экстракти-визма [19], которые могут охватывать не только исследования добычи углеводородного сырья и его влияние на местное население, но и касаться их знаний и эстетических практик. Дж. Паркс опирается на определение эстетических практик Ж. Рансьера как особого режима идентификации и осмысления искусства: способа артикуляции между способами деятельности и творчества, их соответствующими формами видимости и возможными способами осмысления их отношений. Автор отмечает, исходя из этого представления об эстетическом как относящемся к процессам, посредствам которых онтологические конфигурации и способы опыта становятся видимыми, эстетические практики приобретают важнейшую способность опосредовать эти онтологии, позволяя им принимать видимую форму, что, в свою очередь, способствует появлению новых политических субъективностей [19, p. 358]. Дж. Паркс рассматривает, как ресурсы становятся «видимыми» в основном через художественную литературу. Я использую концепт «видимости» при анализе творчества современных художников Сахалина.

Результаты

Продовольственная система коренных народов

Когда исследователи пишут о рыболовстве коренных народов, обычно обращают внимание либо на ресурсы и технологии, либо на социальные отношения в этой сфере. Я предлагаю посмотреть на рыбу, водные биологические ресурсы как на основу продовольственного суверенитета, как часть самоопределения и адаптивную способность, коллективный потенциал свободного самобытного развития. В первую очередь, это касается народов, которые исторически использовали и продолжают использовать значительные ресурсы лососей в бассейне Тихого океана. В этом случае для людей важна «лососевая безопасность», ее отсутствие создает и экономические, и психологические риски [21; 9].

Остров Сахалин сравнительно небольшой, но разнообразие рельефов, течений, глубин и т.д. в течение длительного времени освоения привели к складыванию разнообразных практик добычи у местного населения [15, с. 53-56]. Они в первую очередь определялись экологическими условиями, а также существовавшими у них религиозными представлениями и обычаями, нормами обычного права.

Ранее я писала о том, как через презентацию рыболовства как основы жизнеобеспечения коренных народов острова аборигены добиваются видимости своих прав, статуса и проблем. Для этого используются различные социальные механизмы: развитие предпринимательства, повышение технологичности и модернизация рыболовства и, наконец, праздники «Кормление духа моря» [8]. Полевые материалы показывают, насколько важны для них навыки рыболовства, качество и разнообразие продукции. Я постоянно слышала и могла наблюдать, насколько богат пищевой рацион коренных народов. Благодаря большому культурному разнообразию на Сахалине кухня приобрела новые вкусовые оттенки. Например, в Поронайском районе много смешанных корейско-нивхских и корейско-уильтинских семей. Их кухня стала еще более разнообразной и привлекательной для широкого населения. Местная аборигенная кухня выигрывает часто благодаря свежести продуктов. Кроме того, большое разнообразие приводит в естественному сохранению ресурсов, сокращению давления на добычу лосося как самой дорогой рыбы. Люди говорят: «Для нас в каждый период вся рыба значима, в какой период идет. Когда мало красной рыбы, мы другую ловим. От моря все брали, после шторма все собирали. У людей опыт есть, что можно есть» [ПМА, г. Поронайск, 2019]. На Сахалине проводится работа по документации знаний о растениях и рецептов приготовления пищи [6; 13; 14]. Ценность таким изданиям придает то, что они или составлены учеными, долгое время работавшими с аборигенами, либо самими хранителями традиций, причем записи сделаны на языках

этих народов с переводом на русский язык. Эти публикации осуществлялись при финансовой поддержке «Плана содействия коренным малочисленным народам Севера Сахалина» (2006 - по н.в.), реже районных администраций.

Многие женщины говорят, что больше, чем добывать, продавать рыбу им нравится ее готовить и раздавать. На одном из первых праздников «Кормление духа моря», родовые хозяйства все угощение делали за свой счет. Руководители хозяйств активно участвовали в приготовлении. Продовольственный суверенитет предполагает не только самостоятельную добычу ресурсов, но и приготовление их по этническим рецептам, с использованием местных технологий. Это обеспечивает и привлекательность для всего населения области, и является одним из знаков культуры коренных народов. Обязательным атрибутом праздничной пищи являются несколько блюд, в том числе мос, в прошлом при его изготовлении использовались специальные деревянные корытца, украшенные резьбой1.

