А.Ю. Чаленко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТОКИ И АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В системе национальных счетов (СНС) под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств институциональных единиц [1].
В СНС приведено фундаментальное понятие экономического потока, однако не определена система взаимодействия институциональных единиц через потоки и самих потоков между собой.
В соответствии с Руководством по статистике государственных финансов РФ (СГФ РФ) [2] все отражаемые и классифицируемые данные представляют собой либо потоки, либо запасы. Потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости, что оказывает влияние на экономическое положение
институциональной единицы. Запасы - это имеющиеся у институциональной единицы на определенный момент времени активы и обязательства, а также соответствующая чистая стоимость активов этой единицы, которая равна разности между общей суммой активов и общей суммой обязательств. Все потоки классифицируются либо как операции, либо как другие экономические потоки.
Значимое теоретическое достижение в решении проблемы взаимодействия экономических потоков представил Ж. Делез. Ссылаясь на труды известного французского специалиста по потокам в политической экономии Д. Антье и его работу "Потоки и запасы" [3], а также на результаты собственного анализа, он предложил следующий понятийный аппарат экономических потоков:
"С точки зрения экономики потоком можно назвать значение некоторых количеств услуг или денег, передаваемых от одного полюса к другому. Полюс - это первое понятие, которое необходимо соотнести с потоком: поскольку поток течет по социусу, он входит через один полюс и
выходит через другой. Потоки подразумевают коды в том смысле, что определенный поток может быть назван экономическим в той мере, в какой что-то в нем проходило, что-то было заблокировано и что-то блокировало или пропускало. Запасами благ и денег должны называться блага и деньги, удержанные каким-нибудь полюсом. Итак, поток - это то, что течет от одного полюса к другому, что входит и выходит, а запас - это то, что представлено как материальное или юридическое владение одного из рассмотренных полюсов; здесь мы хорошо видим коррелятивный характер двух понятий. Потоки и запасы - это одна и та же вещь, только соотнесенная с различными единицами, в одном случае она является переходом от одного полюса к другому, а в другом - приписыванием к одному из полюсов. Не существует благ, находящихся в запасе, которые в определенный момент не находились бы в потоке, - это одна из основ исчислимости, поскольку вход и выход из запаса составляют поток. Только лишь изучение потоков позволяет объяснить роль входов и выходов в вариациях запасов [4].
В цитированной работе Ж. Делеза подробно рассмотрены потоки, запасы и институциональные единицы, предпринята попытка поиска механизма группирования потоков, для чего вводится понятие среза-потока. Однако указанный механизм так и не был создан.
Определить, проследить
взаимодействие потоков в рыночной экономике и способность их к группированию впервые удалось В. Леонтьеву благодаря разработанному им методу "затраты - выпуск" [5]. Предложенная им таблица межотраслевых коэффициентов описывала кругооборот потоков в системе и определяла параметры этого кругооборота (мощность, скорость, синхронность).
Метод "затраты - выпуск" достаточно точно отражает величину потоков через межотраслевые коэффициенты, формирует ранее неизвестные механизмы влияния на динамику процессов в системе. Недостатком
© Чаленко Александр Юрьевич - кандидат технических наук. Луганский филиал Института экономико-правовых исследований НАН Украины.
ISSN 1562-109X
метода является отсутствие теоретического обоснования сущности потоков, их классификации и механизмов
взаимодействия. Потоки свелись к рассчитанным значениям межотраслевых коэффициентов, что явно недостаточно для объективного экономического анализа.
В целом в настоящее время потоки в экономической системе учитываются недостаточно полно, что может приводить к разбалансировке взаимодействий между институциональными секторами.
Экономическая теория, хотя и признает наличие потоков в системе, не определила их роль и значение должным образом. А многие попытки использовать свойства потоков на макроуровне для обеспечения устойчивого экономического роста до настоящего времени не давали однозначных результатов.
В этой связи актуальной проблемой является дальнейшее теоретическое обоснование сущности экономических потоков, как объекта макрорегулирования, а также их использование для антикризисного управления экономикой.
Определение потоков в
экономической системе
По современным научным
представлениям и принципам агрегирования, заложенным в СНС, экономическая система включает ряд институциональных секторов, связанных между собой потоками. Под потоками экономической системы следует
Затраты
На рынок от производителя поступает товар (выпуск), который через "предложение" направляется потребителю. В свою очередь потребитель, получая товар, несет затраты - направляет производителю деньги в сумме эквивалентной стоимости товара, которые через " спрос" направляются
понимать происходящее во времени встречно направленное движение
стоимостей, в том числе:
встречно направленные товарные (материальные) потоки (в клиринговых и бартерных сделках);
встречно направленные товарные и финансовые потоки (при покупке и продаже товаров на рынке);
встречно направленные финансовые потоки (операции на финансовом рынке);
отдельно взятые товарные и финансовые потоки.
