Научная статья на тему 'Экономические перспективы осуществления параллельного импорта в РФ в сфере инфокоммуникаций'

Экономические перспективы осуществления параллельного импорта в РФ в сфере инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические перспективы / параллельный импорт / инфокоммуникационная сфера / информационные технологии / международные перевозки / правовые аспекты / economic prospects / parallel imports / infocommunication sphere / information technology / international transportation / legal aspects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арег Геворгович Варданян

Кратко представлена точка зрения на перспективы развития параллельного импорта в области информационных технологий, а также электроники на высокотехнологичных предприятиях. При этом в статье описывается ряд проблем, которые серьезно осложняют дальнейшее оптимальное развитие данного направления. Особое внимание уделено тому, что существенной проблемой для предприятий с экономической и технической точек зрения является отсутствие обслуживания электроники и информационных технологий, внедренных в производство посредством схемы параллельного импорта. Также обосновывается ряд идей, которые могут рассматриваться как попытки решения проблемы внедрения электроники на предприятиях по схеме параллельного импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic prospects for parallel import in the Russian Federation in the field of infocommunications

The point of view on the prospects for the development of parallel imports in the direction of information technology and electronics at high-tech enterprises is briefly presented. At the same time, the article describes a number of problems that seriously complicate the further optimal development of this direction. Particular attention is paid to the fact that a significant problem for enterprises from an economic and technical point of view is the lack of maintenance of electronics and information technologies introduced into production through a parallel import scheme. A number of ideas are substantiated, which should be considered as attempts to solve the problem of introducing electronics at enterprises through parallel import.

Текст научной работы на тему «Экономические перспективы осуществления параллельного импорта в РФ в сфере инфокоммуникаций»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья ■УДК 339

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-145-148 EDN: https://elibrary.ru/ontkxl NIION: 2015-0066-4/23-774 MOSURED: 77/27-011-2023-04-973

Экономические перспективы осуществления параллельного импорта в РФ в сфере инфокоммуникаций

Арег Геворгович Варданян

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

aregv@bk.ru

Аннотация. Кратко представлена точка зрения на перспективы развития параллельного импорта в области информационных технологий, а также электроники на высокотехнологичных предприятиях. При этом в статье описывается ряд проблем, которые серьезно осложняют дальнейшее оптимальное развитие данного направления. Особое внимание уделено тому, что существенной проблемой для предприятий с экономической и технической точек зрения является отсутствие обслуживания электроники и информационных технологий, внедренных в производство посредством схемы параллельного импорта. Также обосновывается ряд идей, которые могут рассматриваться как попытки решения проблемы внедрения электроники на предприятиях по схеме параллельного импорта.

Ключевые слова: экономические перспективы, параллельный импорт, инфокоммуникационная сфера, информационные технологии, международные перевозки, правовые аспекты

Для цитирования: Варданян А. Г. Экономические перспективы осуществления параллельного импорта в РФ в сфере инфокоммуникаций // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 145-148. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-4-145-148. EDN: ONTKXL.

Original article

Economic prospects for parallel import in the Russian Federation in the field ofinfocommunications

Areg G. Vardanian

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia,

aregv@bk.ru

Abstract. The point of view on the prospects for the development of parallel imports in the direction of information technology and electronics at high-tech enterprises is briefly presented. At the same time, the article describes a number of problems that seriously complicate the further optimal development of this direction. Particular attention is paid to the fact that a significant problem for enterprises from an economic and technical point of view is the lack of maintenance of electronics and information technologies introduced into production through a parallel import scheme. A number of ideas are substantiated, which should be considered as attempts to solve the problem of introducing electronics at enterprises through parallel import.

Keywords: economic prospects, parallel imports, infocommunication sphere, information technology, international transportation, legal aspects

For citation: Vardanian A. G. Economic prospects for parallel import in the Russian Federation in the field of infocommunications. Bulletin of economic security. 2023;(4):145-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-145-148. EDN: ONTKXL.

Правовой принцип параллельного импорта (который изначально был применен в США) со временем «прижился» в странах, где действует принцип так называемого «выгорания исключительных прав».

Власти некоторых стран разрешают закупать оригинальный товар за рубежом с последующим выводом

© Варданян А. Г., 2023

его на свой рынок. Разрешение правообладателя при этом не требуется, ссылаясь на то, что он теряет права на товар, продав его один раз. В коммерческом обороте такой способ продажи часто называют «серым», однако никакого отношения к контрафакту он не имеет. Речь идет о закупке оригинального товара, предназначенного

для рынка другой страны. Он покупается за рубежом и ввозится в страну с оформлением всех таможенных пошлин, сертификатов и прочих необходимых документов, с соблюдением соответствующих процедур. Продаются эти товары параллельно с продукцией официальных дилеров. Отсюда и название - «параллельный импорт». Этого принципа, в частности, придерживаются Индия, Коста-Рика, Аргентина и Китай. С 23 апреля 2022 года ему частично следует и Россия.

