УДК 39
DOI 10.24412/1026-8804-2021-4-71-83
Сахалин и сахалинцы:
коллективные идентичности
w 1
и межгрупповые взаимодеиствия1
Наталья Ивановна Новикова,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Москва. E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу региональной идентичности на основе полевых исследований социальных аспектов двух видов бизнеса на Сахалине: деятельности нефтяной компании и аборигенного предпринимательства. Основой для написания статьи стали полевые материалы автора 2000—2019 гг., собранные на Сахалине, а также данные корпоративных опросов, проведённых в международной нефтяной компании «Сахалин Энерджи». В качестве главного исследовательского вопроса выделяется следующий: какова роль социальной политики государства и бизнеса для онтологического определения идентичности на индивидуальном и коллективном уровне. Сокращение рыбных ресурсов требует изменения организации труда, повышения его технологичности и эффективности. Способом выхода из этой критической ситуации, помимо других, стало развитие аборигенного предпринимательства, которое направлено не на извлечение прибыли, а на решение социальных задач. Именно в этой сфере в первую очередь создаются успешные альянсы с сахалинскими корейцами, а также с русскими. Рассматриваются трансформации аборигенной идентичности под влиянием правовых, социальных и культурных процессов в регионе. В последние годы растёт число местных работников «Сахалин Энерджи», проанализированные в статье материалы корпоративных опросов свидетельствуют о формировании у этих людей региональной идентичности. Культурные, этнические, профессиональные, организационные взаимодействия рассматриваются как социально ориентированные, приводящие к появлению островной идентичности «сахалинцы».
Ключевые слова: Сахалин, островная идентичность, социально ответственный бизнес, нефтяная компания, аборигенное предпринимательство, коренные малочисленные народы, корейцы.
1 Статья подготовлена в рамках ПФИ РАН по проекту «Население пограничных территорий России: динамика групповых идентичностей, отношение к гражданству, миграционные риски».
Sakhalin аnd Sakhalin Residents: Collective Identities аnd Intergroup Interactions. Natalya Novikova, Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].
The paper is devoted to the analysis of regional identity based on field studies of the social aspects of two types of business on Sakhalin: the activities of an oil company and indigenous entrepreneurship. The basis for writing the paper was the author's field materials collected on Sakhalin between 2000 and 2019 as well as the materials from corporate surveys of the international oil company Sakhalin Energy. As a main research issue, the role of social policy of the state and business for the ontological definition of identity at the individual and collective level is highlighted. Reduction of fish resources requires a change in the organization of work increasing its manufacturability and efficiency. One of the ways out of this critical situation was the development of aboriginal entrepreneurship, which is aimed primarily not at making a profit but at solving social problems. It is in this area that successful alliances with both Russians and Sakhalin Koreans are created in the first place. The transformations of aboriginal identity under the influence of legal, social, and cultural processes in the region are considered. In recent years, the number of local workers has been growing in the international oil company Sakhalin Energy. The paper analyzes the mate rials of corporate surveys that indicate the formation of their regional identity. Cultural, ethnic, professional, and organizational interactions are regarded as socially oriented leading to the formation of the island Sakhalin identity. Keywords: Sakhalin, island identity, socially responsible business, oil company, aboriginal entrepreneurship, indigenous peoples of the North, Koreans.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ коллективных идентичностей островного региона представляет возможность осветить некоторые вопросы трансформации культурной отличительности и сопричастности территории местных жителей. Изучение границ и пограничных территорий — одна из традиционных тем гуманитарных наук [7]. В социально-культурной антропологии преимущественное внимание уделяется локальным исследованиям, позволяющим сосредоточиться в первую очередь на особенностях регионального развития, складывающихся идентичностях и повседневных практиках [14]. В этом поле о. Сахалин занимает особое место ввиду своего исторического и современного развития [2]. Исследование направлено на анализ коллективной идентичности и межгрупповых взаимодействий на острове. В его фокусе — роль социально - ориенти - о рованного бизнеса в трансформациях идентичности. Длительные по- с^. левые исследования в различных регионах Севера, Сибири и Дальнего ^ Востока показывают стремление населения, в том числе коренных народов, к онтологической безопасности как рутинизации повседневных £
практик [4]. Люди хотят быть уверенными в порядке и предсказуемости своего места в социуме, стране, регионе, мире [17], именно тогда они чувствуют свою сопричастность территории проживания, у них возникает желание ассоциировать себя с этим регионом. Связь территории, ландшафта с идентичностью коренного народа, формирование у него чувства сопричастности были наиболее полно показаны в работах по саами Норвегии [21]. Опыт Сахалина подтверждает эту гипотезу, придавая ей новый ракурс на примере островной идентичности. В последние годы здесь, как и в некоторых других ресурсных регионах, меняются представления о промышленном освоении. Взаимная экзотизация образов «нефтяников» и «аборигенов» уступает место складыванию представлений о них как о «людях, живущих по соседству», что оказывает влияние на их идентичности [18]. Предлагаемые в данной статье выводы носят предварительный характер и требуют дальнейших исследований. В работе использованы полевые материалы автора 2000—2019 гг., а также данные опросов, проведённых среди сотрудников компании «Сахалин Энерджи» и предоставленных Е.А. Диамантиди2.
ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА
Обычно коренные народы определяют свою идентичность на основании культурных особенностей, реже языка. Когда традиционная культура подвергается деформации или трансформации, такие особенности становятся менее очевидными. Политика государства и международные нормы всё больше способствуют выделению правовой идентичности коренных народов, которая определяется их статусом в государ стве. Для народов Севера также характерно восстановление этнической идентичности, как случилось на Сахалине со многими уйльта, в про шлом числившимися ороками [8]. Можно ожидать изменения этнического самосознания некоторых аборигенов Сахалина в дальнейшем, если будет решён вопрос о группе айну и включении их в перечень коренных малочисленных народов. На этническую идентичность коренных народов оказывают влияние различные демографические процессы [15]. В российской науке распространены представления о важности льгот ^ и преференций, говорят об их недемографическом росте [3], иногда связывая его с компенсациями от промышленных компаний. Не вступая сейчас в дискуссию по этому поводу, отмечу, что приобретение
о_
<с 2 Е.А. Диамантиди —ведущий специалист отдела социальной деятельности Департамента корпоративных отношений «<Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.». Автор выражает ей благодарность за сотрудничество, предоставленные материа-<£ лы и комментарии к статье.
выгодного положения вполне естественно для людей, если есть такие возможности. Во время полевых исследований в Канаде в период обсуждения проекта строительства газопровода по р. Маккензи в 2006 г.3, я записала интересное интервью с местным жителем. У него в семье недавно родился ребёнок, и я спросила, кем его запишут — инувиа -луитом или гвитчин? Родители принадлежат к этим разным коренным народам. Он ответил: «Посмотрим, кто будет успешнее в новых усло -виях, у кого будет больше возможностей, в первую очередь экономических, туда и запишем». На Сахалине, по моим наблюдениям, в тече -ние последних двадцати лет происходит трансформация идентичности от культурной к правовой, а в настоящее время — к региональной, причём не только областной, а часто и районной. Это характерно для молодых семей, которые слабо вовлечены в аборигенный дискурс и стремятся в большей степени жить на общих условиях, занимаясь рыболовством. Другую группу населения, которая представляет для данного исследования интерес, составляют главы хозяйств, занимаю щиеся предпринимательством в рамках правового поля коренных народов. Они стремятся не только добиться собственного благосостояния, но и поддержать аборигенное сообщество, социальные связи внутри него. Аборигенные активисты хотят изменить сложившиеся в обществе стереотипы, согласно которым «настоящий нивх — рыбу поймал и съел». Это делается за счёт развития культуры, её более широкой пре -зентации в обществе, возрождения языков и т.п. Аборигенные предприниматели также не стоят в стороне, они хотят изменить «колониальное» представление о коренных народах. В 2019 г. было записано характерное высказывание: «Я хочу настоящий цех сделать, чтобы к народам Севера по-другому относились» [9].