Презентация аборигенной кухни является важной частью всех акций, посвященных этим народам на Сахалине, и в мероприятиях в Москве. В рамках ежегодной выставки в Москве «Сокровища Севера» с 2016 г. проводятся фестивали движения SlowFood / Слоуфуд, в котором участвуют коренные народы. На Сахалине это движение развивается с 2017 г., когда состоялся семинар «Вкусная, чистая, честная еда -наше право и будущее». Целью этого международного движения является сохранение и популяризация местных продуктов питания, обеспечение доступа к ним всего населения. Философия движения определяется тремя компонентами: «Вкусно: свежие и ароматные сезонные продукты, которые приятны для органов чувств и являются частью местной культуры. Чисто: производство и потребление продуктов питания, которое не наносит вреда окружающей среде, благосостоянию животных и здоровью человека. Честно: доступные цены для потребителей, справедливая оплата и достойные условия труда для производителей» [20]. В 2020 г. в Москве состоялся фестиваль Слоуфуд «Мать Земля. Коренные народы. Рыба». Блюда из рыбы, в том числе коренных народов, широко представлены в этом движении по всему миру. Они всегда вызывают большой интерес благодаря уникальности и разнообразию. Выступавшие на мероприятии представители коренных народов отмечали, что «традиционные рецепты и уникальные блюда с использованием рыбы можно с полным правом назвать частью философии северян» [12].

Неслучайно участие в нем коренных народов, которые всегда связывают свой доступ к традиционному питанию с правом на свободное развитие и самоопределение, а в современных условиях и на продовольственную безопасность [21; 11]. В литературе больше внимания уделяется доступу к ресурсам, на мой взгляд, даже с учетом культурной составляющей, этого недостаточно. Сегодня аборигены могут не только требовать доступа к ресурсам для обеспечения своего питания, они могут стать производителями в этой сфере. Учитывая их навыки, культурную составляющую их кухни, они могли бы стать важными участниками ресторанного бизнеса. У народов Сахалина накопились и обширные знания о продуктах питания, и навыки приготовления вкусных и оригинальных блюд. Они могли бы включать экономические практики в канву своей культуры, создавая концептуальные, основанные на местных этнокультурных традициях рестораны или организовывая подобное питание туристов. Пока все это мало реализованная возможность, мало включённая в предпринимательскую деятельность аборигенных общин и хозяйств, но их активная презентация своей культуры питания демонстрирует такие потенциальные возможности, добавляет ресурсам «видимости».

Профессиональное и народное художественное творчеств

В прошлом народы Амура и Сахалина использовали одежду из рыбьих шкур. Ее отличали легкость, прочность, непромокаемость. Этот материал был в любой семье,

любом хозяйстве. Но производство таких вещей было очень трудоемким, поэтому в ХХ в. они были вытеснены тканевыми изделиями. [15, с. 140]. В современных условиях халаты из рыбьей кожи можно увидеть в основном в музеях или на выставках. Мастера Амура и Сахалина широко известны своими уникальными произведениями [2]. Как экономическая практика на Сахалине уже давно и довольно успешно развивается производство кукол и других сувениров с использованием рыбьей кожи [9]. Для мастеров производство сувениров довольно простой процесс. На мастер-классах они делают их часто на глазах посетителей. Для широкой публики это создает дополнительную привлекательность. Культурный центр Кыхкых (п. НекрасовкаОхинского района) благодаря грантам от нефтяной компании проводил выездные мастер-классы, во время которых демонстрировались различные умения нивхских женщин. Причем интересно отметить, что внучка одной из них - Натальи Николаевны Кель-ман, проводила обучение среди детей и собирала большую аудиторию [ПМА, п. Некрасовка, 2021]. В центре Кыхкых работает кружок под руководством стилиста дизайнера Альбины Мыгун, которая создает прекрасные образцы вышивок. Она и изучает старинные орнаменты, и также, как многие другие художники, придумывает на их основе новые. Мои полевые материалы говорят о том, что народное творчество на Сахалине переживает новую эпоху. Здесь создано много центров и работает много замечательных мастеров. Социальный статус человека в традиционной культуре в значительной степени зависел от овладения ремеслом. Так, «нивхи выделяли в своей среде мухыланиг (кэыланиг'вн), дословно «самый лучший мастер», и к'эрггоп-науни"вн («делающий для себя»). Этим двум категориям нивхи противопоставляли ирвисн-ылани'вн («неискусный»). Подобные категории были и у других народов Дальнего Востока [3, с. 232]. Существует большая академическая литература, посвященная орнаментам и другим видам декоративно-прикладного искусства народов Сахалина, здесь я хочу отметить опубликованные собрания самих аборигенов [5; 17]. Подобные проекты могут рассматриваться как осуществление коллективных и индивидуальных прав коренных народов на культурное наследие и развитие культуры в современных условиях.

