Научная статья на тему 'Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения софистического образования'

Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения софистического образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Душин А. В.

Статья посвящена анализу экономических, политических и культурных предпосылок софистического образования как феномена мировой педагогики и образования. Показаны роль и историческое значение софистов в создании первой образовательной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения софистического образования»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОФИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Душин А.В.*

Институт экономики предпринимательства, г. Москва

Статья посвящена анализу экономических, политических и культурных предпосылок софистического образования как феномена мировой педагогики и образования. Показаны роль и историческое значение софистов в создании первой образовательной системы высшего образования.

Древняя Греция никогда не существовала как единое государство. Эллины создавали полисы, политически независимые города-государства, жители которых мужественно защищали свое государство с оружием в руках от набегов соседей. Политическая система формировалась таким образом, что полис давал древнему греку возможность участия каждого гражданина в делах общины, в т.ч. влияние на решение внутренних дел и внешней политики. С одной стороны это формировало чувство отечества, что являлось причиной беспрецедентной храбрости в бою, поскольку эллин защищал именно свою малую родину. С другой стороны, стремление к автономии полисов не позволило создать долговечную федерацию городов-государств. Так, отношения в Делосском морском союзе во главе с Афинами из равноправных государств-союзников превратились в отношения начальников и подчиненных, что в итоге привело к отпадению союзников и поражению в Пелопонесской войне со Спартой, а затем предопределило поражение от македонских войск.

О необходимости объединения эллинов перед лицом внешней опасности говорили Геродот, Перикл, Исократ и Демосфен. Однако история Древней Греции показывает, что единство греков реально состоялось лишь в области общих понятий, искусства, воспитания и образования.

Расцвет греческой культуры предваряет т.н. «архаический» период, в который начинается зарождение демократии, развитие архитектуры и скульптуры, языка и поэзии, театра и философских школ. Однако уже в это время начинают расходиться пути наиболее влиятельных государств, Спарты и Афин. Если в VII в. до н.э. военизированный характер всей жизни был характерен для обоих полисов, то спустя пару веков картина изменилась.

Спартанская аристократия продолжала искусственно сдерживать развитие частной собственности и продолжала руководить полисом как воен-

* Доцент кафедры Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат философских наук, доцент.

ным лагерем. Только жесткая военная дисциплина и консерватизм могли удержать власть спартиатов над господствующими в количественном отношении покоренными илотами и периэками. Греко-персидские войны заставили на время объединиться Спарту и Афины, однако, по ее окончании пути консервативной земледельческой Спарты и торгово-промышленных Афин разошлись окончательно. Афины устремились по пути демократизации политических институтов, которые по словам Аристотеля, представляли собой большую безопасность нежели олигархический строй [1, с. 474]. Культура и образование афинян становились гражданскими и поднялись до уровня, ставшего мировым.

Наивысшего развития греческая культура достигает в т.н. «классический» период, в У-1У вв. до н.э. Победа греков в греко-персидских войнах привела к гегемонии Афин на море, укреплению ее финансовой независимости, росту национального самосознания. Законодательство Перикла завершило реформы Солона и Клисфена, утвердив демократическое государственное управление, посредством участия в управлении всех свободных граждан Аттики. При Перикле, которого афинское народное собрание с 443 г. до н.э. 15 лет подряд избирало стратегом, Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции.

Внутри греческого полиса набирала силу потребность в углублении образования как общества в целом, так и отдельного лица. Социум созрел до возникновения греческой пайдейи - нового типа образования, осуществить который, было суждено софистике.