Исследованию аборигенного предпринимательства, предлагаемому в данной статье, близки подходы изучения арктического предпринимательства, которое основано на творческой активности, направленной на поиск более эффективных путей использования ресурсов [12], применение новых форм социальной организации, повышение уровня технологичности промысла [9]. Изучение коренных малочисленных народов России неизбежно включается в международный контекст, так как именно международно-правовой статус этих народов в значительной степени определяет их положение в стране де-юре, это касается и их экономических практик. В докладе Экспертного механизма ООН ^ 2017 г. специально подчёркивается: «В экономических системах коренных народов при всём их значительном разнообразии делается большой упор на получении социальной и экономической отдачи в интере- с^. сах общин. В концепциях предпринимательской деятельности коренных ^
3 Полевые материалы автора. Инувик, Канада, 2006 г. £
народов успех определяется не столько размером вырученной прибыли, сколько той пользой, которую то или иное дело может принести семьям и общинам коренных народов» [11].
В значительной степени предпринимательство коренных народов связано с личной инициативой людей, стремлением получить прибыль, в том числе и для того, чтобы поддерживать сообщество. В современном российском обществе нет понимания необходимости специальных прав коренных малочисленных народов, часто можно слышать высказывания о том, что все народы в России коренные, значит не нужно ни кого выделять, создавать особые условия. Аборигенные предприниматели хотят, чтобы это равенство строилось на успешности коренных, а не на их маргинальности. Такие люди стремятся к социальному пред -принимательству, ставят цель создания социальной ценности наравне с получением экономической выгоды или выше [1].
Основой экономики островной области являются рыболовство и нефтяная промышленность, в которых занята значительная часть трудоспособного населения. Сокращение рыбных ресурсов требует изменения организации труда, повышения его технологичности и эффективности. Одним из вариантов разрешения этой критической ситуации и стало развитие аборигенного предпринимательства, которое направлено в первую очередь не на извлечение прибыли, а на решение социальных задач.
Вопрос о доступе к морским ресурсам является основным конфлик-тогенным фактором для благосостояния всего местного населения, прежде всего коренного, подчас не имеющего других источников жизнеобеспечения. В последние годы к недовольству промышленным выловом крупных предприятий, реализующих свою продукцию в Москве и Японии, присоединилось и недовольство деятельностью рыборазводных заводов, которое активно высказывают экологические и аборигенные общественные организации. В изучаемый период коренные народы неоднократно обращались в органы власти и местного самоуправления с просьбами изменить условия вылова, прислушаться к их мнению, основанному на традиционных знаниях. Добыча водных биоресурсов и их реализация являются одним из видов традиционной хозяйственной деятельности [13], а в условиях острова именно они составляют основу жизнеобеспечения коренного и местного населения [9]. Сегодня коренные малочисленные народы острова актуали-^ зируют этническую идентичность, но высказываются за обеспечение права на развитие, на модернизацию своего образа жизни в соответствии с международно признанными правами коренных народов, в пер-£ вую очередь касающихся свободного предварительного осознанного согласия на принятие решений, затрагивающих их интересы [11].
При исследовании всех вопросов современной жизни коренных наро-£ дов мы сталкиваемся с границами, которые они сами выстраивают или
которые создают их соседи, государство, географическое положение. В литературе, посвященной этнической истории коренных народов Сахалина, отмечается динамичность этих народов, отсутствие закреплённых территорий, открытость к контактам, в том числе и брачным. В прошлом это приводило к метисации и билингвизму местного населения. После Второй мировой войны демографическая ситуация на острове изменилась. Вторыми по численности стали корейцы [2; 6], которые активно взаимодействовали с коренными народами. Интересной особенностью аборигенного предпринимательства на Сахалине является его полиэтничный характер: в одном хозяйстве могут работать нивхи, уильта, нанайцы, а иногда и русские, и корейцы. Мне приходилось неоднократно слышать, что технологии рыболовства у всех местные и что са -мые успешные хозяева владеют ими в совершенстве. Коренные народы осваивают эти навыки с детства. А вот необходимые для предпринимательства технологии социального взаимодействия, организации добычи, переработки, реализации продукции рыболовства они приобретают уже во взрослой жизни, в том числе и в межэтническом взаимодействии.