Сувенирное производство играет все большую роль в жизнедеятельности коренных народов. Сахалин занимает в этом процессе особую нишу, так как оно здесь в значительной степени связано с самоорганизацией коренных народов. Органы государственной власти мало участвуют в этой деятельности, в отличие от регионов Западной Сибири [16]. Безусловно, мастерам бы пригодилась финансовая и организационная поддержка, но ее отсутствие привели к их большей самоорганизации, свободе и удовлетворению от своей работы. Можно отметить, что уже первые предприниматели из числа коренных народов в Поронайском районе пытались организовывать такое производство наравне с рыболовным, часто сами его финансировали. Финансовую поддержку сохранению народных традиций, в том числе и в искусстве оказывают на Сахалине в основном нефтяные компании.

Широкое развитие народного декоративно-прикладного искусства создает важный фон для появления уникальных мастеров. Отдельные особо выдающиеся мастера и художники становятся сегодня выразителями культурных ценностей, культурного богатства этих народов. Благодаря им творчество становится видимым, значимым для окружающего мира. Такие художники как Вероника Осипова, Федор и Альбина Мыгун и другие опираются в своем творчестве на это наследие. В последние годы активно развивается выставочная деятельность Ф. Мыгуна. Он профессиональный художник, но раньше был больше известен благодаря своей общественной деятельности. В 2020 г. Ф. Мыгун стал работать в Сахалинском краеведческом музее, где организовал интересный проект «Сказки, которые можно слушать» по чтению про-

изведений фольклора на языках коренных народов с переводом на русский. В сентябре 2023 г. в музее проходила его выставка «Чуздиф» («Новый путь»). Как говорит художник: «Это связано с тем, что на выставке представлено новое направление ... -современная роспись по дереву. Хочется, чтобы такие предметы с традиционными орнаментами, росписью коренных народов можно было чаще увидеть в современном быту. Хотелось бы как-то внедрить их в современность» [10]. В 1990-е годы он предпринимал усилия по созданию цеха по производству мебели и утвари с нивхскими резными орнаментами. К сожалению, потом этот цех закрылся. Я много раз беседовала с Федором на темы жизненности, современности нивхского искусства, он один из лидеров творческого процесса на Сахалине.