С одной стороны, на становление софистического образования оказали влияние бессмертные поэмы Гомера и басни Эзопа, хоровая лирика Симо-нида и Пиндара, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Афисто-фана, дидактический эпос Парменида и Эмпедокла, исторические исследования Фукидида и Ксенофонта. С другой стороны, интеллектуальная составляющая греческой культуры и образования восходила к философам, заложившим основы мировой философской мысли. Это представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейцы, элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон), Анаксогор, Гераклит, атомисты Леккипп и Демокрит. Однако, если до сих пор эти мыслители не создали школу в широком смысле, оставаясь философами-одиночками, то софисты стали основателями целого педагогического направления, оказавшего влияние не только на греческую культуру, но и на мировую педагогику в целом.

До указанного периода государственное руководство было прерогативой родовой аристократии, однако с появлением софистов впервые в истории появилось доступное высшее образование. Хотя эта доступность ограничивалась кошельком обучающегося, монополия знати на получение образования серьезно пошатнулась. На агоре, рыночной площади в центре полиса проводились общегражданские собрания, вершилось гражданское

управление и суд. Реальное афинское народовластие предполагало участие в управлении государством всех свободных граждан, и, соответственно, высокий уровень их политического самосознания, государственной мудрости и компетентности. Словом, бурная политическая жизнь демократических Афин с необходимостью требовала воспитания государственных деятелей, становления нового эффективного образования.

Преподавание софистов было адресовано любому гражданину, желающему развить интеллектуальные способности, побеждать на политической сцене, сформировать себя как государственного лидера. Первым софистом, т.е. учителем мудрости, несущим людям, по его словам, духовную культуру был Протагор. Он путешествовал по греческим полисам, собирая вокруг себя учеников, посещая дома богатых горожан, и давая желающим за несколько лет законченное образование. Он был первым, кто брал за обучение деньги.

Как правило, софисты прибегали к публичным выступлениям, демонстрируя свое искусство на площадях, при стечении публики. Зачастую, вещая с высокого кресла, одетые в торжественные пурпурные плащи рапсодов, они убеждали публику в своей непогрешимости и производили глубокое впечатление на слушателей. Конечно, обучение софистов не ограничивалось зре-лищностью, а имело и реальный эффект. Софисты обладали высокой личной образованностью. Протагор обучался философии у Демокрита и общался с Периклом и Еврипидом. Горгий обучался у известных риторов Коракса и Тисия. Гиппий Элидский обладал глубокими познаниями в разных науках, за что получил прозвище «многознающий». Продик стал учителем Сократа.

Марру А. полагает, что софисты не были в строгом смысле мыслителями, не имели отношения к истории философии и науки и оперировали множеством своих, либо заимствованных у прежних философов идей [2, с. 78]. Если это может быть справедливо по отношению к т.н. «младшим» софистам, например, Критию и Алкидаманту, которые увлекались теоретической риторикой, ораторским искусством и элегией, то Протагора и Горгия все же следует признать философствующими умами. Не случайно Гегель посвятил обоим софистам параграфы в своих лекциях по истории философии, назвав их глубокими мыслителями, поскольку они делали диалектику, всеобщую философию предметом своего рассмотрения [3, с. 33]. Их связь с философией, по утверждению Гегеля, состояла в том, что они не останавливались на конкретном рассуждении, а шли дальше до последних определений. Используя такое понятие как мысль, софисты призывали людей использовать мышление вместо предсказаний оракула, прорицаний пифии, собственных страстей и чувств. Посредством свободного мышления, полагали они, человек должен найти общие принципы, руководствуясь которыми следует оценивать предметы и явления действительности.

Аристотель в своей «Метафизике» не включил софистов в историю греческой философии. Йегер В. соглашается с ним, делая исключение лишь

Протагору. Однако ученый считает, что, помещая софистов в процесс развития греческой воспитательной традиции, восходящей к Гомеру и Гесиоду, Солону и Феогниду, Симониду и Пиндару, можно понять их великое историческое значение [5, с. 169]. Софисты заменили поэтов и рапсодов, бывших учителями по всем предметам и породили вокруг себя атмосферу многостороннего образования. Благодаря их деятельности образование распространилось по всей Греции. Через преподавание музыки, поэзии, риторики, уроков мудрости софисты несли своему народу более высокое образование, будучи уверенными в том, что в любой сфере деятельности может быть успешным лишь образованный ум. Их называли основателями педагогики, как науки о воспитании, хотя сами софисты называли свою деятельность не наукой, а искусством политического воспитания, поскольку высшее образование связывалось тогда с идеей государства и общества.