Особый интерес представляет большая доля корейцев. Это хорошо видно на примере Поронайского района. В созданных здесь хозяйствах значительную роль играли этнические корейцы, и такие альянсы воспринимаются как взаимовыгодные. В семьях сахалинских корейцев сохраняется память о драматической судьбе родителей после окончания Второй мировой войны, разделённых семьях, преследованиях и т.п. Это роднит поколения 1950-х гг. рождения с аборигенами, которые также подвергались дискриминации, а их самосознание было и остаётся стигматизированным. Корейцы считаются более предприимчивыми, многие из них часто бывают в Южной Корее и стараются привнести стандарты предпринимательской деятельности на Сахалин. Кроме того, существенным фактором взаимодействия, родства и кооперации для коренных народов является их внешний монголоидный облик.
В рамках обычного права коренных народов Сахалина приоритетными считаются права доступа к водным ресурсам, их распределение, получение выгоды от их добычи и реализации. Территориальные границы в аборигенном дискурсе имеют меньшее значение. Эти нормы и сегодня во многом определяют правовую культуру местного населения. Между проницаемостью границ и их чёткой фиксацией выбирается первое. В этнически смешанных семьях моих информантов ^ есть люди, выбирающие разную аборигенную идентичность. На острове отмечают два основных праздника коренных народов: «Кормление моря» и «Курэй» (праздник оленеводов). Они оба имеют древние тра - ^ диционные корни, но сегодня собирают людей независимо от нацио- ^ нальности. В области ведут деятельность несколько народных фольклорных ансамблей, есть мастера декоративно-прикладного искусства £
и художники. Интересные программы подготовлены в музеях и социальных сетях, когда фольклорные произведения читают сначала на этнических языках, потом по-русски. Коренные народы Сахалина таким образом адаптируются к современным условиям и сами прилагают усилия к сохранению своих культур и языков, не создавая преграды для межкультурного взаимодействия. Этому способствует и островная ограниченность, и их сравнительно небольшая численность. В целом важнейшим фактором внутренней метисации аборигенного сообщества является правовая идентичность, особый правовой статус в государстве, но в последнее время наблюдается и другая тенденция. Продолжавшееся сужение сферы действия «аборигенного» законодательства приводит к необходимости поиска новых форм социальной организации хозяйственной деятельности, аборигенного предпринимательства, сочетающего традиционные знания и современные технологии. Это приводит и к трансформациям идентичности, формированию её местных региональных форм. Результатом ограничения прав коренных малочисленных народов на рыболовство становится то, что некоторые, особенно молодые, готовы отказаться от стигматизированной роли в обществе в пользу жизни «на общих основаниях».
ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ ЖИТЕЛЕЙ ОСТРОВА
Определённое влияние на привлекательность острова для всего населения, включая коренные народы, на формирование региональной идентичности оказывают социальная и экологическая политики нефтяной компании «Сахалин Энерджи». Акционерами компании являются ПАО «Газпром», концерн «Шелл», группы компаний «Мицуи» и «Мицу-биси». Новым явлением для острова стало корпоративное изучение влияния социальной деятельности на регион присутствия компании «Сахалин Энерджи», которое показывает важность региональной идентичности для нефтяников. Её определение связано с оценкой людьми разных национальностей и профессий жизни на острове. В корпоративном опросе участвовало более 700 человек, особенно интересна та часть исследования, которая касается отношения к острову как месту ^ работы и жизни [5].
В целом для компании характерны последовательные инвестиции в улучшение социальных условий как для своего персонала, так о. и для всего населения острова. В «Сахалин Энерджи» придают большое значение высококвалифицированным кадрам4. В целях удержания
о о
£ 4 Материалы опросов предоставлены компанией «Сахалин Энерджи».
работников компания стремится обеспечивать кадровый резерв и развитие преемственности, реализует программы развития управленческих и лидерских навыков, регулярно анализирует эффективность компенсационно-социального пакета, принимает другие меры в области управления персоналом. В компании отдают себе отчёт в том, что у со -трудников есть запрос на качественный интеллектуальный и эмоциональный опыт за пределами работы. С целью повышения эффективности социальных инвестиций осуществляется непрерывный мониторинг: проводятся внутренние опросы среди сотрудников компании и членов их семей, а также внешние — среди партнёров и заинтересованных сторон. В 2021 г. опрос был проведён в январе - феврале.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОРПОРАТИВНОГО ОПРОСА «Я И САХАЛИН»
Целью внутреннего опроса было стремление разобраться, в каком направлении следует двигаться компании, чтобы связь сотрудников с территорией присутствия была взаимной и шла на пользу регио -ну и корпорации, насколько сотрудники интегрированы в локальный культурный контекст и какой вклад в развитие региона присутствия можно сделать. В опросе приняло участие более 700 чел., из них самая представительная группа (80%) — сотрудники офиса. Больше половины респондентов — люди в возрасте 36—50 лет, 65% респондентов — мужчины. Ответы на статистические вопросы продемонстрировали, что сотрудник компании — это человек зрелый, ответственный и надёжный. Большая часть респондентов — люди семейные, имеющие детей.