Институциональные секторы для обеспечения своего функционирования через потоки обмениваются ресурсами, продуктами. Указанный обмен может осуществляться через рынки и напрямую.
Рассмотрим взаимодействие
экономических потоков в условиях рыночного обмена. Как известно, такой обмен основан на взаимодействии встречно направленных потоков затрат и выпуска порожденных спросом и предложением. Указанные потоки не всегда соответствуют реальным затратам и выпуску в секторах экономической системы, что приводит к их рыночной переоценке. Поэтому важным процессом рыночного обмена является установление взаимосвязи потоков затрат и выпуска. Схематично этот процесс показан на рис. 1.
Товар
Производитель
производителю как оплата выпуска. В результате происходит рыночный обмен, основанный на взаимодействии " спроса" и "предложения", что приводит к модуляции потоков - закономерному и
взаимосвязанному изменению их свойств.
Деньги Потребитель Товар
Рис. 1. Модуляция потоков в рыночном процессе
Для объяснения сути взаимодействия экономических потоков в данной работе применены следующие определения из области техники: "Модуляция сигнала -процесс изменения одного сигнала в соответствии с формой другого сигнала. Амплитудная модуляция сигнала -модуляция, изменяющая амплитуду несущей частоты. При амплитудной модуляции высокий потенциал соответствует "единице", низкий - "нулю". Частотная модуляция сигнала - модуляция, в которой сигналы 0 и 1 передаются синусоидами, имеющими различные частоты" [6]. Как и в технике, модуляция экономических потоков также имеет две составляющие: ценовую (аналог амплитудной) и производительную (аналог частотной).
Ценовая модуляция потоков состоит в присвоении рыночной стоимости товару в процессе обмена. При этом цена устанавливается всегда выше себестоимости (затрат на производство) на величину рентабельности продаж.
Производительная модуляция потоков представляет собой частоту выпуска и обмена единиц или групп товаров, характеризует динамические свойства потоков, определяется как перемещенная стоимость в единицу времени.
На основании законов сохранения потоки спроса и предложения в длительном периоде должны быть полностью эквивалентными, так как рынок (экономическая среда) не может накапливать в себе товары (запасы). При этом стороны рыночного обмена могут существенно влиять на ценовую и производительную модуляцию потоков.
Например, крупный объект
капитального строительства требует планового вложения средств в течение длительного периода (несколько лет). По завершении строительства объект сдается в эксплуатацию (покупатель получает продукцию, которую он оплачивал в течение всего периода строительства). В результате мы имеем модуляцию потока, которая определяется как ценой, так и временем инвестирования проекта, причем финансовый поток затрат может опережать материальный поток выпуска (авансирование оборотных средств). Как правило, скорость товарного
потока определяется производственными возможностями экономики и не может существенно меняться (некоторое ускорение достигается за счет инноваций, повышения коэффициента загрузки оборудования, более рациональной организации производства).
Следующий пример - приобретение товаров в кредит, когда товарный поток опережает финансовый. При этом новая подобная покупка возможна только после погашения кредита или накопления новой суммы, что ограничивает мощность и скорость, но в данном случае уже финансового потока.
В рассмотренных примерах модуляция связанных экономических потоков приводит к установлению их общей скорости, равной наименьшей. Варианты с предоплатой или последующей оплатой товара не изменяют сути дела, так как скорость этих связанных потоков по-прежнему определяется наименьшей скоростью движения
стоимостей. Это может быть скорость производства реального товара или скорость накопления финансовых средств.
Ситуация существенно меняется, когда товаром являются накопленные ранее деньги или нематериальные активы (запасы). В данном случае ограничения, вызванные необходимым временем производства товара, снимаются, производительная составляющая модуляции растет так же, как и количество сделок. Потоки приобретают максимально возможную скорость.
Например, сделки на фондовом и валютном рынках происходят в очень короткие сроки, цены на акции изменяются в широких пределах. Устанавливается специфическая макросреда взаимодействия институциональных секторов, где
производительная модуляция во много раз превосходит реальную производительность. При этом резко возрастает роль дополнительных, спекулятивных факторов (ажиотаж, изменения в политике и т. д.), влияющих на параметры потоков и их рыночные взаимодействия.