Наряду с диалектикой важной стороной софистического образования была риторика. Например, своей блестящей речью Горгий, убедивший Афины помочь леонтинцам против сиракузян, завоевал у афинян неувядающую славу. Однако сократовская критика Горгия, как и других софистов связана с тем, что ораторы часто злоупотребляют риторикой для совершения несправедливых и дурных дел поскольку они убеждают людей в том, что только кажется софистам справедливым [6, с. 121-124]. Риторика, как и другие виды искусства, должны, по Сократу, преобразовывать жизнь по принципам высшего блага, создавая в душе «строй и порядок». В любом случае заслуга софистов в области красноречия состояла как в становлении античного ораторского искусства, так и в создании теоретической риторики, которая используется и сегодня.

Таким образом, софистов следует признать создателями риторики диалектики и грамматики, составивших впоследствии Тгтит, гуманитарный цикл семи свободных искусств. Нельзя не согласиться В. Йегером, в том, что такое новое искусство явилось выражением принципа формирования духа, поскольку исходило из формы языка, речи и мысли. Это педагогическое достижение стало одним из величайших открытий человеческого духа [5, с. 181]. Следует отметить и прозорливость софистов в необходимости занятий математикой, не имеющей практической ценности, но закаляющей разум. В средние века математика, геометрия, астрономия и музыка (как гармоника) составили Quadrrvшm, второй цикл семи свободных искусств, в чем также состоит несомненная заслуга софистов.

Культ спорта и тела, господствовавший ранее в Аттике, усилиями софистов отодвинут на второй план. Молодые люди уже не видят приоритета в спортивных достижениях, тем более что спорт становится профессиональным. Их интерес устремлен к мыслям Протагора и судебным речам Антифонта. Таким образом, софисты осуществили настоящую революцию в греческом образовании, принципиально изменив содержание греческой высокой

культуры. Отныне в ней преобладает интеллектуальный, научный, рациональный элемент [2, с. 92].

История греческого образования и духовной культуры есть отражение истории античной Греции. Впервые в мире на небольшом пространстве сложились экономические, политические и общекультурные предпосылки нового, ранее неизвестного типа образования, способствовавшего будущему духовному единству нации.

Усилиями софистов были созданы основы высшего образования, оказавшего огромное влияние как на латинское образование, так и на ренес-сансное образование в целом. Не случайно Московский государственный университет и Московская духовная академия ведут свою историю от открытого в 1687 г. первого в России всесословного учебного заведения -Эллино-Греческой академии. Преподавание в ней осуществлялось на греческом и латинском языках, а главное внимание уделялось изучению греческого языка и греческой культуры.

Список литературы:

1. Аристотель. Политика // Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 1. Ч. 1. - М.: Мысль, 1969.

2. Марру А.-И. История воспитания в античности. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. - СПб.: Наука, 1994.

4. Платон. Протагор // Платон. Диалоги. - М.: Астрель, 2010.

5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Кн. 2. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001.

6. Платон. Горгий // Платон. Диалоги. - М.: Астрель, 2011.

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

© Матвеева А.И.*

Российский профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье автором утверждается, в современном обществе ранг духовной любви в значительной степени утрачен. Доказывается, чтосов-ременное общество разобщено модусом «иметь», расколото конкуренцией и стяжательством. Автор призывает признать, что духовная любовь не просто позволяет человеку «более глубоко открыть реальность» его бытия, но и создает эту самую реальность.

* Доцент кафедры Социологии, кандидат социологических наук, докторант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.