Отдельный блок опроса был посвящён оценке качества связи с ре -гионом у опрашиваемых. Согласно результатам, чуть более половины респондентов (53%) прожили здесь всю жизнь. Считают себя местными 64% участников, хотя некоторые из них поясняют, что домом Сахалин делает работа, 33% провели здесь больше 5 лет. Многие респонденты (71%) указали, что чувствуют себя частью региона. В качестве особых характеристик острова назвали потрясающую природу, море и горы, хорошую работу, комфортный климат и культурную самобытность.
Следующий блок вопросов касался времяпровождения, предпочтительных мероприятий, ярких событий и точек притяжения и помог определить степень интегрированное™ персонала в локальный куль- -j турный контекст. Полученные ответы разделили респондентов на две категории: тех, кто видит и чувствует пульс острова, пользуется этим и самостоятельно создаёт культурный контекст, и тех, кто уверен, что cL всё самое интересное случается далеко за пределами острова. ^
Последний вопрос о взаимоотношениях с регионом был в большей степени поводом для респондентов задуматься о связи с местом, где £
они проживают. Безусловным лидером (так ответили 40% участников опроса) стал вариант «роман на всю жизнь». Вариант «Бесконечный бое -вик, но мне нравится» выбрали 13% опрашиваемых, и 16% респонден -тов попытались самостоятельно определить своё отношение к региону, зачастую не самое однозначное.
Опрос помог компании скорректировать акценты в своей социальной деятельности и показал, что вопросы экологии, образования, куль -туры и безопасности должны быть в приоритете. Именно они лежат в ос нове восприятия региона присутствия и способствуют формированию к нему положительного отношения.
На основе авторских полевых исследований5 также можно сде -лать вывод о важности для сотрудников и их семей не только корпо ративных, но и региональных ценностей. Компания «Сахалин Энерд-жи» работает в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» на основании коммерческого соглашения между инвесторами и Правительством Российской Федерации и Сахалинской области. Согласно ст. 7 этого закона, не менее 80% работников ин -вестора должны быть гражданами РФ и до 70% оборудования должно быть местного производства. Компания в 2020 г. достигла уровня 85% по объёмам трудозатрат и 91% по количеству использованных материалов и оборудования [10]. Также в этой статье определено, что «при выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации» [16]. Положения федерального закона, безусловно, оказали большое влияние на работу компании, хотя нужно отметить, что все достижения политики корпоративной социальной ответственности были выработаны не сразу?, большую роль сыграли экологические движения и организации коренных народов [20], государственный контроль, а также участие компании в подготовке отчётов по устойчивому развитию в рамках мониторинга Российского союза промышленников ^ и предпринимателей [10]. В работе компании важна и принятая ею процедура жалоб [19]. Высокий уровень корпоративной социальной ответственности по отношению к коренным народам проявляется ся в специальной программе «План содействия коренным малочисленным народам Севера Сахалинской области», который осуществляется
5 Исследование корпоративной социальной ответственности сахалинских компаний проводилось в 2014 г.
с 2006 г. Его действие распространяется на всё коренное население острова, что, безусловно, способствует его консолидации. К положительным сторонам этих программ можно отнести их продолжительность и транспарентность. В ходе выполнения «Плана содействия» представители коренных народов проходят обучение не только в области составления бизнес-планов, самостоятельного распределения финансовых средств, но и учатся корпоративной культуре. Важно подчеркнуть, что кроме внешнего мониторинга, компания осуществляет и свой собственный внутренний мониторинг, в первую очередь это касается социальных и экологических политик. Компанию «Сахалин Энерджи» выгодно отличает большое внимание к развитию социальной и культурной сферы на острове, укреплению партнёрства с местными сообществами и развитию социального капитала коренных народов [10]. В этой работе особенно важным фактором является управление персоналом, учёт его местных потребностей. Возникающие сегодня проблемы в отношениях компании с коренными народами связаны и с её новаторскими программами. «План содействия» уже много лет признаётся лучшей практикой в Российской Федерации, а отсутствие конкуренции может привести к стагнации. Проводимый компанией мониторинг позволит сделать политику корпоративной социальной ответственности более чувствительной к потребностям островного населения, будет способствовать развитию чувства сопричастности к общим ценностям.