Рассмотрим случай обмена товарами, когда один поток (товар 1) по производительности медленный, а второй (товар 2) - быстрый (см. рис. 2). Поток "товар 1" производится предприятием и поставляется на рынок за одну операцию,
которая имеет длительный период исполнения, а поток "товар 2" - более производительный получается предприятием за три быстрые операции, разделенные двумя прерываниями. В результате указанные потоки оказываются сбалансированными по мощности и по времени рыночного обмена, но несбалансированными по времени производства (производительности
операций). Так как время рыночного обмена будет определяться потоком "товар 1", при
сопоставлении связанных потоков в потоке "товар 2" образуется пауза (прерывание), необходимая для обеспечения
синхронизации обмена. На схеме рыночного взаимодействия (рис. 2) в поток "товар 2", кроме операций 2, 3, 4, введены прерывания 1, 2. Из схемы следует, что модуляция связанных потоков в системе обязательно порождает прерывание более быстрых потоков.
Рис. 2. Ограничение скорости рыночных операций
На практике возможны различные варианты сочетания производственных операций и прерываний, важным остается необходимость синхронизации потоков по наибольшему времени (наименьшей скорости).
Следовательно, в экономической системе наиболее эффективный рыночный обмен будет осуществляться при минимальных прерываниях, когда скорости встречных потоков спроса и предложения близки друг другу (исчезает потребность в прерываниях). В результате потоки приобретают свойство (тенденцию) группироваться по скоростям, вследствие чего получаем:
медленные потоки, обслуживающие базовые отрасли экономики и естественные монополии;
потоки со средними скоростями, преобладающие в реальном секторе экономики, при продвижении материальных товаров и услуг потребителям;
быстрые потоки, связывающие институциональные секторы при торговле, посредничестве и в операциях на финансовом рынке.
Полученный вывод указывает на то, что потоки в экономической системе имеют тенденцию самостоятельно группироваться так, чтобы исключать или минимизировать прерывания в процессе модуляции. В результате выявлена объективная
закономерность создания агрегатов потоков, объединенных в контуры (понятие введено впервые).
Закономерность группирования потоков в контуры. Новый взгляд на метод "затраты - выпуск"
Рассмотрим экономическую систему, представленную на рис. 3.
Система включает следующие институциональные секторы: нефинансовые корпорации (НФК), финансовые корпорации
(ФК), общегосударственное управление (ОГУ), домашние хозяйства (ДХ), некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО), остальной мир (ОМ), рынок, бюджет. Институциональные секторы соединены потоками с рынком и бюджетом, как это показано на схеме.
Потоки подразделяются на рыночные, включающие затраты, выпуск и директивные, включающие налоги, трансферты. Существенное отличие указанных групп состоит в том, что рыночные потоки затрат и
выпуска соединяют институциональные секторы через особую экономическую среду -
Условные обозначения: поток рыночного контура; поток бюджетного контура; суммарные потоки.
рынки, а директивные налоги и трансферты -через бюджет под контролем ОГУ. Рыночные потоки подчиняются
взаимодействию спроса и предложения, в то время как директивные определены нормативами фискальной политики.
В результате перечисленные потоки формируют два контура в системе: рыночный и директивный.
В рыночном контуре на схеме отображены только финансовые потоки,
сопряженные с ними товарные потоки, действующие в противоположном направлении, для простоты рассуждений не приведены. Поток чистого экспорта соединяет национальную экономическую систему с остальным миром. Рыночный контур включает обход по направлению стрелок в системе: рынок - суммарный поток выпуска - секторальные потоки выпуска -институциональные секторы - секторальные потоки затрат - суммарный поток затрат -
рынок. Сектор ОМ является внешним по отношению к экономической системе, соединен с ней через рынок потоком чистого экспорта.
Директивный (бюджетный) контур не имеет товарного выражения (за исключением трансфертов в натуре) и потому отображен только финансовыми потоками. Он включает обход по направлению стрелок в системе: бюджет - суммарный поток трансфертов -секторальные потоки трансфертов -институциональные секторы - секторальные потоки налогов - суммарный поток налогов -бюджет.
Применив вышеприведенные
рассуждения о группировании
модулированных потоков по
производительности, получаем соответствующую классификацию контуров, на "быстрые" и "медленные". В основу такой классификации положена закономерность, которая формулируется следующим образом:
"Контуры формируются из близких по производительности потоков, в результате чего образуется несколько рыночных и директивных контуров, которые
обеспечивают взаимодействия
институциональных секторов".