Мировую известность и уникальность сахалинскому региону в последние годы принесла художница Вероника Осипова. Я имела возможность многократно беседовать с ней. Наше знакомство состоялось в 2011 г. в п. Ноглики. Вероника к этому времени получила диплом о высшем образовании, училась выделке кожи на всевозможных семинарах в Хабаровском крае и на Сахалине. Она работала в своей мастерской по ремонту и пошиву одежды и производству сувениров. Родившись на севере острова, Осипова прекрасно знала местную природу и хотела ее показать в своих работах. Затем мы встретились в 2017 г. в Будапеште на Европейской выставке народных мастеров. На ней сахалинские гости имели большой успех, демонстрируя уникальные образцы орнаментов, резьбы, картин из рыбьей кожи, а также песен и танцев [подробнее, 9]. Картины В. Осиповой вызвали особенно большой интерес, к ней подходили на мастер-классах другие участники, которых интересовали ее работы и как произведения искусства, и как результат ремесла, в высшем значении этого слова. Талант Вероники Осиповой позволяет ей развиваться, создавая новые произведения и новые направления. Сегодня ее картины становятся иллюстрациями в книгах. В ее семье сложился неформальный центр культуры. Мама Вероники Елена Бибикова знаток и хранитель уйльтинского языка. Вероника - член Союза художников России. Ее картины из рыбьей кожи приобрели мировую известность. Они представлены во многих музеях, как в России, так и за рубежом, демонстрировались 2019 г. в ООН (в Нью -Йорке и Женеве), на многих выставках. В. Осиповой оформлены несколько изданий фольклора уильта, оригинальные тексты которого записаны ее мамой Е. Бибиковой. В Нью-Йорке ее выставка называлась «Я рисую легенды» [9]. Также называлась ее выставка на Форуме женщин Севера - 2023 в Петербурге. Там были представлены ее картины, иллюстрирующие произведения классика нивхской литературы В. М. Санги. Презентуя свои работы, Вероника рассказывала о своих наблюдениях за природой, нашедших отражение в ее картинах. Она отметила, что раньше жила на севере и наблюдала природу там, а теперь переехала на юг и все немного другое. Вероника сказала, что в Ногликах виден закат, а восход - на реке Тымь. Она сама иногда бывает и на реке, особенно самой большой Тыми, и в лесу, поэтому ее образы очень живые. Например, тетерев яркий, он прямо просится, чтобы его раскрасили. А белка осенью серая, некрасивая, но очень любопытная. Тымь в верховьях прозрачная, видно, как рыба идет на нерест. Но вода разного цвета, и кожа это передает. Кожа позволяет показать прозрачность, например, на одной из ее картин, человек стоит в воде и это видно [ПМА, г. Санкт-Петербург, 2023]. В одном из интервью на вопрос, чем ее привлекает рыбья кожа, В. Осипова отвечает: «Оказалось, что это очень фактурный и податливый материал. Берешь, например, кожу кунджи, присматриваешься к ней — да это же целое небо с облаками! Расположение пятен может подсказать сюжет картины» [1].

Интересные наблюдения были сделаны на основе этнопсихологических исследований нивхов. Авторы отмечают способность нивхов, от себя добавлю, и других коренных народов Сахалина, «достраивать» общую картину по отдельным деталям, что

помогает им в промысле. В основе этой способности лежит тесная связь восприятия с памятью. Это позволяет и достраивать зрительный образ, опираясь на его отдельные фрагменты [3, c. 224]. Таким образом, картины складываются не только из фрагментов рыбьей кожи, но и памяти. Богатое колористическое решение ее произведений также связано с такими наблюдениями. Я слышала и от других, в частности, от художницы Л. Д. Кимовой очень тонкие рассуждения о разноцветии зеленого леса или сиреневом весеннем снеге. Природа острова очень красива, но именно художники могут отметить такие ее особенности. В последние годы В. Осипова вместе с Ф. Мыгуном работают в Сахалинском краеведческом музее. С их приходом расширилась деятельность по популяризации культуры коренных народов. Возможно, появятся и последователи.

Выводы

Изучение современного развития коренных народов Сахалина убеждает в его большой социальной мобильности. Сохраняя локальные основы своей культуры, традиционные знания и навыки, они активно включают в свою жизнь все ценное и интересное, чему учатся сегодня. Но на пути их свободного развития возникает много проблем. В первую очередь это недостаточная правовая защита со стороны государства, когда в течение многих лет не урегулирован доступ коренных народов к рыболовным ресурсам и участие в принятии решений. Нет четких правовых рамок и для деятельности промышленных компаний в районах проживания этих народов [4]. Государственная политика в этой сфере по-прежнему ориентируется на концепты промышленного патернализма и традиционности коренных сообществ, фактически отказывая им в праве на самобытное развитие. Ведь, отказываясь от навязанных представлений о «традиционном образе жизни, танцах и фольклоре», они рискуют потерять свои специальные права. Для защиты их права на самобытное культурное развитие необходимо создание благоприятного общественного мнения. Художники, активисты и ученые, которые работают с коренными народами, стремятся к популяризации их знаний и навыков, а также искусства аборигенных мастеров. Их экономические практики не могут конкурировать с массовым производством, массовой культурой. В современных условиях именно уникальность, необычность, локальность, креативность становятся основаниями для развития и культуры, и аборигенной экономики.