Международный принцип «выгорания прав» считается наиболее свободным для импортеров. Менее свободным является региональный принцип «выгорания прав». Такая система действует в Евросоюзе, где параллельный импорт допускается только между странами-членами интеграционного объединения. В России же до начала проведения специальной военной операции (СВО) на Украине строго действовал национальный принцип «выгорания прав». Зарубежную продукцию могли завезти в Россию только с согласия правообладателя. В результате товар в РФ могли продавать только уполномоченные на то дилеры - компании, которых производитель наделил правом торговать его товаром в стране. Отметим, что механизм параллельного импорта уже действовал в России в 2000-х годах, но был остановлен ради инвестиционной привлекательности. С началом СВО его снова решили ввести, чтобы избежать дефицита. Изменится ли в таком случае стоимость товаров? Вероятнее всего, они станут дороже. Во-первых, цены будут расти из-за инфляции и проблем с логистикой, что отразится на большинстве отраслей российской экономики. Во-вторых, ввоз товаров из-за границы облагается более высокими пошлинами. Если раньше некоторые товары, например, автомобили, ввозили по частям и собирали в России, то теперь их будут целиком ввозить в страну. А это приведет к существенному росту цен на них, так как почти половина цены - это пошлины [1, с. 52]. В качестве примера в РФ можно отметить рынок полупроводников, который практически полностью зависел от импорта. Доля импорта в автомобильной электронике - до 90 % (на 2018 год). Введенные санкции не позволяют закупить за рубежом ни производственные линии, ни лицензии. Для создания собственной цепочки производства бытовой электроники потребуются дополнительные время и усилия, особенно стране, которая находится в экстремальных условиях и под жесткими санкциями. Отечественное производство микрочипов, будучи затратным из-за неприоритетности направления и общедоступного импорта, ориентировано в основном на оборонную промышленность, в связи с чем, производство конкурентоспособной бытовой электроники оказалось второстепенным. На 2020 год электронная промышленности занимает всего 1,8 % ВВП, больше половины которой (55 %) обеспечивает оборонная промышленность [2,п. 2].

Такая же ситуация и в смежных отраслях, в том числе, фармацевтике, которая частично зависит от импорта высокотехнологических компонентов (например, доля

зарубежных лекарств на рынке РФ превышает 70 %, где главные поставщики - Германия (21,4 % в импорте) и Франция (9,9 %); в целом, из совокупного объема ввозимых в нашу страну лекарств 78,6 % приходится на долю Евросоюза) [3, табл. 4]. Легко представить, каково будет насыщение рынка лекарственных средств в случае, если санкции коснутся сферы фармацевтики, или, что еще проще, при оказании давления Запада на компании-поставщиков. Исходя из сказанного выше, можно предположить, что, при возможном надвигающемся кризисе, вероятной инфляции рубля и, как следствие, росте цен, становится понятным узаконивание схемы параллельного импорта.

После начала специальной военной операции на Украине зарубежными странами, в первую очередь, США, был введен запрет на ввоз в Россию без специальной лицензии высокотехнологичной продукции для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, квантовых компьютеров и электроники, программного обеспечения [4, п. 6], вследствие чего ряд международных ИТ-компаний ушли с российского рынка (Oracle, SAP, Microsoft и др.). Общеизвестно, что любая отдельно взятая страна не в состоянии обеспечить в достаточной мере инфокоммуникационную сферу необходимыми цифровыми технологиями, поэтому возникшая ситуация создает препятствия для развития важнейших сквозных технологий, промышленного интернета, виртуальной и дополненной реальностей, нейротехнологий и искусственного интеллекта, квантовых технологий и др. Наибольшие проблемы для бизнеса и производителей в настоящее время создает запрет на поставки полупроводников, процессоров и другой электроники.

Россия в ответ на санкции ограничила поставки на зарубежные рынки неона (30 % мирового потребляемого неона обеспечивает РФ), аргона, гелия и других инертных газов, которые используются для производства полупроводников, необходимых для микросхем (гаджетов, автомобилей, навигационных систем и т. п.) [5, п. 1].

Предприятия, уже выстроившие производство вокруг импортной электроники и ПО, столкнулись с проблемой ввоза и обслуживания необходимых компонентов производства. Проблема официального импорта заключалась в монополии на установление цены у поставщика, зависимости в поставках от одной компании, а с 7 марта 2022 года (когда Россия стала «мировым лидером» по количеству наложенных на нее санкций) появилась третья, главная проблема - политические ограничения. Параллельный импорт решает все три вышеуказанные проблемы: можно продавать товары, производители и дилеры которых приостановили работу в России; сокращаются сроки поставок; может расшириться ассортимент товаров известных брендов, могут появиться модели, которые ранее в Россию не поставлялись.

Указанные преимущества действительно помогут избежать дефицита в чувствительном направлении производства, однако параллельный импорт имеет два за-

146

Вестник экономической безопасности

№ 4 / 2023

ECONOMIC SCIENCE

метных минуса, которые нельзя игнорировать: возможное приостановление, а иногда отсутствие гарантийного обслуживания некоторых видов товаров; отсутствие однозначного ответа на вопрос о том, как отразится на цене конкуренция между официальным и независимым поставщиками.