Однако в системе должны существовать дополнительные потоки, которые обеспечивают перемещение стоимостей между контурами. Для этого вводится новое научное понятие " мост", определяющее потоки, которые связывают контуры и обеспечивают взаимодействия отдельных контуров между собой.
Рассмотрим, как выявленная закономерность может влиять на макроэкономические процессы, в частности при их отражении в системе национальных счетов (СНС) и в межотраслевых балансах (МОБ).
Модель МОБ В. Леонтьева отличается двояким рассмотрением отдельных отраслей -как покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями, и как продавцов материальных благ и услуг, созданных ими самими. Данная характерная черта модели МОБ позволяет определить ее как модель "затраты - выпуск" [7]. Эта модель через
межотраслевые коэффициенты подразумевает наличие потоков (определенных
межотраслевыми коэффициентами) и рыночного обмена, зафиксированного в межотраслевом балансе. Однако модуляция потоков, группирование их в контуры и распределение по скоростям не определены как параметры модели. Более того, МОБ не совсем адекватно отражает экономическую систему и взаимодействия
институциональных секторов, упрощая рыночные взаимодействия до табличных коэффициентов. В результате модель "затраты - выпуск" имеет существенные недостатки, мешающие эффективному ее использованию, что подтверждено практикой.
Модель МОБ можно
усовершенствовать путем:
формализации потоков и контуров, связывающих институциональные секторы (субъекты хозяйственной деятельности);
построения системы контуров и мостов (межконтурных связей), обеспечивающих взаимодействия институциональных секторов в экономической системе;
теоретического обоснования и внедрения механизма рыночного обмена, основанного на модуляции потоков;
построения нескольких межотраслевых балансов, в соответствии с количеством институциональных секторов и
установлением взаимосвязей между ними;
исследования возможностей
достижения сверхсуммарного эффекта (синергии) в деятельности
институциональных секторов за счет оптимизации контуров;
разработки механизма антикризисного управления, основанного на регулировании контуров и мостов связывающих институциональные секторы в
экономической системе.
Указанные усовершенствования
находят свое отражение в новой, предлагаемой автором, модели
экономической системы.
Усовершенствованная модель "затраты - выпуск"
Для развития метода "затраты -выпуск" предлагается новая модель, схематично представленная на рис. 4. Модель включает:
институциональные секторы:
нефинансовые корпорации НФК1;
нефинансовые корпорации НФК2 финансовые корпорации ФК
общегосударственное управление ОГУ остальной мир ОМ;
рынки: ресурсов РР; продуктов РП; финансовый ФР;
бюджет Б;
контуры: естественных монополий ЕМ (потоки: затраты З1 - выпуск В1); реального сектора РС (потоки: затраты З2 - выпуск В2); финансового сектора ФС (потоки: затраты ЗЗ - выпуск В3); директивный контур ДК (потоки: доходы Д - расходы Р);
директивный контур через сектор ОГУ формирует потоки: налогов (потоки: Н1 -НЗ); трансфертов (потоки: Т1 - ТЗ);
сектор ОМ связан с рынками потоком чистого экспорта (ЧЭ);
рынки связаны между собой мостами: М1 (потоки: инвестиции 1 - оплата 1); М2 (потоки: инвестиции 2 - оплата 2); МЗ (потоки: инвестиции 3 - оплата 3); М4 (потоки: инвестиции 4 - оплата 4);
каждый из секторов (за исключением ОМ) имеет капитал (К1 - К4);
НФК1|
Рис. 4. Схема рыночных взаимодействий в экономической системе
в системе присутствуют потоки денег Д1, Д2. Секторы домашних хозяйств (ДХ) и некоммерческих организаций (НКО) на представленной схеме не показаны, так как они являются несущественными при рассмотрении процессов взаимодействия потоков (контуров, мостов) в экономической системе. Более того, в современной СНС еще не достаточно разработаны потоки этих секторов, достоверно отражаемые статистикой.
Работает модель следующим образом.
Контур ЕМ соединяет через рынок РР потоками З1, В1 предприятия институционального сектора НФК1, в результате чего происходит производство и рыночный обмен ресурсами, основанный на модуляции связанных потоков. Указанное взаимодействие может быть описано матрицей В. Леонтьева "затраты - выпуск", но с новым теоретическим толкованием межотраслевых коэффициентов.