Примечания

1. Характерно, что приготовление мос (блюдо из рыбьей кожи, нерпичьего жира и ягод) достаточно трудоемко, так как шкура растирается ступкой. Для меня участие в его приготовлении к празднику Кормление духа моря стало в свое время элементом социализации в сообществе коренных народов Сахалина и важным шагом установления отношений с моими информантами.

Список источников и литературы

1. Веретенников В. Рыбное дело: как художница с Сахалина создает удивительные картины из рыбьей кожи // Вокруг света : офиц. сайт. URL: https:// www.vokrugsveta.ru/articles/rybnoe-delo-kak-khudozhnica-s-sakhalina-sozdaet-udivitelnye -kartiny-iz-rybei-kozhi-id880438/. Дата публикации: 13.05.2023.

2. Глебова Е. Метаморфозы рыбьей кожи: Путь древнего ремесла народов Амура. Хабаровск: Омега-Пресс, 2010. 176 с.

3. История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. А. Тураев. СПб.: Наука, 2008. 270 с.

4. Кряжков В. А. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока: новеллы последних лет. DOI 10.31857/ S102694520025623-6 // Государство и право. 2023. № 4. С. 72-83.

5. Ланина Е. К. «Нивхгу мролф тор»: (нивхские старинные традиции). Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2007. 223 с.

6. Мидзушима М, Аида М., Роон Т. П. Растения в жизни коренных жителей Сахалина-народа уильта (ороков) // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. 2007. № 14. С. 162-200.

7. Новикова Н. И. Коллективное право коренных народов на самобытное развитие: культурная ценность или конфликт интересов // Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики / под ред. Ю. В. Попкова, И. С. Тарбастаевой. Новосибирск: ИФПР СО РАН, 2017. С. 110-120.

8. Новикова Н. И. Аборигенное предпринимательство в сфере рыболовства: пример Сахалина // Прибыль не ради прибыли? Экономические практики коренных народов Севера России в условиях рынка / отв. ред. Е. А. Пивнева. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 90-118.

9. Новикова Н. И. Азбука жизнеобеспечения коренных народов Сахалина в начале XXI века. DOI 10.31250/2618-8600-2023-3(21)-169-187 // Этнография. 2023. № 3 (21). C. 169187.

10. «Новый путь» охинского художника Федора Мыгуна : интервью / беседовала О. Ерачина // Сахалинский нефтяник : сайт. URL: https://sakh-neftyanik.ru/news/ gorod/novyy-put-okhinskogo-khudozhnika-fedora-myguna. Дата публикации: 04.10.2022.

11. Рагулина М. В. Культурные аспекты этноэкономики и продовольственная безопасность коренных народов Севера: подходы к исследованию. DOI 10.15862/55ECVN418 // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 4. URL: https://esj.today/PDF/55ECVN418.pdf (дата обращения: 11.10.2023).

12. "Сахалин Энерджи" поддержал "Слоу Фуд" при организации фестиваля в Москве // SakhalinMedia.ru : сайт. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/1002292 (дата обращения: 11.10.2023).

13. Сборник рецептов блюд национальных кухонь коренных малочисленных народов Севера Поронайского района : брошюра / отв. за вып. Е. А. Панник. Поронайск, 2012.

14. Сила традиций / сказитель Ефросинья Николаевна Шкалыгина. Красноярск, 2021. 104 с.

15. Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука, 1984. 248 с.