ВЫВОДЫ
Таким образом, для Сахалина характерна актуализация региональной островной идентичности, возможно, не для всего населения, но учёт её важен для определения потенциальных путей развития территории. Здесь работают разные компании и разные предприниматели. Анализ рассмотренных кейсов позволяет увидеть то общее, что есть в социально ответственном бизнесе, и проследить характер его влияния на трансформацию коллективных идентичностей и у аборигенного населения, и у специалистов «Сахалин Энерджи», связанных с островом в силу своей профессиональной занятости. Изучение предпринимательства коренного и местного населения показало, что для многих из них первостепенное значение имеют благополучие семей и сообщества, ^ достижение социального и этнического комфорта. Именно эти факторы являются определяющими для их идентичности. Для работников компании также большое значение имеют социальные программы, направ- ^ ленные на благополучие персонала. Удалённость и островной характер ^ территории обусловливают и плюсы, и минусы для формирования «по -зитивной» идентичности у столь различных групп населения. Внимание £
к социальной ценности природных ресурсов, которое демонстрируют и «Сахалин Энерджи», и предприниматели из коренных народов, даёт новый исследовательский импульс к анализу этнической, правовой, корпоративной, региональной идентичности. В будущем было бы интересно посмотреть через выбранную оптику на развитие идентификационных процессов в контексте групповых взаимодействий у представителей аборигенного населения и у сотрудников других промышленных компаний Сахалинской области.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Архипова Е.Б. От упадка к возрождению: социально-предпринимательские практики в российских деревнях (на примере Урала и Сибири) // Siberian Socium. 2017. Т. 1. № 2. С. 47-60.
2. Баженова Ж.М., Ермак Г.Е. К вопросу об этничности населения фронтирных территорий (на материалах о -ва Сахалин) // Россия и АТР. 2018. № 4. С. 57—74.
3. Богоявленский Д. Вымирают ли народы Севера? Демографический и «недемографической» прирост. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0165/ tema04.php (дата обращения: 01.09.2021).
4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5. С. 107—134.
5. Диамантиди Е. Уравнение перемен // Вести «Сахалин Энерджи». 2021. 1 Апреля. С. 23—24.
6. Дин Ю.И. Корейская диаспора Сахалина: проблема репатриации и интеграции в советское и российское общество. Южно - Сахалинск: Сахалинская областная типография, 2015. 332 с.
7. Как сегодня изучать фронтиры? Дискуссия по статье Д.В. Сеня // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1. С. 81—105.
8. Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина. Большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006. 295 с.
9. Новикова Н.И. Энергия предпринимательства в традиционном природопользовании коренных народов Севера Сахалина // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 3. С. 127—140.
10. Отчёт об устойчивом развитии. 2020. URL: http://www.sakhalinenergy.ru/upload/ iblock/2af/GRI_2020.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
11. Передовая практика и вызовы, включая дискриминацию, в предпринимательской деятельности и в области доступа коренных народов, в особенности женщин и инвалидов из числа коренных народов, к финансовым услугам. Исследование, подготовленное Экспертным механизмом по правам коренных народов, Совет по правам человека, 36 сессия, 11—29 сентября 2017 г. URL: http://www. undocs.org/ru/a/hrc/36/53 (дата обращения: 01.09.2021).
12. Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. Арктическое предпринимательство: условия и воз-]| можности развития // Арктика: экология и экономика. № 4 (24). 2016. С. 4—15.
13. Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631- р «Об утверждении ö перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традици-
fej онной хозяйственной деятельности». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/
Ц prime/doc/95535 (дата обращения: 01.09.2021).
14. Рахманова Л.Я. Социокультурная идентичность населения Соловецких остро-aL вов: автореф. ... дис. канд. социол. наук. СПб., 2015. 26 с.