Пример воздействия параллельного импорта на состязательную среду и положение потребителей в РФ можно было встретить в Калининградской области. В силу специфики географического расположения этого региона правообладатели не во всех случаях считали разумным предоставлять право ввоза товара единственному поставщику, поэтому некоторые товары на территории Калининградской области были исключены из лицензионных соглашений на сбыт товаров в России. В результате в магазинах области можно было обнаружить продовольственные товары, ввезенные иными поставщиками, чем официальными дистрибьюторами правообладателя в России. При этом цена на товары значительно (на 50 % и более) ниже, чем по России в целом.

Для того, чтобы решить вопрос с отсутствием гарантийного обслуживания электроники, предлагается ввозить товар из страны-производителя через третью страну, и после этого ввозить в Россию. Такой подход помогает предпринимателям, осуществляющим параллельный импорт, обходить правообладателя с информацией о перемещении товара в страну с санкционными ограничениями. Именно поэтому рынок моментально поддержал идею о параллельном импорте. Как сообщает Федеральная таможенная служба, его объем составил $ 12,6 млрд после легализации (29.03.2022). Ежемесячный прирост - 12%.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 [6, п. 1] и повышение беспошлинного порога с 200 до 1 000 евро [7, п. 1] на зарубежные покупки объективно приведет к потенциальному расширению предложения на рынке электронной торговли в сегменте высокотехнологичных товаров. Такое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них. Одновременно данное решение содержит и некоторые негативные элементы: в частности, может возникнуть необходимость у поставщиков изменять свои логистические цепочки. Иногда любое преобразование транспортной цепочки движения товара влечет за собой изменение сроков поставки и, как следствие, снижение удовлетворения потребителей от оказанных услуг. В свою очередь, отметим, что основная часть электронной торговли приходится на международные почтовые отправления. Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений, в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, обеспечивают почтовые администрации стран-членов Всемирного почтового союза (в Российской Федерации это АО «Почта России»), Для импорта высокотехнологичных товаров в большинстве случаев используется авиадоставка, а для крупногабаритной бытовой техники ключевыми яв-

ляются контейнерные перевозки, которые в настоящее время находятся в состоянии неопределенности. Санкции и уход значимых контейнерных линий из России, в частности, Maersk, приводит к необходимости изменять все логистические цепи поставок, прибегая к поиску новых транспортных коридоров и партнеров, например, через порты Турции или других стран.

Подводя предварительный итог, следует отметить, что параллельный импорт, являясь наименее предсказуемым (с точки зрения эффективности) инструментом смягчения санкционных ограничений, все же сохраняет надежду на то, что использование этого канала приведет к заметным результатам и хотя частично, но решит проблему нехватки в РФ импортных товаров.

Список источников

1. Новиков В. Е., Ревин В. Н., Цветинский М. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М., 2020.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р «О Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по ее реализации» // URL: https://docs.cntd.ru/ document/564162587 (дата обращения: 28.11.2022).

3. Данные Росстата II URL: https: II rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения: 28.10.2022).

4. Министерство финансов США II URL: https:// home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/ sanctions-programs-and-country-information/russian-harmful-foreign-activities-sanctions (дата обращения: 26.10.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100».

6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру» II URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1535728/ (дата обращения: 27.10.2022).

7. В ЕАЭС порог беспошлинного ввоза посылок для физических лиц повышен до 1000 евро / Центральная почтовая таможня II URL: https://cpt.customs. gov.ru/presslugba/novosti/document/ (дата обращения: 27.10.2022).

References

1. Novikov V Е., Revin V N., Tsvetinsky M. P. Customs and tariff regulation of foreign economic activity and customs value. M., 2020.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated January 17, 2020 № 20-r «On the Strategy for the Development of the Electronic Industry of the Russian Federation for the period up to 2030 and the action plan for its implementation» // URL: https: // docs.cntd.ru / document / 564162587(accessed: 28.11.2022).

3. Rosstat data [Internet resource]. Access mode: https: // rosstat.gov.ru/storage/mediabank/26_23-02-2022. html (accessed: 28.10.2022).

4. The US Treasury Department. URL: https: // home. treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/sanctions-programs-and-country-information/russian-harmful-foreign-activities-sanctions (accessed: 26.10.2022).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation № 311 of March 9, 2022 «On measures to

implement the Decree of the President of the Russian Federation № 100 ofMarch 8, 2022».

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 dated March 29, 2022 «On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marked» / Information and Legal Portal «Garant.ru» [Internet resource], - Access mode: https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1535728/ (accessed: 27.10.2022).

7. In the EAEU, the threshold for duty-free import of parcels for individuals has been raised to 1,000 Euros / Central Postal Customs [Internet resource]. Access mode: https://cpt.customs.gov.ru/presslugba/novosti/document/ (accessed: 27.10.2022).

Информация об авторе

А. Г. Варданян - студент магистратуры Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Information about the author A. G. Vardanian - graduate student of the Moscow Aviation Institute (National Research University).

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.

Основы

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Второе издание

Основы экономической безопасности. Учебное пособие. Эриашви-ли Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике РФ, ее регионов и хозяйствующих субъектах. Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике. Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.

148 - Вестник экономической безопасности - №4/ 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.