Аналогично работают контуры РС и ФС, которые через рынки РП и ФР обеспечивают производство и рыночный обмен институциональных секторов НФК2 и ФК соответственно.
Отличия предлагаемой модели состоят в том, что представленные рынки (элементы контуров) соединены между собой мостами, причем РП соединен с РР мостом М1, что позволяет институциональным секторам НФК1 и НФК2 обмениваться необходимыми для производства ресурсами и продуктами. Сектор ФК через контур ФС и рынок ФР при помощи мостов М2 - М4 соединен потоками с контурами ЕМ, РС и ДК. Это позволяет сектору ФК инвестировать и получать оплату от всех институциональных секторов экономической системы.
Сектор ОГУ связан с бюджетом Б директивным контуром ДК, который формирует управляемые потоки налогов и трансфертов, связывающие напрямую государственный бюджет с институциональными секторами и позволяющие осуществлять государственное регулирование в системе. Сектор ОГУ управляет потоком денежной массы Д1 (исключение составляет экономика США, где поток денежной массы Д2 в систему вводит финансовая корпорация - Федеральная резервная система).
Представленные в модели мосты М1 - М4 также могут быть описаны соответствующими матрицами.
Кроме этого в модели предусматривается поддержание равновесия институциональных секторов следующими уравнениями:
НФК1 В1 + Т1 - З1 - Н1 = К1;
НФК2 В2 + Т2 - 32 - Н2 = К2; ФК В3 + Т3 - 33 - Н3 = К3;
ОГУ Р + ЕН - Д - ЕТ = К4, где ЕН - сумма налогов от институциональных секторов;
ЕТ - сумма трансфертов в институциональные секторы.
Равновесие рынков и бюджета описывается уравнениями РР 31 + ЕИнв.(РР) - В1 - ЕОпл.(РР) = 0; РП 32 + ЕИнв.(РП) - В2 - ЕОпл.(РП) = 0; ФР 33 + ЕИнв.(ФР) - В3 - ЕОпл.(ФР) = 0; Б Д + ЕИнв.(Б) - Р - ЕОпл.(Б) = 0,
где ЕИнв.(рынок) - сумма инвестиций через мосты в соответствующий рынок (бюджет);
ЕОпл.(ФР) (рынок) - сумма оплаты инвестиций через мосты из соответствующего рынка (бюджета).
При этом отрасли, описанные в модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", в предлагаемой модели распределены по контурам "естественные монополии", "реальный сектор", "финансовый сектор", с учетом особенностей модуляции связанных потоков.
Сектор ОМ позволяет присоединить потоком ЧЭ такие же модели систем других стран, что дает возможность формировать транснациональные мосты.
В результате предлагаемая модель более точно описывает экономическую систему страны, региона, чем достигаются ее преимущества и положительный эффект. Следует отметить, что предлагаемая модель дает возможность уйти от затратного метода формирования стоимости потока выпуска к рыночному, основанному на взаимодействии спроса и предложения. Но самым главным преимуществом предлагаемой модели является идентификация потоков, контуров, мостов, институциональных секторов, сведение агрегатов модели в единую экономическую систему и организация объективных, контролируемых мостов (взаимосвязей) между контурами.
Кроме этого модель является более гибкой, так как позволяет с учетом влияния мостов прогнозировать кризисные ситуации и вносить эффективные корректирующие действия.
Антикризисное управление в экономической системе
Рассматривая финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., в рамках предлагаемой модели (см. рис. 4) можно определить его основные причины и методы устранения. В этой связи ниже приводятся высказывания и замечания известного финансиста Дж. Сороса, с отдельными комментариями.
"Ключ к пониманию этого кризиса - самого серьезного после кризиса 1930-х годов -находится в признании того, что он был создан внутри самой финансовой системы (мосты, замыкаясь сами на себя, создали финансовую пирамиду, прим. автора). То, что мы переживаем сегодня, не является последствиями внешнего шока, который нарушил равновесие, как говорится в теории. На практике оказывается, что финансовые рынки дестабилизируют сами себя", -объяснил Дж. Сорос. По его словам, "время от времени рынки склоняются не к равновесию, а к дисбалансу. Его теория отличается от бытующего мнения по двум вопросам: во-первых, финансовые рынки не отражают основные экономические показатели, они постоянно искажаются участниками рынка. Во-вторых, это искажение на финансовых рынках может повлиять на основные показатели - как в случае с пузырем или обвалом".