15. Тураев В.А. Социально-демографические процессы у коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1989—2010 гг. // Россия и АТР. 2019. № 2. С. 145—164.
16. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102038941 (дата обращения: 01.09.2021).
17. Худайкулова А.В., Неклюдов Н.Я. Концепция онтологической безопасности в международно-политическом дискурсе // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 12 (6). С. 129—149.
18. Novikova N. Pipeline Neighbors: How Can We Avoid Conflicts? // Resources. 2020. Vol. 9. Iss. 2. P. 1—15.
19. Novikova N., Wilson E. The Sakhalin - 2 Project Grievance Mechanism, Russia // Dis -pute or Dialogue? Community Perspectives on Company - Led Grievance Mecha -nisms / Eds. by Wilson E., Blackmore E. London: IIED, 2013. P. 84—109.
20. Roon T. Globalization of Sakhalin's Oil Industry: Partnership or Conflict? A Re -flection on the Etnologicheskaia Ekspertiza // Sibirica. Vol. 5. Iss. 2. Autumn 2006. P. 95—114.
21. The Will to Drill — Mining and Arctic Communities / Eds. by Brigt D., Bay Larsen I., Skorstad B. Switzerland: Springer, 2018. 228 p.
REFERENCES
1. Arkhipova E.B. Ot upadka k vozrozhdeniyu: sotsial'no - predprinimatel'skie praktiki v rossiyskikh derevnyakh (na primere Urala i Sibiri) [From Decline to Revival: Socio -Entrepreneurial Practices in Russian Villages (Based on the Example of the Urals and Siberia)]. Siberian Socium, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 47—60. (In Russ.)
2. Bazhenova Zh.M., Ermak G.E. K voprosu ob etnichnosti naseleniya frontirnykh ter -ritoriy (na materialakh o - va Sakhalin) [On the Question of the Ethnicity of the Popu -lation of Front- Line Territories (On the Materials of Sakhalin Island)]. Rossiya i ATR, 2018, no. 4, pp. 57—74. (In Russ.)
3. Bogoyavlenskiy D. Vymirayut li narody Severa? Demograficheskiy i "nedemogra-ficheskiy" prirost [Are the Peoples of the North Dying out? Demographic and "Non -Demographic" Growth]. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0165/ tema04.php (accessed 01.09.2021). (In Russ.)
4. Giddens E. Sud'ba, risk i bezopasnost' [Fate, Risk and Safety]. THESIS, 1994, no. 5, pp. 107—134. (In Russ.)
5. Diamantidi E. Uravnenie peremen [Equation of Change]. Vesti "Sakhalin Enerdzhi", 2021, April 1, pp. 23—24. (In Russ.)
6. Din Yu.I. Koreyskaya diaspora Sakhalina: problema repatriatsii i integratsii v sovet-skoe i rossiyskoe obshchestvo [The Korean Diaspora of Sakhalin: The Problem of Repatriation and Integration into Soviet and Russian Society]. Yuzhno Sakhalinsk, Sakhalinskaya oblastnaya tipografiya Publ., 2015, 332 p. (In Russ.)
7. Kak segodnya izuchat' frontiry? Diskussiya po stat'e D.V. Senya [How to Study Fron -tiers Today? Discussion on D.V. Senya's Paper]. Studia Slavica et Balcanica Petro-politana, 2020, no. 1. pp. 81—105. (In Russ.) |
8. Missonova L.I. Uyl'ta Sakhalina. Bol'shie problemy malochislennogo naroda [Uilta Sakhalin. Big Problems of Small - Numbered Peoples]. Moscow, Nauka Publ., 2006, ö 295 p. (In Russ.)
9. Novikova N.I. Energiya predprinimatel'stva v traditsionnom prirodopol'zovanii ko - fcg rennykh narodov Severa Sakhalina [Energy of Entrepreneurship in Traditional En - ^ vironmental Management of the Indigenous Peoples of the North of Sakhalin]. Iz-vestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii, 2020, vol. 16, no. 3, pp. 127—140. (In Russ.) £
10. Otchet ob ustoychivom razvitii. 2020 [Sustainability Report. 2020]. Available at: http:// www.sakhalinenergy.ru/upload/iblock/2af/GRI_2020.pdf (accessed 01.09.2021). (In Russ.)