16. Степанова О. Б. Антропология ямальского сувенира (на материалах ненцев, хантов и селькупов). DOI 10.33876/2311-0546/2023-3/203-214 // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 203-214.

17. Хранительницы древних орнаментов / сост. З. Л. Роник. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2001. 90 с.

18. Янкапорта Т. Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 224 с.

19. Parks J. The poetics of extractivism and the politics of visibility // Textual Practice. 2021. Vol. 35. Issue 3. P. 353-362. URL: https://doi.org/10.1080/0950236X.2021.1886708 .

20. Slow Food : офиц. сайт. URL: https://www.slowfood.com/ru/о-слоу-фуд/our-philosophy (дата обращения: 11.10.2023).

21. Whyte K. P. Indigenous Food Sovereignty, Renewal and Settler Colonialism // The Routledge Handbook of Food Ethics / ed. by M. Rawlinson, C. Ward. New York: Routledge, 2016. P. 354365.

References

1. Veretennikov, V 2023, 'Rybnoye delo: kak khudozhnitsa s Sakhalina sozdayet udivitel'nyye kartiny iz ryb'yey kozhi' (Fish business: how an artist from Sakhalin creates amazing paintings from fish leather), Vokrug sveta, viewed 11 October 2023, https://www.vokrugsveta.ru/ artides/rybnoe-delo-kak-khudozhnica-s-sakhalina-sozdaet-udivitelnye-kartiny-iz-rybei-kozhi-id880438/ (In Russ.)

2. Glebova, E 2010, Metamorfozy ryb'yey kozhi: Put' drevnego remesla narodov Amura (Metamorphoses of Fish Leather: The Way of the Ancient Craft of the Amur Peoples), OmegaPress publ, Khabarovsk. (In Russ.)

3. Turayev, VA (ed.) 2008, Istoriya i kul'tura nivkhov: istoriko-etnograficheskiye ocherki (History and Culture of the Nivkhs: Historical and Ethnographic Essays), SPb.: Nauka publ, St. Petersburg. (In Russ.)

4. Kryazhkov, VA 2023, 'Federal'noye zakonodatel'stvo o korennykh malochis-lennykh narodakh Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka: novelly poslednikh let' (Federal Legislation on Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East: Novelties of Recent Years), The Journal "State and Law", no. 4, pp. 72-83, doi: 10.31857/S102694520025623-6 (In Russ.)

5. Lanina, EK 2007, «Nivkhgu mrolf tor»: (nivkhskiye starinnyye traditsii) (Nivkh ancient traditions), Sakhalin. kn. izd-vo publ, Yuzhno-Sakhalinsk. (In Russ.)

6. Midzushima, M, Aida, M & Roon, TP 2007, 'Rasteniya v zhizni korennykh zhiteley Sakhalina-naroda uil'ta (orokov)' (Plants in the life of the indigenous people of Sakhalin - the Uilta (Orok) people), Vestnik Sakhalinskogo muzeya. Yezhegodnik Sakhalinskogo oblastnogo krayevedcheskogo muzeya, no.14, pp. 162-200. (In Russ.)

7. Novikova, NI 2017, 'Kollektivnoye pravo korennykh narodov na samobytnoye razvitiye: kul'turnaya tsennost' ili konflikt interesov' (Indigenous peoples' collective right to self-determined development: cultural value or conflict of interest), Kollektiv-nyye prava etnicheskikh soobshchestv: problemy teorii i praktiki (Collective Rights of Ethnic Communities: Problems of Theory and Practice), ed. Yu. V. Popkov, I. S. Tarbastayeva, IFPR SO RAN publ, Novosibirsk, pp. 110-120. (In Russ.)

8. Novikova, NI 2021, 'Aborigennoye predprinimatel'stvo v sfere rybolov-stva: primer Sakhalina' (Aboriginal entrepreneurship in fisheries: the case of Sakhalin), Pribyl' ne radi pribyli? Ekonomicheskiye praktiki korennykh narodov Severa Rossii v usloviyakh rynka (Profit not for profit? Economic Practices of Indigenous Peoples of the North of Russia in Market Conditions), ed. E. A. Pivnev, Nestor-Istoriya publ, Moscow, St. Petersburg, pp. 90-118. (In Russ.)