Сорос объяснил, как это произошло. В результате эйфории цены на рынке недвижимости или доткомов (от англ. dot com "точка-ком", то есть рынок новых компаний в информационном секторе, предлагавших использовать интернет для получения дохода) взметнулись вверх. Паника, в свою очередь, может пошатнуть банки. "Эту двойную связь - когда влияешь на то, чего ожидаешь" - Дж. Сорос назвал "рефлективностью" (образование зависимых циклов из действующих финансовых контуров и мостов, прим. автора). Финансовые рынки так действительно функционируют. Их нестабильность воздействует на реальную экономику, а не наоборот. В настоящее время речь совсем не идет только лишь об ипотечном "мыльном пузыре". Он стал лишь спусковым механизмом, который привел к тому, что лопнул более крупный "пузырь". Этот "пузырь", накачанный всевозраставшими кредитами и долгами, а также убежденность в том, что рынки исправляют себя сами, рос в течение 25 лет. А теперь он лопнул", - объяснил Дж. Сорос [8].
При антикризисном управлении традиционное вмешательство государства производится через потоки налогов (Н) и трансфертов (Т) (см. рис. 4). ОГУ стремится помочь банкам-неудачникам ФК, освобождая их от Н3 и предоставляя помощь Т3. Но банки с помощью финансовых мостов М2 и М3 уже произвели значительные изъятия финансовых средств из системы в собственный капитал К3. Поэтому помощь ОГУ только продлевает кризис, но не исправляет положения.
Особенность финансовой системы США состоит в том, что эмиссию денег Д2 осуществляет ФРС - институциональная единица в составе сектора ФК. То есть ФРС, борясь с кризисом, печатает деньги, запускает их в мосты М2, М3, М4 по ветви "инвестиции" и через ветвь "оплата" получает их с процентом (часто в виде основных фондов обанкротившихся собственников), переводя в капитал К3. В результате борьба с кризисом по американской схеме переходит в передел собственности и обогащение сектора ФК в масштабах мировой экономики.
Выводы. Из анализа экономических потоков в системе вытекает вывод о целесообразности проведения новой антикризисной политики, основанной на упорядочении финансовых мостов М2, М3, М4. Сектору ОГУ необходимо активно вмешиваться в регулирование потоков, жестко привязывать контуры и мосты к соответствующим институциональным секторам. Подобное решение реализовал в свое время в США Ф. Д. Рузвельт в "Новом курсе", запретив банкам играть на бирже.
Следует повышать устойчивость экономической системы путем замены внутрисекторной кооперации на межсекторную. Примером таких действий служит развитие финансово-промышленных групп, когда банковский капитал привязывается к материальному производству, что направляет потоки в контуры напрямую, минуя финансовые мосты.
Эмиссия финансовых средств должна носить целенаправленный, адресный характер и контролироваться со стороны ОГУ.
Одной из главных антикризисных мер, в том числе для экономики Украины, должна быть полная идентификация контуров в системе и упорядочение финансовых мостов. К финансовым мостам следует применить ряд ограничений, систему планового управления, текущий контроль над динамикой развития. Необходимо взять под жесткий контроль эмиссию денег не только в отдельных странах, но и в масштабах мировой экономики.
Перечисленные меры позволят ликвидировать причину кризиса, а значит, обеспечат более эффективное антикризисное управление.
Литература
1. Система национальных счетов / Понятие и структура системы национальных счетов (СНС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook 096/01/part-012.htm.
2. Министерство финансов РФ. Стандарты статистики государственных финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finansami.com/mezhdunarodnye-standarty-ucheta/stan-darty-statistiki-gosudarstvennyx-finansov.
3. Daniel Antier. L' études des flux et des stocks. - Paris: Sedes, 1957. - 180 p.
4. Жиль Делез. Природа потоков (лекция 12 ноября 1971 г.) / Пер. Кралечкин Д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politizdat.ru/ outgoung/40.
5. Леонтьев В. В. Альтернатива агрегированию в анализе "затраты - выпуск" и системе национальных счетов / Экономические эссе - М.: Изд. политической литературы, 1990. - 415 с.
6. Модуляция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/ gl_sch2.cgi? RMukzr9.o9!xojtgrui.
7. Система "затраты-выпуск", межотраслевой баланс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/lib/economics/3/g12.html.
8. Джордж Сорос назвал истинную причину финансового кризиса 16:49 / 15.10.2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ /www.from-ua.com/news/f0c9c32ac469b.html.