11. Peredovaya praktika i vyzovy, vklyuchaya diskriminatsiyu, v predprinimatel'skoy deyatel'nosti i v oblasti dostupa korennykh narodov, v osobennosti zhenshchin i invali-dov iz chisla korennykh narodov, k finansovym uslugam. Issledovanie, podgotovlennoe Ekspertnym mehanizmom po pravam korennyh narodov, Sovet po pravam chelove-ka, 36 sessiya, 11—29 sentyabrya 2017 g. [Leading Practices and Challenges Includ -ing Discrimination in Business and Access to Financial Services for Indigenous Peo -ples, in Particular Indigenous Women and People with Disabilities. The Research by the Expert Mechanism on the Rights of Indigenous Peoples, Human Rights Council, the 36th Session, 11—29 September 2017]. Available at: http://www.undocs.org/ru/a/ hrc/36/53 (accessed 01.09.2021). (In Russ.)
12. Pilyasov A.N., Zamyatina N.Yu. Arkticheskoe predprinimatel'stvo: usloviya i voz -mozhnosti razvitiya [Arctic Entrepreneurship: Conditions and Opportunities for Development]. Arktika: ekologiya i ekonomika, no. 4 (24), 2016, pp. 4—15. (In Russ.)
13. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 maya 2009 g. № 631 -r "Ob utverzhdenii perech-nya mest traditsionnogo prozhivaniya i traditsionnoy hozyaystvennoy deyatel'nosti korennykh malochislennykh narodov RF i perechnya vidov ikh traditsionnoy hozyay-stvennoy deyatel'nosti" [Decree of the Government of the Russian Federation of May 8, 2009, No. 631- r "On Approval of the List of Places of Traditional Residence and Traditional Economic Activity of Indigenous Peoples of the Russian Federation and the List of their Traditional Economic Activities"]. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/95535 (accessed 01.09.2021). (In Russ.)
14. Rakhmanova L.Ya. Sotsiokul'turnaya identichnost' naseleniya Solovetskikh ostrovov: avtoref. ... dis. kand. sotsiol. nauk [Sociocultural Identity of the Population of the So -lovetsky Islands. Author's abstract of the PhD in soc. sci. diss]. Saint Petersburg, 2015, 26 p. (In Russ.)
15. Turaev V.A. Sotsial'no - demograficheskie protsessy u korennykh malochislennykh narodov Dal'nego Vostoka v 1989—2010 gg. [Socio- Demographic Processes of the Indigenous Peoples of the Far East in 1989—2010]. Rossiya i ATR, 2019, no. 2, pp. 145—164. (In Russ.)
16. Federal'nyy zakon "O soglasheniyakh o razdele produktsii" [Federal Law "On Pro duct Sharing Agreements"]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &nd=102038941 (accessed 01.09.2021). (In Russ.)
17. Khudaykulova A.V., Neklyudov N.Ya. Kontsepciya ontologicheskoy bezopasnosti v mezhdunarodno politicheskom diskurse [The Concept of Ontological Security in International Political Discourse]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2019, no. 12 (6), pp. 129—149. (In Russ.)
18. Novikova N. Pipeline Neighbors: How Can We Avoid Conflicts? Resources, 2020, vol. 9, iss. 2, pp. 1—15. (In Eng.)
19. Novikova N., Wilson E. The Sakhalin - 2 Project Grievance Mechanism, Russia. Dis -pute or Dialogue? Community Perspectives on Company - Led Grievance Mechanisms.
t Eds. by Wilson E., Blackmore E. London, IIED Publ., 2013, pp. 84—109. (In Eng.)
20. Roon T. Globalization of Sakhalin's Oil Industry: Partnership or Conflict? A Re -
§ flection on the Etnologicheskaia Ekspertiza. Sibirica, vol. 5, iss. 2, Autumn 2006,
pp. 95—114. (In Eng.)
tj 21. The Will to Drill — Mining and Arctic Communities. Eds. by Brigt D., Bay - Larsen I.,
* Skorstad B. Switzerland, Springer Publ., 2018, 228 p. (In Eng.)
S
О
о
£ Дата поступления в редакцию 21.09.2021