9. Novikova, NI 2023, 'Azbuka zhizneobespecheniya korennykh narodov Sakhalina v nachale XXI veka' (The ABCs of Sakhalin indigenous peoples' livelihoods at the beginning of the 21st century), Etnografia, no. 3 (21), pp. 169-187, doi: 10.31250/2618-8600-2023-3(21)-169-187. (In Russ.)

10. '«Novyy put'» okhinskogo khudozhnika Fedora Myguna' ("New Way" by Okha artist Fyodor Mygun), Sakhalinskiy neftyanik, viewed 11 October 2023,https://sakh-neftyanik.ru/news/gorod/novyy-put-okhinskogo-khudozhnika-fedora-myguna (In Russ.)

11. Ragulina, MV 2018, 'Kul'turnyye aspekty etnoekonomiki i prodovol'-stvennaya bezopasnost' korennykh narodov Severa: podkhody k issledo-vaniyu' (Cultural aspects of the ethnic economy and food security of the indigenous peoples of the North: approaches to research), The Eurasian Scientific Journal, vol. 10, no. 4, viewed 11 October 2023, https://esj.today/PDF/55ECVN418.pdf, doi:10.15862/55ECVN418 (In Russ.)

12. '"Sakhalin Enerdzhi" podderzhal "Slou Fud" pri organizatsii festiva-lya v Moskve' ("Sakhalin Energy" supported "Slow Food" in organizing a festival in Moscow) 2020, SakhalinMedia, viewed 11 October 2023, https://sakhalinmedia.ru/news/1002292 (In Russ.)

13. Pannik, EA(ed.) 2012, Sbornik retseptov blyud natsional'nykh kukhon' korennykh malochislen-nykh narodov Severa Poronayskogo rayona (Collection of recipes for dishes of national cuisines of small indigenous minorities of the North of the Poronaysky District), Poronaysk. (In Russ.)

14. Shkalygina, EN 2021, Sila traditsiy (The Power of Traditions), Krasnoyarsk. (In Russ.)

15. Smolyak, AV 1984, Traditsionnoye khozyaystvo i material'naya kul'tura narodov Nizhnego Amura i Sakhalina (Traditional economy and material culture of the Lower Amur and Sakhalin peoples), Nauka publ, Moscow. (In Russ.)

16. Stepanova, OB 2023, Antropologiya yamal'skogo suvenira (na materialakh nentsev, khantov i sel'kupov) (Anthropology of Yamal souvenirs (on the materials of Nenets, Khanty and Selkups), The Herald of Anthropology, no.3, pp. 203-214, doi:10.33876/2311-0546/2023-3/203-214 (In Russ.)

17. Ronik, ZL 2001, Khranitel'nitsy drevnikh ornamentov (Keepers of ancient ornaments), Sakhalin. kn. izd-vo publ, Yuzhno-Sakhalinsk. (In Russ.)

18. Yunkaporta, T 2022, Razgovory na peske. Kak aborigennoye myshleniye mozhet spasti mir (Sand Talk: How Indigenous Thinking Can Save the World), Ad Marginem Press publ, Moscow. (In Russ.)

19. Parks, J 2021, 'The poetics of extractivism and the politics of visibility', Textual Practice, vol. 35, no. 3, pp. 353-362, doi:10.1080/0950236X.2021.1886708

20. Slow Food, viewed 11 October 2023, https://www.slowfood.com/ru/o-slou-fud/our-philosophy (In Russ.)

21. Whyte, KP 2016, 'Indigenous Food Sovereignty, Renewal and Settler Colonialism', The Routledge Handbook of Food Ethics, ed. M. Rawlinson, C. Ward, Routledge publ, New York, pp. 354-365-

Статья поступила в редакцию: 13.10.2023 Одобрена после рецензирования: 17.10.2023 Принята к публикации: 17.10.2023

The article was submitted: 13.10.2023 Approved after reviewing: 17.10.2023 Accepted for publication: 17.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.